Неограниченная подводная война – тип военных действий, предусматривающий ведение активных боевых действий на линиях морских коммуникаций с использование подводных лодок для уничтожения военных и гражданских транспортных судов противника. Доктрина широко использовалась Германией в Первую и Вторую мировую войны, а также США на Тихом океане в 1941-1945 гг.

Общие данные

Возникновение доктрины было логичным развитием военно-технической мысли, обусловленным появлением нового класса кораблей - подводных лодок. История возникновения подводных лодок восходит к 16-17 вв., когда проекты подобных аппаратов были концептуально обоснованы и созданы первые работающие образцы. Ввиду технического несовершенства первых подлодок, они не получили широкого распространения, являясь привлекательной идеей, к которой время от времени возвращались выдающиеся инженеры своего времени.

Развитие науки и техники способствовало совершенствованию подводных лодок, и те постепенно стали пополнять флоты ведущих морских держав.

Вместе с тем, несмотря на бурные темпы научно-технического прогресса, приводящего в появлению новых видов вооружения, подводные лодки были в глазах флотоводцев и чиновников морских ведомств нетипичным оружием, разительно отличающимся от традиционных армад, состоящих из надводных кораблей. Это порождало негативное отношение к подводным аппаратам военного назначения, а также непонимание того, как их использовать в реальных боевых действиях. Показательным в этом смысле является высказывание адмирала Британского флота Хендерсона заявившего в 1914 году:

Подобная точка зрения была преобладающей в Британском Адмиралтействе. Впоследствии недальновидность флотоводцев великой морской державы сыграет с Империей, над которой не заходит солнце , злую шутку.

Однако с началом войны подводные крейсеры продемонстрировали свой военный потенциал, когда 5 сентября 1914 г. германская подводная лодка U-9 потопила английский лёгкий крейсер Патфайндер, а двумя неделями позднее, 20 сентября 1914 г., были уничтожены ещё 3 военных корабля британских ВМС. Произошедшее оказало огромный эффект на воюющие страны, поверившие в перспективность нового оружия.

Доктрина Неограниченной подводной войны

Суть доктрины Неограниченной подводной войны заключается в уничтожении с помощью подводного флота торговых судов противника, перевозящих оружие, подкрепления, а также снабжающих войска и гражданское население припасами и горючим. Первой страной, прибегнувшей к этой стратегии, была Германия, оспаривавшая господство над Европой и колониями у стран Антанты в Первую мировую войну. Целенаправленное использование подводного флота против торговых судов являлось следствием тупика позиционной войны и было вызвано морской блокадой самой Германии.

Безопасность гражданских судов во время военных действий на межгосударственному уровне обеспечивалась Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 года, которую ратифицировали все великие державы, за исключением Англии. Декларация предписывала военным кораблям противоборствующих стран при встрече торгового судна противника дать предупредительный выстрел по курсу его движения. Гражданскому экипажу должно было быть позволено покинуть корабль, прежде чем он уничтожался или передавался вражескому экипажу в качестве приза.

Однако в ходе Первой мировой войны для борьбы с германскими подводными лодками Британские ВМС широко использовали т.н. суда-ловушки, переделанные из торговых кораблей военные суда, а также специально построенные противолодочные корабли, силуэтом схожие с гражданскими пароходами. При попытке экипажа германской подлодки захватить такой корабль, английские моряки открывали орудийный и пулемётный огонь по всплывшему на поверхность кораблю противника.

В ноябре 1914 г. германское морское командование изменило своё мнение к идее использования подводных сил против торгового флота Британской империи:

Поскольку Англия совершенно пренебрегает международным правом, нет ни малейшего основания для нас ограничивать себя в наших приемах ведения войны. Мы должны использовать это оружие (подводный флот) и сделать это путем, наиболее соответствующим его особенностям. Следовательно, подводные лодки не могут щадить команды пароходов, но должны отправлять их на дно вместе с их судами. Торговое мореплавание может быть предупреждено, и вся морская торговля с Англией прекратится в течение короткого времени

Выдержка из записки, поданной командованием флота начальнику Морского Генерального штаба адм. фон Полю

Действия групп подводных лодок на линиях коммуникаций противника в предвоенные годы не являлись частью морских доктрин ведущих мировых держав. Главным образом на подводные лодки возлагались разведывательные и защитные функции. Так, на начальном этапе Первой мировой войны германские подлодки располагались в оборонительной дуге на подходах к Гельголандской бухте, куда, по мнению Штаба ВМС Германской империи, английский флот нанесёт удар.

Как свидетельствуют британские и германские адмиралы в своих записях, в предвоенное время никто не считал возможным использование подводного флота против торговых судов. Это было обусловлено как возможной негативной реакцией общественности на такой акт агрессии, так и чисто практическими проблемами, а именно, отсутствием необходимого числа подводных крейсеров. Так, немецкие специалисты оценивали потребность в 200 подлодках для успешных действий против Англии.

Применение Неограниченной подводной войны отмечено в нескольких военных кампаниях:

  • Битва за Атлантику, использовалась Германией в 1915, 1917-1918 гг.;
  • Вторая битва за Атлантику, применялась гитлеровской Германией в 1939-1945 гг.;
  • Военные действия США против на Тихом океане против Японии (1941-1945 гг.).

Первая битва за Атлантику

К началу Первой мировой войны Германская империя располагала всего 28 субмаринами при наличии 41 линейного корабля. Осознавая уязвимость островного положения Англии, немецкие военачальники были заинтересованы в нарушении путей снабжения её войск. Возможность ведения боевых действий против торговых кораблей рассматривалась также и в отношении остальных стран Антанты. Первоначально задача уничтожения торговых и военных кораблей противника германский штаб ВМС возлагал на надводные корабли, рейдеры. Тем не менее, потери среди них оказались слишком высоки, что побудило рассматривать в качестве альтернативы подводные крейсеры.

Адмирал фон Поль, командующий Флотом Открытого моря в 1915-1916гг.

Сторонником применения подводного флота для истощения противника являлся адмирал фон Поль, сменивший адмирала Ингеноля на посту командующего флотом Открытого моря 2 февраля 1915 г. Стремившийся максимально ослабить британский флот перед генеральной битвой, фон Поль практически отказался от использования надводных кораблей, сделав акцент на операциях подводного флота на линиях коммуникаций врага. Целью предпринимаемых действий являлась блокада Великобритании.

Активность германских подводных лодок в период с февраля 1915 по апрель 1916 гг. можно охарактеризовать в рамках т.н. Ограниченной подводной войны . Единого мнения в Германии в вопросе ведения боевых действий против гражданских судов отсутствовало. Кайзер Германии Вильгельм II выступал против увеличивающегося числа жертв среди гражданского населения, тогда как адмиралтейство в своём большинстве являлось сторонником использования всех имеющихся средств для достижения победы. Морякам позволялось топить суда нейтральных государств лишь по призовому праву после досмотра и обнаружения контрабанды. Сперва необходимо было удостовериться в принадлежности корабля к нейтральной стране, что особенно усложнялось в ночное время.

Макс Валентинер, один из первых подводников-асов

Из 30 субмарин, которые в 1915 г. находились в составе германских ВМС, 7 действовали в Балтийском и Северном морях, остальные 23 - у берегов Англии и в Атлантическом океане. Значительная часть подлодок, работавших на западном направлении, была дислоцирована во Фландрии, где были хорошо оборудованы базы, а плохо поставленная противолодочная оборона союзников позволяла германским подлодкам проникать в Атлантику под носом противника.

Всего результате действий на линиях коммуникации противника в 1915 г. германскому подводному флоту удалось потопить 228 торговых судов Антанты при общем водоизмещении 651.572 брутто-регистровых тонн, а также 89 кораблей нейтральных стран при тоннаже 120.254 брт. В этот период проходит ряд успешных операций. Так, отличился экипаж U-39 Макса Валентинера, за один боевой поход уничтоживший 22 грузовых парохода, 5 рыбачьих шхун и 3 парусника с общим тоннажем 70 тыс. тонн.

Противолодочные действия стран-союзников не принесли особого успеха. Периодическое ослабление торговой войны со стороны Германии было в большей степени обусловлено позицией руководства страны, стремящегося снизить число инцидентов с применением подлодок, приводящих к гибели гражданских судов. Одним из наиболее ярких проявлений ужасов всеобщей войны являлось потопление немецкой подлодкой U-20 7 мая 1915 г. парохода Лузитания . Уничтожение лайнера, приведшее к гибели 1198 человек было негативно встречено мировой общественностью.

Несмотря на оправдания германской стороны (корабль двигался в зоне боевых действий и германское посольство в Вашингтоне уведомило о возможных последствиях этого для гражданских судов), разразившийся политический скандал негативно сказался на репутации Германии и привёл к сокращению товарооборота между Берлином и Вашингтоном. В последствии произошёл разрыв торговых и дипломатических отношений с вступлением в апреле 1917 г. США в войну на стороне Антанты. После этого инцидента были частично свёрнуты операции подводных сил Германии, что однако не сказалось на действиях немецких подлодок в акватории Средиземного моря. Опасения, вызванные возможным вступлением США в войну, не позволили Германии снять ограничения с подводной войны вплоть до февраля 1917 г.

В 1916 г. на смену фон Полю на пост командующего Флотом Открытого моря пришёл адмирал Рейнхард Шеер . Он считал необходимым оказывать и дальше давление на Англию активными действиями подводных сил, которым однако как и прежде придавалось второстепенное значение - уничтожение торгового флота, выманивание боевых кораблей для их последующего уничтожения надводными силами Германии. Тем не менее, после Ютландского сражения 31 мая - 1 июня 1916 года стало ясно, что Флот открытого моря не сможет оспорить гегемонию Британии на море. Адмирал Шеер выступил за начало Неограниченной подводной войны .

Неограниченная подводная война. Кампания 1917 г.

Все приготовления к началу Неограниченной подводной войны были сделаны. В январе 1917 г. правительство США получило ноту из Берлина, объявлявшую о том, что все встреченные германскими ВМФ пароходы стран Антанты и нейтральных государств будут потоплены. 9 января командованию флота Германии поступила телеграмма, в которой начало новой подводной кампании было намечено на 1 февраля 1917 г.:

Адмирал Шеер

Основным районом проведения операций против торговых кораблей являлись западные подходы к британским островам, где сходилось большинство торговых путей. Помимо этого германские подлодки курсировали в Средиземном море, нарушали линии коммуникаций с материком в проливе Ла-Манш, действовали в Северном море против зафрахтованных Антантой судов нейтральных государств. Эти районы патрулировали малые субмарины UB и UC, пригодные для действий в местных условиях.

За первый месяц подводной войны было потоплено 87 пароходов, с общим тоннажом 540 тыс. брт.. Нейтральные торговые корабли прекратили плавание в Северном море. Немцы потеряли 4 подлодки. В следующем месяце потери торгового флота составили 147 кораблей при тоннаже 574 тыс. брт.. Выросло число погибших кораблей у западных берегов Англии. В апреле результат подводной войны выразился в 881 тыс. брт., которых недосчитались страны Антанты, превысив все ожидаемые расчёты. Столь высокие показатели потопленных германскими подлодками кораблей обусловлены как техническим несовершенством противолодочных средств, которыми располагали противники Германии, так и неадекватностью мер, применяемых ими для борьбы с германскими субмаринами. Апрельские потери сильно обеспокоили британское командование. Фактически, Германия показала, что является новой хозяйкой в Атлантике.

Адмирал Джелико

В среднем, из каждых 100 кораблей, покидавших порты Англии, 25 были потоплены немецкими подлодками. Потери в тоннаже поставили под угрозу военные поставки британским флотом. Несмотря на ввод в строй новых кораблей и фрахтование кораблей нейтральных государств, тех судов, которыми располагал Лондон, в скором времени должно было едва хватать для транспортировки продовольствия. Согласно расчётам потерь от действий германских подводных лодок к концу 1917 г. перевозка военных грузов должна была остановиться ввиду нехватки тоннажа. Возникшие трудности со снабжением вынудили Англию вывезти войска из Салоник.

Вступивший в ноябре 1916 г. в должность Первого морского флота адмирал Джелико (противник адм. Шеера в Ютландском сражении) с началом Неограниченной подводной войны столкнулся с рядом трудностей в организации противолодочной борьбы. Техническая отсталость значительной части миноносцев не позволяла использовать их в открытом море для поиска вражеских подлодок.

Адмиралом Джелико совместно с контр-адмиралом Дэффом, начальником нового противолодочного отдела, были сформированы специальные охотничьи отряды для поиска и обезвреживания германских субмарин. Тем не менее, нехватка противолодочных кораблей помешала организовать масштабную деятельность в районах активности немецких подлодок. Попытки ограничить их деятельность акваторией Северного моря завершились неудачей. Защитные сооружения в Дуврском проливе, минирование Гельголандской бухты не могло воспрепятствовать выходу немецких экипажей из своих баз. Поисковые рейды британских эсминцев, пытавшихся удерживать германские подлодки на глубине до тех пор пока не разрядятся их батареи, и они не всплывут, также были мало результативны (за сутки подлодки типа U могли пройти 80 миль под водой, выйдя из-под удара британских дозорных).

Немецкие подводные минные заградители активно ставили смертоносные ловушки в проливах и на подходах к портам. Так, за 1917 г. англичанами было обнаружено свыше 536 минных банок и вытралено 3989 мин, 170 кораблей подорвалось на минах.

Попытка возместить потерянные корабли за счёт новых не могли дать необходимого результата. По итогам 1917 г. германскими подлодками было потоплено свыше 6 млн. т. тоннажа, с учётом вступивших в строй кораблей дефицит составлял 2 млн. тонн.

Оказавшаяся в морской блокаде Англия, была на грани истощения. Принципиально ситуация изменилась в апреле 1917 г. с вступлением США в войну. Рассчитывающий на поддержку союзника командующий Гранд-флитом адмирал Джелико добился помощи в виде торговых и военных кораблей. В июне 1917 г. союзники перешли к тактике организации конвоев для эскортирования торговых судов, а число путей морского судоходства было сокращено, что позволило сконцентрировать усилия на защите кораблей. Портами формирования конвоев, направлявшихся в Англию, были Нью-Йорк и рейд Гемптоун, для сбора пароходов из американских портов назначен порт Сидней и для канадских пароходов - Галифакс. Дакар должен был обслуживать торговые пути южной Атлантики, т. е. порты Африки и Южной Америки. Сборным пунктом кораблей, следующих из Средиземного моря, был установлен Гибралтар. В августе корабли, направляющиеся в Англию из Гибралтара, Северной Америки и Южной Атлантики, стали сводиться в караваны, находящиеся под защитой военных кораблей.

В районы наибольшей активности германских подлодок (Ла-Манш, воды Ирландии) через Атлантический океан США перебросили 34 противолодочных корабля. В Портсмуте, Нью-Хэвене, Портлэнде и Дартмуте в июне 1917 г. были сформированы отряды, состоящие из морских катеров, вооружённых гидрофонами, а также созданы воздушные дозоры.

Новые защитные меры принесли свои плоды, так в сентябре-декабре 1917 г. лишь 6 судов было потоплено в море дальше чем в 50 милях от берега, вместо 175 судов, уничтоженных таким же образом в период с апреля по август.

Численность, состав и базирование германских подлодок

За годы Первой мировой войны значительно выросло число подводных лодок. Если в 1914 г. Германия располагала всего 28 кораблями этого класса, то к началу Неограниченной подводной войны в феврале 1917 г. в строю находилось уже 111 лодок, ещё через пять месяцев - 140.

Подводный флот Германии был представлен кораблями трёх типов - U , UB , UC . Большие лодки типа U использовались для действий в водах западнее берегов Англии. Продолжительность их пребывания в море составляла от 21 до 28 суток, они также отправлялись на удалённые театры боевых действий (Белое, Средиземное моря).

Малые подводные лодки типа UB использовались для действий в Северном море, в проливе Ла-Манш. Первые образцы подводных аппаратов имели водоизмещение 125 тонн, последние модификации обладали тоннажом 500 тонн. Вооружены лодки этого типа были 4 торпедами.

Подводные лодки типа UC были вооружены как торпедами, так и минами, и в основном осуществляли постановку мин в районах активного судоходства вблизи британских островов и в Северном море. Имели водоизмещение 125 тонн, впоследствии увеличенное до 400 тонн к концу войны. Подлодки типа UC несли 18 мин и 4 торпеды.

Из общего числа действующих подлодок (в среднем около 120 ежемесячно) обычно 1/3 находилась в ремонте, 1/3 в походе (и на отдыхе) и 1/3 в действии, т. е. около 40 подлодок. Обычно из этих 40 подлодок 30 оперировали в Северном море и в Атлантическом океане между Ирландией и Испанией. Действующие подлодки распределялись по следующим базам:

60 подлодок базировались на германские порты (Вильгельмсхафен и Эмс);

35 на фландрские базы (Брюгге, Зеебрюгге и Остенде);

25 на австрийские базы (Пола и Каттаро).

Противолодочные меры стран Антанты

Для борьбы с германскими подводными лодками союзники применяли различные защитные меры. В Дуврском проливе, наиболее узкой части Ла-Манша, была установлена специальная сеть, призванная не допустить прорыва немецких подлодок в южных водах Англии. Это, впрочем, не мешало экипажам германских подлодок регулярно прорывать защитное сооружение под кровом ночи. Так, в марте 1917 г. немецкие подводники свыше 40 раз пересекали преграду. Также в целях борьбы с германскими налётами минировались зоны наибольшей активности подлодок, и только в акватории Северного моря было установлено свыше 140 тысяч мин. Для противодействия германским подлодкам было привлечено свыше 5 тыс. кораблей: миноносцев, кораблей-ловушек, подводных лодок, кроме того в дозорах использовались дирижабли и аэростаты. Поставленные подводными минными заградителями UC мины вытравливались британскими тральщиками. Тем не менее защитные Англии и её союзников вплоть до апреля 1917 г. были недостаточно эффективными.

Ввод системы конвоев позволил сократить потери транспортного флота. Командиры германских субмарин всё реже предпринимали попытки атаковать суда, двигающиеся под защитой военных кораблей, предпочитая искать одиночные цели.

В качестве эффективного противолодочного средства были опробованы первые образцы глубинной бомбы, показав немецким экипажам, что нахождение под водой более не является для них безопасным.

Прочие противолодочные мероприятия заключались в снабжении судов дымовой аппаратурой для постановки дымовых завес, в использовании привязных аэростатов на караванах, в применении зигзагообразных курсов (сильно затрудняющих подводную охоту), в постановке во главе конвоев траулеров, снабженных гидрофонами.

Эффективность применения противолодочных средств
Год Мины Глуб. бомбы Торпеды Артиллерия Таран Суда-ловушки Возд. силы Сети Тралы Несч. случаи Сдача в плен Неизв. причины Всего
1914 3 - - - 2 - - - - - - - 5
1915 3 - 3 2 5 3 - - 1 1 - 1 19
1916 6 2 2 3 - 2 - 2 2 1 1 1 22
1917 14 12 8 5 3 5 6 3 1 2 - 4 63
1918 18 24 6 6 5 2 - 1 1 1 - 5 69
Итого 44 38 19 16 15 12 6 6 5 5 1 11 178

Завершение первой битвы за Атлантику

Вплоть до декабря 1917 г. количество потерянного тоннажа союзников держится на уровне 600 тыс. брт. Вместе с тем, система конвоев, постановка мин в Дуврском проливе и Гельголандской бухте приводит к снижению активности подводных сил ВМФ Германии. Становится ясно, что инициатива на море перешла в руки Антанты, несмотря на увеличивающееся число немецких подводных охотников.

За период январь-август 1918 г. Германия потеряла 50 подлодок, число потерь перекрыло количество поступающих на службу кораблей. В августе командующим Флотом Открытого моря стал адмирал Шеер, попытавшийся исправить ситуацию. Однако возможности для активной подводной войны были упущены. В сентябре 1918 г. были эвакуированы корабли, дислоцированные во Фландрии. Так были потеряны стратегически важные базы, позволявшие действовать в непосредственной близости к противнику.

Начавшиеся революционные выступления на флоте поставили точку на продолжении борьбы. Последним уничтоженным германской подводной лодкой кораблём был английский линейный корабль Британия , торпедированный экипажем UB-50 9 ноября 1918 года.

Потери торгового флота в 1915, 1917-1918гг.

Первая битва за Атлантику явилась примером эффективного применения подводного флота против военных и гражданских судов. Действия субмарин на вражеских линиях коммуникации стали фактором, способным поменять расклад сил в войне, это впоследствии повлияло на развитие кораблей данного класса.

Морская кампания 1917 и 1918 гг. оказалась достаточно результативной для германского подводного флота. Большая часть погибших кораблей пришлась на долю Британской империи, которая потеряла свыше 5 млн. брт. или 69% уничтоженного тоннаже. Всего же за время Первой мировой войны потери транспортного флота стран Антанты и нейтральных государств составили более 11 млн. брт. На фоне потерь подводного флота Германии выбранная стратегия боевых действий в море оказывается весьма успешной. В общей сложности в составе флота Германии в войне участвовало 372 подводных лодки. Из них 178 погибло: 62 типа U , 64 типа UB и 52 типа UC . Ко времени заключения перемирия Берлин располагал 169 подводными охотниками, ещё 438 находились на разной стадии строительства. За годы войны подводные силы Германии совершили скачок в своём развитии, увеличившись в 7 раз, по сравнению с предвоенным составом немецкого флота.

Правовая защита судоходства от нападений подводных лодок

За годы Первой мировой войны подводные лодки проявили себя в качестве эффективного оружия для нарушения линий морского снабжения. Попытки отдельных держав запретить строительство кораблей этого класса в послевоенное время не увенчались успехом. Тем не менее, были осуществлены меры по введению ограничений на действия экипажей субмарин в отношении транспортных кораблей в военное время.

В качестве приложения к Лондонскому протоколу 1936 г. были сформулированы Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время. Они предусматривали соблюдения командами подлодок международного права наравне с надводными кораблями. Подводные лодки обязаны были вести военные действия по принципу призового права. При встрече с торговым кораблём экипаж лодки должен был отдать судну приказ остановиться, если тот продолжал движение, подлодка имела право атаковать судно-нарушитель. Остановившийся корабль должен был быть подвергнут досмотру на предмет перевозки запрещённых грузов. В случае перевозки контрабанды или груза военного назначения торговое судно могло быть потоплено. Однако устанавливалось требование обеспечить безопасность экипажа, приняв его на борт лодки и/или переправив их на сушу в безопасное место.

Год спустя в связи с гражданской войной в Испании Нионские соглашения 1937 г. квалифицировали уничтожение торгового судна подлодкой любой из воюющих сторон как акт агрессии, и должны были быть приняты меры по поиску и ликвидации субмарины. Атака же военным кораблём торгового судна в мирное время рассматривалось как акт пиратства. Нормативное регулирование затрагивало и используемое в подводной войне оружие. Гаагская конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г. запрещала использование мин без якорей, постановку минных заграждений в районах торгового судоходства.

Вторая битва за Атлантику

Результаты Первой мировой войны показали ведущим государствам уязвимость линий коммуникаций в военное время. В то же время подлодки в качестве грозного оружия против надводных кораблей обеспечили им достойное место в составе ВМС различных стран и по окончании первой всеобщей войны.

Тот факт, что Германии удалось сохранить инженеров-конструкторов подводных лодок, и Германии в 1935 г. было позволено строительство современных кораблей, в т.ч. и подводных, сыграло весомую роль в восстановлении подводного флота. Британия не делала ставку в морской доктрине на использование подводных сил, поэтому число кораблей этого типа в составе ВМФ Британской империи было невелико, и составляло в 1939 г. 57 (Франция - 78). Несмотря на ограничение иметь 45% подводных кораблей (с возможностью доведения до 100%) от и столь небольшого числа подлодок Англии, Германия приложила усилия к восстановлению подводного флота. В 1935 г. Берлин сформировал 1-ю флотилию подводных лодок, получившую название «Веддиген» в честь капитан-лейтенанта Отто Веддигена, потопившего в начале Первой мировой войны три британских крейсера, которую спешно стали пополнять новые корабли.

Эрих Топп, ас-подводник, потопивший 28 транспортных судов на подлодке U-552

Несмотря на успешное применение подводных лодок для истощения противника в Первой мировой войне, Германия продолжила делать ставку на надводный флот, что отразилось на кораблестроительной программе 1939 г., предполагавшей строительство 233 лодок до 1948 г.

Планы Берлина изменилась с началом Второй мировой войны, темпы строительства подводных лодок ускорились. В развернувшейся войне на море Германия смогла выставить всего 56 кораблей такого класса, притом, что существовала потребность в 300 подлодках.

Германские субмарины с первых дней войны вступили в противостояние с британскими надводными кораблями. Международные договоры ограничивали действия немецких подводников, которым предписывалось вести боевые действия по принципу призового права. Тем не менее жертв среди гражданского населения не всегда удавалось избежать. Так, в один из первых дней войны - 4 сентября 1939 г. немецкой подлодкой U-30 был по ошибке потоплен пассажирский пароход Атения , который приняли за вспомогательный крейсер.

В результате действий против торгового судоходства германских подводных лодок с 3 сентября 1939 года по 28 февраля 1940 года было потоплено 199 судов с общим водоизмещением 701 985 брт. Британские противолодочные меры привели к гибели 14 подлодок общим тоннажем 9500 тонн. В то же время немецким экипажам пришлось столкнуться с рядом технических проблем, сказавшихся на эффективности "охоты" - ударные взрыватели торпед оказались крайне ненадёжны, и часто не взрывались при ударении о корпус корабля. После тщательного расследования неполадки были устранены, а число отказов стало меньше. Германское командование использовало малые 250-тонные подлодки для постановки мин в проливах и районах наиболее активного движения вражеских кораблей. За весь период Второй мировой войны на минных заграждениях погибло 115 судов общим тоннажем 394 533 брт.

После захвата гитлеровскими войсками Норвегии в июне 1940 г. Штаб ВМС Германии смог сосредоточиться на организации боевых действий а Атлантике. Подводные лодки, сконцентрированные в Северном море для противодействия английским кораблям, вернулись к берегам Британии. Франция уже оказалась в руках немецких войск, что означало беспрепятственный выход в океан. Англия потеряла возможность препятствовать вылазкам подлодок в воды западнее британских островов, район Гибралтара и Средиземное море. Лодкам требовалось меньше времени для перехода из баз в район боевых действий. Это увеличило число кораблей, одновременно действующих против Англии.

Подводные силы Германии на всём протяжении Второй мировой войны применяли тактику волчьей стаи . Она подразумевала использование групп подводных лодок для атаки на вражеские корабли. Поскольку союзники с начала боевых действий придерживались практики конвоирования транспортных судов, действия групп подлодок давали наилучшие результаты. В период с мая по октябрь 1940 года немецкими подводными лодками было потоплено 287 кораблей общим тоннажем 1 450 878 брт. Этот успех объясняется применением против конвоев тактики «волчьей стаи».

Морская кампания 1941 г. оказалась менее результативной. Наблюдалось распыление подводных сил Германии (отправка кораблей в Балтийское и Средиземное моря), сказавшееся на общей эффективности действий флота против Британии. Отправка значительной части кораблей в Средиземное море для поддержки Италии и нарушения транспортировки ближневосточной нефти ослабило давление на британские позиции в Атлантике.

С вступлением в войну США положение Германии на море серьёзно ухудшилось. Она оказалась в состоянии войны с двумя мощнейшими морскими державами. 1 февраля 1941 года Соединенные Штаты создали Атлантический флот, который возглавил адмирал Кинг . Американская «зона безопасности» простёрлась в Атлантике на восток до 26 градусов западной долготы. 4/5 Атлантического океана оказалось под надзором американского флота, основная цель которого - обнаружение и совместное с англичанами уничтожение всех немецких судов.

Несмотря на непростые условия работы экипажей подводных лодок в Атлантике в 1942 г. (бушевали необычайно сильные штормы), удалось добиться неплохих результатов. С июня по ноябрь союзники теряли каждый месяц в среднем около 500 тыс. брт, пика потери достигли в ноябре, когда было потоплено 700 000 брт.

Тактика "Волчьих стай"

Гросс-адмирал Карл Дёниц

Ключевым фактором, обеспечившим Великобритании и её союзникам в Первой мировой войне защиту транспортных кораблей от действий немецких подлодок, была система конвоев, делавшая неэффективными нападения одиночных подводных лодок. Полагающееся на уже опробованные защитные меры английское командование ВМС считало, что в современной войне немецкие подлодки не будут эффективны, и ситуация 1915, 1917-1918 гг. не повторится. Тем не менее, ветеран-подводник Первой мировой войны Карл Дёниц , назначенный в 1939 г. командующим подводным флотом Германии, смог сделать выводы из предыдущих поражений. Выработанная им тактика действий подводных лодок получила наименование "волчья стая". Она предполагала действия групп субмарин для поиска и уничтожения конвоев.

После обнаружения подводной лодкой или самолётом-наблюдателем вражеского конвоя на его пути сосредотачивалось несколько подводных лодок. Им предписывалось атаковать в ночное время корабли противника. Нападение совершалось с нескольких направлений в надводном положении. В подводное положение субмарины переходили после отстрела торпед и для прорыва противолодочных порядков или уклонения от преследования. Преследование конвоя сопровождалось повторением атак для нанесения наибольшего урона противнику. Такая тактика оказалось достаточна действенна против Союзников в первые годы войны.

Правильность выбранной тактики групповых действий лодок подтверждает сравнение: с 10 октября по 30 ноября 1940 г. экипажи итальянских подводных лодок, использующие устаревшую тактику одиночных подлодок, в течение 243 суток, проведенных на позициях в районе боевых действий, потопили только одно судно водоизмещением 4 866 брт. На одну подводную лодку приходилось 20 тони в сутки. За то же время и в том же районе германские подводники провели в море 378 суток и потопили 80 судов общим водоизмещением 435 189 брт. На каждую германскую субмарину же приходилось 1 115 тонн в сутки.

Противолодочные меры Союзников и рост потерь немецких подлодок

Система организации конвоев, несмотря на эффективность действий немецких "волчьих стай", претерпела лишь незначительные изменения. Большое значение в обеспечении безопасности морских транспортировок в Атлантическом океане имели американские эскортные авианосцы, чьи авиагруппы стали незаменимым средством противолодочной борьбы. Палубные торпедоносцы-бомбардировщики Grumman TBF Avenger , располагающие большим радиусом действия и имеющие возможность нести в бомбоотсеке четыре глубинные бомбы по 350 фунтов, показали себя эффективными противолодочными самолетами, как в Атлантике, так и на Тихом океане.

Рост потерь германских субмарин при переходе в район операций во второй половине 1942 г. стал следствием применения радиолокаторов для пеленгации лодок. Ещё в 1933 г. британский флот получил в своё распоряжение радиолокационную систему АСДИК, регистрирующие ультразвуки высокой частоты, создаваемые шумом винтов подводных лодок. Впоследствии усовершенствованные приборы стали устанавливать на патрульные самолёты.Они плохо справлялись с обнаружением субмарины на глубине, однако поскольку большую часть времени (на переходах и в ночных атаках) немецкие лодки были в надводном положении, радиолокаторы стали настоящим бичом подводников. Возможности охоты также были сужены внедрением этих устройств на корабли охранения.

Реактивный бомбомёт Hedgehog, одно из наиболее опасных противолодочных средств Союзников

Глубинные бомбы были усовершенствованы за счёт использования более мощного взрывного заряда. На вооружение британских кораблей поступил реактивный бомбомёт Hedgehog , выбрасывающий 16 малых глубинных бомб. Несмотря на эффективность новых противолодочных средств, потери среди транспортных кораблей оставались достаточно ощутимы. Декабрь 1942г. – февраль 1943 гг. отмечены потерей в общей сложности 900 тыс. брт.

Самым крупным за Вторую мировую войну сражением с использованием подводных лодок было нападение на конвой «HX-229», разыгравшееся 15-19 марта 1943 г. В атаке принимало участие 40 субмарин против 50 транспортных и военных судов. Союзники потеряли 21 корабль общим тоннажем 141000 брт., потери немцев составили 1 подводную лодку.

Вместе с тем становилось очевидным, что совместные действия англо-американского флота в Атлантике, скоординированные действия транспортных, военных судов и авиации, сводят на нет действия немецких подводников. В мае немцы потеряли 38 подводных лодок, что составило треть от числа действующих в Атлантике субмарин (118). Соотношение потопленных кораблей/погибших подлодок стремительно ухудшалось не в пользу Германии. Так, если в начале 1942 г. на одну подводную лодку приходилось 210 тыс. брт., то через год – уже 5,5 тыс. брт. Тенденция сохранялась – в мае потоплено 20 судов, и 21 лодка погибла, в июле Союзники потеряли 45 кораблей, при уничтоженных 33 подлодках немцев.

В 1944г. число немецких субмарин, действующих у берегов Англии сократилось в 3 раза по сравнению с 1942 г. - здесь одновременно действовали от 30 до 40 немецких субмарин. В сентябре-декабре 1944 г. от действий подводных лодок Союзники потеряли 14 кораблей в прибрежных водах и 2 в Атлантике. В то же время за эти четыре месяца океан пересекло в обоих направлениях 12 168 торговых судов. Потери немцев превзошли число потопленных кораблей и составили 37 субмарин. Дёниц осознавал, что инициатива на море упущена.

Однако плачевное состояние агонизирующей Германии на позволило развернуть новую фазу подводной войны.

Февральское патрулирование у Шетландских и Фарерских островов унесло жизни экипажей 21 субмарины. В марте в результате массированных налетов англо-американских военно-воздушных сил на германские порты было уничтожено 32 подводных лодки. Апрельский итог воздушного патрулирования Северного моря привёл к гибели 51 лодки. Нанесенный лодками ущерб не шел ни в какое сравнение с их собственными потерями. За 1945 г. им удалось потопить только 38 торговых судов (156 199 брт) и 8 малых боевых кораблей.

Поражение Германии поставило точку в длившейся шесть лет битве за Атлантику. Как указывают в своих воспоминаниях английские и немецкие военачальники, ошибка Германии заключалась в том, что она слишком поздно включилась в борьбу за Атлантику, и, кроме того, распыляла свои силы на строительство надводных кораблей. Черчилль задавался вопросом, почему немцы, имея за плечами опыт Первой мировой войны, не смогли распознать потенциал подводных лодок и не стали с самого начала строить их сотнями?. Использование доктрины Неограниченной подводной войны стало единственным по-настоящему действенным оружием Германии на море против заведомо более сильных держав – Англии и США. Успешные действия немецких субмарин во Второй мировой войне на всех театрах боевых действий привели к гибели 27570 судов общим тоннажем 14 518 430 брт. (93% тоннажа уничтожено в Атлантическом, Индийском океанах и Северном море). Сами подводники потеряли 768 кораблей.

Суммарные потери тоннажа союзных и нейтральных стран в 1939–1945 гг. (брт.)
Причины потерь Подводные лодки Авиация Надводные корабли Мины Другие причины Навигационные аварии Всего
Период кол-во судов/тоннаж кол-во судов/тоннаж кол-во судов/тоннаж кол-во судов/тоннаж кол-во судов/тоннаж кол-во судов/тоннаж кол-во судов/тоннаж
1939 103 / 420445 10 / 2949 15 / 61337 84 / 257430 4 / 3551 107 / 188716 323 / 934428
1940 435 / 2103046 174 / 557020 95 / 518347 199 / 510219 79 / 188762 363 / 672286 1345 / 4549680
1941 422 / 2132943 320 / 967366 102 / 492945 107 / 229757 163 / 318904 305 / 551510 1419 / 4693425
1942 1149 / 6248687 148 / 697825 85 / 400394 45 / 103188 137 / 232331 302 / 620266 1866 / 8302691
1943 459 / 2585005 74 / 419393 11 / 47903 36 / 119991 8 / 37623 257 / 508390 845 / 3718305
1944 129 / 765304 19 / 120656 13 / 26935 23 / 95383 9 / 28571 233 / 400689 426 / 1437593
1945 54 / 263000 5 / 37000 5 / 10200 19 / 79000 5 / 8000 - 88 / 397200
Итого 2751 / 14518430 750 / 2802209 326 / 1558111 513 / 1394973 405 / 817742 1567 / 2941857 6312 / 24033322

Неограниченная подводная война на Тихом океане

Имея достаточно сбалансированный флот, США в первый же день войны с Японией объявило неограниченную подводную войну. 7 декабря 1941 г. экипажи 51 подлодки, находившихся в Тихом океане, получили приказ считать военными целями все грузовые и рыбацкие корабли японцев. Все ограничения, наложенные международным правом, снимались

Общее водоизмещение японского транспортного флота составляло на начало войны 6,1 млн. брт., половина от суммарного тоннажа американских кораблей. Островное положение Японии и многочисленные владения в континентальном Китае делало страну Восходящего солнца потенциально уязвимой для атак на её линии снабжения. Протяжённость отдельных морских маршрутов достигала 3-4 тыс. миль.

