Занятие по БЖД «Основы оказания первой медицинской помощи»

« Назад

Занятие по БЖД «Основы оказания первой медицинской помощи»  12.11.2015 06:37

Занятие по БЖД «Основы оказания первой медицинской помощи»

 

Составитель: преподаватель Усть-Илимского филиала ГБПОУ «Иркутский энергетический колледж» Панов Е.И.

 

Аннотация

Цель занятия: обобщить и закрепить знания обучающихся об основах оказания первой медицинской помощи

 

Тип занятия: практикум, работа в группах

 

Технология, используемая на занятии: диалогового взаимодействия

 

Время проведения: 90 минут

 

Материалы и оборудование: марлевые нестерильные бинты, жгут, медицинская аптечка, ноутбук

 

Ход занятия

Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы проведем необычное занятие. Тема «Основы оказания первой медицинской помощи». С понятием ПМП мы с вами уже познакомились на 1 курсе. Чтобы отработать и закрепить на практике полученные знания и умения, предлагаю принять участие в кругосветке «Как я знаю ПМП». Для начала мне нужны 4 добровольца (желающие учащиеся выходят к доске). Вы будете капитанами команд, которые сами себе и наберете. Каждый по очереди выбирает участников, пока вся группа не будет распределена.

Замечательно, придумайте, пожалуйста, название ваших команд, отражающее тему занятия, и впишите в маршрутные листы.

Для проведения кругосветки я пригласил помощников – студентов старших курсов. Они будут находиться на станциях, и следить за выполнением заданий участниками.

Вам предлагается посетить 4 станции «Тест по ПМП», «Наложение повязок», «Правила наложения кровоостанавливающего жгута», «Состав и назначение аптечки». Время прохождения каждой станции 15-20 минут. После окончания выполнения заданий вы сдаете свои маршрутные листы мне для подведения итогов.

Прежде вспомним правила поведения:

- уважать говорящего

- не шуметь, не бегать

- соблюдать очередность

- быть терпимыми

Если все участники готовы, мы можем начинать.


 

Маршрутный лист кругосветки «Как я знаю ПМП»

команды _____________________________________

 

  1. Тест по ПМП

- количество правильных ответов ______ из _______

- время выполнения теста ____________________

  1. Наложение повязок

- тип повязки №1 _________________________________________

- время наложения повязки ____________________

- оценка за качество __________________________

- тип повязки №2 _________________________________________

- время наложения повязки ____________________

- оценка за качество __________________________

  1. Правила наложения кровоостанавливающего жгута

- время наложения жгута ______________________

- оценка за качество __________________________

- ответы на вопросы – количество правильных ________________

  1. Состав и назначение аптечки

- время выполнения задания _______________________

- количество правильных ответов ___________________

Общий итог: ____________________________________

 

 

 

 

Задание для станции «Правила наложения кровоостанавливающего жгута»

 

 

Задание для станции «Наложение повязок»

 

Участникам предлагается выбрать 2 карточки с названиями типов повязок, а затем, используя бинты, быстро и качественно наложить эти повязки. Задание можно выполнять по очереди, сначала наложить один вид повязки, после – другой.

 

Предлагаемые типы повязок:

  • спиральная повязка на грудь,
  • спиральная повязка на предплечье,
  • спиральная повязка на палец,
  • крестообразная повязка на кисть,
  • повязка «чепец»

 

Задание для станции «Состав и назначение аптечки»

 

Командам предлагается стандартная медицинская аптечка. Необходимо перечислить и кратко охарактеризовать содержимое аптечки и предназначение каждого элемента.

 

Тест по ПМП

 

Критерии оценивания теста:

100-90% (21-19 правильных ответов) – 5

90-75% (18-16 правильных ответов) – 4

75-50% (15-11 правильных ответов) – 3

Менее 50% (менее 10 правильных ответов) – 2

 

1. Если кровь из поврежденного сосуда истекает на поверхность кожи, то это кровотечение:

а)   внутреннее;

б)  внешнее;

в)  наружное;

г)   поверхностное.

2. Кровь алого цвета, вытекающая пульсирующей струей — это признак:

а)   любого кровотечения;

б)  капиллярного кровотечения;

в)   венозного кровотечения;

г)   артериального кровотечения.

3. Укажите наиболее надежный способ временной остановки кровотечения.

а)   пальцевое прижатие поверхностно расположенного арте­риального сосуда несколько выше кровоточащей раны;

б)  наложение жгута на 3 — 5 см выше раны;

в)   наложение давящей повязки на место кровотечения;

г)   максимальное сгибание конечности.

4. Укажите последовательность остановки кровотечения из сосу­дов нижних конечностей.

а)   поместить плотно скатанный валик из материи в подко­ленную ямку (или в паховую складку);

б)  прибинтовать голень к бедру (или бедро и голень к туло­вищу), используя бинт или подходящую материю;

в)   максимально согнуть в коленном или тазобедренном сус­таве;

г)   уложить пострадавшего на спину.

5. Кровоостанавливающий жгут накладывают:

а)   выше раны, отступив от нее 3-5 см;

б)  непосредственно на рану, прикрыв ее куском марли или бинта;

в)   ниже раны, отступив от нее 3-5 см.

6. Укажите последовательность наложения давящей повязки на

место кровотечения:

а)   прикрыть рану стерильной салфеткой, положить на нее сложенный в несколько раз бинт;

б)  обработать края раны любым дезинфицирующим раствором;

в)   забинтовать рану.

7. Признаками внутреннего кровотечения являются:

а)   посинение кожи в области повреждения;

б)  мягкие ткани болезненные, опухшие или твердые на ощупь;

в)   волнение и беспокойство пострадавшего;

г)   повышение артериального давления;

д)  покраснение кожных покровов;

е)   частое дыхание;

ж)  тошнота и рвота;

з)   сильное чувство жажды;

и)  редкое дыхание;

к) падение артериального давления;

л) кашель с кровянистыми выделениями.

8. Рана — это:

а)   закрытое повреждение тканей, иногда с разрывом мелких кровеносных сосудов и образованием кровоподтека;

б)  повреждение тканей организма вследствие механического воздействия без нарушения целостности кожи и слизи­стых оболочек;

в)   повреждение тканей организма в результате смещения костей относительно друг друга;

г)   повреждение тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающееся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, а иногда и более глубоко ле­жащих тканей.

9. Укажите последовательность оказания первой медицинской

помощи при обширной ране.

а)   положить пострадавшего на спину;

б)  края раны обработать йодом промокательными движе­ниями от раны к периферии;

в)   остановить кровотечение;

г)   если рана загрязнена, промыть ее перекисью водорода или слабо-розовым раствором марганцовки;

д)  постоянно следить за состоянием пострадавшего, при не­обходимости дать ему обезболивающее средство;

е)   наложить на рану давящую повязку и забинтовать ее;

ж)  наложить на рану чистую ткань и прижать ее к ране;

з)   если повреждена конечность, приподнять ее выше уровня сердца;

и)  доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

10. Перед наложением повязки на рану одежду с пострадавшего

сначала снимают:

а)   с любой стороны;

б)  со здоровой стороны;

в)   с травмированной стороны.

11. Ушиб — это:

а)   повреждение тканей организма в результате механическо­го воздействия не очень большой силы, сопровождающее­ся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек;

б)  местное открытое повреждение тканей и органов с нару­шением целостности внешних покровов;

в)   повреждение тканей в результате смещения костей в об­ласти сустава относительно друг друга;

г)   закрытое повреждение тканей, часто с разрывом мелких кровеносных сосудов вследствие удара твердым тупым предметом или падения на твердую поверхность.

12. Укажите последовательность оказания первой медицинской

помощи при ушибах.

а)   обеспечить поврежденному месту покой;

б)  доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

в)   наложить на место ушиба тугую повязку;

г)   наложить на место ушиба холод.

13. Какие из приведенных ниже признаков свидетельствуют о

растяжении?

а)   незначительный кровоподтек, превращающийся в синяк;

б)  появление на коже западения (вмятинки), ниже которого заметно выпячивание;

в)   боль при малейшем движении;

г)   припухлость (отек);

д)  ограничение подвижности.

14. Разрыв связок, мышц, сухожилий сосудов и нервов, как пра­вило, вызывает:

а)   медленное механическое воздействие на мягкие ткани с умеренной силой;

б)  быстрое механическое воздействие на мягкие ткани с

большой силой;

в)   умеренное механическое воздействие на мягкие ткани с не очень большой силой;

г)   закрытое повреждение тканей, часто с разрывом мелких кровеносных сосудов и образованием кровоподтеков от удара твердым тупым предметом или падения на твердую поверхность.

15. Укажите последовательность оказания первой медицинской

помощи при разрывах связок и мышц.

а)   если повреждена конечность, придать ей возвышенное по­ложение;

б)  дать пострадавшему обезболивающее средство;

в)   доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

г)   на поврежденное место наложить холод;

д)  наложить тугую повязку и обеспечить покой поврежден­ному месту.

16. Признаками вывиха обычно являются:

а)   изменение формы сустава;

б)  бугристые образования на позвоночнике;

в)   необычное положение конечности, изменение ее длины;

г)   боль в суставе, невозможность движения в нем;

д)  сонливость.

17. Перелом — это:

а)   внезапное смещение суставных концов костей за пределы их нормальной подвижности, иногда с разрывом сустав­ной сумки и связок и выходом суставного конца одной из костей из сумки;

б)  внезапное нарушение целостности кости в результате ме­ханического воздействия;

в)   внезапный выход кости за пределы обычной амплитуды движений.

18. Укажите последовательность оказания первой медицинской

помощи при открытом переломе.

а)   дать пострадавшему обезболивающее средство;

б)  остановить кровотечение и обработать края раны антисеп­тиком;

в)   провести иммобилизацию (обездвижение) конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повре­ждения;

г)   на рану в области перелома наложить стерильную по­вязку;

д)  доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

19. О травмах головы и позвоночника обычно свидетельствуют

следующие признаки:

а)   изменение уровня сознания (спутанность сознания, сонли­вость);

б)  сильная боль, кровотечение в области головы, шеи или спины;

в)   покалывание или потеря чувствительности в пальцах рук и ног;

г)   необычные бугристые образования на голове или позво­ночнике;

д)  боли в глотке и пищеводе;

е)   судороги;

ж)  нарушение зрения;

з)   выделение крови из ушей или носа;

и)  потеря равновесия.

20. Выберите из перечисленных ниже действий те, которые надо выполнить при подозрении на сотрясение головного мозга.

а)   вызвать «скорую помощь»;

б)  предложить пострадавшему самостоятельно обратиться в ближайшее лечебное учреждение;

в)   дать пострадавшему горячий чай или кофе;

г)   обеспечить пострадавшему абсолютный покой;

д)  приложить к его голове холодный компресс.

21. Укажите последовательность оказания первой медицинской помощи при переломе ребер.

а)   придать пострадавшему возвышенное положение полусидя (полулежа);

б)  направить пострадавшего в лечебное учреждение (в поло­жении сидя или полулежа) либо вызвать «скорую по­мощь»;

в)   наложить тугую бинтовую повязку на грудную клетку, делая первые ходы бинта в состоянии выдоха у постра­давшего;

г)   дать пострадавшему обезболивающее средство.

 

 

Ответы на тест:

  1. в
  2. г
  3. б
  4. г а в б
  5. а
  6. б а в
  7. а б в е ж з к л
  8. г
  9. в а б г ж е д и
  10. б
  11. г
  12. г в а б
  13. а в г д
  14. б
  15. г д б а в
  16. а в г
  17. б
  18. б г а в
  19. а б в г е ж з и
  20. а г д
  21. г в а б

Рефлексия.

Учитель: Молодцы. Все команды успешно справились с выполнением заданий. В качестве итога предлагаю послушать одну поучительную притчу:

Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь. К нему подошёл человек и спросил: — Зачем ты это делаешь? Это просто глупо! Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.