Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) – это было известное имя в области модной фотографии 50 – 60-х годов. Но, постепенно разочаровавшись в фэшн-индустрии, Лиллиан фактически перестала заниматься фотографией и выбросила большую часть своих негативов. Надо же было такому случиться, что спустя многие годы в старом сарае неожиданно обнаружилась коробка с негативами. Эта коробка стала своеобразным ремейком из прошлого. Старые негативы Лиллиан Бассман принесли ей мировую известность и всеобщее признание. Бассман – это фотограф-самоучка, которая, по ее собственному утверждению, пыталась «избавиться от тяжести в фотографии».

Все фотографии Лиллиан Бассман выполнены в одном и том же, очень узнаваемом стиле. Это немного смазанные черно-белые изображения, которые напоминают живописные полотна. Именно поэтому критики единодушно отнесли работы женщины-фотографа к стилю абстрактного экспрессионизма, столь необычному для современной фотографии.

Лиллиан Бассман родилась в семье эмигрантов из России в Бруклине в 1917 году. Еще в юности она вышла замуж за Поля Химмеля, который также был фотографом. С ним, к слову сказать, Лиллиан счастливо прожила в браке более семидесяти лет.

В молодости Бассман перепробовала самые разнообразные занятия – она работала моделью, позируя для таких известных художников, как Джозеф Стелла и братья Сойер. Занималась дизайном тканей. О занятиях фотографией Лиллиан еще тогда не помышляла. Пока, в 1939 году молодая девушка не поступила в Прет-институт в Бруклине. Именно там она впоследствии познакомилась со знаменитым Алексеем Бродовичем, являвшимся на ту пору одним из самых влиятельных людей в мире дизайна и модной фотографии.

В 1946 году Бассман под влиянием своего мужа начала делать свои первые фотографии, которые сама же печатала. Уже тогда она задумалась над собственной техникой получения фотоизображений, которая бы обеспечивала создание очень мягких, необычных фотографий.

Благодаря знакомству с Бродовичем ее снимки уже в 1947 году начинают публиковаться в Harper’sBazaar, первом американском журнале о моде. Надо сказать, что Алексей Бродович, являвшийся арт-директором Harper’sBazaar, сумел открыть миру талант многих замечательных фотографов, в том числе, например, и Ирвина Пенна. Можно сказать, что он раскрыл и Лиллиан Бассман.

Lillian Bassman
Barbara Mullen, New York
Harper’s Bazaar, 1958

На творчество Лиллиан значительное влияние оказала пикториальная фотография. Недаром ее черно-белые работы отличались таким живописным, изобразительным характером. Она много времени уделяла обработке своих снимков уже после их проявления, чтобы «создать образ, отличающийся от того, который находился перед камерой». В 40 – 50-е годы Бродович буквально требовал от своих подопечных, чтобы они максимально уходили от конкретики. По его мнению, фотографы должны были создавать только образы и определенное настроение. Лиллиан Бассман, безусловно, прислушивалась к советам опытного педагога.

На страницах Harper’s Bazaar и других изданий появлялись ее монохромные снимки, очень похожие на графику или живопись. Они обладали собственной аурой, чувственностью и эмоциональным настроением, отражающим мир моды того времени. Чтобы уйти от конкретики и создать нежные образы, Лиллиан не только проводила различные эксперименты с обработкой негативов, но и пыталась снимать вне фокуса, на длинных выдержках. В результате, ее снимки не документально отражали моду и не рассказывали об одежде, а передавали зрителю неопределенную, притягательную атмосферу.

С конца 40-х до середины 60-х годов черно-белые фотографии Лиллиан Бассман регулярно появлялись на страницах американского журнала Harper’sBazaar. Она превратилась во влиятельного фэшн-фотографа, на авторском, неподражаемом стиле которого выросло следующее поколение талантливых фотографов, включая небезызвестных и Роберта Франка.

