УДК 94:37.035"1941/45"

сЫ: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-19-23

ТИМУРОВЦЫ: МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЕРЫ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

© Балакирев Алексей Николаевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Бурятского

государственного университета

Россия, 670000 г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6

E-mail.ru: [email protected]

В 1940 г. после выхода в свет повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» в СССР возникло движение юных волонтеров - тимуровцев. Это было совершенно необычное для того времени явление, потому что работа тимуровских команд была основана на самостоятельности и по инициативе самих ребят, деятельность тимуровцев носила ярко выраженную общественно-полезную направленность. В статье обосновывается актуальность волонтерства в современной России, рассмотрены некоторые аспекты возникновения и становления тимуровского движения, а также проанализированы основные направления деятельности юных волонтеров в годы Великой Отечественной войны в СССР и Бурятии. Материалы статьи могут быть интересны для историков, педагогов, специалистов в области общественных наук, а также для всех, кто интересуется историей нашей страны.

Ключевые слова: тимуровское движение, волонтерство, пионерская организация, Великая Отечественная война.

TIMUROVTSY: YOUNG VOLUNTEERS OF THE GREAT WAR

Alexey N. Balakirev

PhD in History, A/Professor of the department of general and national history, Buryat State University, Ulan-Ude

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In 1940, after the publication of A.P. Gaidar"s novel, «Timur and his team», a movement of Timurovtsy, young volunteers, arose in the USSR. It was quite unusual phenomenon for that time because the work of these commands was based on independence and initiative of the guys themselves, their activities had a strong social-useful focus. The article substantiates the relevance of volunteering in modern Russia, discusses some aspects of origin and development of the Timurovsky movement, and also analyzes the main perspectives of the young volunteers" activity in the years of the Great Patriotic War in the USSR and the Republic of Buryatia The article can be interesting for historians, educators, professionals in the field of social sciences, as well as for anyone who is interested in the history of our country.

Keywords: Timurovsky movement, volunteering, Young Pioneers organization, the Great Patriotic War.

В феврале 2015 г. в Сочи прошел Всероссийский форум добровольцев, в котором приняло участие более 400 делегатов добровольческих организаций и волонтерских центров из всех 85 субъектов России. В приветствии Президента Российской Федерации В. В. Путина участникам и гостям форума говорится: «Традиции добровольчества, волонтерства имеют в нашей стране глубокие исторические корни. Во все времена представители разных сословий, возрастов, взглядов бескорыстно служили Отечеству, людям, активно участвовали в делах просвещения и благотворительности, содействовали решению общественно значимых проблем в сфере образования, здравоохранения, культуры, экологии». Глава государства отметил, что необходимо развивать потенциал добровольческих организаций России, расширять спектр их деятельности и привлекать к работе молодежь. При этом он добавил, что это «особенно актуально в преддверии 70-летия Великой Победы, которое мы будем отмечать в нынешнем году» .

Одной из самых ярких страниц волонтерства в нашей стране стало тимуровское движение, становление и бурное развитие которого пришлось на годы Великой Отечественной войны. Возникновению этого уникального общественно-социального явления мы обязаны замеча-

тельному писателю Аркадию Петровичу Гайдару, который в своей книге «Тимур и его команда» предложил совершенно новую форму организации ребят - общественно-полезную и абсолютно самостоятельную. Замысел повести «Тимур и его команда» возникал у А. П. Гайдара постепенно, исподволь. Воспитывающую, умную, благородную игру Тимура и его команды, положенную в основу повести, писатель не выдумал за письменным столом. Подобную игру он наблюдал в жизни, да и сам постоянно разыгрывал ее. Знакомые мальчишки и девчонки были командой, а ее командиром - сам Гайдар. В своих воспоминаниях известный советский писатель К. Г. Паустовский рассказывает об одном из таких случаев, когда дворовая команда Гайдара помогла найти редкое лекарство для больного ребенка. При этом Паустовский отмечает: «Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как, скажем, приветствие. Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался» . Начало работы над «Тимуром и его командой» относится к декабрю 1939 г., и первоначально сюжет был разработан Гайдаром как сценарий для кино. Повесть была завершена 27 августа 1940 г., а 5 сентября отрывок из нее был напечатан в «Пионерской правде». В течение всего сентября и по 8 октября 1940 г. повесть печаталась из номера в номер на четвертой странице газеты. Одновременно она передавалась в Москве по центральному радио. В 1941 г. повесть трижды выходила отдельными изданиями в массовых тиражах, а всего с момента создания книга была переиздана тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров . Повесть стала основой для одноименных кинолент 1940 и 1976 гг., а в 2013 г. она была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения . Ни одна книга до того времени не завоевывала так быстро и так прочно симпатии детей, ни одна книга для детей не обладала еще такой силой воздействия на сердце и ум читателя, не становилась таким непосредственным организатором детей, как это случилось с повестью «Тимур и его команда». В городах и селах, в пионерских отрядах, школах, во дворах возникали тимуровские команды; зародилось тимуровское движение - патриотическое движение сотен тысяч детей.

