Масштаб 1/9 идеален для бюстов. Во первых, он стандартный, во вторых больший масштаб потребовал бы уже другой подход к глазам, волосам, ресницам - их бы пришлось имитировать кукольными элементами. Меньшие масштабы 1/20 и 1/16 уже для фигур.

Выбор прототипа.

Важно выбрать интересный прототип для бюста. Можно посоветовать фотографии. Портреты всегда были популярны у фронтовых фотографов. Фотография должна быть достаточно качественная, чтобы можно было разглядеть отдельные элементы и детали лица. Можно, конечно, и не искать фотографии, а вылепить своего персонажа, опираясь на воображение, но тут большая вероятность получения в итоге «неживой» скульптуры с анатомическими изъянами. Тем более фантазия и наблюдательность у большинства людей не такая развитая, как у профессиональных художников и скульпторов (увы!) и образ в воображении может быть откровенно блеклый и не четкий. Так что я настоятельно рекомендую качественные фотографии, тем более их во время войн последних ста с лишним лет сделано немало, и найти среди них фото интересного солдата или офицера сравнительно просто. В крайнем случае можно использовать фото современного человека и «одеть» его во время лепки в желаемый военный мундир.

Добиваться полного портретного сходства с фотографией всё же не стоит – это довольно сложная задача, требующая отдельной статьи и большого мастерства.

Скажу ещё, как можно упростить себе работу и не выбрать уж слишком сложный прототип. Во первых, как это ни прискорбно, советую для начала выбирать персонажей с минимальным количеством всяческих наград, значков и знаков различий – всё это довольно сложные элементы, требующие другого, более тщательного подхода. Их изготовление, иногда, занимает большую часть времени работы над бюстом, поэтому мы здесь ограничимся рассмотрением наиболее интересной части – лепки головы, одежды. Сложным элементом всегда были фуражки из-за козырька, строгости форм и кокарды. Зимняя одежда, в отличие от летней, тоже заметно облегчает работу. Если у вашего персонажа прикрыты уши танковым или летным шлемом или опущенными клапанами головного убора – это тоже сильно облегчает работу. Спокойное выражение лица так же облегчает работу – все эмоции и гримасы вносят дополнительные трудности.

Отмечу, что выбирая персонаж стоит обратить внимание и на сам типаж вашего героя. Люди с неприятными лицами или с какими-то явными дефектами, а соответственно и скульптура сделанная по их фото, производят несколько гнетущее впечатление.

Нашим героем будет вот этот улыбающийся русский парень, снятый 15 февраля 1945 года на улице Будапешта (). Фотография достаточно качественная и взята из книги О. М. Баронова «Балатонская оборонительная операция». Задача средней сложности: лицо приятное, улыбающееся, открыты уши, однако одежда и головной убор простые.

Материалы и инструменты. Подготовительная часть.

Для лепки бюста необходим следующий минимальный набор материалов и инструментов (). Все они дешевы и доступны, так что лепка бюстов и фигурок довольно демократичное занятие (в отличие от многих видов стендового моделизма), где всё зависит только от вашего мастерства.

Термоотверждаемая пластика. Посоветую отечественную пластику марок Ладога или Артефакт. Она дешёвая (около 100 рублей стоит упаковка, которой хватит на несколько бюстов), имеет достаточно хорошие характеристики, доступна – продаётся во всех магазинах для художников и даже в некоторых магазинах канцтоваров. Можно брать любой цвет, но желательнее белый – по моему, он чуть лучше по своим свойствам. Пластику можно немного подкрасить густой гуашью. Другие многочисленные марки пластики я советовать не могу, так как не работал с ними и они, особенно, иностранные часто имеют (по отзывам коллег) довольно неожиданные характеристики. Среди них, пожалуй, только Скалпи и Супер Скалпи имеют признанный авторитет.

Толстая медная, алюминиевая или контровочная проволока для каркаса скелета.

Различные стеки и мастерки. Я использую (в порядке популярности): вязальные крючки различного размера – от самых маленьких до самых больших, швейные иглы (лучше купить сразу набор), специальные стеки для лепки (продаются в магазинах товаров для художников). Говорят, ещё неплохо иметь некоторые стоматологические инструменты, однако их у меня нет.

Пачка обычных бритв.

Пара кисточек, № 1 и 4. Маленькая с длинной щетиной и побольше с короткой. Кисточки лучше всего колонковые, можно не самые дорогие. Так же потребуется стаканчик или рюмка с водой.