Lillian Bassman
The Well-Dressed Leg, Dorian Leigh, New York
Harper’s Bazaar, 1948

Лиллиан снимала на черно-белую пленку преимущественно своих подруг, превращая обычные модные фотографии в настоящие психологические портреты. Между прочим, именно Лиллиан Бассман стала одним из первых фотографов, кто обнажила своих моделей до белья. Для того времени это был очень смелый и дерзкий шаг. Ее карьера и творчество были на подъеме, пока в начале 70-х годов она разочаровалась в модной фотографии.

Бассман к сожалению осознала, что фешн-фотография превратилась в потоковое искусство. Кроме того, в интервью Times она так прокомментировала свое решение уйти из индустрии моды: «Я перестала быть звездой. Модель становилась известной. Парикмахер и визажист становились известными. Они забирали у меня славу, а я была в стороне от всего этого. Мне стало скучно». Ей нравилось подолгу болтать с моделью, настраивая ее на съемку, самостоятельно работать над образом и прической.

Затем начался конвейер. В 60-е же годы модная фотография превратилась в настоящую индустрию, когда фотографу на съемку отводилось всего пара часов, над образом модели работали визажисты и парикмахеры, а снимать ей приходилось, главным образом, шестнадцатилетних девочек, облаченных в роскошные, немыслимые наряды. Фэшн-фотография перестала быть для Лиллиан Бассман творчеством и поэтому в начале 70-х годов она покинула мир моды.


Lillian Bassman
It’s a Cinch Carmen, New York, Harper’s Bazaar,1951

Тем не менее, после того, как Лиллиан удалилась от работы в индустрии моды, она продолжала снимать свои абстрактные, психологические портреты уже не для модных журналов, а для себя. Старые негативы, оставшиеся после многочисленных коммерческих фотосъемок, она решила выбросить, поскольку в ее доме уже не хватало места для их хранения.

В 80-е годы вместо фотографии Бассман занялась пошивом одежды и открыла дизайнерский бутик, пользовавшийся большой популярностью. Свои старые фотографии долгое время она считала утраченными. И как раз тут началось самое интересное. Те самые коробки с негативами, которые, как ей казалось, она когда-то выбросила на улицу, вдруг в начале 90-х годов обнаружились в угольном сарае. Лиллиан решила их разобрать и напечатать свои старые негативы заново.

С помощью специальной обработки при печати она добилась того, что ее образные, черно-белые снимки стали еще более контрастными. Успех к Лиллиан Бассман пришел незамедлительно. В 1992 году в Нью-Йорке прошла ее персональная выставка фотографий, напечатанных со старых негативов. Она удостаивается многочисленных наград и вновь возвращается в мир моды.

Lillian Bassman
Night Bloom. Anneliese Seubert, Paris
The New York Times Magazine, 1996

Фотографии Бассман, сделанные много десятилетий назад в рекламных целях, сегодня обрели какое-то новое содержание, новую художественную ценность. Прежде всего, из своей коробки Лиллиан достала ту самую забытую эстетику 50 – 60-х годов, которой так не хватает в современной фотографии. Глядя на эти черно-белые, абстрактные снимки, мы словно смотрим кинохронику и попадаем в параллельную реальность.

Авторский стиль Лиллиан Бассман, который принес ей мировую известность – это размытые образы и очертания предметов, ускользающие и уплывающие из кадра лица моделей, непередаваемая атмосфера каждого снимка. Добиться всего этого ей позволила очень кропотливая работа над негативами и тонкое владение техникой. Монохромные фотоизображения Лиллиан Бассман – это чувственность, нежность, возвышенность, хрупкость и одухотворенность.

Она очень любила снимать на черно-белую пленку и объясняла это просто: «В черно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, — я не знаю, как это описать. Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи – в черно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне черно-белые фотографии».

Так почтенная, восьмидесятилетняя женщина вновь стала получать заказы от престижных глянцевых журналов. Верная своему собственному стилю, она всегда пыталась сделать рекламную фотографию искусством. В последние годы своей жизни Лиллиан Бассман изучала основы компьютерной обработки фотоизображений в Photoshop’е и экспериментировала с цифровыми технологиями.

К сожалению, в 2009 году умер ее муж, фотограф Пол Химмель. А в феврале 2012 года, в возрасте 94 лет у себя дома на Манхэттене скончалась и Лиллиан Бассман.

По словам главного редактора журнала Harper’sBazaar Гленды Бейли, Лиллиан «изменила историю моды, изменила фотографию и изменила наш взгляд на женщину… Она была первопроходцем, видела новые направления, и ее работы были необычайно сильными».

При подготовке статьи использованы фотографии галереи «

Работы этого мастера меня всегда восхищали. Лиллиан Бассман одна из самых известных фотографов-женщин нашего времени, она – фотограф-легенда. Ее героини пленительно женственны и прекрасны, хрупки и шикарны, элегантны и нежны. Ее фотографии – изысканы. Их объединяет особый необычный стиль, в них присутствует атмосфера неуловимости. А может это не фотографии, а картины? Lillian Bassman назвала свой стиль – абстрактный экспрессионизм. И критики согласились. В своих снимках знаменитая фотограф женщина соединила два любимых увлечения – живопись и фотографию. Лиллиане Бассман и хочу посвятить эту статью.

Биография Лиллиан Бассман

Лиллиан Бассман родилась в 1917 году в семье эмигрантов из России в Нью-Йорке. Девушка рано вышла замуж за Поля Химмеля, с которым познакомилась в 6 лет. Paul Himmel родился в семье украинских эмигрантов. Ее мама устроилась работать в вегетарианский ресторан, открытый семьей Поля. Мальчику тогда было 9 лет. Поль рано увлекся фотографией. И когда они с Лиллиан встретились вновь через 9 лет, это было его хобби. Профессионально он занимается педагогикой и психологией. Но очень скоро страсть к фотографированию перевесила. Получив диплом педагога, он себя посвятил фотографии и через несколько лет стал известным фотографом, кстати тоже работающим в жанре абстрактный экспрессионизм (по мне – уж очень абстрактного).

Но вернемся к молодой влюбленной паре. Неожиданная встреча пробудила нежные чувства, и Лиллиан начинает с 15 лет жить вместе с юношей. Я сделала акцент на возрасте, чтобы подчеркнуть их долгий брак. Вместе они проживут около 80 лет. И проживут счастливо.

Lillian Bassman and Paul Himmel,4. ©

Девушка долго не могла найти себя. Любила живопись, какое-то время сама была моделью, позируя известным художникам, знала, что такое фотосъемки, хорошо рисовала (получила художественное образование) и пробовала себя в дизайне ткани.
В 22 года она поступила в Бруклинскую Textile High School . Именно здесь она знакомится с культовым Алексеем Бродовичем (кстати, тоже российским эмигрантом), который в дальнейшем сыграет большую роль в ее судьбе.
Благодаря мужу девушка заинтересовалась фотографией. Лилиан уже знала, что такое позировать, она уже прочувствовала атмосферу рабочего процесса. Ей захотелось показать то, что видела только она и так, как видела именно она. Лиллиан Брассман не получила специального образования, но в этой женщине есть врожденное чувство прекрасного.

Наверное, поэтому все ее фотообразы так гармоничны и грациозны. Лиллиан признается, что ей всегда хотелось сделать фотографии легкими, «избавить от тяжести». Результат изумительный! Ощущение, что многие ее работы не закончены, линии уплывают, штрихи тонкие, как будто эскизы, образы полупрозрачны… всё неуловимо и зыбко. И как же все это вместе сильно действует на зрителя.

Работа с фото в стиле фэшн.

В 1940 году ее приглашают в штат популярного журнала Harper’s Bazaar, и она начинает работать в команде легендарного Алексея Бродовича, а в 1941 – становится его личным ассистентом. Об Алексее Бродовиче можно найти много интересного материала. Мнение критиков об этом человеке неоднозначное, но все сходятся в одном – он был действительно незаурядным человеком и мог распознать талант. Алексей Бродович – бывший офицер, воевал в царской армии, сын российского помещика. Сначала жил в Париже, потом перебрался в Америку. Он стоял у истока появления fashion фото. Это жанр модных подиумов и гламурной роскоши.

В его журнал были приглашены лучшие фотографы того времени. Harper’s Bazaar был первый журнал о моде и печататься в нем было большой честью для всех. Алексей Бродович открыл миру много прекрасных фотографов. Фото в стиле фэшн стали популярны именно благодаря ему. Бродович сделал хорошие заказы для журнала Полю Химмелю, а Лиллиан стала одной из его любимых учениц.
Несмотря на то, что Lillian Bassman работала в жанре рекламной и модной фотографии, сама фотохудожница любила простую и непритязательную одежду, и, смеясь, говорила, что одевается в магазинах для моряков. В ее гардеробе всегда преобладали джинсы и рубашки.

Эксперименты Лиллиан Бассман.

Лиллиан Бассман смело экспериментировала, благо Алексей Бродович поощрял все рискованные новаторские действия своих фотографов. Он буквально требовал от своих сотрудников, чтобы мир фотографий уходил от конкретики. И здесь Лилиан Бассман блистала, уделяя много времени обработке снимков после их проявления.

Мягкий фокус, некоторая смазанность, столь популярное сейчас «боке», определенная доработка, утрированная монохромность снимков – было неожиданным решением в 50-е годы. Она стала знаменитым женским фотографом, работающим в стиле фэшн фото. Лиллиан Бассман была арт-директором таких журналов, как Junior Bazaar и Harper’s Bazaar . Благодаря своей работе натурщицей в прошлом, она понимала своих моделей, знала, как важно находиться в состоянии расслабленности, старалась создать на съемках дружелюбную атмосферу, умела раскрепостить девушек, а модели платили взаимностью и обожали своего фотографа.
Лиллиан Бассман – стала известной женщиной фотографом, которой удалось сделать рекламную фотографию искусством.

Уход из рекламной индустрии.

В 60-е годы изменились требования к фотографиям глянцевых журналов. Стали появляться известные модели, они требовали к ним особого подхода, своих стилистов, визажистов, парикмахеров, которые невольно изменяли те образы, которые Лиллиан Бассман хотела запечатлеть. Камерность рабочего процесса, которую так ценила фотохудожница, исчезла. Ведь раньше она сама готовила модель к съемке, долго болтая с ней, чувствуя ее, ощущая ее настроение.

А теперь ее лимитировали и во времени. Разве можно за 2 часа почувствовать настроение женщины? Кроме того, в модных журналах стали популярны снимки 16-17 летних девочек, одетых в нелепые или в шикарные не по возрасту наряды. Лиллиан увидела, что пошел поток низкопробных работ, она поняла, что ей надоело заниматься фэшн фотографией. Психологизм ее снимков в глазах современников потерял очарование. И ей стало «скучно». А возможно это был творческий кризис, ведь он мало кого щадит.

Она забросила свою деятельность, прекратила сотрудничать с журналами, закрыла студию и даже выбросила кучу негативов. Для фотографа – это решительный поступок. Она явно поставила жирную точку на своей работе в стиле фэшн. Ей казалось, что она попрощалась с миром моды.
Но она продолжала снимать портреты своих подруг, они были также абстрактны и загадочны и исполнены в ее любимом жанре абстрактного экспрессионизма. Благодаря перерыву в работе с журналами Лиллиан открыла в себе новые таланты. Она стала шить одежду под своим именем и даже открыла в середине восьмидесятых дизайнерский бутик, который стал пользоваться огромной популярностью. Жизнь продолжалась, старые фотографии казались совершенно забытыми, а негативы потерянными.

Второе рождение Лилиан Бассман.

Совершенно случайно через 20 с лишним лет гость семьи английский историк фотографии Мартин Харрисон нашел потрепанные коробки с негативами в старом сарае (по другим данным в их лаборатории, что более правдоподобно). В любом случае, хозяева были удивлены, так как считалось, что они уже давно утрачены.

Лиллиан опять вернулась к фотографии и дала волю своему воображению. Она решила заново распечатать свои негативы. Обработка стала более смелой, более необычной и более плодотворной. Фотохудожница добилась яркого контраста темного и белого. Кадры моментально получили мировое признание. Даме было уже за 70. Это было второе рождение Лиллиан Бассман. Какой чудесный пример! Ведь кто-то в 70 лет уже собирается умирать и жизнь для него заканчивается.

Мир увидел поразительные снимки настоящих женщин. В них чувствовалась одухотворенность и чувственность, горечь и самодостаточность… а черно-белая гамма особо подчеркивала их характер и магнетичность взгляда. Lillian Bassman признается, что любит черно-белые фотографии, потому что именно так видит вещи. А цветовая гамма упрощает, уничтожает загадку.
На фоне современных безликих фэшн-фотографий ее работы просто взорвали модную индустрию. Все опять заговорили об абстрактном экспрессионизме в фото и признали, что Лиллиан является самой яркой его представительницей.

В 1992 году в Нью-Йорке проходит персональная выставка возвращенных «новых» фотографий, они обретают новую художественную ценность. Утонченная эстетика 50-60-х годов завораживает и поражает своей стильностью. Выставки следуют одна за другой, а Лиллиан удостаивается многочисленных наград и возвращается в модную индустрию. Женщина на 9-м десятке начинает получать заказы от известных глянцевых журналов.

Последние годы жизни легендарного фотографа Lillian Bassman

В последние годы своей жизни Лиллиан пользовалась фотошопом, успешно осваивала компьютерную обработку фотографий. Стала работать с цветом.

До последних дней Lillian Bassman находилась в творческом процессе. Неизменно бодрая, жизнерадостная и полная новых идей.
Они с мужем прожили долгую счастливую жизнь. Вместе были около 80 лет. Их объединяла не только любовь, но и общее увлечение. Они практически вместе ушли из модельного мира в 60-х годах. Paul Himmel, оставив фотографию (а он ведь тоже был известным фотографом 40-50-х годов и работал вместе с женой в крупнейших глянцевых журналах), стал психотерапевтом. Но с новым всплеском популярности своей жены, он тоже оказался востребованным.

16. (с) Karin Kohlberg , 2003.

Пол Химмель умер в 2009 году, а в 2012 году ушла в мир иной и Лиллиан Бассман. Ей было 94 года.
13 февраля исполнится год, как ее нет, но работы Лиллиан Бассман долго будут радовать и восхищать нас, а женщины на ее фотографиях манить в волшебный мир красоты и изысканности.

Лучшие фотографии Лиллиан Бассман
в стиле абстрактного экспрессионизма

Всматриваясь в работы фотохудожницы я получаю эстетическое наслаждение. Каждая фотография Лилиан – это художественная картина, которую хочется разглядывать и в которую хочется погружаться. Это какая-то другая реальность. Некоторые работы акварельны, другие – похожи на графику, это настоящая живопись, которая отражает эстетику середины прошлого века. Снимки притягательны. А черно-белый цвет, ускользающий образ, призрачный силуэт особенно подчеркивают атмосферу недосказанности и заставляют додумывать сюжеты и образы. Все вместе волнует, тревожит, а в итоге, очаровывает. Удивительное дело, снимки, которые были сделаны больше чем полвека назад в рекламных целях, приобрели новый смысл и зажили своей жизнью.

Лилан Бассман (Lillian Bassman) – американская женщина фотограф, арт-директор модного журналаHarper’s Bazaar, фотограф моды. Большой известности и популярности Лилиан добилась в 40-50х годах высокой контрастностью работ и мечтательными портретами грациозных моделей, а затем, вновь появилась в 90-х годах, тонким фотохудожником.

Лилиан Бассман вошла в модный мир фотографии, как протеже арт-директора журнала Harper’s Bazaar , Алексея Бродовича . В 1945 году журнал начинает выпускать отдельную линию для девочек-подростков JuniorBazaar , Лилиан Бассман приглашают стать художественным руководителем журнала. Работая в журнале, она дала путь в жизнь молодым фотографам таким, как Ричард Аведон и Роберт Франк . Работы этих фотографов вдохновили Лилиан самой заняться фотографией. Она часто наблюдала за работой великого фотографа моды – Георгия Гойнинген-Гюне . Она участвовала в работе на студии и при обработке фотографий в мастерской.

