Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича»

Классный час

«Международный день

грамотности»

Провела: Колмакова Е.Ю.

с. Нялинское

Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа .

Воспитатель. Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

( Через книги, телевизор, компьютер).

Воспитатель. Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?

Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году.Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?

Какие из этих правил дошли до наших дней?

Просмотр фильма «Письменность и книги на Руси»

Воспитатель . Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

8 сентября весь мир празднует День грамотности .

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Воспитатель.

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября .

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

3 ученик

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить

Международный день грамотности – международный праздник, отмечаемый в системе ООН 8 сентября. Эта дата была принята в 1966 году ЮНЕСКО согласно рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности».

На сегодняшний день во всем мире число грамотных людей составляет в среднем четыре миллиарда. Несмотря на такие успехи, более 860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются неграмотными. Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых людей не посещают школу. Многие дети, подростки и взрослые, охваченные различными образовательными программами, не соответствуют требованиям к грамотности, предъявляемым современным обществом. Существует необходимость в расширении программ распространения грамотности, направленных на группы учащихся, нуждающихся в особом внимании.

Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил -
И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроеньи
Постоянно пребывать.

Грамотным быть нынче модно -
Знать родной язык свой четко,
Подобрать правильно слова,
И думала чтоб верно голова.

С Днем грамотности тебя я поздравляю,
Не делать ошибок в словах пожелаю,
Учись и трудись, и книги читай,
Систематически речь свою развивай!

Сегодня важный и особенный день - Международный день грамотности. Хочется, конечно, выразить признание тем, кто обогатил наши знания, кто просвещает людей, распространяя грамотность среди населения. Вы преображаете и обогащаете нашу жизнь. Спасибо вам и с праздником! Всем остальным же хочется пожелать знать и уважать родной язык, писать грамотно, тогда не будет недопонимания.

Знать, где «о» писать, где «а»,
Точку где поставить,
Это нужно знать всегда,
Каждого заставить!
И не надо тут юлить:
« Пишем, как умеем!»
В жизни каждый должен быть
Просто грамотеем.

Как говорят: грамматика не распутная, но она не против, чтоб все на Земле ею пользовались. И это самое верное из всех возможных пожеланий на сегодняшний день. С Международным Днем Грамотности, пусть же самой большой проблемой общества будут те, кто путает «тся» и «ться».

Давайте сегодня вспомним, как велик и могуч наш язык! Прекрасно звучание грамотной речи, приятна она человеческому слуху. Легко читать красиво сложенный текст. С днем грамотности, с днем чистого слога! За знания, тягу к наукам, за труд простого школьного учителя.

Грамоте учён не многий,
Это скверно, это факт.
Очень часто человек красив,
А рот откроет - прям дурак!

В международный день грамотности
Учитесь, пожалуйста, друзья!
Читайте книги, словари,
Неграмотными быть обидно, нельзя!

День грамотности отмечает
Сегодня вся планета.
Достойна эта сфера
Большого пиетета.

Желаю грамотными быть
И к лучшему стремиться.
Пред образованным ведь дверь
Любая отворится.

Цивилизованный мир борется за равенство и благополучие людей, чистоту природы, сохранение всего разнообразия животного и растительного мира Земли. С целью привлечения внимания общественности к трудностям учреждаются специальные всемирные праздники. Их инициаторами являются ООН, международные ассоциации, организации, институты. Статья расскажет, что такое Международный день грамотности.

Понятие грамотности

Слово "грамотность" имеет греческие корни и в буквальном переводе означает "чтение и письмо". Словарь определяет грамотность человека как умение писать без ошибок, бегло читать и правильно выражать свои мысли в беседе. Все эти навыки позволяют овладевать новыми знаниями, совершенствоваться, приносить пользу обществу.

Актуальность проблемы

Зачем понадобился Международный день грамотности? Государства, борющиеся с невежеством собственных граждан, повсеместно внедряют обучающие программы. Люди и сами понимают, насколько важно образование, ведь оно помогает обрести место в жизни, поэтому самостоятельно осваивают науки.

Тем не менее на сегодняшний день в мире проживает более семисот миллионов малограмотных и полностью безграмотных людей. Есть и такие, кто никогда не видел книги. Среди них более семидесяти миллионов детей. Особенно актуальна эта проблема в странах третьего мира с низким уровнем экономического развития, где идут войны и имеют место гражданские беспорядки.

Если в Европе, Российской Федерации, Соединенных Штатах нет этой проблемы, то в Африке, некоторых странах Азии, Латинской Америки большая часть населения полностью безграмотна, здесь не обеспечивается даже всеобщий доступ к начальному образованию, существует дискриминация по половому признаку, когда девочки и женщины отстраняются от обучения.

Все это послужило предпосылкой для того, чтобы был учрежден грамотности.

Краткая история праздника

8 сентября 1965 года в Тегеране, состоялась Всемирная конференция, на которую съехались министры образования со всей планеты. Темой конференции была ликвидация безграмотности в мире, повышение тотального уровня образования. Обсуждались методы и мероприятия для достижения поставленных целей. Одними из самых важных признаны те, которые ориентированы на детей и юношество. Рекомендовано проводить Международный день грамотности в школе - в начальных и старших классах. Ребенок должен усвоить, что быть грамотным полезно и престижно, что наука открывает двери в светлое будущее, появляется стимул осваивать новые знания.

День проведения конференции - 8 сентября - утвержден как Всемирный день ликвидации безграмотности.

Генеральной Ассамблеей ООН период с 2003 по 2013 годы был объявлен Десятилетием грамотности. В течение этого срока ежегодно проводились всемирные конференции на самые разные темы: "Грамотность и здоровье", "Грамотность и мир", "Значение грамотности для женщин" и прочие.

Когда отмечается

Международный день распространения грамотности отмечают все желающие каждый год 8 сентября. Его в 1966 году утвердила ЮНЕСКО. Праздник прижился, и в 2015 году отмечали пятидесятый, юбилейный Международный день грамотности.

В российском календаре этот день не отмечен красным, но важность его понимают все образованные люди, поэтому его отмечают в учебных заведениях всех уровней - дошкольных, школьных, средних и высших, пропагандируют в офисах и научных учреждениях.

В целях доступности мероприятий для всего населения проводят Международный день грамотности в библиотеке, домах творчества, фойе кинотеатров и прочих публичных местах.

Традиции

Не только в России, но и в Казахстане, и на Украине уже стали традиционными такие мероприятия к Международному дню грамотности, как олимпиады, различные конкурсы и викторины, открытые уроки, основной целью которых является выделить наиболее грамотных и прилежных учеников и студентов. Лекторы выступают с презентациями и докладами, освещающими проблемы безграмотности, последствия этого явления и пути его преодоления. Среди населения распространяются листовки с призывами развиваться самостоятельно. Повсеместно проводится награждение выдающихся педагогов.

Как самому стать грамотным

Есть такие хорошие пословицы: "Хорошо учиться всегда пригодится", "Кто в науке горазд, тому не пропасть", "Не пером пишут, а умом". Они отражают народное мнение о том, насколько важно получать новые знания.

Для достижения на этом пути хороших результатов важно:

  • Много читать хорошей литературы. Необязательно научной, пусть это будут приключения, фантастика или детектив, важно, чтобы их качество было высоким. Поэтому лучше всего читать классику жанра.
  • Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов.
  • Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики.
  • Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма.
  • Разгадывать кроссворды и головоломки. Это не повысит грамотность, но в конечном итоге поспособствует развитию интеллекта и памяти.

Юлия Файзулина
Сценарий мероприятия «Международный день грамотности»

Цель : - познакомить детей с праздником «Днем грамотности » ;

Способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;

Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.

Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Оборудование :

Жетончики

Мультимедиа аппаратура

Ход мероприятия

Вед : Здравствуйте, ребята! Сегодня 8 сентября международный день распространения грамотности . Как вы думаете что это за праздник? И почему его стали праздновать?

(ответы детей)

Вед : празднование этого дня - это возможность привлечь внимание к тому, что более 15% людей земного шара остаются безграмотными .

Вед : Николай Михайлович Карамзин – великий русский писатель говорил - ….

Ребята, а вы знаете что такое грамотность ?

(ответы детей)

Вед : грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения.

Как вы думаете какого человека можно назвать грамотным ?

(ответы детей)

Вед : традиционно «грамотным » человеком считается тот, кто умеет читать и писать или только читать на каком – либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам и правилам грамматики и правописания . Людей умеющих только читать называют полуграмотными .

Вед : Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике.

