А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб? Эх, если бы только знал Владимир Маяковский, что есть в Дрездене такой дом, которому по силам эта задача! Этот удивительный дом с фасадом синего цвета известен под названием Kunsthofpassage Funnel Wall . Его авторами являются немецкие художники Christoph Rosner, Annette Paul и Andre Tempel, которых - внимание! - вдохновило необычное строение водосточных труб нашего Санкт-Петербурга.


Дрезден всегда был известен как один из самых красивых городов с многочисленными музеями, привлекающими внимание туристов по Европе. Но с появлением удивительного здания с "флейтой водосточных труб", в городе стало на один туристический аттракцион больше. Это ли не повод отставить все заезженные маршруты, и насладиться видом и звучанием фантастической конструкции?







Хитросплетение водостоков, которые изготовлены в форме духовых музыкальных инструментов, уже само по себе интересно и привлекает внимание. Держу пари, Kunsthofpassage Funnel Wall оставалась бы в фаворе у местных жителей, даже если бы все эти трубы были декоративными. Но поскольку они выполняют и полезную функцию, для которой и предназначены, работа немецких художников вдвойне заслуживает всяческих похвал.





Будучи расположенным не в исторической части Дрездена, а в районе New Town, этот удивительный дом Kunsthofpassage Funnel Wall не стал местом паломничества любопытных туристов, - они предпочитают смотреть мрачные старинные храмы, замки и памятники. Но постепенно молодежь, особенно путешествующие студенты, находят это место и все чаще приезжают в город именно тогда, когда прогнозы обещают хмурую, пасмурную погоду. Ведь иначе не услышать, как именно и что именно наигрывает на флейте водосточных труб дождь-музыкант...

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913

Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир - на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. «И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан - для себя и читателей - видом дрожащего студня...», - писал А. Платонов. Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.

Лирический герой Маяковского - бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность, строгую расчисленность (некое расписание) хода жизни. На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый «материк». Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения "А вы могли бы?" («из стакана» - «на блюде студня» - «на чешуе жестяной рыбы») актуализирует в сознании читателя то значение существительного «карта», которое в словаре В.И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: «Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте». Во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью (наблюдение О. Лекманова).

Замечательно, что герой стихотворения воспринимает себя равновеликим целому миру, недаром стихотворение открывается лирическим «я» поэта, а слова, находящиеся в начале или в конце строки, уже в силу своего положения звучат по-особому. Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». Казалось бы, это предложение бессмысленное. Действительно, что такое здесь это «блюдо студня»? Вне контекста стихотворения - закусочное блюдо, но в данном случае - это метафора, обозначающая нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, прозаическое, противопоставленное океану. Соседство (сравнение) с «блюдом студня» особенно ярко подчеркивает поэтичность, великолепие, величественность, энергию «океана» с его «косыми скулами» («косыми скулами» в реальном плане могут выступать и океанические волны, в метафорическом же смысле «косые скулы» - это знак собранности, твердости, мужественности, в отличие от аморфности «студня»). Слова в стихотворении, будучи соединенными особым образом, представляют собой как бы новое слово со своим новым значением, и это новое метафорическое значение необыкновенно расширяет семантику стиха.

И вот уже герой не ощущает себя одиноким. В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Зарождается чувство единства и, главное, надежда. Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны. Теоретически при прочтении последней фразы «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» возможна двоякая интонация: интонация вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства над другими, и интонация вопросительная с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Однако название стихотворения подчеркивает, что стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании. К тому же местоимение «я», при всей масштабности лирического героя, не выделено в отдельную строку, а «вы» занимает отдельную строку, акцентируется.

«...Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб...»
Вл.Маяковский, 1913г.

Когда у бездны на краю
Безмолвие, разочарование,
Когда не знаешь, как же быть,
Нет выхода - одни страданья,
Когда вас сковывает удушье,
Когда другим совсем не нужен,
И глупость празднует – победу!
Ну, как не сгинуть вам бесследно
В толпе бездушия, зевак,
Жизнь проживая просто так,
Недооценённым, недопетым -
Как дальше вам идти по свету
И имя гордое вам несть,
Не киснуть, дальше также цвесть
И не склоняться головой,
Чтоб разум был всегда с тобой,
Чтоб «ВАС ЛЮБЛЮ» - коснулось губ….

Тогда «ноктюрн сыграть смогли бы
На флейте водосточных труб?»

26.01 2017 г.

Небольшая справка.

Ноктю;рн (от фр. nocturne - «ночной») - распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже - вокальных) лирического, мечтательного характера.
С понятием ноктюрна неразрывно связано творчество талантливого и виртуозного пианиста Фредерика Шопена. Пожалуй, он был лучшим в этом музыкальном направлении. Композитором написаны двадцать многообразных и удивительных по своей форме ноктюрнов. Они радужные и эмоциональные, печальные и задумчивые, дерзкие и волнующие, спокойные и сдержанные. Одно из лучших и запоминающихся сочинений Шопена в этом музыкальном жанре - ноктюрн ре-бемоль мажор. Его особенностью является то, что в заключительной части светлой, чувственной и волнующей темы произведения звучит диалог.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Пародия с лирическими отступлениями...

Есть у меня стихотворение «Два поэта» (первое из написанных мною
после регистрации на сайте «Стихи.ру»: ).

Оно совсем не о том, что Маяковский – плохой, а Есенин – хороший,
оно о том, кто из этих двух авторов нравится лично мне. Но периодически
находятся «особо одарённые», которые пытаются доказать, что «поэтов
нельзя сравнивать» и «каждый сам выбирает, чьё творчество ему ближе».
То, что я как раз-таки и писал о с в о ё м выборе, до них не доходит...