В общественном сознании понятие «тимуровец» часто ассоциируется с понятием «пионер», тимуровское движение отождествляется с пионерским. Это неправильная точка зрения, и пример тому - военное лихолетье 1941 - 1945 гг. По данным профессора В. А. Кудинова, в годы войны из 20 млн детей пионерского возраста в организации состоял лишь каждый 3-4. В комсомольских отчетах республик, областей страны в военное время типичными были высказывания: «Дружины во многих школах оформлены на бумаге. В результате отсутствия политического воспитания рост пионерской организации прекратился». В то же время уже в июле - середине августа 1941 г. тимуровские команды начали действовать по всей стране. В 1945 г. общая численность детей и подростков, принимавших участие в тимуровском движении, составляла около 3 миллионов человек . Многие дети, неудовлетворенные архаичными и вялыми формами работы, основанными на директивах «сверху», выходили из пионерской организации. Они вместе с другими «неорганизованными» вступали в тимуровские команды, которые предлагали общественно-полезную деятельность, где работа строилась по принципу самоуправления и инициативы самих ребят. Например, в Бурятии за годы войны количество пионеров сократилось почти на 5 тыс. человек, а вот число тимуровцев увеличилось в 3 раза и достигло в 1945 г. 25 000 человек .

Деятельность тимуровцев в годы Великой Отечественной войны имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. Это движение пользовалось огромной поддержкой ребят. О масштабах работы тимуровцев может дать представление простой перечень дел. Тимуровцы заботились о семьях фронтовиков, престарелых, кололи дрова, подносили воду, отводили в детский сад малышей, собирали золу, куриный помет, черный и цветной металл, стекло для парниковых рам, лекарственные растения, деньги и облигации на постройку самолетов, орудий и др., устраивали мастерские для починки, пошива белья для семей фронтовиков, шефствовали над госпиталями; выступали перед ранеными с концертами, беседами, читали вслух газеты, писали за них письма, боролись с безнадзорностью, возвращали ребят

в школу, собирали теплые вещи фронтовикам, отсылали посылки на фронт, выращивали овощи, собирали опавшие листья, которые служили сырьем для табачных фабрик, ремонтировали здания, расчищали дороги, заботились об эвакуированных детях.

В Челябинской области в 1942/43 учебном году 3 138 тимуровских команд, объединявших 28 тыс. учащихся, помогали свыше 15 тыс. семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тыс. тимуровских команд ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тыс. школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы проводили также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941/42 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9 700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять разнообразные хозяйственные работы .

Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Характерным и типичным примером был отряд Володи Миленькова в г. Новосибирске, созданный на Рабочей улице, в доме № 92. Он поставил перед собой задачу оказывать помощь семьям фронтовиков. «Мы решили, - рассказывал Володя, - позаботиться о детишках - дошкольниках, отцы которых на фронте, а матери работают. Наши ребята-тимуровцы хорошенько в этом доме убрали двор, садик, посадили там 250 кустов черемухи, малины, акации, сирени. Мы ухаживали за нашими деревцами, чтобы все они быстро принялись. Потом мы разбили несколько цветочных клумб, а вдоль дорожек посеяли просо. Наш двор превратился в цветущий сад. Хорошо там стало играть и бегать нашим дошкольникам. Особенно любили они возиться в песке, который мы для них привезли. Тимуровка Светлана Жук занималась с малышами. Она придумывала разные интересные игры, читала им вслух книги и водила на прогулку. Матери были довольны, что их детишки всегда под присмотром. У каждого тимуровца команды было свое дело. Дина Бобруйская была редактором стенной газеты, Света Семенова - библиотекарь. Мы сами собрали библиотеку, в ней было около 80 книг. Юра Кулаков, Валя Легченко и другие старшие ребята помогали семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны подготовить к зиме квартиры» . Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. Так, уже в августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме, и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тыс. пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие .

Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941/42 учебном году только в

17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3 818 ребят. В 1943/44 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тыс. школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тыс. тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1 260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тыс. теплых вещей, 6 тыс. индивидуальных посылок .

В Бурятии тимуровские команды были созданы во всех пионерских дружинах и почти во всех школах республики и охватывали главным образом учащихся 4-6 классов. При этом с каждым годом число ребят, занятых в тимуровском движении, возрастало. Если в 1942 г. в 1 100 тимуровских командах республики насчитывалось 8 284 ребят, то к концу войны тимуровцев было уже около 25 тыс. Только в течение первого года войны, к осени 1942 года, силами тимуровцев Бурятии было собрано в фонд обороны 250 тыс. р., на строительство военной техники - 120 тыс. р., более 12 тыс. т черного и цветного металла для нужд военной промышленности, 5 786 ц золы, 2 929 ц птичьего помета, 71 344 возов навоза для удобрения полей в колхозах и совхозах, проведено снегозадержание на площади в 1 550 га . В отчете о работе тимуровских команд за 1 942 год отмечено, что большинство тимуровских команд работали плодотворно и добросовестно. Например, тимуровцы Мало-Куналейской средней школы Бичурского аймака обслужили 100 семей красноармейцев, послали подарков на фронт только одного мяса 105 кг и 340 кур. Команда средней школы № 6 г. Улан-Удэ во главе с тимуровцем Карповым оказала большую помощь семьям красноармейцев Коварского и Напушкова, они проводили уборку в комнатах, ходили за водой, за хлебом, рубили дрова, читали детям книжки и ходили с ними в кино. В Тарбагатайском районе 266 тимуровцев обслужили 50 семей красноармейцев. В Железнодорожном районе организовано 82 команды с охватом 732 ребят. Ими обслужено 413 семей красноармейцев. Хорошо работала тимуровская команда Петропавловской средней школы Джидинского аймака из 33 детей, ими напилено 18 кубометров дров, выметено 17 дворов, отремонтировано 2 сарая, собрано 40 ведер золы. Во всех районах были проведены слеты тимуровских команд с постановкой доклада «Задачи тимуровских команд в дни Великой Отечественной войны» . Однако главной задачей тимуровцев являлось оказание всевозможной помощи семьям красноармейцев. Объем проведенной в этом плане за годы войны работы огромен и неоценим. В своих воспоминаниях супруга красноармейца, жителя г. Улан-Удэ, Т. Басович пишет: «...Очень приятно видеть, когда с малого до большого все стараются помочь тебе и окружить твою семью заботой. Большое спасибо тимуровцам за их помощь!» .

Благородная патриотическая деятельность тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, высокую оценку и благодарность всех советских людей. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

Литература

1. URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2015/02/13/n_6921281.shtml

2. Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - М., 1964.

3. Гайдар А. П. Собрание сочинений. - М., 1964. - Т. 3.

4. Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. - М., 1961.

5. Фурин С. А., Симонова Л. С. Юным тимуровцам. - М., 1975.

6. Алещенко Н. М. Во имя победы. - М., 1985.

7. Кудинов В. А. Общественные организации детей и молодежи в России в ХХ в.: дис. ... д-ра ист. наук. - Кострома, 1994.

8. ГАРБ. Ф. 36. Д. 1775. Л. 15.

9. Балакирев А. Н. Становление и развитие детского движения в Бурятии (1923-1991). - Улан-Удэ, 2014.

10. ГАРБ, Ф.36, Д. 1864, Л. 102.

11. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тимур_и_его_команда

1. http://www.gazeta.ru/social/news/2015/02/13/n_6921281.shtml

2. Zhizn i tvorchestvo A. P. Gaydara . Moscow. 1964.

3. Gaydar A. P. Sobraniye sochineny . Tom trety. Moscow. 1964.

4. Ukhyankin S. P. Pionery-timurovtsy . Moscow. 1961.

5. Furin S. A., Simonova L. S. Yunym timurovtsam . Moscow. 1975.

6. Aleshchenko N. M. Vo imya pobedy . Moscow. 1985.

7. Kudinov V. A. Obshchestvennye organizatsii detey i molodyozhi v Rossii v XX v. . Doctor"s thesis. Kostroma. 1994.

8. GARB (State Archive of the Republic of Buryatia), F. 36, D. 1775. L. 15.

9. Balakirev A. N. Stanovleniye i razvitiye detskogo dvizheniya v Buryatii (1923 - 1991) . Ulan-Ude, 2014.

10. GARB. F. 36. D. 1864. L. 102.

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Timur_i_ego_komanda

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи...

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.
Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Обратимся к истории организации


Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.
Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.


Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства

О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.
В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

Отряд бабы Саши


В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.
Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Обратимся к организации

Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.

Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.

Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства
О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.

В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. "Конспирация" и "тайные планы" осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

Отряд бабы Саши

В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.

Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

За полгода активной деятельности отряд завоевал безукоризненную репутацию. И тогда власти выделили им пустующую комнату, в которой расположился штаб. Сюда тримуровцы, да и местные жители, несли подарки для солдат на фронте и для госпиталей: вязаные носки, безрукавки, шарфы, шапки, варежки.

Интересно и то, что в шахтах близ города Пласта добывали золото, за которое мы, СССР, покупали у Америки и Британии военную технику и продукты. Основную работу по добыче делали шахтёры, но если вдруг отключали свет (а происходило такое частенько) сотрудники звали на помощь тимуровцев. Мальчишки спускались под землю и вместе со взрослыми поднимали на поверхность тяжелый груз.
Ещё одно дело, которое им доверяли – они заползали в отвалы и отбирали из уже отработанных пород то, что пропустили шахтёры.
Несмотря на такую занятость, дети всё-таки ходили в школу. Их ратный труд не остался незамеченным – об отряде городка Пласт не раз писали в советских газетах. А сегодня упоминание об этой тимуровской команде можно найти в энциклопедии Великой Отечественной войны.

Под крылом власти

В 1942 году педагогическая общественность заволновалась: тимуровские команды начали подменять, вытеснять пионерские организации. Всплыл факт о том, что в столице была расформирована пионерская организация. Комсомольцы испугались и начали активную работу по слиянию пионеров и тимуровцев. В финале взяли тимуровцев под свой контроль. Были здесь и свои плюсы, и минусы. Рассуждать об этом можно долго. Но суть в том, что теперь тимуровцы потеряли свободу выбора, их перевели в категорию дополнительной формы работы пионерской организации. И некоторые исследователи считают, что в 60-70-х движение умерло.

Я не историк. Родилась в 1979 году. И детство мое пришлось на вторую половину восьмидесятых. В памяти остались длинные очереди, талоны, кусковой сахар вместо конфет. Но ещё я помню, как входила в школьную тимуровскую команду ПГТ Сарата Одесской области.
Мы носили бабушкам воду, убирали в квартирах у инвалидов, помогали в огородах и играли с чужими детьми. Я не помню, чтобы все это я делала из-под палки. Наоборот – гордилась тем, что смогла принести своей стране пользу и сделать для кого-то что-то хорошее. Так думали и мои школьные друзья. Так нас воспитывали.

Поэтому разговоры о том, что в последние годы СССР тимуровское движение себя изжило, считаю нечестными.
Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Отряды есть при школах, и при спортивных клубах. Но всё-таки это немного другое. Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общие хобби. Так уж они, вернее, мы с вами, люди, устроены. А вот что это за группы, и что это за увлечения, определяет время. Вернее, те взрослые, которые это время, эту историю делают сегодня. К примеру, во время войны в СССР были тимуровцы, чуть позже – мальчишки сбегали покорять Север, строить БАМ, осваивать целину. В 70-х были хиппи, в 90-х махровым цветом расцвело движение скинхедов.

Сейчас возрождаются поисковые отряды, патриотические движения, спортклубы, говорят, кое-где есть и новые тимуровцы. Навряд ли они смогут быть реальной альтернативой "тем самым" тимуровцам, но хорошо уже то, что они есть. Сейчас тема любви к Родине, к России выходит на первый план и это дает нам надежду на то, что в недалеком будущем мы увидим новое поколение. И оно будет лучше, чем мы...

Тимуровское движение

массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдар а «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Т. д. - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходят традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артек е состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития Т. д.

Традиции Т. д. нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды созданы в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

Лит.: Ухъянкин С. П., Пионеры-тимуровцы, М., 1961; Камов Б. К., Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар), М., 1971; Фурин С. А., Симонова Л. С., Юным тимуровцам, М., 1975.

С. А. Фурин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тимуровское движение" в других словарях:

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в нач. 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара Тимур и его команда. Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т … Энциклопедический словарь

    Тимуровское движение - ТИМУ́РОВСКОЕ ДВИЖÉНИЕ, массовое патриотич. движение пионеров и школьников, цель к рого – забота о нуждающихся в помощи людях. В конце 1930 х гг. в нек рых пионерских отрядах возникла инициатива шефства над семьями военнослужащих, выражавшая… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    движение - , ия, ср. 1. Перемещение в пространстве в каком л. направлении. == Поступательное движение к коммунизму. патет. Титаренко, 6. 2. Общественная деятельность, преследующая определенные цели. * Революционное движение. МАС, т. 1, 368. ◘ Я … Толковый словарь языка Совдепии

    Эмблема пионерской организации СССР Пионерское движение движение детских коммунистических организаций в СССР и в других странах. Созданное по образцу скаутского движения, пионерское движение отличалось от … Википедия

    Детское движение - детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодёжи. Употребляется также термин детское и… … Педагогический терминологический словарь

    Тимуровец понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур,… … Википедия

    Тимуровцы - участники обществ. движения в рамках Всес. пионерской орг ции им. В. И. Ленина, в первую очередь в 1940 е гг. В 1940 была опубл. пов. А. П. Гайдара Тимур и его команда, в к рой был подан пример самоорг ции дет. коллектива без контроля и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Тимуровская улица проходит от улицы Демьяна Бедного до улицы Ушинского. 2 октября 1970 года новая улица в Калининском районе была наименована Тимуровской. «В честь патриотического воспитания пионеров», – указывалось в решении. В … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, образована 19 мая 1922, носила имя В. И. Ленина с 1924; как единая организация прекратила деятельность в начале 1990 х гг … Энциклопедический словарь

Книги

  • Тимур и его команда , Гайдар А.. Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году и сразу же стала любимой книгой миллионов юных читателей, а тимуровское движение - бескорыстно помогать тем, кто нуждается, - буквально…

«Отечество - 2013»

Из истории детского движения

Городская научно-практическая туристско-краеведческая конференция «Отечество», посвященная 270-летию основания г. Оренбурга

Тимуровское и волонтёрское движение: черты сходства и различия


г. Оренбург

С одержание


Введение……………………………………………………………………

3

1.

Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество ………………………………………………………......

4

2.

Тимуровское движение …………………………………………………...

7

3.

Волонтёрское движение…………………………………………..………

11

4.

Волонтёрское движение Оренбуржья……………………………………

14

5.

Результаты социологического опроса школьников…………………......

17

Заключение…………………………………………………………….......

19

Список использованных источников.……………………………………

20

Приложение………………………………………………………………..

21

Введение


Книгу А.П. Гайдара «Тимур и его команда» знают многие. Имя Тимур мы связываем сразу с «тимуровцами», то есть оно стало как бы нарицательным. А слово «команда» - синоним слову «друзья». Получается под названием книги «Тимур и его команда» подразумевается «тимуровцы, друзья».

О тимуровцах я узнал ещё в детстве. Смотрел художественный фильм «Тимур и его команда». А вот о волонтёрах я узнал совсем недавно, когда к нам в школу пришел выпускник нашей школы Байрамов Фариз. Именно он познакомил меня со своей деятельностью. Отряд волонтёров проводит различные акции, разрабатывает и реализует социальные проекты.

На «Первом форуме добровольцев» я узнал, что существует множество других подобных организаций. Там же я узнал о том, что начало волонтёрского движения уходит глубоко в историю. Именно поэтому мне и стала интересна эта тема.

Данная работа связана с изучением добровольческих организаций, а именно волонтёров и тимуровцев.

Цель работы: найти сходства и различия между этими движениями.

Объект исследования: тимуровское и волонтерское движение.

Предмет исследования: роль тимуровского и волонтерского движений в общественной жизни.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

Определить характер тимуровского и волонтерского движений;

Изучить исторические аспекты развития тимуровского и волонтерского движений;

Провести социологический опрос учащихся;

Провести анализ результатов социологического опроса;

1. Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество

Добровольничество основано на вовлечении различных слоев населения в процессы решения социальных проблем. Но часто возникает вопрос: добровольчество – это новое или хорошо забытое старое?

Термин «добровольчество» в современном его понимании или, тем более, «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов XX века. До этого времени «добровольцами», в первую очередь, называли людей, которые в военное время, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну. Так было и в первую мировую войну, и в Великую Отечественную. Практика многопланового толкования этого термина существовала и за рубежом. В Италии безвозмездная социальная помощь называется «социальным волонтерством».

И в нашей стране в советское время была масса людей, которые добровольцами ехали на целину, на строительство БАМа.

Сегодня мы вкладываем в термин «добровольчество» нечто другое. Существует Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 7 июля 1995 г. Но законодатель ограничил круг деятельности, которую можно отнести к благотворительной, а также и круг организаций, называемых благотворительными. Но добровольческую активность трудно ограничить. Очень широк круг работ, выполняемых добровольцами, организаций, которые привлекают к работе добровольцев, поэтому правильнее будет звучать следующее определение.

Доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем.

Но для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему в российской истории есть множество примеров.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.

