Ответ:
Большинство шиитов в наше время принадлежат к т.н. шиитам-имамитам («имами исна аш’ария »)*, которые разделяют следующие убеждения:

1. Вера в тахриф (искажение или неполноценность) Корана.

Многие шиитские ученые считают, что Коран в его нынешнем состоянии искажен и неполон (1).

К примеру, Ат-Табраси, известный шиитский муфассир (толкователь Корана) (ум. в 620 г. хиджры), пишет в своей книге Аль-Ихтиядж:

ولو شرحت لك كلما أسقط وحرف وبدل مما يجري هذا المجرى لطال، وظهر ما يحظر التقية إظهاره من مناقب الأولياء ومثالب الأعداء

«Если б я мог бы объяснить вам все, что было опущено, изменено и подменено в Коране, это было бы очень длинным; и правило такыйи (сокрытия) запрещает подобное раскрытие» (Аль-Ихтиядж, с. 377).

Файз аль-Кашани, другой шиитский муфассир (ум. в 1091 г. хиджры) пишет в своем «Ат-Тафсир ас-Сави» после цитирования многих сообщений о предполагаемых искажениях Корана из основных шиитских источников, таких как тафсир Али ибн Ибрахима аль-Кумми (ум. в 307 г. хиджры) и аль-Кафи Мухаммада ибн Якуба аль-Кулени (ум. в 328 или 329 г. хиджры):

أقول: المستفاد من مجمع هذه الأخبار وغيرها من الروايات من طريق أهل البيت (عيهم السلام) إن القرآن الذي بين أظهرنا ليس بتمامه كما انزل على محمد (صلى الله عليه وآله وسلم) منه ما هو خلاف ما أنزل الله ومنه ما هو مغير ومحرف وإنه قد حذف عنه أشياء كثيرة منها اسم علي (عليه السلام) في كثير من المواضع ومنها غير ذلك وأنه ليس أيضا على الترتيب المرضي عند الله وعند رسوله (صلى الله عليه وآله وسلم) وبه قال علي بن إبراهيم

«Я говорю: то, что мы можем вывести из этих сообщений (вышеперечисленных авторов) и других, кроме них: что Коран, который находится сейчас в наших руках, не является тем самым полным Кораном, как он был ниспослан Аллахом Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Часть его противоречит тому, что ниспослал Аллах, и часть его была изменена или искажена (к примеру, опущено имя Али во многих местах). Также следует (из вышеприведенного), что он (Коран) не был составлен в той последовательности, как это предпочли Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение). Это было высказано Али ибн Ибрагимом».

Али ибн Ибрагим – это один из известных ранних шиитских муфассиров. Так что, как видно, большие ученые шиитов придерживаются убеждения в искаженности Корана.

2. Обвинения в адрес первых трех праведных халифов Абу Бакра, Умара и Усмана (да будет доволен ими Аллах) и многих других сподвижников и жен Пророка (мир ему и благословение).

Шииты обвиняют первых трех праведных халифов в несправедливом захвате власти в умме мусульман (которая должна была якобы принадлежать Али, да будет доволен им Аллах), и многих сподвижников в искажении религии.

Мы знаем, что Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) являлись самыми близкими сподвижниками и друзьями Пророка (мир ему и благословение). Их самопожертвование, храбрость и поддержка религии известны из многих исторических фактов. Кроме того, Пророк (мир ему и благословение) называл их в числе десяти сподвижников, которым был при жизни обещан Рай. Шииты, однако, называют Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) лицемерами (мунафиками), предназначенными адскому огню, и произносят проклятия и оскорбления в их адрес. Многие ученые Ахлю-Сунна считают подобные убеждения неверием .

Также шииты питают особую нелюбовь к жене Пророка (мир ему и благословение) Аише (да будет доволен ей Аллах), в частности, они считают ее виновной в прелюбодеянии (в истории с ожерельем , когда ее оклеветали, но Аллах оправдал ее) (3).

3. Особая роль имама Али и его жены Фатимы (да будет доволен ими Аллах) - им приписывают особые знания или качества. В некоторых шиитских источниках даже приводится мнение, что якобы ангел Джибриль по ошибке передал откровение Мухаммаду (мир ему и благословение) вместе Али.

