Вопросы и задания

10 – 11-е классы

Этап 1. Лексико-грамматические разряды имен существительных

1. Верно ли утверждение: «Нарицательные и собственные существительные не представляют собой замкнутых рядов слов, они постоянно взаимодействуют»?

Да, верно. Нарицательные существительные становятся собственными, если они используются как названия таких единичных предметов или явлений, которые нужно выделить среди им подобных. В этом случае имя нарицательное приобретает все морфологические признаки, свойственные именам собственным (собака Белка , город Орел , село Окуни и др.). Собственные существительные становятся нарицательными, если они употребляются для обобщенных названий предметов или явлений (ампер, хохлома, боржоми, бостон, болонья, макинтош и др.). Часто становятся нарицательными имена литературных героев, если они употребляются для характеристики типических черт, свойственных не одному человеку, а целой группе людей (обломовы – обленившиеся, безвольные люди).

2. Продолжите ответ: «Нарицательные имена существительные бывают четырех типов: ...».

Конкретные, абстрактные (отвлеченные), вещественные и собирательные.

3. Прокомментируйте следующий пример: альбом – альбомы, четыре альбома, мало альбомов, много альбомов.

Альбом – это конкретное существительное. Главный признак конкретных существительных – это исчисляемость, т.е. их можно пересчитывать. Поэтому конкретные существительные сочетаются с количественными числительными и неопределенно-количественными словами.

4. «Кто больше?»

За 2 минуты вспомните как можно больше абстрактных существительных.

5. «Кто больше?»

За 2 минуты постарайтесь вписать как можно больше вещественных существительных в данную таблицу.

6. Назовите специфические суффиксы абстрактных существительных. Приведите примеры.

-ость-: смелость;
-от-: краснота;
-тиj-: развитие;
-отн-: беготня;
-изн-: желтизна;
-ениj: распоряжение;
-к-: ломка.

7. «Кто быстрее?»

Учитель называет суффикс, а ученики – собирательное существительное с этим суффиксом (многие суффиксы непродуктивны).

-ств-: студенчество, учительство;
-j-: тряпье, воронье;
-н-: солдатня, родня;
-ник-: ельник;
-ур-: агентура, профессура;
-ат-: стратостат;
-в-: листва, братва;
-ёж-: молодёжь;
-иj: гвардия;
-вор-: детвора;
-ар-: мошкара;
-от-: пехота;
-итет-: генералитет;
без суффикса – чернь.

8. В русском языке имеется небольшое количество собирательных существительных, не содержащих суффиксов собирательности. Знаете ли вы эти слова?

Хлам, мусор, деньги, финансы, мебель, посуда, ветошь и некоторые другие.

9. «Кто быстрее и больше?»

Заполните таблицу собирательными существительными.

10. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам:

объединение усилий – объединение предприятий общественного питания, удобрение почвыорганическое удобрение; стая, стадо, толпа, табун, куча, хор, оркестр, полк, коллектив; мысль, прыжок, несчастье, поход, запах; виноград, хворост, калина, горох, сено; горох ––> горошина, солома ––> соломина, снег ––> снежинка.

Примеры объединение усилий – объединение предприятий общественного питания, удобрение почвы – органическое удобрение говорят о том, что одно и то же существительное может относиться к разным лексико-грамматическим разрядам.

Слова типа стая, стадо, толпа, полк, оркестр, коллектив и др. по значению близки к собирательным, так как обозначают совокупность предметов, а по грамматическим показателям являются конкретными (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).

Существительные типа мысль, прыжок, несчастье, поход, запах относятся к абстрактным, но, подобно конкретным существительным, изменяются по числам, а некоторые из них могут сочетаться с количественными числительными (несчастье – несчастья, прыжок – прыжки, три мысли и т.д.).

В словах типа виноград, хворост, калина, солома, горох, сено и т.п. сочетаются признаки вещественности и собирательности, это так называемые вещественно-собирательные существительные.

От вещественных существительных могут быть образованы единичные существительные с помощью специальных суффиксов: -ин-, -инк-: горох ––> горошина.

