Главная / Работы участников / Гутов Марат Раильевич

Работы участников

« Назад

Гутов Марат Раильевич  14.12.2017 14:47

ВВЕДЕНИЕ

 

Плоскостопие — деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Если происходит уплощение продольного свода, данная деформация называется продольное плоскостопие, при уплощении поперечного свода соответственно поперечное плоскостопие. Нередко встречается сочетание продольного и поперечное плоскостопие.

По происхождению различают пять основных видов плоской стопы:

Временную

Рахитическую

Паралитическую (после перенесенного полиомиелита)

Травматическую

Статическую.

Наиболее встречающийся вид плоскостопия — статическое плоскостопие, которое составляет более 80% всех случаев и возникает из-за слабости мышц голени, стопы и связочного аппарата. Также нельзя оставить без внимания наследственную предрасположенность и избыточную нагрузку на стопы.

Ослабление мышц-супинаторов нижних конечностей ведет к опущению внутреннего края стопы, при этом происходит растяжение связочного аппарата, и перемещение ладьевидной кости книзу и снаружи. Головка же таранной кости наклоняется вперед, а верхняя часть пяточной кости расширяется внутрь, сама пятка оказывается в неверном положение. Впоследствии изменяется и капсула голеностопного сустава, в наружных отделах она уплотняется, как бы «сморщивается», а на внутренней стороне происходит ее растяжение.

          Работа проводилась с сентября 2016 по январь 2016 г. Были обследованы учащиеся первых-седьмых классов  Башкирской гимназии-интернат № 2 города Ишимбай.

Актуальность нашей работы заключается в том, что: плоскостопие серьезным образом влияет на здоровье опорно-двигательного аппарата: позвоночник и суставы нижних конечностей. Разными формами плоскостопия страдает по данным статистики 65% детей школьного возраста 

Цель работы: выявить уровень заболеваний плоскостопием у учащихся  1-7 классов   Башкирской гимназии-интернат № 2 города Ишимбай.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить учащихся, имеющих признаки плоскостопия;
  2. Провести анкетирование, установить причины и признаки плоскостопия;
  3. Составить рекомендации по профилактике и лечению плоскостопия;
  4. Проинформировать учащихся, педагогов и родителей о результатах исследований;
  5. Создание видеоролика «Самомассаж и гимнастика при плоскостопии и его профилактике».

Объект исследований:

Учащиеся 1 – 7 классов Башкирской гимназии-интернат № 2 города Ишимбай.

Место проведения исследований:

Башкирская гимназия-интернат № 2 им. Ахметзаки Валиди г. Ишимбай.

         Практическая значимость нашей работы заключается в ранней профилактике плоскостопия на основе обследования,  разработки и использования рекомендаций.

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Плоскостопие и причины его появления

 

Плоскостопие – заболевание чрезвычайно распространенное, можно сказать социальное. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми: «на каждом шагу» слышны жалобы на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и даже тазобедренных суставах. Самая распространенная причина болей – уплощение стоп. А если обратить внимание на обувь, как быстро она снашивается и каким образом, можно получить дополнительную информацию.

Попытки «прочитать» стоптанную обувь предпринимали в свое время французский сапожник Жош-Батист де Андре и его итальянский коллега Сальваторе Ферламо. По этому, как стерты подошвы у того или иного человека, они делали следующие выводы: по всей ширине – тихоня, внутренняя сторона – жаден, внешняя сторона – расточителен, стерты задники каблуков – упрям, неуступчив. Предполагалось даже основать новую науку – скарпологию, позволяющую определить характер человека по его обуви. Практическая ценность такой «науки» конечно же невелика, но кое-какие выводы, осматривая поношенную обувь, сделать можно. [1] При нормальном положении стопы каблук изнашивается равномерно сзади, чуть больше с наружной стороны.

При плоскостопии износ каблука идет преимущественно по внутреннему краю. Если каблуки сильно стираются с внутренней стороны и, кроме того, задняя часть обуви «заламывается кнаружи», то это свидетельствует о плоско-вальгусных стопах. Косолапость проявляется в сильном снашивании каблука по наружному краю «заламыванию» обуви вовнутрь. [4]. Ну а детская обувь просто «горит»! Каждый ребенок имеет свою индивидуальную форму стопы и соответственно этому изнашивается обувь. Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую, обувь нельзя ни в коем случае (И.С. Красикова, 2002 г.).

Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия.

Тесная обувь, как и слишком свободная, вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп. Короткая и узкая обувь ограничивает движения в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы – частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре. Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка. Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измерять размер стопы нужно только у стоящего ребенка. [2] Поставить малыша на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. очерчивают стопы перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точки.Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.

Есть более простой, но менее точный способ определение соответствия обуви стопе ребенка. Расшнуруйте или расстегните ботинок или туфельку и установите ножку малыша наверх обуви, погружая в нее только пятку, при этом пятка должна соприкасаться с задником обуви. Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свисают, то эта обувь слишком мала. Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние примерно в один сантиметр. [3]

При покупке новой обуви нужно обратить внимание на задник, он должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Особенно это важно для часто болеющих, ослабленных детей с признаками рахита, с искривлением ног. Таким детям лучше покупать ботинки, которые надежно фиксируют голеностопные суставы. На лето можно подобрать туфли или сандалии с жестким и высоким задником на шнурках или с ремешком.

Подошва – это очень важно – должна быть эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Кроме того, необходим маленький, высотой два-три сантиметра, каблучок.

Подбор обуви дело крайне ответственное. Нога ребенка растет очень быстро, поэтому необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2-3 месяца, чтобы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь. Родители должны помнить, что плохо подобранная обувь является наибольшим злом для нежных стоп ребенка (В.П. Обижесвет, В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая, 1998 г.). [2] Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности. Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки.

По сравнению с правильными, изящными стопами взрослого, стопы ребенка кажутся тяжелыми и неуклюжими, и, что часто беспокоит родителей, кажутся плоскими. Если вашему малышу еще нет трех лет, то опасения излишни. Дело в том, что у ребенка ясельного возраста выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. [10]В том, что это плоскостопие мнимое, можно убедится простым способом: поставить ребенка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутреннего края. Свободно входящий палец убедит в том, что костная конструкция стопы отделена от твердой поверхности стола или пола слоем жира.

Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном необходимо мыть ребенку ноги теплой водой с мылом. Затем тщательно вытирать их досуха, особенно межпальцевые промежутки. Ногти обязательно следует обрезать не реже одного раза в две недели, лучше сделать после общей ванны или после мытья ног. Ногти надо обрезать поперек, не скругляя их по бокам. Нельзя обрезать их «до предела», до ногтевого ложа, это чревато развитием вросших ногтей. [1]

Иногда можно устаивать ребенку «морские ванны». Морская соль, растворенная в воде, оказывает благотворное воздействие на стопы. Налить «морской воды» в ванну так, чтобы она закрывала щиколотки, и позвольте ребенку походить по дну ванны. Для большего эффекта можно на дно ванны постелить рельефный коврик или насыпать гальку (Губберт К.Д., 1992 г.).

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение. При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция. Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли. [8]

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

При движении ударяя стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.

причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. [9]Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.

Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме – пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена кнаружи. Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто – различными нарушениями осанки.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы. В детском возрасте плоскостопие чаще всего сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными. Лечение и профилактика этого дефекта практически такие же, как и обычного плоскостопия (Олонцева Г.Н., 1985 г.).

Вальгусная деформация ног.

О вальгусном (Х-образом) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами. [11]

Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не подследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности.

Одной из наиболее вероятных причин искривления ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и не леченая форма. К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов. Неблагоприятно сказывается на состоянии ног излишний вес ребенка. Однако у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у худых. [12] Девочки страдают чаще, что связано с их более широким тазом. При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленом суставе. Неравномерное развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных) приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность. Голень отклоняется кнаружи, в тяжелых случаях может быть искривление костей голени выпуклостью вовнутрь. Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах.

  1. Характеристика методов лечения плоскостопия

Многие люди несерьезно относятся к плоскостопию, считая его простым заболеванием. Тем не менее, это коварная болезнь, способная быстро прогрессировать. Кроме того, она тяжело поддается лечению, особенно в запущенных случаях. Если взяться за нее в детском возрасте, можно полностью избавиться от патологии. Что же касается лечения взрослых, усилия врачей направлены, в основном, на то, чтобы затормозить развитие заболевания и исключить слишком быстрый и ранний переход в последующие стадии. Иными словами, чем раньше будет диагностировано плоскостопие, тем больше шансов у пациента на благоприятный исход коррекции и лечения. Терапия плоскостопия носит комплексный характер и состоит в купировании болевого синдрома, коррекции деформации, укреплении связок и мышц стопы. [18].

Избавить пациента от боли помогают лекарства и физиотерапия. Лечение плоскостопия во многом базируется на специальной гимнастике. Рекомендованный ортопедом комплекс упражнений нужно выполнять ежедневно. Это не просто упражнения, а индивидуальный комплекс, подобранный с учетом формы и степени заболевания, возраста, веса, образа жизни пациента.

При любых формах плоскостопия рекомендован массаж, стимулирующий мышцы и нормализующий кровообращение в стопах и голенях. Той же цели служат лечебные и контрастные ванночки для ног. Для коррекции деформированной стопы применяются ортопедические стельки. В случаях, когда имеет место сильная деформация и искривление большого пальца, врачи проводят хирургическое лечение. [20]

Лечение плоскостопия гимнастикой

Важнейшую роль лечебной гимнастики в деле борьбы с плоскостопием отмечают как официальная, так и народная медицина. Именно гимнастика как нельзя лучше укрепляет связки и мышцы, стимулирует кровообращение в стопах. Ниже приводим перечень упражнений, которые пациенты могут выполнять в домашних условиях. [15].

1) Лёжа не спине, поочередно оттягивайте носки; выполнить по 10 раз для каждой стопы.

2) В положении лёжа поочередно сгибайте и разгибайте стопы в среднем темпе; выполнить не менее 50 раз.

3) Лёжа на спине, выполняйте круговые вращения стоп по и против часовой стрелки, по 25 раз в каждую сторону.

4) В положении лёжа с согнутыми в коленях ногами поочередно отрывать пятки от пола; выполнить 50 раз.

5) Сидя на стуле, захватывать и поднимать пальцами ног мелкие предметы, разбросанные по полу.

6) Сидя на стуле, катать по полу теннисный мячик; захватывать его сжатыми ступнями ног и поднимать над полом (ноги в коленях не сгибать).

7) Положить на пол круглую в сечении деревянную палку или гимнастический обруч; встать на него обеими ступнями и выполнять приседания.

8) Выполнить по 20-30 прыжков на месте, вначале на одной ноге, затем на другой.

9) Ходить на носках, на пятках, на наружной, затем на внутренней стороне стопы.

10) Ходьба на месте, стоя на резиновом шипованом коврике.

Лечение плоскостопия массажем стоп

Массаж стоп – простейший и доступный каждому метод лечения плоскостопия. Каждый человек может выполнять его самостоятельно, дабы избавить себя от неприятных симптомов, таких, как отечность и боль. [18] Последовательность действий при выполнении массажа может быть следующей:

интенсивное растирание подошвы, от пальцев до голеностопного сустава, в течение одной минуты;

разминание основания пальцев ног двумя руками; те же действия следует произвести и с пяткой;

интенсивный массаж лодыжки по направлению от голеностопа к коленному суставу и обратно; движения следует повторить не менее 10 раз для каждой ноги;

тщательный массаж бедра по направлению от коленного сустава к паху и обратно.

Пациентам с плоскостопием нужно любую свободную минуту направлять на укрепление мышц и сводов стоп. Для этого нужно крутить стопами, сидя за столом, поворачивая их попеременно в одну и другую сторону, раздвигать и сдвигать пальцы на ногах, скользить ступней одной ноги по голени другой и т.д. [17]

 

2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  2.1.  Метод плантографии

При проведении исследования использовался метод плантографии.

Плантография – это получение отпечатка стопы. Полученная плантограмма разделяется прямой линией, проходящей через центр пятки и между основаниями фаланг III и IV пальцев. Плантография – это определение стадии и выраженности изменений при плоскостопии при помощи получения отпечатков ступни. Исследуемому подошвы смазываются различными красящими растворами (метиленовым синим, йодом и др.), потом его просят встать на чистый лист бумаги, осуществляя при этом наиболее полную нагрузку на стопы. Затем полученный отпечаток изучается. Степень изменений при плоскостопии оценивается по величине соотношения нагружаемой и ненагружаемой частей стопы (от 0 до 1 – нормальные показатели; от 1,1 до 2 – некоторое уплощение свода стопы; более 2 – клиника плоскостопия). [19].

Для проведения собственных исследований мы брали чистый лист бумаги и клали его на пол.

Намазывали стопы жирным кремом (маслом, гуашью). Затем испытуемый вставал ногами на лист в позе «ноги вместе», туловище прямое. Далее  четко обводился контур (стопы, пальчики). Затем проводилось визуальное сравнение с приведенными степенями плоскостопия по отпечаткам ступни, взятых из литературных источников. Плантография – это определение стадии и выраженности изменений при плоскостопии при помощи получения отпечатков ступни. Исследуемому подошвы смазываются различными красящими растворами (метиленовым синим, йодом и др.), потом его просят встать на чистый лист бумаги, осуществляя при этом наиболее полную нагрузку на стопы. Затем полученный отпечаток изучается. Степень изменений при плоскостопии оценивается по величине соотношения нагружаемой и ненагружаемой частей стопы (от 0 до 1 – нормальные показатели; от 1,1 до 2 – некоторое уплощение свода стопы; более 2 – клиника плоскостопия). При нормальной стопе закрашенная часть в среднем отделе не распространяется на рассекающую линию. [14].

2.2   Метод анкетирования и тестирования

Также при проведении исследовании были использованы 2 теста, на которые ученикам было предложено   ответить. Учащимся первого класса анкету помогали заполнять родители.

АНКЕТА

Класс_____ФИ (по желанию)__________________Мальчик/девочка (нужное подчеркнуть)

ТЕСТ №1

Вопрос

Варианты ответов (поставьте значок в одной из граф)   

ДА

НЕТ

1.Я делаю утреннюю гимнастику.

 

 

2.Я хожу на танцы или в секцию.

 

 

3.Я ем 2 раза в день.

 

 

4.Я ем 3 раза в день.

 

 

5.Я ем 4 раза в день.

 

 

6.Я ем каждый день разнообразную пищу.

 

 

7.Я каждый день ем овощи и фрукты.

 

 

8.Я ем каждый день молочные продукты.

 

 

9.Я ем каждый день мясо и рыбу.

 

 

10.Мне дают витамины.

 

 

11.Я каждый день гуляю на улице.

 

 

12.Я ношу обувь на небольшом каблуке.

 

 

13.Я много двигаюсь.

 

 

ТЕСТ №2.

Вопрос

Варианты ответов

(поставьте значок в одной из граф)

ДА

НЕТ

1.Я устаю при ходьбе.

 

 

2.У меня болят ноги в конце дня (стопы).

 

 

3.Я устаю в конце дня (нет сил работать).

 

 

4.У меня часто болит голова.

 

 

5.Меня все раздражает.

 

 

6.Мои ноги внизу становятся толще (отекают).

 

 


3.  РЕЗУЛЬТАТЫ

           В нашем исследовании приняли участие ученики первых, вторых, четвертых, пятых и седьмых классов  всего было обследовано 47 учащихся 1-7 классов.

 В ходе проведенных исследований нами получены следующие результаты.

У учащихся,   у которых отмечены признаки плоскостопия, в большей степени  страдает правая нога. В 1-2 классах признаки плоскостопия (некоторое уплощение стопы) на правой ноге присутствует у 65%, на левой ноге   - у 57% учеников.

В 4-5классах на правой ноге признаки плоскостопия присутствуют у 41%,а на левой ноге у 38%. В 7 классе  признаки  плоскостопия  или уплощения стопы присутствуют и на правой и на  левой ноге у 85% из прошедших обследование учащихся.

По методу плантогрфии  в 1- 2  и 7 классах у большинства учеников  отмечена признаки уплощеения стопы. Около 60 % учащихся 4-5 классов   не имеют призанков плскостопия. Максимальное количествоо  учащихся, имеющих книническое плоскостопия отмеено среди учащихся 1-2 классов. Мы связываем это в основном со значительным худшнием аества обуви в последние годы.

         Настораживает тот факт, что среди учащихся 1-х классов, у трех  учащихся  (6-7 лет) наблюдается уже сформировавшееся плоскостопие, что в дальнейшем без необходимого лечения может привести к серьезным заболеваниям. Отмечено также значительное число учащихся с формирующимся плоскостопием, развитие которого необходимо профилактировать. У учащихся 7-х классов процент учащихся  с плоскостопием незначительно ниже,  здесь  плоскостопие отмечено лишь у одного учащегося. Среди учащихся 4-5 классов плоскостопие отмечено  у 4 учащихся, что составляет около 20%.

С целью выявления причин развития плоскостопия мы провели анкетирование учащихся и их родителей. 

       Анализируя причины появления плоскостопия, мы выявили, что большинство учащихся не соблюдают режим дня, режим питания (не регулярно употребляют овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу, витамины), ведут малоактивный образ жизни (не делают утреннюю гимнастику, не посещают спортивные секции, не регулярно гуляют).

      Далее приведены результаты  статистического опроса родителей учащихся 1-х классов и учащихся 4,5и 7 классов, проведенного с целью выявления причин плоскостопия.

Ни один мальчик в 1-ом классе не делает утреннюю гимнастику.Больше 50% девочек не делают зарядку, 48% делают. Во втором   классе  процент тех,  кто не   делает утреннюю гимнастику значительно повышается. Уже 71% мальчиков и 80% девочек не делают утреннюю гимнастику.

Среди учащихся  4 класса  лишь 29% мальчиков делают утреннюю гимнастику. Ни одна из опрошенных девочек утреннюю зарядку не делает, что приводит  к гиподинамии.

В 7 классе лишь 9% мальчиков и 11% девочек делают утреннюю гимнастику. Меньшее количество мальчиков ходят на танцы или в секции,71% девочек ходят на танцы.

71% мальчиков и 33% девочек , учащихся 7-х классов  ходят на танцы или в секции.

Таким образом, значительный процент  учащихся не занимается спортом и ведет  мало активный образ жизни.

Большинство опрошенных учщихся  ест 4 раза в день, однако следует отметить, что процент учащихся, питающихся лишь 2 раза в сутки ззначительно повышатся у учащихся 7-х классов, что свяано с увеличением нагрузок и дефицитом времени, а также с ослалением контроля родителей. Большинство учащихся начальной школы питются правильно – 4 раза в день (рис.  13-16).

Большинство опрошенных учащихся питаются достаточно разнообразно (рис. 27-29), при этом гораздо лучше питаются учащиеся начальной школы, что мы новь связываем с более  высоким уровнем контроля родителей. 

32% мальчиков в 1 классе не едят каждый день овощи и фрукты , и все девочки каждый день едят овощи и фрукты.

Анализ ответов на вопросы анкеты, связанные с употреблением овощей и фруктов  показал, что  процент  их употребления также снижается с  увеличением возраста учащихся (рис. 30-33)

Все мальчики первого класса не ежедневно употребляют молочные продукты.  Отметим, что процент учащихся, не  ежедневно употребляющих молочные продукты,  также повышается  к 7 классу (рис. 34-37).

         Наибольший интерес  вызвали ответы на вопрос, касающийся употребленя  мяса и рыбы. Процент учащихся не ежедневно употребляющих  эти продукты высок во всех классах, особенно в первых четвертых, и седьмых. Это приводит к недостатку жизненно необходимых веществ (рис.38-41).

Большинство учащихся  употребляет  специальные витамины (рис. 42-45)

Процент учащихся, не ежедневно гуляющих на улице достаточно высок  у учащихся вторых и четвертых классов. Ежедневно гуляют все учащиеся  первых и седьмых классов (рис. 46- 48).

Значительное количество учащихся носит неправильную обувь, у которой полностью отсутствует  каблук, что может являться одной из серьезных причин развития плоскостопия. Большинство опрошенных учащихся считают, что они много двигаются, хотя,  скорее всего,  это не так. При ходьбе больше устают учащиеся начальной школы и девочки среднего звена.

Практически  во всех классах учащиеся жалуются н усталость в ногах к концу дня.

Снижение степени работоспособности  в конце дня ощущают  учащиеся во всех классов и их процент  повышается в во 2 и 4 классах, причем больше устают мальчики (рис. 66-69).

У значительной части учащихся  часто болит голова, многие учащиеся  чувствуют  себя раздраженными. На вопрос о наличии отеков  ног все учащиеся ответил отрицательно (тест 2 Приложения).

По результатам  плантографии и тестирования мы выявили, что  у большинства обследованных нами учащихся  выявлены признаки плоскостопия. Причинами этого являются низкий уровень физической нагрузки в сочетании  с нерегулярным употреблением овощей, молока, рыбы, мяса, витаминов, ношением неправильной обуви приводит к развитию плоскостопия. Очень незначительное количество учащихся ведет активной образ жизни. Многие учащиеся быстро утомляются, устают при ходьбе, у них снижена работоспособность, иногда боля и отекают ноги.

Практически никто из учащихся не делает гимнастику, в секциях или танцевальных объединениях, которые также способствуют профилактике плоскостопия   занимается незначительное количество учащихся.  У ряда учащихся  есть болевые ощущения в области стоп.

Проведенные нами исследования говорят о зависимости уровня развития плоскостопия  от снижения  физической нагрузки, а так же снижения в рационе питания продуктов богатых кальцием, магнием, фосфором, что приводит к  увеличению утомляемости и жалобам на здоровье. У ряда учащихся 7 классов  плоскостопие носит уже ярко выраженный характер и  им требуется специальное лечение.

             Всех обследованных учащихся  заинтересовало наше  исследование и они стали больше задумываться о своем здоровье.

Мы разучили с ними комплекс упражнений, которые способствуют профилактике плоскостопия (приложение).

ВЫВОДЫ

  1. У некоторго числа обследованных учащихся 1-7 классов  Башкирской гимназии интернат № 2 города Ишимбай с использованием метода плантографии  были обнаружены  признаки плоскостопия. Максимальное количество учащихся с признаками плоскостопия отмечено среди учеников  4-5 классов (5 человек), минимальное – среди учащихся 7 классов (1 человек).
  2. Основными причинами  плоскостопия у учащихся школы является малая подвижность, неправильное и несвоевременное  питание, не правильно  подобранная обувь. Большинство учащихся носят неправильную обувь (с полным отсутствием каблука) что также является причиной плоскостопия.
  3. По результатам анкетированию многие учащиеся питаются неправильно, ведут малоактивный образ жизни, жалуются на  усталость в ногах, повышенную утомляемость, что подтверждается наличием плоскостопия.
  4.  Не смотря на высокий уровень посещения спортивных секций и танцевальных объединений большинство учащихся не делают утреннюю гимнастику.

    На основании проведенных исследований нами были даны следующие рекомендации по профилактике плоскостопия:

- Лечить плоскостопие намного труднее, чем предупредить именно поэтому профилактика должна заключаться в первую очередь в правильной организации физического воспитания детей всех возрастных групп с обязательным включением в программу упражнений, направленных на укрепление сводов стопы, соответствующих мышц и связок голеней и стоп. Всем учащимся необходимо вести более активный образ жизни и делать утреннюю гимнастику,  также правильно и разнообразно питаться.

- Правильно подбирать  обувь. Детская обувь должна плотно фиксировать стопу, но не сдавливать и не быть тесной. Изготавливаться только из натуральных материалов, иметь высокий задник и жесткую подошву (обязательно с каблучком с минимальной высотой 0.5-1см). При необходимости в обувь вкладывают специальные ортопедические стельки, подобранные индивидуально. Подошва ни каким образом не должна прогибаться о в средней части и должна быть эластичной особенно на уровне плюснефаланговых суставов.

Эти меры призваны укрепить мышцы и связки стопы для восстановления ее функций. Массаж обычно проводит специалист в лечебном учреждении, но можно освоить и навыки самомассажа с применением специальных ковриков, массажных мячиков и валиков и т. п. Массаж усиливает кровообращение в стопах и нормализует тонус. Детям можно предложить покатать по полу ногами мячик или скалку, собрать пальцами ног мелкие предметы или смять брошенные на пол листы бумаги. Из гимнастических упражнений рекомендуется, сидя на стуле, ногами катать и поднимать мячик, поджимать пальцы, поочередно приподнимать пятки и каждый из пальцев, натягивать гольфы на ногу пальцами другой ноги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Очерет А.А. Как жить с плоскостопием. Народная библиотека здоровья. М., 2000год.
  2. Полная медицинская библиотека для всей семьи/ В.Г. Лифляндский, В.В. Закревский, С.А. Болдуева  и др. М., 2003ГОД.
  3. Плоскостопие у детей 6 – 7 лет: профилактика и лечение. М., 2007год.
  4. В.С. Рохлов, Л.В.Рублева, Д.Д.Утешинский. Биология. Человек: Учебное пособие. 9 класс. М., 2000год.
  5. Студитский АН. Мышцы, движение, спорт. М., 1980год. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия. М. Экссмо. 2011

      6. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учеб. для студ. Биол. и мед. вузов: В 2т.-М.: Высш. шк., 1996.

       7.  Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

       8. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека.- 11-е изд., испр. и доп.-СПб.: Гиппократ, 2001.

       9. Ханц Фениш Карманный атлас анатомии человека. – Минск: «Вышэйшая школа», 2002.

      10. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособ.-2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия»,1999.

     11. Егоров И.В. Клиническая анатомия человека: Учебн. пособ.- Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.

     12. Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека/ Серия «Среднее профессиональное образование».- Ростов н/Д: Феникс, 2004..

    13. Астапова В.М.., Микадзе Ю.В. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения».- М.: ПЕР СЭ, 2001.

   14. Козлов В.И., Кривский И.Л. Анатомия лимфоидной системы и путей оттока лимфы: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2003.

   15. Корнев М.А., Надъярная Т.Н. Анатомия человека от эмбриогенеза до зрелости: Учеб. пособ. – СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2002.

  16. Крылова Н.В., Искренко И.А. Анатомия скелета: Атлас пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2003.

  17. Овченков В.С., Уварова Э.Е. Очерк развития, возрастной и функциональной изменчивости венозной системы человека. – Кемерово, 1994.

  18. Корнев М.А., Кульбах О.С. Основы строения центральной нервной системы: Учеб. пособ. – СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ»,2002.

 

19. Крылова Н.В., Искренко И.А. Черепные нервы: Атлас пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2003.

20. Крылова Н.В., Искренко И.А. Мозг и проводящие пути: Атлас пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2003.

21. Крылова Н.В., Искренко И.А. Черепные нервы: Атлас пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2003.

22. Крылова Н.В., Искренко И.А. Головной и спинной мозг: Атлас пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2003.

23. Крылова Н.В. и др. Спланхнология: Атлас пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1997.

24. Кишш-Сентаготаи. Анатомический атлас человеческого тела: В 4 томах. - Будапешт: Изд-во «Медицина», 1973.

25. Анатомия и физиология /Майкл Лазарофф; перевод с английского П.А. Ерохова. – М.:Астрель: АСТ, 2007.Лекции по анатомии человека. Соматология: Учеб. Пособие /Под редакцией В.И. Козлова. – М.:Изд-во РУДН, 2006.

26. Гайвороннский И.В., Гайворонский А.И. Функциональная анатомия ЦНС: Учеб. Пособие для мед. Вузов. – СПб: Спец. Лит., 2007.

27. Гайворонский И.В., Петрова Т.Б. Анатомия зубов: Учеб. Пособие для мед. Вузов. – СПб: Спец. Лит., 2005.

28. Гайворонский И.В., Ничипорук Ш.Н. Клиническая анатомия черепа: Учеб. Пособие для мед. Вузов. – СПб: Элби, 2007.

29. Гайворонский И.В., Ничипорук Ш.Н. Анатомия пищеварительной системы: Учеб. Пособие для мед. Вузов. – СПб: Элби, 2007.

30. Гайворонский И.В., Ничипорук Ш.Н.Анатомия мышечной системы: Учеб. Пособие для мед. Вузов. – СПб: Элби, 2007.

 

Результаты тестирования. 1 класс. Девочки

Тест 1

Вопрос

Варианты ответов

«Да»

«Нет»

1.Я делаю утреннюю гимнастику?

3

4

2.Я хожу на танцы или в секцию?

5

2

3.Я ем 2 раза в день?

0

7

4.Я ем 3 раза в день?

2

5

5.Я ем 4 раза в день?

5

2

6.Я ем каждый день разнообразную пищу?

7

0

7.Я ем каждый день овощи и фрукты?

7

0

8.Я ем каждый день молочные продукты?

5

2

9.Я ем каждый день рыбу и мясо?

3

4

10.Мне дают витамины?

5

2

11.Я каждый день гуляю на улице?

7

0

12.Я ношу обувь на не большом каблуке?

6

1

13.Я много двигаюсь?

7

0

 

Тест 2

Вопрос

Варианты ответов

«Да»

«Нет»

1.Я устаю при ходьбе?

2

5

2. У меня болят ноги в конце дня(стопы)?

1

6

3.Я устаю в конце дня(нет сил работать)?

1

6

4.У меня часто болит голова?

1

6

5.Меня всё раздражает?

1

6

6.Мои ноги внизу становятся толще(отекают)?

0

7

 

Результаты анкетирования. 1 класс. Мальчики

Тест  1

Вопрос

Варианты ответов

«Да»

«Нет»

1.Я делаю утреннюю гимнастику?

0

3

2.Я хожу на танцы или в секцию?

1

2

3.Я ем 2 раза в день?

0

3

4.Я ем 3 раза в день?

1

2

5.Я ем 4 раза в день?

2

1

6.Я ем каждый день разнообразную пищу?

3

0

7.Я ем каждый день овощи и фрукты?

2

1

8.Я ем каждый день молочные продукты?

0

3

9.Я ем каждый день рыбу и мясо?

2

1

10.Мне дают витамины?

3

0

11.Я каждый день гуляю на улице?

3

0

12.Я ношу обувь на не большом каблуке?

1

2

13.Я много двигаюсь?

3

0

 

Тест 2

Вопрос

Варианты ответов

«Да»

«Нет»

1.Я устаю при ходьбе?

0

3

2. У меня болят ноги в конце дня(стопы)?

2

1

3.Я устаю в конце дня(нет сил работать)?

1

2

4.У меня часто болит голова?

0

3

5.Меня всё раздражает?

0

3

6.Мои ноги внизу становятся толще(отекают)?

0

3

 

2 класс. Девочки

Вопрос

Варианты ответов

«Да»

«Нет»

1.Я делаю утреннюю гимнастику?

2

8

2.Я хожу на танцы или в секцию?

4

6

3.Я ем 2 раза в день?

1

9

4.Я ем 3 раза в день?

2

8

5.Я ем 4 раза в день?

7

3

6.Я ем каждый день разнообразную пищу?

10

0

7.Я ем каждый день овощи и фрукты?

8

2

8.Я ем каждый день молочные продукты?

8

2

9.Я ем каждый день рыбу и мясо?

8

2

10.Мне дают витамины?

7

3

11.Я каждый день гуляю на улице?

5

5

12.Я ношу обувь на не большом каблуке?

10

0

13.Я много двигаюсь?

10

0

Тест 2

Вопрос

Варианты ответов

«Да»

«Нет»

1.Я устаю при ходьбе?

2

7

2. У меня болят ноги в конце дня(стопы)?

1

9

3.Я устаю в конце дня(нет сил работать)?

2

7

4.У меня часто болит голова?

1

9

5.Меня всё раздражает?

0

10

6.Мои ноги внизу становятся толще(отекают)?

0

10

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

МАССАЖ И САМОМАССАЖ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ И В ШКОЛЕ.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать кончиками пальцев. Массируют ее в направлении от голеностопного сустава к коленному. Основное внимание следует уделить внутренней поверхности.

 Стопу надо поглаживать и растирать тыльной стороной согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы следует массировать от пальцев к пятке.

Для самомассажа полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.

Упражнения относятся всегда к обеим ногам вместе. Например, присядьте и, волоча ноги по полу, сделайте 30-50 шагов.

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ И ДОМА

      Для школьников мы рекомендуем выполнять следующие упражнения:

  1. При исходном положении – ноги врозь, носки повернуты внутрь – выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край – 10 раз.
  2. Несколько минут походить на носках.
  3. Столько же походить на пятках.
  4. Походить с поджатыми пальцами ног.
  5. Походить с поднятыми пальцами.
  6. Походить на наружном крае стопы.
  7. Попытаться поднять с пола пальцами ног мелкие предметы: карандаш, платок и т.д.
  8. Лежа на полу, крутить стопами  влево, вправо, вперед, назад, сгибать, разгибать пальцы.
  9. Выполнять развороты стоп, в положении сидя, затем стоя. Стопы разворачивают параллельно друг другу, сначала пятка к пятке, затем носок к носку.
  10. Сидя на стуле, поставить стопы на ширине плеч  и поворачиваться в разные стороны, то же самое делать стоя, держась за спинку стула.
  11. Сидя на стуле, подняться на ноги, опираясь на наружный свод стоп. То же самое проделать, сидя на полу. Вставая, можно помогать себе руками.
  12.  Стоя на носках, переминаться с ноги на ногу.
  13. Сидя на стуле, как можно выше поднимать поочередно то одну, то другую выпрямленную ногу.
  14. Перекатываться с пяток на носки и обратно.
  15. Полуприседать на носках, разведя руки в стороны, вверх и вперед.
  16. Держа стопы параллельно, перейти в положение,  стоя на наружных  сводах стопы, поочередно поднимать пятки, не отрывая пальцев от пола, имитируя ходьбу на месте.
  17. Стоя на гимнастической палке и держа стопы параллельно, полуприседать и приседать в сочетании с движением рук.
  18.  Стоя лицом к гимнастической стенке, схватиться руками за ее рейку на уровне груди, полуприседать и приседать.

Стоя на  набивном мяче, приседать в сочетании с движением рук. (Очерет,2000)

   

 

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ

Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики. Самое важное  состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать занятия. Надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребенку любовь к  движениям.

Для того чтобы  гимнастка приносила больше радости ребенку, вводите в упражнения элементы игры. Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать  специальные  условия. Главное – упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.

При плоскостопии  необходимо укреплять мышцы  ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь.

Чтобы исключить статистическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, следует переходить к упражнениям в положении стоя (Очерет,2000)

УПРАЖНЕНИЯ В ПЛОЖЕНИИ СИДЯ

Сгибание и разгибание стоп

  1. Сжимание и разжимание пальцев.
  2. Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.
  3. Поворот стоп подошвами внутрь.
  4. Захват и удержание подошвами округлого предмета (мячика, кегли и т.д.). Сжимание резинового мячика подошвами.
  5. Катание подошвами округлого предмета.
  6. Попеременные удары носками и пятками в пол.
  7. Захват и подъем  с пола мелких предметов (прямыми и скрещенными ногами).
  8. Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

Катание на велосипеде. Важно, чтобы ребенок нажимал на педали пальцами, а не серединой стопы. ( Очерет,2000)

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ

Эти движения лучше делать, держась за опору на уровне груди.

  1. «Сокращение» стоп.

Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.

  1. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.

Приседание на носках. (Очерет,2000)

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ХОДЬБЕ                                                                            

  1. Ходьба на носках.
  2. Ходьба на пятках.
  3. Ходьба на наружных краях стоп.
  4. Ходьба по ребристой поверхности.

      Все эти упражнения достаточно просты и доступны детям. Организуя занятие лечебной гимнастикой, родители и учитель может выбрать несколько (3 -5) упражнений и выполнять  их с ребенком. Причем движения стопами в положении сидя предпочтительней делать вначале  курса  лечения, затем следует перейти к упражнениям в положении стоя и упражнениям при ходьбе.

Все упражнения  следует делать медленно, тщательно, до появления у ребенка ощущения усталости. Количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребенка  и выносливости его мышц.

Усиливать нагрузку можно, увеличив количество повторений одного упражнения или введя новое. Помните: для эффективности занятий важно не разнообразие, а качество выполнений движений (Очерет,2000).

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ ПРИСЯДЬ У СТЕНЫ.

Встать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, руки опустить. Присесть пониже на носках и затем подняться, не отрываясь от стены. Повторить медленно, несколько раз.

      2.ПРИСЯДЬ КОМОЧКОМ.

Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всю ступню и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить.

      3.УТИННАЯ ХОДЬБА.

Присесть, положить руки на колени и таким образом попытаться передвигаться.

      4.ПОПРЫГАЙ, КАК ЗАЙЧИК.

Встать прямо, ноги вместе, руки опустить. Передвигаться на носках мелкими прыжками.

      5.ПОТАНЦУЙ.

Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Попеременно выставлять ноги вперед то на носок, то на пятку (Очерет,2000).