В день памяти святителя Игнатия Мариупольского митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и митрополит Горловский и Славянский Митрофансовершили Божественную литургию в Николаевском кафедральном соборе Мариуполя, где в 1998 году был совершён чин прославления святого и пребывают его мощи. По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас всех с праздником - днём памяти святителя Игнатия Мариупольского, небесного покровителя города, где сегодня живёте вы, живут ваши семьи, ваши родные и близкие! Наверное, в Церкви это один из редчайших примеров того, как человек сумел своё духовное служение, само по себе непростое, сочетать с тем, чтобы взять на себя ответственность и обязанность устраивать земную жизнь людей.

Святитель не только вывел их из плена и для этого предпринял большие подвиги, но и страдал от непонимания, потому что когда людям трудно, они начинают раздражаться на того, кто руководит ими. В какой-то момент люди несправедливо обвинили его в своих бедах и трудностях. Он смиренно ушёл в сторону, но они очень быстро раскаялись, потому что найти человека, который будет так отдавать себя людям, вникать во все их нужды и молиться о каждом, как делал это святитель Игнатий, оказалось непросто. И до сегодняшнего дня никто ещё не нашёл человека, подобного святителю Игнатию Мариупольскому. Потому он и святой, что сумел жить не для себя, а для Бога и ближнего. Потому мы и чтим его память, что он и сегодня слышит наши молитвы, когда мы к нему прибегаем, и исполняет наши просьбы.

Святитель Игнатий - удивительный человек, и если кто-то хотел бы у него учиться, научиться у него можно многому. Сегодня люди отвыкли брать на себя хотя бы какую-нибудь ответственность. Никто ни за что не отвечает. У всех виноват сосед или какие-то обстоятельства - и в личной жизни, и в семейной.

Даже в духовной жизни люди привыкли ничего не решать сами, они говорят: «Пойду у духовника спрошу, пусть он за меня решит, как он скажет, так и будет». И это зачастую свидетельствует не о каком-то высоком духовном доверии или о духовной жизни человека, а просто о его нежелании что-то делать самостоятельно и что-то решать в своей жизни - пусть лучше отвечает кто-то другой. Сегодня это распространяется от человека до государства - никто ни за что не отвечает.

Святитель Игнатий был другим человеком - он умел брать на себя ответственность, не боялся нести её и ради этого жертвовать всем. Он никого ни о чём не просил и никого не обвинял, а делал сам всё, что мог, для блага других. Он шёл через трудности и испытания и ничего не боялся. Как можно было прийти на пустое место, в степь, и здесь основать город? Он не говорил: «МВФ должен мне дать кредит, кто-то должен прийти и за меня что-то сделать, должен собраться какой-то совет и решить, а я посмотрю, что они решили, и скажу, хорошо они сделали или плохо, будет ли мне это выгодно», - как это происходит сегодня. Святитель Игнатий брал на себя ответственность. Он вникал во всё, помогал, чем мог, и побуждал людей к тому, чтобы и они помогали друг другу.

На самом деле, все вместе мы очень многое можем. Если мы будем друг другу помогать, и каждый из нас будет жить не для себя, наша жизнь станет совсем другой. Если каждый из нас будет брать ответственность за свою жизнь, свою семью, своих детей и свой дом, делать всё так, как должен делать христианин, чтобы везде были чистота, порядок, добрые человеческие отношения - а не так, как привыкли сегодня: ставить на первое место выгоду, а на второе совесть и всё остальное, - жизнь изменится. А от того, что к нам придёт кто-то, хороший или плохой, и напишет нам какой-то закон, научит нас новым правилам, которых мы не знали, не изменится ничего.

Нет никаких новых правил жизни. Христос уже дал нам все правила, в Евангелии всё сказано. Если человек не хочет жить по Евангелию, удаляет себя от Бога и живёт без Бога, кто ему даст правила для того, чтобы он жил хорошо? Он сам виноват в тех бедах, которые в его жизни происходят.

Жить по Евангелию - это не просто читать книгу. Это значит вникнуть в суть. Господь пришёл к людям. Какими Он хотел, чтобы они были? Это и есть Евангелие. Мы должны понять это и такими стать, ответить на то, что нам говорит Евангелие, своей жизнью, и тогда всё изменится.

Святитель Игнатий умел людей к этому побудить. Во-первых, он сам жил по Евангелию. Во-вторых, он умел сделать так, чтобы люди, которые находились рядом с ним, тоже старались так жить. Люди решились покинуть свои дома и прийти туда, где ничего нет. Удалось преодолеть тяжелейшие испытания перехода. На пустом месте возник город. Построили храмы, дома, улицы, дороги - всё то, что необходимо человеку для нормальной жизни. В основе всего этого лежало христианское отношение к жизни, вера в то, что, созидая земное Отечество и украшая его, никогда нельзя забывать об Отечестве Небесном, потому что оно должно стоять на первом месте.

Дай Бог, чтобы, празднуя память великого святого, нашего покровителя Игнатия Мариупольского, мы не забывали об этом, чтобы это всегда было в наших сердцах. Будем просить его молитв и помощи. Я верю, что он слышит нас и помогает нам. Пусть милость Божия пребудет со всеми вами! Храни вас всех Господь!

Епископ Горловский и Славянский Митрофан родился 31 октября 1976 года в городе Ворошиловграде (ныне г. Луганск) в семье рабочих.

С 1982 по 1991 год Митрофан обучался в средней школе. С 1990 года нес послушание иподиакона при Свято-Петропавловском кафедральном соборе Луганска.

В 1991 году Митрофан поступил послушником в Курско-Коренную Рождества Богородицы пустынь Курской епархии. Нес послушания алтарника, уставщика, исполнял хозяйственные работы.

В 1994 году, по благословению духовника Митрофан перешел во вновь открывшийся Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра) Донецкой епархии. С ноября 1994 года находился на послушании иподиакона и водителя у епископа Горловского и Славянского Алипия.21 ноября

1994 года Преосвященнейшим Алипием был рукоположен в сан диакона. 23 декабря 1994 года в Святогорском Свято-Успенском монастыре пострижен в монашество с именем Митрофан в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Находясь в сане иеродиакона, продолжал нести прежнее послушание водителя и иподиакона.

20 октября 1997 года Высокопреосвященнейшим Иларионом, архиепископом Донецким и Мариупольским, управляющим Горловской епархией, Митрофан был направлен на пастырское служение в Свято-Михайловский храм Мариуполя. Указом от 23 июля 1999 года назначен настоятелем вновь созданной общины в честь святого равноапостольного князя Владимира г. Мариуполя.

С 12 апреля 2000 года Митрофан - настоятель Свято-Владимирского храма г. Мариуполя. С 1 августа того же года - храма Рождества Христова г. Донецка.

С 1996 по 2000 годы Митрофан обучался в Киевской духовной семинарии, а с 2001 по 2005 год - в Киевской духовной академии

С 2004 года Митрофан нес послушание духовника и преподавателя Нового Завета на отделении духовной культуры при Донецком национальном университете. Указом от 8 февраля 2006 года назначен настоятелем новообразованной общины в честь св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба при университете (в 2006 году на территории учебного заведения открылся храм во имя святых князей Бориса и Глеба).

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 января 2007 года Митрофан назначен на Горловскую кафедру с возведением в сан епископа.

В субботу, 27 января, во время вечернего богослужения в Трапезном храме во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских состоялось наречение архимандрита Митрофана во епископа "богоспасаемого града Горловки".

Архиерейская хиротония состоялась 28 января 2007 года в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Перед началом Божественной литургии в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, Блаженнейший Митрополит Владимир совершил чин исповедания веры. Архимандрит Митрофан трижды прочитал "Символ веры", составленный святыми отцами первых трех Вселенских Соборов, а также пообещал верой и правдой служить Богу и людям, неуклонно придерживаться наставлений Предстоятеля УПЦ, не нарушать молитвенного и евхаристического единства с другими архиереями, четко выполнять решения Священного Синода и жить согласно нормам канонического права Вселенского православия.

За Божественной литургией Блаженнейший Митрополит Владимир в сослужении митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, епископов Васильковского Луки, Святогорского Арсения и Бориспольского Антония совершил архиерейскую хиротонию. Владика Митрофан с титулом "епископ Горловский и Славянский" назначен правящим архиереем Горловской епархии.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

– Я помню, как год назад во время воскресного всенощного бдения ко мне подошли священники и сказали: «Владыка, у нас случилась беда: в Кировском разрушен храм, и люди погибли». 27 августа, в канун Успения Пресвятой Богородицы, мне удалось выехать сюда. Прихожане, которые остались в городе, собрались во временном вагончике. И во время богослужения он содрогался оттого, что где-то совсем рядом рвались снаряды.

Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы восстановить разрушенное, не унывать, а в терпении преодолеть все те скорби и испытания, которые нам выпали. В тот момент мне хотелось сказать всем, что какими бы одинокими мы себя ни чувствовали, как бы ни трудно было смотреть на те разрушения и страдания, которые нам приходится терпеть, мы не одни. Потому что с нами молитва Церкви, с нами сочувствие наших верующих братьев и сестёр. Святейший Патриарх Кирилл на следующий день, совершая богослужение, сказал, что возмущён тем, что происходит, и потребовал обратить самое пристальное внимание на те беззакония, которые творятся на нашей земле.

К сожалению, мы потеряли за этот год не один храм. В августе прошлого года в Горловке полностью сгорел храм Благовещения Пресвятой Богородицы, но, слава Богу, люди там успели выбежать из храма, никто не погиб. Из двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены в результате боевых действий.

Я верю, что точно так же, как была построена здесь временная церковь, с Божией помощью мы отстроим и новый типовый храм. Сегодня мы собрались для того, чтобы помолиться о приснопоминаемых прихожанах этого храма, которые погибли здесь во время богослужения, и для того, чтобы засвидетельствовать Богу, что мы, православные христиане, не поступаем как язычники: мы сегодня не произносим слов проклятия и ненависти и не говорим о вражде. Мы сегодня говорим о любви, мире и прощении. Это и есть то, чем настоящие христиане отличаются от язычников и тех, кто, называя себя христианами, живут как язычники и безбожники.

Самое главное, что в наших сердцах нет ненависти и проклятия, нет осуждения и всего того, что сделало бы невозможными сегодня нашу молитву, причащение Святых Христовых Тайн, сделало бы невозможным наше будущее. Нельзя ничего построить на ненависти и вражде. Нельзя иметь никакого будущего, если в основу этого будущего закладывается яд гордыни и самоуверенности.

И именно в этом наша сила - в том, что на зло мы отвечаем добром, на ненависть мы отвечаем молитвой, на разрушения мы отвечаем своей готовностью созидать и молитвой о тех, кто разрушает - чтобы Господь их вразумил, и они поняли, что разрушают не только стены, которые будут восстановлены, но, в первую очередь, свою собственную душу, которую восстановить можно только покаянием, обращением к Богу и добрыми делами. Стены восстановить легче, потому что они никогда не противятся. Если мы положим кирпич, он будет лежать там, где мы его положили. А человек - это существо, которое в ответ на призыв может сказать и «да», и «нет».

Посмотрите, сколько людей Господь за Собой звал, и сколько людей на Его призыв ответило. Нашлось всего двенадцать рыбаков на берегу Галилейского озера, которые потом стали апостолами и проповедовали слово Божие по всей вселенной. А где же были все остальные? Фарисеи, книжники, законники, учителя народа, священники? Почему они не пошли за Христом? Ведь они первыми должны были Его узнать, первыми откликнуться на Его призыв, оставить всё и последовать за Ним, как Он сказал сегодня богатому юноше, «если хочешь быть совершенным». Но нашлось всего двенадцать.

Так и в сегодняшний день не все, называясь христианами, готовы следовать за Христом, исполняя Его волю и Его заповеди. Слава Богу, что сегодня этот приход, от храма которого год назад остались одни развалины, опять наполнен людьми. И именно это - залог того, что храм здесь будет отстроен. Если есть люди, которые чувствуют нужду в молитве Богу и хотят идти за Христом, подобно апостолам, и, оставив всё, исполнять заповеди Божии, я верю, что благословение Божие будет на этом городе и его жителях, и на всех их делах.