Распыленность военно-морского флота Японии на протяжённом морском пространстве препятствовало эффективной защите линий коммуникации. Эсминцы и миноносцы, которые были в составе ВМС Японии главным образом использовались в охранении крупных боевых кораблей. Для защиты транспортных путей использовались незанятые в других операциях эсминцы и сторожевые корабли, обладающие слабым противолодочным вооружением. В 1943 г. транспортные суда защищали всего 50 эскортных кораблей. Зачастую для сопровождения транспортных кораблей придавались рыболовецкие шхуны, не имевшие гидролокационного вооружения.

Руководство Японии слабо заботилось о восполнении понесённых потерь за счёт строительства новых судов. В 1941г. на верфях были построены транспортные суда общим водоизмещением 200000 брт., в 1942 г. эта цифра увеличилась до 262000 брт. Лишь в последние годы пришло понимание того ущерба, который был получен в результате действий американских подлодок. В 1944 г. со стапелей сошли суда с общим тоннажем 880000 брт., но даже эта цифра составила лишь половину от потерянных транспортных мощностей за год.

Тоннаж кораблей, которые были в распоряжении Японии стремительно падали с каждым годом. В конце 1943 г. имелось в наличии 5 млн. брт, через год - 2,8 млн. брт, к концу войны - порядка 1.8 млн. брт.

В результате крайне успешных для США действий подводного флота удалось лишить Японию столь необходимого сырья для работы промышленных предприятий.

Причинами, приведшими к высоким потерям японского транспортного флота, были: слабое качество японских локаторов, их слабое внедрение на флоте и в авиации; неоправданная задержка с вводом системы конвоирования транспортных судов и отсутствие в начале войны необходимого числа эскортных кораблей. Главные же проблемы Японии состояли в отсутствии понимания уязвимости островного положения и угрозы, которую несли действия подводных сил на линиях морского сообщения.

Япония со своей стороны также пыталась вести борьбу на путях снабжения ВМФ США. Подводные силы изначально рассматривались японским руководством второстепенными, им отводилось место в составе надводного флота. Боевой счёт японских подлодок был открыт 8 декабря 1941 г., когда лодка I-26 обстреляла из орудия и потопила военный транспорт водоизмещением 3 тысячи тонн. Тем не менее, общие результаты японцев на Тихом океане были скромнее их немецких коллег.

За пять месяцев подводной охоты (ноябрь 1942г. - март 1943г.) в Индийском и Тихом океанах японцами было потоплено 50 торговых судов западных союзников и нейтральных стран общим водоизмещением 272408 брт, из них 42 - в Индийском океане. С марта 1943 по ноябрь было уничтожено ещё 22 корабля. Вместе с тем рост потерь от действий вражеских эсминцев и авиации привёл к сворачиванию операций на линиях вражеских коммуникаций в начале 1944 г.

Октябрь-декабрь 1944 г. был отмечен уничтожением японцами всего 1 транспортного корабля, сами же японцы за июнь-декабрь понесли потери в количестве 27 подлодок. Причиной этому было преимущественно одиночные действия японских субмарин, небольшое число подводных лодок, а также хорошо поставленная противолодочная оборона американских ВМС, препятствующих охоте вражеских лодок в Тихом океане. Фактически, успех японских подводных сил был несоразмерно меньше, по сравнению с результатами США.

Оценка итогов Неограниченной подводной войны

Доктрина Неограниченной подводной войны появилась на свет во многом ввиду безысходного положения Германии, её неспособности оспорить господство на море ведущих морских держав - Британской империи и США привычными методами. Вспомогательный характер подводных сил в составе кайзеровской, а затем гитлеровской Германии подтверждает тот факт, что флотоводцы не оставляли попыток построить мощный надводный флот, распыляя тем самым сырьё, людские, финансовые, временные ресурсы на куда-хуже себя показавшие по итогам войны линейные корабли, крейсеры, чьи результаты боевых походов не могли сравниться по числу потопленных судов противника с результатами экипажей подводных лодок (справедливости ради стоит отметить, что осознание необходимости ускорить создание мощного подводного флота позволило увеличить темпы строительства субмарин). Так, по итогам Второй мировой войны от действий немецких, в меньшей степени итальянских и японских субмарин, торговый флот Союзников и нейтральных стран понёс в 9 раз больше потерь, нежели в результате атак надводных кораблей. Невзирая на потери среди подводных лодок, новый класс боевых кораблей благодаря своей скрытности являлся тем оружием, с которым приходилось считаться даже могучему британскому флоту.

Несмотря на снижение эффективности действий подводных лодок к концу обеих войн, использование доктрины Неограниченной подводной войны принесло впечатляющие результаты. Тоннаж потопленных транспортных судов Британской империи в Первую мировую войну был равен общему водоизмещению её торгового флота в предвоенное время. По итогам же Второй мировой войны страны Оси уничтожили около 4770 кораблей Союзников, нейтральных стран общим тоннажем более 24 млн. брутто-регистровых тонн. Примерно 2770 судов было потоплено подводными лодками (общее водоизмещение - 14,5 млн. брт.). Притом, что на протяжении Второй мировой войны в составе ВМФ Германии было 1143 подводных лодок суммарным водоизмещением 979169 тонн, соотношение уничтоженных транспортных судов/погибших подлодок составляет 14:1. Показатель, которого вряд ли смогла добиться Германия, если бы сделала ставку на надводные корабли. Япония в свою очередь потеряла в результате действий американских субмарин около 5 млн. брт.

Развитие противостояния атака-защита в связи с появлением такой серьёзной угрозы для линий морских коммуникаций как подводные охотники сопровождалось постоянным совершенствованием оружия нападения и противолодочных средств. Так, возникшие в Первую мировую войну локаторы, стали эффективным средством обнаружения затаившегося неприятеля, без которого невозможно представить современный военно-морской флот. Массовое распространение гидро- и радиолокаторов на флоте и в авиации позволило защитить конвои от неожиданного нападения и организовать патрулирование моря с целью очистки заданного района от лодок неприятеля. Были усовершенствованы глубинные бомбы, налажено взаимодействие флота и авиации. Совершенствовались и системы нападения (мины, торпеды), появление шнорхеля позволило увеличить срок пребывания субмарины под водой.

Примечательно то, как менялось оружие подводных крейсеров. Если в первые месяцы 1915 г., когда стало практиковаться использование подлодок против торговых кораблей, около 55% потопленных судов погибло в результате артиллерии субмарин, а на торпеды приходилось примерно 17% потерь (оставшаяся часть кораблей погибла в результате мин), то уже к 1917 г. около 80% успешных атак подлодок приходилось на долю именно торпед. Такое соотношение сохранялось и впредь.

Список литературы

Алекс Громов «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха / Книжный клуб "Клуб семейного досуга". - Белгород, 2012

Буш Г. Такой была подводная война - М.: Воениздат, 1965.

Вельможко А.В. Английская морская блокада в Первой мировой войне / Морское право: актуальные вопросы теории и практики.- Одесса, 2005.- С.201-208

Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914-1918 гг. - Мн.: Харвест, 2002.

Грей Э. Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг. - М.: Центрполиграф, 2003.

Дениц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. - М.: Воениздат, 1964

Руге Ф. Война на море. 1939-1945., - М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2000

Шеер Р. Германский флот в Мировую войну. - М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terra Fantastica, 2002.

Шталь А. Развитие методов операций подводных лодок в войну 1914–1918 гг. на основных морских театрах. - М.: Воениздат НКО СССР, 1936.

Немецкая подлодка U-848, атакуемая американским самолетом (05.11.1943г.)

Корабль береговой охраны США USCGC Spencer сбрасывает глубинные бомбы, с целью потопления немецкой подлодки U-175

В начале июня 1917 года при неизвестных обстоятельствах погибла российская подводная лодка «Львица». Этот поход был для нее пятым с начала Первой мировой войны. Ни точная дата гибели лодки, ни обстоятельства до сих пор не известны. На борту «Львицы» находились 45 членов экипажа.

Это была одна из первых отечественных подводных лодок, принадлежащих к типу «Барс». Именно этот, самый успешный в истории русского дореволюционного подводного флота, проект, опробованный в годы Первой мировой, поставил точку в длительном споре о целесообразности использования подлодок в составе военного флота.

Первенцы подводного флота

Подводная лодка «Акула» в походе

Первые попытки создать подводное судно в России были предприняты еще при Петре I. Тогда свой проект царю отправил крестьянин Ефим Никонов. Проект получил поддержку государя, однако во время первых испытаний, на которых присутствовал и сам Петр I, подводная лодка, больше напоминавшая бочку, немедленно затонула. После этого про подводные лодки долгое время не вспоминали - вернулись к этой идее уже при Николае I, а активно приступили к проектированию субмарин уже в 1880-х годах, однако тогда процесс создания подводных лодок был крайне долгим, дорогим и трудоемким.