Во время произнесения азана и икамата (призыва к молитве) шииты после слов "Ашхаду анна Мухаммадан расулюЛЛях" добавляют слова «Ашхаду анна Алиян валийуллах (свидетельствую, что Али правитель от имени Аллаха)».

4. Имамат - вера в особый статус 12 имамов (преемников Пророка, мир ему и благословение).

Шииты верят, что после смерти Пророка (мир ему и благословение) руководство исламской общиной перешло к Али (да будет доволен им Аллах) и его потомкам – непогрешимым имамам.
Последний, двенадцатый имам исчез в раннем детстве, и как верят шииты, сейчас находится «в сокрытии» (в ином мире, откуда посылает некие сообщения или указания нынешним руководителям шиитской общины - аятоллам). Он, по мнению шиитов, и есть ожидаемый мусульманами имам Махди (который появится незадолго до Судного дня). Каждый имам наделен особыми полномочиями, практически равными пророческим – они обладают явными и скрытыми знаниями, могут совершать чудеса, так же безгрешны, как и пророки и т.д.

Многие шиитские ученые считают кафирами всех, кто не разделяет веру в непогрешимых имамов.

5. Дозволение мут"а – временного брака . В языческом обществе доисламской Аравии существовал т.н. временный брак – когда мужчина мог взять в жены женщину на определенный срок (неделю, месяц, даже на один час) за определенную плату. Такой брак оставался дозволенным некоторое время после ниспослания Откровения, но потом был запрещен Всевышним через Пророка (мир ему и благословение), который сказал:

«Люди, я [было] разрешил вам временный брак [в период долгих и продолжительных походов]. Но, воистину, Господь запретил это вплоть до Конца Света » (Муслим, Ахмад и аль-Байхакы).

Имам ‘Али ибн Абу Талиб передал: «Поистине, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мут‘а (временный брак) в день Хайбара» (Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи).

Однако шииты-имамиты считают подобный брак дозволенным (и отвергают хадисы, в которых он был запрещен). Для заключения временного брака достаточно упомянуть махр (в данном случае это материальное вознаграждение) и оговорить срок сожительства. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания не является необходимым условием. Наследственные обязательства в случае скоропостижной смерти одного из супругов отсутствуют, а расторгается этот «брак» без процедуры развода. Фактически, подобный «брак» напоминает завуалированное прелюбодеяние.

6. Такыйя – сокрытие своих истинных убеждений . По мнению ученых-суннитов, мусульманину разрешается скрыть свою веру (и даже назвать себя немусульманином), только если его жизни угрожает реальная опасность. Однако, по мнению ученых-шиитов, человек может скрыть свои убеждения во многих случаях - если ему это по какой-то причине выгодно или удобно.

В частности, по этой причине, шииты в обществе суннитов могут не признаваться, что действительно разделяют вышеперечисленные убеждения (отрицать веру в искаженность Корана и уверять, что они любят всех сподвижников).

7. Также шииты известны своими траурными церемониями, которые они проводят в день Ашура, когда, по преданию, был убит имам Хусейн (да будет доволен им Аллах), внук Пророка (мир ему и благословение). В этот день, чтобы показать свою скорбь, многие шииты наносят себе ранения и увечья. Подобные вещи исламские ученые также осуждают, считая это фанатизмом и крайностями.

Дискуссии с шиитами по вопросам их убеждений вести сложно, поскольку аяты Корана они толкуют по-своему, в свете своих убеждений, а сборники хадисов, признанные в суннитском мире (к примеру, т.н. Кутуб Ситта – шесть сборников хадисов) не признают, поскольку они были переданы сподвижниками, которые, по их мнению, не заслуживают доверия. Они имеют свои сборники хадисов (многие из которых, нужно отметить, сфабрикованные и ложные).

По мнению многих ученых-суннитов, людей, разделяющих подобные убеждения, нельзя назвать верующими (4). Однако, нужно иметь в виду, что многие простые люди, которые в наше время называют себя шиитами, часто просто следуют за своими предками. Многие из них не имеют понятия о большинстве вышеперечисленных убеждений. Так что говорить конкретно о каждом шиите – кем он является, верующим или заблудшим, нельзя, нужно разбирать каждый случай отдельно.

А Аллах знает лучше.

Источник Jamitul Ulama

_______________________________________

*В мусульманском мире шииты проживают в основном в государстве Иран (где официально приняты шиитские убеждения). На территории бывшего СССР и России шииты есть в Азербайджане и в республике Дагестан (к примеру, в Дербенте).

يقول صاحب كتاب الوشيعة وهو الشيخ موسى جار الله الذي عاش بين الشيعة زمنا طويلا يدرس في حلقاتهم: القول بتحريف القرآن بإسقاط كلمات وآيات قد نزلت، وبتغيير ترتيب الكلمات أجمعت عليه كتب الشيعة. وقد لقيت في زيارتي للحوزة العلمية في قم كثيرا ممن يقول بهذا القول إما تصريحا وإما تعريضا (الفاضح لمذهب الشيعة الإمامية، ص٦٧)

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Так впервые разделился ислам.

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны "назначенные Богом" имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает "сторонники, приверженцы".

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название "суннизм".

В 632 году, всего через два года после своего избрания, халиф Абу-Бакр скончался, назначив своим преемником Умара ибн Хаттаба. Через 12 лет, в 644 году, Умар был убит в Медине, и его сменил Усман ибн Аффан из влиятельного арабского рода Омейадов. Еще через 12 лет, в 656 году, был убит и он, и четвертым халифом избрали того самого Али. Но правитель Сирии и родственник Умара Муавия обвинил Али в причастности к убийству прежнего халифа, его поддержали знатные роды молодой империи. Началась длительная гражданская война и раскол Халифата. В 661 году Али закололи отравленным кинжалом в мечети Куфы.

После смерти Али власть захватил Муавия. Он заключил мирный договор с сыном Али, имамом Хасаном, по которому после его смерти власть должна была перейти к Хасану. Через несколько лет Хасан умер и новым имамом стал его младший брат Хусейн. А в 680 году умер Муавия. Он передал престол своему сыну Язиду, отменив выборность халифов и превратив этот институт в обычную наследственную монархию. Имам Хусейн не признал власть Язида. Противостояние длилось недолго и закончилось катастрофой для Хусейна и его сторонников. В том же 680 году, 10 октября, он с семьей и ближайшими сторонниками после изнурительной осады был атакован в Кербеле (Ирак) войсками халифа под командованием бывшего сторонника Али некоего Шимра. В этой битве был убит сам Хусейн, двое его сыновей, в том числе, шестимесячный младенец, несколько родственников и почти все сторонники.

Бойня в Кербеле возмутила всю умму. А для шиитов имам Хусейн стал мучеником за веру и самым почитаемым из имамов. Город Кербела, где похоронен имам, считается для шиитов самым священным местом после Мекки и Медины. Ежегодно шииты почитают его память в ходе траурных церемоний Ашура. Известен шокирующий обычай "шахсей вахсей". По улицам проходят траурные шествия, в них принимают участие мужчины, которые под барабанную дробь в знак скорби бьют себя цепями. Шрамы и раны, полученные при этом, считаются знаком религиозного благочестия. Одетые в черное женщины стоят вдоль дороги, голосят и бьют себя в грудь. В старом Иране принято проносить по улицам чучело льва. Приводимое в движение актером, чучело время от времени неуклюжим движением загребало солому и сыпало ее себе на голову, что символизировало опечаленную нацию, посыпающую голову пеплом. Впрочем, с точки зрения европейца, при этом достигался очень комический эффект.

В Иране в дни Ашуры на площадях до сих пор представляют тазийе — уникальные религиозные мистерии, посвященные как гибели имама Хусейна, так и предшествовавшим ей событиям. Этой традиции более тысячи лет, и тазийе стали таким же национальным символом для Ирана, как театр Кабуки — для Японии. Каждому персонажу полагается не меняющиеся веками костюм и имидж. Имам Хусейн одет в зеленое — символ святости, как и другие "святые" герои, и его лицо закрыто покрывалом. Главный отрицательный герой Шимр одет в красное — символ смерти и предательства. В тазийе актер не играет, а "изображает" своего героя. Это не актерское действо, а труд во славу Божию, в память и во славу почивших святых. Именно поэтому актер, играющий Шимра, может по ходу мистерии проклинать злодейства своего героя и жаловаться на то, что ему приходится играть такую ужасную роль.

Как писал Евгений Бертельс в своей книге "Персидский театр", "значительное затруднение составляет подыскать актеров на роли злодеев. Публика уже перестаёт различать, где театральное действо, а где повседневность, и вмешивается в представление, желая придать историческим событиям новый оборот. От этого исполнителям некоторых ролей приходится очень туго, зачастую их избивают до того, что по окончании торжеств им долгое время приходится отлеживаться. Предвидя такой печальный исход, они стараются предотвратить его и пытаются исполнить роль как можно менее реалистично, прерывая речи разными восклицаниями и осыпая проклятиями свои собственные злодейства. Но это мало помогает, накопившаяся в зале энергия ищет исхода и, за неимением другого объекта, невольно обрушивается на несчастных Омаров и Шимров".

С гибелью имама Хусейна институт имамов не исчез. Его сын Зайн аль Абидин уцелел во время бойни в Кербеле, признал власть Омейадов и продолжил династию. Имамы не имели политической власти, но обладали колоссальным духовным влиянием на шиитов. Последний, одиннадцатый имам, Хасан аль Аскари, умер в 873 году, и "мусульманские Меговинги" прекратили свое существование. Согласно шиитскому преданию, у Хасана остался сын Мухаммад, "двенадцатый имам", который в пятилетнем возрасте был скрыт Богом и существует до сих пор. Этот скрытый имам должен явиться в качестве Мессии (Махди), его возвращения часть шиитов (так называемые двунадесятники) ждет до сих пор. Имамом в народе называли аятоллу Хомейни — лидера иранской революции 1979 года, установившей в стране шиитский теократический режим.

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком — ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам — с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех "праведных халифов" и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Как мы уже сообщали, в статье, опубликованной на портале “OnKavkaz”, а затем растиражированной многими СМИ, утверждалось, что руководство Азербайджана намерено отказаться от традиционного шиизма и направить страну по пути суннизма. А целью будто является отдаление от шиитского Ирана и сближение с суннитской Турцией и Казахстаном. В статье очень много моментов, не отражающих истину, а иногда находит место и откровенная ложь. Мы не намерены заострять внимание на всех этих нюансах. Но некоторые аспекты невозможно обойти стороной.

Во-первых, создается такое впечатление, что автор вовсе не информирован по теме, о которой вещает. Религиозные взгляды людей – не предмет для игр, и поменять указом верования человека дело практически невозможное. Не углубляясь в исторический экскурс, приведем примеры наших дней. Вторгшись в Сирию и Ирак, ИГИЛ намеревался бороться с шиитами и нусейритами. Но даже такая реальная опасность как террористы ИГИЛ не смогли заставить людей отказаться от своих религиозных взглядов. Наоборот, шииты объединились с суннитами, в свою очередь сунниты объединились с нусейритами, и создали коалицию против ИГИЛ. То есть, по чьему-то указанию или же политическими ходами невозможно вмиг поменять какую-то веру (будь это суннизм или же шиизм), уходящую корнями в столетия. В особенности в нынешнее время. Если это и не понимает автор рассматриваемой статьи, то, несомненно, здравомыслящим это ясно как день. И всерьез поверить, что подобная авантюра когда-то может иметь место, является, мягко говоря, проявлением политической близорукости.

Второй момент. Какому суннизму повернется лицом Азербайджан? Я шиит, считающий суннитов братьями. Однако необходимо вещи называть своими именами. Давайте окинем взглядом провинции страны и оценим состояние суннитских общин. Если быть беспристрастным, то следует признать: практически во всех уголках страны традиционный суннизм терпит сокрушительное поражение от течения, именуемого салафизмом. Примеров же тому предостаточно: Джума мечеть в Шемахы, мечеть в Карачухуре, мечеть Иляхиййат, Шеки, Хачмаз, и даже Кюрдамир. Традиционный суннизм не может устоять перед идеологическим натиском салафитов, теряет своих последователей. И даже мечети и медресе, находящиеся под патронажем Турции, бессильны в этом противостоянии, и уступают.

