Главная / Работы участников / Карлова Юлия Сергеевна

Работы участников

« Назад

Карлова Юлия Сергеевна  22.11.2017 13:06

В современном мире, в том числе и в России, наблюдается ряд проблем в государственном и муниципальном управлении. Обратимся к одной из актуальных проблем - снижение престижа государственных органов в глазах граждан.

В период кризиса, эта проблема приобрела такие  масштабы отчуждения людей от государственного аппарата в целом, что по некоторым оценкам данный уровень недоверия даже превосходит соответствующий уровень, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР. Однако, рейтинг доверия у президента растет, особенно на фоне последних событий на Украине, Сирии.

Следует отметить, что актуальность и острота проблемы низкого престижа госслужбы отражены в выступлениях Президента и документах Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; остаются предметом обсуждения в научном сообществе, на страницах газет и журналов, на интернет-сайтах.

По результатам опроса населения «идеальный образ» государственного служащего характеризуется следующими качествами: [1]

Патриотизм и преданность своему народу, желание приносить пользу обществу и государству, профессионализм, принципиальность, доброжелательность, ответственность за принимаемые решения, отзывчивость, уважение и следование законам, справедливость.

          Соответствуют ли государственные служащие вышеперечисленным качествам? Здесь мнения разделились: государственные служащие администрации Орловской области считают, что соответствуют имиджевым качествам на 30 % , а большая часть населения считает, что органы власти практически не соответствуют «идеальному образу». [2, с. 152].

Проанализировав результаты социологического опроса, можно выделить две группы черт государственного служащего, которые способствуют формированию негативного имиджа:

Таблица 1 . Черты государственного служащего, которые способствуют формированию негативного имиджа

Профессиональные

Нравственные

- бюрократизм;

- коррупция;

- использование своего рабочего положения в личных и корыстных целях;

- несоблюдение законов;

- имитация «бурной деятельности»

- безответственное отношение к работе;

- безразличие к народу;

- отсутствие принципиальности;

- непорядочность;

- нечестность;

- «размытие» ответственности

 

Конечно, все эти оценки не голословны, ведь для существования такого мнения есть реальные предпосылки: госслужба на рынке труда неконкурентоспособна, коррумпирована, отсутствует отлаженный механизм доступа граждан к информации о деятельности органов власти, деятельность чиновников непрозрачна, качество обслуживания населения в органах власти низкого уровня. Следствием этого становятся снижение уровня общественного престижа государственной службы, ее обесценивание, непривлекательность для образованных, высококвалифицированных, инициативных специалистов.

На практике можно отследить тенденцию, когда реформаторы пытаются повысить престиж государственной службы путем изменения нормативно-правовой базы. Но эти попытки не имеют успеха, потому что, как правило, приводят к формальному соблюдению норм и правил, не учитывают социокультурные и духовные основания.

 В качестве мер формирования позитивного имиджа представителя власти необходимо учитывать две стороны:

1. Сторону, которая направлена на повышение эффективности деятельности государственных служащих и реализуется за счет усовершенствования методов кадровой работы.

2. Сторону, которая связана с разработкой и попытками внедрения строгих этических норм профессиональной деятельности государственных служащих, призванных дисциплинировать их, повысить их компетентность в сложных ситуациях, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Анализируя все вышеизложенные факты можно сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес государственных органов:

- необходимо разработать концепцию формирования имиджа и утвердить ее Правительством, а в будущем и комплексную программу,  на основе которой государственные служащие сами будут стремиться создать свой положительный образ;

- необходимо усилить санкции за невыполнение или несвоевременное выполнение государственных слуг;

- целесообразно повышать квалификацию кадров для государственной службы;

- следует оказывать поддержку развитию форм самоорганизации населения в виде приглашения к участию в конфликтных комиссиях, координационных советах, предоставления методической помощи;

В настоящее время, для решения данной насущной проблемы ,проведены следующие мероприятия : введен конкурсный отбор и установлены новые квалификационные требования к государственным служащим; обеспечено участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов на гражданской службе; разработан этический кодекс государственного служащего.

Для создания и поддержания позитивного имиджа государственного служащего целесообразно использовать различные средства массовой информации. Освещение ими особенностей деятельности, трудности решаемых задач, объективно достигнутых успехов способно формировать содержательный, реалистичный образ государственных служащих, укреплять их авторитет, повышать доверие к власти и государству.

В заключении можно сделать вывод, что имидж органов государственной власти складывается из комплекса взаимосвязанных факторов, представляет собой систему взаимосвязанных факторов , и лишь только изучив и сопоставив всю многогранность этих факторов можно сформировать положительный имидж, основанный на прозрачности и честности, проявляемых непосредственно в практической деятельности.

Список литературы:

1. Социологические исследования в системе государственной службы 2009-2015[Текст]. – М. ; Орел, 2015

2. Огнева, В.В.,  Имидж государственного гражданского служащего региона как предмет социально-политического анализа [Текст]/ В.В. Огнева, Ю.В. Дорохова//Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.-2014-№1-С.152-163