Читайте также: Best Bert

В 1947 году Ричард Аведон отправляется в Париж фотографировать коллекции мод, и оставляет Лилиан свою мастерскую и помощников для её самообразования как фотографа. Результатом этой возможности стала серия работ нижнего белья. В последнем выпуске журнала JuniorBazaar были опубликованы свадебные фотографии Лилиан, под названием «Долго и счастливо».

Работы Лилиан Бассман отличались легкостью и стройностью. Ее работы нижнего белья разительно отличались от печатавшихся до этого грузных и тяжелых фотографий моделей средних лет в индустриально-прочных корсетах. Лилиан Бассман вдохнула в модную фотографию женской легкости и прозрачности, привлекающей своей недосказанностью и тайной.

Лилиан Бассман родилась 15 июня 1917 году в Бруклине, в семье русских эмигрантов, еврейского происхождения. Родители ничего не запрещают своей дочери. Она ведет богемный образ жизни, в 15 лет живет с мужчиной, который впоследствии становится её мужем. Это был фотограф документалист – Поль Химмель . Бассман изучала дизайн ткани в Челси, после, художественное моделирование, работала помощником художника-монументалиста, прошла вечерний курс по дизайну и модной иллюстрации. Вскоре ее заметил Алексей Бродович. Он принимает ее в свою лабораторию дизайна Новой школы социальных исследований, где она меняет направление с модной иллюстрации на графический дизайн. Бродович взял её своим помощником в Harper `s Bazaar в 1941 году.

Читайте также: Глянцевая жизнь Фабрицио Ферри (Fabrizio Ferri)

К концу 60-х годов Лилиан полностью разочаровывается и устает от работы в индустрии моды. В порыве она уничтожает и выбрасывает более 100 негативов. К середине 70-х она полностью распрощалась с модой и решает найти свое собственное место в мире художественной фотографии. Она делает крупноформатные работы, снимая овощи, фрукты, трещины на городских улицах.

В начале 90-х годов, куратор моды и историк, Мартин Харрисон случайно находит выброшенные негативы ранних работ Лилиан. Это новый толчок в работе Лилиан. Она посмотрела на свои ранние работы свежим взглядом. Негативы были отпечатаны заново, с применением методов отбеливания и тонирования, что делает фотографии абстрактными и загадочными. Снимки завоевали новую популярность и признательность. Они экспонируются в галереях по всему миру.

Возрождение Лилан Бассман (Lillian Bassman)









Попалась мне как-то на глаза серия черно-белых фотографий. Все бы ничего, но зацепила меня в них одна, общая для них манера, черта. Они напоминали живописные полотна. Не просто фотографии, а картины в каком-то стиле, стиле непонятном, смазанном, абстрактном. Как оказалось потом, в стиле абстрактного экспрессионизма. Так пожелали критики, так пожелал и автор, называть такой стиль фотографирования - абстрактный экспрессионизм. Критики - неизвестны. Автор - Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) . Кто она и как такие изображения получаются? Что за школа?
Появилось простое человеческое желание докопаться до истины. И вот что у меня получилось.
Двадцать лет спустя в 1990 году, то ли случайно, то ли целенаправленно, чуть ли не в угольном сарае, обнаружилась коробка с негативами, после распечатки которых, мир искусства вновь открыл для себя Лиллиан Бассман (Lillian Bassman). И не просто открыл. Это был ошеломительный успех, сенсация. А ведь она была одним из лидеров коммерческой фотографии до 1970 года. Но так произошло, что ушла с подиума, закрыв за собой дверь, казалось бы, навсегда, но оставив ворох негативов, так, на всякий случай, не подозревая, что они ей подарят вторую жизнь, откроют второе дыхание ее творчества.

И не было бы коробки с негативами, не было бы и возвращения. А так, совершенно неожиданно, получился великолепный и востребованный ремейк, как эстафета из прошлого. Вот видите, и здесь проявилось близкое качество дальновидных людей, как бережное отношение к старым вещам, то есть к их сохранению. Помните, как в уходе за кисточками ?

