Цели: создать условия для знакомства с особенностями буквы «ю» обозначать два звука ([й’], [у]): в начале слова и после гласных в слове. Упражнять в чтении слов с буквой «ю»; учить «читать» модели слов; развивать фонематический слух. Воспитывать уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные : знать и объяснять особенности буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД : развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

Регулятивные УУД : различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД : использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД : уметь обмениваться мнениями, слушать собеседников и учителя.

Ход урока:

    Организационный момент

Здравствуйте ребята. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения. А теперь послушайте меня.

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно!

Подровнялись. Улыбнулись.

И ко мне все повернулись!

Ребята, у вас на столах у каждого лежат по 2 картинки, смайлик улыбается – означает, что у вас хорошее настроение, а смайлик который не улыбается значит – что вы пришли на урок с плохим настроением. Пожалуйста, выберите картинку и покажите, какое у вас сейчас настроение.

    Повторение изученного материала.

Загадка

Как отличаются гласные от согласных?

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

3. Открытие нового знания.

Игра «Волшебники»

А какая знакомая вам буква в игру не играла? (Буква Ю)

Ребята, а что мы с вами уже знаем про букву Ю? (ответы детей)

А может ли буква Ю обозначать сразу два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю, а ещё поиграем в волшебников.

Отгадайте загадку:

Интересная игрушка
Одноногая вертушка
Зажужжала, как пчела
Быстро крутится (юла)

- Отгадку найдите в учебнике.

«Прочитайте» слово «юла», ведя пальчиком по схеме слова. (На доске схема)

Ребята, давайте произнесём слово юла так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. ([ Й" ])

Определите, какой это звук, и фишкой какого цвета мы его обозначим? (мягкий согласный звук, зеленая фишка)

Произнесите слово юла так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. ([ у ])

Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим? (гласный, красная фишка)

Произнесите слово юла та, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([ л ])

Какой это звук? (твердый согласный звук, синяя фишка)

Найдите четвертый звук в слове юла.

Назовите его. [ а ] (гласный, красная фишка).

Заменим гласные звуки на знакомые нам буквы.

Ребята, посмотрите, что у нас получилось? Подумайте, почему в слове юла всего три буквы, а звука 4? (ответы детей) (Ю в начале слова обозначает два звука)

Какой мы можем сделать вывод?

А теперь давайте с вами попробуем превратить звуковую схему слова юла, в звуковую схему слова Юля. (алгоритм работы тот же)

[ Й "] – мягкий согласный, зеленая фишка

[У] – гласный звук, красная фишка

[Л] - твердый согласный, синяя фишка

[А] – гласный, красная фишка

Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву А на Я, т.к. перед гласным звуком теперь стоит мягкий согласный звук).

Молодцы ребята. А кто догадался, почему в слове Юля буковки всего три, а звука 4?

Ну что, попробуем теперь превратить Юлю в Юру. (алгоритм работы тот же)

[ Й" ] – мягкий согласный, зеленая фишка

[ У ] – гласный, красная фишка

[ Р ] – твердый согласный, синяя фишка

[ А] - гласный, красная фишка

Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву Я на А, т.к. перед гласным звуком опять стоит твердый согласный звук).

Посмотрите, сколько букв в слове Юра? (три)

А звуков? (4)

А почему так получилось?

    Физминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямится.)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)

    Первичное закрепление (работа в парах).

Послушайте стихотворение

Юнга – будущий матрос-

Южных рыбок нам привёз .

Кто такой юнга? Ответ возьмите из стихотворения

Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах. В учебнике есть схема слова юнга. Вам необходимо заполнить цветными фишками модель этого слова. Будьте внимательны, Кто закончит выполнять задание, поднимут вместе руки вверх (работают самостоятельно в парах)

Проверка задания. Одни ребята отвечают, остальные ребята внимательно слушают и оценивают ответы своих товарищей.

6 . Самостоятельная работа в тетрадях.

Разукрашивание буквы Ю.

    Подведение итогов урока

Ребята, вам понравился урок?

А что больше всего понравилось?

Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

Всем спасибо за работу, урок окончен!

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].

Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

Буква «Ю»


Веселые стихи

Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.

Юнга вел корабль умело,

И вперед смотрел он смело.

Юрка катит снежный ком.

Вьюга кружит за окном.

Юру я не узнаю…

С комом он, как буква Ю .

В. Степанов

Юра тащит вкусный груз –

Замечательный арбуз.

На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

В. Степнов

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юра очень утомился –

Целый день юлой крутился.

Ф. Бобылев

* * *Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква Ю .

А. Шибаев

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама!»

Значит, я для дочки шью.

Любят хрюшки букву Ю :

Без нее не скажешь: «Хрю!».

В пути, в неведомом краю

Нам компас – лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря, в южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву Ю .

Пословицы и поговорки

1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Скороговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Найди слово».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

Игра «Добавьте звук».

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

Загадки

Спасибо, что посетили мою страничку.

Конспект урока по обучению грамоте.

Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает . »

Задачи: познакомить со звуками [ й’у ] , буквами Ю, ю ; объяснить, что буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один – после мягкого согласного; учить читать слова с изученными буквами.

Планируемые результаты

Предметные: знать, что звуки [ й’у ] обозначаются буквой ю ; читать слова и предложения с буквами Ю,ю ; составлять рассказ по рисунку.

Метапредметные: соотносить модель и слово; сравнивать разные модели.

Личностные: проявлять интерес к чтению.

Ход урока

I. Актуализация знаний

− Объясните значение пословицы «Любишь кататься, люби и саночки возить» (Иногда очень хорошо играть, веселиться, развлекаться. Но потом нужно убрать игрушки, прибраться,поставить на место спортивный инвентарь. С горы хорошо катиться, а санки трудно поднимать в гору, но это нужно делать самому. )

II. Мотивация познавательной деятельности

− Прочитаем стихотворение Якова Акима «Первый снег». Какое чудо произошло под утро?

Кто сможет изобразить кота, когда он вошел в дом? Что он стал делать? (Кот стал стряхивать снег с лап. )

− Как Яков Аким сумел донести до нас, какой первый снег? Как вы думаете, чем пахнет первый снег? (Морозцем, свежестью.)

− По желанию можно выучить это стихотворение наизусть.

III. Постановка целей и определение темы урока

− Отгадайте загадку.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет, вскачь пройдет немножко,

Захочет, ляжет на бочок.

(Юла)

− С какой новой буквой нам предстоит познакомиться?

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с новой буквой и звуками.

− Проведите слого-звуковой анализ слова «юла».

−Сколько слогов в этом слове? (Два слога.)

− Произнесите первый слог? Сколько слышите звуков? Какие? (Два звука [ й’у ] .)

−Где мы слышим эти звуки? (В начале слова. )

− Эти два звука будем обозначать буквой ю.

Учитель показывает, как печатаются буквы Ю, ю

− В тренажере напечатайте эти буквы.

Физкультминутка «Мы писали…»

− Что дети делают с юлой. (Дети с юлой играют.)

− Составьте слово играют из букв разрезной азбуки и его схему. Сколько звуков обозначает буква ю в этом слове? (Два, потому что стоит после гласного.)

  1. Работа с электронным приложением.

− Прочитайте слоги с буквой Х . Чем отличаются слоги в первом и втором столбиках? (В первом столбике слоги-слияния, а во втором согласный примыкает к гласному. )

− Сколько звуков обозначает буква ю в логах первого столбика? (Один звук, потому что стоит после мягкого согласного.)

− Сформулируем правило. (Буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. )

− Посмотрите мультфильм и скажите, какие слова с буквой ю вы услышали. [Дети смотрят мультфильм и выполняют задание.]

− Прочитайте слова с буквой ю .

Физкультминутка

−Я подобрала слова с буквой ю . Если в слове, которое я произнесу, буква ю обозначает два звука, то мальчики машут руками над головой. Если в слове буква ю обозначает один звук, то девочки приседают.

Юла, клюв, Юра, хрюкать, чирикают, клюнуть, Юля, юнга, крюк, юбка, ключ.

