Главная / Публикации педагогов / Яшина Инна Германовна Упорова Елена Владиславовна Сибатрова Надежда Валерьевна

Публикации педагогов

« Назад

Яшина Инна Германовна Упорова Елена Владиславовна Сибатрова Надежда Валерьевна  15.01.2018 14:41

Ход занятия:

(звучит традиционная японская мелодия «Сакура»)

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация

Учитель лит-ры: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы открываем дверь в творческую мастерскую. На нашем занятии мы будем учиться понимать мир и самого себя путем погружения в поэзию, музыку и изобразительное искусство. А вот название творческой мастерской мы предлагаем вам дать самим в конце занятия.

Ответьте на вопрос: каким объявлен 2016 год в России? (президентом России В.В.Путиным 2016 год объявлен годом литературы.)

Совершенно верно. Однако на уроках литературы мы с вами затрагиваем темы национального характера и культуры не только России, но и других стран. Так, совсем недавно вы познакомились с японской культурой и особенностями японской поэзии. И не случайно наше занятие открыла традиционная японская мелодия «Сакура». Цель сегодняшней встречи: раскрытие нашего творческого потенциала и углубление представления о внутренних взаимосвязях трёх видов искусств – поэзии, музыки и живописи. В этом нам поможет японская культура. Сегодня с нами работают учителя музыки и изобразительного искусства - Надежда Валерьевна и Инна Германовна. Для плодотворной работы вы разделены на группы. Каждой группе была дана в качестве домашнего задания исследовательская работа, которую вы представите, после чего вашей группе  будет присвоен определенный символ.

  1. Актуализация знаний.
    Представление работ, выполненных дома

 

 

а) Учитель лит-ры:

Итак, в качестве эпиграфа к занятию мы взяли японскую мудрость: (читаю эпиграф)

Чтобы понять смысл этого высказывания, мы должны знать традиции Японии. Я даю слово первому докладчику. (Вашему вниманию будет представлен видеоролик «Традиции Японии»).

(получает символ)

б) Учитель ИЗО: Внимание японцев обращено к миниатюрным формам. Этой своей любовью – любованием всем маленьким, миниатюрным они отличаются от многих других народов. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся). О символах и символике Японии в презентации (презентация ученика), + словарная работа (запишите определение слова «символ»)

в) Учитель музыки: Искусство написания хокку — это умение в трех строках описать момент. А почему в этих стихотворениях именно 3 строки? Число 3, как особенное число,  встречается у многих народов, в разных культурах, в различных искусствах. И во всех случаях оно имеет своё особенное значение, свою магию. Что символизирует число 3 в искусствах музыки, поэзии, живописи мы узнаем из сообщений, подготовленных нашими учащимися:

«Магия числа 3 в музыке» (Презентация ученика) + словарная работа (запишите определение слова «рондо»  (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3раз) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами)

г) Учитель ИЗО: «Магия числа 3 в живописи» (Презентация ученика)

 

д) Учитель лит-ры:

Важность значения числа 3 является неистощимым предметом для исследований. Даем слово учащимся последней группы (Коняшкина Настя «Магия числа 3 в литературе»)

 

Действительно, число 3 символизирует завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец... Как в хокку…

- А что вы знаете об этом жанре? Каковы особенности этого древнего жанра японской поэзии?

ХОККУ (хайку) - жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

Совершенно верно, в маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип написания хокку.

 

  1. Анализ хокку

В сборниках хокку каждое стихотворение часто печатается на отдельной странице. Это делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь, проникнуться атмосферой стихотворения.

Внимание на экран. Прочтем стихотворение.

Уродливый ворон-
И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро! (Мацуо Басё)

-Как может уродливый ворон быть красивым на снегу? 
(ворон - некрасивая птица, и он не может быть прекрасным; но для японцев в природе нет некрасивых животных или птиц, и ворон тоже красив, но по-своему; снег был первый, значит он пушистый и чистый на нем и некрасивый ворон прекрасен)

- Посмотрите, как удалось автору передать то, что увидел, как пронзительно он чувствует природу! Как точно изображает! И это вызывает восхищение!

Больше некому стало

Делать дырки в бумаге окон,

Но как холодно в доме. (Тиё)

-Что такое «бумага окон»?

-Кто мог делать дырки в бумажных окнах?

-Почему некому теперь делать дырки?

-Почему окна целы, а в доме холодно?

(Дырки в бумажных окнах делает ребенок, значит, его не стало, поэтому в душе поэта холод. Действительно, поэтесса Тиё написала это стихотворение после смерти маленького сына).

 

Учитель музыки:

Простота хокку – это гениальная простота, за которой постоянная работа души, обостренная чуткость восприятия мира…Никто в европейской культуре так не близок идее хокку, как (как ни странно) Фредерик Шопен…Слушайте…хокку…три строчки…

Колокол смолк вдалеке,

Но ароматом вечерних цветов

Отзвук его плывёт…

(В исп. учителя звучит Прелюдия №7 Ф.Шопена)

 - Вы слышите, как отзвук плывёт ароматом...?

А вот ещё одно хокку:

 Стократ благороднее тот,

кто не скажет при блеске молний:

«Вот она - наша жизнь!»

(Звучит аудиозапись  Этюд соч.25 № 11 Ф.Шопена)

-Думаю, что словесные комментарии здесь излишни. Музыка Шопена ярко и эмоционально расшифровывает смысл хокку.

 

  1. Работа в группах
    Учитель музыки:

- А сейчас вы попробуете себя в сотворчестве. Я сыграю вам Прелюдию №20 Ф.Шопена.

Вслушайтесь в её звучание, проникнитесь её настроением и чувствами. Подберите к ней одно наиболее созвучное по смыслу и чувствам хокку, из трёх, предложенных вам:

 

1.Цветы увяли.

  Сыплются, падают семена,

  Как будто слезы…(Басё)

 

2.Стаял зимний снег.

  Озарились радостью

  Даже лица звезд. (Исса)

 

3.Видели все на свете

  Мои глаза – и вернулись

  К вам, белые хризантемы. (Иссё)

 

-Нужны ли для этой музыки ещё какие-то слова?

-Могло ли это хокку стать эпиграфом к этой прелюдии?

 

  1. Работа в группах (Упражнение в соавторстве)

Учитель лит-ры:

1)- теперь попробуем восстановить «разрушенное» стихотворение. Даны две строки, надо подобрать третью из нескольких предложенных.

Так легко-легко
Выплыла - и в облаке
Задумалась луна. (Тучка пронеслась. Звездочка мелькнула)

И осенью хочется жить 
Этой бабочке: пьет торопливо 
С хризантемы росу. (Воду с тюльпана. Капли с пиона)

Сколько воспоминаний 
Вы разбудили в душе моей, 
О вишни старого сада! (Ветви сосны у дверей. Звезды полночного неба)

Молись о счастливых днях!

На зимнее дерево сливы

Будь сердцем своим похож. (Пристальнее посмотри. Рукою своей обопрись)

 

О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по-своему, —

В этом высший подвиг цветка! (Прекрасен каждый цветок. Почувствуй запах цветов)

 

2) - А сейчас я предлагаю вам попробовать написать хокку по первой строчке.

Вариант 1 Утро зимнего дня ...

Вариант 2 Время бежит ...

Вариант 3 Роса на траве…

Вариант 4 Звезда упала…

Вариант 5 Лучи заката…

Начинаем работать самостоятельно. Затем представим свои работы.

 

  1. Закрепление и применение учебного материала

Учитель ИЗО:

Увидев красоту, услышав музыку, человек не может оставаться равнодушным. И сейчас настало время приступить к иллюстрации ваших хокку. Постарайтесь не только проиллюстрировать хокку, но и передать свое настроение.

Вопросы:

1.как сделать цвет не крикливым, нежным.(использовать белую, чёрную краски)

2.Как избежать перенасыщенности в работе (использовать не больше трёх элементов)

3.Как передать в работе дух Японии. (использовать символы Японии)

Представим свои работы.

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель лит-ры:

Наше занятие подходит к концу. Но давайте вернемся в начало и дадим название ему (на экране «Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое…»). А может быть кто-то из вас даст оценку нашему занятию в жанре хокку? (сочиняют и читают …). Молодцы, ребята.

Сегодня мы не просто приоткрыли дверь в удивительный мир страны восходящего солнца, мы учились понимать мир и самого себя путем погружения в поэзию, музыку и изобразительное искусство. Оказывается, запечатлеть непримечательное – это и есть способ найти себя, неформально мыслить, дать волю чувствам. Главное – заметить, не пройти мимо, не пропустить.

Учитель музыки:

Всматривайтесь в жизнь, в себя. С детства привитое чувство любви к искусству – это надежда на наше светлое и лучшее будущее. С помощью мельчайших деталей мы познаём сущность бытия.

Учитель ИЗО:

Оглянитесь, прекрасное может быть рядом, всмотритесь… Позвольте себе увидеть мир в одной песчинке

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:



*Подтвердите, что Вы не робот:
Loading ...

*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее