Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу.

Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

Самая короткая и самая длинная шахматная партия

Самая короткая шахматная партия называется «дурацкий мат», состоящий из двух ходов: 1. f3 (или f4) e5 и 2. g4 Qh4х. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришёл на игру. С каждым годом правила на официальных соревнованиях ужесточаются. Согласно правилуZero tolerance, за любое опоздание на партию (даже на минуту) засчитывается поражение. И кроме того, на всех турнирах сейчас за звонок мобильного телефона (или любой изданный этим устройством звук) судья поставит Вам ноль.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью.

Шахматный автомат Кемпелена

В 1770 году венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых людей, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

Разные роли ферзя

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось всё с того, что в Шатранже она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом всё дальше и дальше.

В шахматах, которые мы имеем сегодня, ферзь может двигаться как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Вначале ферзь был самой слабой, а стал самой сильной фигурой в шахматах.

Бесконечные возможности

После трёх ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что ещё раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы используются игроками для анализа, а зрители часто смотрят трансляцию партий с компьютерной оценкой ходов. Бороться на равных с лучшими программами не сможет ни один игрок.

Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

Через два года в матче Гарвиц - Левенталь впервые соперников ограничили лимитом времени по 10 минут на обдумывание хода. Часы использовались песочные, у каждого свои, а за превышение времени взыскивался денежный штраф. В 1866 году в матче Андерсен - Стейниц песочные часы заменили механическими, правда, они были не шахматные, с двумя кнопками, а обычные.

Впервые специальные шахматные часы были сконструированы английским инженером и шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном из Ланкашира, и применены на турнире в Лондоне в 1883 году.

В наши дни на большинстве турниров используются электронные часы. Чаще всего, даётся определённое время на всю партию и при этом игроку прибавляется несколько секунд за каждый сделанный ход.

Происхождение игры и ее названия

Прародительницей шахмат является древнеиндийская игра "чатуранга", которая была популярна в VI-м веке. В переводе с санскрита "чатуранга" переводится как "4 подразделения войска" (пехота, конница, слоны и колесницы, чью роль в шахматах выполняют пешки, кони, слоны и ладьи). Придя в Персию в VII-ом веке, игра получила иное название - "шатрандж". То название, которое мы знаем сейчас - шахматы - игра получила именно здесь: когда игрок атаковал короля, он произносил "шах" ("король" по-персидски) и "шах мат" ("король умер" в переводе с персидского).

"Непостоянство" королевы

У королевы (или ферзя) - самый непостоянный характер. Эта шахматная фигура изменялась на протяжении всей истории игры больше всех. Изначально ферзь был советником короля (премьер-министром), однако впоследствии стал самой сильной шахматной фигурой. Сначала ферзь мог ходить по диагонали только по одной клетке, со временем он мог передвигаться сразу на 2 поля, а затем еще дальше, как конь. В современной игре ферзь может делать ходы по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

Уникальный шахматный автомат Кемпелена

В 1770-м году австрийским изобретателем венгерского происхождения Вольфгангом фон Кемпеленом был создан шахматный автомат, представлявший собой сделанную в человеческий рост фигуру человека, одетого в турецкую одежду, который сидел за большим деревянным столом. Безмятежно куря трубку и передвигая фигуры по полю механической рукой, "турок" играл в шахматы со всеми желающими, обыгрывая Наполеона Бонапарта, Бенджамина Франклина и других знаменитостей.

Загадка столь умной машины была разгадана лишь годы спустя: внутри шахматного автомата прятался человек, который и играл за манекен, а когда машину и ее сложные механизмы демонстрировали публике, он скрывался.

Две "самые-самые" шахматные игры: самая длинная и самая короткая

Самой продолжительной за всю историю шахмат является игра, проведенная в 1989-м году в Белграде, участниками которой были Горан Арсович и Иван Николич. Во время шахматной партии продолжительностью 20 часов 15 минут, которая завершилась ничьей, противники сделали всего 269 ходов. Вообще, чисто теоретически, одна шахматная партия может быть еще более продолжительной, однако после того, как были введены правила о 50-ти ходах, стало возможным как-то ограничивать это число.

