Государственный деятель Германии, архитектор, рейхсминистр вооружений и военной промышленности (1943-1945). № в НСДАП - 474 481.


Родился в Мангейме в семье архитектора Альберта Шпеера. В 1923 году по желанию отца начал изучать архитектуру в Карлсруэ. В 1924 году перевелся в Высшую техническую школу в Мюнхене. В 1925 году продолжил учебу в Берлине. В 1927 году окончил Высшее техническое училище в Берлине-Шарлоттенбурге, получив диплом архитектора. С 1928 года работал ассистентом в Берлинском университете.

Между двумя войнами

В 1930 году впервые услышал речь Гитлера, которая произвела на него неизгладимое впечатление.

Как владелец автомобиля, вступил в 1930 году в Национал-социалистический автомобильный корпус (нем. NSKK), организованный по военному образцу (иметь армию Германии после Первой мировой войны запрещалось). Сразу стал руководителем Ванзейской секции, так как и жил в Ванзее. Был единственным автовладельцем в этой секции, остальные только надеялись получить авто после переворота.

В январе 1931 года Шпеер вступил в НСДАП и СА. В Мангейме открыл собственное архитектурное бюро. В 1932 году получил первые партийные заказы на незначительную перестройку некоторых объектов НСДАП. В марте 1933 года по заданию Геббельса перестроил здание министерства пропаганды. Шпеер познакомился с Гитлером, который, обратив внимание на его организационный талант, назначил его техническим ассистентом своего любимого архитектора Пауля Людвига Трооста и поручил перестройку рейхсканцелярии. Шпеер очень быстро вошёл в ближний круг фюрера.

В 1933 году он участвовал в оформлении первомайской демонстрации НСДАП в Темпельхофе и партийного съезда НСДАП в Нюрнберге. Он использовал красные полотнища и фигуру орла, которую предложил сделать с размахом крыльев в 30 метров. Грандиозное шествие на открытии съезда запечатлела Лени Рифеншталь в своей документально-постановочной ленте «Победа веры». В том же 1933 году Шпееру была поручена реконструкция штаб-квартиры НСДАП в Мюнхене.

В январе 1934 года после смерти Пауля Людвига Трооста стал личным архитектором Гитлера, автором проектов новой рейхсканцелярии и территории съездов НСДАП в Нюрнберге.

«Шпеер, пожалуй, был единственным человеком, к которому Гитлер испытывал какие-то чувства, кого слушал и с кем иногда даже беседовал» (Траудль Юнге).

Вторая мировая война

В 1937 году Шпеер был назначен генеральным инспектором имперской столицы по строительству, в задачу которого входила перестройка Берлина. В 1938-1939 годах Шпеер разработал генеральный план его реконструкции. По замыслу Гитлера Берлин должен был стать столицей нового мира в монументальном архитектурном стиле.

В 1938 году Альберт Шпеер назначен прусским государственным советником, награждён золотым знаком НСДАП. С августа 1941 года Шпеер - депутат Рейхстага от западного избирательного округа Берлина. 9 февраля 1942 года назначен рейхсминистром вооружений и боеприпасов (после гибели Фрица Тодта). В этом качестве успешно руководил всей военной промышленностью рейха и её переориентацией на тотальную войну. Шпееру удалось добиться значительного роста производства за счёт изменения структуры организаций, взяв за образец собственное конструкторское бюро. 2 марта 1943 года министерство было преобразовано в Имперское министерство вооружения и военной промышленности.

В 1945 году в последние недели Второй мировой войны Шпеер игнорировал приказ Гитлера об уничтожении промышленных предприятий рейха и даже якобы хотел его убить. Был арестован союзниками 23 мая 1945 года и помещён в военную тюрьму в Нюрнберге. Во время Нюрнбергского процесса против главных военных преступников был одним из немногих обвиняемых, которые признали свою вину.

После войны

1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге признал Шпеера виновным в совершении военных преступлений и преступлений против человечности и приговорил его к 20 годам тюремного заключения. В вину ему было поставлено использование труда заключённых концлагерей.

Вместе с шестью другими осуждёнными его поместили в бывшую военную тюрьму Шпандау на территории Западного Берлина. Тюрьма в Шпандау находилась под контролем представителей четырёх стран-союзниц. Многочисленные прошения о помиловании со стороны семьи и политиков были отклонены из-за непреклонной позиции Советского Союза. 30 сентября 1966 года Шпеер вышел из тюрьмы, отсидев весь срок заключения.

В 1969 году Альберт Шпеер опубликовал написанные ещё в тюрьме мемуары, которые пользовались большим успехом. В 1975 году вышла его книга «Дневники из Шпандау». В 1981 году издал исследование «Государство рабов», в котором подробно рассказал о планах СС как аппарата насилия создать единый концерн и захватить в свои руки всю военную промышленность, пользуясь рабским трудом. В эпиграфе к книге Шпеер привёл слова Гитлера о главе СС: «Гиммлер станет когда-нибудь самым крупным предпринимателем!..».

Фильмы об Альберте Шпеере

В 2005 году в Германии демонстрировались трёхсерийный художественно-документальный телевизионный фильм Генриха Брелёра «Шпеер и он» (нем. Speer und er), посвящённый взаимоотношениям Шпеера и Гитлера, и документальный фильм Артёма Деменка «Столица мира Германия» (нем. Welthauptstadt Germania) о генеральном плане реконструкции Берлина.

Д аже став известным архитектором, Шпеер-младший оставался сыном «того самого» Шпеера. Когда совпали не только имена, но и профессии, сравнений с родителем не избежать. К тому же, и дед, и прадед в семье Шпеер также были архитекторами - такая вот преемственность поколений.

Однако кажется, Шпеер выбрал профессию архитектора не по семейной традиции, а, скорее, вопреки ей, в абсолютной уверенности, что это - то, чем он хочет заниматься всю жизнь. И понимая, что одним из главных испытаний станут бесконечные сравнения с отцом.

После Нюрнбергского процесса Шпеер-старший попал в тюрьму Шпандау. Оттуда он писал , что сын Альберт хотел стать архитектором еще в школе. Так и произошло.

Когда в 60-х молодой Шпеер открыл архитектурное бюро во Франкфурте, его отец все еще сидел в тюрьме. Компания занимала квартиру, и чтобы убедить иностранных партнеров, приходилось звать друзей и изображать большой офис.

Шпеер придумал себе подпись - такую, которая сильно отличается от подписи отца. От старшего Шпеера он никогда не отрекался, говоря, что он военный преступник, но все-таки отец.

В 70-х бюро Шпеера-сынв стало международным - он работает в странах Африки и Азии, проектирует в родном Франкфурте-Майне. Казахстан, Непал, Ливия, Китай, Ганновер, Мюнхен, Франкфурт… Один из последних проектов - объекты к чемпионату мира в Катаре.

Как повлияла жизнь отца на сына - сказать трудно. Но их архитектурная судьба была разной. Снос зданий, чтобы построить новый Берлин, бараки для рабочих, перестройка стадиона Цеппелинфельд - у Шпеера-отца. Экологичные города, много «воздуха» - у сына.

Был ли виноват Шпеер-отец в преступлениях нацистской Германии? Тут мнения историков расходятся. Не знать о них он не мог, однако и биограф Шпеера, и многие другие считают, что во всем виновато слепое доверие Гитлеру и загруженность работой. Он не был ни политиком, ни военным. Однако именно Шпеера Гитлер назначил министром вооружений - и именно это сыграло далеко не в его пользу на Нюрнбергском процессе.

По воспоминаниям, на суде он молчал, не прося ни о помиловании, ни о казни. Его приговорили к двадцати годам тюрьмы - из Шпандау он вышел только в 1966 году. Все прошения о помиловании, которые подавала семья, были отклонены.

В тюрьме личный архитектор Гитлера писал книгу воспоминаний, где представлял себя интеллектуалом, который не хотел знать о преступном режиме и просто исполнял свой долг. В 1981 году Шпеера-старшего не стало.

Спустя 36 лет умер и его сын, который даже после смерти на 83-м году остался «младшим». Это, впрочем, никак не умаляет его талант.

"Если бы у Гитлера могли быть друзья,

я стал бы его другом. Я обязан ему восторгами и славой

моей юности, равно как ужасом и виной позднейших лет".

Альберт Шпеер, Нюрнберг

Альберт Шпеер, 19 марта 1905, Мангейм - 1 сентября 1981, Лондон

Личному архитектору Гитлера, ему - одному из немногих в мире, - выпала возможность реализовать свои идеи на десятки лет вперед. В фюрере Шпеер, по его собственным словам, встретил своего Мефистофеля, покоряющего не менее, чем гетевский.

Ему было всего двадцать восемь, когда фюрер издал указ, согласно которому Шпееру предоставлялись неограниченные полномочия. В его распоряжении - любые денежные средства, он не подчиняется никакому ведомству; здание академии искусств на Паризерплац освобождено под его нужды.

Возможность создавать проекты и воплощать их в жизнь потрясала.

Когда при проекте стадиона на 400 тыс. человек Шпеер обратил внимание Гитлера на то, что гигантская арена не соответствует предписанным олимпийскими требованиями размерам, фюрер, не меняя интонации, словно речь шла о чем-то вполне естественном и не заслуживающим обсуждения, сказал: "Не играет роли. Следующие Олимпийские игры пройдут в Токио. Но уж после этого они во все времена будут проходить только в Германии, на этом стадионе. И тогда мы будем решать, каких размеров должна быть спортивная арена".

Для нацистских собраний Шпеер создавал своего рода монументальные декорации с обилием флагштоков и особыми световым
и эффектами. Один из проектов был, возможно, первым произведением световой архитектуры. 130 зенитных прожекторов создавали колон ны света, на высоте шести-восьми километров сливающиеся в сияющий небосвод. Английский посол заметил, что "одновременно и торжественно, и красиво, словно находишься внутри ледяного собора".

Шпеер был настоящий трудоголик: проектировал государственные учреждения, стадионы, дворцы, монументы, занимался реконструкцией Берлина.

При некоторой плакатности, все проекты - общей, ясно сформулированной стилистики. Усиленный классицизм со сверхразмерами и сверхмасштабностью.

Один колосс против другого - такое впечатление создавалось на Всемирной парижской выставке1937 года, где коварство французской администрации проявилось в умышленном размещении площадок немецкого и русского павильонов точно друг против друга. "По чистому случаю, заблудившись, я попал в помещение, где увидел сохраняющийся в тайне проект советского павильона , - пишет Шпеер. - С высокого цоколя прямо на немецкий павильон триумфально надвигалась десятиметровая скульптурная группа. Я бы стро сделал новый набросок нашего павильона в виде массивнейшего куба, расчлененного на тяжелые прямоугольные колонны, о которые, казалось, должен был разбиться вражеский порыв. За это сооружение я получил золотую медаль, но мой советский коллега - тоже ".

Когда Шпеер согласился построить новую рейхканцелярию за год, он знал, что пускается в авантюру. Чтоб уложиться в срок, о н руководил этой постройкой поистине имперского размаха в несколько рабочих смен, местами выполняя строительство по черновым наброскам. Через девять месяцев Гитлер приехал из Мюнхена за несколько дней до назначенной даты, ожидая застать обычную суету - поспешну ю уборку, мытье стекол, вывоз мусора. Вместо этого он смог пройти по убранным коврами помещениям и сразу же сесть за стол в своем 4 0 0-метровом кабинете.

Чтоб попасть в зал приемов, делегаты должны были проделать более чем двухсотметровый путь по парадной анфиладе с мраморным полом. "Это как раз то, что нужно" - сказал Гитлер. - "Эти уже от пути от входа кое-что почувствуют от силы и величия Германского Рейха! Пусть они, как и подобает дипломатам, движутся по скользкому полу".

Талант организатора, серьезное отношение к работе и нешаблонные решения Шпеера видимо запомнились Гитлеру, поск ольку четырьмя годами позднее архитектор неожиданно для себя был назначен министром вооружения. Не подлежит сомнению проницательность Гитлера. Потому что этот, казалось бы, непрофессионал, случайный человек своими импровизационными методами, организацией серийного производства, сокращением бюрократии произвел значительный рывок военной промышленности.

Он не был политиком и военным, и рассматривал свой новый пост как вынужденную меру, своего рода воинскую повинность. Но, по мнению специалистов, Шпеер как исключительный организатор поддерживал высокий уровень военного производства даже в тяжелых экономических условиях, позволив Германии продержаться дольше как минимум на год. Некоторое время он считался вторым наиболее значимым человеком в Третьем Рейхе.

Общепризнано, что он был наиболее способным и порядочным человеком из окружения фюрера. В конце войны он открыто саботировал нероновские приказы Гитлера об уничтожении городов и инфраструктуры и был осведомлен о заговоре против фюрера.

После войны Шпеер был обвинен в использовании рабского труда и арестован в числе других сотоварищей по партии. Шпеер утверждал, что ничего не знал о геноциде евреев до самого конца войны. Неизвестно, в какой мере он был искренен.

В одном из 100 неизданных писем Шпеера, выставленных на продажу в Лондоне аукционным домом Bonham"s, есть такие строчки: "Не может быть никаких сомнений. Я был против, когда 6 октября 1943 года Гиммлер объявил о том, что будут убиты все евреи". Чтоб быть против плана, прежде всего, нужно о нем знать.

Но его поведение во время Нюрнбергского процесса внушает уважение. Он не старался уйти от ответов или как-то оправдать себя. Без громких фраз был единственным, кто признал свои ошибки, сказав, что нижестоящие инстанции обязаны исполнять поступающие сверху приказы; но даже в этом случае это не избавляет их от ответственности.

Следующие 20 лет он провел в тюрьме Шпандау. Он не стал обращаться к странам-победительницам с просьбой о пересмотре приговора. "Любое наказание все равно казалось мне ничтожно малым по сравнению с теми бедами и горестями, которым мы были причиной" - написал он в своих мемуарах.

Значение ШПЕЕР, АЛЬБЕРТ в Энциклопедии третьего рейха

ШПЕЕР, АЛЬБЕРТ

(Speer), (1905-1981), придворный архитектор Гитлера. Родился 15 марта 1905 в Манхейме. Изучал архитектуру, был ассистентом в Берлинском техническом институте. В 1931 вступил в НСДАП, а в 1932 - в СС. Состоял членом нескольких второстепенных архитектурных комиссий по сооружению штаб-квартиры гауляйтера Берлина, затем ему было поручено техническое обеспечение гигантского партийного съезда в Темпельхофе 1 мая 1933. Мастерское использование Шпеером быстро сооружаемых флагштоков и необычных световых эффектов придало нацистским массовым сборищам особый помпезный стиль. В 1934 ему поручили разработать проект обустройства участка для партийных съездов в Нюрнберге (см. Нюрнбергские партийные съезды).

Успехи Шпеера, которому еще не было и тридцати, привлекли внимание Гитлера. Вслед за вниманием посыпались должности и заказы. Фюрер, будучи сам несостоявшимся архитектором, видел в Шпеере воплощение собственных юношеских мечтаний. Он приблизил к себе способного архитектора, назначил его руководителем отдела Германского трудового фронта и ввел в штаб своего заместителя. В 1937 Шпеер стал Главным инспектором рейха по архитектуре, получив задание "вновь сделать Берлин настоящей и истинной столицей Германского рейха". Воплощая грандиозные замыслы Гитлера, Шпеер неутомимо работал: проектировал государственные учреждения, стадионы, дворцы, монументы и целые сверхгорода для будущей Великой Германии. Шпеер открыто выражал восхищение идеями своего патрона, которые другие архитекторы называли "безумной сентиментальностью", годной для прошлого века. Несостоявшийся студент Академии художеств, Гитлер часами стоял прикованный к наброскам и макетам Шпеера. В 1938 он вручил ему Золотой партийный значок. Альберт Шпеер, 1945

Шпеер продолжал свою работу и после начала 2-й мировой войны. В 1941 он был избран депутатом рейхстага. В следующем году его назначили на важный пост в министерство вооружения и военной промышленности вместо погибшего в авиационной катастрофе Фрица Тодта. С этого момента Шпеер полностью переключился с архитектуры на военную промышленность. Он также занимал множество других важных постов: член центральной плановой комиссии, Генеральный инспектор водных ресурсов и энергетики, директор организации Тодта, руководитель Национал-социалистического корпуса водителей и начальник главного партийного технологического управления. Некоторое время он считался вторым наиболее важным человеком в Третьем рейхе и безусловным диктатором германской военной промышленности. Он достигал необыкновенных производственных результатов, несмотря на противодействие со стороны других нацистских руководителей и невзирая на тяжелые потери от бомбежек союзников. Шпеер косвенно был осведомлен о готовящемся покушении на Гитлера, но никогда не был тесно связан с Июльским заговором 1944. В последние недели войны он оказал сопротивление приказам Гитлера проводить политику "выжженной земли", сеять хаос и разрушения, лишь только потому, что германский народ оказался недостойным гения своего фюрера. Представ перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге в 1946, Шпеер оказался единственным из обвиняемых, признавшим свою вину за преступления Третьего рейха. "Этот суд необходим, - заявил он. - В авторитарной системе за такие ужасные преступления все несут общую ответственность". Любопытны его признания: "Мне кажется, что если бы у Гитлера мог когда-либо быть друг, этим другом был бы я". В своих показаниях Шпеер утверждал, что его деятельность была "технологической и экономической", а не политической, что он был лишь архитектором, и все, что ему было известно о происходящем, это то, что он мог прочитать в газетах. Он признавал, что отвергал жестокость не в силу гуманности, а с практической точки зрения, поскольку излишняя жестокость была бы помехой в его усилиях увеличить производство. Трибунал ограничился тем, что признал "соучастие" Шпеера в программе использования подневольного труда: "В качестве смягчающего обстоятельства, следует признать то, что... на заключительных этапах войны он был одним из немногих, кто имел смелость сказать Гитлеру, что война проиграна и нужно сделать шаги по предотвращению бессмысленных разрушений промышленных предприятий". Шпеер был признан виновным по пункту 3 (военные преступления) и пункту 4 (преступления против человечности). 1 октября 1946 он был приговорен к 20 годам заключения в берлинской тюрьме Шпандау. Освободился в 1966. В 1970 Шпеер опубликовал книгу "Внутри Третьего рейха", которая получила всемирную известность. Первые наброски он сделал еще находясь в Шпандау, тайно вынося по кусочку, и затем собрал материал в книгу. Эту книгу признали самыми выдающимися политическими мемуарами всех времен. Книга демонстрирует, каким образом неограниченная власть Гитлера смогла сочетаться с новым механизмом, обеспеченным современной технологией. Шпеер пишет, что Третий рейх на самом деле был весьма далек от монолитного тоталитарного государства, а был лишь раздробленным феодальным княжеством, контролируемым местными политиками, такими как циничный министр пропаганды д-р Геббельс, бесцветный шеф CC Гиммлер и глава Люфтваффе Геринг. Каждый отстаивал собственные личные интересы и стремился к собственной выгоде, не заботясь о том, какой ценой дается война. Шпеер настаивал на том, что он лично не принимал участия в тех ужасах, которым способствовала его деятельность. Он признавал, что заключил договор с дьяволом и понял слишком поздно смысл своего договора.

Энциклопедия третьего рейха. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШПЕЕР, АЛЬБЕРТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АЛЬБЕРТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Albert) название оз. Мобуту-Сесе-Секо в Африке до …
  • АЛЬБЕРТ
    (Albert), озеро в Восточной Африке, на границе Конго (столица Киншаса) и Уганды. Расположено на высоте 617 м. Площадь 5,6 тыс. …
  • АЛЬБЕРТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Альберт, граф фон Больштедт, обыкновенно называемый Albertus Magnus -один из самых ученых и самых богатых познаниями людей средних веков,род. в …
  • АЛЬБЕРТ
    АЛЬБ́ЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (Albert von BollstAdt) (ок. 1193-1280), нем. философ и теолог, предст. схоластики, доминиканец. Начал …
  • АЛЬБЕРТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЬБ́ЕРТ II (р. 1934), бельг. король с 1993, из Саксен-Кобургской династии. Сын Леопольда …
  • АЛЬБЕРТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЬБ́ЕРТ I (Albert) (1875-1934), бельг. король с 1909, из Саксен-Кобургской династии. Племянник Леопольда …
  • АЛЬБЕРТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЬБ́ЕРТ (Albert), назв. озера в Африке до 1973; см. Мобуту-Сесе-Секо …
  • АЛЬБЕРТ в словаре Синонимов русского языка.
  • АЛЬБЕРТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Альберт, (Альбертович, …
  • АЛЬБЕРТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Albert) , название оз. Мобуту-Сесе-Секо в Африке до …
  • АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-28 Time: 10:23:11 Навигация Тема = Альберт Швейцер Википедия = Швейцер, Альберт Викисклад = Category:Albert Schweitzer Альберт Швейцер — …
  • КАРЛ АЛЬБЕРТ
    Король Сардинии из Савойской династии, правивший в 1831 - 1849 гг. Сын принца Савойско-Кариньянского Карла Эммануила и Марии Христины Саксонской. …
  • АЛЬБЕРТ II в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • АЛЬБЕРТ I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Немецкий король и император "Священной Римской империи» из рода Габсбургов, правииший в 1298-1308 гг. Сын Рудольфа I и Гертруды Гоэнбергской. …
  • КАРЛ АЛЬБЕРТ в биографиях Монархов:
    Король Сардинии из Савойской династии, правивший в 1831 — 1849 гг. Сын принца Савойско-Кариньянского Карла Эммануила и Марии Христины Саксонской. …
  • АЛЬБЕРТ II в биографиях Монархов:
    Немецкий король и император «Священной Римской империи» из рода Габсбургов, король Венгрии и Чехии, правивший в 1438—1439 гг. Ж.: с …
  • АЛЬБЕРТ I в биографиях Монархов:
    Немецкий король и император "Священной Римской империи» из рода Габсбургов, правииший в 1298—1308 гг. Сын Рудольфа I и Гертруды Гоэнбергской. …
  • АРХИТЕКТУРА В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ
    В большей степени, чем другие виды искусства, архитектура нацистского периода отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных …
  • МАЛЬЦ АЛЬБЕРТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Maltz) Альберт (р. 8.10.1908, Нью-Йорк), американский писатель. Родился в состоятельной еврейской семье. Окончил Колумбийский университет (1930). Выступил с пьесами антибуржуазного …
  • АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, СВ. в Словаре Кольера:
    (Albertus Magnus) (1193?-1280), выдающийся немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Альберт фон Больштедт (Albert von Bollstdt), сын графа Больштедта, родился в …
  • ЧЕЛОВЕК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-16 Time: 08:45:03 * Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Библия, Апостол Иаков) …
  • 10-Й ДОКТОР - СЕЗОН 3 в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-02 Time: 05:30:28 = The Runaway Bride = *(""После появления Донны в ТАРДИСе."") * Донна: Где я? * …
  • БЕРЛИН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Берлин, столица Германии, кафедральный город епархий РПЦ и РПЦЗ. Население 3,4 млн. (2006). …
  • ШПЕРЛЕ, ХУГО в Энциклопедии третьего рейха:
    Шперрле (Sperrle), (1885-1953), генерал-фельдмаршал Люфтваффе. Родился 2 февраля 1885 в Людвигсбурге, Вюртемберг, в семье пивовара. В армии с 1903, служил …
  • ШПАНДАУ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Spandau), тюрьма в Западном Берлине, в которой содержались осужденные на Нюрнбергском процессе нацистские преступники. Сильно пострадала во время штурма Берлина. …
  • ФЮРЕРБУНКЕР в Энциклопедии третьего рейха:
    (Fuehrerbunker), находившийся под рейхсканцелярией в Берлине подземный бункер, в котором Гитлер провел последние дни своей жизни, 20-30 апреля 1945. Располагался …
  • ТРООСТ, ПАУЛЬ ЛЮДВИГ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Troost), (1878-1934), немецкий архитектор, входивший в ближайшее окружение Гитлера. Родился 17 августа 1878 в Вуппертале. Впервые заявил о себе, разработав …
  • ТОДТА, ОРГАНИЗАЦИЯ в Энциклопедии третьего рейха:
    Полувоенная правительственная организация, созданная в 1933, занимавшаяся разработкой и строительством автомобильной и железнодорожной сети в целях улучшения возможностей переброски войск …
  • ТОДТ, ФРИЦ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Todt), (1891-1942), рейхсминистр вооружения и боеприпасов. Родился 4 сентября 1891 в Пфорхейме (Баден) в семье владельца ювелирной фабрики. Закончив гимназию, …
  • НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС в Энциклопедии третьего рейха:
    Судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников. Проходил в Нюрнберге с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946. Суду …
  • ЙОДЛЬ, АЛЬФРЕД в Энциклопедии третьего рейха:
    (Jodl), (1890-1946), начальник оперативного отдела Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ). Родился 10 мая 1890 в Вюрцбурге в семье военного. …
  • ГИТЛЕР, АДОЛЬФ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Hitler), (1889-1945), политический деятель Германии, в 1933-45 фюрер (вождь) и канцлер Третьего рейха. Выходец из крестьянской семьи, австриец по происхождению. …
  • ВАТЕРФАЛЛ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Waterfall), секретное название наступательной немецкой ракеты класса "земля - воздух". Это оружие было разработано еще в 1942. Уже была готова …

Альберт Шпеер - придворный архитектор адольфа гитлера.

У многих королей и царей средневековья были придворные архитекторы, строившие дворцы по вкусу своих хозяев. От них ничем не отличаются и диктаторы ХХ ст. - Гитлер, Сталин, Саддам Хусейн и другие, которые также имели "карманных зодчих". На вершине "архитектурного гигантизма" возвышается фигура Альберта Шпеера, работавшего под мудрым руководством Гитлера. Так вышло, что Шпеер малоизвестен в широких кругах современного зодчества.

Этот архитектор не производил впечатления делового человека. Адъютанты фюрера за глаза называли Шпеера «несчастной любовью шефа». Как творческий человек, с которым Гитлер любил обсуждать свои юношеские архитектурные фантазии, Шпеер получил от фюрера право входить в его кабинет без доклада. Он всячески подчеркивал свой образ "нестяжательного гения", которого интересуют только рисунки и барельефы. Гитлер на это «купился» и попал под влияние незаурядного авантюриста. В детстве Альберт не проявлял особых склонностей к творчеству. Лучшие оценки он имел по весьма точному предмету - математике, и намеревался посвятить себя именно этой науке. Пойти в архитекторы Шпеера заставил отец - владелец крупной в Германии строительной компании. После защиты диплома Альберт открыл собственное проектное депо и заручился папиным обещанием передать ему десяток-второй обеспеченных клиентов. Однако последние не спешили сотрудничать с новичком.

В течение нескольких лет Шпеер жил на скудные доходы от перепланировки квартир. Затем его и еще нескольких однокашников пригласили в Афганистан в качестве придворных архитекторов Амануллы II. Султан-реформатор хотел превратить свое королевство в прекраснейшую и богатую страну Азии. Проект султанского дворца в стиле «1001 ночи» высотой 202 м, который Шпеер разработал еще на втором курсе, ввергнул азиата в языческий трепет. Но Шпееру так и не удалось поехать в Афганистан и заработать большие деньги. Случилось непредвиденное: Амануллу сбросили с трона младшие братья. Честолюбивые планы 24-летнего архитектора рухнули. Шпеер остался работать в художественной Академии простым ассистентом кафедры.

Студенты быстро обнаружили слабое место преподавателя в скучные лекции можно сорвать, вызвав Шпеера на спор о судьбах немецкой нации. Студенты-нацисты, вооруженные аргументами в стиле Геббельса, в дискуссиях разбивали преподавателя в пух и прах. В результате будущему архитектору пришлось отойти от активной деятельности в Академии и стать постоянным участником нацистских митингов, а спустя пару месяцев и членом НСДАП. Партия назначила его председателем автоклуба.

В то время Шпеер получил свой первый заказ перепланировать бесплатно виллу, где заседали нацисты. А через год близкий друг Шпеера Карл Хенке поручил ему перестроить здание берлинского горкома НСДАП. И вот с этого момента Альберт уже не сидел без работы: занимался не только архитектурой, но и разработкой стиля проведения нацистских митингов и собраний. Кстати, жутковатая эстетика третьего рейха была рождена фантазией именно молодого Шпеера.

Однажды за Альбертом пришли трое адъютантов из личной охраны фюрера и погрузили в просторный «Мерседес» растерянного зодчего. Оказалось, что накануне фюрер назвал здание рейхсканцелярии, которое являлось его штаб-квартирой, «конторой мыловаренного завода». Рихард Троост, личный архитектор Гитлера, оказался в опале, и помощник фюрера Гесс порекомендовал Гитлеру зодчего, которого считал своим человеком.

Пока Шпеер вел работы по перестройке рейхсканцелярии, Гитлер неоднократно заезжал к нему на стройплощадку. Забывая о госделах, фюрер часами бродил по будущим залам своей резиденции в компании моложавого архитектора и высказывал ему свои замечания. Заметим, что Шпеер быстро разобрался в архитектурных предпочтениях Гитлера. Диктатору Германии, как и Сталину, нравились помпезность и пышность. Когда же работа была завершена, то Гитлер пригласил Шпеера пообедать в узком кругу своих друзей. Чтобы архитектор не чувствовал себя неловко в компании нацистов, Гитлер одолжил ему на время свой пиджак. Во время обеда один из присутствующих удивился: «Мой фюрер, на господине архитекторе Ваш пиджак» На что диктатор ласкаво ответил: «Так ведь и зодчий тоже мой».

Плодовитый архитектор

Со временем Шпеер приобрел не только известность, но и стал очень близким человеком к Гитлеру. Фюрер делился своими мыслями об изменении архитектурного облика центра Берлина и просил Шпеера учесть его замечания. В папке, предоставленной вождем нацистов, архитектор обнаружил десятки эскизов уродливых зданий, скульптур и триумфальных арок. Гитлер задумал «разрезать» Берлин на две части с самым широким в мире проспектом и самыми большими в мире админзданиями. В самом центре улицы должен был возвышаться увенчанный стеклянным куполом Дом собраний нации высотой 400 м. А над ним парить 50-метровый германский орел, сжимающий в руках позолоченный земной шар. Шпеер посчитал в общих чертах стоимость проекта: вышло около 40 млрд. марок (!). Он дал указание своим сотрудникам бросить все работы и начать готовить этот проект, который должен появиться на Великолепной улице. Так обозначил ее Гитлер. На горизонте замаячил огромнейший куш, который мог бы получить Шпеер от Гитлера как «финансовый подарок».

Конечно, бюджет рейха не мог выдержать такого строительства. Архитектор внес несколько предложений по финансированию. В частности, он рекомендовал Гитлеру разбросать расходы по министерствам и ведомствам, которые впоследствии выкупят здания на Великолепной улице, а также начать продажу крупным концернам будущих главных офисов. Кроме того, фюрера восхитила идея архитектора строить здание из сверхпрочных материалов "на века". Идея придворного архитектора имела под собой благодатную почву. Например, вождь «трудового фронта» Роберт Лей пытался даже оплатить полную стоимость квартала, спроектированного в 30 м от Дома собраний, чтобы разместить там Дом моды своей жены.

В первые же месяцы работы Фонда поступило 400 млн. марок, а уже к началу 1939 г. более 1,2 млрд. марок. Шпеер и Гитлер незадолго до начала Второй мировой войны заложили несколько десятков символических «первых кирпичей». Альберт полагал, что реализация проекта завершится не раньше 70-80 гг. XX ст., хотя Гитлер требовал от зодчего построить квартал к 1952 г.

Когда началась война, Шпеер выступил с инициативой заморозить реконструкцию Берлина и передать собранные средства в Фонд обороны. Гитлер на это не согласился.

Шпеер выдумывал все что угодно, лишь бы не строить. Он утверждал, что огромнейший купол над зданием Дом собраний станет прекрасным ориентиром для английских бомбардировщиков. В декабре 1941 г. после поражения вермахта под Москвой, Шпееру все-таки удалось свернуть строительство.

Что фашистские что коммунистические правительства в первой половине ХХ века создавали монументальную архитектуру в основном для запугивания своего народа и демонстрации преимуществ режима.

Монументальность архитектуры фашистской Германии в первую очередь стремилась подчеркнуть всю мощь арийской расы.


О каком-то особом стиле говорить не приходится, т.к. большинство идей Альбертом Шпеером было заимствовано у Римской империи.



Планы реконструкции Берлина позволяют предположить, что он виделся Гитлеру именно "столицей мира", не больше не меньше.






Большинство из огромных проектов были прерваны с началом войны в 1939 году и страна обратила внимание на более насущные вопросы. Некоторые постройки, правда, были завершены. В их числе и олимпийский стадион на 110 тысяч мест. Германия получила летние Олимпийские игры 1936 в 1931 году, всего за пять лет до их начала, и как только Гитлер пришел к власти, он был полон решимости использовать мероприятие для пропагандистских целей.



Проект Нюрнбергского стадиона рассчитывался на 400 тысяч и если бы он был достроен, то оставался бы самым большим в мире до сих пор.

Берлинский олимпийский стадион пережил войну относительно невредимым и частично был использован в качестве штаб-квартиры британской оккупационных сил. Стадион был в свое время рассмотрен в качестве кандидата на снос, но в конечном итоге был полностью отремонтирован и задействован на финале Кубка мира в 2006 году.

Здание рейхсканцелярии было построено в 1938 году всего за девять месяцев, а гитлер получил там личный 400-метровый кабинет.



Невероятно длинные, богато украшенные коридоры были разработаны, чтобы "грузить" иностранных деятелей и политиков, когда они шли к Гитлеру. Шпееру было сказано, что расходы - несущественны и 4000 негастарбайтеров, работавших в круглосуточно, сваяли этот шедевр окончательной стоимостью в девяносто миллионов рейхсмарок, что эквивалентно болле миллиарда долларов в современной валюте


Под зданием был тот самый бункер, где Адольф встретил свои последние дни (или не встретил, но это уже другая история).

Штаб-квартира люфтваффе Германа Геринга долгое время была самым большим офисным зданием мира.


Во время "холодной войны", здание было использовано правительством Восточной Германии, а сегодня там находится минфин Германии. Надо отметить, что социалистические картинки в его интерьерах смотрятся очень естественно.

Zeppelinfield Арена была одной из первых Шпеерских проектов для партии, построенных в 1934 году и была сделана наподобие Алтаря Пергамона. Использовалась она для огромных нацистских митингов и церемоний, способных вовлечь в действо 240 000 человек.





Нюрнбергский Kongresshalle, хоть он не был завершен, является крупнейшим сохранившимся монументальным зданием из нацистского периода. Он был разработан Францем Людвигом Руффом и должен было быть вмещать 50 000 мест.

Остров Рюген задумывался как нацистский курорт, но не успели, не успели...

По плану он мог принять более 20 000 отдыхающих одновременно.

На международной выставке 1937 года павильоны советский и нацистский располагались напротив друг друга...
На лекции по истории советской архитектуры нам рассказывали, как за день до открытия выставки Альберт Шпеер "совершенно случайно" проник в советский павильон, на тот момент еще не увенчанный статуей рабочего и колхозницы, "случайно" нашел там чертежи и специально донес Гитлеру. После чего во время открытия выставки, ввиду нарочито-ироничного расположения германского и павильона СССР друг напротив друга, Шпеер позиционировал мощь имерского монуметализма третьего рейха как символическое противостояние на пути "устремленной ввысь" патриотической статуе Мухиной. Как известно, главный фасад немецеого павильона, обращенный к марсову полю был образован пилястрами, значащими римскую цифру 3 (Третий Рейх) и увенчан орлом.

О миллиардах марок забыли

После того как удалось убедить Гитлера в целесообразности заморозить проект, Шпееру оставалось одно: грамотно пристроить уже полученные 1,5 млрд. марок. Этому способствовало и новое назначение архитектора. По совместительству он стал министром вооружения. Вместе с Герингом он провернули одно хорошенькое дельце: ликвидировали Фонд строительства квартала, а деньги поделили между собой. При этом Гитлеру ничего не досталось: ему просто не сообщили о том, что Фонд канул в Лету.

В 1941-45 гг. Шпеер не занимался зодчеством. После завершения Второй мировой войны придворного архитектора Гитлера осудили на 21 год. После выхода из тюрьмы зодчий писал мемуары, получая неплохую добавку к своей скромной пенсии.