Собирательные существительные обозначают неопреде­ленное множество предметов или лиц как одно неделимое це­лое: молодежь, родня, мошкара, беднота, белье, березняк, гене­ралитет, листва, пролетариат и т. п. Выделяются тематичес­кие группы - слова, обозначающие совокупность: 1) лиц (знать, профессура, братва, военщина и т. п.); 2) животных (мошкара , воронье и т. п.); 3) растений (ельник, ивняк и т. п.); 4) пред­метов (аппаратура, мебель, белье, хлам, старье и т. п.).

Важнейшими грамматическими признаками собирательных суще­ствительных являются: 1) неизменяемость по числам, наличие у них только формы единственного числа; 2) неспособность соче­таться с количественными числительными.

Формы единственного числа собирательных существительных выражают множественность в отличие от форм единствен­ного числа конкретных существительных, которые обозначают один предмет. Ср.: студент- студенчество, дуб - дубняк, мошка - мошкара. Выражая множественность, они сближаются с формами множественного числа конкретных существительных. Ср.: студенты - студенчество, дубы - дубняк, мошки - мошкара. Однако члены таких пар не полностью совпадают по значению. Формы множественного числа студенты, дубы, мош­ки обозначают раздельное множество, состоящее из отдель­ных и самостоятельных предметов, которые поддаются счету. Формы единственного числа собирательных существительных студенчество, дубняк, мошкара выражают неделимое мно­жество, которое не поддается счету. Поэтому они не сочетают­ся с количественными числительными, но могут определяться с помощью неопределенно-количественных слов или сочетаться с дробными числительными, а также со словами, обозначающими соотношение частей и целого: вся родня, большая часть моло­дежи, мало зелени, немало дичи, уйма мелочи, одна пятая сту­денчества, целая куча листвы, чемодан белья и т. п.

Большинство собирательных существительных - производ­ные слова, образованные безаффиксным путем (зелень, мелочь, ветошь, нечисть, дичь, бездарь, голь и т. п.) и с помощью суф­фиксов (агентура, сырье§, родня, учительство, кустарник, орешник, ивняк, беднота, старостат, секретариат и др.).

Непроизводные собирательные существительные немногочис­ленны: сор, мусор, хлам, хвоя, бакалея, ботва, дрянь, знать и т. п. В этих существительных значение собирательности являет­ся компонентом их лексической семантики.

Лексически выражается значение собирательности и в тех слу­чаях, когда формы единственного числа конкретных существитель­ных употребляются в функции собирательных: С 15 июня появились молодые бекасы и дупеля, но такие стоят жары и столько комара и мошки, что охотиться нет возможности (Некрасов).

Нередко к собирательным существительным относят слова типа народ, группа, взвод, полк, табун, стадо, куча, созвездие, кол­лектив и т. п. Эти слова не выражают собирательности. Они обозначают раздельное множество. Об этом свидетельствуют их грамматические признаки: 1) наличие формы множественного числа (народы, группы и т. п.); 2) сочетаемость их с количественными числительными (два народа, пять групп, три взвода и т. п.).

В современном русском языке новые собирательные суще­ствительные возникают редко. В необходимых случаях значе­ние собирательности выражается лексически, чаще всего в формах единственного числа конкретных существительных.

В английском языке есть особый разряд существительных, которые называются собирательными (collective nouns). Они обозначают группу людей, животных, предметов, явлений и т.д., которые воспринимаются говорящим как единое целое.

Собирательных существительных в английском довольно много, причем одни из них встречаются довольно часто, а другие вы редко услышите даже в речи носителя языка. Некоторые из них вам наверняка уже знакомы:

Family - семья
class - класс
audience - зрители; люди в аудитории
police - полиция
team - команда
a herd of geese - стадо гусей
a pack of dogs - свора собак
a school of fish - косяк рыб

Как видите, некоторые из этих выражений нельзя дословно перевести с английского на русский и наоборот: например,a school of fish - это совсем не «школа рыб». Чтобы правильно и точно перевести такие выражения с собирательными существительными иногда необходимо обратиться к словарю.

По своему значению можно выделить несколько основных групп собирательных существительных:

  • Обозначающие группу людей:

A class of students , a crowd of people , a team of players и др.

  • Обозначающие группу животных:

A herd of cattle , a flock of birds , a pack of dogs и др.

  • Обозначающие группу предметов:

A bunch of keys , a deck of cards , a bouquet of flowers и др.

Особенности употребления собирательных существительных

Основная сложность в употреблении собирательных существительных в английском языке - их согласование с глаголами и с местоимениями. Если такое существительное стоит в форме единственного числа, оно может употребляться с глаголами и местоимениями, как в единственном, так и во множественном числе. Выбор очень часто зависит от контекста и намерения говорящего. Например, если вы говорите о группе людей или предметов как о едином целом, используйте глаголы и местоимения в единственном числе. Если же важно подчеркнуть, что группа состоит из отдельных личностей, которые могут вести себя по-разному в одной и той же ситуации, - будет уместно употребить собирательное существительное с глаголами и местоимениями во множественном числе.

My family is invited to the Rachel’s wedding.
Моя семья приглашена на свадьбу Рейчел.

The class is going to take an exam this Friday.
В эту пятницу класс будет сдавать экзамен.

В этих случаях семья и класс действуют как единое целое: вся семья приглашена на свадьбу, весь класс будет сдавать экзамен. Поэтому с собирательными существительными в данных примерах используется глагол to be в форме единственного числа.

Возможен и такой контекст, когда говорящий хочет подчеркнуть, что семья (или класс) состоит из отдельных людей, у каждого из которых свой характер, свои привычки и предпочтения, поэтому члены группы в одной и той же ситуации действуют по-разному. Например:

My family are getting ready for a journey: my mom is packing her clothes, and my brother is trying on his new suit.
Семья собирается в поездку: мама пакует свою одежду, а брат меряет свой новый костюм.

The class are preparing for the exam.
Класс готовится к экзамену.

В этом контексте члены семьи действуют как отдельные личности, выполняя разные действия. Скорее всего, ученики также готовятся к экзамену по-разному - каждый повторяет темы, которые вызывают сложности лично у него, делает упражнения или решает задачи. Поэтому в данных примерах используются глаголы в форме множественного числа.

Все члены предложения также должны быть согласованы по числу: если существительное и глагол стоят в форме единственного числа, то местоимение (если таковое есть в предложении) тоже должно быть в форме единственного числа. То же самое касается и множественного числа.

The team is on its way to the Super Bowl.
Команда на пути к Суперкубку.

The team are celebrating their win.
Команда празднует свою победу.

В случаях, когда определить число глагола (и местоимений) затруднительно, можно поступить следующим образом: перефразируйте предложение так, чтобы в нем не пришлось использовать собирательные существительные . Например:

family members вместо family
jury members вместо jury
students вместо class
players вместо team
zebras вместо herd и т.д.

В этом случае существительное в форме множественного числа однозначно требует употребления с глаголами и местоимениями также во множественном числе.

Среди собирательных существительных есть ряд исключений - существительные, которые согласуются с глаголами только в единственном числе или только во множественном числе. Например, всегда согласуются с глаголом в единственном числе следующие существительные: foliage , machinery .

The summer foliage is green, becoming olive and orange later.
Летняя листва зеленая, позже становится оливковой и оранжевой.

Существительные people , police и некоторые другие почти всегда согласуются с глаголом во множественном числе.

Police are investigating the bank robbery.
Полиция расследует кражу денег из банка.

People in the room are waiting for someone to come.
Люди в комнате ждут, когда кто-то придет.

Собирательные существительные в английском языке относятся к разряду исчисляемых, т.е. могут употребляться и во множественном числе: families , classes , teams и т.д. Такие случаи, как правило, не вызывают затруднений - если речь идет о нескольких семьях, классах, командах и т.д., существительное употребляется с глаголом в форме множественного числа.

Вопросы и задания

10 – 11-е классы

Этап 1. Лексико-грамматические разряды имен существительных

1. Верно ли утверждение: «Нарицательные и собственные существительные не представляют собой замкнутых рядов слов, они постоянно взаимодействуют»?

Да, верно. Нарицательные существительные становятся собственными, если они используются как названия таких единичных предметов или явлений, которые нужно выделить среди им подобных. В этом случае имя нарицательное приобретает все морфологические признаки, свойственные именам собственным (собака Белка , город Орел , село Окуни и др.). Собственные существительные становятся нарицательными, если они употребляются для обобщенных названий предметов или явлений (ампер, хохлома, боржоми, бостон, болонья, макинтош и др.). Часто становятся нарицательными имена литературных героев, если они употребляются для характеристики типических черт, свойственных не одному человеку, а целой группе людей (обломовы – обленившиеся, безвольные люди).

2. Продолжите ответ: «Нарицательные имена существительные бывают четырех типов: ...».

Конкретные, абстрактные (отвлеченные), вещественные и собирательные.

3. Прокомментируйте следующий пример: альбом – альбомы, четыре альбома, мало альбомов, много альбомов.

Альбом – это конкретное существительное. Главный признак конкретных существительных – это исчисляемость, т.е. их можно пересчитывать. Поэтому конкретные существительные сочетаются с количественными числительными и неопределенно-количественными словами.

4. «Кто больше?»

За 2 минуты вспомните как можно больше абстрактных существительных.

5. «Кто больше?»

За 2 минуты постарайтесь вписать как можно больше вещественных существительных в данную таблицу.

6. Назовите специфические суффиксы абстрактных существительных. Приведите примеры.

-ость-: смелость;
-от-: краснота;
-тиj-: развитие;
-отн-: беготня;
-изн-: желтизна;
-ениj: распоряжение;
-к-: ломка.

7. «Кто быстрее?»

Учитель называет суффикс, а ученики – собирательное существительное с этим суффиксом (многие суффиксы непродуктивны).

-ств-: студенчество, учительство;
-j-: тряпье, воронье;
-н-: солдатня, родня;
-ник-: ельник;
-ур-: агентура, профессура;
-ат-: стратостат;
-в-: листва, братва;
-ёж-: молодёжь;
-иj: гвардия;
-вор-: детвора;
-ар-: мошкара;
-от-: пехота;
-итет-: генералитет;
без суффикса – чернь.

8. В русском языке имеется небольшое количество собирательных существительных, не содержащих суффиксов собирательности. Знаете ли вы эти слова?

Хлам, мусор, деньги, финансы, мебель, посуда, ветошь и некоторые другие.

9. «Кто быстрее и больше?»

Заполните таблицу собирательными существительными.

10. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам:

объединение усилий – объединение предприятий общественного питания, удобрение почвыорганическое удобрение; стая, стадо, толпа, табун, куча, хор, оркестр, полк, коллектив; мысль, прыжок, несчастье, поход, запах; виноград, хворост, калина, горох, сено; горох ––> горошина, солома ––> соломина, снег ––> снежинка.

Примеры объединение усилий – объединение предприятий общественного питания, удобрение почвы – органическое удобрение говорят о том, что одно и то же существительное может относиться к разным лексико-грамматическим разрядам.

Слова типа стая, стадо, толпа, полк, оркестр, коллектив и др. по значению близки к собирательным, так как обозначают совокупность предметов, а по грамматическим показателям являются конкретными (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными).

Существительные типа мысль, прыжок, несчастье, поход, запах относятся к абстрактным, но, подобно конкретным существительным, изменяются по числам, а некоторые из них могут сочетаться с количественными числительными (несчастье – несчастья, прыжок – прыжки, три мысли и т.д.).

В словах типа виноград, хворост, калина, солома, горох, сено и т.п. сочетаются признаки вещественности и собирательности, это так называемые вещественно-собирательные существительные.

От вещественных существительных могут быть образованы единичные существительные с помощью специальных суффиксов: -ин-, -инк-: горох ––> горошина.

Этап 2. Категория одушевленности/неодушевленности

1. Прокомментируйте следующую запись: вин. п. мн. ч. = род.п. мн. ч. и вин. п. мн. ч. = им. п. мн. ч.

Категория одушевленности/неодушевленности имени существительного имеет грамматическое выражение: форма вин. п. мн. числа одушевленных существительных совпадает с формой род. п. мн. числа, у неодушевленных – с формой им. п. мн. числа. Например: вижу мышей = нет мышей; вижу парты = парты отремонтированы.

2. Вместо точек вставьте подходящее слово.

3. Продолжите ответ.

Большинство одушевленных существительных являются словами мужского или женского рода. Из существительных среднего рода к одушевленным относится только несколько: ... . Приведите примеры одушевленных существительных среднего рода.
Одушевленными являются слова: животное, насекомое, млекопитающее, чудище, чудовище, страшилище, дитя, существо (в значении «живой организм»), лицо (в значении «человек») и др.

4. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам.