Этап 2. Категория одушевленности/неодушевленности

1. Прокомментируйте следующую запись: вин. п. мн. ч. = род.п. мн. ч. и вин. п. мн. ч. = им. п. мн. ч.

Категория одушевленности/неодушевленности имени существительного имеет грамматическое выражение: форма вин. п. мн. числа одушевленных существительных совпадает с формой род. п. мн. числа, у неодушевленных – с формой им. п. мн. числа. Например: вижу мышей = нет мышей; вижу парты = парты отремонтированы.

2. Вместо точек вставьте подходящее слово.

3. Продолжите ответ.

Большинство одушевленных существительных являются словами мужского или женского рода. Из существительных среднего рода к одушевленным относится только несколько: ... . Приведите примеры одушевленных существительных среднего рода.
Одушевленными являются слова: животное, насекомое, млекопитающее, чудище, чудовище, страшилище, дитя, существо (в значении «живой организм»), лицо (в значении «человек») и др.

4. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам.

1) (Чеснок) убивает вокруг себя все возможные и сущие на земле бациллы и бактерии. (В.Солоухин) 2) Трудно ответить на вопрос, как будет действовать на человеческий эмбрион то или иное вещество. 3) Полип выделяет оплодотворенное яйцо, которое превращается в передвигающегося зародыша. (Химия и жизнь) 4) Можно создавать условия, заставляющие микробов развиваться в нужном человеку направлении. 5) Старик доставал из корзины устриц. (И.Новиков) 6) Левин ел устрицы. (Л.Толстой)

Названия микроорганизмов, таких, как бактерия, бацилла, вирус , а также слов личинка, зародыш, эмбрион в литературном языке употребляются как неодушевленные.
В названиях рыб, птиц категория одушевленности в большинстве случаев сохраняется даже когда эти существительные обозначают различные блюда. Исключение составляют отдельные названия рыб и раков, которые в значении блюда употребляются как неодушевленные (есть кильки, подавать сардины , покупать шпроты , есть раки и есть раков, в нашем случае это последний пример: Левин ел устрицы ).

5. Установите закономерность и продолжите ряд слов:

Кукла, туз, покойник...

Робот, матрешка, ферзь, валет, мертвец, петрушка, марионетка, снеговик, буратино и др. Несмотря на то что данные существительные обозначают неживые предметы, они имеют грамматический показатель одушевленности: вижу матрешек , мертвецов , тузов и т.д. Следовательно, они относятся к числу одушевленных.

6. Есть ли в русском языке существительные, не имеющие грамматических показателей одушевленности/неодушевленности?

Речь идет о существительных женского рода, имеющих форму только единственного числа: поймали кефаль (неясно: что иликого ?).

7. Возможно ли такое: Я люблю этого истребителя и Я люблю этот истребитель ?

Возможно. Одно и то же существительное в разных своих значениях может по-разному проявлять себя по отношению к категории одушевленности/неодушевленности.

8. Имеются ли грамматические показатели одушевленности/неодушевленности у неизменяемых существительных? Докажите.

У неизменяемых существительных грамматическим показателем одушевленности/неодушевленности может быть форма согласуемого определения: вижу симпатичных кенгуру, но вижу желтые такси . Если же определение отсутствует, тогда единственным показателем одушевленности/неодушевленности является значение.

9. Почему в словосочетаниях пойти в солдаты, произвести в офицеры, избрать в члены-корреспонденты, выйти в люди вин. падеж мн. числа одушевленных существительных совпадает не с родительным, а с именительным?

Категория одушевленности/неодушевленности сложилась в языке довольно поздно: окончательно – к XVII веку. Исконно в древнерусском языке вин. п. ед. числа у слов мужского рода всегда был равен именительному. В данных примерах как раз и сохранились старые формы вин. п. одушевленных существительных.
В современном русском языке отступление от последовательного выражения одушевленности во мн. числе наблюдается после некоторых глаголов, обозначающих присоединение кого-либо к определенному разряду лиц (произвести, избрать, принять, выдвинуть, зачислить и др.).