Родилась Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) в Бруклине в 1917 году в семье эмигрантов из России. Опять эмигранты и опять Россия. Что ни значимое имя, что ни гениальный художник, фотограф, дизайнер или музыкант - все выходцы из России. Создается впечатление, что Россия с революцией выбросила часть своей громадной души за не надобностью, которая разбрелась по белу свету и нашла приют в других, более добрых странах, где имя Лиля превращалось в Лиллиан, Николай в Николя , а Сергей в Сержа и никого не волновало происхождение их тел и, тем более, фамилий.

Серьезно увлекаться фотографией Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) начала лишь в 1946 году. До этого поработала и моделью, и дизайнером в мире моды, и на себе испытала все прелести рабочего процесса съемок и к 29-ти годам, по всей видимости, созрела для самостоятельных идей и решений.

Теперь Лиллиан Бассман (Lillian Bassman), как штатный фотограф журнала Harper’s Bazaar , под руководством арт-директора, русского эмигранта (!) Алексея Бродовича , пионера американского графического журнального дизайна, первого преподавателя искусства дизайна и фотографии, с вдохновением начинает создавать свои собственные фотографии моделей, которые стали появляться на страницах журнала в 1950-1965 годы.

Немного справки. Harper’s Bazaar - первый американский журнал о моде, о моде без правил, один из самых авторитетных журналов. Лучшие современные фотографы представляли на его страницах свои работы, которые зачастую являлись произведениями искусства. Со временем лучшие из них перемещались в художественные галереи или частные коллекции.

Как поговаривали ученики, что Бродович мог разглядеть и развить талант даже в тех людях, которые и не подозревали о его существовании у себя. На то он и Бродович. Непрофессионал, без высшего образования, он создал первую школу профессионального графического дизайна в Филадельфии. Преподаватель без похвал, без выражений чувств, без эмоций. Одним словом - сухарь. Так много слова «без», но одним большим «С» - с природным чувством гармонии и красоты.

Лишь редкое хмурое одобрение свидетельствовало о гениальном достижении ученика и значимости его работы. «Ваше денежное положение, колики в желудке и личная жизнь меня не касается и вовсе не волнует. Это ваши проблемы» - проговаривал сквозь зубы не веселый и беспристрастный учитель, держа руку на пульсе времени.

Многие, у кого «откупоривал» воображение Бродович (он себя так и называл - открывалкой), становились великолепными фотографами. Так он открыл и Лиллиан Бассман (Lillian Bassman). А то, что практически во всех ее работах прослеживается школа пикториальной фотографии , так это заслуга опять же мастера. Пикториальный - от английского слова pictorial - «живописный», «изобразительный». Вот она, отгадка на мое первое впечатление от увиденных фотографий, сделанных Лиллиан. Представление о действительности, а не документация о ней. Пикторалисты называли себя фотохудожниками.

Бродович тогда всех призывал: «Мне не нужна конкретика, мне важны образы и настроение, усиливающее и дополняющее порой не очень шедевральную идею. Конкретики хватает в тексте» - и текст раскидывал в свойственной ему манере, в виде знаков или волн, и оставлял пустые белые, не заполненные пространства, добавляя, тем самым, больше воздуха страницам. По тем временам очень смелые эксперименты.
Бывшая прекрасная модель и будущий великолепный фотограф, как губка впитала все пожелания и критику несносного педагога и стала ярчайшим представителем школы пикториальной фотографии.
Теперь Лиллиан Бассман так же держала руку на пульсе времени, как и двадцать лет назад.

Оригинал взят у kunst_camera в другая жизнь


Я уверен - у женщин-фотографов часто есть смелость, которой не хватает мужчинам. Смелость снимать без оглядки на принятые стандарты, просто «потому что мне так нравится». И вот, Лиллиан Бассман мне кажется очень хорошим примером этой смелости.

Уже тогда, в 50-х годах, её снимки довольно сильно отличались от общепринятой журнальной фотографии.Стандартом был вполне реалистичный и конкретный стиль - Бассман же всячески старалась уходить от конкретики - чтобы добиться нужного эффекта, она часто снимала намеренно вне фокуса, на длинных выдержках, с двойной экспозицией. Её фотографии не рассказывали об одежде документально - они, скорее, создавали атмосферу - неопределённую и загадочную, и потому привлекательную.



Lillian Bassman - By Night, Shining Wool and Towering Heel. Harper´s Bazaar, 1954


Lillian Bassman - Margie Cato, Junior Bazaar, 1950


Lillian Bassman - Lingerie, 1951


Lillian Bassman - The Line Lengthens: Lingerie by Lily of France, 1955


Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1958

Однако настоящая известность и «вторая жизнь» пришла к снимкам Бассман намного позже.В начале 60-х она прекратила снимать моду для журналов - фэшн-фотография всё больше становилась потоковой индустрией, и её это не устраивало.
«Раньше я могла долго болтать с моделью, делать ей причёску, работать над её образом и разговаривать с ней о её детях - и это нас настраивало на съёмку. А в 60-х годахмне давали модель не больше, чем на два-три часа… И на съёмках стали присутствовать все эти парикмахеры и визажисты.Да и модели стали моложе - а мне очень сложно было снимать шестнадцатилетних девочек в таких ужасно дорогихи немыслимых нарядах, которые ни одна обычная девочка не может себе позволить.Всё это было не по мне».

В 1971-м, наводя порядок в своей студии, Бассман решила, что негативы её старых рекламных снимков уже нет смысла хранить. Куда-то она их, как ей казалось, выбросила, и сама долгое время считала их утраченными. Однако некоторые рукописи не горят, и некоторые коробки с негативами можно найти двадцать лет спустя просто в угольном сарае - именно так и случилось. И тут-то и началось самое интересное: в начале 90-х годов Бассман,которой тогда уже было за семьдесят, начинает печатать свои старые негативы заново - очень контрастно, смело, всячески колдуя над ними при печати.

Большинство известных сейчас фотографий Бассман - результат именно этой авторской печати, «римэйк» начала 90-х годов. Подобно пикториалистам начала века, при печати она изменяла изображение весьма радикально - и в этой авторской редакции её работы больше напоминают графику и живопись, чем изображение, полученное фотоаппаратом.Произошла удивительная трансформация: снимки, когда-то сделанные в рекламных целях, обрели новую форму и новый смысл, новую художественную ценность.

Ещё одним ключевым моментом мне кажется то, что Бассман достала из сундука эстетику другой, уже забытой и прошедшей эпохи. И это не просто ретро, не те 50-е, какими мы их привыкли видеть в кинохронике или в снимках других фотографов - в её отпечатках воплощается какая-то другая реальность, вневременная, иная, параллельная... что-то такое, чего на самом деле никогда и не было.
По сути своей, это уже не съёмки моды - это скорее, воплощения снов о модных женщинах какого-то другого времени или даже другого пространства. Сновидение, в котором очертания предметов размыты, образы и лица расплываются и ускользают, - всё это выглядит очень притягательно и оставляет зрителям, пространство для собственной фантазии.


Lillian Bassman - Mary Jane Russell, 1950


Lillian Bassman - Sunny Harnett, 1956


Lillian Bassman - Betty Threat, 1957


Lillian Bassman - The Spotted Furs, 1954


Lillian Bassman - Dior Hat, 1949


Lillian Bassman - More Fashion Mileage Per Dress, 1956


Lillian Bassman - Carmen having tea, c.1950


Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1950


Lillian Bassman - The cape is Back, 1949


Lillian Bassman - Georgia Hamilton, 1956

Кстати говоря, сама Лиллиан Бассман всю жизнь предпочитала самую простую одежду - джинсы и рубашки, никаких платьев. Шутила, что одевается в магазинах для моряков). Когда в 1990-х годах заново напечатанные снимки Бассман стали своего рода сенсацией, у неё прошло несколько персональных выставок, журналисты писали о вновь найденном фотографе, о том, что именно ей удалось сделать рекламную фотографию искусством... Но главное - у неё снова появились заказы от престижных глянцевых журналов.
Бассман, сухонькая восьмидесятилетняя старушка, снова вернулась в мир модной фотографии. И в общем-то, осталась верна своему стилю:
«В чёрно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, - я не знаю, как это описать.Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи - в чёрно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне чёрно-белые фотографии.Для меня это очень волнующе».