Игра «Поменяйтесь местами»

Учитель говорит: «Поменяйтесь местами те,...». Учени-ки, которые выполняли указанное действие или согласны с утверждением, меняются друг с другом местами. Кто это-го не делал, остается на местах. Данная игра позволяет педагогу определить общее настроение учащихся, уровень усвоения учебного материала, применения знаний в реаль-ной жизни, сформированности навыков личной гигиены.

Темы «Режим дня школьника», «Личная и общественная гигиена»

I класс

Поменяйтесь местами те, ...:

  • у кого сейчас хорошее настроение;
  • кто в школу добирался на транспорте;
  • кто сегодня утром делал зарядку;
  • кто ежедневно выполняет по утрам физические упражнения;
  • кто иногда забывает почистить вечером зубы;
  • кто самостоятельно следит за своей школьной одеждой;
  • кто ложится спать в 9 часов;
  • кто смотрит телевизор более одного часа в день;
  • кто составил свой режим дня;
  • кто гуляет на свежем воздухе 2-3 часа в день;
  • кто любит читать лежа на диване;
  • кому интересно было на уроке;
  • для кого урок был полезным;
  • кто любит ходить в школу.

Игра «Пантомима»

Тема «Режим дня школьника» I класс

Учитель просит с помощью мимики, жестов, движе-ний показать режим дня, которого будут придерживать-ся ученики после сегодняшнего урока.

Игра в слова

Тема «Изменения в жизни домашних животных

осенью. Труд людей осенью»

I класс

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к домашним животным, их образу жизни:

  • барсук;
  • кролик;
  • живут в лесу;
  • о них заботится человек;
  • петух;
  • лось;
  • питаются мелкими животными;
  • приносят пользу человеку;
  • живут в поле;
  • живут в построенных домиках;
  • не выгоняют осенью на пастбище.

III класс

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие зайцу (ежу, лисе, волку, медведю); объясните выбор каждого слова:

рыжая, лесной «инженер», серебристо-серый, мех, логово, ловит рыбу, скачет, медвежонок, ма-ленький, пушистый, бегает, колючий, зайчонок, ко-роткохвостый, громадный, переваливается, нора, воет, непромокаемая шерсть, темно-бурый, белый, украшает и согревает, ловкая, злой, пушистая, непо-воротливый, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, шатун, дупло, оби-татель рек, ноги кормят, петляет, косолапый, мыш-кует, лазает по деревьям, серый, берлога, ежонок, быстро бегает, волчонок, находчивый, неуклюжий, плавательные перепонки, посасывает лапу, осторож-ный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок, хорошо плавает, санитар природы, хвост-парашют, вожак, лесные инженеры, хатка.

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие сове (дятлу, кукушке, клесту); объясните выбор каж-дого слова:

санитар природы, дупло, не строит гнезда, клюв крючком, хитрая, лесовод, нерадивые ро-дители, «пяточные мозоли», ночные хищники, ярко-вишневое, долбит, бесшумные крылья, лесной «док-тор», птенцы зимой, буровато-серое, видит в темно-те, щелкает, лущит, хороший слух, длинный и гибкий.

Игра «Лото»

Тема «Лес — дом для животных» III класс

Учитель (ученик) выбирает карточку из 8 разложен-ных на столе, читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь. Фиш-кой с номером, соответствующим описанию, закрыва-ют правильный ответ. Выигрывает тот, кто правильно и быстро отгадает птиц.

Если педагог желает проверить работу каждого уче-ника, то дети могут в таблице рядом с названием соот-ветствующей птицы поставить номер описания.

  1. Какая птица охотится ночью? (Сова.)
  2. У какой птицы птенцы появляются зимой? (Клест.)
  3. Каких птиц называют «березовыми птицами»? (Дятел. Из-за окраски: когда дятел сидит на березе, его сложно заметить.)
  4. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
  5. Какая самая маленькая птичка наших лесов? (Королек.)
  6. Какая птичка может передвигаться по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
  7. Какая птица ночует в снегу? (Тетерев.)
  8. Какую птицу называют и «кошкой», и «флейтис-том»? (Иволга.)

Варианты ответов:

Игра «Четыре угла»

В четырех углах кабинета вывешиваются листы цветной бумаги: синий, красный, желтый, зеленый. Учитель задает вопрос или произносит утверждение, предлагает ученикам четыре варианта ответа (в со-ответствии с цветами). Дети выбирают ответ на воп-рос (соглашаются или не соглашаются с предложен-ным утверждением) и переходят в соответствующий угол. У некоторых учащихся учитель просит объяс-нить, аргументировать выбор. Если ученик не может выбрать ответ либо считает, что предложенные ва-рианты не подходят или существуют два варианта ответа, то он остается в центре класса.

Первые и последние вопросы игры должны быть отличными от темы урока, чтобы снять напряжение, волнение.

Игра «Снежный ком»

Тема «Растения и животные болот» III класс

Игра проводится со всеми учащимися. Дети по очереди (по кругу) называют растения и животных бо-лот: первый ребенок говорит одно слово, второй — на-зывает первое слово и свое, третий — повторяет два предыдущих и добавляет свое.

Например:

«камыш — росянка»;

«камыш — росянка — клюква»;

«камыш — росянка —.клюква — серый журавль»;

«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова»;

«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова — голубика» и т.д.

Дети по очереди рассказывают о каком-нибудь растении или животном: первый ученик— первое пред-ложение, второй — повторяет предыдущее предложе-ние и озвучивает свое и т.д.

Например:

«Серый журавль — украшение белорусских болот»;

«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица»;

«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица. У нее длинные ноги» и т.д.

Игра «Домино»

Наше домино отличается от обычного тем, что на костях помечены не очки, а слова, предложения. В ходе игры проверяются и корректируются знания учащихся по определенной теме. Проверка производится в паре или группе. Все слова и толкования размещены на 28 карточках. Каждое слово встречается 8 раз, в раз-ных сочетаниях с другими словами, толкованиями или повторяясь дважды на одной карточке. Чтобы легче было составить карточки, учитель может первоначаль-но одно и то же понятие писать одним цветом. Детям для игры предлагают карточки одного цвета.

Начинает игру тот, у кого есть красная карточка. Он кладет ее на стол. Следующий игрок должен приложить к выложенной карточке свою, уточняющую это понятие, или карточку с этим понятием.

Так, например, если первый положил:

Исток

Исток

то следующий может положить карточку, на которой есть слово «исток» либо дается толкование: «Начало реки», «Место рождения реки»:

рождения

Выход подземных вод на поверхность

Следующий может положить карточку справа, на которой есть слово «родник», «источ-ник», «ключ», а слева — со словом «исток», толкованием «начало реки». Класть карточки можно слева, справа, вверху и внизу. У кого нет нужного слова либо тол-кования, пропускает очередь. Выигрывает тот, кто пер-вый выложит все карточки. Может случиться, что ни у кого нет нужного слова, тогда выигравшим считается тот, у кого на руках осталось меньшее количество карточек.

Игра «Четвёртый лишний»

В каждой группе подчеркните «лишнее» слово, объясните свой выбор.

  • лиса, медведь, заяц, дятел;
  • сорока, белка, клест, синица;
  • волк, еж, конь, лиса;
  • заяц, кот, кролик, собака;
  • бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;
  • лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму);
  • медведь, волк, лиса, заяц (меняет окраску).

ЗАГАДКИ

Тема «Воздух и его охрана. Значение воздуха для здоровья человека»

II класс

Отгадайте явления природы.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

(Ветер.)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака.)

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

(Вихрь.)

Что за чудо-красота:

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти.

(Радуга.

Тема «Водные богатства нашей страны»

III класс

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода.)

К маме-речке бегу

И молчать не могу

Я ее сын родной,

Я родился весной.

(Ручей.)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода.)

Кругом вода,

Ас питьем беда.

Кто знает,

Где это бывает?

(В море.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода.)

Он без рук, он без ног,

Из земли пробиться смог,

Он нас летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

(Родник.)

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется.

Потому что невкусна —

И горька, и солона.

(Море.)

Глядятся в небо молодые рябинки,

Цветные свои примеряют косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляют прически.

И месяц, и звезды — в нем все отражаются.

Как это зеркало называется?

(Пруд.)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий — в море.

(Река.)

Вечером родится,

Ночь живет,

Утром умирает.

(Роса.)

Игра «Группировка предметов»

Предметы могут группироваться по разным призна-кам: животные — по строению, по образу жизни, по спо-собу питания; растения — по строению, по цели ис-пользования человеком и др. Нельзя группировать од-новременно по двум признакам. Хочется предостеречь педагогов от часто встреча-ющейся неправильной группировки предметов. Можно встретить такое неправильное деление: деревья, кус-тарники и цветы; плоды и овощи; ягоды и плоды; цветы весенние и полевые; животные и птицы; птицы насеко-моядные, перелетные и певчие и др.

Наборы карточек, которые предлагаются учащим-ся, перемешиваются. Задание дети выполняют в груп-пах или парах.

Животные

Задание — распределить на группы: млекопитаю-щие, птицы, насекомые, рыбы.

Набор 1: корова, собака, лошадь, овца, коза, ба-ран, олень, осел, заяц, ёжик, лось, мышь, рысь, мед-ведь, кот.

Набор 2: орел, воробей, соловей, сова, чайка, воро-на, сорока, снегирь, голубь, петух, чиж, стриж, попугай, грач, жаворонок, ястреб, скворец, журавль.

Наб ор 3: комар, стрекоза, бабочка, пчела, шмель, муравей, кузнечик, капустница, крапивница, лимонница, репейница, муха, божья коровка, жуки, мотылек, мошка.

Набо р 4: окунь, щука, сом, судак, карась, плотва, лещ, акула, ерш, килька, пескарь, треска.

Растения

Задание — распределить на группы: деревья, кус-тарники, травы.

Набор 1 : береза, дуб, сосна, ель, ясень, осина, пих-та, тополь, клен, яблоня, липа, каштан.

Набор 2: малина, ежевика, смородина, шиповник, орешник, жасмин, роза, крыжовник, сирень, калина.

Набор 3: щавель, клевер, василек, фиалка, неза-будка, одуванчик, подснежник, ландыш, подорожник, ромашка, колокольчик, гвоздика, папоротник.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Обобщать и проверить природоведческие знания учащихся.
  • Воспитывать уважение, любовь к природе и стремление бережно относится к ней.
  • Углублять знания детей в области окружающего мира.
  • Развивать речь учащихся, познавательную активность.