Я предлагаю вам немного поиграть

Слайд 10., слайд 11.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа. (Кидаю мяч)

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Земляника – земляничная

Молоко – молочная

Кошка – кошачья

Книга – книжная

Двор – дворовая

Цвет – цветная

Цветок – цветочная

Дерево – деревянная

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

Ру – кА, баха, сский, Но – та, га. Сок. Готь. Вость,

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно, Ле – на, с, нта, вый, стница,

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Водить за нос

Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.

Всыпать по первое число

Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо

Какао – ср. р.

Тюль - м. р.

Тополь – м. р

Ночь – ж. р

Кружево – ср. р.

Рояль –м. р лошадь ж. р пианино – ср. р

кофе - м. р

трель – ж. р

сирень – ж. р

какаду – м. р.

слайд 14. Как называют жителей городов?

В Москве – москвичи

В Ленинграде- ленинградцы

В Екатеринбурге – екатеринбуржцы

В Омске – омичи

В Томске – томичи

В Хабаровске – хабаровчане

Во Владимире – владирцы

В Новгороде – новгородцы

Вед : подсчитаем жетончики награждение победителей.

Публикации по теме:

"ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" В ноябре в нашем МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 21" прошел "День здоровья". В этот день в нашем ДОУ был день.

Сценарий праздника «Международный день чая» «15 декабря - День чая!» Ведущая. Дорогие ребятишки! Взрослые и малышки. Спасибо, что дела свои отложили. В зал наш светлый поспешили. Чтоб.

Сценарий мероприятия «День чая» Сценарий мероприятия «День чая» Выполнила: Воспитатель Детского сада №67 «Подснежник: Коногорова Людмила Александровна г. Улан-Удэ.

Сценарий мероприятия «День матери» Перечень мероприятий ко Дню Матери группа №2 «Никого роднее мамы в целом мире нет» 1. Беседа «Чем можно порадовать маму» 2. Словесная игра.

Сценарий мероприятия «День Победы» Цель проведения праздника - воспитание патриотизма, уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, чувства любви.

Сценарий мероприятия в День открытых дверей с детьми младшего дошкольного возраста «День сказки» Цель: Осуществить взаимодествие с семьями воспитанников. Задачи: создать условия для участия родителей в образовательном процессе группы;.

Международный день грамотности

8 сентября - Международный день грамотности (International Literacy Day) - один из дней, отмечаемых в системе Организации Объединённых Наций.

В 1965 году в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, открытие её состоялось 8 сентября. На этой конференции было предложено учредить Международный день грамотности, который должен быть направлен на распространение грамотности по всему миру. В 1966 году ЮНЕСКО приняла решение поддержать предложение конференции, и с тех пор Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября.

В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение для приобретения всеми детьми, молодёжью и взрослыми важнейших жизненных навыков, дающих им возможность противостоять вызовам, с которыми они могут столкнуться в жизни. Кроме того, реализация права на образование способствует искоренению нищеты.

Однако грамотность для всех - детей, молодёжи и взрослых - ещё не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.


Сегодня каждый первоклассник

И чтение предметом страсти

Частенько людям может стать.

Учитесь без ограниченья,

Стремитесь грамотнее стать,

Чтобы плоды трудов ученья

Могли вы с гордостью вкушать.



Мы забываем про реальный мир, Очередную книгу открывая, И в мир художественный проникаем, И попадаем на войну иль пир.
Мы в тишине страницами шуршим. Нам так близка история героя! И плачем о судьбе, ему же вторя, И радуемся жизни вместе с ним.
Лист за листом… На каждый слов игра Выходит в ряд, шепча о разных судьбах, О добрых или злых, но всё же людях, Из-под писательского щедрого пера.

На каком известном памятнике г.Москвы надпись содержит 5 орфографических ошибок?


В Москве (Лубянский проезд, д. 27) находится памятник Кириллу и Мефодию. Чтобы к нему попасть, нужно доехать до Славянской площади. Скульптор В. В. Клыков создал этот памятник в 1992 г.

Равноапостольные святые Мефодий и Кирилл были выдающимися просветителями своего времени, создателями славянской азбуки.

Памятник, им посвящённый, представляет собой фигуры двух братьев, которые держат в руках Святое Писание и крест. Надпись на постаменте сделана на старославянском языке: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».