1) (Чеснок) убивает вокруг себя все возможные и сущие на земле бациллы и бактерии. (В.Солоухин) 2) Трудно ответить на вопрос, как будет действовать на человеческий эмбрион то или иное вещество. 3) Полип выделяет оплодотворенное яйцо, которое превращается в передвигающегося зародыша. (Химия и жизнь) 4) Можно создавать условия, заставляющие микробов развиваться в нужном человеку направлении. 5) Старик доставал из корзины устриц. (И.Новиков) 6) Левин ел устрицы. (Л.Толстой)

Названия микроорганизмов, таких, как бактерия, бацилла, вирус , а также слов личинка, зародыш, эмбрион в литературном языке употребляются как неодушевленные.
В названиях рыб, птиц категория одушевленности в большинстве случаев сохраняется даже когда эти существительные обозначают различные блюда. Исключение составляют отдельные названия рыб и раков, которые в значении блюда употребляются как неодушевленные (есть кильки, подавать сардины , покупать шпроты , есть раки и есть раков, в нашем случае это последний пример: Левин ел устрицы ).

5. Установите закономерность и продолжите ряд слов:

Кукла, туз, покойник...

Робот, матрешка, ферзь, валет, мертвец, петрушка, марионетка, снеговик, буратино и др. Несмотря на то что данные существительные обозначают неживые предметы, они имеют грамматический показатель одушевленности: вижу матрешек , мертвецов , тузов и т.д. Следовательно, они относятся к числу одушевленных.

6. Есть ли в русском языке существительные, не имеющие грамматических показателей одушевленности/неодушевленности?

Речь идет о существительных женского рода, имеющих форму только единственного числа: поймали кефаль (неясно: что иликого ?).

7. Возможно ли такое: Я люблю этого истребителя и Я люблю этот истребитель ?

Возможно. Одно и то же существительное в разных своих значениях может по-разному проявлять себя по отношению к категории одушевленности/неодушевленности.

8. Имеются ли грамматические показатели одушевленности/неодушевленности у неизменяемых существительных? Докажите.

У неизменяемых существительных грамматическим показателем одушевленности/неодушевленности может быть форма согласуемого определения: вижу симпатичных кенгуру, но вижу желтые такси . Если же определение отсутствует, тогда единственным показателем одушевленности/неодушевленности является значение.

9. Почему в словосочетаниях пойти в солдаты, произвести в офицеры, избрать в члены-корреспонденты, выйти в люди вин. падеж мн. числа одушевленных существительных совпадает не с родительным, а с именительным?

Категория одушевленности/неодушевленности сложилась в языке довольно поздно: окончательно – к XVII веку. Исконно в древнерусском языке вин. п. ед. числа у слов мужского рода всегда был равен именительному. В данных примерах как раз и сохранились старые формы вин. п. одушевленных существительных.
В современном русском языке отступление от последовательного выражения одушевленности во мн. числе наблюдается после некоторых глаголов, обозначающих присоединение кого-либо к определенному разряду лиц (произвести, избрать, принять, выдвинуть, зачислить и др.).

10. С окончаниями какого падежа – родительного или именительного – совпадают окончания винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, употребленных в переносном значении? Обратитесь к следующим примерам.

1) Турнир этот проводится ежегодно и собирает почти всех звезд фигурного катания.
2) Но настал день, когда публике давали «Бориса Годунова» .
3) В бухту неожиданно вошел и стал медленно продвигаться айсберг. Такого красавца приветствовать бы адмиральским салютом, однако на «Оби» к незваному гостю отнеслись далеко не восторженно. (В.Санин)
4) Очевидно, многие читатели спросят, где сейчас можно приобрести «Пингвин» ? Шоферы, крановщики, лесорубы, монтажники в один голос заявляют: «Давайте побыстрее нам “Пингвины”».

Пример 1). Неодушевленные существительные, употребленные в переносном значении, как правило, получают в вин. падеже окончания, совпадающие с род. падежом. Категория одушевленности используется как средство олицетворения (персонификации) неодушевленных предметов. Неодушевленные предметы в этом случае приобретают значение лица. В прямом значении существительное звезды употребляется как неодушевленное.

Примеры 2), 3), 4). Одушевленные существительные сохраняют все признаки склонения даже в том случае, когда они получают переносное значение, т.е. употребляются в значении предметов неживых (примеры 2, 3). Но и здесь возможны колебания (пример 4). Хотя морозостойкий рабочий костюм для лесорубов и монтажников назвали именем живого существа – «Пингвин», слово употребляется как существительное неодушевленное.

Этап 3. Категория числа

1. «Кто быстрее и правильнее?»

Запишите данные существительные по группам:

1) слова, имеющие формы обоих чисел (изменяющиеся по числам);
2) слова, имеющие форму только ед. ч. (обозначают неисчисляемые предметы);
3) слова, имеющие форму только мн. ч. (обозначают неисчисляемые предметы);
4) слова не имеют показателей числа, значение категории числа может быть выражено в тексте только синтаксически.

Деньги, потемки, сахар, старость, сутки, ворота, жара, счета, мед, олово, ненависть, злоба, кумыс, дрожжи, игры, каникулы, чернила, брюки, бра, коньки, отруби, макароны, воздух, носки, очки, ножницы, гусли, двери, счеты, студенчество, сырость, вой, вера, счастье, синь, смех, шахматы, картина, аргумент, кашпо.

Ответы:

1) счета, игры, коньки, носки, двери, картина, аргумент;
2) сахар, старость, жара, мед, олово, ненависть, злоба, кумыс, воздух, студенчество, сырость, вой, вера, счастье, синь, смех;
3) деньги, потемки, сутки, ворота, дрожжи, каникулы, чернила, брюки, отруби, макароны, очки, ножницы, гусли, счеты, шахматы;
4) бра, кашпо.

2. От данных существительных образуйте форму множественного числа: лист, зуб, корень, сын, друг, пропуск, лоскут, учитель, образ, лагерь, муж, колено.

3. «Кто больше?»

Приведите как можно больше существительных, употребляемых только в единственном числе, и распределите их по колонкам.

Например: агентура, молодежь, учительство, ельник, белье, тряпье; богатство, щедрость, суета, тоска, ходьба, поэзия, вдохновение, синь, желтизна; водород, пшено, пшеница, земляника, телятина, капуста, вода, золото, клубника; Амур, Волга, Урал, Севастополь, Кавказ.

4. Верно ли утверждение: «Существительные, употребляемые только в форме единственного числа, образуют форму мн. ч., но изменяют свое лексическое значение»?

Верно. Так, имена собственные в форме мн. числа обозначают членов одной семьи или лиц, находящихся в родственных отношениях (сестры Федотовы, братья Елизаровы, супруги Фомины, семья Комаровых), разных лиц с одинаковыми именами (У нас в школе пять Анастасий), тип людей (Маниловы в жизни встречаются очень часто).
Вещественные существительные мн. числа обозначают разные сорта или марки материалов, виды растений, типы или виды вещества. Такое употребление характерно для научного и делового стиля. Например: масло – смазочные масла, животные масла, эфирные масла; вода – минеральные воды; шпат – полевые шпаты; ситец – жатые ситцы .
Вещественные существительные мн. числа обозначают также большие пространства, занятые веществом, или большой объем, скопления такого вещества (созревают овсы, кругом пески), изделия из вещества (рубины ее перстня).
Некоторые абстрактные существительные в форме мн. числа обозначают конкретные проявления различных свойств, качеств или состояний (все мои радости и разочарования).
Формы мн. числа используются также для обозначения длительных состояний погоды (зачастили метели).

5. Укажите, к какой группе относятся данные существительные, употребляемые только в форме мн. числа:

1) конкретные существительные – названия предметов, состоящих из нескольких частей (обычно из двух);
2) вещественные существительные – названия веществ, материалов, отбросов или отходов некоторых веществ;
3) абстрактные существительные – названия действий, процессов, состояний, обрядов;
4) названия промежутков времени;
5) названия игр с несколькими участниками;
6) собственные существительные – названия городов, горных массивов, созвездий и др.;
7) немногие собирательные лексемы, обозначающие множественную совокупность чего-нибудь (причем собирательность в них выражена только лексически).

Сани, чернила, квасцы, будни, прятки, Жигули, каникулы, джунгли, почки (блюдо), всходы, Рыбы (созвездие, знак зодиака), жмурки, сутки, проводы, консервы, духи, брюки, обои, выборы, сумерки, шахматы, Люберцы, письмена, ворота, опилки, скачки, Карпаты, финансы, Весы (созвездие, знак зодиака), бега, похороны, вытопки, Близнецы (созвездие, знак зодиака), носилки, кусачки.