10. С окончаниями какого падежа – родительного или именительного – совпадают окончания винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, употребленных в переносном значении? Обратитесь к следующим примерам.

1) Турнир этот проводится ежегодно и собирает почти всех звезд фигурного катания.
2) Но настал день, когда публике давали «Бориса Годунова» .
3) В бухту неожиданно вошел и стал медленно продвигаться айсберг. Такого красавца приветствовать бы адмиральским салютом, однако на «Оби» к незваному гостю отнеслись далеко не восторженно. (В.Санин)
4) Очевидно, многие читатели спросят, где сейчас можно приобрести «Пингвин» ? Шоферы, крановщики, лесорубы, монтажники в один голос заявляют: «Давайте побыстрее нам “Пингвины”».

Пример 1). Неодушевленные существительные, употребленные в переносном значении, как правило, получают в вин. падеже окончания, совпадающие с род. падежом. Категория одушевленности используется как средство олицетворения (персонификации) неодушевленных предметов. Неодушевленные предметы в этом случае приобретают значение лица. В прямом значении существительное звезды употребляется как неодушевленное.

Примеры 2), 3), 4). Одушевленные существительные сохраняют все признаки склонения даже в том случае, когда они получают переносное значение, т.е. употребляются в значении предметов неживых (примеры 2, 3). Но и здесь возможны колебания (пример 4). Хотя морозостойкий рабочий костюм для лесорубов и монтажников назвали именем живого существа – «Пингвин», слово употребляется как существительное неодушевленное.

Этап 3. Категория числа

1. «Кто быстрее и правильнее?»

Запишите данные существительные по группам:

1) слова, имеющие формы обоих чисел (изменяющиеся по числам);
2) слова, имеющие форму только ед. ч. (обозначают неисчисляемые предметы);
3) слова, имеющие форму только мн. ч. (обозначают неисчисляемые предметы);
4) слова не имеют показателей числа, значение категории числа может быть выражено в тексте только синтаксически.

Деньги, потемки, сахар, старость, сутки, ворота, жара, счета, мед, олово, ненависть, злоба, кумыс, дрожжи, игры, каникулы, чернила, брюки, бра, коньки, отруби, макароны, воздух, носки, очки, ножницы, гусли, двери, счеты, студенчество, сырость, вой, вера, счастье, синь, смех, шахматы, картина, аргумент, кашпо.

Ответы:

1) счета, игры, коньки, носки, двери, картина, аргумент;
2) сахар, старость, жара, мед, олово, ненависть, злоба, кумыс, воздух, студенчество, сырость, вой, вера, счастье, синь, смех;
3) деньги, потемки, сутки, ворота, дрожжи, каникулы, чернила, брюки, отруби, макароны, очки, ножницы, гусли, счеты, шахматы;
4) бра, кашпо.

2. От данных существительных образуйте форму множественного числа: лист, зуб, корень, сын, друг, пропуск, лоскут, учитель, образ, лагерь, муж, колено.

3. «Кто больше?»

Приведите как можно больше существительных, употребляемых только в единственном числе, и распределите их по колонкам.

Например: агентура, молодежь, учительство, ельник, белье, тряпье; богатство, щедрость, суета, тоска, ходьба, поэзия, вдохновение, синь, желтизна; водород, пшено, пшеница, земляника, телятина, капуста, вода, золото, клубника; Амур, Волга, Урал, Севастополь, Кавказ.

4. Верно ли утверждение: «Существительные, употребляемые только в форме единственного числа, образуют форму мн. ч., но изменяют свое лексическое значение»?

Верно. Так, имена собственные в форме мн. числа обозначают членов одной семьи или лиц, находящихся в родственных отношениях (сестры Федотовы, братья Елизаровы, супруги Фомины, семья Комаровых), разных лиц с одинаковыми именами (У нас в школе пять Анастасий), тип людей (Маниловы в жизни встречаются очень часто).
Вещественные существительные мн. числа обозначают разные сорта или марки материалов, виды растений, типы или виды вещества. Такое употребление характерно для научного и делового стиля. Например: масло – смазочные масла, животные масла, эфирные масла; вода – минеральные воды; шпат – полевые шпаты; ситец – жатые ситцы .
Вещественные существительные мн. числа обозначают также большие пространства, занятые веществом, или большой объем, скопления такого вещества (созревают овсы, кругом пески), изделия из вещества (рубины ее перстня).
Некоторые абстрактные существительные в форме мн. числа обозначают конкретные проявления различных свойств, качеств или состояний (все мои радости и разочарования).
Формы мн. числа используются также для обозначения длительных состояний погоды (зачастили метели).

5. Укажите, к какой группе относятся данные существительные, употребляемые только в форме мн. числа:

1) конкретные существительные – названия предметов, состоящих из нескольких частей (обычно из двух);
2) вещественные существительные – названия веществ, материалов, отбросов или отходов некоторых веществ;
3) абстрактные существительные – названия действий, процессов, состояний, обрядов;
4) названия промежутков времени;
5) названия игр с несколькими участниками;
6) собственные существительные – названия городов, горных массивов, созвездий и др.;
7) немногие собирательные лексемы, обозначающие множественную совокупность чего-нибудь (причем собирательность в них выражена только лексически).

Сани, чернила, квасцы, будни, прятки, Жигули, каникулы, джунгли, почки (блюдо), всходы, Рыбы (созвездие, знак зодиака), жмурки, сутки, проводы, консервы, духи, брюки, обои, выборы, сумерки, шахматы, Люберцы, письмена, ворота, опилки, скачки, Карпаты, финансы, Весы (созвездие, знак зодиака), бега, похороны, вытопки, Близнецы (созвездие, знак зодиака), носилки, кусачки.

Ответы:

1) брюки, ворота, сани, носилки, кусачки;
2) чернила, квасцы, опилки, обои, духи, консервы;
3) выборы, бега, скачки, проводы, похороны;
4) сутки, будни, каникулы, сумерки;
5) шахматы, прятки, жмурки;
6) Люберцы, Жигули, Карпаты, Весы, Близнецы, Рыбы;
7) всходы, джунгли, письмена, почки (блюдо), финансы.

6. Сколько было часов?

1) Элегантный браслет замкнулся, и наручные часы третьего тысячелетия заблестели на моем запястье. (В.Орлов)
2) В витрине вы можете увидеть часы всех отечественных марок.

В первом случае существительное часы обозначает один предмет, во втором – много.

7. Когда и почему встречаются формы: уюты, лжей ?

Сколько свинцового яда влито, сколько чугунных лжей . Мое лицо никак не выжмет штангу ушей. (А.Вознесенский) Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта – нет! Покоя – нет. (А.Блок)

В языке художественной литературы, особенно в поэзии, встречаются формы мн. числа абстрактных существительных, которые не приняты в других стилях литературного языка.

8. Приведите примеры употребления одного числа в значении другого.

Формы ед. числа конкретных существительных могут быть использованы для обозначения множества называемых предметов (Кит – животное млекопитающее. Книга – источник знаний. Покупатель всегда прав. Для чего человек учится?) , отдельные же формы мн. числа могут утрачивать значение множественности (Мы дома сидим, а ты все по театрам ходишь. Чему тебя только в институтах учили!) .

9. Категория числа – это категория историческая. В древнерусском языке, кроме форм ед. и мн. числа, существовала форма двойственного числа, которая со временем исчезла. Эта форма использовалась в тех случаях, когда существительные употреблялись в сочетании с числительными два, две или когда речь шла о парных или о двух предметах. Формы двойственного числа начали утрачиваться в XIII веке, однако в современном русском языке существуют его остатки. Приведите примеры.

Бока, рога, рукава (здесь окончание – это бывшее окончание формы двойственного числа).

Очи, уши, колени и др. (окончание в форме им. падежа мн. числа существительных среднего рода – это бывшая форма им. п. /вин. п. двойственного числа слов среднего рода).

существительные, обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое, например «родня», «молодёжь», «студенчество», «дичь», «бельё». С. с. не могут употребляться во множественном числе или в сочетании с количественными числительными (в отличие от существительных, обозначающих совокупность отдельных однородных предметов, людей и т.д., например «группа», «стая»).

  • - СОБИРА́ТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ понятия, элементами объема к-рых являются нек-рые совокупности, вообще говоря, отдельно существующих, но каким-то образом связанных между собой предметов...

    Философская энциклопедия

  • - почечные канальцы, принимающие мочу из дистальных отделов нефронов, расположенные в виде лучей в мозговом веществе почки и впадающие в сосочковые протоки...

    Большой медицинский словарь

  • - особый класс имен существительных, являющихся, несмотря на свою форму единственного числа, обозначениями тех или других множеств, состоящих из одинаковых единиц: дружина = совокупность воинов-друзей, братия =...
  • - представляют собой делящиеся под острым углом трубки, которые назначены для выведения мочи и составляют главную массу мякоти почек...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - В столбчатой мякоти листа клетки располагаются нередко небольшими группами, причем каждая группа опирается на одну клеточку воронкообразной формы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - То же, что отвлеченные существительные...
  • - см. существительные вещественные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. существительные единичные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. существительные конкретные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. существительные собирательные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. числительные собирательные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Разряд местоимений, указывающих на предмет и отвечающих на вопросы кто? что?: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что и производные от...
  • - Лексико-грамматический разряд существительных, называющих множество, неопределенное количество предметов как одно целое: профессура, листва...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Числительные, обозначающие определенное количество предметов как единое целое, как совокупность. По структуре они простые, в состав дробных не входят, имеют суф. -о-/-оj-, -ер-...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - СОБИРА́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Обобщённый, относящийся ко многим. С. образ. Говорить о чём-н. в собирательном смысле или собирательно...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Формы слова

"Собирательные существительные" в книгах

4. Сложные имена существительные

автора Зеленин Александр

4. Сложные имена существительные Имена существительные, созданные способом словосложения, распадаются на две больших группы: 1) со значением лица (nomina personae); 2) неличные имена (nomina inpersonalis). Личные имена составляют значительную часть сложных слов, эта группа была актуальна

5.1. Имена существительные

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

5.1. Имена существительные В конце XIX – начале XX вв. в русский язык вошло небольшое количество составных наименований, которые семантически можно разделить на такие сферы: 1) спортивные, музыкальные термины, понятия: джиу-джитсу, лаун-теннис, ту-степ – «американский

Существительные

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Существительные Базар, башка, безденежье, вражина, глаз, гнусь, говнище, головешка, гноище, грех, грыжа, грязь, деньжища, дерьмище, дрожь, дурак, жабры, жадность, жажда, жар, желчь, жена, живот, жижа, жила, жир, жизнь, жопа, жук, жуть, зараза, змееныш, зуб, изжога, клещ, кишки, кипиш,

Глаголь существительные!

Из книги Эти странные американцы автора Фол Стефани

Имена существительные

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Имена существительные

Собирательные существительные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

6.12. Несклоняемые имена существительные

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.12. Несклоняемые имена существительные Некоторые существительные в русском языке не изменяются по падежам и числам.К несклоняемым существительным относятся:1) нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения: ситро, какао, кофе, пальто,

Неопределенные существительные

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Неопределенные существительные С точки зрения идеи карт реальности все существительные являются неопределенными. Если я произнесу слова «капуста», «трамвай», «дом» и так далее, то, скорее всего, получится та же история, что и с «собачкой». Каждый представит свою капусту

26. Существительные с общим словообразовательным значением «действие, процесс»

Из книги Латинский язык для медиков автора Штунь А И

26. Существительные с общим словообразовательным значением «действие, процесс» В латинском языке есть существительные, которые имеют определенные суффиксы с общим значением «действие, процесс». 1. Существительные этого очень продуктивного словообразовательного типа

Существительные

Из книги Движение любви: Мужчина и Женщина автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Существительные Сначала определим, что нам делать с существительными. Что нам нужно от них? Нам нужно научиться показывать, что между любыми противоположностями существуют целостные двойственные отношения. То есть у нас должна быть возможность показать, что

9. Выбрать из текста имена существительные

Из книги Шляпа фокусника. Озорная школа творчества автора Банток Ник

9. Выбрать из текста имена существительные В 1920-е годы представители движения сюрреалистов придумали целый ряд подходов, позволявших превращать искусство, будь то живопись или литература, в настоящую игру. Цель этого состояла в том, чтобы разрушить модель мышления,

АБСТРАКТНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

АБСТРАКТНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В начале гл. 4 мы обсуждали подразделение всех лексических единиц (слов и фразеологизмов) на четыре семантических класса, названные классами ОБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВИЙ, АБСТРАКЦИЙ и ОТНОШЕНИЙ. В частности, было отмечено, что к классу ОБЪЕКТОВ, как

Образы существительные

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Образы существительные Образы не должны быть:1. Слишком простыми. Мозг должен работать и геометрические простые формы он запоминает очень плохо.2. Создаваемые вами образы не должны быть сюжетными. Например, картинка – сцена битвы. Она представлена несколькими образами.

«Подбираем существительные»

Из книги Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] автора Могучий Антон

«Подбираем существительные» ЗаданиеК предложенным прилагательным подберите существительные таким образом, чтобы получился небольшой рассказ. Прилагательные можно оставить в данных падежах, а можно падежи менять. Фразы можно переставлять как угодно.Список

В зависимости от выражаемых лексических значений существи­тельные делятся на конкретные, отвлеченные, вещественные и собирательные.

Конкретные существительные обозначают считаемые пред­меты. Как правило, они имеют форму единственного и множе­ственного числа: дом, книга, ученик, растение и т.д. Исключение составляют лишь некоторые из них, имеющие форму только мно­жественного числа: ножницы, вилы, брюки, колготки.

Отвлеченные существительные обозначают отвлеченные понятия, связанные с миром чувств, состояний, явлений, не под­дающиеся счету: любовь, страх, болезнь, удивление.

Вещественные существительные обозначают различные ве­щества как однородную массу: масло, бензин, сливки, сахар.

Собирательные существительные обозначают предметы, представляющие совокупность однородных предметов как единое целое: толпа, стая, березняк, белье.

242. Среди приведенных существительных, имеющих форму только множественного числа, найдите конкретные. Составьте с ними предло­жения, употребляя при этих существительных неопределенно-количе­ственные числительные много, мало, несколько, а также собирательные числительные от двое до десятеро.

Сани, вилы, сутки, будни, щи, брюки, щипцы, очистки, нож­ницы, очки, сливки, сумерки, хлопоты, клещи, бредни, полати.


243. Установите, пользуясь одним из словообразовательных словарей,
от каких слов образованы следующие отвлеченные существительные.
Выделите словообразовательные суффиксы.

Образец: ^добррт а <- ,добп ый; ^сраж^ёЩи^ э] <- сража ться,.

Желтизна, бодрость, движение, доброта, ходьба, косьба, стра­дание, горячность, кипение, сушь, хлопоты, бег, кривизна, пе­ние, любовь, забота, родство.

244. Выделите суффиксы собирательных существительных. Выпишите
те из них, которые имеют форму только единственного числа.

Березняк, осинник, мебель, тряпье, студенчество, профессу­ра, воронье, беднота, ельник.

245. Выделите несчитаемые существительные, обозначающие веще­
ства, определите их число.

Керосин, сало, мыло, скатерть, посуда, бритва, сливки, медь, железо, масло, уксус, кефир, свинина, опилки, варенье, кипенье, сахар, опыт, щи.

246. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, все имена существи­
тельные, распределив их по группам: конкретные, отвлеченные, веще­
ственные, собирательные.

