В русском языке между неоднородными определениями запятая не
ставится, между однородными определениями запятая ставится.
Несколько согласованных определений, не связанных между собою
союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными.

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным)
словом, тогда как между собой они находятся в отношениях
перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между
ними можно поставить союз и):
Приведем пример:
Красные, желтые тюльпаны. Желтые тюльпаны. Красные тюльпаны. Красные
и желтые тюльпаны.

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной
интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и.
Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным)
словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с
определяемым словом, тогда как второе связано уже со
словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:
Приведем пример:
Короткий пассажирский состав.
В данном предложении с главным словом состав связано ближайшее к
нему определение – короткий.
Определение короткий связано со всем словосочетанием – пассажирский
состав (Пассажирский состав является коротким).

Определения являются однородными, если
:

Обозначают отличительные признаки разных предметов;
Приведем пример:
Синие, белые мячи – синие и белые мячи; мячи были синими; мячи были
белыми.

Обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с
одной стороны;
Приведем пример:
Деревянный, сгоревший сарай – деревянный и сгоревший сарай; сарай был
деревянным; сарай был сгоревшим.

Характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте
объединяются каким-то общим признаком;
Приведем пример:
Солнечный, прекрасный день – «Солнечный, а потому и прекрасный»;
пасмурные, тоскливые дни – «пасмурные, а потому и тоскливые».

В условиях контекста между определениями создаются синонимические
отношения;
Приведем пример:
острая, режущая боль в ноге – в данном контексте формы острая и
режущая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по
значению.

Представляют собой художественные определения – эпитеты;
Приведем пример:
Овальные, кошачьи глаза.

Образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает
выражаемый им признак;
Приведем пример:
радостное, праздничное, лучезарное настроение.

За одиночным определением следует определение, выраженное причастным
оборотом, то есть причастием с зависимым словом;
Приведем пример:
Седые, аккуратно причёсанные волосы.

Стоят после определяемого слова;
Приведем пример:
Волосы седые, причёсанные.

Второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то есть или а именно.
Приведем пример:
Нормальное, мирное сосуществование государств – нормальное, то есть мирное сосуществование государств.

Определения являются неоднородными, если они:

Характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям:
Приведем пример:
маленький деревянный сарай – «размер и материал»,
деревянный сарай был маленьким;
серые овальные тучи – «цвет и форма»,
овальные тучи были серыми;
пузатое ореховое бюро – «форма и материал»,
ореховое бюро было пузатым;

Неоднородные определения чаще выражаются :

Местоимением и прилагательным;
Его новая машина.

Качественным и относительным прилагательными;
Маленький деревянный сарай.

Относительным прилагательным и одиночным причастием;
Запущенный фруктовый сад.

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.

Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией.

Между однородными определениями обычно можно вставить союз и .

Например: В комнату вбежала веселая , громко смеющаяся девочка. (Весёлая, смеющаяся – однородные определения, выражающие настроение, состояние, между ними можно поставить союз и .) В вазе стояли красные , оранжевые и желтые цветы. (Красные, оранжевые и желтые – однородные определения, обозначающие общий признак – цвет.)


Неоднородные определения
характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением.

Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и .

Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным ).

Например: В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка. (Маленькая , смеющаяся – неоднородные определения, между ними нельзя поставить союз и .)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы. (Крупные, красные, душистые – прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения.)

Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.