Впервые в боевых условиях субмарины испытали в ходе Русско-японской войны 1903–1905 годов. Эта война показала не только странам-участницам, но и всему миру необходимость дальнейшего развития подводного флота.

Российское морское ведомство разместило заказ сразу на два типа субмарин - лодка поменьше, водоизмещением 100–150 тыс. т, предназначалась для патрулирования у берега, субмарина побольше, водоизмещением почти в 400 тыс. т, должна была действовать в открытом море. По чертежам конструктора Ивана Бубнова были созданы две лодки - «Минога» и «Акула». Обе они считались опытными образцами, однако с началом Первой мировой войны «Акула» станет едва ли не единственной в составе российского флота, пригодной к ведению боевых действий, - именно с нее будет осуществлена первая торпедная атака.

«Минога» же стала первой в России подводной лодкой с дизельным двигателем. И именно с ней связана одна из первых успешных операций по спасению экипажа.

Спасение «Миноги»

Командир и команда подводной лодки «Минога» (1913 год)

В марте 1913 года лодка под командованием старшего лейтенанта Гарсоева впервые вышла в море. Перед выходом один из матросов обратил внимание на то, что вентиляционный клапан работал туго и не закрывался до конца, однако не придал этому значения, списав на особенности конструкции.

Именно через это отверстие в море в «Миногу» попала вода - лодка начала быстро погружаться и вскоре вместе с экипажем «провалилась» на дно на глубине 33 футов. Вода хлынула в машинное отделение и вскоре затопила аккумуляторные батареи, из которых начал выделяться хлор. Моряки, сгрудившиеся в противоположном конце лодки, вынуждены были дышать смесью ядовитых газов, а люди, наблюдавшие за происходящим с поверхности воды, считали, что лодка погрузилась в штатном режиме.

Лишь спустя несколько часов, подойдя ближе к месту погружения, они увидели выброшенный лодкой сигнальный буй. Сразу после этого была начата спасательная операция. Воду над местом затопления лодки осветили прожекторами миноносцы. Чтобы выиграть время до прихода тяжелого подъемного крана, водолазы спустились на дно и попытались подать на «Миногу» воздух с помощью специальных шлангов, однако выяснилось, что присоединить их к вентилям подлодки не позволяет конструкция. Сигналов из лодки к этому моменту почти не поступало - экипаж уже больше пяти часов дышал ядовитыми парами хлора, которые выделял аккумулятор.

К моменту, когда буксиры привели к месту операции кран, с момента аварии прошло почти 10 часов, и командующий спасением контр-адмирал Шторре принял решение начать подъем до того, как водолазам удастся закрепить на лодке все крепления, чтобы поднять на поверхность хотя бы часть корпуса. Как только над водой показался один из люков, в подлодку спустились три офицера. По пояс в воде, они поднимали из полузатопленной подлодки людей, находившихся в бессознательном состоянии.

Все, находившиеся на борту «Миноги», были спасены. Большинство из них попали в госпиталь с отравлением ядовитыми газами, но никто из членов экипажа не погиб. Лейтенант Гарсоев впоследствии продолжил службу, и в годы Первой мировой войны командовал самыми современными на тот момент субмаринами типа «Барс».

«Всё равно перетонут»

Подводная лодка «Морж» одна из трех торпедных подводных лодок Российской империи, построенных по проекту И.Г. Бубнова

Высшие офицеры морского флота, всегда являвшегося гордостью страны, скептически смотрели на небольшие, невзрачные подводные лодки, боевые качества которых, к тому же, еще требовали проверки. Это отношение проецировалось и на тех, кому предстояло спускаться на них под воду.

Специальная программа обучения офицеров-подводников была открыта в 1906 году, а окончательно сформировалась в 1909-м. На курс принимали офицеров, имевших минимум трехлетний опыт плавания на кораблях надводного типа и подходивших для службы на подлодках по состоянию здоровья. Программа подготовки была рассчитана на 10 месяцев - сначала слушатели в теории знакомились с конструкцией и вооружением субмарин, затем отрабатывали задачи самых разных чинов на нескольких учебных лодках: «Сиг», «Пескарь», «Белуга», «Лосось» и «Стерлядь».

Всего до начала Первой мировой войны программу закончили почти 60 человек. Всем, кто успешно сдавал выпускные экзамены, присваивалось звание офицера подводного плавания и предоставлялось право на ношение особого серебряного нагрудного знака: якорь и силуэт подводной лодки, заключенные в круг из якорной цепи.

Но ни звания, ни отличительные знаки не могли повлиять на отношение адмиралтейских чинов. По одной из легенд, когда накануне Первой мировой в Адмиралтейство была внесена просьба о повышении жалования подводникам, ее удовлетворили со словами: «Можно и прибавить, всё равно перетонут».

Охота «Волка»

В 1914 году, сразу после начала боевых действий, подводные лодки были выведены на боевое дежурство. Но несли они его, в основном будучи привязанными к буям у входов в порты, выступая в качестве живого минного поля. И даже к этому месту службы большая часть подлодок, находившихся тогда в составе российского флота, доставлялась буксирами. Немецкие подлодки к этому моменту уже начали активную охоту на корабли Антанты, а Российской империи для противодействия противнику пришлось прибегнуть к помощи англичан, приславших на Дальний Восток собственные субмарины.

Ситуацию удалось переломить, когда в состав флота начали поступать первые подводные лодки нового типа, получившего название «Барс». Это был уже пятый проект всё того же конструктора, Ивана Бубнова, который спроектировал «Миногу».

В мае 1916 года «Волк» вышел из Ревельского порта в свой первый поход. Настроение у команды было оптимистичное - на подходе к позициям, ночью, офицеры выпили чай под граммофонную музыку, после чего команда разошлась спать. Уже на следующий день «Волк» обнаружил в море судно без опознавательных знаков, которое после требования поднять флаг оказалось немецким транспортом Gera. Экипажу было приказано покинуть корабль, после чего он был торпедирован.

В тот же день «Волк» одержал еще две победы - подлодка успешно атаковала немецкий корабль Kolga и сразу после этой атаки столкнулась с транспортом Bianka, который также был затоплен. Капитаны Gera и Bianka были взяты на борт подводной лодки, немецких моряков спасли находившиеся поблизости шведские корабли.

Оставшиеся на дне

Российская подводная лодка «Барс»

Одной этой охотой «Волк» заставил считаться с российским подводным флотом не только противника, но и высшее командование страны, продемонстрировав высокий уровень новых подлодок. «Барс» стал самым успешным типом отечественных субмарин - большинство из них оставались в строю вплоть до середины 1930-х годов. Одна из них, «Пантера», прослужила до начала 1940-х и в 1941 году превратилась в учебное судно.

Всего за годы Первой мировой было затоплено четыре российские подводные лодки только этого типа. Кроме «Львицы» погибли «Барс», «Единорог» и «Гепард». Точные обстоятельства гибели большинства из них до сих пор остаются неизвестными. Две из них, предположительно «Барс» и «Гепард», были обнаружены в 1993 и 2009 годах в Балтийском море шведскими судами. В том же 2009 году эстонское научно-исследовательское судно обнаружило на дне Финского залива затонувший «Единорог».

Эдвин Грей

Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914–1918 гг

Если новое оружие приводит могущественную империю на грань поражения, всегда интересно о нем рассказать. В 1914 году немецкие подводные лодки были именно таким оружием. Эта книга рассказывает о попытке кайзера уничтожить Британскую империю, развязав неограниченную подводную войну. История начинается с первых экспериментов с подводными лодками, которые начались в Германии еще в XIX веке, и заканчивается революционными волнениями и военным мятежом, приведшим кайзера к окончательному поражению. Между этими событиями произошла жестокая военная кампания, в ходе которой в апреле 1917 года Великобритания едва не сдалась. Эта книга – правдивый рассказ о людях, которые в темных морских глубинах вели сражение не на жизнь, а на смерть; о жестокости, пиратстве, убийствах. Но одновременно она является искренней данью мужеству, преданности своему делу и профессиональным качествам людей, которые с гордостью носили знаки отличия немецкой подводной флотилии.

Первоначально мое внимание к человеческому аспекту подводной войны было привлечено фрагментом из книги Вильяма Гая Карра «Наугад и по воле Божьей»: «История операций в Северном море была историей людей, закупоренных в ненадежные консервные банки, которые барахтались на мелководье, постоянно пребывая в состоянии войны с природой. Но это и драматическая история отважных подвигов, совершаемых командами воюющих флотов. В этом отношении опыт немецких подводников сродни нашему собственному». Мысль о том, что подводники воюющих сторон испытывали одинаковые трудности, радость побед и горечь поражений, заставила меня взяться за описание действий немецкого подводного флота. Это было логическое продолжение моей предыдущей книги, посвященной операциям британских подводников во время Первой мировой войны, – «Проклятое неанглийское оружие». И я очень старался сохранить объективность и беспристрастность.

После войны американский писатель и журналист Лоуелл Томас побывал в Германии, где беседовал со многими бывшими капитанами немецких подводных лодок. Свои впечатления он отразил в опубликованной в 1929 году книге «Рейдеры глубины». Его любезное разрешение использовать его записки позволило мне снабдить мою книгу воспоминаниями людей, которые лично принимали участие в морских сражениях. Благодаря этому в моем повествовании появилось необходимое равновесие, которое иначе я не смог бы установить.

Выражаю свою искреннюю благодарность писателям и историкам, проделавшим большую работу по сбору и систематизации материалов, касающихся подводной войны, а также всем, кто любезно предоставил в мое распоряжение результаты своих изысканий.

Любой человек, обладающий мужеством опуститься на подводной лодке в глубину моря, на мой взгляд, уже герой. И хотя среди немецких капитанов встречались, по словам Ллойд Джорджа, «пираты и убийцы», большинство из них были обычными порядочными людьми, вынужденными делать неприятную работу. Именно таким людям посвящается эта книга.

Эдвин Грей

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

1914–1918 гг


«…ударьте своего врага в живот и продолжайте наносить удары, когда он упадет; бросьте пленных в кипящее масло, если возьмете их, подвергните пыткам женщин и детей. Тогда люди будут бояться вас…»

Из речи адмирала флота лорда Фишера на Гаагской мирной конференции в 1899 году


СУТЬ ВОЙНЫ – НАСИЛИЕ

«2.20. Прямо перед нами я увидел четыре трубы и мачты пассажирского парохода, идущего под прямым углом к нашему курсу с зюйд-веста по направлению к Галли-Хед…»

Была середина дня 7 мая 1915 года. Капитан-лейтенант Вальтер Швигер внес запись в корабельный журнал «U-20». В тот момент он не думал, что очень скоро совершит поступок, за который его возненавидит весь мир. Он расписался в журнале, бросил беглый взгляд на карту, разложенную на столе, и потянулся к перископу, чтобы внимательнее рассмотреть намеченную жертву.

«U-20» возвращалась в Германию после мародерского похода вдоль побережья Ирландии. Всю ночь и первую половину дня над морем стелился густой туман, горючее в топливных танках было на исходе, в трубах осталось всего две торпеды. Швигер решил, что пора домой. Он приказал штурману проложить обратный курс в Вильгельмсхафен, после чего удобно устроился в потрепанном кожаном кресле и раскрыл книгу.

Поход был скучным и неудачным. Он потопил парусник и два парохода возле Вотерфорда, но это были детские игры по сравнению с выдающимися достижениями Херсинга, Веддигена, Валентинера и других асов подводной войны. А Вальтер Швигер был амбициозным человеком. Тридцатитрехлетний холостяк из респектабельной берлинской семьи, он пришел на подводный флот еще до начала войны. Высокий и широкоплечий, русоволосый и голубоглазый, он всем существом, каждой клеточкой своего тела был офицером имперского немецкого военно-морского флота: всегда спокойным, вежливым, холодным. Как заметил один из его сослуживцев, «он всегда точно знал, куда идет, и ему было наплевать на всех, кто пытался его остановить».

Утро 7 мая уже принесло одно разочарование. Пока лодка двигалась на глубине 60 футов, чтобы случайно не напороться на встречное судно в густом тумане, Швигер услышал звук мощных винтов, вспенивавших воду где-то неподалеку. Он решил выяснить, что происходит наверху: «Я поднял „U-20“ до 30 футов и посмотрел в перископ. Большой крейсер прошел прямо над нами и теперь быстро удалялся».

Следует отметить, что обоим кораблям повезло. Если бы лодка успела всплыть на перископную глубину, когда над ней находился крейсер, стальной нос надводного корабля без труда распорол бы менее прочный корпус субмарины пополам. А если бы Швигер всплыл чуть раньше, он обязательно выпустил бы торпеду по вражескому кораблю и скрылся в тумане. Но этому не суждено было случиться. Судьба не часто улыбалась не очень удачливому Вальтеру Швигеру.

Плотный туман, висевший над морем всю ночь, в конце концов рассеялся. Весеннее солнце сначала проглянуло сквозь дымку, а потом ярко засияло на чистом голубом небе. Радуясь хорошей погоде, Швигер приказал всплыть на поверхность и вышел на мостик, чтобы насладиться чистым свежим морским воздухом. В это время наблюдатели заметили неизвестное пассажирское судно. Сначала Швигер решил, что лес из мачт и труб на горизонте принадлежит группе судов, и посетовал, что у него остались только две торпеды. Потом понял, что перед ним одно судно, но очень большое.

Во время Первой мировой войны начали производиться подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим - для движения под водой. Уже тогда они были чрезвычайно грозным оружием. Немецкая подводная лодка SM UB-110, стоившая 3 714 000 марок, правда, не успела показать свою мощь, прожив всего пару месяцев.

SM UB-110 класса прибрежных торпедных лодок Type UB III была построена в гамбургских доках Blohm & Voss для нужд Кайзерлихмарине и спущена на воду 23 марта 1918 года. Через четыре месяца, 19 июля 1918 года, её потопили британские корабли HMS Garry, HMS ML 49 и HMS ML 263. 23 члена экипажа были убиты. Чуть позже подлодку извлекли на сушу, чтобы починить в доках Swan Hunter & Wigham Richardson в Уолсенде, однако проект не был завершен и её продали как металлолом.

Едва ли не самым уникальным приобретением XX столетия в части морских вооружений стали подводные лодки (ПЛ). Не успев появиться, они породили массу сбывшихся и несбывшихся надежд. Полагали, что новые боевые средства произведут переворот в войне на море, нивелируя «прежние ценности» в виде армад линейных кораблей и броненосных (линейных) крейсеров; сведут на нет генеральные сражения как основное средство решения военного противостояния на море. Теперь, более чем через 100 лет, интересно оценить, насколько подтвердились столь смелые прогнозы.

На самом деле, ПЛ наиболее эффективно проявили себя в борьбе с торговлей, где добились действительно впечатляющих результатов. С позиций высокой стратегии это не входит в противоречие с представлениями о достижении главных целей в войне. «Разрушение торговли» особенно больно бьет по островным, высокоразвитым государствам, традиционно и сильно зависящим от экспорта и импорта; кроме того, дискредитируется само понятие «господство на море», считавшееся прерогативой великих морских держав и великих флотов. В первую очередь речь идет о противоборстве Германии с Англией и ее союзниками в мировых войнах и о США против Японии. Эти самые масштабные и поучительные примеры легли в основу обширного и глубокого анализа, поиска закономерностей, вплоть до выработки мотивированных взглядов на применение ПЛ в будущем.

Что касается возможностей ПЛ против военных флотов, их главных сил, этот раздел раскрыт менее подробно и оставляет много вопросов.

Примечательно, что и сегодня это не какой-нибудь рутинно-схоластический вопрос военно-морской истории или прикладных разделов развития боевого использования торпедного оружия (БИТО). Он актуален в определении перспектив строительства и развития флота. Повышенный интерес к нему возбуждает объективно существующий национальный аспект проблемы. Не секрет, что ВМФ, особенно в послевоенный период, имел хорошо заметную подводную направленность. И это при том, что обе мировые войны завершились официальным поражением идеи подводной войны. После Первой мировой – введением системы конвоев и «Асдиком», во Второй – внедрением радара и самолетов. Вообще, следуя подобной логике, делать ставку на ПЛ в будущем казалось бессмысленным. Тем не менее мы ее сделали, как до нас это сделали немцы во Второй мировой войне. До сих пор не затихают споры о правомерности такого шага и действительном облике ВМФ в годы холодной войны: насколько оправданным оказался подобный шаг в сложившихся условиях? Вопрос непростой, ждущий еще своего компетентного исследователя.

Самым «тонким» местом в объективном анализе, а следовательно, в формировании конкретного ответа является неподкрепленность его боевым опытом. К счастью для человечества и неудобству для специалистов, возможность опереться на таковой вот уже 67 лет отсутствует. Речь идет об аксиоме: только практика – критерий истины, в военном деле во всяком случае. Поэтому столь ценным и уникальным считается опыт Фолклендского кризиса 1982 года между Великобританией и Аргентиной. Но он только укрепляет в уверенности, что, как бы далеко ни ушли подводные лодки в своем развитии – вплоть до оснащения их ЯЭУ, космической связью и навигацией, совершенной электроникой и ядерным оружием, – они не смогли полностью освободиться от присущего этому роду сил груза особенностей и ограничений. Фолклендский «подводный опыт» оказался интересен вдвойне. Это опыт боевых действий против надводных кораблей (НК) противника. Однако будем придерживаться хронологии и начнем с участия ПЛ в мировых войнах.

Подводным лодкам как роду сил флота чуть более 100 лет. Начало широкого боевого применения и их интенсивного развития как раз и относится к периоду Первой мировой войны. Этот дебют в целом можно признать удачным. Около 600 ПЛ (372 из них были немецкими ПЛ, но и потеряли немцы больше всех – 178 ПЛ), состоявших тогда на вооружении воюющих сторон, отправили на дно более 55 крупных боевых кораблей и сотни эсминцев общим водоизмещением более 1 млн. т и 19 млн. б.р.т. (брутто-регистровая тонна – единица объема, равная 2,83 куб. метра, в настоящее время не применяется) торгового тоннажа. Наиболее массовыми и результативными оказались немцы, записавшие на свой счет более 5860 потопленных судов общим водоизмещением 13,2 млн. б.р.т. торгового тоннажа. Удар в основном пришелся по торговле Англии и был чрезвычайно действенен.

Рекорд потопленного тоннажа будет повторен, но не превзойден в ходе Второй мировой войны и, что характерно, гораздо большим количеством ПЛ. А вот принадлежащий германскому командиру Aрно де ла Перьер личный рекорд – более 440 тыс. б.р.т. – никем не достигнут. Лучший из подводников Второй мировой войны, тоже немец, Отто Кречмер сойдет с арены со счетом 244 тыс. б.р.т. и 44 потопленными судами еще весною 1941 года.

Если обратиться к результативности ПЛ против военного флота противника, успехи гораздо скромнее даже там, где такие действия специально планировались. Это трудно сообразуется с надеждами и ожиданиями от первых громких успехов Отто Веддигена, который уже в первые дни войны на примитивной U-9 за час с небольшим утопил три броненосных крейсера. Известны и другие громкие достижения немецких подводников в части поражения крупных НК противника, но это будет позже. А пока «мобилизация» почти всех имевшихся (около 20 единиц) ПЛ на прочесывание Северного моря, якобы кишащего дредноутами, не принесли никакого результата. Заранее узнав об операции, англичане убрали из Северного моря все ценные НК.

Участие ПЛ в Ютландском сражении, на которое возлагались большие надежды – ведь к 1916 году ПЛ уже исподволь успели себя проявить, – вообще обескураживают. Они там даже никого не обнаружили. Главные силы флотов развернулись и сошлись в величайшем в истории морском сражении, не будучи даже замечены. Косвенным успехом ПЛ, правда, считают гибель военного министра Великобритании фельдмаршала лорда Китченера на крейсере «Хемпшир», подорвавшегося на минах, но это не более чем утешительный «бонус».

Строго говоря, недостигнутыми оказались цели и в борьбе с торговлей. Блокада Англии, поспешно декларированная германским руководством в начале войны, оказалась не достигнута, ибо не была подкреплена реальными силами. Затем последовала череда запретов из-за международного скандала по поводу «Лузитании», сопутствующие им спады в подводной войне, возвращение к принципу призового права. Не помогло и запоздалое объявление неограниченной подводной войны в 1917 году: противник успел подготовиться.

Однако вернемся к несбывшимся надеждам в части борьбы ПЛ с НК. Следует заметить, что в межвоенный (1918–1939 годы) период не было недостатка в анализе, исследователях и теориях на этот счет, более глубоких и заинтересованных, чем в Германии. Если во всем многообразии причин и объяснений выделить главные и отбросить частные, предвзятые и второстепенные, имеющие, кстати, широкое хождение на «школярско-кадетском» уровне, в сухом остатке – отсутствие в основе действий германского флота в Первой мировой войне соответствующей его задачам и материальному уровню стратегии.

В кои-то веки Германии огромным напряжением всех своих сил удалось построить второй в мире флот. В сочетании с признанно лучшей армией это порождало надежды занять доминирующее положение в Европе, и не только в ней. К тому же столь серьезные военные приготовления, согласно законам стратегии, имеют необратимый характер. Но вот соответствующих стратегических установок, касающихся войны на море, у военно-политического руководства и морского командования Германии не оказалось. Это признают в первую очередь их же исследователи-специалисты. Следуя от общего к частному, уместно распространить эту проблему и на счет подводного флота, тогда совсем молодого рода сил. В этом, видимо, и приходится искать главную причину недостижения целей в войне подводным флотом Германии.

В этом можно усмотреть и достаточно глубокие общие оперативно-стратегические последствия. Не будем забывать, что британский Гранд Флит был почти на треть сильнее германского Флота Открытого моря, и вступать при таком соотношении сил в генеральное сражение было по меньшей мере безрассудно. Исходя из этого, замысел германского морского командования состоял в том, чтобы предварительно ослабить Гранд Флит, выманив англичан в море частью сил и подловив их там превосходящими силами, сравняв силы для будущего генерального сражения. После того как адмирал Гуго фон Поль 14 декабря 1914 года упустил подобную уникальную возможность, надежды уравнять силы сосредоточились преимущественно вокруг успехов подводных лодок. 200 из более чем 5000 транспортов погибли на минах (1,5 млн. т), выставленных ПЛ.

Что касается иных причин, принято говорить: во Вторую мировую войну немцы вошли со стратегией и прекрасно отработанной системой подготовки и применения подводных сил. По сравнению со Второй Первая мировая война без преувеличения была битвой талантливых, дерзких и предприимчивых подводников-одиночек. Это и понятно, молодой род сил имел мало опытных специалистов, ПЛ имели ограниченные до самой войны тактико-технические характеристики. У самого командования флотом отсутствовали четкие и ясные взгляды на применение ПЛ. Молодые командиры ПЛ со своими скромными капитан-лейтенантскими нашивками и подчас ценными предложениями на фоне блестящих и маститых флагманов и командиров кораблей Флота Открытого моря просто терялись. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основные решения о ведении подводной войны принимались без учета и глубокого знания особенностей использования субмарин. В течение всей войны ПЛ для флотских операторов и высшего командования так и оставались вещью в себе.

На рубеже ХIХ и ХХ веков флоты ведущих мировых держав стали создавать свои одводные силы. Так как американские инженеры Лэк и Холланд (Голланд) смогли к тому моменту достичь удовлетворительных результатов в строительстве подводных лодок, то нет ничего удивительного, что многие флоты заказывали свои первые корабли именно у американцев. Это значительно сокращало время для обучения своих инженеров и судостроителей для подготовки к строительству подводных лодок на национальных верфях. Не стала исключением и Великобритания.

В период с 1902 по 1905 годы на верфи "Виккерс" было построено 13 лодок по улучшенному проекту Холланда. Они получили обозначения,А-1 - А-13. Полное водоизмещение составило 205 тонн, а длина 32 метра. 1 бензиновый двигатель мощностью 450 (на первых) или 600 л.с. (на последующих) и 1 150 -сильный электромотор позволяли развивать надводную скорость 9,5 - 11 узлов и подводную около 7. На вооружении нахлдился один, а на более поздних два носовых торпедных аппарата калибром 457 мм. Перезарядка аппаратов не предусматривалась. Экипаж 11 человек.

К началу Первой Мировой войны они уже морально и технически устарели и использовались для обучения и тренировки экипажей. В 1920 году этилодки были отправлены на слом.

Следующие две серии лодок строившихся в период с 1904 по 1909 года типа В и С были весьма близки по своим характеристикам. Серия В насчитывала 11 корпусов, а С - 38. Полное водоизмещение составляло около 320 тонн при длине 43,3 метра. Двигатели на них были бензиновые по 600 л.с. и более мощные по сравнению с типом А электромотарами по 300 л.с. Надводная скорость составляла 12-13 узлов и подводная около 7 - 7,5. Вооружение было такое же как и на поздних лодлках серии А, а именно 2 носовых 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 15-16 человек.


Две подводные лодки (В-2 и С-11) погибли в результате столкновений еще до начала войны. Остальные принимали участие в боевых действиях на Средиземном, Северном и Балтийском морях. В-11 1 декабря 1914 года в Средиземном море потопила турецкий броненосец "Мессудие". Из состава флота все они были выведены в период с 1919 по 1921 год. Интересно, что лодки типа В успели послужить после снятия электродвигателей и аккумуляторных батарей в качестве патрульных судов.

8 подводных лодок типа D подводным водоизмещением 600-620 тонн строились в период с 1908 по 1911 год и были значительным шагом вперед. Кроме увеличенного водоизмещения и соответственно размеров (длина ок.50 метров), они были впервые оснащены двумя дизельными двигателями и двумя электромоторами. Увеличение оборудования потребовало соответственно и увеличение численности экипажа до 25 человек. Кроме того на этих лодках появился третий (кормовой) торпедный аппарат, а затем и одна-две 76-мм артиллерийские установки.


С течением времени британские верфи получили необходимый опыт строительства подводных лодок, а начавшаяся Первая Мировая потребовала массового строительства этого нового, но уже хорошо зарекомендовавшего себя оружия. На основе лодок типа D в период с 1912 по 1917 годы, была построена самая массовая серия Е, насчитывавшая 58 корпусов. Строились они на разных верфях двумя сериями (10 и 48 единиц). В первой серии две лодки, получившие индексы АЕ-1 и АЕ-2 строились для австралийского флота.

Подводное водоизмещение около 800 тонн и увеличенная длина до 55 метров позволили увеличить количество вооружения. На первой серии были установлены 4-5 457-мм торпедных аппаратов (1 в корме, 2 побортно в средней части корпуса и 1-2 в носу.) и 1 76-мм орудие. Шесть лодок 2 серии были достроены в качестве подводных минных заградителей, несущих вместо бортовых торпедных аппаратов по 10 мин в вертикальных шахтах по каждому борту. Усиленные дизели по 800 л.с. и электромоторы по 420 л.с. смогли обеспечить максимальную надводную скорость в 15 и подводную в 9 узлов. Дальность плавания в надводном положении десятиузловым ходом составила 3000 миль. Экипаж 30 человек.


8 августа 1815 года в Мраморном море подводная лодка Е-11 обнаружила, груженый большим количеством снарядов турецкий броненосец "Хайреддин Барбаросса" (тип "Бранденбург" германской постройки) и потопила его одноторпедным залпом.


Тридцать подводных лодок этого типа были утеряны в результате боевых действий, столкновений или неустановленных причин. Остальные были сданы на слом в начале 20-х годов. Только Е-51 оставалась в составе британского флота до 1931 года.

Продолжение следует.

Буду благодарен читателям за содержательную критику