Источник: GZT.ru, Фото: Геннадий Гахов


Сергей Собянин продолжил чистку московского правительства, уволив главу департамента образования Ольгу Ларионову. За три года работы на своем посту чиновница не раз оказывалась в центре громких скандалов, а также не сумела изменить «безобразную ситуацию с детскими садами». Ей на смену придет чиновник Минобрнауки Исаак Калина.

В понедельник, 8 ноября, мэр Москвы Сергея Собянин освободил от должности руководителя департамента образования Ольгу Ларионову. Об этом GZT.RU сообщили в пресс-службе мэрии.

Причины увольнения чиновника пока не называются. Любопытно, что 29 октября, Собянин своим же приказом переназначил Ларионову в должности и даже возвел ее в ранг министра правительства столицы.

Биография Ларионовой

Ольга Ларионова родилась в Москве 7 июля 1951 года. Окончила МГПИ им. Ленина, аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук. По окончании аспирантуры преподавала в московских школах, работала старшим преподавателем кафедры социологии Академии. Общий стаж работы Ларионовой в органах исполнительной власти города— более 20 лет.

Руководила системой образования Москвы с августа 2007 года, когда сменила на этом посту Любовь Кезину.

Член Общественной палаты и директор Центра образования № 548 Ефим Рачевский полагает, что увольнение Ларионовой связано с тем, что Москва встраивается в федеральную вертикаль управления.

«Москва была в некотором отрыве от общероссийских образовательных реалий. Сейчас, скорее всего, назначат Исаака Калину— федерального чиновника. Помимо всех своих должностей в управленческой системе образования, он работал и учителем и завучем. Он хорошо знает школу, причем не только московскую. Он объездил наверное все регионы страны. Причем смотрел не с менторских позиций, а реально знакомился с опытом»,— заявил GZT.RU Ефим Рачевский.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков полагает, что последней аргументом для Собянина в решении отстранить от должности Ларионову стал «пакет документов в 140 листов», в котором фонд описал коррупционные действия и нецелевые расходования бюджетных средств департаментов только за последние два года. «Мы буквально на днях его отправили»,— добавил Комков.

«Все это ведет к резкому всплеску детской безнадзорности и преступности в Москве»

«Работа Ларионовой— это полный провал... В своем наказе Собянину мы перечислили все вопиющие факты: незаконную покупку семи представительских автомобилей для Ларионовой и ее чиновников, увольнение неугодных директоров, махинации на ремонте и школьном питании. Безобразной можно считать и ситуацию с детскими садами»,— заявил GZT.RU Сергей Комков.

Иномарки для департамента


Вместо машин скорой помощи и спецтранспорта для детей-инвалидов руководство столичного департамента образования арендовало для себя семь автомобилей представительского класса. Сумма контракта— почти 9,5 млн рублей за год. Эти и другие факты послужили причиной возбуждения уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере. Подробнее.

Ефим Рачевский считает, что вокруг департамента скандалов было «не больше, чем вокруг ГУВД Москвы или департамента здравоохранения». «Скандалы есть везде и всегда. Так повелось, что образование— более публичное явление. Это и к лучшему. Мы много взаимодействовали с Калиной и я знаю, что он— сторонник прозрачности в управлении образованием. Именно этого не доставало прежнему руководству»,— добавил Рачевский.
Замминистра образования и науки Исаак Калина размышляет о устройстве системы муниципального образования.


Система Ларионовой


По данным Всероссийского фонда образования, при Ларионовой полностью сложилась система платного поступления детей в престижные школы. Сумма взятки для поступления варьируются от 30 тыс. до 200 тыс. рублей. В среднем ежемесячный взнос за обучение ребенка в столичной школе (на охрану, на дополнительные занятия и на другие нужды)— от 3 тыс. до 8 тыс. рублей. В обществе защиты прав потребителей образовательных услуг данные отличаются: поступление в обычную московскую школу стоит от 10-15 тыс. рублей, в специализированную— от 70 тыс., а в школу, имеющую неформальный статус «элитной»,— от 150 тыс.

Новым руководителем Департамента образования Москвы стал Исаак Калина


Как сообщает пресс-служба правительства города, ранее он занимал пост заместителя министра образования и науки РФ.

Исаак Калина родился 14 ноября 1950 года в Оренбургской области. Окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова по специальности математика, Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности государственное и муниципальное управление. На государственной службе Калина - с 1989 года. В 2002-2004 гг.

Калина занимал должность заместителя генерального директора ФГУП Издательство "Просвещение". В 2004 году его пригласили в Министерство образования и науки РФ на должность директора Департамента государственной политики в сфере образования. С сентября 2007 года - заместитель министра образования и науки Российской Федерации.

Также во вторник, 9 ноября, стало известно о назначении заместителя мэра, руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Анастасии Раковой полномочным представителем мэра в Мосгордуме.