И

сследовав надпись, лингвисты обнаружили пять грамматических ошибок. В имени «Мефодий» и в слове «апостол» написана «О» вместо «омеги». В имени «Кирилл» должна быть буква «и» вместо «і». Но больше всего возмущения вызвали две ошибки в слове «Россия»: вместо «и» должно быть «і», а вместо «о» должна быть «омега».

Невероятно, ведь этот памятник – символ славянской письменности – и содержит такие орфографические ошибки! Многие считают этот курьёзный случай довольно забавным.

Зачем нужны правила орфографии?


Буква - одно, а звук - это уже другое. Казалось бы, такие простые орфографические правила, а сколько неприязни они вызывают у школьников! Читается «барада», но писать необходимо «борода». Хотелось бы написать: «Тилифон ни работаит», но нужно писать так: «Телефон не работает». Так возникают ошибки. А следом за ошибками возникают разные огорчения... К чему же в орфографии эта сложность? Было бы проще писать точно так, как говорят? Ответы на эти вопросы можно найти в научных работах и больших учебниках, где объясняется, как и почему именно так правильно писать по-русски.

В нашей великой стране большое количество областей, а в нашем языке множество местных говоров, различных диалектов. Такие близлежащие города, как Санкт-Петербург и Москва, и те говорят по-разному: москвичи произносят «скуШНА», а ленинградцы – «скуЧНА». В некоторых областях даже сейчас можно услышать «кликни Ванькю», «испей кваскю»... В некоторых местах жители до сих пор произносят «онно» вместо «одно», «на нно» вместо «на дно».

Говоров так же много, как и областей, а русский язык один-единственный. Чтобы все русские люди могли легко понимать друг друга и чтобы газеты и книги можно было читать с одинаковой простотой и в Астрахани, и в Нижнем Новгороде, и под Санкт-Петербургом, необходимо, чтобы везде функционировало одно и то же общерусское правописание - единая орфография.

Что бы вы сказали, прочитав в собрании сочинений Пушкина такие строки:

Бахат ы славин Качюбей,

Иво луха ниабазримы...?

Понять их было бы непросто. И можно уверенно сказать, что «писание по слуху» только отяжелило бы ваш труд, а изучение грамоты было бы практически немыслимым: пришлось бы взамен одного русского правописания учить сотни региональных - для каждой области в отдельности. Наиболее рациональное решение - остановиться на единой общей орфографии.


Как лучше запомнить написание словарных слов?


Что же такое «словарные слова»? Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых зачастую не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится заучивать.

Словарные слова нужно знать наизусть, как таблицу умножения, только они занимают не половину тетрадного листа, а огромный словарь. Для эффективного запоминания словарных слов специалисты разработали перечень заданий:

1. Прочесть словарное слово и определить его значение (на помощь придёт толковый словарь).

2. Провести орфографическую работу над словом (поставить ударение, красным цветом выделить «спорную» букву, сделать разбор по составу, разделить слово на слоги).

3. Подобрать как можно больше однокоренных слов, синонимов и антонимов, а также придумать словосочетания и предложения, в состав которых будет входить данное слово.

4. Занести слова в орфографический словарик.

5. Составить небольшой рассказ с группой словарных слов.

6. Образовать множественное число из единственного, и наоборот, образовать из данного слова другую часть речи.

7. Записать слова с различными приставками и предлогами (шёл-ушёл, суббота-в субботу).

8. В завершении провести самодиктант и взаимопроверку.

Внимание: сенсация! Оказывается, слово «окно» может подсказать, какую букву следует писать на конце наречия. Не верите – убедитесь сами: слева – с окна , влево – в окно , досуха – до окна , насухо – на окно , издавна – из окна , заново – за окно .
Как объяснить эту словесную магию? Дело в том, что все подобные наречия образованы от кратких форм прилагательных. А в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись, как существительные среднего рода. Так что здесь наречные суффиксы -А и -О – это бывшие (или, как говорят лингвисты, застывшие) окончания соответствующих падежей.


Как легко запомнить написание слов и правила?