Всё восстановится, и мы снова будем благодарить Бога. Почему я в это верю? Потому что мы строим не на ненависти, не на вражде и беззакониях, а на том фундаменте, строить на котором нам заповедал Господь - на исполнении заповедей Божиих, любви к Богу и ближнему.

Я верю, что и кровь, которая пролилась здесь, не пролилась напрасно. Наша молитва сегодня соединяется с молитвой тех, кто пострадал в этой братоубийственной войне, кого уже нет среди нас. Дай Бог, чтобы это всё стало для нас добрым фундаментом, чтобы мы свою новую жизнь не строили на прежнем старом фундаменте, чтобы она была без греха, и заповеди Божии были в ней на первом и главном месте. Христианин - это не тот, кто просто носит это название, но тот, кто следует за Христом, в чём всем нам пусть поможет Премилосердный Господь.

Год назад 23 августа 2014 года храм святого Иоанна Кронштадского в г. Кировское. В результате артиллерийского обстрела храм был полностью разрушен, три человека погибли, несколько получили тяжелые ранения.

ФИО: Никитин Андрей Викторович.

Дата рождения: 31.10.1976 г.

День тезоименитства: 17 сентября - второе обретение мощей святителя Митрофана Воронежского.

Дата архиерейской хиротонии: 28.01.2007 г.

Родился 31 октября 1976 года в городе Ворошиловграде (ныне г. Луганск) в семье рабочих. С 1982 по 1991 гг. обучался в средней школе, одновременно с 1990 г. нес послушание иподиакона при Свято-Петропавловском кафедральном соборе г. Луганска.

В 1991 г. поступил послушником в Курско-Коренную Рождества Богородицы пустынь Курской епархии. В монастыре нес послушания алтарника, уставщика, исполнял хозяйственные работы. В 1994 г. по благословению духовника перешёл во вновь открывшийся Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра) Донецкой епархии. С ноября 1994 г. находился на послушании иподиакона и водителя у преосвященнейшего Алипия, епископа Горловского и Славянского.

21 ноября 1994 г. преосвященнейшим Алипием был рукоположен в сан диакона. 23 декабря 1994 г. в Святогорском Свято-Успенском монастыре тем же преосвященным пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. Находясь в сане иеродиакона, продолжал нести прежнее послушание водителя и иподиакона. 18 мая 1997 г. преосвященнейшим Алипием рукоположен в сан иеромонаха.

20 октября 1997 г. Высокопреосвященнейшим Иларионом, архиепископом Донецким и Мариупольским, управляющим Горловской епархией, был направлен на пастырское служение в Свято-Михайловский храм г. Мариуполя. Указом от 23 июля 1999 г. Высокопреосвященнейший Иларион также благословил настоятельское окормление вновь созданной общины в честь святого равноапостольного князя Владимира в г. Мариуполе. С 12 апреля 2000 г. - настоятель Свято-Владимирского храма г. Мариуполя.

С 1 августа 2000 г. - настоятель храма Рождества Христова в г. Донецке. С 1996 по 2000 г. обучался в Киевской Духовной Семинарии, с 2001 по 2005 г. - в Киевской Духовной Академии.

С 2004 г. нес послушание духовника и преподавателя Нового Завета на Подразделении духовной культуры при Донецком национальном университете. В 2004 году Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иларионом удостоен сана архимандрита. Указом от 8 февраля 2006 г. на архимандрита Митрофана возложено настоятельское окормление вновь созданной общины в честь святых князей и страстотерпцев Бориса и Глеба при университете.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24.01.2007 г. архимандриту Митрофану (Никитину) определено быть епископом Горловским и Славянским. 27 января в трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось наречение архимандрита Митрофана (Никитина) во епископа Горловского и Славянского.

  • Слово архимандрита Митрофана (Никитина), произнесенное в Успенской Киево-Печерской Лавре за вечерним богослужением при наречении во епископа Горловского и Славянского

28 января, в Неделю мытаря и фарисея, в трапезном храме Успенской Киево-Печерской Лавры состоялась архиерейская хиротония епископа Митрофана.

В день памяти святителя Иоасафа Белгородского митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил Божественную литургию в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского города Кировское. По окончании богослужения владыка обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Я знаю, как непросто выжить в условиях, когда нет определённости. Люди, которые пережили 2014 год, даже когда слышат отдалённый звук снаряда, не уверены, пролетит ли он далеко или рядом - так, как было здесь во время богослужения, когда снаряд попал в храм. Всё это остаётся в памяти. Пережив каждую такую ночь и каждый такой день, человек благодарит Бога.

Когда речь идёт о будущем, никто из нас не знает, каким оно будет, ни от кого из нас оно не зависит. Мы оказались в том месте, где гораздо более сильные и важные люди решают, кто прав, а кто виноват. А страдают при этом старики, женщины и дети - те, кто слабее всего, кто к войне не имеет никакого отношения.

В это сложное и тяжёлое время храм Божий становится тем местом, куда люди приходят почерпнуть духовные силы для терпения и вдохновения, ведь нельзя жить всё время в унынии, тоске и отчаянии.

Я вчера смотрел передачу о том, как учёные запустили в Антарктике под воду какой-то аппарат и под огромной толщей льда фотографировали дно. Там были разноцветные кораллы, красивые животные и растения. Всего лишь на пару месяцев тает лёд, и солнце туда проникает, а остальное время их никто не видит, но Господь создал их прекрасными. И я думаю о том, насколько человек превосходит любое Божие творение! Мы ведь живём не под толщей многометрового льда и не на дне океана, а здесь, на земле. Нас окружает много хорошего и доброго, и Бог нам дал возможность тоже сделать очень много доброго и хорошего. Никто из нас не коралл и не растение, которое раскрасили, посадили, и оно просто для себя живёт. Нам дано сделать много добра.

Да, мир несовершенен. Да, вокруг нас происходят события, которые вызывают боль в сердце и непонимание, почему так. Нет ответов на многие вопросы. Но верующему человеку всё равно такие трудные времена пережить легче, потому что мы понимаем: как бы ни было тяжело и трудно, главная цель нашей жизни не зависит от этих внешних обстоятельств. Какими бы они ни были, они не могут нам воспрепятствовать достичь этой главной цели - спасения души, и наследовать жизнь вечную.

Понятно, почему храмы становятся теми духовными центрами, куда приходят и взрослые, и старики, и дети. Они приходят чему-то научиться и увидеть надежду. Собравшись вместе и от этого став сильнее, помочь тем, кому трудней. Так и должна поступать христианская община. Если мы вместе - мы сильны, а если мы сильны, значит, мы должны помогать тем, кто слабее и нуждается в нашей помощи.

Самый распространённый вопрос, который сегодня задают люди - когда это всё закончится, когда придёт конец, когда настанет мир. Я не знаю, как на этот вопрос ответить, но я знаю другое: нам не надо ждать, когда всё закончится. Нам нужно сегодня, завтра и каждый день делать то, что в наших силах, чтобы этот мир стал лучше, чтобы добра в этом мире было больше, чтобы царствовала и торжествовала любовь, а не зло и неправда. И в этом - наше предназначение, наша задача. Для этого мы живём на земле.

Дай Бог, чтобы каждый из нас не ждал каких-то времён или сроков, когда он начнёт любить, быть добрым христианином, а был добрым христианином и любил уже сегодня. Никто, ничто и никогда этому помешать не сможет - «ныне время благоприятное и ныне день спасения».

От нас с вами зависит, какой будет наша жизнь. Вместо нас эту жизнь никто не проживёт. Если мы будем совершать добрые дела и проявлять любовь к Богу, то хуже точно не будет - только лучше. Дай Бог, чтобы у нас это получалось.

Лучше сделать мало, чем не сделать вообще ничего. Лучше сделать хоть один шаг, чем стоять на месте и жаловаться, плакать или кого-то осуждать. Дай Бог, чтобы каждый день, который даёт Господь, мы делали хотя бы один шаг для того, чтобы на этой земле появилось то доброе и хорошее, чего ещё не было, чтобы мы могли что-то сделать и для Бога, и для себя, для Святой Церкви и спасения своей души. И ждать, когда для этого наступит какое-то благоприятное время - самая большая ошибка. Это время уже наступило. Делайте добрые дела, трудитесь во славу Божию, проявляйте любовь, уважение и заботу друг о друге!

С праздником святителя Иоасафа Белгородского! Храни вас Господь!

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан (Никитин)