Оборудование:

  • ИКТ. Маршрут путешествия.
  • Плакаты с высказываниями о природе.
  • “Ромашка” на доске, на лепестках загадки.
  • Карточки с вопросами.
  • Жетоны для болельщиков.
  • Плакат с кроссвордом. “Загадка-плетёнка”.
  • Иллюстрации и книги о природе (выставка).

Ход занятия

Организационный момент:

Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок в нашем классе стало уютнее и светлее (СЛАЙД 1)

Постановка цели урока:

Сегодня у нас необычный классный час, который называется “Путешествие по экологической тропе” (СЛАЙД 2).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (Ответы учащихся)

Итак, наша цель:

Расширить и углубить знания о природе, о значении природы в жизни человека;

Оказавшись в роли лесных Робинзонов, проверить себя на стойкость и подготовленность.

И самое главное “сдать экзамен” на степень знания природы.

У нас две команды “Букет” и “Венок”. А также болельщики команд.

Нам предстоит путешествие по станциям. Посмотрите на карту нашего путешествия (СЛАЙД 3). Оно начинается от школы и заканчивается школой. (Перечисление станций). Остановки оцениваются по балльной системе от 1 балла до 10.

Вы, ребята, болельщики, будете помогать своим командам, и приносить им дополнительные баллы. За правильный ответ будет даваться жетоны. В конце урока подсчитаем их и выявим лучших знатоков природы.

Наше жюри.... (Представление).

Обратите внимание на оформление доски (иллюстрации). Какая представлена здесь природа? (Ответы детей).

Для начала, ребята, давайте выясним, что такое природа.

(Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы, микробы – всё это природа).

На какие две группы можно разделить природу?

(Живая и неживая природа).

Молодцы! Итак, мы выяснили, что такое природа и можем отправляться в путь.

Конкурсы:

Первая наша остановка на цветочной поляне (СЛАЙД 4).

На доске ромашка. На лепестках ромашки написаны загадки. Команды по очереди отрывают лепесток, читают загадку и отгадывают её (приложение 1) . Правильный ответ – 1 балл (возврат домой).

Вам, ребята, надо определить по описанию, ветка какого растения в сундучке (СЛАЙД 5). За правильный ответ команда получает 3 балла.

Для 1 команды:

Это ветка многолетнего дикорастущего древесного растения. Из древесины получают лыжи, мебель, фанеру, из листьев – краску, из веток – веники и мётлы, из почек – лекарство. (Берёза).

(Если вдруг затрудняются ответить, загадка:

Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова).

Для 2 команды:

Это ветка многолетнего дикорастущего растения. Возраст молодого дерева определить легко, а взрослого – трудно. Древесина идёт на изготовление телеграфных столбов, мачт кораблей. Богата смолой, листья – витаминами С. (Сосна).

(Если не могут ответить, загадка:

Этой бабке 100 лет,
Горба у неё нет,
Высоконько торчит,
Далёконько глядит,
Придёт смерть за старушкой,
Станет избушкой.)

По щелчку из сундучка появляется изображение листика березы и ветки сосны (возврат домой).

Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу (СЛАЙД 6). Выбраться сможет та команда, которая правильно и подробно объяснит свой ответ на вопрос.

(За правильный ответ – 4 балла, за правильный ответ и подробное объяснение – 5 баллов).

Вопросы для 1 команды:

Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц?

(Потому что запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет).

Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?

(На молодых деревьях ещё недостаточно семян для восстановления новых растений).

Вопросы для 2 команды:

Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?

(Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугать-ся шума и уйти).

Почему дятла называют “помощником” других птиц?

(Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи) (приложение 2)

Пока команды думают над заданиями, конкурс для болельщиков. (приложение 3.)

Справились с трудной задачей, нашли выход из лесной чащи (возврат домой). Стоим на тропинке, по которой предстоит пройти.

4 станция “Лесная тропинка” (шифровальная) (гиперссылка):

Кто правильно пройдёт по “тропинке” (СЛАЙД 7), узнает, какое предложение зашифровано (приложение 7). В каждом “островке”: вопрос и два предполагаемых ответа. Выберите нужный ответ, обратите внимание на выделенную в нём букву, и стрелочка с этой буквой поведёт тебе в нужном направлении. За правильный ответ 10 баллов.

(Зашифрованное предложение: “Берегите лес от пожара”).

Пока команды пытаются расшифровать предложение. Игра с болельщиками.

Два болельщика от каждой команды выходят и стараются как можно быстрее собрать картинки (изображение животного или растений).

Другие два болельщика отвечают на вопросы. Должно получится слово “ДРУГ” (приложение 4).

(Воробей, скворец, кукушка, снегирь, глухарь, соловей, пеликан).

А какие птицы есть у нас в округе? (Ответы детей).

Ну вот, наконец, команды справились с заданием. Получилось предложение “Берегите лес от пожара”.

Человек должен беречь лес от огня, от загрязнения, от бездумного уничтожения зверей, птиц, растений. Если не позаботиться о защите природы, то погибнет наша планета. Поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов “Красной книги”, куда были занесены эти растения и животные.

Существует целая наука, ЭКОЛОГИЯ (в переводе с греческого “учение о доме”), занимающаяся проблемами сохранения природы (возврат домой).