У меня нет проблем и с умеренным салафизмом, впрочем думаю, как и у многих моих собратьев по вере. Но вышеуказанная тенденция имеет ведь и продолжение: умеренный салафизм, к сожалению, проигрывает радикальному ваххабизму, проигрывает психологии «Аль-Каиды» и ИГИЛ. Также умеренные салафиты уступают перед идеологическим напором радикалов. Именно это и является причиной того, что мы имеем на сегодняшний день в Азербайджане: масса людей, которые жаждут развернуть «джихад» в своей стране, или же отправиться в «горячие точки» и воевать за «чистый Ислам».

Так вот: какой же здравомыслящий человек в подобной ситуации пойдет галопом на традиционный шиизм, стремясь развернуть страну лицом к суннизму? И даже если принять этот утопический вариант за возможный сценарий развития, мы вынуждены будем признать: в таком случае не избежать появления на этих землях группировок, схожих с ИГИЛ. А ИГИЛ и подобные радикальные группировки, сколько бы они не ратовали за борьбу с шиитами, «рафидитами», на самом деле первой целью всегда ставили захват власти и массовые казни представителей государственных структур. Мы это наблюдали и в Сирии, и в Ираке. И поэтому, человек, которому не поставлен диагноз «невменяемый», никогда не пойдет на подобную авантюру.

А те силы, которые хотят помочь суннизму, должны направить свои стремления в сторону традиционного суннизма. Они должны помочь ему реабилитироваться за столь разгромную серию поражений. К сожалению, процессы на Ближнем Востоке привели к стремительному развитию радикальных группировок не только у нас, но и в традиционных суннитских странах. А бороться с этим следует не такими абсурдными методами, как «упразднением» какого-то конкретного мазхаба, а устранением межмазхабного противостояния. Там, где мазхабы мирно уживаются, нет места радикализму.

Думаю, что по данному вопросу власти Азербайджана довольно четко высказались: объявление 2017-го года «Годом исламской солидарности», восстановление за государственный счет таких памятников наследия рода Пророка как мечеть «Бибихейбат», Имамзаде в Гяндже доказывают, что утверждения в рассматриваемой статье не что иное, как чьи-то утопичные мечты или же стремление зондировать почву для будущих противостояний. Считаю, что данная статья является одной из составляющих множественных попыток недоброжелателей, направленных на дестабилизацию обстановки в Азербайджане. Целью является создание среди верующих недовольства, направить их на путь провокаций, а в итоге привести все это к межмазхабному противостоянию.

Но во всяком случае на подобные провокации следует реагировать обдуманно, и мы призываем к этому всех, в том числе и ответственных лиц. К сожалению, иногда мы становимся свидетелями необдуманных шагов чиновников, что в конечном итоге расценивается как позиция государства в целом. И не стоит далеко ходить за примерами. Разрушенный два дня назад в результате безответственности какого-то чиновника памятник поэту Микаилу Мушфигу, разве не был представлен как акт вандализма всего правительства? И это несмотря на то, что практически все государственные структуры осудили сие явление.

Что же касается утверждения относительно намерения Азербайджана заменить традиционный шиизм на суннизм ради сближения с Казахстаном и Турцией, то следует отметить, что наша страна имеет очень хорошие отношения не только с этими двумя государствами, но и со всеми тюркоязычными странами. Также долгие годы Азербайджан плодотворно сотрудничает с большинством стран – членов ОИС, и в этом сотрудничестве мазхабная принадлежность никогда не играла какой то роли.

