Стихотворение написано автором в 1823 году, когда Пушкин находился в южной ссылке, а именно в Одессе в канцелярии графа Воронцова. Поэт находился в подавленном состоянии в результате того, что его мечты о свободе разбились в пух и прах.

Для создания своего произведения Пушкин обращается к евангельским мотивам. В частности, речь идет о притче, повествующей о сеятеле. Ее произнес Христос. Суть заключается в том, что сеятель не может полагать, что все зерна дадут росток. Но если семечко посадят в плодородную землю, оно непременно прорастет.

В то время поэт был в опале из-за антиправительственных настроений, которые он выражал в стихах. Однако его ненавидела не только власть, но и обычные люди, которые жестко критиковали его творчество в журналах. Тогда Александр Сергеевич разозлился и бросил всем недоброжелателям стихотворный упрек.

Жанр, направление и размер

Жанр произведения А. С. Пушкина — лирическое стихотворение. Направление, в рамках которого было создано лирическое произведение «Свободы сеятель пустынной», — романтизм, так как А. С. Пушкин создал разочарованного в своих идеалах лирического героя. Он одинок и настроен оппозиционно по отношению к обществу. Это и есть признаки романтического направления.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия. Такое сочетание делает произведение необычайно богатым и живым. В произведении присутствует рифма, как перекрестная, так и кольцевая. Также идет чередование женской и мужской рифмы.

Образы и символы

Стихотворение создано автором от первого лица, что дает читателю возможность лучше понять лирического героя, рассмотреть его вблизи. Поэт нарекает главного героя «сеятелем пустынным», акцентируя тот факт, что он первопроходец, то есть он первый, кто пытался посеять семена, олицетворяющие свободу.

Лирический герой не добивается желаемого, что приводит его в отчаяние. Разочаровавшись, он сравнивает мирные народы со стадами животных, обрекших себя и своих потомков на рабство. Это сравнение высмеивает не только крепостное право, но и тех дворян, которые добровольно ограничивают себя в правах, повинуясь царю-батюшке.

Ярмо с гремушками да бич – атрибуты пастбища, которые указывают на схожесть народа со скотом, который гонят на убой.

Темы и проблемы

  1. В 19 веке писатели и поэты придавали большое значение проблеме закрепощения народа. Эта проблема нашла отражение в стихотворении А. С. Пушкина. Поэт решил донести свои мысли и идеи до читателя через притчу из Библии. Он обвиняет в рабском поклонении не столько простых людей, сколько дворян, которые могут что-то изменить, но не решаются это сделать.
  2. Основная тема произведения — разочарование лирического героя в предназначении поэта: вестника правды и свободы. Его семя не нашло плодородной почвы, люди не хотят его слышать. Им дороже покой и праздность сытой жизни скота, чем идеалы и ценности свободы. Поэтому сеятель покидает их, убедившись, что его труд это поколение не оценит.
  3. Также поэт обращается внимание на безысходность порочного круга , где отцы передают детям рабское ярмо. Никто не осмеливается его порвать, поэтому на рабство обречены все следующие поколения людей.

Основная идея

Главная мысль, которая лежит в основе произведения, заключается в тщетности попытки поэта подтолкнуть людей к пониманию собственной роли и важности. Таким образом, если поэт не может донести свои идеи до масс, его творчество становится ненужным. Поэтому он и разочаровался в обществе, которое само просит бича и тянет ярмо, отвергая дар сеятеля.

Смысл послания А. С. Пушкина в том, что он, выражая свое недовольство, втайне подстёгивает самолюбие людей. Читая его стихотворение, они злятся не только на него, но и на себя, ведь понимают, что сеятель прав. Эта эмоция подстегивает их к осознанию своего рабского положения.

Средства художественной выразительности

Александр Сергеевич для выражения своих мыслей и идей использует ряд средств художественной изобразительности. В первую очередь – это тропы, например, метафоры (« сеятель свободы», «чести клич», «дары свободы»), эпитеты («рукою чистой и безвинной», «порабощённые бразды»).

В стихотворении можно найти примеры стилистических фигур, таких как антитеза и инверсия, и синтаксических средств, к которым относятся: риторическое восклицание, обращение, вопрос и ряды однородных членов.

В качестве поэтической фонетики А. С. Пушкин использовал аллитерацию. К тому же, поэт не обошел стороной и лексические средства изобразительности, к которым можно отнести возвышенную лексику (благие, бразды).

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкин

А. С. Пушкин всегда заявлял о высокой гражданской миссии поэта, который обязан обращать внимание людей на главные общественные пороки и беды. В 1823 г. он написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором в аллегорической форме описал свое беззаветное служение обществу. В основу сюжета Пушкин положил библейское предание. Эпиграф взят из Евангелия от Матфея.

Пушкин сравнивает себя с древним сеятелем. Этот образ выбран поэтом не случайно. В далекие времена, да и во время Пушкина тоже, земледелие играло определяющую роль в человеческой деятельности. От благополучного посева и сбора урожая напрямую зависела жизнь человека. Поэтому простой сеятель выступал в качестве одного из жизненных символов. Его работа предварялась обрядами или чтением молитв. Сеятель выходит на поле очень рано («до звезды»). Его руки не могут быть осквернены никаким преступлением, а душа должна быть чистой и исполненной высоких помыслов.

«Живительное семя» ассоциируется со свободолюбивыми высказываниями Пушкина, которые были призваны пробудить в людях надежду на счастливое будущее и веру в свои силы. Но поэту так и не удалось достучаться до равнодушных сердец. Его призывы остались без ответа, на них откликнулись лишь единицы. Большинство подвергло поэта насмешкам и осуждению, а реакцией высшей власти стала ссылка. Поэтому автор заявляет, что «потерял… время… и труды». Его «семена» дали незначительные всходы, о которых поэт даже не упоминает, так как ждал богатого «урожая». Пушкин излишне самокритичен. Его произведения оказали большое воздействие на образованных людей, в частности, на будущих декабристов.

Вторая часть стихотворения напрямую обличает современное общество, к которому поэт относится с нескрываемым презрением. Он сравнивает его с безмозглым стадом, которое привыкло к своему рабскому положению и не желает никаких перемен. Стаду животных не нужны «дары свободы», оно покорно несет свое бремя. Любые насильственные действия власти («резать или стричь») воспринимаются как необходимые и полезные для общества. «Ярмо с гремушками» символизирует светские развлечения и торжественные праздники, которые отводят внимание от деспотизма. «Бич» — символ неотвратимого и сурового наказания за отступление от принятых правил и законов.

Произведение «Свободы сеятель пустынный» — одно из сильнейших стихотворений Пушкина, имеющих острую социальную направленность. Оно пользовалось большой популярностью как среди современников поэта, так и среди революционного движения впоследствии.

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя --

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

пушкин стихотворение сеятель

Перед нами стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Свободы сеятель пустынный», которое раскрывает читателю отношение поэта к политическому строю в России, а так же к бездействию народа в своём положении.

Сюжетом стихотворение Пушкина является евангельская притча: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и ыросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод торичный».* И хотя в евангельской притче некоторые семена дали всходы, то вывод пушкинского лирического героя менее утешителен.

Как известно данное стихотворение написано в 1823 году, в это время Пушкин уже находился третий год в южной ссылке, куда был отправлен за эпиграммы и вольные стихи быстро распространившиеся в Петербурге 1820 года в связи с активной деятельностью декабристов, за которых ратовал и Александр Сергеевич.

Первая строчка стихотворения «Свободы сеятель пустынный», является и названием всего произведения, можно заметить, что Пушкин как бы дважды делает акцент на то, что он несёт зарождение мысли о свободе в массы. Он называет мысль о воле «живительным семенем», эпитет «живительный», как нельзя лучше подходит, как бы сравнивая данное семя с живительной влагой, без которой человек не может прожить, Пушкин даёт весомость и желанность данной свободе которую он, как поэт, своими строками продвигает в массы. Это же и подтверждает лексема с корнем «свобод» единственная повторяющаяся 2 раза, тем самым акцентируемая автором вдвойне.

Александр Сергеевич даёт думе о свободе благоговейную важность, это можно и заметить по композиционному строению стихотворения. Рассматривая её мы замечаем что строфичность присутствует, но мы не можем назвать её постоянной, так как строфы делятся на разное количество стихов в строфе. В первой их 7, во второй 6. Таким образом автор делит это стихотворение на две части, каждая из которых имеет свой особенный ценный смысл.

Первые 7 строк стихотворения наделены возвышенностью, в них говорится о великой цели сеятеля, где он выходит «до звезды», является первым начавшим сеять свободу в «порабощенные бразды». Этими словами Александр Сергеевич проводит и параллель с собой, так как тоже является сеятелем мысли о свободе через слова и свои произведения, но картина дополняется эпитетом «пустынный», так как в то время поэт был одинок в своей ссылке и не мог помогать своим друзьям.

Так же в первой части стихотворения читателю даётся противоположная оценка благим действиям сеятеля, когда сам разочарованный лирический герой Пушкина говорит что в своих желаниях помочь народу «потерял я только время, благие мысли и труды...», лирический герой Пушкина уже испытывает лирические переживания в правильности совершённого собою действия.

Во второй части «сеятель» продолжает говорить о том, что все его действия были напрасны, так как людей порабощённых данным политическим строем «не разбудит чести клич». И в гневных порывах, о чём говорит наличие восклицательного знака, он сравнивает народы со стадами, которые не живут а «пасутся мирно» не обращая внимания на окружающий мир. В порыве разочарования, он задаёт риторический вопрос сам себе «К чему стадам дары свободы?» и сам же отвечает на него, что удел стада быть стриженым. Александр Сергеевич приводит мысль о крестьянах замкнутых в крепостном праве, нуждающихся в свободе, но в тоже время он понимает, что нужна ли им эта свобода, если они довольны своим наследством «Наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Рассмотрим построение данного стихотворения со стороны системы стихосложения на отрывке стихотворения:

Ударные слоги Тоническая система

К чему стадам дары свободы? 2 4 6 8 1"1"1"1"1

Их должно резать или стричь. 2 4 6 8 1"1"1"1"

Наследство их из рода в роды 2 4 6 8 1"1"1"1"1

Ярмо с гремушками да бич. 2 4 6 8 1"1"1"1"

По данной схеме мы можем видеть, что Александр Сергеевич использует для написания своего стихотворения такой стихотворный размер как ямб, потому что ударения падают только на чётные слоги. В тонической системе поэт придерживается дольника, так как безударные слоги между ударными колеблются в интервале от 0 до 2.

В окончаниях данного произведения присутствуют как мужские, так и женские, но женские идут с перевесом 8/5, что придаёт произведению более мелодичную структуру. Так же в стихотворении присутствует мужская рифма с окончанием на последний ударный слог и женская рифма с ударением на предпоследний слог в отношении 6 мужских и 7 женских, это ещё раз говорит о мелодичности стихотворения, по схеме выглядят так ЖМЖМЖЖМЖМЖМЖМ.

Рассматривая систему рифмовки можно заметить, что Пушкин использует интересный подход, один стих является рифмой к двум системам рифмовки. Рассмотрим схематически ан последних словах стихов:

1 строфа 2 строфа

пустынный народы

звёзды клич

безвинной свободы

бразды стричь

семя роды

время бич

Так можно заметить, что первые 4 строки в 1 строфе объединены перекрёстной рифмой со схемой ABAB, и тут же последняя B является частью кольцевой рифмовки BAAB. Во второй строфе мы видим перекрёстную рифмовку со схемой ABABAB. Можно отметить и то, что рифма является точной, так как по фонеме совпадает более одного звука.

В данном произведение можно заметить изобилующее число эпитетов на первую строфу: пустынный, чистой, безвинной, мирные, живительное, благие, порабощенные, все они относятся к высокому стилю речи, что говорит о красоте слога Пушкина и привносит в сознание читателя некую возвышенность и чувство прекрасного. Так же Александр Сергеевич пользуется сравнениями «живительное семя» - как свобода которую он может подарить крестьянам и «порабощенные бразды» - как крепостничество, царящее в России.

Мы видим так же очень разнообразный пунктуационный ряд:

, ; -- , ... ! . ? . .

который говорит нам о разном эмоциональном состоянии лирического героя. Можем заметить что его мыслительный процесс движется от задумчивости показанной многоточием, к эмоциональному всплеску (восклицательный знак) и далее к главному вопросу, на который следует ответ. По пунктуационному ряду моно заметить что лирический герой не равнодушен к теме о которой он говорит, так же не равнодушен и Пушкин говорящий через своего лирического героя.

В конце хотелось бы сказать, что Пушкин как нельзя правильно затронул вопрос свободы в своём произведении со стороны позиции «А нужна ли крестьянам свобода?», заставив читателя задуматься над данным вопросом, и согласится или не согласится с мнением автора.

Литература

  • 1 Новый завет WWP Минск, Беларусь 2007
  • 2 Справочник ид «ВЕСЬ» Санкт-Петербург 2003
  • 3 http://www.ref.by/refs/44/9252/1.html
  • 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EA%E0%E1%F0%E8%F1%F2%FB
  • 5. http://www.stihi.ru/uchebnik/rifma3.html
  • 6 В.Е.Хализев «Теория литературы» Москва «Высшая школа» 1999 г.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина . Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.

Литературное направление, жанр

«Свободы сеятель пустынный» - позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.

Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».

Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» - политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.

Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.

В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.

Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

«Свободы сеятель пустынный» Александр Пушкин

Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный»

Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей . Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях. Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие . И это вызывает в душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.