Вот мы и добрались до последней станции (СЛАЙД 8).

(Капитаны выбирают себе задания).

1 задание: Используя условные знаки, расскажите о влиянии человека на природу (приложение 8).

2 задание: Используя условные знаки, составьте цепь питания (приложение 9).

Пока команды готовятся, болельщики помогают своим командам. Вам было задано домашнее задание подготовить материал о животных, занесённых в Красную книгу. Выслушаем сообщения болельщиков команд.

Выходят капитаны и отвечают на задания.

За подробный полный ответ – 10 баллов.

Молодцы, ребята! (СЛАЙД 9) – возврат домой.

Подведение итогов:

Ну вот подошло к концу наше путешествие (СЛАЙД 2 – карта путешествия).

Поднимите руки, кому понравилось, наше путешествие.

Что наиболее вам показалось интересным?

Что нового вы узнали?

Вы показали себя настоящими знатоками природы, показали свои знания. Поднимите руки, у кого жетончики. (Подсчёт баллов).

Наконец, жюри подвело итоги. Победила команда “...”. Ну а мы с вами возвращаемся в нашу школу (гиперссылка - школа).

Награждение команд и болельщиков грамотами, призами.

Использованная литература.

  1. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры)/ Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Лёвина С.А. Начальная школа. Математика, чтение, природоведение. – Волгоград: Учитель, 2003.
  3. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
  4. Юдина И.Г. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы. – Волгоград, 2002.

Аннотация к

дидактическим играм по окружающему миру для 1-4 класса

Комплект игр предназначен для использования на уроках окружающего мира. Дидактические интерактивные игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно - иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Среда школы должна быть насыщена средствами, побуждающими ребёнка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи.

Цель дидактических игр: повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счёт использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов.

В комплект входят игры:

    Животные леса и тундры.

    Перелётные и зимующие птицы.

    Птицы наших лесов.

    Растения леса.

    Узнай ягоды.

    Дикие и домашние животные.

    Викторина. Игра - футбол. Кто это?

    «Парочки». Насекомые.

Данные игры можно использовать в любом УМК, при наличии SMART Notebook .


«Методическая разработка к уроку»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Комплект игр по окружающему миру»

1 – 4класс

(игры для интерактивной доски)

Выполнила:

Кайгородова Г.С.

учитель начальных классов

г. Березники

Описание игр

«Узнай ягоды»

«Животные леса и тундры»

(Сортировщик изображений)

(Водоворот)

«Птицы наших лесов»

(Анаграмма)

Ключ – «Полосатая лошадка»

«Растения леса»

(Вопрос - ответ)

    Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой.

Стоит под горой. (Берёза)

    Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

    Весной зеленела,

Летом загорала,

Осень надела

Красные кораллы. (Рябина)

    Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

    Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. (Лиственница)

    Летом с нег снег.

Просто смех.

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Тополь)

«Кто это?

(футбол-викторина)

ключ

    Кто спит вниз головой?

«Дикие и домашние животные»

(Сортировщик изображений)

Цель: учить различать диких и домашних животных

Необходимо разделить животных на две группы.

«Парочки - насекомые»

(игра на внимание)

Цель: развитие внимания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Описание игр»

Описание игр

«Узнай ягоды»

Цель: закрепление умения распознавать ягодные культуры наших лесов и садов.

На экране мелькают картинки с изображением ягод. Необходимо кликнуть мышкой по картинке, они перестанут мелькать. Внизу появятся три слова-название ягод. Необходимо выбрать слово, соответствующее изображению. Если название ягоды выбрано, верно, то на слове появляется зелёная метка в виде галочки, если нет - красный крестик.

«Животные леса и тундры»

(Сортировщик изображений)

Цель: уметь различать животных леса и тундры.

Дан ряд изображений различных животных. Задача – переместить картинки в две колонки: животные леса и животные тундры.

«Перелётные и зимующие птицы»

(Водоворот)

Цель: учить различать перелётных и зимующих птиц.

Даны изображения птиц. Необходимо переместить изображение птицы в нужный водоворот с названием: перелётные или зимующие птицы. Если изображение подобрано, верно, то птица попадёт в водоворот, а если нет, то картинка останется на месте.

«Птицы наших лесов»

(Анаграмма)

Цель: систематизировать и углубить знания детей по теме «Птицы наших лесов»

На экране буквы. Переставляя буквы местами, надо добиться того, чтобы получилось слово - название птицы. Игрок нажимает на слово «старт» и начинает переставлять буквы. Если игроку трудно узнать по буквам слово, он может нажать на кнопку - ключ (clue ). На экране появится подсказка-загадка и изображение этой птицы.

Например: на экране буквы – б, р, з, е, а

Ключ – «Полосатая лошадка»

«Растения леса»

(Вопрос - ответ)

Цель: систематизировать и углубить знания детей по теме «Растения леса»

Нажимаем старт, на экране появляются прямоугольники, на которых написаны загадки. Читаем загадку, отгадываем. Проверяем себя, щёлкая мышкой по загадке, появляется ответ, сравниваем со своим.

    Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой
Стоит под горой. (берёза)

    Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит. (осина)

    Весной зеленела,

Летом загорала,

Осень надела

Красные кораллы. (рябина)

    Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ель)

    Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. (лиственница)

    Летом с нег снег.

Просто смех.