1. Вася представлял, как д..ревья клонятся среди ночной т..мноты и лепечут л..ствой; но потом он говорил себе, что это вовсе не д..ревья и не вет..р, а гигантский лист бумаги кто-то ворочает на дв..ре, отчего и слышен шелест. (Кор.) 2. Сидели, слушали и в то же время щелкали орехи, ф..сташки, м..вдаль. (Г.-М.) 3. Почтовая тройка быстро мчала легонькую таратайку. Из-под к..пыт разгоря­чившихся к..ней летел брызгами щебень и мелкая каменная пыль, но ямщик, наклонившись с облучка, еще погонял и покрикивал. (Кор.) 4. Из сада потянуло р..сой и зап..хом душистого тополя; в акации щелкал запоздалый с.ловей, и его песня покрылась гром­кими, дико оригинальными бетховенскими аккордами. (В.) 5. Крас­ные, косые лучи солнца ворвались в окна и заиграли яркими мед­ными пятнами на темных обоях, на скатерти, на хрустале, на лицах обедающих. (Купр.) 6. Кругом цветное море голов, гул, кон­ское ржанье. (Ш.)



247. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите разряды су­
ществительных по значению.

1. М..лодежь затеяла бр..сать гальку, и остальные гл..дят, как по воде затона скачут в многократных прыжках низко пущенные плоские камешки. (Е.Н.) 2. Яровые поля побурели; над ними, собираясь в стаи, в.лись грачи и галки. (Никит.) 3. Ветхий за-


борч..к, подштопанный кусками железа, фанеры, сухими ветка­ми, стеблями полыни, примыкал к дому бабки Варвары, и уже один вид этого заборч..ка говорил, что здесь одиноко к..ротает жизнь добрый, хл..потливый человек, воспитавший не слишком благодарных наследников. (Никит.)

Собирательные существительные обозначают неопреде­ленное множество предметов или лиц как одно неделимое це­лое: молодежь, родня, мошкара, беднота, белье, березняк, гене­ралитет, листва, пролетариат и т. п. Выделяются тематичес­кие группы - слова, обозначающие совокупность: 1) лиц (знать, профессура, братва, военщина и т. п.); 2) животных (мошкара , воронье и т. п.); 3) растений (ельник, ивняк и т. п.); 4) пред­метов (аппаратура, мебель, белье, хлам, старье и т. п.).

Важнейшими грамматическими признаками собирательных суще­ствительных являются: 1) неизменяемость по числам, наличие у них только формы единственного числа; 2) неспособность соче­таться с количественными числительными.

Формы единственного числа собирательных существительных выражают множественность в отличие от форм единствен­ного числа конкретных существительных, которые обозначают один предмет. Ср.: студент- студенчество, дуб - дубняк, мошка - мошкара. Выражая множественность, они сближаются с формами множественного числа конкретных существительных. Ср.: студенты - студенчество, дубы - дубняк, мошки - мошкара. Однако члены таких пар не полностью совпадают по значению. Формы множественного числа студенты, дубы, мош­ки обозначают раздельное множество, состоящее из отдель­ных и самостоятельных предметов, которые поддаются счету. Формы единственного числа собирательных существительных студенчество, дубняк, мошкара выражают неделимое мно­жество, которое не поддается счету. Поэтому они не сочетают­ся с количественными числительными, но могут определяться с помощью неопределенно-количественных слов или сочетаться с дробными числительными, а также со словами, обозначающими соотношение частей и целого: вся родня, большая часть моло­дежи, мало зелени, немало дичи, уйма мелочи, одна пятая сту­денчества, целая куча листвы, чемодан белья и т. п.

Большинство собирательных существительных - производ­ные слова, образованные безаффиксным путем (зелень, мелочь, ветошь, нечисть, дичь, бездарь, голь и т. п.) и с помощью суф­фиксов (агентура, сырье§, родня, учительство, кустарник, орешник, ивняк, беднота, старостат, секретариат и др.).

Непроизводные собирательные существительные немногочис­ленны: сор, мусор, хлам, хвоя, бакалея, ботва, дрянь, знать и т. п. В этих существительных значение собирательности являет­ся компонентом их лексической семантики.

Лексически выражается значение собирательности и в тех слу­чаях, когда формы единственного числа конкретных существитель­ных употребляются в функции собирательных: С 15 июня появились молодые бекасы и дупеля, но такие стоят жары и столько комара и мошки, что охотиться нет возможности (Некрасов).