Биография Исаака Калины

Исаак Иосифович Калина родился 14 ноября 1950 г. в Оренбургской области. Окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова по специальности математика (1972 г.), Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности государственное и муниципальное управление (1998 г.).

С 1973 года преподаватель СПТУ-12 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года— учитель математики средней школы N2 села Шарлык, с 1984 года директор школы-интерната N1 в Оренбурге. С 1989 года И.Калина на государственной службе— заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года— заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области.

В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. 2002-2004 гг.— заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». В 2004 году приглашен в Министерство образования и науки на должность директора департамента государственной политики в сфере образования. 11 сентября 2007 года распоряжением председателя правительства РФ назначен заместителем Министра образования и науки. Кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ.

Наказ

Наиболее вопиющие факты коррупции в системе столичного образования Всероссийский фонд образования сформулировал в виде наказа новому мэру Москвы Сергею Собянину:

Уважаемый Сергей Семенович!

Нами уже неоднократно рассматривались вопросы грубейшего нарушения сотрудниками Департамента образования города Москвы и его подчиненных органов - окружных управлений образования - действующего законодательства и финансовой дисциплины.

В последнее время резко участились случаи увольнения руководителей образовательных учреждений. Особенно тех, кто не пожелал выполнять указаний вышестоящего руководства по заключению контрактов на закупку детского питания, оборудования и учебных пособий. Так в декабре 2009 года была уволена директор одной из лучших московских школ - Центра образования № 1804 «Кожухово», которая отказалась заключать контракты на поставку школьного питания с теми фирмами, которые определила лично руководитель окружного управления образования Л.В.Митрюк. Конфликт вылился в противостояние между родителями и администрацией окружного управления образования. Директор школы Л.А.Курбатова была решением суда восстановлена в должности, но руководство окружного управления образования ЮВАО так и не восстановило её на работе.

Аналогичные ситуации имели место и в Северном административном округе г. Москвы.

В городе Москве в последние годы процветает порочная практика назначения на должности руководителей окружных управлений образования и других подразделений системы образования людей весьма далеких от этой важнейшей социальной сферы.

В самом Департаменте образования г. Москвы допускаются серьезные нарушения финансовой дисциплины. И даже имелись факты незаконного нецелевого расходования бюджетных средств.

Так в конце декабря 2009 года в течение 3 дней по указанию руководителей Дирекции по материально-техническому и финансовому обеспечению Департамента образования Москвы, в обход Федерального Закона № 94-ФЗ, были выписаны счета на несколько организаций в общей сумме, превышающей 70 миллионов рублей. То есть, фактически, имел место факт присвоения бюджетных средств группой лиц. Данные материалы нами уже переданы в следственные органы.
В это же время по указанию руководителя Департамента образования Москвы О.Н.Ларионовой был подписан контракт на аренду 7 автомобилей класса «люкс» - «Тойота Камри» - для разъездов заместителей. Сумма контракта составила около 10 миллионов рублей. В настоящее время по данному факту возбуждено уголовное дело и проводятся следственные действия.

К руководству Департамента образования Москвы имеются серьезные претензии по поводу организации текущих и капитальных ремонтов зданий образовательных учреждений. Так в сентябре 2010 года руководство Департамента отчиталось о полном завершении всех ремонтных работ. В то время как у представителей Фонда имеется достоверная информация о том, что большая часть ремонтных работ даже не начиналась. Но средства, выделенные на данные цели, уже списаны. У нас также имеются на сей счет реальные факты.

В связи с изложенным выше, прошу вас дать указание о проведении тщательной и всесторонней проверки деятельности московского городского Департамента образования и подведомственных ему окружных управлений образования.
Мы высказываем полное недоверие действующему на сегодня составу руководства Департамента образования города Москвы и требуем отставки её руководителя Ларионовой О.Н.

Кроме того, в городе Москве за последние годы уничтожено более 50 досуговых центров клубов по интересам для детей и подростков. Их массово выселяют из занимаемых помещений, предоставляя данные помещения под различные коммерческие структуры. Фактически уничтожаются уникальные детские организации. Такие, как «Импульс» в Северо-Восточном административном округе, хореографический коллектив «Чародеи» в Восточном административном округе, детские студии «Мир глазами детей» и «Цветик-семицветик» на Арбате. А в Южном административном округе в настоящее время уничтожается уникальное детское образовательное учреждение - «Классическая философская школа». Все это привело к резкому всплеску детской безнадзорности и росту детской преступности в городе Москве.

Руководители окружных и муниципальных органов власти города Москвы должны понести за это должное наказание.
Мы высказываем серьезную надежду на то, что с Вашим назначением на пост мэра Москвы ситуация может измениться в лучшую сторону. И Москва опять сможет стать примером для всех регионов страны в сфере развития образования и воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.

В 1972 году окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика».

С 1973 года - преподаватель СПТУ-62 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 года - учитель математики средней школы № 2 села Шарлык. В 1984 году переезжает в Оренбург, директор школы-интерната № 1.

С 1989 года на государственной службе - заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года - заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. Активно продвигал информационные технологии в учебный и управленческий процесс в системе образования Оренбургской области. Существенно улучшил систему переподготовки учителей области. Кардинально изменил работу ИУУ ныне ОИПКРО с внедрением информационных технологий.

В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования.

В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». С 2004 года - Директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем департамента образования г. Москвы.

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нем школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются „издержками“.»

Исаак Калина в феврале 2012 г. стал объектом внимания интернет-сообщества после истории с организацией митинга в поддержку В. В. Путина на Поклонной горе.

Награды

  • Орден Почёта (9 ноября 2010 года) - за заслуги в области образования и науки и многолетнюю плодотворную работу
  • Заслуженный учитель Российской Федерации

Реформа московского образования, начавшаяся четыре года тому назад с приходом Сергея Собянина, возглавившего город, продолжается. И хотя есть уже первые результаты, свидетельствующие о ее эффективности, вопросов о новшествах в столичных школах меньше не становится. С них и начался разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с руководителем департамента образования Москвы Исааком Калиной.

Исаак Иосифович! По-разному в городе встречено укрупнение школ. Есть и протесты. Например, родители учащихся гимназии "Интеллектуал" недавно выходили на митинг на Суворовской площади. Вот и в "РГ" немало писем от них. Они опасаются, что ее слияние с образовательным комплексом N 1588 снизит качество обучения в их продвинутой школе. Что вы можете им сказать?

Исаак Калина: Напомню, ради чего это делается по существу. Долгие годы в Москве было несколько десятков сильных школ, которые в самом деле давали высокий уровень образования тем, кто в них попадал. Как именно? Это уже другой вопрос. Но дать своим детям хорошее образование в Москве стремится большая часть населения. Поэтому задача города не просто отобрать детей, которых легко учить, а помочь выявить способности у каждого ребенка - неспособных детей нет, я уверен в этом. А затем развить их. Но для этого не жители должны бегать по Москве в поиске качественного образования, а оно прийти туда, где люди живут. И наша задача обеспечить массовую доступность такого образования.

В 2010 году, когда мы анализировали исполнение бюджета города, при формальном наименьшем нормативе 63 тыс руб на ученика обнаружились школы, которые имели финансирование по 50 тыс руб, и школы, получавшие на здорового ребенка до 400 тыс. И этот разрыв благодаря поддержке государственного бюджета продолжал увеличиваться. Что порождало, на мой взгляд, два смертных греха. У школ, которые не попали в перечень особых, грех уныния - зачем стараться, денег все равно не видать. Теми же, кто имел много и считал, что они и так на вершине олимпа, владел грех гордыни. Поэтому 22 марта 2011 года было принято постановление правительства Москвы "О развитии общего образования в городе Москве", где одним из механизмов стало принятие равной нормы финансирования для всех школ, участников пилотного проекта, который этот документ и запускал.

То есть школа стала получать деньги на каждого ученика и сама решать, какие у нее приоритеты. Когда по итогам 2011 года у некоторых школ остались достаточно серьезные финансовые остатки, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин решительно пресек попытки финансистов забрать их, сказав: "Эти деньги школы заработали качеством своей работы, сумев привлечь к себе учеников". Так у школ появилась возможность строить долгосрочные планы своего развития. Теперь они всегда могут точно просчитать, какие у них ресурсы есть и какие могут появиться в будущем. И когда первые директора поверили, что у них ничего не отберут независимо от того, большое у них штатное расписание или маленькое, появилось и первое предложение о соединении двух школ, территории которых были разделены лишь сеткой-рабицей. Они поняли: тут директор - там директор, тут завхоз - там завхоз... Зачем?

То есть инициатива объединения пошла от самих директоров?

Исаак Калина: Они сами оказались заинтересованы создать более эффективную модель управления ресурсами школы. К тому же вышел ФЗ N 83, который дал руководителям школ столько полномочий, сколько в советские времена не было даже у заведующего РОНО. А свободы без ответственности не бывает. Директора поняли, что им необходима очень серьезная и грамотная управленческая команда, нужен финансист, юрист... В маленькой школе такой команды не создать. Тем не менее процесс соединения мы не форсировали. В 2011 году все заявки от школ мы рассматривали вместе с горкомом профсоюза, другими общественными организациями и более половины отклонили, так как понимали, что люди видят в этом пока лишь экономическую эффективность и не понимают, как это скажется на результатах работы всей школы. А они налицо. В Москве сейчас отличников по ЕГЭ вдвое больше, чем в среднем по стране. Треть победителей и призеров олимпиад в России - московские школьники. А главное, готовят их уже не 70, а 145 школ столицы!