Захираддин Ибрагими

20 мая Ильхам Алиев спешно полетел в Эр-Рияд. Зачем так спешно?.. Хотя вполне мог бы уклониться от данного мероприятия, сославшись на закрытие той же самой Исламиады, которая прошла 22-го числа в Баку, тем более что на открытие этих игр никто из лидеров исламских стран не соизволил появиться, и отправить вместо себя кого-то другого из правящей верхушки. И тем паче, что данное собрание, которое прошло 21-го мая в Саудовской Аравии, названное Арабо-Исламо-Американским саммитом, изначально было ясно, что имеет открытую анти-иранскую направленность, которое полностью было доказано, и выступлениями на данном соберуне, и принятой конечной декларацией. Но, получается, Алиеву самому вразрез надо было засветиться на этом саммите, и дать знать в каком он ряду.

Внутри Азербайджана, и за его пределами, давно обсуждается вопрос того, что бакинские власти желают суннизировать Азербайджан. Работа в данном направлении ведётся с первых дней возвращения ныне покинувшего мирскую жизнь Алиева-старшего к власти. В стране все эти годы были созданы наиблагоприятные условия для пантюркистов, нурсистов и ваххабитов, а шиитское духовенство и активисты репрессировались всеми возможными методами, вплоть до физического устранения.

Если уж затронули тему Исламиады, завершившейся в Баку, то стоит отметить некоторые детали... Интересно, что Исламиада должна была открыться со звучания суннитского азана, в стране, большинством населения которой являются шииты. Но после того как об этом стало известно в Управлении Мусульман Кавказа, руководство названной организации сразу же связалось с оргкомитетом игр и властными структурами, с требованием отказаться от данной затеи. Доводом УМК было: вы ставите нас в очень затруднительное положение перед верующими и Ираном. Власти отказались от этого не очень-то добродушно, дав понять, что именно данные цели и преследуют, давая этакой месаж всем сторонам.

Но в конце озвучили всё же суннитский кялмейе-шахадат (принесение признания в вере), без упоминания имени первого имама шиитов - Али ибн Абу Талиба, как это принято среди шиитов. Другим интересным моментом стало послание Ильгама Алиева по поводу открытия игр, в котором он объяснялся в любви и верности Саудовской Аравии, Пакистану и Турции, якобы из-за их позиции в вопросе с азербайджано-армянским конфликтом, и был тонкий намёк, что такие чувства на Иран не распространяются.

Ну что же, азербайджанские власти свой выбор сделали, и сделали давно. И все эти годы неоднократно подтверждали свой выбор, и со всеми силами работали в данном русле. А что же сами верующие Азербайджана?.. Азербайджанские шииты допустили ряд серьёзных ошибок, что привело их в сегодняшнее тяжёлое, но не безвыходное положение.

Первое, шиитское духовенство, выпускники иранских духовных ВУЗов, ринулись в политическую борьбу в стране, не имея для этого нужной политической образованности, и, главное, раньше времени, когда ещё общество не было готово поддержать их идеи. В некотором смысле, имели место и манипуляции со стороны бакинских служб, а также работа агентов, внедрённых в исламское движение. Со временем стало ясно, что такая политика не была согласована с иранским руководством, и даже Тегеран отказался в поддержке некоторых активистов, назвав это внутренним делом Азербайджана. То есть, имело место, либо самодеятельность данных активистов, либо же, как мы указали выше, умелая манипуляция ими со стороны третьих сил.

Второе, заигрывания с исламистскими кругами Турции, попытки стать в один ряд с исламистским движением Турции, вера в Эрдогана, в упор не замечая политику Турции по поддержке пантюркизма, нурсизма и ваххабизма, который в конце не пожелал даже помолвиться о репрессиях против верующих в Азербайджане, а по имеющимся у нас достоверным информациям, со своей стороны также требовал от Баку приступить к репрессиям против шиитов.

Третье, не проведённые на нужном уровне организационные работы в среде азербайджанских верующих, не сплочённость, как простых верующих, так и самого духовенства, которое привело к тому, что, когда одни ринулись в бой, то другие остались в стороне, а некоторые вообще выступили против первых.

Четвертое, занятая верующими позиция в вопросе Нагорного Карабаха, которая отчасти была радикальнее даже позиции бакинских властей и прозападной оппозиции. Как мы подчёркивали неоднократно, "карабахский вопрос" изначально внутри Азербайджана был вопросом манипуляций в политической борьбе, для прихода к власти и удержания её. Политический ислам, к сожалению, пошёл тем же путём, наивно полагая, что занимая в этом вопросе даже более радикальную позицию, чем сами власти, сможет себя этим застраховать от репрессий режима. Не до конца понимая, насколько правящий клан впал в зависимость от центров, которые презирают любое проявление иранского влияния, пусть то религиозное, национальное, и тог далее. Не учитывали верующие в данном вопросе и саму позицию Ирана, который однозначно против начала новых столкновений на Карабахском фронте, и расценивает это, никак иначе, как провокацию.

А также интересы России, которая не может просто бросить своего единственного военного союзника на Южном Кавказе на произвол судьбы. И при таком стечении обстоятельств, для России намного предпочтительней выглядят сегодняшние власти в Баку, чем никем не обузданная толпа фанатиков, которая может дорваться до власти, и создать намного больше головной боли, чем властвующий трайб. Таким положением вещей умело воспользовались последние, которые начали всеобъемлющие репрессии против шиитских активистов и духовенства, а Иран, занятый по нескольким фронтам, и неимеющий достаточных рычагов давления на Баку, просто вынужден созерцать, что творится у него под носом по отношению к единоверцам.

И последнее, пятое, национальные интересы России заключаются не только в спокойствии и безопасности на всём Кавказе, а весь Кавказ всё ещё входит в сферу национальных интересов России, и верующие должны данный факт всецело учитывать, и подавать правильные сигналы в отношении Москвы, находить выходы на неё, и выстраивать свою политику, учитывая интересы Российского государства. И не должны это унижением, а присмотреться по сторонам - тогда заметят, что все антиимпериалистические движения стараются добиться политического покровительства Кремля в своей борьбе.

Возможно, что сегодня Россия ещё не готова согласиться на установление исламского правления в Азербайджане, но справедливости ради надо отметить, что и само азербайджанское общество пока не готово к этому, и в ближайшей перспективе это не предвидится, и благо, что большинство самих шиитских активистов подтверждают это и заявляют, что не ставят таких целей, а с другой стороны, сам исламский Иран заявляет, что система Велаяте-Факих является исключительно иранским феноменом, другие исламские страны должны строить системы подходящие их обществу, но сами государства занимать антиимпериалистические позиции против гегемонии США, Запада и НАТО.

Россия не желает ослабления традиционного ислама и усиления таких сектантов и радикалов, как нурсисты и ваххабиты, имеющие на Северном Кавказе террористическое подполье, и, несомненно, помнит, что этим террористам оказывалась военная и финансовая помощь через территорию алиевского Азербайджана, а раненные террористы лечились в бакинских больницах. В Москве явно отслеживают постоянные и последовательные поползновения алиевского клана в сторону Турции и Саудовской Аравии, и их заокеанских хозяев, крен в сторону суннизации, нурсизации и ваххабизации Азербайджана.

И в конце... Все традиционные исламские течения, которые, так же, как и Россия, борются за многополярный мир, который бы уравновесил геополитическую чащу, и создал всем народам безопасные условия для прогресса, просто обязаны поддержать русский мир в этой борьбе так, чтобы Россия не опасалась новых "ударов в спину", могла бы, не оглядываясь назад, продолжать эту борьбу. А для этого надо быть не перед Россией, и не за Россией, а рядом с Россией, вместе с Россией! Россия же, в свою очередь, устами своего первого лица - Владимира Владимировича Путина, неоднократно заявляла, что исламские страны всегда могут в лице России найти свою надёжную опору и покровителя в борьбе за многополярный мир, без диктата и гегемонии одной стороны. Более того, этой благосклонностью должны воспользоваться азербайджанские верующие, которые тоже стоят на передовой борьбы против империализма, и перед репрессивным аппаратом нахичеванского клана, который давно стал в одну шеренгу с Эр-Риядом.

Главным событием прошлого года для верующих Азербайджана стало утверждение депутатами национального парламента Азербайджанской Республики проекта запрещающего в стране исламскую пропаганду. Предтечей события стало введение аналогичного запрета, но уже на получение религиозного образования за рубежом.

Отныне отправка граждан из Азербайджана на обучение в зарубежные религиозные учебные заведения будет считаться незаконной, в случае, если это не будет согласовано с соответствующим органом исполнительной власти. Какой угрозы так боится Азербайджан, если в ответ на нее вводит такие жесткие законы?

А боится он бурного исламского возрождения в стране. С одной стороны в стране наблюдается возрождение шиитского ислама. Страшным сном для Баку является, если этот процесс оседлает соседний Иран. В то же время в Азербайджане бурно возрождается ислам суннитский.

Около 30% азербайджанских мусульман являются суннитами, крупные суннитские общины представлены лезгинами, аварцами, цахурами и иными народами Дагестана, а также чеченцами. Азербайджанское руководство очень боится формирования на базе возрождающейся суннитской активности новой оппозиционной силы, ориентированной на выход из под юрисдикции Баку.

На этом фоне бакинские власти не нашли ничего лучше, как ровно 2 года назад разыграть в отношении суннитской и шиитской общины республики очень опасную провокацию. Она могла привести к очень глубокому расколу в среде верующих Азербайджана. А в центре всей этой провокации оказался лезгинский архитектурный памятник «Лезги-мечеть».

Однако мечеть, несмотря на название, посещают не только лезгины, но и другие сунниты, проживающие в Азербайджане, — аварцы, чеченцы, составляющие в стране многочисленные диаспоры, а также этнические азербайджанцы, исповедующие суннизм. Таким образом, «Лезги мечеть» — это один из немногих общесуннитских центров Баку и всего Азербайджана.

Однако 2 года назад жизнь суннитской общины при исторической мечети омрачена попытками властей ликвидировать саму общину и прекратить ее религиозную и просветительскую деятельность.

Подобные попытки давления были предприняты и в отношении суннитской мечети «Абу-Бакр» и других суннитских общин в пригородах Гобустана, в Аляте, в Мушфигабаде. Суннитские мечети «Абу-Бакр» и «Шехидляр» уже были к тому моменту закрыты.

Отметим также, что в последние годы в Азербайджане участились случаи закрытия или сноса мечетей. В 2009 году был отмечен целый ряд таких случаев. Тогда в Баку после закрытия мечети "Шехидляр" на Аллее Шехидов на следующий день снесена мечеть в Ясамальском районе.

В том же году была закрыта мечеть на "Нефтяных камнях" (городок на сваях в Каспийском море), а через несколько дней она была разрушена. В том же году в Ясамальском районе Баку была закрыта мечеть "Илахият".

Что же касается «Лезги мечети», то во всей скандальной истории вокруг нее за кулисами очевидных фактов можно было разглядеть выращиваемое противостояние между двумя ветвями уммы на Кавказе — суннитами и шиитами.

Вне всякого сомнения, разжигание противоречий между шиитами и суннитами, стравливание этих двух общин — часть глобальной стратегии, реализуемой в исламском мире ястребами атлантического блока вкупе со своими сионистскими союзниками на Ближнем Востоке.

Тем временем, на многих суннитских сайтах говорится об усилиях азербайджанских духовных лиц насильно прививать шиизм среди суннитов - лезгин и аварцев приграничных с Россией районах Азербайджана, говорится о притеснении суннитов властями и т.д.

Даже если эти сообщения не столь близки к истине, за ними стоят все же многочисленные просчеты азербайджанских властей. И все эти факты и даже домыслы одновременно сеют семена возможного будущего внутриисламского противостояния в Азербайджане.

Понятно, что амбиции по шиизации всего духовного пространства Азербайджана как нельзя более кстати лежат в русле этих интересов и этой разрушительной стратегии. Но, конечно, те, кто движим порывом запретить, закрыть и блокировать любую суннитскую активность в республике, скорее всего, и не думают о том, каким подарком являются их неуклюжие действия врагам уммы.

Данная политика является лучшим подарком всем антиазербайджанским силам, которые могут использовать тему притеснения суннитского меньшинства в своей информационной войне против этой закавказской республики. Кроме того, в случае эскалации шиитско-суннитского противостояния данный конфликт будет бить не только по имиджу, но и по целостности самого Азербайджана.