Работы участников конференции

Проект социально-педагогической направленности

«Развитие уважительных отношений среди детей в условиях многонационального детского сада»

Сеферова Тамила Магамедовна

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация. Данный проект имеет социальную значимость.  В статье характеризуются  основы уважительного отношения к другим нациям, воспитание данных навыков у детей и родителей через взаимодействие с дошкольными учреждениями. Особое внимание уделено требованиям к выборке, адекватности используемых методик исследования и процедур количественной и качественной обработки полученных результатов.

Тема уважительного отношения к другим нациям была в нашей многонациональной стране актуальна всегда, так как на огромной территории России с древних времен уживались люди разных национальностей и вероисповеданий. Детские сады не стал исключение, они собирают под своей крышей маленьких ребят разных национальностей: русских и украинцев, татар и башкир, белорусов и азербайджанцев.

На данном этапе в мире стоит вопрос, о возрождении национального самосознания, осознания себя, как части народа, имеющего и ценящего свою великую историю и культуру, большие потенциальные возможности. В основе идеи, составляющей основу национального самосознания, вложена идея объединения человечества.

Основная задача педагогов заключается в том, чтобы создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения в детском саду.

Формирование уважительного отношения к другим нациям идет из семьи, возникает проблема в том, что не все взрослые готовы принять и осознать необходимость позитивного и терпимого отношения к людям другой национальности, таким образом, не могут развить данные качества у своих детей. Возникает проблема по эффективной организации воспитательно-образовательного процесса, то есть преодоление межнациональной напряженности и социальных конфликтов, которые неразрывно связаны с уровнем коммуникативного развития человека и общества с помощью развития осведомленности у родителей в области воспитания у детей уважительного отношения к другим нациям.

В России проводился опрос, где стала видна информация о том, что 39% опрошенных в 2011 году граждан обозначили, что межнациональные отношения в России за последние годы стали более напряженными и непереносимыми (стилистика документа - «НГ»), а 49% опрошенных «проявили негативное отношение к представителям Северо-Кавказского региона». 

По моему мнению, наивысшего результата в воспитании детей можно достигнуть при рассмотрении семьи и дошкольного учреждения в единой поликультурной образовательной среде, при едином взаимодействие и сотрудничестве педагогов, родителей на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.

В настоящее время взаимодействие детского сада и семьи должно способствовать установлению доверительных, доброжелательных отношений с детьми, родителями и педагогами; объединению их в единую, многонациональную семью; воспитанию потребности делиться друг с другом культурными ценностями, традициями. Был выявлен ряд противоречий:

1.​ уважительное отношение к другим нациям, осуществляется время от времени и нецеленаправленно;

2.​ актуальность проблемы и отсутствие исследований, в которых представлена сформированная система взглядов развития уважительного отношения к другим нациям старших дошкольников;

3.​  доказанная сензитивность дошкольного возраста к усвоению межнациональных ценностей и малое количество разработок по воспитанию этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Процесс развития уважительного отношения к другим нациям идет под воздействием множества факторов, и основными среди них являются семья и образование. Таким образом, целью проекта является:

Формирование у детей навыков уважительного отношения к окружающему миру с помощью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй в вопросах выстраивания позитивных межнациональных отношений.

Развитие уважения и дружбы народов, веротерпимости демонстрирует смысл и цели воспитательных действий по достижению согласия между людьми, модернизация образования как фактора интеллектуального и социального прогресса российского народа.

Задачи:

1. Создать интерактивную предметно-развивающую среду, способствующую объединению всех участников воспитательно-образовательного процесса к культуре других народов.

2. Развивать у всех участников воспитательно-образовательного процесса уважительное отношение, открытость, дружелюбие к людям разных национальностей.

3. Образовать систему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй по ознакомлению с национальными традициями, культурой посредством проведения национальных праздников.

4. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию у всех участников воспитательно-образовательного процесса.

5. Вырабатывать у родителей навыки в области воспитания уважительного отношения к другим нациям.

Чтобы урегулировать поставленные нами задачи, педагогам детского сада надобно пустить в ход различные формы сотрудничества и взаимодействия с родителями с учётом изменений социально-политических и экономических условий развития нашей страны по вопросам межнациональных отношений. Но только системный подход принесет наиболее продуктивные результаты в любом виде деятельности.

Новизной и отличительной особенностью проекта представляется

Сконструированная система формирования уважительного отношения к другим нациям в структуре воспитательно-образовательного процесса межнационального детского сада через активную работу с семьей, в которой определены организационно - педагогические условия, учитывающие поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, социальными нормами, культурой разных народов с обязательным привлечением родителей.

Формирование уважительного отношения к другим нациям у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников с активным участием родителей.

Развитие у подрастающего поколения, уважительного отношения к культурному наследию других наций — одно из важнейших звеньев воспитательной работы, которое способствует формированию у людей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет людям радость, веселье при содружестве с другими.

Ожидаемые результаты

· Наилучшие условия для развития уважительного отношений у детей;

· на высоком уровне будут воспитываться такие качества как отзывчивость, справедливость, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей;

· Совершенствование взаимодействия в данном аспекте воспитания уважительных отношений между семьей и детским садом. Родители изменят негативную позицию на динамичную и инициативную. Они получат знания в области воспитания уважительных отношений к другим нациям, и что самое главное, осуществят их в жизнь.

Национальное сплочение ведет народ к духовному расцвету. Чем выше чувство национального содружества, тем лучше человек осознает сущность и историческую роль своего народа, таким образом, ярче и выразительнее, на мой взгляд, проявляются достоинства каждой личности, принадлежащей к этому народу. 

Список литреатуры:

1.​ Абдулкаримов Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности [Текст] / Г. Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. – 2002 г. – № 2.

2.​ Абсалямова А. Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Текст] / А. Г. Абсалямова, Ю. С. Горбачева - Уфа: Творчество, 1997 г.

3.​ Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А. Асмолов. – М.: Мемориал. 2001 г.- № 24.- с.61 - 63.

4.​ Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. Толерантность в общественном сознании России [Текст] /. – М.: Педагогика, 1998 г.

5.​ Бателаан П. Межкультурное образование - больше, чем долг [Текст] / П. Бателаан. – М.: Просвещение, 2002 г. – с.243.

6.​ Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999 г.

7.​  Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование [Текст] / Г. Д. Дмитриев - М.: Народное образование, 1999 г.

8.​ Дробижева Л. М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества [Текст] / Л. М. Дробижева. – М.: Педагогика, 1994 г.


19.10.2017 17:15/читать дальше...