Признаки однородности определений

Обозначают признаки однородных предметов: синие , желтые , красные шары ;
обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки (= так как, поэтому): лунный , ясный вечер (= ясный , потому что лунный );
обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые , погасшие глаза ;
присутствует смысловая градация: радостное , праздничное , лучезарное настроение ;
одиночное определение расположено перед распространенным: пустое , запорошенное снегом поле ;
расположены после определяемого слова: женщина молодая , прекрасная , добрая , интеллигентная , обаятельная ;
обозначают субъективную характеристику (факультативный признак): маленькое , золотистое облачко; длинный , узкий ковер ;
в позиции после определяемого слова: облака круглые , высокие , золотисто-серые , с нежными белыми краями .
обозначают синонимичные в условиях контекста признаки, при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.): Он протягивал мне красную , опухшую , грязную руку; Тяжелые , холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор; В густых , темных волосах блестели седые пряди; бледное , строгое лицо; веселый , добродушный смех; пустынный , неприветливый дом; ласковые , живые глаза; гордый , храбрый вид; сухие , потрескавшиеся губы; тяжелое , злое чувство; серый , непрерывный , мелкий дождь и т.д.

Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая .

Например: Красные , белые , розовые , желтые гвоздики составили красивый букет. Странный , резкий , болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой.

Признаки неоднородности определений

Обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро ;
обозначают цвет и форму: белые круглые облака ;
обозначают размер и материал: большие каменные дома ;
обозначают качество и местонахождение: угрюмая сибирская река .

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи.

Например: В конце ноября выпал первый лёгкий снежок. (Слова первый и лёгкий первый – числительное, лёгкий – прилагательное; они не образуют ряда однородных членов). Мой старый дом. (Слова "мой" и "старый" относятся к разным частям речи: мой – местоимние, старый – прилагательное, они также не образуют ряда однородных членов). Запущенный фруктовый сад. (Слова "запущенный " и "фруктовый" относятся к разным частям речи: запущенный – одиночное причастие, фруктовый – прилагательное).

Обращаем ваше внимание на то, что неоднородным будет одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (причастный оборот) входит в ряд однородных определений, причем причастный оборот должен стоять на втором месте.

Например: чёрные причёсанные волосы (неоднородные определения); чёрные, гладко причёсанные волосы (однородные определения). Запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится.

Между неоднородными определениями запятая не ставится .

Однородные и неоднородные приложения

1. В зависимости от значения приложения, не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными. Приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны, являются однородными и разделяются запятыми.

Например: Лауреат Нобелевской премии, академик А.Д. Сахаров – почетные звания; доктор филологических наук, профессор С.И. Радциг – ученая степень и звание; обладатель Кубка мира, чемпион Европы – спортивные звания; олимпийский чемпион, обладатель «золотого пояса» чемпиона Европы, один из самых техничных боксеров, кандидат технических наук, профессор – перечисление разных званий.

Если приложения обозначают разные признаки предмета, характеризуют его с разных сторон, то они неоднородны и запятыми не разделяются .

Например: первый заместитель министра обороны генерал армии – должность и воинское звание; главный конструктор проектного института по строительному машиностроению для сборного железобетона инженер – должность и профессия; генеральный директор производственного объединения кандидат технических наук – должность и ученая степень.

2. При сочетании однородных и неоднородных приложений соответственно расставляются и знаки препинания: заведующий межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики доктор педагогических наук, профессор; заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, двукратная обладательница Кубка мира студентка Института физкультуры; заслуженный мастер спорта, абсолютный чемпион мира студент Института физкультуры.

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. При бессоюзной связи запятыми отделяются только однородные определения, а между неоднородными определениями запятая не ставится .

I. Определения однородны:

1. если обозначают отличительные признаки разных предметов, характеризуя их с одной стороны.

  • … на огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими , белыми , жёлтыми огнями. (В. Г. Короленко)
  • (Одни огни синие, другие - белые, третьи - жёлтые.)

2. если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны.

  • Любил Чапаев сильное , решительное , твёрдое слово.
  • (Д. А. Фурманов)

3. если характеризуют предмет либо только с положительной стороны и их можно оценить знаком «+», либо только с отрицательной стороны и их можно оценить знаком «-».

  • … я видел женщину молодую , прекрасную , добрую , интеллигентную , обаятельную .
  • (А. П. Чехов)
  • Наступила дождливая , грязная , тёмная осень.
  • (А. П. Чехов)

4. если представляют собой образные определения (эпитеты).

  • Сухим , металлическим блеском горят его воспалённые серые глаза.
  • (По Д. А. Фурманову)
  • Нас встретил пустой , заброшенный дом. (Прил. + прич. )
  • Люблю я по утрам крепкий , горячий , пробуждающий кофе. (Прил. + прич. )
  • То была первая , не замутнённая никакими опасениями радость открытия. (Прил. + прич. оборот. )
  • (Д. А. Гранин)

6. если стоят после определяемого слова.

  • По обеим сторонам просеки красовались сосны высокие , корабельные .
  • (Ср.: высокие корабельные сосны.)

7. при описании внешности .

  • Почти у самого дома нас встретила скромная , застенчивая , деревенская девочка лет восьми.

8. если противопоставляются другим определениям, относящимся к тому же определяемому слову.

  • Мы проезжали то маленькие , безлюдные станции , то узловые , оживлённые .

Каждое из однородных определений непосредственно связано с определяемым словом .

II. Определения неоднородны:

1. если относятся не непосредственно к определяемому , а к сочетанию существительного со стоящим перед ним определением.

  • Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко?
  • (А. И. Куприн)
  • (Ср.: уездный городишко - южный уездный городишко - скверный южный уездный городишко.)
  • Холли нарядилась в изумительное обтягивающее кружевное платье.
  • (С. Ахерн)

2. если характеризуют предмет с разных сторон .

  • Черника - это кустарничек с маленькими круглыми пресными чёрно-голубыми ягодами. (Размер - форма - вкус - цвет.)

Неоднородные определения могут стать однородными, если в контексте приобретают какой-то общий признак.

  • Начался мелкий , колющий дождь. (Общий признак этих определений - неприятное ощущение.)
  • В подарок был куплен красивый шёлковый платок.
  • Работая здесь, он приобрёл огромный политический опыт.

III. Некоторые случаи допускают двоякое толкование :

  • Ср.: Она одела новую , норковую шубу.
  • Она одела новую норковую шубу.

Постановка запятой в первом случае означает, что второе определение поясняет первое (Она одела новую, а именно норковую шубу).

Отсутствие запятой во втором случае означает, что определение новый относится к сочетанию норковую шубу (Она одела новую норковую шубу, хотя есть и другая норковая шуба, по-видимому, уже старая) .

Разрабатывая новый урок, мы задаем вопросы: что будем изучать, зачем и как? Определяя цель, мы ориентируемся на уровень класса: лицейский – нелицейский, а также на профиль – гуманитарный или негуманитарный. После этого можно сделать выбор, каким материалом пользоваться – заранее подготовленным или привлекаемым по ходу урока. Не забывая “дальнюю” цель – становление языковой личности учащегося, в гуманитарном классе ставим задачи перед каждым учеником – определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий. В обоих случаях исследуются примеры, в которых при определенных условиях существует (или отсутствует) языковое явление, например, когда согласованные определения будут или не будут однородными. При этом пунктуационное правило перестает быть организующим центром, оно усваивается как следствие, вытекающее из анализа словосочетаний или предложений. Ученик приходит к выводу: существуют разные варианты постановки знаков препинания.

В негуманитарном, нелицейском классе цель может быть сформулирована по-другому: необходимо грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями. Отсюда задачи: выяснить, когда между согласованными определениями ставится/не ставится запятая, научиться правильно читать и писать предложения с однородными/неоднородными определениями, уметь грамотно их составлять.

Самостоятельное исследование по теме “Однородные и неоднородные определения” способствует более прочному усвоению, лучше сохраняется долговременной памятью. Его мы предлагаем в гуманитарном классе в форме лабораторной работы.

Предварительное домашнее задание на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

(Вопросы можно дать по вариантам, раздать по группам.)

ХОД ПЕРВОГО УРОКА

I. Подготовительный этап

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с понятиями однородный/неоднородный.

1) Даны два ряда синонимов. Решите, с какими синонимами сочетается слово определение в качестве лингвистического термина.

а) Разнородный, смешанный, разноликий, разнотипный, разношерстный, неоднородный, гетерогенный.

б) Похожий, одинаковый, близкий, подобный, вылитый, аналогичный, гомогенный, неоднородный.

2) Подумайте, что означают словосочетания: однородные определения, неоднородные определения.

II. Основной этап

1. Актуализация внимания. Мотивация.

Ученик, рассказывая историю появления в доме сорочонка, написал: “Я шел по осеннему и сырому парку, как вдруг не то под желтой, не то под высокой лиственницей увидел что-то непонятое. Потом из куста выскакнул кто-то маленький и черный, и с белой грудкой”.

Описывая характер птенца, ученик составил следующие словосочетания: самостоятельный и независимый, драчливый и своевольный; или аккуратный, или капризный.

Какие речевые и грамматические ошибки вы бы отметили?

2. Форма урока.

3. Тема занятия.

5. Задача.

6. Работа с раздаточным материалом.

Задание. Внимательно прочитайте примеры из книги А.М. Зимина “Незнакомый знакомый лес” и заполните таблицы.

Однородные определения

Признаки и условия однородности Примеры
1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными

Рядом с баней растет высокая, толстая черемуха. На березу прилетел зяблик и запел короткие, веселые песни. Нигде я еще не видел столько белых и желтых лилий. Елки дышали в лицо теплым и густым ароматом хвои. По течению плывут крупные и мелкие пузыри. Сыроежка стоит на дороге открыто – мокрая, розовая, радостная. Березы оделись в золото, осины и клены – в желтые, оранжевые и пурпурные платья. На сером, не обсохшем от вешней воды берегу раскрыл ярко-желтые бутоны кустик калужницы. Рядом в траве я нашел два молодых, подрумянившихся на солнце белых гриба. Когда весной улетят зимние птицы, с юга ласточки в гости пожалуют: и деревенские, и городские. Казалось, воробьи собрались сюда не обедать, а затеяли с хлебной коркой очень интересную, но непонятную для меня игру. Дождинки падают все чаще и чаще, и вот уже идет тихий, теплый, неторопливый дождик, от которого не хочется прятаться ни под елкой, ни под клеенкой. Под елкой росли долговязые, подрумяненные, как булочки, белые грибы-еловички, около сосен стояли круглые, красновато-коричневые боровики-бочонки. Пузан-боровик весь на виду, солидный и гордый.

Неоднородные определения

Небольшое круглое лесное озеро. Я нашел удобный плоский камень в воде. На осинке появились молодые розовые листья. Подальше от воды стояли тихие неподвижные сосны. Запели в светлом березовом лесу зяблик и пеночка-весничка. Я шел по черному горелому берегу речки. Дрова искать в темноте было трудно, и я поддерживал огонь сухой прошлогодней травой. Утенок подплывает к коряге-тюленю, что-то собирает с его мокрой гладкой спины и о чем-то с ним разговаривает. В неясных серых кустах без устали скрипит коростель. Иду по заросшей узкой дороге. Все чаще дорогу перегораживают упавшие сухие суковатые деревья. Раздвигаю траву и вылавливаю из нее крупные спелые ягоды. Здесь вокруг меня кипит удивительная суматошная жизнь. По сырому мшистому ельнику росли только красные болотные сыроежки. Прошумела над лесом грозовая туча и оставила на дороге чистые теплые лужи.

7. Составление схем.

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

III. Заключительный этап

1. Оценка своего состояния и своей работы.

2. Замечания и предложения по уроку.

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся)

1) Подобрать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

2) подобрать текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями;

3) придумать 8–10 предложений с однородными – неоднородными определениями;

4) составить текст, содержащий предложения с однородными – неоднородными определениями.

Материал для второго урока

1. Будьте внимательны! Определите, во всех ли предложениях согласованные прилагательные являются определениями. (Не во всех. В примерах 1, 3, 5 прилагательные являются частью составного именного сказуемого.)

1) Высохший мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.

2) В луче света мельтешит серебряный ночной мотылек.

3) Речка здесь узкая, берега высокие и крутые.

4) Я пришел собирать морошку в жаркий безветренный день.

5) Толстая подстилка из опавшей листвы была сухой и мягкой.

2. Объяснительный диктант.

1) К нашей стоянке на берегу озера, гудя басом, прилетела шмелиная матка в черной пушистой шубке с желтым поясом.

2) Казалось, что осень развесила на осине разноцветные праздничные фонарики.

3) Вода в реке уже остыла от длинных холодных ночей и за день не успевает согреться.

4) В кустах послышались сильные, резкие, тревожные крики дрозда.

5) Я втиснул в рюкзак свою большую грибную корзину, и вместе с сыном мы подались на наши заветные места к Родниковому озеру.

6) Болотная трава пушица подобралась к самому озеру, ее головки в белых пуховых шапочках склонились к воде и стали к чему-то прислушиваться. (А.Зимин)

3. Спишите, озаглавив, текст, объясните постановку знаков препинания. Сверьтесь с авторской пунктуацией.

Небо чистое синее солнце хотя и не очень теплое но яркое праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер осины бросают в меня ворохи красных желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету снова подбрасываю их кверху радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней постоял рядом но помочь ей не мог даже расспросить не сумел.

ОСИНКА В ТРАУРЕ

Небо чистое, синее, солнце хотя и не очень теплое, но яркое, праздничное. В небе серебрятся осенние паутины. Вдоль дороги разноцветье осин. Когда налетает ветер, осины бросают в меня ворохи красных, желтых и оранжевых листьев. Я ловлю листья на лету, снова подбрасываю их кверху, радуясь вместе с осинами погожему осеннему дню.

И вдруг в заветрии, в тени густых елок, заметил притихшую молодую осинку с черными листьями. Какое же у нее горе? Подошел к ней, постоял рядом, но помочь ей не мог, даже расспросить не сумел. (А.Зимин)

4. Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)

5. Тест. Укажите номера предложений с однородными определениями.

1) Из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака.

2) Гуси заметили щенка и, недовольно гогоча, собрались теснее, распекая его на разные лады. Особенно старался большой белый гусак, вожак стаи.

3) Получив порцию молока, лосенок ложился тут же под молодой раскидистой березкой и отдыхал до обеда.

4. Приближалась зима. Лисанькина шуба стала пушистой и густой.

5) К осени лисанька превратилась во взрослую красивую лису и стала доставлять нам хлопоты.

6) Кошка скосила глаза и увидела, как мышонок, маленький, серый, с длинным, волочащимся по полу хвостом, забегал неподалеку, настороженно поглядывая в ее сторону.

7) Куры, словно дохлые, лежали в пыли на боку, воробьи сидели на заборе, поблизости от старого тазика, из которого, не торопясь, став на его край лапами, лакала белая с желтыми пятнами кошка.

8) Не успела Найда добежать и до первых кустов, как в нос шибануло лисьим запахом – сильным, нестерпимым.

9) Лиса вильнула к оврагу, скатилась вниз по склону и сразу же наверх, перескочила через замерзший ручей, продралась сквозь густые и колючие кусты, оставляя на них клочья рыжей шерсти, и стала забирать вправо.

10) Весна выдалась ранняя и на редкость скорая. (В.Свинцов)

Ответ. 1, 4, 6, 8, 9, 10.

При изучении новой темы в нелицейских классах, как показывает многолетняя практика, лучше всего идти от опыта детей: усвоение материала всегда выше, если сначала разбираются примеры словосочетаний, предложений, текстов, придуманных учениками, и только потом – из учебника. По этой причине работа по теме “Однородные и неоднородные определения” может быть построена следующим образом:

1. Загадка.

Об этой птице в пословице говорится, что она да воробей – морские захребетники. Может быть одновременно полудомашней и дикой. (Голубь.)

2. Беседа.

– Как вы думаете, верно ли составлено словосочетание голубь смелый и полудомашний ?

(Нет, допущена речевая ошибка, так как назван признак, определяющий характер голубя, и указан признак, определяющий среду обитания.)

– Можно ли сказать голуби почтовые и декоративные ?

(Можно, потому что указаны признаки, обозначающие предназначение голубей.)

– Грамотно ли составлено словосочетание оперенье белое, голубое и коричнево-бурое ?

(Да, прилагательные обозначают цвет.)

– Есть ли речевая ошибка в предложении Питаются голуби семенами бобовых и злаковых ?

– Здесь: поперечная белая полоска на пояснице ? Или: широкая темная полоса на конце хвоста ?

(Словосочетания составлены без ошибок.)

– Определения в словосочетаниях согласованные, но однородные ли?

(Неоднородные.)

– Приведите пример, где определения, на ваш взгляд, являются однородными.

3. Сообщение темы урока.

4. Предложение – в конце занятия самостоятельно сформулировать цель урока.

5. Движение темы. Работа с материалом.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложения.

В каком предложении определения выражены качественными прилагательными? Какими по разряду являются прилагательные в первом предложении? Чем выражены определения в третьем предложении? Где определения однородные, неоднородные? Обратите внимание на постановку знаков препинания. В каком случае между определениями нельзя вставить союз и? Попытайтесь сформулировать пунктуационное правило.

Задание 2. Рассмотрите рисунок.

Составьте словосочетания: качественное прилагательное + качественное прилагательное + существительное, а также качественное прилагательное + относительное прилагательное + существительное (порядок слов можно менять). Составляя словосочетания первого вида, опишите клюв, крылья, лапки, хвост голубей. Составляя словосочетания второго вида, учтите размер, возраст, оперение, выносливость, предназначение, среду обитания птиц.

Задание 3. Опишите характер каждой птицы, используя подходящие определения.

Независимый, неприхотливый, осторожный, сдержанный, скрытный, смелый, неуживчивый, гордый, кроткий, важный, спокойный, драчливый.

Задание 4. Прочитайте текст. Кратко перескажите. Найдите неоднородные определения и объясните постановку знаков препинания.

Голубь – символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви. В ряде традиций голубь выступает как небесный вестник и как символ души умершего. Так, по поверью славян, душа умершего превращается в голубя. Кроме того, он является жертвенным животным.

Белый почтовый голубь, извещавший греческие полисы о победе Олимпийских игр, стал прообразом голубя мира с оливковой ветвью в клюве, так как во время игр в Греции объявлялся мир. Античную символику воскресил художник Пикассо, нарисовав для Всемирного конгресса мира белого махрового почтового голубя. (По В.В. Адамчику)

Задание 5. Найдите в тексте и выпишите однородные и неоднородные определения в составе словосочетаний. Объясните постановку знаков препинания.

Канюк – крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от серовато-охристой до темно-бурой, низ более светлый, с продольными пестринами. Короткий закругленный хвост в поперечных полосах. У летящей птицы снизу широких крыльев видна светлая полоса. (В.Д. Ильичев)

Задание 6. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Подчеркните волнистой линией однородные определения и прямой чертой – неоднородные.

У камышевки тонкий заостренный клюв коричневатое сверху и серовато-охристое снизу оперение. Стройная подвижная, она быстро и маневренно перемещается в кронах и кустарнике ведет скрытный образ жизни хотя и не боится человека. Активна в светлое и ночное время. (По В.Д. Ильичеву)

6. Формулирование цели занятия.

7. Обобщение.

– Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны или с разных сторон? (С одной стороны.) При этом прилагательные чаще всего относятся к какому разряду? (Это качественные прилагательные.)

– Когда однородные определения перечисляют признаки разных предметов? Приведите пример.

– Верно ли, что неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон? (Верно.)

– При каком условии между согласованными определениями ставится запятая? (Если они однородные.)

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Прочитайте и перескажите по учебнику параграф, выберите и письменно выполните одно упражнение.

Дополнительный материал для контроля и коррекции: работа с текстами В.Ильичева (6-й вариант адаптирован).

1) Прочитайте текст.

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите и выпишите однородные и неоднородные определения, укажите их признаки. Объясните знаки препинания.

Вариант 1

Белый аист – крупная, статная птица с черными на концах крыльями, удлиненным красным клювом и красными ногами.

Аист много ходит по земле, хорошо летает, прерывая полет парением. Не имея голоса, он характерно трещит клювом.

Обитает эта птица в степной и лесостепной зоне западной части России. Охотно селится в населенных пунктах, на полях и в болотистых лугах. Зимует в Африке. Гнезда белый аист устраивает на столбах, крышах домов или больших деревьях.

Его пища – лягушки, мыши, насекомые.

Вариант 2

Кто же не видел эту умную и осторожную птицу! Черноголовая, с заостренным черным клювом, черными сильными ногами и закругленным хвостом. Снизу она серая, такого же цвета шея и спина.

Удивительно, но серая ворона относится к певчим птицам, хотя назвать пением ее неблагозвучное пронзительное карканье, щелканье и треск трудно. Она хорошо летает, быстро ходит по земле, ловко лазает по ветвям. Много времени проводит в кронах деревьев и на зданиях. Ведет оседлый образ жизни, предпринимает кочевки в осенне-зимний период.

Вариант 3

Конек лесной – изящная птичка, мельче и стройнее воробья, с тонким прямым и заостренным клювом, длинными ногами, слабо вырезанным хвостом. Летом ее спинка покрыта глинисто-сероватыми пятнами и пестринами. Брюшная сторона охристо-желтоватая, с широкими пестринами на зобе и груди. Ноги розовые, задний палец с удлиненным и изогнутым когтем. Крайние перья хвоста белые.

Вариант 4

Несмотря на такое непочтительное название, пустельга – хищник, хотя и мелкий, размером с голубя. Это птица с длинным ступенчатым хвостом, широкими закругленными крыльями, заостренным крючковатым клювом. У самцов голова, хвост и надхвостье сизые, крылья и спина в черных пятнах, хвост серый, с черной и белой каймой на вершине, нижняя сторона охристая, с бурыми продольными пятнами. У самки верх бурый, с поперечным рисунком на спине, плечах и хвосте, голова с продольными полосами.

Вариант 5

Трудно представить себе человека, который не знает синицу! Вот она: чуть меньше воробья, с прямым заостренным клювом, недлинными цепкими ножками. Верх головы у синицы блестящий, черный, затылок и щеки белые, спина зеленоватая, желтый низ с черной продольной полосой, широкой у самцов и узкой у самок. На серо-голубом крыле светлая поперечная полоса, крайние перья хвоста белые. Эта подвижная, ловкая птица, активная днем, много времени проводит в кронах деревьев, в кустарниках, на земле. Человека не боится, особенно детей.

Вариант 6

Зимнюю природу украшают наши любимцы – красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья. У него толстый, короткий, сильно вздутый черный клюв. Оперенье мягкое, длинное, густое. Хвост черный, прямообрезанный. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. У самцов низ ярко-красный, у самок – беловато-серый, у обоих темя, лоб, щеки, крылья и хвост блестяще-черные. Спина серая, низ брюшка, надхвостье и подхвостье белые.

Т.В. СЕНЮШКИНА,
лицей “Сигма”,
г. Барнаул