«Словесные матрёшки»

Словно матрёшки бывают слова: Пишешь одно – получается два. Присмотрись – увидишь сразу: Кобра спрятана внутри дикобра за.
Разумеется, в реальной жизни кобра к дикобразу никакого отношения не имеет. Добродушный зверёк с длинными иглами на спине получил название из-за устрашающей внешности. Дикобра з – это буквально зверь дикого образа. Кобра здесь – результат случайного соседства конечной буквы первого корня с начальными буквами второго.
А в итоге получилось, что одно слово спрятано внутри другого, как меньшая матрёшка в большей. Научитесь находить такие «словесные матрёшки» – правописание многих трудных слов станет простым. А ещё это увлекательная игра.
В
озьмём для примера слово «режиссёр». Легко перепутать последовательность непроверяемых букв: сначала Е, потом И. Но ведь «словно матрёшки бывают слова»!
И вот из большей матрёшки «режи ссёр» выглядывает меньшая – «ежи ». Заметьте, что она не только веселит нас своим неожиданным появлением, но и помогает запомнить правописание «большей матрёшки».

Как легко запомнить правило?


Рисунки-помощники


П
равило можно нарисовать. А если рисовать правило, то надо отразить в зрительных образах его существенные, решающие признаки. Покажем это на примере пунктуационного правила «Употребление запятой перед одиночным союзом И». Хозяин символизирует подлежащее, собаки - сказуемые, а поводки - смысловую связь между главными членами предложения. Наиболее решающей здесь является именно смысловая связь. Если оба сказуемых обозначают действия или признаки одного хозяина-подлежащего, то они однородны и при наличии между ними союза И разделяющая запятая не нужна (Дверь открылась и заскрипела).

Иное дело, когда каждая собака-сказуемое служит своему хозяину-подлежащему (Дверь открылась, и заскрипела половица). Здесь во избежание кровопролитного конфликта части сложного предложения разделяются запятой. В
последнем случае снова собак две, а хозяин один. Однако только одна из них служит хозяину-подлежащему, только одну из них связывает с хозяином поводок смысловой связи. Вторая же символизирует главный член односоставного предложения. Значит, их тоже необходимо разделить запятой (Дверь открылась, и сразу потеплело).

Неграмотный – тот жеслепой.

Всюду его ждут неудачи и несчастья.


Самые сложные слова


Компания «Яндекс» назвала наиболее сложные слова, встречающиеся в поисковых запросах. По итогам августа 2013 года из 10 тыс. самых используемых в поиске слов чаще всего ошибки делались в словах «комментарий» (27%) и «девчонка» (26%). Далее следуют «жёсткий», «масляный» (по 25%). По 24% набрали «агентство» и «программный». «Рассчитать», «баннер» получили по 23%.


«Наибольшие сложности у пользователей вызывают русские слова с двойными и непроизносимыми согласными, а также слова, заимствованные из других языков», - так говорят в «Яндексе».

Механизм выявления и исправления ошибок в «Яндексе» устроен таким образом, что сверяет написание запроса по частоте и сочетаемости слов со словарями и статистикой употребления слов на крупных сайтах, например «Википедии». Часто речь идёт не о безграмотности пользователей, а о вариативности норм написания. Например, слово «шопинг». Чаще всего пользователи запрашивают вариант с двумя буквами «п». Поисковая система не определяет такие запросы как неправильные и просто считает верным тот вариант написания, который встречается чаще.

Кроме того, правила автоматического исправления могут противоречить словарным нормам. Например, «Таиланд» в 85 случаях из 100 пишут в поиске через «й», и с недавних пор поиск «Яндекса» перестал исправлять эту ошибку - по запросу «Тайланд» он ищет оба варианта написания.

И, безусловно, надо понимать, что самый надёжный источник, помогающий вам решить вопрос о правильном написании слова, - это орфографический словарь.

Словари – наши друзья и помощники

Уважаем Государь По прозванию Словарь. Даже Пушкин, я об этом Достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к словарю. Он связует новь и старь, И тебе всегда, как другу, Оказать готов услугу Русской речи Государь По прозванию Словарь!


Весёлые правила


Жи и Ши
Жи и Ши - Ты не спеши - С буквой И всегда пиши. Ча и Ща Встречай, прощай - С буквой А не забывай. Чу и Щу - Лечу, кричу,

Корни с чередованием

гор- и –гар-


Я на солнышке лежу, Загораю иль горю? -гар- иль -гор-, -зар- иль -зор- - Как писать, я не пойму.
Виной солнечный удар, С ударением корень -гáр-, Без него в корне "о": Загорáю, но загáр.
Корень -зар-, наоборот, Ударение не берёт. Есть заря, нет двух зóрь - Хочешь верь, не хочешь - спорь. Словно ветер, вою: ууууу.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ
Чтоб проверить безударный, Надо слово изменить, Ударение поставить, Точно звук звучать заставить.
Будут близкими слова. С ударением в слогах: «Зимовать» проверим «зимы», «Зимний» тоже подойдёт, «Речка», «реки» и «речной» Побегут вслед за «рекой». Ставь всегда без промедления Нужный слог под ударение. Подбирать учись слова Для проверки ты всегда И не сделаешь ошибок В данном слове никогда.

П

олезные интернет-ресурсы



Занимательные факты

Третьим после "Декрета о мире" и "Декрета о земле", выпущенным большевиками, был "Декрет об орфографии".


Известный датский прозаик Ганс Христиан Андерсен до конца дней писал с многочисленными грамматическими и орфографическими ошибками, особенно тяжело дело обстояло со знаками препинания. И Андерсен тратил огромные деньги на то, чтобы нанять людей, которые переписывали его сказки перед тем, как отнести их в издательство.

Абдул Кассим Исмаил - великий визирь Персии (10 век) -всегда находился рядом со своей библиотекой. Если он куда-то отправлялся, то библиотека следовала за ним. 117 тысяч книжных томов перевозились четырьмястами верблюдами, причём книги, т.е. верблюды, располагались в алфавитном порядке.

Немцы изобрели Lernstift Pen – шариковую ручку со встроенным электронным устройством, которое распознаёт все движения руки пишущего, анализирует их на правильность и, если замечает ошибку, сообщает о ней легкой вибрацией и негромким жужжанием. Такая технология гарантирует быстрый отклик со стороны пишущего и даёт ему возможность быстро исправиться. Можно включить один из двух режимов: либо вы проверяете текст на наличие грамматических и орфографических ошибок, либо пытаетесь исправить почерк и неправильное начертание символов.

Занимательные факты

Какое правило русского языка нарушает

героиня «Иронии судьбы» Надя?


Для запоминания употребления глаголов «одеть» и «надеть» существует известное мнемоническое правило: «Одевают Надежду, а надевают одежду». Забавно, что в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» главная героиня Надя, учительница русского языка, произносит фразу с оговоркой: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье».

Кто употреблял «(о)албанский язык» в начале 20 века?


В 1916 году футурист Зданевич написал пьесу без соблюдения нормативных правил орфографии и с применением «(о)албанскава изыка». Появившийся в 2000-е годы язык падонков, орфография которого построена по схожим принципам, иногда называется и «(о)албанским языком», но совпадение с опытом Зданевича случайно.

380 лет назад был издан первый букварь

Первое московское пособие для обучения грамоте - букварь - издал в 1634 г. печатник Василий Фёдорович Бурцов-Протопопов, который в 1633-1642 гг. ведал технической частью Московского печатного двора и именовался «подьячим азбучного дела». До этого основной книгой, по которой шло обучение грамоте, была «Псалтирь» (книга библейских псалмов). Сохраняя принципы построения пособия, автор поместил сразу же после обращения к учащимся гравюру с дерева, живо изображающую классную комнату и наказание розгами провинившегося или нерадивого ученика. Эта гравюра знаменует вторжение в печатную книгу светского мотива. В дальнейшем, в XVII и в начале XVIII в., иллюстрирование азбук бытовыми сценами из жизни школы становится традицией. Во втором издании вначале помещены вирши о целях и методах учения. Это одно из самых ранних печатных поэтических произведений русских авторов. В стихах содержится наставление ученикам, рассказывается о том, каким сокровищем является знание грамоты.



Сытинская "Русская азбука в картинках"

Москва. Издание И.Д. Сытина. 1911. «Русская азбука в картинках»

П
редставленная выше «Русская азбука в картинках» является типичной для букварей, которые рассылал во все уголки России известный издатель И.Д. Сытин. Он выпустил миллионы экземпляров дешёвых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотечек для самообразования. Яркие, красочные, ясные по содержанию картинки, простой, доступный текст, отсутствие сложных методических приёмов обучения - вот что характеризует сытинские буквари и азбуки.

Весёлые «запоминалки»

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство : 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

Н и НН в словах

МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Чередующиеся гласные в корне слова

Соб и р а ть, ст и р а ть, зад и р а
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ир а ,
Значит, в корне буква И .



..