Случается, что термин «доброволец» оказывается связанным с другими реалиями нашей жизни. В декабре 1996 г. на Новосибирском радио был проведен прямой эфир. Передача называлась «Почему люди работают бесплатно?». Название передачи некоторыми радиослушателями было связано с многомесячными задержками выплаты заработной платы. Люди звонили и говорили о своем тяжелом положении, требовали призвать к ответу директоров предприятий и правительство. Многие в возникшей дискуссии называли себя добровольцами. Их аргумент был следующий: «Мы работаем и не получаем за это оплату, следовательно, мы - добровольцы». Но можно ли людей, которым задерживают заработную плату, называть добровольцами? Я уверен, что нет.

Отличительной особенностью добровольца является то, что, выполняя ту или иную работу, он осознанно идет на полное отсутствие денежного вознаграждения или же соглашается на значительно заниженную оплату своего труда, имея при этом реальную возможность за свои услуги в это же время получить более высокий заработок. Согласились бы люди, звонившие во время радиопередачи, работать бесплатно, отказавшись даже от надежды получить причитающиеся им деньги в будущем? Вероятно, нет. Задержки выплаты заработной платы - очень тяжелая проблема, но с добровольчеством у нее ничего общего нет.

Сегодня добровольчество продолжает оставаться в обществе сравнительно новой идеей, воспринимаемой неоднозначно. Одни воспринимают как стартовую площадку, другим оно кажется непонятным и, следовательно, не очень нужным.


  1. Тимуровское движение

Тимуровское движение - массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло оно в СССР в начале 40-х гг. ХХ века под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Тимуровское движение - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.

Освободительная борьба советского народа против фашизма явилась мощным стимулом развития тимуровского движения, возникшего ещё в мирное время. «День рождения» этого изумительного по своей природе и направленности движения вполне определенно датируется временем появления на экранах страны в 1940 году кинокартины «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного). Исключительная популярность фильма заключалась в том, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей - быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Фильм раскрыл детям романтику их простых дел, заставил всмотреться в окружающую жизнь, быть чуткими и внимательными. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 миллионов человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам.

Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. В одной лишь Челябинской области в 1942-1943 учебном году 3138 тимуровских команд, объединявших 28 тысяч учащихся, помогали свыше 15 тысячам семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тысячи тимуровских команд ремонтировали квартиры семье фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тысяч школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы провели также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941-1942 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. В августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Размах тимуровского движения, полнокровность содержания работы обеспечивались постоянным вниманием, заботой и повседневным руководством местных партийных и комсомольских организаций. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тысяч пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941-1942 учебном году только в 17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3818 ребят. В 1943-1944 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тысяч школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тысяч тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тысяч теплых вещей, 6 тысяч индивидуальных посылок.

Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходили традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артеке состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития тимуровского движения. Даже в настоящее время в некоторых регионах нашей страны сохранились тимуровские отряды, в которых ребята хотят помогать людям.


  1. Волонтёрское движение

Слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

Волонтерское движение можно разделить на 4 вида деятельности:

1. Военное волонтёрство.

2. Трудовое волонтёрство.

3. Миссионерское волонтёрство.

4. Общественное волонтёрство.

В данной работе я рассматриваю общественное волонтёрство.

В последние два года в российском волонтерском движении произошли изменения в направлении деятельности волонтеров. Сейчас большинство волонтерских движений делится на три группы:

первая (самая многочисленная) – профилактическая работа по борьбе с ВИЧ/СПИДом, заболеваниями, передающимися половым путем;

третья (новое направление) – просветительская деятельность, направленная на формирование культуры здорового образа жизни, работа проводится с теми категориями населения, которых волонтеры могут заинтересовать и способствовать формированию у них культуры здорового образа жизни. Волонтерское движение уходит корнями глубоко в историю. Еще английский гуманист и писатель Томас Мор, пытаясь определить суть идеальных взаимоотношений личности и общества, подчеркивал их неразрывную связь и ее добровольный характер: «Эти двое – общество и индивид - неразрывны. У вас не может быть подлинного общества, если оно не состоит из истинных индивидуумов, и вы не можете быть индивидуумом, если вы не вовлечены свободно глубочайшим образом в дела общества».

Словарь Вебстера дает такое определение волонтерству: «Добровольное (на основе собственного побуждения) участие в каком-то действии или системе».

Историю волонтерского движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает на то, что не одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство - понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором им довелось родиться и жить.

Добровольческая помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности и т.д.

В некоторых государствах система волонтерства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий. Например, в Великобритании такой способ комплектования армии оставался до 1961 года.

В России волонтерство связывают не просто с добровольной бесплатной работой в интересной области, но с жертвенным бескорыстным служением немощным, больным, неимущим.

В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая. Никакого закона о добровольческом труде не было. Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России приобрело конкретную форму только в 90-е годы одновременно с зарождением так называемого третьего сектора, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. 7 июля 1995 года появился закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который дает определение волонтера: «Волонтеры – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

4. Волонтерское движение Оренбуржья

Большинство волонтеров России - в Оренбуржье.

В 2012 году областной молодежной общественной организацией «Союз оренбургских студентов» был проведен ряд мероприятий, основными показателями которых стала поддержка молодежных советов, как на предприятии, так и в учебных заведениях в области.

В рамках содействия студенческой молодежи были проведены молодежные образовательные лагеря «Активация», «Первый шаг», «Лагерь-сбор для руководителей молодежных общественных объединений», а для развития творческого потенциала фестивали «Любимая песня» и «На Николаевской». Для работающей молодежи были проведены III областной образовательно-туристический слет работающей молодежи, ряд тренингов на развитие личностного роста, профессиональной коммуникабельности и творческого потенциала.

Завершающем мероприятием стало участие Оренбургской области в XII Всероссийском Фестивале творчества и спорта работающей молодежи «ЮНОСТЬ», на котором делегация области получила Гран-при фестиваля и 1 места в творческих и спортивных направлениях фестиваля.

Кроме того, Оренбургская область занимает 1 место в рейтинге регионов Российской Федерации по развитию добровольческого движения и объединяет 35 429 волонтера.

Ярким примером является работа волонтёров в Реабилитационном клубе «Радуга» Оренбургской клинической психиатрической больнице № 1 и в клубе «Эдельвейс» Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2. Волонтёры способствуют активному вовлечению в социум больных, особенно утративших социальные связи.

При более частом взаимодействии студенты получают и закрепляют навык установления контакта, ведения беседы с душевнобольным, раскрытия его внутренней картины болезни. Последующее обсуждение в группе волонтёров под руководством специалиста способствует не только закреплению знаний полученных по учебной программе, но и расширению понимания психологического состояния пациента. Опытные волонтёры проводят занятия с вновь пришедшими студентами-волонтёрами, тем самым, передавая собственные навыки, формируя преемственность клубной работы и систематизируя собственные знания («уча - учимся»).

В реабилитационном клубе существует 7 кружков пациентов, пять из которых ведут студенты-волонтёры с опытом групповой досуговой работы с пациентами от 1 до 4 лет.

Кроме внутрибольничной работы, волонтёры вместе с пациентами участвуют в мероприятиях, проводимых за пределами больницы. Здесь их роль особенно велика, так как любой выход из привычных условий является для пациентов стрессовой ситуацией. Волонтёры помогают пациентам подготовиться, заранее обсуждают с ними возможные трудные ситуации, а затем сопровождают их и поддерживают. Ярким примером подобного сотрудничества явилась городская спартакиада для инвалидов. Пациенты больницы, при поддержке волонтёров, активно участвовали в спортивных соревнованиях и завоевали пять призовых мест.

Во время встреч пациент и волонтёры вместе посещали магазины, рынки, делали покупки, оплачивали коммунальные услуги, ходили в кино, в театры, музеи, гуляли, общались с другими людьми. Отношения с добровольцами являлись образцом, по которому пациенты в дальнейшем могли реконструировать социальные и практические навыки, необходимые члену сообщества (например, умение договариваться о встречах, налаживать контакты, планировать какую либо деятельность, посещать общественные учреждения, самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя).

Подводя итоги опыта волонтёрского движения в Оренбургской области необходимо отметить значительную пользу, как для пациентов, так и для самих студентов-волонтёров, а именно:

1) в процессе волонтёрской деятельности студенты определяются с выбором своей будущей профессии, приобретая первые навыки работы с душевнобольными уже со студенческой скамьи, тем самым решается проблема пополнения психиатрической службы молодыми кадрами;

2) несмотря на то, что волонтёрство в психиатрии в России - относительно новый вид психосоциальной помощи, развитие этого движения является одной из основных составляющих формирования «психиатрии с опорой на сообщество»;

3) активное участие волонтёров создаёт возможность применения новых прогрессивных форм и методов психосоциальной работы, которые осваивают студенты;

4) происходит расширение социальных связей пациентов через возможность организации их досуга, улучшается социальное функционирование и качество жизни больных;

5) снижается уровень самостигматизации пациентов, а поскольку волонтёры несут психиатрическую культуру в общество, то они тем самым способствуют снижению стигматизации психиатрии в социуме в целом;

6) улучшается компетентность пациентов к различным формам психосоциальной реабилитации, в результате чего, повышается эффективность лечения.

Следует отметить, что в июне 2010 на базе Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2 (заведующий д.м.н. Бабин С.М.) состоялось учредительное заседание Общественного Совета по психическому здоровью Оренбургской области, который призван объединить усилия общественных организаций нашего региона, работающих в области психического здоровья. Одной из приоритетных задач Совета и является активная поддержка развития волонтёрского движения в психиатрии.


  1. Результаты социологического опроса школьников

В ходе работы был проведён опрос учащихся 9-11 классов нашей школы. В опросе принимало участие 43 человека. Вопросы были следующими:

Слышали вы о тимуровском движении?

Чем, по вашему мнению, занимались тимуровцы?

Слышали ли вы о волонтёрском движении?

Чем, по вашему мнению, занимаются волонтёры?

Как вы думаете, тимуровцы и волонтёры - это одно и то же?

Считаете ли вы понятие «тимуровцы» устаревшим?

Какими качествами должен обладать волонтёр?

Цель данного опроса - узнать, что думают о тимуровском и волонтёрском движении ученики и знакомы ли они с этими понятиями вообще.

Проводя социологический опрос, мне хотелось узнать, какими качествами, по мнению моих сверстников, должен обладать волонтёр. После опроса учеников, у меня получились следующие результаты. Самым важным качеством волонтёра оказалось трудолюбие. Также немаловажными качествами оказались доброта, милосердие, жалость, отзывчивость, понимание, добросовестность, общительность, бескорыстность, благородство, щедрость, ответственность. Ребята решили, что такие качества, как сочувствие, ум, честность, целеустремлённость и патриотизм тоже не помешали бы волонтёру. И лишь единицы считают, что волонтеру свойственны раскованность, терпеливость, самостоятельность, искренность, пунктуальность, чувство юмора, идейность и сила воли. К сожалению, среди качеств волонтёров лишь небольшое количество ребят назвали сочувствие. На мой взгляд, большая часть опрошенных ребят нашей школы не смогут помогать тяжелобольным или инвалидам.

Результаты показали, что только 21% опрошенных имеют понятие о волонтёрах, в то время как 70% имеют понятие о тимуровском движении. Стоит отметить, что многие знают о тимуровцах из книжки Гайдара.

Самый распространённый ответ на вопрос «Чем занимаются тимуровцы?» был «помогают людям и переводят бабушек через дорогу». К сожалению, многие не знают, чем занимаются волонтёры. Среди ответов на вопрос «Чем занимаются волонтёры?» были такие ответы: «Может быть, защищают природу» и «Ездят по разным странам или по России, помогают собирать урожай, например. За это бесплатно отдыхают». Действительно, существуют такие люди и их тоже называют волонтёрами.

На вопрос «Тимуровцы и волонтёры это одно и то же?» 72% ответили отрицательно. 5% опрошенных считают, что понятия «волонтёры» и «тимуровцы» значат одно и то же. А 23% не знают, похожи ли эти движения или нет. Возможно, это связано с тем, что ученики незнакомы с особенностями каждого из движений.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что немного ребят в нашей школе знакомы с тимуровским, а особенно, волонтёрским движением. Именно поэтому, я планирую познакомить ребят нашей школы с основными направлениями деятельности тимуровского и волонтёрского движений.

Заключение

Изучив историю, направления деятельности и проведя опрос среди школьников, я сделал вывод, что понятия тимуровцы и волонтёры различны, хотя направления их деятельности иногда совпадают. Волонтёрское движение не является продолжением тимуровского движения, каждое из этих движений имеет свою собственную историю.

Подводя итоги, хотелось бы указать сходство волонтёрского и тимуровского движения.

1. Деятельность этих движений направлена на оказание помощи, которая носит общественный характер.

2. Помощь оказывается людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: пожилым, детям, больным и др.

3. Дух романтизма пронизывает оба эти движения.

В наше время тимуровское движение не столь широко распространено, как в 40-70 годы прошлого столетия. Волонтерское движение развивалось и развивается в настоящее время в разных странах мира.

Список использованных источников
Литературные источники

1. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. 2-е изд. - Новосибирск: «Ин-кварто», 2002. - 98 с.

2. Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. - Москва, 1961.

3. Камов Б. К. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар).- М.: Молодая гвардия, 1971. - 415 с.

4. Фурин С. А., Симонова Л. С. Юным тимуровцам. - Москва, 1975.

5. Школьный французско-русский и русско-французский словарь.

Материалы Интернет-сайтов

6. www.webster.ru -- Электронный английский толковый словарь

7. www.kdm56.ru – молодежный информационный портал Оренбургской области

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Сбор информации

Встреча с волонтером Байрамовым Фаризом

Приложение 4

Социологический опрос учащихся школы