Какая судьба в условиях нового финансирования ждет хорошие школы с сильными математическими традициями?

Исаак Калина: В каждом случае своя. Например, я сразу сказал, что буду первый против попытки расширения лицея N 2 Владимира Федоровича Овчинникова. Я настолько дорожу этим уникальным человеком в системе образования, что грузить его любыми дополнительными задачами считаю неправильным по отношению к нему. То же самое могу сказать о гимназии N 1543 Юрия Владимировича Завельского. А вот школа N 444 с углубленным изучением информатики и физики расширяется. Главное же не профиль школы, а профиль классов. И математические классы будут в каждом районе Москвы.

И вообще считаю, что традиции должны сохраняться не в формах и механизмах, а в ценностях и результатах. Меня когда-то заинтересовал фильм "Последний самурай". Он как раз о том, что если пытаешься сохранить свои традиции в формах, инструментах и механизмах, то обязательно проиграешь конкуренту, более лояльному к инновациям.

Вас не смущает, что лояльные к инновациям в этом фильме герои отрицательные?

Исаак Калина: Да, первое время я симпатизировал как раз положительным персонажам, то есть проигравшим. А потом стал думать и понял, что важно, чтобы добро побеждало, а не продолжало воевать пищалями.

Сколько сейчас в Москве школ? Их количество будет еще уменьшаться?

Исаак Калина: Было 1572, стало 750. Основное массовое соединение школ, продолжавшееся три года, завершено. Но я еще раз подчеркну. Мы этим занимались не ради цифровых результатов. Нужно, чтобы в каждом районе и каждом микрорайоне Москвы была школа, в которой ребенок может реализовать себя независимо от того, какие у него способности - к математике, литературе, физкультуре или музыке. В национальной доктрине образования эта задача выражена тремя изумительными словами: качество, доступность, эффективность. Обеспечить все три параметра маленькой школе практически невозможно. Школы, которые хотя бы год-полтора живут в соединенном варианте, это уже поняли.

Вы не раз говорили, что лучшая школа для ребенка та, что расположена ближе всего к его дому. В связи же с укрупнением многие семьи столкнулись с проблемой, когда первоклассника надо вести через три перекрестка, по четырем улицам... В итоге девочек водят в школу чуть ли не до 10 класса.

Исаак Калина: Вы о чем? Здания все стоят на месте! В знаменитую игру "дом переехал" мы не играем. Соединение - поэтапный процесс. Сначала происходит просто объединение административного блока: было три директора, остался один. Потом идет соединение ресурсов: у вас есть бассейн, у нас нет, теперь он будет общим, то же с актовым залом и т.д. Далее начинается объединение кадров, и это самое болезненное: в общей сложности оказалось 7 физиков, из которых теперь устраивают только 5... В конечном итоге возможно и создание так называемой школы ступеней, когда для удобства детей и педколлектива одно здание отдается под начальную школу, другое под основную, третье для старшей школы. Но я бы с ее созданием никому не советовал торопиться.

Тем не менее такие примеры уже в городе есть. Например, школа N 57...

Исаак Калина: Но к этому школа пришла в процессе соединения, начатого еще в 2008 году. Сейчас в общегородском рейтинге она занимает 4-е место.

Владислав Воробьев, "РГ": Школа N 1189, где учится мой ребенок, сейчас находится в стадии объединения. Согласен, что уличные митинги не лучший способ решения проблем. Но честно скажу, что мы, родители, просто боимся, что наша хорошая школа, директором в которой будет наверняка директор школы N 2077, к которой ее присоединяют, в результате просто развалится.

Исаак Калина: Вас волнует судьба директора?

Владислав Воробьев: Меня волнует судьба моего ребенка. Но у директора школы N 2077 своя команда и не факт, что в ней найдется место нашим учителям...

Исаак Калина: Любой директор школы, любая администрация в Москве заинтересована в высоких результатах работы всей школы. И если в вашей школе сильный физик, то им будет дорожить любой коллектив и любой директор. И вообще, прежде чем волноваться и заранее выступать против, я бы посоветовал сходить в школу N 2077, послушать ее директора. Тогда скорее всего у нас с вами был бы другой разговор. Сейчас в большой школе есть физико-математический класс, кадетский, медицинский, юридический... С медуниверситетом договариваемся открыть дополнительные медицинские классы, с инженерными вузами инженерные классы. Чем многообразнее среда в школе, тем больше у каждого ребенка будет возможностей для выбора.

Я был там недавно. Попал на детский концерт. И не сразу понял, что выступают дети не только здоровые, но и с ограниченными возможностями. Догадался об этом лишь по переводу жестами, которые делала для плохо слышащих ребят девочка-старшеклассница. Умная, красивая, поневоле заставившая меня подумать и о простой жизненной ситуации. Ведь если бы она училась в школе для детей с такими же, как у нее, особенностями развития, то была бы поставлена в условия, когда и кавалера нужно искать обязательно только такого же. А почему? Да в ее нынешней школе за ней будут бегать все парни! Ну, а если вы полагаете, что ваши исключительные дети ни в коем случае не должны в своей жизни соприкасаться с другими детьми, то тогда извините.

Только скажу еще для тех, кто не знает: идея соединения этих двух школ возникла не в департаменте образования. Родилась она в Курчатовском институте, который, собственно, создал и поднял школу N 1189. Было письмо его президента Евгения Павловича Велихова, разговор с директором Михаилом Валентиновичем Ковальчуком. Оба говорили о том, что Курчатовка хочет развивать большую школу. Мы переговорили с соседней N 2077 и получили и ее согласие, и согласие председателя управляющего совета школы N 1189.

Это обязательное условие соединения?

Исаак Калина: По действующему положению для реорганизации любых бюджетных учреждений хоть в здравоохранении, хоть в образовании формально учредитель не должен спрашивать согласия. Тем не менее с самого начала мы шли на широкое обсуждение каждого соединения, чтобы подстраховать себя и не натворить ошибок. На втором этапе решили, что в качестве экспертных групп достаточно управляющих советов школ. Но это наше добровольное решение.

Почему тогда люди на митинг против объединения вышли?

Исаак Калина: В городе 1 миллион 300 тысяч учащихся. Процентов 10 из них всегда будут чем-нибудь недовольны. И это нормально. Почему я упорно говорю про два греха в школе? Уныние, обычно тихое, молчащее. Когда более миллиона семей учащихся, которые имели финансирование в пять раз меньше, чем остальные несколько тысяч, то этот миллион молчал, хотя поводов выйти на площадь у него было "выше крыши".

Есть еще одна проблема. В ходе обсуждения предстоящих изменений я со временем понял, что сложнее всего там, где управляющий совет тождествен родительскому комитету. Такой совет чаще всего принимает решение исходя не из перспективы школы, а с позиции сиюминутного удобства родителей. Когда мы пытаемся сказать им, что, к сожалению, такая позиция не ориентирована на будущее, то в ответ слышим: дайте нам возможность окончить школу, а потом делайте что хотите. Но город-то должен думать не только о тех детях, которые учатся сегодня, но и тех, что придут завтра. Поэтому мы создали межрайонные советы директоров школ, которые оценивают ситуацию в целом по району. А Палате председателей межрайонных советов делегировали обязанность оценивать последствия реорганизации по городу.

Если не думать о будущем, то очень скоро мы можем оказаться в положении патриархальной сельской семьи, где 30 - 35-летний сын говорит родителям: давайте, мама, я дом перестрою. А родители ему отвечают: вот умрем, перестраивай сколько хочешь. Ну не хочется им терпеть неудобства жизни на стройке! А потом и сам сын доживает до возраста, когда и ему эти изменения кажутся уже ни к чему и не по силам. Так и живет поколение за поколением в стареющем доме, который когда-то одно решительное поколение семьи построило. Но мир вокруг нас не может и не должен стареть вместе с нами. Он постоянно омолаживается, и это здорово. Хотя напрягает, конечно.

Внесите ясность, пожалуйста, в ситуацию с продленкой: все-таки платная она или бесплатная в Москве?

Исаак Калина: Статья 66 Закона "Об образовании в РФ" дает право вводить плату за уход и присмотр в группе продленного дня. Но в связи с тем, что у нас в столице очень высокий норматив финансирования школ, они могут сохранять и бесплатные группы. Решение, какой группе быть - платной или бесплатной, принимает школа самостоятельно. У департамента сохраняется единственное право - согласовать или не согласовать размер родительской платы за присмотр и уход, предлагаемый данным учебным заведением, и проверить, освобождены ли от этой платы те категории семей, которые положено освобождать. На сегодня только 15 школ сумели с участием своих управляющих советов убедить окружные управления образования и получили от них разрешения.

То есть если кто-то берет плату за продленку, не утвердив ее размер в окружном управлении образования, то поступает незаконно?

Исаак Калина: Если в квитанции написано: плата за уход и присмотр, то да. Кроме того, я у директоров спрашивал, что это за цены, которые обсуждаются в городе: продленка за 17 тысяч в месяц? Никто не признался, что предлагал. Думаю, никто и не предлагал.

А какой, по-вашему, реально плата может быть?

Исаак Калина: До 3 - 4 тыс руб на ребенка. Я предупредил, чтобы никто не пытался в эту цену включать расходы, например, на отопление или освещение.