Самую короткую шахматную партию - мат в два хода ("дурацкий мат") - можно воспроизвести следующим образом: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничью или проигрыш судьи могут зафиксировать и до непосредственного начала игры вследствие определенного сценария, который выявляет турнирная таблица, либо в случае неявки одного из игроков на игру.

Шахматы и бокс в одной игре

Знаменитое высказывание Гарри Каспарова о том, что "шахматы - это муки разума", вдохновило голландского художника Ипе Рубинга на создание шахбокса, объединившего в себе шахматы и физические испытания. Родоначальник шахбокса почерпнул идею совместить бокс и шахматы в одном из комикс-романов.

Этот гибридный вид спорта под девизом "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске", состоит из чередующихся раундов шахмат и бокса. В последнее время игра становится все более популярной, находясь под управлением Всемирной организации шахбокса.

Шахматы с завязанными глазами

Одним из вариантов игры являются шахматы вслепую: шахматист может делать все ходы, не видя шахматной доски. Как правило, у такого игрока есть посредник, который и осуществляет перемещение его фигур.

Такая впечатляющая способность присуща многим сильнейшим шахматистам. Одним из рекордсменов этого варианта игры в шахматы является венгр Янош Флеш, сыгравший вслепую одновременной в 52-мя противниками и выигравший 32 партии.

Шахматные часы, чтобы игроки не засыпали

Изначально во время шахматных партий часы не использовались: игроки могли провести за игрой множество часов подряд (а иногда и несколько суток), изнемогая сами и доводя до изнеможения своего противника. Однажды, во время одного из шахматных турниров, проводимых в 1851-ом году, два игрока даже уснули, так и не завершив партию. Спустя год после этого случая был введен контроль времени, который, до создания в 1883-м году первых механических шахматных часов, созданных британцем Томасом Уилсоном, осуществляли с помощью песочных часов.

Бескрайние возможности

После 3-х ходов со стороны каждого из игроков существует более 9.000.000 возможных позиций. Американским математиком было подсчитано минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и выведено число Шеннона, согласно которому количество возможных уникальных партий (10^120) больше количества атомов в видимой Вселенной (около 10^79).

Мощные шахматные компьютеры

В настоящее время важной частью игры в шахматы являются шахматные компьютеры. Одна из самых известных шахматных партий, сыгранных между компьютером и человеком, была проведена в 1997-м году, когда компьютер Deep Blue выиграл у чемпиона мира Гарри Каспарова, считающегося сильнейшим шахматистом за всю историю шахмат.

Спустя 9 лет, в 2006-м году, другой компьютер - Deep Fritz - обыграл чемпиона мира Владимира Крамника, еще раз заявив о мощи шахматных компьютеров. Сегодняшние шахматные программы, сопоставимые с гроссмейстерами, чаще всего используются для проведения анализа игры и ее улучшения.

Игра в шахматы повышает уровень интеллекта

Шахматы часто упоминаются психологами в качестве эффективного способа улучшения человеческой памяти. Навыки игры в шахматы также могут помочь в решении сложных задач и продумывания идей. Большинство людей полагает, что игра в шахматы - лишь для обладателей высокого интеллекта. Отчасти это так и есть, однако каждый желающий может самостоятельно способствовать повышению уровня своего интеллекта, освоив эту игру и начав играть в шахматы. Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление. Например, в Армении, чья шахматная школа является одной из сильнейших в мире, начиная с 2011-2012 учебного года, во всех общеобразовательных школах ученики со 2-го по 4-ый класс изучают шахматы в качестве обязательного предмета.

Невероятные факты

1. Откуда произошло название?

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го века чатуранга , чье название переводится с санскрита как "четыре подразделения войска", что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж . Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили "Шах" (от персидского "король") атакуя короля соперника, и "Шах мат" (с персидского "король умер") .


2. Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру "турка" в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист , который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной "машины".


3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат , состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов , и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.


4. Шахбокс

Гарри Каспаров однажды сказал, что "шахматы – это муки разума". Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге–комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске" .

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.


5. Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах .


6. Можно ли играть в шахматы вслепую?

Шахматы вслепую – это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску . Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш , который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.


7. Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной . Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.


8. Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz , что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами .


9. Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что "партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули ".

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном .


10. Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения .