Тест предназначен для проверки усвоения темы.
Русский язык 11 класс | ID: 8066 | Дата: 7.4.2016
ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (задания А13 и В1)
Е. П. Холодова, преподаватель русского языка и литературы СПбГУ
Переход слов одной части речи в другую
Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.
Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак. Рядовой из соседней части – , обозначает лицо.
Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете. Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.
Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия. Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.
Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие. Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.
Что он показал? – местоимение, указывает на предмет. Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного .
Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество. Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.
Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость — глупый); влево от левый (влево — левый).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — бол Е Ть — боле Зн Ь — болезн Енн Ый.
Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.
Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый) Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти Примирительница — примиритель — примирить — мирить — мир.
Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.
Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:
Свет — свеча — освещение (тчщ) ситец — ситчик (цч) любить — люблю (ббл) воздух — воздушный (хш) водить — вожу — вождение (джжд) бросить — брошу (сш).
Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:
Загорать — загар (оа) вытирать — вытер (ие) вырасти — вырос — выращивать (ао, стсщ).
В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:
рот — рта (о0) огурец — огурца (е0) глазок — глазка (о0) кусочек — кусочка (е0) оторвать — отрыв (о0).
Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:
золото — златокудрый (олола) город — градостроитель (орора) молоко — млечный (ололе) берег — прибрежный (ерере).
Грамматические нормы. Глагол, прилагательное, местоимение. Собирательные и количественные числительные, склонение числительных. Об этом смотрите в разделе
Русский язык - явление развивающееся, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы можем наблюдать переходы слов из одной части речи в другую. Рассмотрим особенности данного лингвистического процесса и приведем примеры.
Определение
Субстантивацией в науке является переход из одной части речи в другую. Чаще всего причастия и прилагательные становятся существительными, при этом образуются новые лексемы.
Слово, часть речи которого меняется, не подвергается более никаким изменениям, сохраняя все свои морфемы.
Причины
К числу основных причин перехода прилагательных в существительные следует отнести то, что само имя прилагательное часто употреблялось в речи без определяемого слова, поэтому и было переосмыслено. Это явление некоторые видные лингвисты называют законом экономии сил. Иногда упустить существительное и изменить часть речи становится возможным, если собеседники понимают, о чем они ведут диалог. Так, говоря школа для слепых, мы понимаем, что речь идет об учебном заведении для людей, поэтому и не нуждаемся в этом уточнении.
Еще пример: «Больной мужчина уже много дней не выходил из комнаты». В этом предложении больной является прилагательным и зависит от существительного мужчина. Смысл не меняется, если сказать «Больной уже много дней не выходил из комнаты». Слово больной в этом случае является существительным.
Или еще один пример: «Аня, сходи в столовую комнату за тарелками» (столовая - прилагательное). «Аня, сходи в столовую за тарелками» (столовая - существительное). Носители языка не будут испытывать трудностей в понимании значения предложения.
Виды
Лингвисты выделяют два вида субстантивации:
- Полную. Исходное слово окончательно переходит в новую часть речи (дневальный, портной, зодчий, лесничий).
- Неполную. И исходное, и вновь образованное слова существуют параллельно (учительская, больной, столовая). В речи носителей языка присутствуют два омонима.
И те, и другие в русском языке весьма распространены.
Примеры
Приведем примеры перехода из одной части речи в другую:
Прилагательное - в существительное:
- Военный совет проходил в тайне. - Статный военный гордо шел по улице.
- Часовой механизм работал слаженно. - Часовой стоял на посту и зорко следил.
- Пленный летчик оказался очень стойким. - Пленный дал важные показания.
- Русский язык богат и интересен. - Русский за границей чувствовал себя уверенно.
- Знакомый город, прекрасные места! - Знакомый сказал мне, что все раскупили.
Причастие - в существительное:
- Отдыхающие на поляне подростки играли на гитаре. - Отдыхающие наслаждались солнечным теплом.
- Минувшее столетие принесло немало разочарований. - Горько вспоминать минувшее.
Эти примеры перехода из одной части речи в другую показывают, что явление субстантивации встречается весьма часто. И нередко не осознается носителями языка как таковое.
Особенности
Явление субстантивации используется двумя дисциплинами лингвистического цикла - словообразованием и морфологией. В качестве способа образования новых слов переход из одной части речи в другую относится к безаффиксным и характеризуется изменением грамматических признаков.
Причастия или прилагательные, ставшие существительными, могут распространяться согласованным определением (фисташковое мороженое, богатая столовая, современная учительская).
Изменение таких существительных по числам и падежам происходит по модели прилагательного. Например:
- И.п. Вишневое мороженое.
- Р.п. Вишневого мороженого.
- Д.п. Вишневому мороженому.
- В.п. Вишневое мороженое.
- Тв.п. Вишневым мороженым.
- П.п. (О) вишневом мороженом.
Как видим, существительное мороженое изменяется по падежам также, как и прилагательное вишневое.
Однако русский язык богат исключениями. Так, при смене части речи отдельные слова лишаются способности к определенным формам изменения:
- Только женский род есть у слов гостиная, учительская, столовая, горничная, если это существительные. Прилагательные же имеют все три рода (столовая комната - столовый прибор - столовое серебро).
- Сумчатые (сущ.) используется только во множественном числе.
- Больной (сущ.) не имеет среднего рода. При этом можно сказать больное животное, но часть речи в этом случае - прилагательное.
Как видим, отдельные грамматические признаки слово при субстантивации утрачивает, другие же сохраняет.
Существительные
Рассмотрим переход существительных в другие части речи и приведем примеры этого явления. Информация представлена в форме таблицы.
Часть речи, в которую перешло имя сущ. | |
Наречие (образуются из одной падежной формы) | Рысью, кубарем, ощупью, кругом, даром |
Наречия (слияние существительного с предлогом) | Впору, накрест, вовеки, издали, впоследствии, напоказ, кверху |
Союзы (чаще всего, составные, в сочетании с другими словами) | В то время как, в связи с тем что, в силу того что |
Вводные слова | К счастью, благо, одним словом, к удивлению |
Предлоги | В течение, в целях, в продолжение, в зависимости, вроде |
Междометия | Марш! Караул! Батюшки! Ужас! |
Подобные процессы характерны для славянских языков в целом и приводят к тому, что появляются новые слова. Язык становится богаче.
Переход из одной части речи в другую - интересное явление русской грамматики, являющееся одним из способов словообразования.
Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий ) - субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ¬ заведовать , заведующий - ‘тот, кто заведует".
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
- существительных (дома, весной
),
- прилагательных (попусту, в открытую
),
- деепричастий (сидя, лёжа
),
- числительных (вдвое
).
Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую - процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ¬ зима, леж-а ¬ лежать, по-пуст-у ¬ пустой.
Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
- отыменные: ввиду, в виде
, в течение, за счет, по поводу,
- отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
- наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) - Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении - производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) - Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере ; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу . Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого - в функции чего ), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя ). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.
Новые производные слова в русском языке образуются тремя основными способами:
А) морфологический способ (с помощью слово-образовательных морфем - приставок, суффиксов и др.);
Б) сращение словосочетания в одно слово;
В) переход из одной части речи в другую.
А) Морфологический способ словообразования
Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) - самый распространённый в современном русском языке.
При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс и т.д.).
Например:
Существительное силач (основа силач -) образовано от существительного сила (основа сил -) с помощью словообразовательного суффикса -ач . Это суффиксальный способ словообразования. Графически образование слова силач
сил-ач □ ← сил -а (сил- - производящая основа; -ач - словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).
Глагол шагнуть (основа шагну -) образован от глагола шагать (основа шага -) с помощью суффикса -ну -. Это суффиксальный способ словообразования. При образовании глагола шагнуть производящая основа шага - усекается - шаг /а -. Графически образование слова шагнуть можно обозначить следующим образом:
шаг-ну -ть ← шаг/а -ть (шаг/а- - производящая основа; -ну- - словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).
Наречие невдалеке (основа невдалеке ) образовано от наречия вдалеке (основа вдалеке ) с помощью приставки не -. Это префиксальный способ словообразования. Графически образование слова невдалеке можно обозначить следующим образом:
не-вдалеке ← вдалеке (вдалеке- - производящая основа; не- - словообразовательная приставка; приставочный способ).
Наречие по-флотски (основа по-флотски ) образовано от прилагательного флотский (основа флотск -) с помощью приставки по - и суффикса -и . Это приставочно-суффиксальный способ образования. Графически образование слова по-флотски можно обозначить следующим образом:
по -флотск-и ← флотск -ий (флотск- - производящая основа; по- - словообразовательная приставка, -и - словообразовательный суффикс; приставочно-суффиксальный способ).
Морфологический способ словообразования включает в себя несколько разновидностей.
Основные разновидности
морфологического способа словообразования
Способ словообразования | Примеры |
---|---|
1. Приставочный | В -ли -ть ← ли -ть ; не -глубок -ий ← глубок -ий ; бес -порядок □ ← порядок □ ; на -завтра ← завтра . |
2. Суффиксальный | Прыг-ну -ть ← прыг/а -ть ; киевл-янин □ ← Киев ; горяч-о ← горяч -ий . |
3. Нулевая суффиксация | Рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; зелень -Ø * □ ← зелён -ый . |
4. Приставочно-суффиксальный | Без-вер-и [ j ] -е ← вер -а ; при -школь-н -ый ← школ -а . |
5. Сложение | Лес-о -степь □ ← лес □ , степь □ ; овощ-е -хранилищ -е ← овощ □ , хранилищ -е . |
* Знаком Ø принято обозначать нулевой суффикс, т.е. значимое отсутствие суффикса при словообразовании способом нулевой фиксации.
Б) Сращение словосочетания в одно слово
Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных.
Быстрорастворимый, вечнозелёный.
Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию.
Ср.: быстрорастворимый кофе - кофе, быстро растворимый в воде .
В) Переход из одной части речи в другую
Суть способа - образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастий).
Рулевой, командующий, мороженое, гостиная .