Исаак Иосифович, обсуждается и возможность введения единых каникул. Читатели "РГ" видят в этом не только плюсы, но и минусы. Их беспокоит, что одномоментно в городе окажутся толпы неуправляемых и ничем не занятых подростков. Музеи всех не вместят, да и глупо рассчитывать, что удастся всех охватить экскурсиями...Что вы думаете об этом?

Исаак Калина: Не хочу влиять на результаты голосования москвичей: оно начинается 27 октября на сайте и в мобильном приложении "Активный гражданин". Давайте сначала узнаем мнение жителей столицы.

Но, как известно, 70% участников опроса идею уже поддержали...

Исаак Калина: "За" они высказались, но при этом каждый имел в голове вариант, который нравится лично ему. Мы же выставили все три существующих варианта в Москве. Один традиционный - между четвертями, другой - большие каникулы между триместрами и третий, когда пять недель учишься, а шестую отдыхаешь.

Хорошо бы еще, чтобы при принятии решения учли каникулы в музыкальных школах, чтобы они не оказались в разное время.

Исаак Калина: Думаю, с этим проблем не будет, они всегда ориентируются на нас. В любом случае в этом году каникулы еще пройдут по-старому.

Исаак Иосифович! Давайте поговорим еще о кадрах. Москва долгое время испытывала дефицит учителей, даже квартиры вынуждена была предоставлять, лишь бы было кому детей учить. Сейчас этой проблемы нет?

Исаак Калина: Когда я пришел на работу в Москву, проблема у меня была в другом - многие знакомые пытались через меня устроить в школу своих детей или внуков. Мы внедрили электронную запись в первый класс и этой головной боли у меня не стало. Кстати, через некоторое время практически исчезли и разговоры о взятках за поступление в школу. Только не думайте, что количество огорченных исчезновением возможности продать и купить место в школе было небольшим. Увы, этих недовольных еще и сегодня много. Но появилась другая тема: теперь мои знакомые пытаются устроить через меня кто детей, кто племянников, кто своих знакомых учителями в школу. В связи с этим вспоминаю одного хорошего человека, работавшего в министерстве культуры. Когда кто-то из коллег ему пожаловался, что его замучили просьбами достать билет, он произнес замечательную фразу: "Пока они просятся в зал, это еще полбеды. Беда будет, когда начнут проситься на сцену..." Вот у меня сейчас как раз настал момент, когда все хотят на школьную сцену, а я уже никому в этом не могу помочь, ибо конкуренция в московские школы сейчас 10 - 12 кандидатов на место учителя.

Все москвичи?

Исаак Калина: Нет. Вначале я тоже считал: учителем в столице должен быть москвич. И даже попытался продвинуть эту идею среди директоров школ, но поддержки не нашел. Многие берут молодых педагогов из близлежащих областей. Говорят, эти ребята с большим рвением относятся к учительской работе. Есть у них и материальный интерес. Приезжают, например, две подружки - выпускницы пединститута из Ярославля, снимают на двоих "однушку" тысяч за 30 руб. Средняя зарплата учителя в Москве 65 тыс. Значит, по 50 тыс у каждой остается. Примерно вдвое больше, чем получали бы они в своем городе. Да и жить в столице интереснее, и закон это разрешает. Чтобы привлечь все-таки больше москвичей, мы приглашаем сейчас выпускников непедагогических вузов в магистратуру в наш педуниверситет, чтобы, скажем, выпускник мехмата МГУ, пройдя ее, пришел к нам работать учителем математики. В столице немало выпускников этого факультета, прекрасно работающих в школах.

Значит, "лишних" учителей в образовании, как лишних врачей в здравоохранении, которых в процессе модернизации отрасли нужно переучивать на другую медицинскую специальность, не будет?

Исаак Калина: Нас ждет другая проблема - своевременной ротации. Зарплаты стали хорошие, поэтому педагоги в возрасте не торопятся на пенсию. К тому же очень хорошие педагоги сейчас в городе относятся к категории, близкой мне по возрасту, работает и молодежь. А в середине большой провал. Уйдут пенсионеры, - останутся одни молодые. Здорово, конечно, но и таит в себе большие риски. Лучше бы иметь команду из 25-летних, 40 и 60-летних учителей. Надеюсь, со временем так и будет.

В начале нового учебного года Собянин сказал, что в шести школах начался эксперимент по внедрению электронных учебников. Значит ли, что бумажные учебники скоро останутся в прошлом?

Исаак Калина: На днях был в школе, где детям раздали планшеты с закачанными учебниками, в которых содержание регулярно обновляется. Такие темпы инноваций даже немного настораживают... Но это только начало. И сказать за разработчиков, сколько времени займет процесс внедрения таких учебников, не берусь. Пока же московское учительство не просто апробирует их, а по сути вместе с разработчиками создает электронные учебники. Хотя, честно говоря, я не представляю себе хорошего учителя, который руководствовался бы в своей работе только учебником, неважно, бумажный он или электронный.

Как вы относитесь к предложению, недавно высказанному президенту на Всероссийском образовательном форуме в Пензе, избавить от сдачи ЕГЭ выпускников, которые не хотят поступать в вузы?

Исаак Калина: Года 4 назад я поддержал бы его. И в самом деле, зачем напрягать человека, который не хочет продолжать образование? Но для Москвы это не имеет значения, так как 99,9% выпускников школ хотят поступать в вузы. А значит, я уверен в этом, все они придут на ЕГЭ.

И это еще раз доказывает, что всем москвичам должны быть доступны качественные школы. И у этой главной нашей задачи есть только одно решение - нужно, чтобы все школы Москвы были качественными. Но механизм этого решения обязан быть эффективным. Иначе все закончится десятком "выставочных образцов не для всех".

Самой одиозной фигурой в российском образовании в настоящее время можно смело считать Исаака Иосифовича Калину - неуёмного оренбургского реформатора, который в 2004-10 годах работал в Министерстве образования и науки РФ (директор Департамента государственной политики в сфере образования, заместитель министра образования и науки, глава рабочей группы Минобрнауки по ЕГЭ), а 10.11.2010 указом Сергея Собянина назначен министром правительства Москвы, руководителем Департамента образования г. Москвы (ДОгМ); переназначен 21 сентября 2018 года.

РИА Катюша: "Этот «эффективный менеджер» из Оренбурга 8 лет целенаправленно уничтожал доступное фундаментальное образование в столице, под ширмой оптимизации сливая школы в многопрофильные «холдинги» с коррупцией и поборами, увольняя и подминая под себя независимых директоров и талантливых педагогов, ставя над детьми цифровые эксперименты (проект «Московская электронная школа») и полностью игнорируя мнение родительской общественности. Прошедший в конце 90-х переподготовку в РАНХиГС (кузница кадров либерал-глобалистов №2 — после ВШЭ), Калина действовал в тесной связке с основной командой ликвидаторов русской школы: Ярославом Кузьминовым (ректор ВШЭ), Исаком Фруминым (фигурант гомоскандала в ВШЭ, куратор низложения образования до уровня передачи «базовых навыков и компетенций»), Дмитрием Песковым (трансгуманист, под форсайт-проекты которого в 2011 году было создано Агентство стратегических инициатив при Правительстве, ныне — спецпредставитель Президента по цифровизации; не путать с президентским пресс-секретарём), Германом Грефом (корпоративный университет и различные «благотворительные» фонды Сбербанка внедряют кастовую систему и «образование в кредит» по лекалам глобалистов из Стэнфордского и Йельского университетов, берут шефство над школами и вузами России, переформатируют педагогов и т. д.). Именно принадлежностью Калины к этой секте объясняются абсурдные для любого адекватного учителя инициативы ДОгМ вроде полной отмены экзаменов и внедрения «персональных траекторий развития», в рамках которых искусственный интеллект будет с рождения определять место человека в социуме, а также отказа от традиционных методов оценки полученных знаний. Кроме того, Исаак Калина является разработчиком Стратегии развития московского образования до 2025 года (по сути, это плохо закамуфлированная версия тех же форсайтов «Образование-2030» и «Образование-2035») и вдохновителем школьных управленцев «новой волны» — директоров-бизнесменов от образования, ничего не смыслящих в педагогике. Ущерб, нанесённый российскому образованию деятельностью Калины, невозможно описать в рамках сжатого материала — он заложил бомбу замедленного действия непосредственно в его фундамент. Оценивая его деятельность, мы можем смело вести речь именно о преднамеренном вредительстве и диверсии — даже соотечественник Калины, часто появляющийся на федеральных каналах политолог Евгений Сатановский, назвал главу ДОгМ «успешно покончившим со школьным образованием столицы ». «Половина примерно школ, уничтоженных в Российской Федерации, была уничтожена в Москве, за что я лично хотел бы поблагодарить — низкий поклон Сергею Семёновичу Собянину и Исааку Иосифовичу Калине, которого я лично, как бывший президент Российского еврейского конгресса, полагаю большим позором еврейского народа и говорю об этом, горько плача. Я считаю, что больший вред нанёс разве что Березовский — был такой, Борис Абрамович. От сокращения 628 школ в Москве может быть одна польза, от их слияния, от всего остального, в том числе от сокращения и слияния профильных школ: площадь можно застроить. Кому война, кому мать родна! Кому — школа или, кстати говоря, институт Академии наук, или, кстати говоря, вуз, а кому — дорогая земля, которую можно застроить. А когда тяжёлое жлобство, замешенное на традициях, на самых мрачных традициях 90-х, сталкивается с будущим страны, то будущему страны не выжить», — справедливо отмечал Сатановский в начале прошлого года ".

"Оптимизация" московских школ и других образовательных учреждений, включая школы-интернаты, спецшколы для детей-инвалидов и трудных детей, школы для одарённых детей - давно стала притчей во языцех. Сам Исаак Иосифович любит сравнивать слияние школ, где учатся дети с разными способностями, с заготовкой разносолов. "Какой огурец в хороший рассол ни попадёт — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками ", - рассуждал он в ходе профильного круглого стола, организованного "МК". Слова Калины вызвали целую бурю среди московских учителей, придумавших начальнику Департамента образования оригинальную кличку - Девиантный Огурец.

68-летний Калина является доктором педагогических наук (злые языки утверждают, что диссертация столичного министра "Аксиологические основания модернизации педагогического образования" в некоторых местах буквально слово в слово повторяет работу члена-корреспондента РАН Оксаны Поздняковой), заслуженным учителем РФ, награждён почётной грамотой правительства РФ "за большой вклад в совершенствование системы российского образования и многолетний добросовестный труд ", благодарностью мэра Москвы, орденом Почёта, медалью К. Д. Ушинского, нагрудным знаком "Отличник народного просвещения". Один из наиболее состоятельных московских чиновников.

К Новому году вновь оживились слухи о скором завершении блистательной карьеры Исаака Иосифовича. Есть мнение, что "многолетний добросовестный труд" погромщика российского образования всё-таки подходит к концу.

"Наши источники сообщают, что в рамках «зачистки» московских властей от постепенно становящихся «токсичными» руководителей, сейчас настаёт черёд расшатывания кресла под «непотопляемым » главой Департамента образования Москвы Исааком Калиной. На фоне его недавней итоговой пресс-конференции, в ходе которой Калина озвучил много чего радостного, бодрого и победного, возглавляемая им структура сейчас попала под различные проверки. Особое внимание уделено тендерам, проводимым в интересах Департамента образования, и их победителям. В частности, по словам одного из наших источников, в настоящее время ФСБ заинтересовалась ситуацией с закупкой компьютерной техники для пунктов приёма экзаменов. Компания «Ланит-Интеграция», входящая в структуру ГК «Ланит», перед Новым годом решила заработать 3 млрд рублей на поставке этой самой компьютерной техники для столичных пунктов приёма экзаменов (в общей сложности — 10 закупочных процедур с суммарной начальной ценой 4 млрд. 136 млн. руб). И для этого компания готова поставить в московские школы технику китайского производства. Специалисты обратили внимание (в том числе — и контролирующих органов) на низкую надёжность этого «железа», в результате чего поставка данных ноутбуков приведёт к существенным эксплуатационным рискам. Интересно, что реальная стоимость таких ноутбуков составляет не более 15-18 тыс. руб. за единицу, то есть в 3 раза ниже цены в контракте. Однако при этом, по договорённости с ФАС, «Ланит» фактически вытеснил российского производителя подобной техники — ООО «Технопрогресс». В условиях контракта было прописано требование к расположению портов ввода/вывода именно на тыльной стороне корпуса. А появление в техзадании столь «принципиального» условия сделало фактически невозможной поставку в рамках этих закупок ноутбуков от ведущих мировых производителей, которые по своим характеристикам значительно превосходят китайскую технику от «Ланита». Сейчас ответственные за конкурсные процедуры чиновники Департамента образования Москвы готовятся отвечать на неудобные вопросы. По-видимому, с определением победителя этих закупок придется повременить. И не исключено - переписать условия техзаданий. Но проверки коснутся не только этого, поэтому подчинённые Исаака Калины перед Новым годом почувствовали некую нервозность в поведении своего шефа ", - пишет сегодня Telegram-канал "Незыгарь".

Окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.

Карьера

В 1972 году - преподаватель ГПТУ-29 в городе Оренбурге.

С 1972 по 1973 год проходил службу в Советской армии.

В 1973–1981 годы - преподаватель, завуч, преподаватель математики СПТУ-12 в селе Шарлык Оренбургской области.

В 1981–1984 годы - учитель средней школы № 2 в селе Шарлык Оренбургской области.

С 1984 по 1989 год - директор школы-интерната № 1 в городе Оренбурге.

С 1989 по 1992 год - заведующий РОНО в городе Оренбурге.

В 1992–1994 годы - заместитель начальника Главного управления образования Оренбургской области.

В 1994–1996 годы - начальник Управления профобразования администрации Оренбургской области.

В 1996–2002 годы - начальник Главного управления образования Оренбургской области.

В 2002–2004 годы - заместитель генерального директора ФГУП «Издательство «Просвещение» в городе Москве.

С 2004 по 2007 год - директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2007–2010 годы - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. 10 ноября 2010 года назначен Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования города Москвы.

6 июня 2013 года назначен исполняющим обязанности Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы.

17 сентября 2013 года назначен Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования города Москвы.

Награжден орденом Почета, медалью К.Д.Ушинского. Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации.