Кондакова Олеся Эриковна

« Назад

Кондакова Олеся Эриковна  29.09.2017 14:37

Цели занятия:

1.Образовательная:

Сформировать знания о различиях и сходствах между растительной и животной клеткой. Закрепить знания о клеточном строении живых организмов.

Способствовать формированию: общеучебных умений – работа с тетрадью; специальных умений – приготовление микропрепарата, работа с микроскопом.

2.Развивающая:

Способствовать развитию мыслительных процессов: анализ увиденного в микроскоп, соотнесение этой информации с изученной ранее теорией, сравнение черт строения клеток различных царств живой природы, подведение к выводу об эволюционном родстве представителей всех царств; продолжить развитие личностных качеств: памяти при повторении особенностей клеточного строения, внимания, аккуратности в ходе приготовления микропрепарата, биологической речи при использовании терминов (микроскоп, клетка, царства живых организмов, покровное, предметное стекло и т.д.).

3.Воспитательная:

Содействовать формированию научно-материалистического мировоззрения через представление о родстве живых организмов;

Продолжительность занятия - 45 минут.

Количество учащихся – 1/2 группы

Тип занятия – обобщение и закрепление знаний

Вид занятия – лабораторное занятие.

Форма организации обучающихся – групповая, фронтальная

Методы обучения – практический (выполнение лабораторной работы), наглядный (наблюдении клеток через микроскоп), словесный (разъяснение хода лабораторной работы, беседа).

Междисциплинарные связи – Физика (оптические приборы), химия

Организационно-педагогические средства: план занятия, раздаточный материал (Методичка «Лабораторная работа №1»,7 шт.).

Учебно-наглядные пособия: изображения клеток разных царств: «Растительная и животная клетки», «Грибная клетка», «Прокариотическая клетка»

ТСО: компьютер, проектор

Оборудование: микроскоп цифровой

Реактивы: фенолфталеин, раствор йода.

Расходные материалы: луковица – 1шт, лист герани, культура картофельной палочки, ватные палочки, тряпочки – 7 шт, чашка Петри – 7 шт.

Литература для подготовки к занятию: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для средн. уч. зав. — М., 2014.

Ход занятия

1. Организационный этап

1.1. Проверка присутствующих, состояние аудитории, готовность обучающихся.

2. Мотивация

На слайде изображение вялого цветка. Вопрос обучающимся: посмотрите на слайд, вы видели когда-нибудь в магазинах вялые овощи, фрукты? Как вы думаете, с чем связано это явление? (Потеря воды) Правильно. А реклама косметических средств говорит нам о вреде потери воды для кожи. Вот сегодня мы узнаем, в каких клеточных структурах содержится вода. Посмотрите на предметы, находящиеся на партах перед вами, как вы думаете, что выполнение какой работы нам в этом поможет? (ответ обучающихся). Правильно, мы выполним лабораторную работу, в ходе которой рассмотрим клетки различных живых организмов, и увидим их компоненты. А перед выполнением лабораторной работы нам нужно вспомнить, что такое клетка, какие типы клеток существуют, для каких организмов они характерны.

3. Актуализация знаний

Сообщение вопросов для группы, ответы обучающихся.

Фронтальный опрос: что такое клетка? Какие типы клеток вы знаете? Из каких компонентов состоит клетка? в чем их главное отличие? Рассказать об отличиях между прокариотической и эукариотической клетками по рисунку. Каким организмам присущи эти типы клеток?

Именно с этими клетками мы сегодня и будем работать. В ходе лабораторной работы увидим, что общего и различного существует в строении клеток живых организмов. Выполнять лабораторную работу будем в парах. Оценка будет состоять из 2 частей: самооценка в листе самооценки, оформление работы и формулировка вывода (проверяется преподавателем, после сдачи тетради) (Таблица 1).

Таблица 1.

Лист оценки

 

Ответ на вопрос преподавателя

Выполнение лабораторной работы

Выполнение предложенного задания

Оформление лабораторной работы

Максимальное количество баллов

Соблюдение времени

Правильность заполнения таблицы

Защита перед группой

Возможное количество баллов

1 балл/1 ответ

1 балл

2 балла

2 балл

2 балла

3 балла

12 баллов

Полученные баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

12-10 баллов – «5»

9-7 баллов – «4»

6-4 балла – «3»

4. Изучение нового материала

1. Инструктаж по выполнению лабораторной работы (Приложение), работе с микроскопом, стеклами, препаровальными иглами.

2. Выполнение лабораторной работы

Оформление лабораторной работы, формулировка вывода по лабораторной работе.

5. Самостоятельная работа (или этап закрепления нового материала)

Выполнение задания в группах. Получают изображение клетки. Отвечают на вопрос: к какому царству она принадлежит, что помогло понять?

6. Подведение итогов

Самооценка в парах, в соответствии с требованиями (Таблица 2). Выставление оценки преподавателем после проверки работы в тетради.

Таблица 2.

Лист рефлексии

Что я узнал (-ла)

Что бы я еще хотела увидеть в микроскоп, узнать о клетках и т.д.

Понравилось ли мне (обвести ответ)

 

 

1 – интересно

2 – средне

3 – неинтересно

 

7. Домашнее задание

Рабочая тетрадь: тема «Строение клетки», выполнить задание 1-8.

 

Приложение

Лабораторная работа

«СРАВНЕНИЕ КЛЕТОК РАЗЛИЧНЫХ ЦАРСТВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Цель: выявить черты сходства и различия клеток различных царств живой природы.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, тряпочка, раствор йода с водой, фенолфталеин, препаровальная игла, вода, скальпель, чашка Петри, ватная палочка.

Материалы: лук, лист герани, культура картофельной палочки, дрожжи, плесневые грибы (ризопус, пеницилл).

Ход работы

  1. Выполнение задания в группах

  2. Поделитесь информацией, полученной в группах, заполните таблицу.

    Микропрепарат

    Выполняемое

    действие

    Кожица лука

    Покровная ткань листа герани

    Культура картофельной палочки

    Культура дрожжей

    Клетки плесневых грибов

    Эпителиальные клетки полости рта

    Царство живой природы, к которому относится объект

     

     

     

     

     

     

    Приготовление микропрепарата (Рисунок)

     

     

     

     

     

     

    Что наблюдаем

    (Рисунок)

     

     

     

     

     

     

    Формулировка вывода об особенностях строения (наличие: ядра, клеточной стенки, пластид, цитоплазмы; форма клетки)

     

     

     

     

     

     

  3. Выполните предложенные задания

  4. Сформулируйте вывод.

Группа 1. «Приготовление микропрепарата леток кожицы лука»

  1. На предметное стекло поместите пленку, снятую с внутренней стороны чешуи лука. Капните на пленку 2-3 капли раствора йода с водой, накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

  3. Заполните вторую колонку таблицы.

Группа 2. «Приготовление микропрепарата покровной ткани листа герани»

  1. Снимите с нижней стороны листа герани кусочек покровной ткани. На предметное стекло поместите снятый кусочек. Капните на пленку 2-3 капли воды, накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

  3. Заполните третью колонку таблицы.

Группа 3. «Приготовление микропрепарата эпителиальных клеток полости рта»

  1. Ватной палочкой потрите внутреннюю поверхность щеки. О центр предметного стекла потрите ватной палочкой. Капните на пленку 1-2 капли фенолфталеина, накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

  3. Заполните пятую колонку таблицы.

Группа 4. «Приготовление микропрепарата клеток дрожжей»

  1. На предметное стекло поместите каплю культуры дрожжей, накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

  3. Заполните пятую колонку таблицы.

Группа 5. «Приготовление микропрепарата клеток плесневых грибов»

  1. Препаровальной иглой подцепите плесневых грибов, поместите их на предметное стекло, капните пару капель воды и наройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

  3. Заполните пятую колонку таблицы.

Группа 6. «Приготовление микропрепарата клеток картофельной палочки»

  1. Подцепите культуру картофельной палочки, поместите ее на предметное стекло, добавьте несколько капель воды, накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

  3. Заполните пятую колонку таблицы.