Миниатюры - стихотворение, в котором высмеивается какая-либо персона или общественное явление. Термин произошел от греческого слова epigramma, что в дословном переводе означает "надпись".

Надпись произвольного содержания

Эпиграмма зародилась в Древней Греции и изначально представляла собой надпись с каким-либо содержанием на кубке, сосуде, портике храма или возвышенном пьедестале статуи. В Древнем Риме значение стихотворной надписи изменилось, для римлян эпиграмма - это сатирическое стихотворение. В древнегреческой поэзии эпиграмма возникла в 7-6-м веке

Первым классиком данного жанра является Симонид Кеосский. Этому автору древности приписывают много эпиграмм о воинах Греции и Персии. В первом веке до нашей эры впервые была создана антология греческих эпиграмм, в которую входили около 4000 произведений, отсортированных по тематике. В средние века в латинской литературе эпиграммы с античными традициями продолжили свое развитие - надписи на гробницах, церковных предметах и различных зданиях. Также стихотворные эпиграммы имели популярность у поэтов эпохи Возрождения.

В европейской литературе

Эпиграмма в европейской литературе представляет собой малую форму сатиры, из отличительных черт которой можно четко выделить конкретность повода. Первыми, кто начал писать эпиграммы в Европе, стали французские писатели - Расин, Вольтер, Лафонтен, Руссо. Несколько позже эта форма распространилась и на другие жанры европейской литературы.

В русской литературе

В русской художественной литературе эпиграмма ярко проявилась в творчестве поэтов 18-го столетия: Богдановича, Ломоносова, Хераскова, Кантемира и др. Но наивысшей степени развития она достигает в творчестве Дмитриева, Пушкина, Вяземского. В этот период эпиграмма - это отзыв на отдельные политические события, литературные шедевры, известных личностей, общественных деятелей. В большей части они не были опубликованы, а оставались в рукописях авторов. Среди особо выдающихся авторов-эпиграмматистов начала 19-го века - П. А. Вяземский, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, С. А. Соболевский. Эпиграммы Пушкина отличались тонкой сатирой, например, написанные на Ф. В. Булгарина, А. А. Аракчеева и на А. Н. Голицына. Хотя отдельные его творения в данном жанре бережно продолжали древнегреческую традицию («Любопытный», «Движение»).

В середине 19-го столетия эпиграмма (стихи традиционного типа) отступает на второй план, а подъем переживает злободневная сатирическая поэзия. Особенно яркие примеры ее удалось создать В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, М. Л. Михайлову, Н. А. Некрасову. Позже эпиграммы писали многие другие выдающиеся литераторы: А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, в этом жанре пытались проявить себя и так называемые второстепенные поэты, существуют единичные примеры эпиграмм, написанные прозаиками - Н. С. Лесков, Ф. М. Достоевский. В советской литературе к эпиграмме часто обращались С. Я. Маршак, В. В. Маяковский, А. Г. Архангельский, Демьян Бедный и многие другие.

Из античности в современность

Современные писатели и поэты также отдают должную дань эпиграмме, которая продолжает распространяться в массах не только в печатном виде, но и устно. Одним из самых знаменитых эпиграмматистов современности считается выдающийся актер Он является автором бесконечного множества поэтических шаржей, направленных на своих коллег-актеров. Эпиграммы Гафта являются колкими стихотворными выпадами в адрес отечественных актеров, фильмов и даже политических деятелей. Артист очень многих «изметелил», как говорит сам автор, «съел живьем». Объектами его выпадов стали: Лия Ахеджакова, Галина Волчек, Олег Даль, Армен Джигарханян, Василий Лановой, Олег Табаков. После выхода в прокат кинокартины «Трое в лодке, не считая собаки» Гафт сочинил эпиграмму на Александра Ширвиндта, и Михаила Державина. Многие откровенно обижаются на эпиграммы Гафта, в их числе и семья Сергея Михалкова. Объектом гафтовской сатиры стала картина «Три мушкетера» и Владимир Жириновский.

Эпиграмма - это один из редчайших, уникальнейших жанров, который, зародившись в глубокой античности, не потерялся на протяжении нескольких столетий, сохранился до наших дней и поныне пользуется популярностью, особенно у сатириков и пародистов.

Эпигра́мма (др. -греч. ἐπίγραμμα «надпись») - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях. Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами. В форме эпиграмм выражались размышления Платона, Сафо писала эпиграммы о горечи ранней утраты, Анакреонт - о веселье на пиру. К мастерам эпиграмм относят Симонида Кеосского, Асклепиада, Мелеагра. Расцветом эпиграммы в греческой литературе было творчество эллинистических поэтов III века до н. э. - I века н. э. (составившее ядро так называемой «Палатинской антологии» в 15 книгах) , в римской - сатирическое творчество Марциала (I век н. э.) . Традиции античной эпиграммы продолжались в византийской литературе и в латинской литературе средних веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка («Венецианские эпиграммы» Эпиграммы Марциала были тематически близки сатирам Ювенала. К наследию Марциала восходит современное понимание эпиграммы как короткого насмешливого стихотворения, обычно построенного на контрасте постепенной экспозиции и неожиданного завершения, заключительной «остроты» (пуант) . Такого рода эпиграмма сложилась во французской поэзии XVI - XVII веков. Временем расцвета эпиграммы в европейской литературе считается XVIII век (Вольтер, Ж. Б. Руссо, Г. Э. Лессинг, в России - А. П. Сумароков) . Параллельно развивалась эпиграмма, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Помимо названных, к мастерам острых сатирических эпиграмм относят Ж. де Лафонтена и П. Д. Э. Лебрена во Франции, Р. Бёрнса в Англии, Г. Гейне в Германии

Что такое "Эпиграмма"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Эпиграмма ЭПИГРАММА - буквально с греческого: надпись - стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам. У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл придали характер язвительной насмешки, что перешло и в новые литературы. В немецкой литературе разумелось под эпиграммой (у Лессинга) краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения (примеры у Гете и Шиллера), но главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. От французской литературы, где в XVII и XVIII в.в. расцвела эпиграмма (Пирон, Буало, Расин, Вольтер и др.), эпиграмма с этим характером перешла и в русскую литературу. Развитие этого жанра, несомненно, было у нас задержано политическим гнетом, в свободной борьбе с которым сатира и насмешливая эпиграмма всегда были сильным орудием. Русская эпиграмма чаще была обращена не к политической сфере, а являлась орудием борьбы в литературном мире. Образцы эпиграмм XVIII в. страдают еще большой тяжеловесностью. Писали эпиграммы многие поэты, как XVIII, так и XIX в. Только в руках Пушкина она становится живою и сильною. С ним соперничает Лермонтов. Современники очень ценили эпиграммы признанных остроумцев - кн. П. Вяземского, Тютчева и Соболевского. Популярный в 20-е и 30-е г.г. «Дом сумасшедших» Воейкова представляет собрание эпиграмм на литературных деятелей. С шестидесятых годов заявили себя эпиграммами ловкий версификатор Д. Минаев, Щербина, Н. В. Алмазов и некоторые другие. В более близкое к нам время очень известны были эпиграммы философа-поэта Влад. Соловьева. В. Ч.

Эпиграмма - ЭПИГРАММА ж. греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла... Толковый словарь Даля

Эпиграмма - ЭПИГРАММА, Цы, ж. Короткое сатирическое стихотворение (первонач. дидактическое), высмеивающее какоеЦ... Толковый словарь Ожегова

Эпиграмма - (греч. ??? - на и?????? - писание) - у древних греков не имела того элемента насмешки, который отл... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эпиграмма - (греч. epigramma, буквально - надпись) 1) в античной поэзии короткое лирическое стихотворе... Большая Советская энциклопедия

Эпиграмма - ЭПИГРАММА, эпиграммы, ж. (греч. epigramma - надпись) (книжн.). 1. У древних греков - надпись в прозе... Толковый словарь Ушакова

Эпиграмма - ж. 1. Надпись на памятнике, подарке и т.п., объяснявшая значение предмета (у древних греков). 2. Ст... Толковый словарь Ефремовой

Эпиграмма - ЭПИГРАММА (греческое epigramma, буквально - надпись), короткое сатирическое стихотворение, традицион... Современная энциклопедия

Эпиграмма - ЭПИГРАММА (греч. epigramma - букв. - надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жан... Большой энциклопедический словарь

Эпиграмма - эпигра?мма Через стар. нов.-в.-н. Epigramma (Опиц, 1624 г.; см. Шульц I, 178) из лат. epigramma о... Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Эпиграмма - (иноск.) - колкая насмешка (намек на краткие сочинения в виде надписей, называемые эпиграммами) Ср.... Толково-фразеологический словарь Михельсона

Эпиграмма - Эпиграмма (иноск.) колкая насм?шка (намекъ на краткія сочиненія, въ вид? надписей, называемыя эпигр... Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Эпиграмма - эпиграмма злая (Сологуб); мрачная (Пушкин); насмешливо-злая (Сологуб); сардоническая (Гоголь); ...

ЭПИГРАММА. Слово «эпиграмма» по-гречески означает «надпись». Так древние греки называли стихотворные надписи, которые высекались на надгробных памятниках (в этом случае эпиграмма являлась эпитафией), на постаментах скульптуры, на чашах, на любом предмете, приносимом в дар богам. Как и многие другие жанры античной поэзии, эпиграмма восходит к устному народному творчеству, а конкретно – к кратким стихотворениям нравоучительного характера – сентенциям. Как сложившийся жанр древнегреческой письменной поэзии, эпиграмма начинает существовать с 7–6 в.в. до н.э. Обычная форма тогдашней эпиграммы элегический дистих – двустишье, в котором первый стих – гекзаметр (шесть стоп), а второй – пентаметр (пять стоп).

Позже эпиграммой стали именовать любое лирическое стихотворение, написанное элегическим дистихом. Первым классиком жанра стал лирик Симонид Кеосский (5 в. до н.э.). Ему приписывалось множество эпиграмм на темы Греко-персидских войн, в том числе и надгробная надпись над павшими спартанцами:

Путник, пойди, возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Первая антология греческой эпиграммы, составленная в 1 в. до н.э. и дополненная уже в новое время, включает около 4000 эпиграмм, распределенных по темам, – любовные, надгробные, застольные, сатирические и пр. Среди авторов – Платон, Сапфо, Эзоп, Эсхил, Менандр, Феокрит, Алкей, Мелеагр, Диоген Лаэртский и многие другие поэты.

В латинскую литературу жанр эпиграммы переходит во 2–1 вв. до н.э.. Первый ее мастер – Катулл. Вот одна из его эпиграмм:

Милая мне говорит: лишь твоею хочу быть женою,

Даже Юпитер жалеть стал бы напрасно меня.

Так говорит. Но что женщина в страсти любовнику шепчет,

В воздухе и на воде быстротекущей пиши.

Исключительно жанру эпиграммы посвятил себя древнеримский поэт Марциал, у которого впервые становится ведущей сатирическая тема. «Высоким» жанрам, эпосу и трагедии эпиграмма противостоит у него как изображение жизни.

Ты читай, о чем жизнь может сказать: «вот мое».

Ни кентавров ты здесь, ни горгон не отыщешь, ни гарпий,

А человеком одним пахнет страница моя.

Этот лозунг сближает эпиграмму с комедией и сатирой, то есть насмешливыми жанрами. Эпиграмме нужны «соль» и «желчь». В отличие от «высокого» стиля, здесь допускается любая непристойность. Многие эпиграммы Марциала посвящены литературным темам: полемике с ученой поэзией, насмешкам над бездарностями и плагиаторами.

Традиции античной эпиграммы продолжают развиваться в латинской литературе средних веков (главным образом – надписи на гробницах, зданиях и предметах церковного обихода) и у пишущих на латыни поэтов Возрождения.

В европейской литературе Нового времени термин эпиграмма закрепляется за малой формой сатирического жанра (традиция Марциала). Отличительный признак эпиграммы – конкретность повода («стихи на случай»). Основной композиционный прием – противоположность начальных строк и заключительной краткой «остроты» («пуанта») также восходит к Марциалу. Эпиграмма такого рода сложилась во французской литературе 16 в. и приобрела устойчивую форму как «малый жанр» классицизма в 17– нач. 19 вв. (Расин, Лафонтен, Вольтер, Руссо и др.) и из Франции распространилась в другие европейские литературы (Лессинг, Бернс и др.).

Вот пример сатирической эпиграммы Р.Бернса с неожиданной концовкой:

Нет, у него не лживый взгляд,

Его глаза не лгут.

Они правдиво говорят,

Что их владелец – плут.

С ослаблением позиций классицизма эпиграмма утрачивает свое положение в литературе – романтизм почти не обращается к эпиграмме.

В русской поэзии эпиграмма появляется у поэтов-классицистов 18 в. (Кантемир, Ломоносов, Капнист, Богданович, Херасков и др.) Особенно любил этот жанр Сумароков. Им же сформулированы и основные принципы эпиграммы:

Рассмотрим свойства мы и силу эпиграмм:

Они тогда живут красой своей богаты,

Когда сочинены остры и узловаты;

Быть должны коротки, и сила их вся в том,

Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком.

Наивысшего расцвета русская эпиграмма достигает в первую треть 19 в. в творчестве И.Дмитриева, В.Л.Пушкина, Вяземского, Баратынского, а также молодого А.С.Пушкина. В это время эпиграмма зачастую представляет собой отклик на конкретные события литературной или политической жизни, на того или иного литератора или общественно-политического деятеля. Такие эпиграммы обычно не доходили до печатного станка, а распространялись изустно и в рукописях. Такова, например, известная эпиграмма А.С.Пушкина на графа М.С.Воронцова:

Полу-милорд, полу-купец,

полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Многие крупные литераторы 19 в. (Некрасов, Тургенев, Фет, Тютчев, Майков и др.) в той или иной степени отдавали дань жанру эпиграммы. Так, широкую известность получила эпиграмма Некрасова Автору «Анны Карениной» :

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,

Что женщине не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель- адъютантом,

Когда она жена и мать.

Больше всего эпиграмм (если они не распространялись устно) печаталось в юмористических журналах. Здесь мастерами жанра были Д.Минаев и В.Курочкин, которые часто использовали эпиграмму как средство в литературной полемике и политической деятельности. Такова эпиграмма Д.Минаева Пушкину, после его вторичной смерти :

Гоним карающим Зевесом,

Двойную смерть он испытал;

Явился Писарев Дантесом // И вновь поэта расстрелял.

Не чуждались эпиграммы и деятели Серебряного века (Брюсов, Бальмонт, Иванов, Сологуб).

В 1920-е получила распространение бесцензурная устная эпиграмма, имеющая автора, но функционировавшая как фольклорный текст, зачастую фривольного содержания. Например, эпиграмма А.Луначарского на Демьяна Бедного (распространялась без имени автора, с различными вариациями):

Демьян, ты хочешь стать советским Беранже.

Ты Бэ, ты Жэ,

Но ты не Беранже.

«Не презирали» эпиграмму и официальные советские поэты (Д.Бедный, А.Безыменский, С.Васильев и др.) Писал эпиграммы и Маяковский, иногда с элементами центона (перефраз известных фраз, выражений, строк):

Подмяв моих комедий глыбы,

Сидит Главрепертком Гандурин.

– А вы ноктюрн сыграть могли бы // на этой треснувшей бандуре?

Множество эпиграмм у поэтов-сатириков и пародистов, в частности у А.Архангельского:

Все изменяется под нашим зодиаком,

Но Пастернак остался Пастернаком.

Маршак написал книгу Лирические эпиграммы в духе античных эпиграмм, сатирические миниатюры чередуются в ней с краткими сентенциями. Например:

Дорого вовремя время.

Времени много и мало.

Долгое время – не время,

Если оно миновало.

Современные поэты также не забывают об эпиграмме, которая распространяется как типографски, так и изустно. Вот получившая распространение в литературных кругах неопубликованная эпиграмма В.Лапина на поэта Вс.Некрасова:

Сева Некрасов.

Образование пять классов.

Плюс институт.

Таким образом эпиграмма – один из немногих жанров, зародившихся в глубокой древности и доживших до наших дней.

Людмила Поликовская

надпись – у древних греков – надпись в прозе или стихах на памятнике, здании, подарке и т. п., объясняющая значение предмета. В античной поэзии – стихотворение произвольногосодержания, написанное элегическим дистихом. От элегии отличалась большей краткостью и узостью тематики. Позже – короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭПИГРАММА

В буквальном смысле, и по происхождению своему - поэтическая надпись на подарке, гробнице, художественном произведении, которая поясняла внутренний, духовный смысл данного предмета указанием на того, кто этот предмета посвящает, подносит, или того, кто его приготовил, произвел, а также обозначением цели предмета. Главное достоинство маленького стихотворения этого рода заключалось в возможной его простоте, безыскуствеыности, соединенной с остроумием и законченностью мысли и выражения. Уже древнейшие поэты - Архилох, Сафо и др. занимались сочинением эпиграмм; но действительным родоначальником эпиграмматической поэзии был Симонид Кеосский. Его Э., большая часть которых написана для памятников в честь бойцов Персидских войн, представляют вполне законченные образцы поэтического творчества и отличаются остроумием и высокохудожественной простотой. Но Э. служила не только действительной надписью, но составлялась и фиктивно в форме таковой, напр., для надгробных памятников поэтам, философам и на известные произведения искусства; брали также более или менее характерное происшествие из внешней жизни и силой творческого обобщения возводили внутренний его смысл до общей сентенции или делали из него маленькую художественную картинку. Таким образом, слово Э. получило тот смысл, который мы придаем ему теперь. Более всего этот род Э. развился у александрийских поэтов, т. е., в то время, когда греческая поэзия уже не в силах была создавать более крупные произведения. Но в этих маленьких произведениях греческое творчество обнаруживало все еще большую прелесть и изящество, многосторонность и умелость. Сюжет брался обыкновенно из области литературы и искусства, а также из частной жизни. Эпиграмматическое стихотворство, бывшее в таком ходу у александрийцев, продолжалось потом до времен римской и византийской империи, хотя часто далеко уже не с таким талантом, но все же еще с некоторым мастерством. Об отдельных греческих эпиграмматистах ср.