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (тополь)

«Кто это?

(футбол-викторина)

Цель: закрепить знания учащихся о животных, растениях, условиях их проживания.

На экране футбольное поле, на котором ворота и буквы.

Ниже ворот зашифровано слово. У этого слова есть первая буква. Необходимо отгадать слово - растение это или животное. Для этого необходимо щёлкнуть мышкой по слову ключ и появится вопрос. Снова щёлкаем по вопросу, он исчезает. Затем ученик из букв составляет нужное слово. Если буква выбрана, верно, то подаётся звуковой сигнал - гол. Если буква неверна, то подаётся команда - промах. На табло можно увидеть результат.

    Кровожадный хищник наших лесов?

    Какой гриб носит название хищного лесного зверя?

    Какая птица выводит птенцов зимой?

    Животное, которое строит дом на реке?

    У какой птицы самый длинный язык?

    Какое животное почти всё время проводит под землёй?

    Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги?

    Какая птица в мире самая большая?

    Кто спит вниз головой?

Тест по теме «Организм человека»

Цель: закрепление и углубление теоритических знаний, проверка умения пользоваться полученными знаниями.

Даны 6 вопросов. На каждый вопрос - четыре ответа.

Ученик читает вопрос, выбирает ответ. Если ответ верен, то на ответе появляется зелёная метка. Если ответ неверен - то на ответе появляется красный крестик. Когда ответ найден верный, на экране появляется слово «следующий» Нажимаем на это слово, появляется второй вопрос и четыре ответа.

    Какой орган не относится к системе пищеварения? (сердце, кишечник, желудок, пищевод)

    Какой орган относится к системе кровообращения? (почки, лёгкие, сердце, мозг)

    К какой системе органов относится мозг? (к пищеварительной, к кровеносной, к нервной, к органам дыхания)

    Какая система органов управляет деятельностью организма? (нервная, пищеварительная, кровеносная, органов дыхания)

    Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода? (скелет, кожа, живот, мышцы)

    Какие органы относятся к системе пищеварения? (желудок и пищевод, сердце и сосуды, скелет и мышцы, спинной мозг и нервы)

«Парочки - насекомые»

(игра на внимание)

Цель: развитие внимательности учащихся.

На экране 8 карточек под номерами. Игрок открывает две любые карточки, кликая по ним мышкой. Если на них один и тот же рисунок насекомого, карточки исчезают с экрана. Если карточки не сошлись - игрок вновь начинает открывать пару карточек, лучше по одной. Когда непарные картинки возвращаются на место, необходимо играющему запомнить, где какая картинка с насекомым. Игра заканчивается, когда все карточки исчезли с экрана. На табло экрана появляется результат.

Например: поздравляем, у вас 17 попыток, или поздравляем, у вас 6 попыток. Чем меньше попыток, тем лучше.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» ПГТ.ЛЕНИНО

Сценарий урока окружающего мира

во 2-В классе

на тему:

«Здоровье и безопасность»

Вид урока: Интеллектуальная игра

Разработала:

учитель начальных классов

Аджибиева Н.Д.

ПЛАН УРОКА

Тема « Обобщение по разделу «Здоровье и безопасность»

Цели: уточнить знания правил безопасного поведения на улице, в природе и в б ыту.

    проверить знания детей по темам из раздела «Здоровье и безопасность»;

    продолжить работу по формированию общеучебных умений;

    развивать коммуникативные навыки, творческие способности учащихся;

    воспитывать умение работать в группах.

I .Организационный момент.

К уроку готовы? Да .

Я надеюсь на вас, друзья.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Выявление темы урока: Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: «Кто вы?» Странники ответили: «Здоровье. Любовь. Богатство. Пустите нас погреться.» «Жаль, но у нас только одно место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить. Больная мать сказала: «Давайте впустим здоровье». Дочь предложила впустить -любовь, а жена – богатство. Пока они спорили, странники исчезли.

Как вы думаете, кто из странников очутился у нас на уроке?

О чем будем говорить? (о здоровье) Но здоровья не бывает без чего?

Вспомните название раздела. (Здоровье и безопасность)

Итак, назовите тему урока. (здоровье безопасность)

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. А как люди путешествуют?

Мы с вами отправимся в путешествие на корабле по морю «Здоровья».

ВИДЕО «ПЛЫВУЩИЙ КОРАБЛЬ » В этом путешествии мы вспомним отчего зависит наше здоровье и как нам его сохранить.

Закройте глаза. Представьте, что все мы плывем по тихому, спокойному морю на большом красивом корабле. За бортом нашего корабля лениво плещутся волны. В лазурной синеве неба парят чайки. Наш путь пересекает стая дельфинов. И вот на горизонте видны острова. Наш курс лежит к одному из островов этого чудесного архипелага. Мы спустились по трапу на песчаный пляж острова.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Открываем глаза и перед нами расстилается остров.

Давайте пройдем и узнаем что же это за остров. Как он называется?

Остров « Организм »

Вспомним,из чего состоит организм человека.

ТЕСТ « организм»

Какой орган управляет работой всего организма?

  • кишечник.

С помощью какого органа дышит человек?

Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.

кишечник

III . Работа над темой урока. Осмысление и закрепление изученного материала.

Для чего необходимо знать, как устроен наш организм? (чтобы быть здоровым). - Назови то, что относится к внутреннему строению человека, с помощью ИГРЫ «СОБЕРИ ТЕЛО»

- Назовите внешнее строение человека (голова, скелет,туловище, шея, мышцы, живот

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Мне знаком один мальчик, который очень хорошо знал свой организм, все правила сохранения и укрепления здоровья, но почти никогда их не выполнял. То забывал, то ленился, то спешил и говорил себе: «Вот завтра все буду делать правильно, а сегодня уж как-нибудь». Но следующий день повторялось то же самое, и через день, и через два… Как вы думаете будет ли этот мальчик здоров? Правила сохранения и укрепления здоровья приносят пользу только тому, кто следует им постоянно, а не от случая к случаю. Живет по этим правилам. О таком человеке говорят: он ведет здоровый образ жизни.

А вы знаете правила здорового образа жизни? Может быть, попробуем их сформулировать?

Каких помощников нашего организма, здоровья вы знаете? (ответы)

Что такое гигиена? (ответы детей)

СООБЩЕНИЕ: Слово «гигиена» в переводе с греческого – целебный, целительный, оздоровительный. Люди стремились к чистоте и много лет назад. При раскопках царского дворца на острове Крит в Средиземном море были обнаружены бани. А в России в царской армии даже был ритуал перед боем мыться и одевать чистое белье. Почему? На чистой коже меньше бактерий, в случае ранения можно избежать заражения. СЛАЙДЫ 6-7 «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»

*Практическое задание СЛАЙДЫ 8-9

Давайте вспомним о помощниках, которые помогают сберечь здоровье. Игра «какие предметы нужны для соблюдения правил гигиены ». Хлопните, если слово подходит: полотенце, мыло, очки, мочалка, телефон, шампунь, ножницы, крем, расческа, книга, тарелка, зубная щетка, бинт, карандаш.

Итак. Назовите правило о гигиене тела.

Правило: Содержи в чистоте тело, одежду, жилище!

Послушайте стихотворение. О чем оно?

Одно из самых трудных дел –

Не делать сразу двадцать дел.

А что ни час – уметь всё время

Иметь на всё свой час и время:

И на веселье, и на труд.

На шум и шутки пять минут.

И на потеху – сладкий миг.

И долгий час на чтенье книг! (о режиме дня) СЛАЙДЫ 1-4 «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»

Посмотрите фрагмент мультфильма и скажите, кто из героев вёл здоровый образ жизни, а кто из них совершенно не знал, что такое режим дня и для чего нужно беречь свой организм? МУЛЬТФИЛЬМ «СМЕШАРИКИ»

СЛАЙД 5 Сейчас вы зачитаете мини-проекты, свой режим дня школьника.

Зарядка, утренний туалет

Дорога в школу

Занятия в школе

Прогулка, помощь семье

Приготовление домашних заданий

Прогулка, помощь семье

Свободное время

Приготовление ко сну

Какое правило, мы можем составить о режиме дня?

Правило: Помни твердо, что режим, людям всем необходим !

ПИТАНИЕ

Что в режиме дня повторяется 4 раза? (питание)

Может ли человек быть здоровым без полноценного питания? Что такое полноценное питание? (употребление пищи богатой витаминами)СЛАЙДЫ 14-15

ВИТАМИНЫ

Не забывай в числе других продуктов

Побольше кушать овощей и фруктов.

Овощи и фрукты любят все на свете.

Взрослые и дети секреты знают эти.

Виноград и вишня лечат все сосуды,

Абрикос - для сердца, груша от простуды.

Апельсин, как витамин,

Знают все – не заменим.

А что обозначает слово «витамин»?

СООБЩЕНИЕ: Слово «витамин» придумал американский ученый-биолог Казимир Функ. Он открыл в оболочке рисового зерна вещество «амин» и доказал, что оно жизненно необходимо. А соединив «амин» с латинским словом «вита», которое обозначает «жизнь» получилось слово «витамин». Витамины есть во всех продуктах, но особенно много их в овощах и фруктах. Детям необходимо съедать 500-600 г фруктов и овощей в день

Сыграем в игру «Полезное, неполезное»

Я буду называть продукты. Если продукт полезен, вы хлопайте в ладоши, если не полезен – топайте ногами.

Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, пепси, подсолнечное масло. Фанта, морковь, торт, капуста, сникерс, яблоки, шоколад, груши, сухарики, помидоры, сморода.

Какое правило выведем?

ПРАВИЛО: Правильно питайся !

Как вы понимаете выражение «Движение- это кладовая жизни»? Когда человек много двигается? (когда занимается спортом)

СПОРТ (послушайте стихотворение)

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной, СЛАЙДЫ 16-17

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

Только помните, друзья,

Крепким стать нельзя мгновенно –

Упражняйтесь постепенно.

- Сыграем в игру «Доскажи словечко»

1. Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят - нипочём,

Не угнаться за... (мячом).

Задание. Назвать игры с мячом

2.Эта птица - не синица,

Не орёл и не баклан.

Эта маленькая птица

Называется... (волан).

(Волан – легкий мячик с перьями или широким волнистым ободком для игры в бадминтон.)

Задание. Как называется игра с воланом?

З.На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то... (лыжи).

4.Кто на льду меня догонит?

Мы бежим в перегонки.

И несут меня не кони,

а блестящие...(коньки).

5.Мне загадку загадали:

Что это за чудеса?

Руль, седло и две педали,

Два блестящих колеса.

У загадки есть ответ

Это мой...(велосипед).

6.Вот такой забавный случай!

Поселилась в ванной - туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый, подогретый.

На полу не видно луж.

Все ребята любят...(душ).

7. Это бодрость и здоровье

Это радость и веселье

Плюс хорошая фигура

Вот что значит... (физкультура) СЛАЙД

Давайте назовем правило!

Правило: Люди с самого рождения, жить не могут без движении!

А сейчас ФИЗМИНУТКА

Дружно встали! 1,2,3!

Мы теперь богатыри!

Мы продолжаем наше путешествие. И на нашем пути возникает остров. Посмотрите, каким мрачным он выглядит! Как неспокойно море вокруг него! Как вы думаете, может называться этот остров? Узнаем чуть позже.

ОСТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ СЛАЙД24

И нас встречают ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ. СЛАЙД 25 (Электробытовые приборы) Отгадайте загадки:

Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно? (Электричество).
А загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос).
Ей набили мясом рот
И она его жует.
Жует, жует, глотает,
В тарелку отправляет. (Мясорубка).
После стирки, у простынки,
Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь!
Он горячий как огонь! (Утюг).

Как одним словосочетанием назвать эти предметы? (электробытовые приборы)

Какую опасность они представляют для жизни?

О какой опасности идет речь в этой загадке!

(О ПОЖАРЕ) СЛАЙД 1»ПОЖАР»

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

Давайте повторим правила действий при пожаре (СЛАЙД 8-9 «ПОЖАР »)

Но людей могут подстерегать и ОПАСНОСТИ ВНЕ ДОМА . Где?(например,на дороге)

Итак, повторяем правила дорожного движения . СЛАЙД26

*Работа с учебником и сигнальными светофорами СТР.37№4, С.38№6

Игра на внимание. «Да, нет»

Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)

Что хотите – говорите, красный цвет – проезда нет? (Да)

Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

* Загадка

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес .)СЛАЙД 28

Предлагаю отправиться в лес. (СЛАЙДЫ: ягоды, грибы)

Предлагаю выяснить хорошо ли мы знаем лесные опасности, решив тест «Четвертое лишнее»

    Шершень, оса, стрекоза , пчела . Стрекоза не жалящее. Пчела домашнее. (СЛАЙД 29)

    Змея , ящерица, уж, черепаха . Змея ядовитая. У черепахи панцирь.

    Мухомор , волчье лыко, шиповник , вороний глаз. Шиповник не ядовит. Мухомор – гриб. СЛАЙД 30

    Боровики , ложные опята, мухомор, бледная поганка. Боровики съедобны.

. Угадайте

Вороний глаз, волчье лыко, ложные опята, сыроежка . Сыроежка съедобна

Где еще могут подстерегать опасности? (на реке )(Слайд 34)

*РАБОТА С УЧЕБНИКОМ С.39№8 с сигнальными карточками .

А кого в нашем учебнике назвали «Очень подозрительным типом» ?(человека, который представляет угрозу для жизни). Вспомним правила безопасности *РАБОТА С УЧЕБНИКОМ С.40 №10 с сигнальными карточками Игра

Кто догадался как называется остров? (ОСТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ СЛАЙД 35 )

Какое правило узнаем на этом острове?

Правило: Соблюдай безопасность дома, на улице, на дороге, в лесу и на воде!

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора отправляться домой. А пока мы возвращаемся повторим правила, которые мы составили и послушайте стихи: (читают дети)

Каждый твердо должен знать:

Здоровье нужно сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться,

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго, долго будут жить.

И запомни, ведь здоровье

В магазине не купить!

Приоткрыли тайну мы,

Как здоровым в жизни быть!

IV . Итоги урока.Рефлексия.

Что мы выяснили во время нашего путешествия? (нужно соблюдать правила безопасности и беречь свое здоровье) Об этом важно помнить? А что мы можем сделать для того, чтобы эти правила узнали и другие школьники, люди) (журнал)

V . Домашнее задание.

Придумайте свой остров в море Здоровья

Напишите , кто живёт на этом острове , и чем он знаменит

Нарисуйте этот остров

РЕФЛЕКСИЯ

- Подберите слова на каждую букву слова «здоровье», которые имеют отношение к здоровью, к ЗОЖ.

З – здоровье, закалка, зарядка

Д - диета, душ, диетолог, движение

О – отдых

Р – режим, расческа, ракетка, рюкзак

В – вода, витамины, врач.

Представьте, что из путешествия вам можно отправить домой SMS на выбор:

1.Все в порядке! Правила знаю, здоровье сохраняю.

2. Все в порядке! Правила узнал. Буду выполнять!

МБОУ «СОШ №8»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан


Интеллектуальная игра
по окружающему миру
для 2 класса
(УМК «Школа России»)


Учитель начальных классов
Ефимова Ирина Николаевна


Г. Нижнекамск
2012г.

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса.

1 слайд
Цели: Обобщить знания о животных и явлениях природы.
Развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление, умение работать сообща.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, карточки с ребусами, карточки с задания-ми, карточка для пятого испытания.

2 слайд
« …С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, - их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь»
Человек-часть природы. Он не может жить без природы. Но часто человек и уничтожает своим отношением и действиями природу. К сожалению, то что бездумно было потеряно, часто восстановить бывает невозможно. К тому что нас окружат, приносит пользу и умиротворение, нужно относится бережно и постараться сохранить для будущих поколений.

3 слайд
Сегодня, во время интеллектуальной игры, проверим какая команда луч-ший знаток природы.
Все команды пройдут 6 испытаний:
1. Загадки
2. Самый читающий
3. Прятки
4. Вопросы для любознательных
5. Самый смекалистый
6. Ребусы

4 слайд
Первое испытание –загадки.
1.Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
воздух

5 слайд
2.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
сосулька

6 слайд
3.Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберет.
град

7 слайд
4.Лежало одеяло мягкое, белое, землю грело.
Ветер подул, одеяло сдул.
Солнце припекло, одеяло потекло.
снег

8 слайд
Второе испытание – определяем самую читающую команду. Все вы любите читать? И наверное прочитали много интересных книг. В книгах часто героями бывают животные. Вот о них и пойдёт речь.
Вспомните и назовите сказку и её автора, где один из главных героев – птица.

9 слайд
1. сова
А. Милн, Б. Заходер «Винни-Пух и все-все-все»

10 слайд
2 ласточка
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

11 слайд
3. лебедь
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди».

12 слайд
4.галчонок
Эдуард Успенский «Дядя Фёдр, пёс и кот»

13; 14; 15 слайд
Третье испытание- прятки. Ребята вы любите играть в прятки? В этом ис-пытании слова от вас тоже спрятались. Они часто играют в прятки и наде-ются что вы их быстро найдёте.
Давайте попробуем найти два хитрых слова.
шутка
укротитель
А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.

16; 17 слайд
МУЖЧИНЫ
ГОЛОСОВАНИЕ
ДОСАДА
ПОСЁЛОК
СЕРЁЖКА
ЗАСЛОНКА
КОНЬКИ
СКИТАЛЕЦ
СОЛЕНЬЕ
ПОБЕЛКА

Пока команды ищут спрятавшиеся слова, проверим, как знает природу зал.

18 слайд
Четвёртое испытание – самый любознательный.
Проверим, какая команда самая любознательная.
1.Какой снег быстрее тает, чистый или грязный?
Ответ: грязный снег тает быстрее.

19 слайд
2.Сколько крыльев у жука?
Ответ: 2 пары, то есть 4 крыла.

20 слайд
3.У кого глаза на рогах, дом на спине?
Ответ: улитка

21 слайд
4. На следу, каких хищных зверей нет отпечатков когтей и почему?
Ответ: кошек. Они умеют втягивать когти.

22 слайд
Пятое испытание – самый смекалистый.
Всем командам задаём один вопрос. В чём ошибка?
Пока они думают, поработаем с залом.

23 слайд
Ответ: моржи распространены в водах Северного полушария Земли.
Пингвины обитают в южном полушарии.

24 слайд
Шестое испытание – ребусы.
Каждая команда получает по ребусу.

25 слайд
ответ: кабан

26 слайд
ответ: хомяк

27 слайд
ответ: крот

28 слайд
ответ: тигр

29 слайд
Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Вопросы для работы с залом.
1. Кто из этих животных впадает на зиму в спячку: заяц, лось, белка, медведь.
2. Кто из этих животных не живёт в тайге: волк, жираф, лиса.
3. Хлеб всему голова. Что это? Загадка, пословица, колыбельная, сказка.
4. Какое из перечисленных растений является лекарственным: крапива, колокольчик, василёк.
5. Какой из этих грибов существует на самом деле? Лисички, Зайчишки, Медвежки, Енотики.
6. Какой из грибов ядовитый: белый гриб, дождевик, белый навозник.
7. Кого называют королём грызунов: суслик, бобр, хомяк.
8. Это животное хищник, питается дождевыми червями, яйцами, грибами, может даже съесть змееныша; на зиму впадает в спячку. Ёж, крот, волк, лиса.
9. Кого называют глазастым охотником: варан, стрекоза, лягушка.
10. Это растение используют в лекарственных целях, оно символ России, и девчонки гадают на нем. Цветик-семицветик, ромашка, одуванчик, роза.
11. Как называется насекомое, которое собирает нектар и пыльцу с цветов, складирует их в ульях, имеют острые жала для защиты? Пчела, оса, шмель, муха.
12. Как называется наша планета? Меркурий, Земля, Венера, Россия.
13. Какие из этих птиц занесены в красную книгу: утка-мандаринка, сокол, воробей.
14. Какие из перечисленных змей ядовитые: гадюка, уж, кобра.
15. Это часть тела человека, которая может поднять, схватить, сжать, погладить, постучать, покрошить, похлопать. Рука, нога, глаз, живот.
16. Этот гриб называют царем грибов. Поганка, мухомор, красноголовик, белый гриб.
17. Назовите перелётных птиц: кукушка, ласточка, стриж.
18. Эта птица не умеет летать, относиться к семейству страусиных, довольно большого размера. Эму, фламинго, павлин, курица.
19. Это животное живет непосредственно в водоеме, строит себе хатки из деревьев, срезая их собственными зубами. У них очень мощный хвост. Утка, бобр, ондатра, хомяк.
20. Какое из этих животных живёт в пустыне: верблюд, тигр, волк.