Электрическая духовка с регулятором температуры. Рекомендуемая температура запекания 130 градусов Цельсия. Однако многие духовки имеют довольно грубый регулятор, поэтому температуру стоит определить экспериментально запекая небольшой кусочек размятой пластики.

Для освещения можно использовать обычную настольную лампу, хотя иногда во время отделки полезно посмотреть работу под ярким точечным источником света – все дефекты поверхности будут лучше видны.

Перед лепкой я распечатываю на принтере фигуру человека идеальных пропорций в нужном масштабе. Можно печатать не всю фигуру, а где-то до солнечного сплетения. Так же стоит запастись несколькими книгами по рисованию и анатомии для художников и хорошими фотографиями (можно современными) людей схожих с вашим персонажем, с выражением лица и где хорошо видны элементы головы (особенно это актуально насчет ушей и глаз).

Важно на рабочем столе иметь картонку с куском пластилина на ней. В пластилин удобно втыкать скелет, а ещё не запечённая работа не получит повреждений. Кроме того так удобно фотографировать модель.

Итак, приступим!

Я из толстой медной, алюминиевой или контровочной проволоки делаю «скелет» (). Далее идет основной этап – лепка головы.

Пластику перед лепкой необходимо тщательно размять. Ещё один, казалось бы, маловажный момент: если температура в помещении несколько понижена (например, зимой), то это существенно затруднит лепку – пластика станет намного твёрже и туже в лепке.

Ещё пара стратегических советов по лепке: во первых, всё должно быть симметрично. Конечно, реальные люди почти всегда в своём строении имеют отклонения от симметрии, но это имитировать не стоит – ошибки в лепке и глазомере и так добавят этой «реалистичности». Симметрию нужно контролировать постоянно и на каждом этапе, это настолько должно войти в правило, что больше не будем повторяться об этом. Ещё одним советом будет совет работать над элементами лица слева и справа одновременно. То есть, не прорабатываем один глаз, а затем второй, а делаем всё одновременно и справа и слева. Например, обозначили глазницу и справа и слева, наметили веки и справа и слева, обозначили глазное яблоко и справа и слева и так далее. Это позволит делать лицо и его элементы зеркально одинаковыми, намного сложнее сделать сначала один элемент, а потом аналогично второй.

В начале формируется основной объём головы в примитивах (): шар (собственно сама голова) и призма (лицо и челюсти). В зависимости от формы головы примитивы могут быть другие: призма, просто шар, куб, их комбинации. На этом этапе важно правильно выбрать и сделать форму головы и соблюсти размер, пользуясь пропорциями. Форма головы многое определяет в образе персонажа. Важно сделать височные впадины и сужение черепа сзади снизу.

Делаем шею и, грубо и в меньшем объёме, плечи и грудь. На шее важно обозначить мышцы и складки. Поворот головы вносит дополнительную сложность в эти элементы. В фас и в профиль проверяем ширину шеи, не забываем о кадыке, если его видно. На этом же этапе обозначаем резкий стык затылка и шеи и выделяем нижнюю челюсть.

Лицо размечается согласно пропорциям () – посередине лица будут глаза, нижний срез носа будет на полпути от глаз до подбородка, а отмерив треть от низа носа до, опять же, подбородка мы получим предполагаемое положение рта. В зависимости от индивидуальных особенностей строения лица конкретного человека эти пропорции могут слегка меняться.

Далее я выдавливаю глазницы, формирую нос (из материала ниже глаз), скулы, вывожу рот и его выражение. На этом этапе формируется тип лица и общие характерные черты, даже на очень грубом черновом наброске ()можно видеть уже будущее лицо и его выражение.

Продолжаем лепить, все элементы лепятся одновременно ( , . ). Четче обозначаем нос, рот, форму надбровных дуг. Тут всякие советы будут излишне, здесь (и далее) свободный полет вашего творчества. Стоит лишь отметить, что уголки рта, носогубные складки (эти элементы многое определяют в настроении персонажа) и место стыка ноздрей с лицом требуют более тщательного внимания.

Зубы, точнее углубления между ними, в приоткрытом рте удобно делать тоненькой проволочкой, согнутой петлёй. При необходимости можно чуть-чуть обозначить морщинистость губ и пористость носа.

Глазам стоит уделить особое внимание, они притягивают внимание и формируют настроение нашего персонажа. Тут тоже ничего сложного. В неглубоких глазницах (можно добавить туда ещё пластики) прорезаем поверхность самого глаза, обозначаем веки. Глаз должен быть достаточно сферичным и глубоко утопленным в глазницу, в уголках глаз (особенно тех которые ближе к носу) должны быть значительные углубления. Плоские неглубокие глаза - довольно распространённая ошибка начинающих скульпторов. Нужно не забыть о возможных морщинках вокруг глаз. Вообще морщинки достаточно сложно правильно расположить. Поверхность глазного яблока доводим до блеска мокрой кисточкой.

Воротники для меня (даже не знаю почему) всегда сложный элемент. Тут я поделюсь технологией изготовления ровных блинчиков из пластики, можно даже очень тонких. Берём стёклышко, слегка смазываем его мокрой кисточкой, кладём размятую пластику и раскатываем её металлическим стержнем. Так пластика просто раскатывается (и, что важнее, легко отделяется от стекла) даже до полупрозрачной плёнки! Лезвием бритвы вырезаем нужную деталь. Так удобно делать ремешки, галуны, погоны и прочие элементы, например наш воротник ().

Вокруг шеи крадём валики из пластики, а на них наш воротник. Лепим.

Обозначаем край борта шинели на груди, обязательную складку сзади и швы на одежде (). Швы (важно точно знать их расположение на одежде) делаются просто иглой, по шву из толстой ткани можно дополнительно пройтись более крупным и округлым стеком. Немного разошедшийся шов можно имитировать иглой.

Погоны делаются по вышеупомянутой технологии, стоит лишь обозначить иглой кант. Вся поверхность одежды окончательно отделывается и выравнивается мокрыми кисточками. Можно сымитировать структуру ткани (например, советской «диагонали» кителей) лёгкой штриховкой тупой иглой.

Нижний срез бюста я выполняю мокрой (для лучшего скольжения) бритвой. Работа окончена!

Важен профиль среза (при виде спереди), он вносит дополнительную интонацию в ваш бюст. Прямой горизонтальный срез добавит (из-за объёма плеч) тяжеловесности, основательности, силы. Трапеция даёт более лёгкий и стремительный образ. Можно боковые срезы сделать в виде дуг. Я ради эксперимента сделал несимметричный срез, чтобы подчеркнуть поворот и наклон головы.

Как вариант, можно попробовать следующие решения нижнего среза бюста, применяемые «большими» профессиональными скульпторами: закутать в богатыми складками плащ (о, это несомненный пафос и героика образа!), плавный переход тщательно отделанной поверхности в нарочито грубо слепленную (мужественность!) или бюст вросший в пьедестал или в камень. Можно сделать танкиста, выглядывающего из командирской башенки, или подводника из люка своей лодки, или мальчишку «фаустника» из люка в мостовой Берлина. В общем, масса творческих решений.

Немного можно сказать о мелочах. Простые пуговицы можно нарезать из тянутого литника, а гербовую тщательно вылепить и откопировать из смолы. Так же можно копировать и ордена и эмблемы и знаки различия. Но всё это довольно сложно.

Я фотографирую свои работы на балконе или в комнате при солнечном свете, но можно и при рассеянном свете ламп накаливания. Штатив обязателен, в качестве фона использую лист белой бумаги. Целесообразно при фотографировании скульптуры делать фотографии сразу черно-белыми, цвет не несёт никакой полезной информации. ISO ставим меньше, диафрагму закрываем сильнее, режим макросъёмки обязателен, если нужно, то вводим коррекцию экспозиции. Более реалистичные фотографии получаются про установке зума в среднее положение, а не в максимально широкоугольное, однако тут могут возникнуть проблемы с фокусировкой. Наиболее выгодны ракурсы не прямо в фас, а несколько под углом и немного снизу.

Вот и всё! Творческих успехов Вам. Надеюсь увидеть и ваши работы в этом интересном жанре.

Рекомендуемые интернет-ресурсы: http://modelsculpt.ru/ - сайт скульпторов с галереей прекрасных работ и форумом с доброжелательными и профессиональными участниками, http://www.chen-la.com/ - сайт с массой интересной информации по скульптуре, статьями и хорошим форумом, ну, и конечно, форум Диорамы.ру.

Инструкция

Планируя свою работу, заготовьте больше, чем необходимо для задуманной вами скульптуры. Готовится она просто. В ящик (или в другую емкость, например, кастрюлю) насыпаете сухую глину. Разравнивать ее надо. Потом заливаете ее водой так, чтобы из воды выступали отдельные бугорки. Через три-четыре дня можно глину использовать для . Извлекая ее, оставляйте неровный рельеф - чтобы в некоторых углублениях оставалась вода - тогда будет иметь разную консистенцию, что необходимо для работы.

Определитесь с размерами скульптуры, и материалом. Для начинающего подойдет пластилин. В отличие от глины пластилин не высыхает и не твердеет и работу можно длительное . Высота подойдет где-то 30 сантиметров.

Отпилить лист фанеры 15 на 15 сантиметров. Это будет постамент вашей скульптуры.

Обходите скульптуру вокруг, смотрите сверху и снизу. Скульптура должна смотреться со всех точек. В отличие от рисунка скульптура трехмерна. Не забывайте это. Постоянно проверяйте деталь, которую лепите со всех сторон.

Внимательно посмотрите на скульптуру. Ее части должны быть уравновешенны. Она де должна заваливаться не вперед не назад ни набок. Проследите за опорными точками скульптуры.

Найдите ось симметрии. Проверьте, симметрична ли ваша скульптура. Доверяйте своему глазомеру, но не забывайте проверять измерения циркулем, или стекой.

Найдите композиционный центр скульптуры. Если вы делаете фигуру то, скорее всего это будет лицо.

Проработайте композиционный центр более тщательно. Прилепить детали. Также, но и меньшими подробностями прилепить детали во всей скульптуре. Это могут быть складки одежды, пуговицы, ремень, или шерсть у .

Посмотрите, не разбили ли детали основную форму . Если где-то вы увидите, что чересчур увлеклись деталями, перестарались, обобщите их слегка пальцем или стекой.

Если скульптура удалась, и она вам очень нравиться, вы можете подумать над тем чтобы ее увековечить. Пластилин не надежный материал. Проще всего отлить ее в гипсе или бронзе. Ну а самый и сложный изваять в мраморе.

Удачи и успехов в работе!

Видео по теме

Плюсы современного мира в плане развития бизнеса в том, что делать деньги можно из чего угодно, буквально из воздуха (в прямом смысле выражения). Но сегодня я хочу рассказать не о том, как продать «целебный воздух» из Гималаев, или воздуха вашего города (такая бизнес-идея действительно существует!). Сегодняшняя публикация посвящена тому, как сделать так, чтобы любимое занятие, хобби, или простое увлечение начало приносить дополнительный доход. Людям с практическим складом ума организовать свой бизнес намного проще – упорство в достижении своей цели, трезвый расчет, и неуемная энергия позволят им воплотить свою задумку в жизнь за короткое время. Ну а если не получится, то они сразу принимаются за реализацию другой идеи.


А как быть творческим личностям, для которых цифры и логика так же далеки от понимания, как Земля от Марса? Прежде всего, не нужно ставить на бизнесе крест, а попробовать понять, не может ли ваше увлечение стать вашей работой, и не только кормить вас и вашу семью, но и позволять иметь солидный доход. Практика показывает, что это выполнимо в девяноста девяти процентах из ста. И даже если до этого времени вы не занимались, например, лепкой скульптур из пластилина, то сейчас самое время призадуматься, не заняться ли этим всерьез? Тем более, если у вас к этому, что называется, лежит душа? Кроме того, лепка скульптур из пластилина – на первый взгляд детское занятие, может приносить вполне «недетский» доход.

Как выбрать пластилин для лепки?

Первое, что нужно знать, это то, что научиться лепить скульптуры из пластилина сможет каждый, было бы желание, или мотивация. Впрочем, сказанное касается абсолютно любого дела. Но сначала нужно приобрести «правильный» пластилин, который будет отвечать всем необходимым требованиям. Скульптурный пластилин имеет некоторые отличия от обычного – он намного пластичнее.

В его состав входит:

  1. горный или пчелиный воск,
  2. наполнители (например, сухая глина, тальк, или какие-нибудь другие),
  3. пластификаторы,
  4. техническое масло или вазелин для придания мягкости.Его цветовой спектр более приближен к естественным цветам, встречающимся в природе. Но тем не менее он хорошо окрашивается любыми красками.

Как и любой другой материал, пластилин может быть изготовлен с некоторыми нарушениями технологии, и его свойства могут быть изменены.

При выборе скульптурного пластилина нужно учитывать следующие моменты:

  • Эластичность, податливость, необходимое соотношение мягкости и твердости.
  • Пластилин должен без труда кататься в руках или на какой-нибудь поверхности, не оставляя размазанных следов.
  • Пластилин не должен крошиться, хотя после создания скульптуры скульптурный пластилин после придания ему формы не засыхает, и не теряет пластичности – в этом еще одно его отличие от обычного.
  • Под действием тепла скульптурный пластилин доложен таять, а пятна от него должны легко удаляться водой с мылом.

Да, и не забудьте приобрести некоторый инвентарь, который обязательно вам понадобится в работе. Это специальные пластиковые досочки различных размеров, небольшие ножи для резки пластилина – стеки (набор стеков можно купить в любом детском или специализированном магазине), различные формочки (очень полезная и нужная вещь), и алюминиевую или железную проволоку для каркасов скульптур, ведь большая скульптура из пластилина может осесть под собственной тяжестью без внутренней поддержки.

Подготовились. Начинаем лепить

Техника лепки из скульптурного пластилина практически не отличается от лепки из обычного материала за исключением некоторых небольших нюансов. Перед началом работы приготовьте теплую воду в ванночке (чтобы смачивать руки и разогревать пластилин), небольшое количество вазелина (или машинного масла) для придания материалу большей пластичности в тех случаях, когда это нужно.

Отрежьте нужное количество материала ножом или оторвите руками, разогрейте его в теплой воде, а затем хорошенько разомните руками. Вода должна быть именно теплой, ее температура не должна превышать восьмидесяти градусов, иначе начнут теряться пластические свойства. Слишком большой кусок пластилина разогревать тоже не стоит по тем же соображениям.

Если вы никогда раньше не имели дело с пластилином, попробуйте слепить сначала что-нибудь простое. Оглянитесь вокруг, в комнате есть предметы мебели, начните с них. Чтобы войти во вкус, и научиться создавать примитивные поделки будет достаточно одного дня, а то и всего нескольких часов. Затем переходите к более сложным композициям. Для таких работ, и тем более большого размера нужно сделать каркас.

Проволока материал не менее податливый, чем пластилин, и чтобы сделать каркас не нужно с большой точностью придавать ей формы будущего изделия. Достаточно добиться приблизительного сходства с будущей скульптурой. Затем на каркас нужно нанести основную массу – облепить его пластилином так, чтобы он крепко к нему прилепился. После этого начинайте придавать соответствие в пропорциях деталей скульптуры.

Осматривайте свое произведение со всех сторон, ведь скульптура из пластилина – это трехмерный объект, который должен смотреться со всех сторон. Во время лепки проверяйте, чтобы скульптура не заваливалась в стороны, а все ее части соответствовали пропорциям. Лучше постоянно иметь перед глазами изображение, с которого делается скульптура: натурщика, предмет, фотографии в разных ракурсах.

Некоторые технические моменты лепки

Для придания большей реалистичности сходства скульптуре нужно найти ее ось симметрии, и постоянно проверять, симметричны ли обе половинки по отношению друг к другу. Определите композиционный центр скульптуры – ту деталь, которая будет являться основной. Например, в бюсте это будет лицо. Этот центр нужно прорабатывать особенно тщательно, добиваясь полного сходства с оригиналом. Ну и уже в последнюю очередь прилепляйте мелкие детали на второстепенные области.

Как на этом заработать

Практика показывает: научиться лепить скульптуры из пластилина для того, чтобы начать на них зарабатывать, некоторым людям требуется три-четыре месяца, некоторым достаточно нескольких недель. Лепить можно что угодно, как объекты собственной фантазии, так и на заказ. Один из вариантов создания скульптур из пластилина – это лепка бюстов знаменитостей. Такие скульптуры пользуются хорошим спросом.

Например, одна скульпторша, изготавливающая пластилиновые бюсты знаменитостей: политиков, музыкантов, бизнесменов, актеров, зарабатывает в месяц до десяти тысяч долларов. Стоимость одного изделия начинается от тысячи «зеленых». Она одинаковое внимание уделяет как точности лепки деталей, так и прорисовке (раскраске) скульптур. Среди ее работ: Майкл Джексон, Барак Обама, Владимир Путин, Стив Джобс, Мики Джагер, и многие другие.


Школьник из Башкирии зарабатывает десятки тысяч рублей на лепке и продаже пластилиновых скульптур героев мультипликационных фильмов и компьютерных игр. Фигурки Хищника, Чужого, Сталкера, древних воинов, драконов и прочих персонажей выглядят очень эффектно, и расходятся «на ура».

Кроме скульптур и миниатюр, из скульптурного пластилина лепят также модели и эскизы лепных потолков. То есть, научившись лепить, можно рассматривать вариант работы в интерьерной или дизайнерской мастерской. Из пластилина делают даже целые картины. По крайней мере это ничуть не сложнее (а может быть даже проще!), чем делать картины из дерева , или картины, вышитые лентами .

Как найти сбыт своей продукции

Как всегда – это один из самых «больных» вопросов, но только не в этом случае. Если ваши работы будут выглядеть на «пять с плюсом», отбоя от покупателей не будет. Главное – это реклама своих произведений. Чтобы завоевать известность, можно организовать выставку собственных работ (накопив их достаточное количество). Часто на таких выставках не только покупаются первые скульптуры, но и появляются первые индивидуальные заказы, приобретаются нужные связи, и заводятся постоянные клиенты.

Важной частью маркетинга будет являться создание собственного интернет-магазина , или интернет-сайта, на котором будут представлены все ваши работы. Здесь же можно организовать онлайн-уроки по лепке скульптур из пластилина. Кстати, такие уроки можно проводить и в оффлайновом режиме, организовав курсы не только для взрослых, но и для малышей. Ведь талант нужно развивать с детства. Как я уже говорил, основное – это желание и мотивация. Пробуйте, у вас обязательно все получится!

Прекрасным материалом для создания фигур и бюстов является пластилин для лепки скульптур. Он подойдет для профессионалов и начинающих любителей. С ним легко обращаться, при этом поделки получаются реалистичными из-за натуральной, природной цветовой гаммы. Благодаря эластичности и податливости материала можно легко создавать из него фигуры, для этого только нужно слегка размять брусок.

Что такое скульптурный пластилин

Профессионалы, создающие скульптуры для себя или в коммерческих целях, используют для работы разные материалы. Самой ходовой считается специальная глина, но мастера применяют и пластилин для скульптур. Этот материал используется и в художественных школах, есть даже специальные кружки, например, лепка из скульптурного пластилина для начинающих.

Чем отличается от обычного

Скульптурный пластилин отличается от обычного тем, что он очень пластичный. Этот материал представлен множеством цветов, которые приближены к натуральным оттенкам. Школьный вариант этого вещества приходится некоторое время растирать в руках, чтобы добиться мягкости и получить возможность вылепить какую-нибудь фигуру. Профессиональный же быстро разогревается от тепла рук, без дополнительных усилий. Благодаря податливости материала, из него можно вылепить даже маленькие предметы с множеством микроэлементов.

Как работать со скульптурным пластилином

Техника лепки из пластилина для скульптурных работ схожа с той, которая используется в детских садах и школах. Есть небольшие отличия в дополнительных используемых инструментах. Процесс лепки состоит из следующих этапов:

  1. Создать эскиз будущего изделия.
  2. Отмерить нужное количество материала и отрезать от большого куска.
  3. Чтобы лучше размягчить кусок пластины, можно положить его в горячую воду или к другому источнику тепла. Затем размять руками, делая мягким и податливым.
  4. Начать создавать форму будущей скульптуры из пластилина.
  5. Взять дополнительные инструменты, чтобы создать более реалистичную модель, выделить детали. Для этого могут использоваться, например: разного размера и формы стеки, проволока, вазелин, подогретая вода.
  6. Чтобы большая поделка не разваливалась и не меняла форму, специалисты используют технический прием: вставляют в изделие каркас из металлической проволоки. Медь использовать нельзя, потому что элементы, которые есть в составе пластилина, вступают с ней в реакцию. Вреда человеку это не принесет, но качество поделки ухудшится.
  7. Перед использованием инструментов их нужно смочить в воде, чтобы пластилин не налипал. Руки тоже необходимо периодически увлажнять.
  8. Мягкие сорта часто используются для больших поделочных изделий, а твердые – для миниатюр.

Что можно сделать из скульптурного пластилина

Лепить из скульптурного пластилина можно практически все: от разных видов животных, человеческого лица до любой миниатюры с мелкими деталями. Например, можно сделать маску для лица на карнавал, при этом дать волю фантазии и создать что-то яркое и необычное. Для этих целей при создании изделий компонуются разные цвета. Часто такой материал используют для изготовления натюрмортов из овощей или фруктов. Хорошо получаются небольшие фигурки животных или предметов быта.

Виды­

Существует два основных сорта вещества: мягкий и твердый. Первый вариант не потребует дополнительных усилий при работе, а твердый придется разогревать дольше, но фигуры из него будут лучше сохранять форму. Выпускается пластилин для лепки разных изделий бруском, вес которого составляет 300, 500 или 1000 г. Чтобы купить товар дешево, можно заказать его по акции в интернет-магазине. В Москве и Санкт-Петербурге есть множество мест, где продажа осуществляется дистанционно, часто бывают скидки или распродажи, предлагается доставка по почте или курьером.

Гамма увлечений

Недорогой и качественный материал предлагает фирма «Гамма увлечений». Из него можно делать любые поделки. Мягкий сорт материала позволяет без лишних усилий приступить к моделированию предметов:

  • название модели: Гамма увлечений, мягкий;
  • цена: 110 рублей;
  • плюсы: не липнет к рукам и инструментам, не окрашивает руки, не имеет запаха, устойчив к перепадам температуры; скульптура хорошо держит форму;
  • минусы: легко повредить полученную фигурку, потому что масса не застывает до конца.

Готовые изделия из твердого сорта материала получаются крепкими, почти не повреждаются впоследствии. На таком веществе легко вычерчивать мелкие детали, работать с помощью стеков. Его рекомендуют неопытным скульпторам, которые только начинают создавать первые творения:

  • название модели: Гамма увлечений, твердый;
  • цена: 105 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – серый;
  • плюсы: не прилипает к рукам и инструментам; не окрашивает руки; не имеет запаха; устойчив к перепадам температуры; скульптура хорошо держит форму;
  • минусы: нужно разогреть заранее, чтобы было удобно создавать изделия; работа занимает более длительное время по сравнению с мягким сортом того же производителя.

Луч

Пластилин для скульптурного моделирования «Луч» предлагается в двух вариантах: твердый и мягкий. Оба вида есть в нескольких цветовых решениях, каждый оттенок приближен к естественным тонам. Работать с таким материалом непросто из-за излишней мягкости, легко случайно нажать и повредить полученную форму:

  • название модели: Луч de luxe, мягкий;
  • цена: 115 рублей;
  • плюсы: неограниченный срок годности; не прилипает к рукам, одежде и инструментам; долго не застывает, благодаря чему можно спустя много времени вносить изменения в созданную скульптуру;
  • минусы: легко повредить фигурку после завершения процесса; необходимо ждать некоторое время, чтобы изделие слегка остыло и затвердело, хотя до конца оно не засохнет.

Твердый вариант материала делает процесс лепки возможным в любой момент: нет опасения, что поделка будет испорчена. Работать с ним можно длительное время, потому что срок годности неограничен. Этот материал – один из самых качественных, хотя цена низкая:

  • название модели: Луч de luxe, твердый;
  • цена: 73 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 300 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – серый;
  • плюсы: подходит для создания картин, аппликаций; устойчив к перепадам температуры; не имеет запаха; не токсичен; без срока годности; не прилипает к рукам, одежде и инструментам;
  • минусы: твердый сорт необходимо дополнительно разогревать или руками, или с помощью подручных средств, чтобы иметь возможность полноценно с ним работать.

Прекрасный материал для лепки и моделирования макетов будущей скульптуры – Greenwich Line. Мягкий сорт не липнет к рукам, по свойствам похож на глину, только не застывает до конца, поэтому из готового изделия можно позже смастерить что-то другое. Ознакомьтесь с характеристиками материала:

  • название модели: Greenwich Line, мягкий;
  • цена: 82 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – оливковый;
  • плюсы: предназначен для лепки и моделирования; не прилипает к рукам; не имеет запаха; эластичный и пластичный в согретом виде; хорошо сохраняет форму;
  • минусы: не подходит для создания скульптур и бюстов.

Твердые сорта часто используются для создания аппликаций и картин. Такой материал хорошо держит форму после затвердевания. Он устойчив к перепадам температуры, поэтому в процессе лепки можно не бояться сквозняков и резкого похолодания. Остальные характеристики материала:

  • название модели: Greenwich Line, твердый;
  • цена: 91 рубль;
  • плюсы: подходит для картин и аппликаций; без запаха; не токсичен; не оставляет пятен; не прилипает к рукам;
  • минусы: не стоит из него делать макеты, потому что он не обладает такой гибкостью, как мягкий сорт того же производителя.

Гамма

Пластилин «Лицей» производителя «Гамма» представляет собой элитный материал, что выражается в стоимости товара. Благодаря наличию в составе минеральных пигментов, материал экологически чистый и приятный в работе:

  • название модели: Гамма «Лицей», мягкий;
  • цена: 169 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – телесный;
  • плюсы: похож по плотности на масло; в составе есть минеральные пигменты и наполнители; хорошо держит форму;
  • минусы: высокая цена.

Твердый сорт пластилина «Студия» этой же компании тоже является материалом высшего класса. У продукта нет срока годности, отсутствует неприятный запах, а форму поделки из скульптурного пластилина сохраняют хорошо:

  • название модели: Гамма «Студия», твердый;
  • цена: 344 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 1 кг; производство – Россия; тип – твердый; цвет – оливковый;
  • плюсы: не сохнет; сохраняет пластические свойства; хорошо держит форму, поэтому подходит для скульптурных миниатюр; устойчив к температурным изменениям; не оставляет пятен; не прилипает; имеет неограниченный срок годности;
  • минусы: высокая цена.

Глобус

Чтобы сделать скульптуру или макет будущего изделия, лучше использовать мягкий сорт пластилина компании Глобус. Он недорогой, удобный в работе, легко поддается любым изменениям:

  • название модели: Глобус, мягкий;
  • цена: 69 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – серый;
  • плюсы: высокие пластические свойства; имеет в составе воск; легко размягчается; подходит для создания скульптур и макетов; держит форму; устойчив к температурным изменениям; не оставляет пятен; не токсичен; не прилипает к рукам; низкая цена;
  • минусы: не обнаружены.

Из твердых сортов пластилина «Глобус» часто делают макеты для будущих больших скульптур или даже сами итоговые работы небольшого размера. Материал недорогой, качественный, обладает оптимальной эластичностью и пластичностью:

  • название модели: Глобус, твердый;
  • цена: 74 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – терракотовый;
  • плюсы: пластилин для моделирования пластичный; эластичный; быстро не застывает, поэтому все детали можно в любой момент исправить;
  • минусы: не обнаружены.

Как выбрать скульптурный пластилин

Если вы раньше работали с глиной, то в отличие от нее, пластилин для лепки скульптур сохраняет пластические свойства, не сохнет. При выборе производителя и серии этого материала обратите внимание на следующие моменты:

  • Товар должен быть средней пластичности, чтобы легко разогревался в руках.
  • Лучше брать вещество без запаха, хотя слабо и не едко оно может пахнуть. Часто встречается запах канифоли, к которому легко привыкнуть.
  • Цвет должен быть однородным. Часто встречается серый и другие естественные оттенки. Возможен вариант цветного модельного материала.
  • Отечественные марки дешевле, чем импортные, хотя по своим качествам они одинаковы. У зарубежного материала цветовая гамма шире за счет добавления красителей.
  • Твердые сорта подходят для ювелирных и медальерных работ, с их помощью легко сделать четкие линии, соблюсти точность деталей.
  • Мягкие сорта подойдут для создания небольших фигурок, статуэток, памятников.

Если вы уже купили товар и хотите убедиться, насколько он качественный, можете его дома проверить. Отметьте для себя, все ли нюансы из списка ниже у вас присутствуют:

  • в составе на этикетке нет вредных синтетических добавок;
  • компоненты только растительного происхождения;
  • материал не крошится и не высыхает;
  • вещество быстро согревается в руках и становится эластичным;
  • после работы с материалом на поверхности не остается жирных пятен и пленки;
  • кусочки вещества с легкостью соединяются в один комок;
  • остатки материала легко смыть с рук с помощью теплой воды и мыла.

Видео

Сегодня я покажу, как можно слепить бюст лошади.

Я назвал его "Тающая молодость"

Для работы нужно иметь термопластику. Я иcпользовал Питерскую пластику. Из термопластики удобно лепить переодически запекая работу и вновь продолжать не боясь смазать и испортить ранее слепленное.

Рисуем эскиз карандашом и обводим основные линии маркером.

Затем делаем проволочный каркас на котором будет крепится вся фигурка.

Наносим пластику на эскиз стараясь максимально точно отобразить весь рельеф. И не выходим за границы отмеченые маркером.

Ставим в духовку на 10-15 минут... Печем при температуре указанной на пачке пластики. Я рекомендую ставить только нижний нагрев для равномерного плавного пропекания модели.

После запекания отделяем заготовку от листа бумаги. На пластике должно отпечататься изображение, которое мы нанесли маркером.

Лепим вторую половинку бюста по намеченым линиям выставляя рельеф.

Опять запекает воткнув основание проволчного каркаса в деревянную подставку.

Работаем не спеша, не забывая закусывать. Когда начинает троится в глазах прерываемся до востанавления визуального контакта с моделью.

Мне не понравились торчащие уши. Не беда можно отрезать и прилепить новые.. пластика позволяет над собой измываться. Легко режется и сверлится.

Готовую модель запекаем в последний раз..Все готово можно красить и на полку. Но что если нужно несколько одинаковых фигурок или раскрасить их в разные цвета.

Это копия из специального стоматологического гипса особой прочности. "Гилпласт" - руками его сломать не получится. Впрочем и ножовкой по металлу перепелить не получится. Он как камень. Но и обычный скульптурный гипс тоже подойдет. Он также крепок и дает ровную поверхность если лить под давлением.

Иначе не избежать пузырьков воздуха и соответственно раковин.