Но сейчас речь немного о другом... Когда мне в очередной раз
пытаются доказать, что Маяковский – тоже лирик, часто цитируют
строку о «флейте водосточных труб». Вот этот стих полностью:

В. В. Маяковский, «А вы смогли бы?»

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Если не вдумываться в текст, вроде бы, красиво. Если не вдумываться...
Хотя сейчас многие так и пишут – не думая: нанизывают эпитет на эпитет,
громоздят метафору на метафору, чтобы попышнее, поцветистей выходило,
но что все эти эпитеты и метафоры означают – даже не задумываются...

А ведь любой музыкант Вам подтвердит, что инструмент – это святое!
И дело здесь не только в гигиене. Инструмент – это связующее звено между
ним и его музыкой! Какие, к чёрту, флейты – из водосточных труб?
Вы к этим трубам никогда не присматривались? Короче, пародия:

Н. А. Лосев, «Я бы не смог...»

Их обсыкали все собаки;
Полвека в пыли и грязище;
И даже мусорные баки
Всех этих труб гораздо чище;
Но Вова дул в трубы изгибы,
не вытирая ржавых губ...
А Вы
засунуть в рот
смогли бы
Одну из водосточных труб?

P.S. А в общем и целом этот стишок Маяковского – благодатная почва
для пародистов. Например, дарю любому желающему многообещающее
начало:

Я сразу смазал карту будня,
«махнув» грамм двести из стакана...

Если продолжите эту тему (или придумаете что-то своё) – скиньте потом
ссылку, вместе посмеёмся...)))

Рецензии

У вас еще простые " будни",
Раз вам хватает двести грамм.
А тут по жизни ходят" студни",-
Охота врезать по мордам!

А уж трубой, иль меткой рифмой,
Да, чем придется! Горе там,
Где в сердце кто-то впустит "студня",
Гулял бы он...по проводам..

Лизал, вдыхал бы прелесть труб,
Не осквернял собой он жизни,
Не предавал наивных губ-
Раз дух помоек ему люб!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

В.В.Маяковский

Каждое утро Иван Иванович нажимает кнопку на будильнике, встает сначала на левую ногу, потом на правую, идет умываться и совершать утренний туалет, после чего завтракает, надевает серый костюм и едет на работу. Едет всегда одним и тем же маршрутом, точно знает во сколько подойдет электричка, во сколько он будет проходить мимо киоска со свежими газетами и во сколько зайдет в офис. Ровно в 18:00 он выключит рабочий компьютер, наскоро оденется и отправится домой. И дальше в его жизни все также ничего не произойдет. Иногда перед сном он начинает размышлять, как докатился до такой жизни, но мгновенно засыпает и тяжелые мысли его покидают, так и не успев развиться. Так Иван Иванович живет уже несколько лет. Его не то, чтобы это угнетает, но и особо не устраивает, но что с этим делать, он не знает.

Многие из нас попадали в подобные ловушки, когда жизнь становится серой и неинтересной, каждый находит выход из подобных ситуаций по-своему, но некоторые предпочитают смириться со своим бренным существованием. Ведь есть такие люди, сознательно избегающие той жизни, к которой они стремятся, которую они якобы хотят иметь. Ведь так приятно жить без потрясений, встрясок и волнений, а еще приятнее жаловаться на свою никчемную жизнь окружающим и получать за это поддержку и внимание. В результате же неудовлетворенность жизнью никуда не девается.

Так что же делать?

Я всегда за маленькие шаги. Начать с чего-то незначительного, что поможет вам влиться в вашу новую жизнь. Я подготовила для вас несколько способов, которые уже использовала на себе и увидела их эффективность.

  • Совершайте непривычные для вас действия. Вы можете начать чистить зубы другой рукой, пойти на работу новой дорогой, поговорить с человеком, которого раньше избегали и т.п. Нашему мозгу придется поработать, ведь он уже так привык совершать все на автопилоте, а здесь придется включить осознанность, что наверняка скажется на вашем восприятии окружающего мира.
  • Займитесь спортом. Если вы и так им уже занимаетесь, но это не помогает, то можете сменить направление. Самым классным реаниматором может стать любой танец. Отлично подойдут боевые искусства и йога .
  • Ешьте больше фруктов. Мандарины, яблоки, бананы - самые лучшие помощники.
  • Принимайте контрастный душ, закаляйтесь.
  • Когда вы хоть чуть-чуть оживите свое тело, то можно приступить и к душе. Определите цель. Чаще всего люди, ее не имеющие, живут более скучной жизнью. Цель должна вдохновлять и мотивировать к действию.
  • Найдите себе хобби. Пусть это будет что-то совсем обычное и легкое, главное - оно должно доставлять удовольствие. А если вы еще вступите в клуб по интересам и начнете обмениваться опытом с людьми, то будет еще лучше.
  • Откажитесь от источников информации. Не смотрите и не читайте новости, не зависайте в социальных сетях, поголодайте немного. После этого вы ощутите желание что-то делать, общаться больше с людьми, творить, читать книги и многое другое.
  • Повторяйте каждый день эту мантру: «Я беру ответственность за свою жизнь. Только я решаю, как пройдет мой день и вся моя жизнь в целом. Я выбираю счастье, радость и успех».
  • Никто кроме вас не сможет сделать вашу жизнь интереснее, потому не стоит ожидать помощи от других. Вместо этого, лучше взять все в свои руки и стать настоящим хозяином своей жизни. Успехов вам!