Ответы:

1) брюки, ворота, сани, носилки, кусачки;
2) чернила, квасцы, опилки, обои, духи, консервы;
3) выборы, бега, скачки, проводы, похороны;
4) сутки, будни, каникулы, сумерки;
5) шахматы, прятки, жмурки;
6) Люберцы, Жигули, Карпаты, Весы, Близнецы, Рыбы;
7) всходы, джунгли, письмена, почки (блюдо), финансы.

6. Сколько было часов?

1) Элегантный браслет замкнулся, и наручные часы третьего тысячелетия заблестели на моем запястье. (В.Орлов)
2) В витрине вы можете увидеть часы всех отечественных марок.

В первом случае существительное часы обозначает один предмет, во втором – много.

7. Когда и почему встречаются формы: уюты, лжей ?

Сколько свинцового яда влито, сколько чугунных лжей . Мое лицо никак не выжмет штангу ушей. (А.Вознесенский) Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта – нет! Покоя – нет. (А.Блок)

В языке художественной литературы, особенно в поэзии, встречаются формы мн. числа абстрактных существительных, которые не приняты в других стилях литературного языка.

8. Приведите примеры употребления одного числа в значении другого.

Формы ед. числа конкретных существительных могут быть использованы для обозначения множества называемых предметов (Кит – животное млекопитающее. Книга – источник знаний. Покупатель всегда прав. Для чего человек учится?) , отдельные же формы мн. числа могут утрачивать значение множественности (Мы дома сидим, а ты все по театрам ходишь. Чему тебя только в институтах учили!) .

9. Категория числа – это категория историческая. В древнерусском языке, кроме форм ед. и мн. числа, существовала форма двойственного числа, которая со временем исчезла. Эта форма использовалась в тех случаях, когда существительные употреблялись в сочетании с числительными два, две или когда речь шла о парных или о двух предметах. Формы двойственного числа начали утрачиваться в XIII веке, однако в современном русском языке существуют его остатки. Приведите примеры.

Бока, рога, рукава (здесь окончание – это бывшее окончание формы двойственного числа).

Очи, уши, колени и др. (окончание в форме им. падежа мн. числа существительных среднего рода – это бывшая форма им. п. /вин. п. двойственного числа слов среднего рода).

Обозначают совокупность однородных в каком-то отношении лиц (молодёжь, учительство, гвардия, человечество, родня, знать), предметов живого и растительного мира (хвоя, березняк, листва, вороньё, зверьё), предметов обихода и изделий (бельё, обувь, мебель, посуда), продуктов деятельности (писанина), представленных как единое целое.

Собирательные существительные указывают на множество предметов как элемент лексического значения слова, указывают на «качественную» (термин Ал-ра Аф. Потебни) и «вещественную» (термин Ал-ра Матв. Пешковского) множественность однородных предметов, на неопределённость количества конкретных предметов. У производных существительных эта собирательность может быть оформлена суффиксами типа: -ур(а) (профессура), -еств(о) (человечество), -от(а) (беднота), -н(я) (дворня), -як (сосняк), -итет (генералитет) и др. Другую группу представляют существительные, чьё собирательное значение выражено только семантически: знать, мафия, кудри, финансы и т.п. Собирательные существительные: а) имеют форму ед. числа, не сочетаются с количественными числительными (но могут соотноситься с сингулятивом: крестьянство - крестьянин); б) у них отсутствует категория одушевлённости (поздравить молодёжь, народ). Подобные существительные необходимо отличать от слов, называющих совокупность разнородных предметов: куча, коллектив, толпа, класс, стая, табун, хор, оркестр и др. Они обозначают часть общего: группа студентов, стадо овец; ограничены в сочетаемости: табун лошадей, стая волков; употребляются во мн. числе и с числительными: народы, толпы, три хора, два полка, четыре класса, подобно собирательным существительным, не имеют категории одушевлённости: отметить коллектив, обмануть народ и т.д.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Собирательные существительные:

  1. 45. Употребление собирательных числительных и счетных существительных.
  2. 29.Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени существительного в начальной школе. Психологиче­ский анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.
  3. 29 Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудности изучения имени существительного в начальной школе. Психологический анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.
  4. 9. Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Формы множественного числа существительных в русских диалектах..
  5. Д) Механизм концентрирования мочи в собирательных трубочках почек.
  6. 25. Дайте определение собирательных и несобирательных понятий (общих и разделительных)
  7. 12. В чем своеобразие категории рода у имен существительных по сравнению с другими грамматическими категориями данной части речи. Определение рода у имен существительных со значением лица. Слова общего рода.