Нередко к собирательным существительным относят слова типа народ, группа, взвод, полк, табун, стадо, куча, созвездие, кол­лектив и т. п. Эти слова не выражают собирательности. Они обозначают раздельное множество. Об этом свидетельствуют их грамматические признаки: 1) наличие формы множественного числа (народы, группы и т. п.); 2) сочетаемость их с количественными числительными (два народа, пять групп, три взвода и т. п.).

В современном русском языке новые собирательные суще­ствительные возникают редко. В необходимых случаях значе­ние собирательности выражается лексически, чаще всего в формах единственного числа конкретных существительных.


Собирательные существительные обозначают неопределенное множество предметов или лиц как одно неделимое целое: молодежь, родня, мошкара, беднота, белье, березняк, генералитет, листва, пролетариат и т. п. Выделяются тематические группы - слова, обозначающие совокупность: 1) лиц (профессура, братва, военщина и т. п.); 2) животных (мошкара, воронье и т п.); 3) растений (ельник, ивняк и т. п.); 4) предметов (аппаратура, мебель, белье, хлам, старье и т. п.).
Важнейшими грамматическими признаками собирательных существительных являются: 1) неизменяемость по числам, наличие у них только формы единственного числа; 2) неспособность сочетаться с количественными числительными.
Формы единственного числа собирательных существительных выражают множественность в отличие от форм единственного числа конкретных существительных, которые обозначают один пред, мет: студенчество (ср. студент), дубняк (ср. дуб), мошкара (ср. мошка). Выражая множественность, они сближаются с формами множественного числа конкретных существительных: студенчество (ср. студенты), дубняк (ср. дубы), мошкара (ср. мошка). Однако члены таких пар не полностью совпадают по значению. Формы множественного числа студенты, дубы, мошки обозначают раздельное множество, состоящее из отдельных и самостоятельных предметов, которые поддаются счету. Собирательные существительные студенчество, дубняк, мошкара выражают неделимое множество, которое не поддается счету. Поэтому они не сочетаются с количественными числительными, но могут определяться с помощью неопределенно-количественных слов или сочетаться с дробными числительными, а также со словами, обозначающими соотношение частей и целого: (вся) родня, (большая часть) молодежи, (мало) зелени, (немало) дичи, (уйма) мелочи, (одна пятая) студенчества, (целая куча) листвы, (чемодан) белья и т. п.
Большинство собирательных существительных - производные слова, образованные безаффиксным путем (зелень, мелочь, ветошь, нечисть, дичь, бездарь, голь и т. п.) и с помощью суффиксов (агентура, сырье (-j-), родня, учительство, кустарник, орешник, ивняк, беднота, старостат, секретариат и др.).
Непроизводные собирательные существительные немногочисленны: сор, мусор, хлам, хвоя, бакалея, ботва, дрянь, знать и т. п. В этих существительных значение собирательности является компонентом их лексической семантики.
Лексически выражается значение собирательности и. в тех случаях, когда формы единственного числа конкретных существительных употребляются в функции собирательных: С 15 июня появились молодые бекасы и дупеля, но такие стоят жары и столько комара и мошки, что охотиться нет возможности (Некрасов).
Нередко к собирательным существительным относят слова типа народ, группа, взвод, полк, табун, стадо, куча, созвездие, коллектив и т. п. Эти слова не выражают собирательности. Они обозначают раздельное множество. Об этом свидетельствуют их грамматические признаки: 1) наличие формы множественного числа (народы, группы и т. п.); 2) сочетаемость их с количественными числительными (два народа, пять групп, три взвода и т. п.). Такие слова относятся к конкретным существительным.
В современном русском языке новые собирательные существительные возникают редко. В необходимых случаях значение собирательности выражается лексически, чаще всего в формах единственного числа конкретных существительных.

Еще по теме § 54. Существительные собирательные:

  1. Существительные конкретные, отвлеченные (абстрактные), вещественные, собирательные. Вопрос о единичных существительных.