  1. Работа по «Азбуке»

− Рассмотрите иллюстрацию на стр. 46. О каком произведении С.Я. Маршака идет речь? («Сказка о глупом мышонке»)

−О чем рассказывается в этом произведении?

− Какой момент изображен?

− Что написано под иллюстрацией? (Колыбельная)

− А вам пели колыбельные? Какие?

− Рассмотрите картинку на стр.47.

− Кто на ней изображен? (Ежик)

– Какая профессия у ежика? Найдите и назовите предмет, в названии которого есть буква ю . (Портной ежик шьет брюки.)

– Прочитайте, что написано над картинкой. Найдите слова с буквой ю. Определите, сколько звуков она обозначает.

– Прочитайте правило в красной рамке. Выучим его наизусть.

V. Рефлексия учебной деятельности

− С какой буквой познакомились на уроке?

– Почему букву ю называют хитрой? (Может обозначать один или два звука.)

− Что еще запомнилось, показалось особенно интересным?


На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких - один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Красное яблоко.

Рис. 10. Красное яблоко ()

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик - где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик - 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Ветка пьёт

Петя поют

Алёша друзья

мята съели

берёза синие

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик - где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть яркий

Петя деревья

Аня растения

рябина ястреб

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы е дем, е дем, е дем

В далёкие края ,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья .

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак - это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Genon.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.

Урок обучения грамоте

Тема: «Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [иу]»

Цели: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука; формировать умение читать выразительно (с соблюдением логического ударения), правильно; понимать текст, ориентироваться по тексту; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; расширять кругозор детей.

Ход рока

I . Актуализация знаний. 1. Артикуляционная разминка

    «Хомячок»

    «Конфетка»

    Разучить упражнение «Каретка».

Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.

2.Выслушать ответы детей о сказках. (Работа по иллюстрации в «Русской - азбуке» на с. 170.)

    Какое время суток изображено на рисунке? Почему вы так думаете?

    Расскажите, что нарисовано на картинке?

    Можно ли было звать кошку укачивать мышонка? Почему?

К какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака)

II . Постановка темы и цели урока

Какие гласные буквы уже изучили?

На какие две группы они делятся? (Гласные буквы, которые обозначают твердость согласных звуков, и гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.)

Сколько пар гласных букв видите на ленте букв? У какой буквы нет пары? (У буквы У.)

- Сегодня пришла пора познакомиться с новой гласной буквой.
- Отгадайте загадку:

Одноногий Ивашка -

Расписная рубашка.

Петь-плясать мастак,

А стоять - никак.

    Проведем слого-звуковой анализ слова-отгадки.

    А теперь составим отгадку из букв разрезной азбуки.

    Что за звуки звучат в начале этого слова? ([й у])

    Если мы рядом слышим звуки [й у], значит, слово пишем с буквой «ю».

    Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы послушаем, как звучит буква Ю, научимся ее произносить и писать.

III . Работа над новым материалом

1.На что похожа буква Ю.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью

Ой, смотри-ка, что случилось;

Получилась буква Ю!

    Написание строчной буквы «ю» в «Прописи» на с. 19.

    Буква Ю обозначает два звука в нескольких случаях. Проведём слого-звуковой анализ слов:

На Юлию лью твою воду.

    Сколько звуков обозначает буква «ю» во всех этих словах?

    Обратите внимание на позиционное положение буквы «ю» в словах. (В начале слова, после гласной и после мягкого знака.)

Вывод о том, когда буква Ю обозначает два звука.

4. Игра «Услышь звуки».

Если вы усльшите в словах звуки [йу], хлопнете в ладоши.

Юра, полью, Дарья, юбилей, ёжик, юность, читаю.

5. Чтение с доски.

юг пою рисую играю

Юра поют рисуют играют

6. Работа с учебником.

Чтение прибаутки на с. 170.
Чтение стихотворения на с. 171.
Рассказ о профессии модельера портного.

7. Чтение скороговорки по карточке.

Юлил -юлил и выюлил.

IV Итог урока.

С какой новой гласной буквой вы познакомились?

Какую особенность она имеет?

Кому понравилось выполнять различные задания с новой буквой?