Неточность, хрупкость, размытость какого-либо предприятия или планов можно выразить разными словами и способами. Зададимся вопросом о том, какое выражение может подойти в такой ситуации. Ответим же так: мы исследуем значение фразеологизма "вилами по воде писано". Вот оно-то нам и нужно.

Начнем же мы не со смысла и происхождения, а с двух образов, предваряющих всякий анализ и рассмотрение.

Неправильный образ - «человек с вилами»

Любой человек, кто не знаком с историей возникновения исследуемого фразеологизма, при упоминании вил на воде представит себе такую картину. Крестьянин в погожий, солнечный день отдыхает на берегу речки. Конечно, при нем его любимые вилы, т.е. аграрный инструмент.

Далее наш герой, внезапно проникнувшись неизъяснимой тоской по полноте бытия, в ответ на какие-то свои потаенные мысли, подошел к речке и начал усиленно писать, чертить вилами знаки на воде. Последние, в свою очередь, повинуясь инерции стихии, тут же исчезали с поверхности.

В принципе, если говорить о том, что значение фразеологизма «вилами по воде писано» сообщает, прежде всего, о хрупкости, зыбкости чего бы то ни было, то в таком случае этот образ подойдет. Но тогда мы грешим против истории и истины.

Правильный образ и происхождение фразеологизма. «Круги по воде»

Стоит ребенок у реки и кидает камешки в воду, а от них идут по воде вилы, т.е. круги. Вот такая простая разгадка. Оказывается, это выражение пришло к нам из глубокой древности. И «вилы» в значении «кругов» восходят к какому-то архаичному языку (диалекту). Впрочем, он, так или иначе, давно утрачен.

Таким образом, значение фразеологизма «вилами по воде писано» выяснено. Весьма неожиданным оказался не столько смысл выражения, сколько его происхождение. Перейдем к примерам.

«Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах»

Всем известна эта современная поговорка или присказка. А между тем у нее смысл примерно такой же, как и у рассматриваемого выражения.

Представьте, школьник, окрыленный тем, что сдал последние выпускные экзамены, приходит домой и делится планами, как он поступит в вуз, будет в нем блистать в качестве студента.

Возможно, отец, который, несмотря на праздничное настроение сына, находится не в лучшем расположении духа, скажет: «Подожди, все это пока вилами по воде писано».

Значение мы выяснили чуть раньше.

В принципе, не слишком ласковый родитель мог бы сказать: «Ну-ну, хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах». Правда, и то, и другое все равно грубо по отношению к ребенку.

Допустим, большая часть нашей жизни есть писанная на воде книга, ну и что? Из этого совсем не следует, что человеку не стоит жить. А вот что ему стоит делать, мы разберем в следующем разделе.

Чему нас учит фразеологизм о хрупкости?

Значение фразеологизма «вилами по воде писано» указывает человеку на то, что многое в его жизни эфемерно. Наш собрат - существо, пребывающее, скорее, в будущем, чем в настоящем. Поэтому многие люди планируют и говорят о своих замыслах. И они как бы выписывают вензеля на воде. С этим мало что можно поделать, но есть выход: надо противопоставить вечному прожектерству (в данном случае это слово не наделяется никаким негативным смыслом) действием.

Мечтать - не преступление. Важно, чтобы определенный чаемый результат был не просто утопической грезой, а предполагал некоторый план действий. И тогда никто не сможет упрекнуть человека в том, что он строит воздушные замки.

Нужно не только желать, но и созидать. Нельзя давать повод сказать: «Да, это все вилами по воде писано», т.е. неточно, размыто, хрупко и вообще нереально. Действие прежде всего, только оно имеет смысл.

Надеемся, читатель понял, что значит «вилами по воде писано»? Важно также уяснить: аграрный инструмент, который есть почти у каждого на даче, никак не относится к сути фразеологизма.

Часто нам приходится слышать о каком-то деле, которое еще не точно, сомнительно, что это как «вилами по воде писано». И сразу становится понятно, что событие маловероятно случится.

Но представить, как и зачем вилами пишут по воде, сложно и не понятно, зачем вообще такое действие производить. Конечно сразу понятно, что в этом выражении скрыты образы из прошлого, которые ушли из обихода. И это действительно так.

Что такое вилы?

Вилы, в современном значении - это сельскохозяйственный инструмент, которым убирают сено. И им не пишут по воде и вообще никогда не писали. Просто слово «вилы» имело раньше другое значение - «круги». Так можно вспомнить про «вилок капусты».

И если это не вилы, а круги по воде, то все становится на свои места. Ведь круги на воде - это вещь зыбкая и недолговечная. Так и про событие говорят, что едва ли оно случится, как и круги на воде останутся.

«Вилами по воде писано». Вглубь истории

Если копать дальше, то оказывается, что давным-давно были такие облачные девы, которые вили из облаков серебряные нити дождя. Именно от слова «вить» происходит слово «вилы». Вилами называли и Долю с Недолей, вещих прях.

Кстати, сами девы считаются светлыми силами, их представляли одетыми в воздушные как пух одеяния с лебедиными крыльями. Есть версия, что сам бог Велес появился от этих светлых дев, а точнее из их струящихся змеевидных волос.

Сплетенные Вилами дождевые нити несли с собой пророчества о судьбах людей, а круги на воде - это их послания. В старые времена существовали жрецы, которые умели расшифровывать, что «вилами по воде писано».

Мир русской фразеологии огромен и многообразен, на любой случай жизни в нем отыщутся выражения, которые помогут придать речи выразительность и образность. Фразеологизмы «толочь воду в ступе» и «писать вилами по воде» воспринимаются сегодня в своем переносном значении и используются говорящими в определенных ситуациях.

Основанием для образования фразеологизмов-шуток служит внутреннее лексическое противоречие, положенное в основу художественно-изобразительного средства языка, именуемого оксюмороном.

Действительно, воду с ступе (деревянном или металлическом сосуде, широко применяемом в старину) не истолчешь – все равно она ею останется. Фразеологизм может употребляться в более коротком варианте «толочь воду», он лег в основу , которая делает умозаключение – « вода и будет». Значение выражения понимается как бесполезное занятие, на которое только напрасно потратишь время. Если вы услышали эту фразу от кого-либо, знайте: пустые разговоры необходимо заменить конкретными делами.

Вилами (орудием крестьянского труда) тоже не попишешь, тем более на водной поверхности. Фразеологизм употребляется в нашей речи, чтобы выразить сомнение по поводу предполагаемых событий: совершится задуманное на самом деле или нет.

Фразеологические словари относят эти устойчивые сочетания к разговорной речи, указывают на их эмоциональную окраску – пренебрежительность.

Источники фразеологизмов

У любого образного выражения имеется собственная история происхождения, зачастую объяснения этимологии случаются неоднозначные.

Появление «толочь воду в ступе» иногда связывают с конкретным фактом в истории: в монастырях в качестве наказания монахов заставляли этим заниматься. При языковом сопоставлении оказывается, что оборот «привязан» к обычаю наказания, а не возник из него.

Славяне считали ступу не только необходимым предметом домашней утвари, но и средством, помогающим избавиться от болезни, «истолочь» в ней недуги людей и животных.

Этот часто соотносится со временем зарождения на Руси христианской религии, когда священнослужителям приходилось вступать в борьбу с волхвами и кудесниками, для которых толочь воду в ступе было обычным делом. К бесполезным занятиям относили христианские священники подобные действия, не желая понимать их настоящего значения.

Но кудесники совершали свою работу не бесцельно: они придавали воде магические свойства. Поверья о «живой» и «мертвой» воде жили в народе с глубокой древности, люди пользовались всевозможными способами наговора на нее. Волхвы толкли воду до полного очищения, закладывая в нее затем любую необходимую информацию. Очищенную кудесниками воду использовали для приготовления пищи, изготавливали из нее лекарственные снадобья.

Вода быстро скрывает любые следы, поэтому писание по ней многие народы уже давно образно определяли как заведомо ненужное и бесполезное дело. Выражение «писать на воде» можно встретить у древнегреческих и римских мыслителей и поэтов, таких как Платон, Софокл, Катулл. Оно широко распространялось в повседневной речи людей, по-своему обогащаясь. (Например, написание на материале, неспособном долго храниться (песке, снеге, ветре), в переносном смысле тоже обозначало бессмысленное, бесполезное дело).

Экспрессивности и образности придает этому сочетанию выбор орудия действия: вилы, палец, веточки и прутики. В народной речи, например, даже существовало выражение «сорока хвостом на воде писала».

Самым широким по употреблению является фразеологизм «писать вилами по воде». Предметом дискуссий лингвистов-историков фразеологии стали «вилы», именно лексическое значение этого слова вызывает разные мнения по поводу этимологии фразеологического оборота.

Самым популярным является объяснение выражения с точки зрения материалистической реальности: если по водной глади любым предметом, следов не останется. Зыбкий материал для записи, выполненной таким неудобным, служащим иным целям орудием, свидетельствует о недостоверности и сомнительности начертанного.

Гадание по воде издавна пользовалось популярностью у славянских народов. Но, как объясняют ученые, употребление существительного «вилы» в форме творительного падежа указывает не на начертанные водные знаки, а на орудие для письма.

Существует мифологическая основа объяснения выражения. Суть его заключается в том, что когда-то крестьяне, охраняя себя от проделок водяного, в момент заговора чертили косой или ножом на воде крест. Это суеверие породило и писание по ней вилами. А значение, указывающее на сомнительность и неясность, сложилось в результате недоверия народа к таким заклинаниям. Подобное толкование обычно считают неверным прежде всего потому, что вилы символически олицетворяли орудие дьявола, использовать их против нечистой силы не соответствовало языческой вере.

Славянская мифология называет «вилами» рожденных из воды, тумана и утренней росы русалок, обитавших в озерах, родниках, колодцах. Они считались очень шаловливыми мифическими существами, которые были не прочь подшутить над людьми, а также предсказать их судьбу. Пророчества русалки чертили на водной поверхности, и прочесть записи было по силам редкому человеку. Вследствие этого о неосуществимом и несбыточном стали выразительно говорить: «вилами по

Вилами на воде писано Разг. Ирон. Это ещё неизвестно, будет так или нет. - Какой повелительный тон! Сейчас видно, что говорит будущая знаменитость! - подшучивал Антонин. - Это ещё на воде вилами писано, буду ли я знаменитостью (П. Невежин. Тихий приют).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Вилами на воде писано" в других словарях:

    вилами на воде писано - бабка еще надвое гадала, маловероятно, бабка еще надвое сказала, бабушка еще надвое сказала, бабка надвое сказала, бабушка надвое гадала, бабушка надвое сказала, вилами по воде писано, сорока на воде хвостом писала, не факт, бабушка еще надвое… … Словарь синонимов

    вилами по воде писано - нареч, кол во синонимов: 18 бабка еще надвое гадала (14) бабка еще надвое сказала (14) … Словарь синонимов

    вилами на воде писано - Ви/лами на (по) воде писано О чём л. маловероятном, сомнительном или неизвестном … Словарь многих выражений

    это еще вилами(на воде) писано - (иноск.) сомнительно Ср. Кантемир. 175, 189. (Изд. Смирдина.) Ср. Стоит (благодарности), человече: ты отпираешь мне рай светлый (ведя для сожжения)... Ну, это еще вилами по воде писано, авоськами присыпано. Д.Л. Мордовцев. Великий раскол. 2, 18 …

    Это еще вилами на воде писано. - Это еще вилами на воде писано. См. ВЕРНОЕ НАДЕЖНОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Это еще вилами(на воде) писано - Это еще вилами (на водѣ) писано (иноск.) сомнительно. Ср. Кантемиръ. 175, 189. (Изд. Смирдина.) Ср. Стоитъ (благодарности), человѣче: ты отпираешь мнѣ рай свѣтлый (ведя для сожженія)... «Ну, это еще вилами по водѣ писано, авоськами присыпано». Д …

    вилами(по воде) писать - (иноск.) о невозможном, безуспешном, сомнительном Ср. Статочное ли дело, чтоб отцу ручаться и отвечать, что на уме его взрослой девки? Скорей можно вилами по воде писать. Кохановская. Из провинциальной галереи портретов. См. это еще вилами писано … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Вилами(по воде) - Вилами (по водѣ) писать (иноск.) о невозможномъ, безуспѣшномъ, сомнительномъ. Ср. Статочное ли дѣло, чтобъ отцу ручаться и отвѣчать, что на умѣ его взрослой дѣвки? Скорѣй можно вилами по водѣ писать. Кохановская. Изъ провинціальной галлереи… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Вилами на (по) воде писано - что. Народн. Ирон. или Неодобр. Что л. очень сомнительно, неясно, не вызывает доверия. ДП, 293, 419, 703; БТС, 139; ШЗФ 2001, 36; Жук. 1991, 367; ФСРЯ, 68; БМС 1998, 82 83 … Большой словарь русских поговорок

    Яйцами по воде писано - (от погов. вилами по воде писано очень маловероятно; яйца мошонка; грубовато) исходное знач … Живая речь. Словарь разговорных выражений

Книги

  • Пословицы, поговорки и крылатые выражения , Ушакова О.. Перед вами сборник русских пословиц и поговорок. А знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга? Ответ очень прост. Как гласит народная мудрость: Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.…

В одном из изданий книги польской афористики Яна Жабчица (первая публикация — 1616 г.) есть тематическая рубрика «Не познаемо». В ней помещены четыре поговорки: Путь на воде после лодки. //Птичье летание на воздухе. //Змия ползуща по камени. // Дева чистоту потерявшая (Симони 1899, 44-45).


Как видно из их переносного смысла, под «непознаемым» собиратель имеет в виду не то, что непознаваемо, а то, что не оставляет после себя следа, то, что неузнаваемо после совершения каких-либо действий. И след на воде от проплывшей лодки не случайно в этом ряду занял первое место: ничто так быстро не расплывается и не разглаживается, как линия, прочерченная по водной поверхности.


Не случайно поэтому писание по воде издавна у многих народов считалось заведомо бесполезным и ненужным делом. Выражения kath" hýdatos grápheis (греч.) и in aqua scribis (лат.) "на воде пишешь" значили уже у древних греков и римлян — "ты выполняешь заведомо бесполезную работу, переливаешь из пустого в порожнее". Есть такие выражения и во многих современных славянских и неславянских языках: чеш. na vodé psát, пол. na wodzie pisać, иерхнелуж. na wodu napisać, с.-х. pisati po vodi, ит. scrivere su una pozza d"acqua (букв, "писать на колодце с водой"), англ. write in (on) water и т. п. Именно поэтому оборот писать наводе , встречающийся у Софокла, Платона, Лукиана, Катулла, считают интернационализмом, калькой с греческого или латыни (Снегирев 1831 1,85; Тимошенко 1897, 42-43; Попов 1976, 25).


Такая точка зрения вполне приемлема, хотя в разных языках встречаются варианты нашего выражения, свидетельствующие не только о книжном, но и о речевом распространении и обогащении древнего образа. Бессмысленность какого-либо дела может характеризоваться, например, и писанием на песке (фр. être écrit sur le sable), на ветре, льде или снеге (пол. pisać na wietrze, pisać na ledzie, pisać na śniegu) и другом непригодном для долговременного хранения информации материале.


Немало таких вариантов обусловлено и попытками экспрессивной конкретизации орудия писания. В одном лишь польском языке записаны такие варианты, как palcem na wodzie pisano "пальцем на воде писано", pisanymi gałązką na wodzie "веточками писано на воде", na wodzie patykiem pisane "палкой на воде писано" и даже prątkiem na piasku pisane "прутиком на песке написано" (NKPII, 940).


Известны подобные варианты и русскому языку. В стихотворном собрании пословиц середины прошлого века, например, встречаем вариант о писании пальцем по воде:



Иному твердить о душевном вреде,


Что пальцем писать на воде:


И ухом себе не ведет,


Пока его в крюк не согнет.


(НРП 2, ч. II, 75-76)



Записаны в народной речи и такие обороты, как сорока на воде хвостом писала (Михельсон 1912, 830), пишет, как черт шестом по Неглинной (улица и речка в Москве) (ДП, 420; Даль IV, 598) или писал Марка (Макарка) своим огарком (Даль II, 572).(Ср. «утешительное» обращение одной старушки к своему петуху в деревне Симоняты Псковской области: «Петенька, твая смерть ешіію мелом писана», т. е. неизвестно, когда настанет.)


Выражение вилами на воде написано — один из таких вариантов. Он, пожалуй, имеет наиболее широкое распространение и употребление, ибо известен не только русскому, но и белорусскому, украинскому и польскому языкам: вілами на вадзе пісана, вилами по воді написане, to jeszcze widłami pisano. Характерно, что в диалектах оно может употребляться и в форме сравнения—как в лем- ковских говорах украинского языка: як би вилами по воді написане було.


Если по поводу писания на воде у историков фразеологии практически нет разногласий, то вариант о писании вилами—предмет ожесточенной дискуссии.


Гидромантия—гадание по воде—действительно, была популярна и у восточных народов, и у славян. Свидетельством ее является, в частности, выражение как в воду глядел, связанное именно с предсказанием будущего по воде. Однако у славян, в отличие от персов, пока еще не зафиксировано такого гадания гидромантии, которое основано на бросании камней в воду и узнавании будущего по кругам. Более того, польские и русские варианты выражения писать на воде ясно показывают, что в творительном падеже в них стоит существительное, обозначающее отнюдь не форму начертания каких-либо знаков, а орудие письма: палец, веточку, палочку, шест, огарок и даже сорочий хвост. Это, следовательно,—то, чем «творят» написанное, а не то, что начертано на воде.


Известна и вторая гипотеза, объясняющая наше выражение на мифологической основе. Отталкиваясь от суеверного языческого оберега, заговора от хозяина водной стихии водяного, ее пытается отстоять Ю. А. Гвоздарев. Крестьяне предохранялись от «баловства» водяного тем, что чертили во время заговора крест ножом с косой, которые являются символами Перуна—верховного языческого божества. Писание вилами по воде, по предположению сторонника этой гипотезы, соотносится именно с этим суеверием и порожденным им обычаем. Значение же фразеологизма—"сомнительно, неясно", "неизвестно еще, когда и как что-либо произойдет"—развилось как результат скептической народной оценки таких заклинаний, не помогавших делу (Гвоздарев 1982,27).


Здесь, в отличие от первой версии, налицо известность суеверного ритуала именно в России. Достаточно рельефно проступают и детали писания ножом и косой по воде. Эти детали, однако, и помогают опровергнуть версию о связи заговора с историей нашего оборота. Ведь обращение к нему не имело целью узнать свое будущее. Наоборот, с помощью такой магической операции заговаривающие стремились запугать водяного, отпугнуть его святым крестом (ср. бояться как черт ладана и диалектное, известное также во многих языках, — бояться как черт креста или как черт святой (крещенной) воды). Так же как и очерчивание, осенение головы крестом (ср. очертя голову), эта магическай операция предохраняла от нечистой силы достаточно долго и устойчиво. Вот почему уже при такой гипотезе наше выражение никак не могло получить ассоциации с чем-либо весьма недолговечным, быстро исчезающим. Кроме того—еще один, чисто мифологический контраргумент: вилы, по мифотворческой символике, в какой-то степени противопоставлены ножу и косе, они—орудие дьявола, поскольку напоминают один из его атрибутов—рога. Использовать их как оберег от нечистой силы поэтому, с точки зрения народного суеверного сознания, было бы «противоязычно».


Наконец, существует и третье объяснение оборота о писании вилами по воде. Авторы его исходят из материалистической реальности первичного образа—не оставлять следов на воде, если пишешь по ней вилами (Фелицына, Прохоров 1979,107; 1988,115; Ивченко 1987). А. А. Ивченко весьма основательно доказывает истинность такого прочтения оборота, приводит много языковых аргументов и критически оценивает версии предшественников.


Пожалуй, третья гипотеза и является самой убедительной. Необходимо лишь отметить, что все-таки какой-то элемент мифологичности, интуитивно ощущаемый сторонниками первой и второй версий, в значении оборота присутствует. Это, правда, судя по употреблениям фразеологизма, не столько суеверие, сколько издевка над ним:



"Какой повелительный тон! Сейчас видно, что говорит будущая знаменитость", — подшучивал Антопин. "Это еще на воде вилами писано, буду ли я знаменитостью"» (П. Невежин. Тихий приют); «"Какой вы части? Где стоите?",— "Партизанской части, известно. Стоим сейчас на разъезде, а где завтра будем, про то вилами на воде писано"» (К. Седых. Отчий край); «Это еще вилами на воде писано, спасем ли мы собор» (Н. Рыленков. На старой смоленской дороге); «Но даже это обещание, как говорится, вилами на воде писано» (Правда, 1982, 19 сент.).



Этот иронический оттенок весьма устойчив. Он характеризовал и исконный вариант нашего оборота уже в XVIII в.:



Смотри ж и ты, Светильник ясной! Не проведи нас на бобах; И ложной радостью напрасной Не тешь нас на пустых словах. Чтоб были все твои ответы И все Сивиллины советы Написаны не на воде.


(Н. П. Осипов.Вергилева Енейда, вывороченная на изнанку)



Приведенный отрывок весьма примечателен. От него тянутся нити и к античным греко-латинским параллелям о писании по воде как о бесцельном времяпрепровождении, и к собственно русскому, народному переосмыслению его как очень ненадежного прогноза на будущее. Мифологический элемент предреченности в тексте «Енейды...» Н. Осипова подчеркнут и русским фразеологизмом провести на бобах (первоначально связанным с гаданием), и упоминанием легендарной прорицательницы античности Сивиллы (Сибиллы).


Значит, все-таки наше выражение связано с гидромантией?


Пожалуй, все-таки — нет. Оно ассоциативно привязано к иному способу прогноза будущего—его предначертанием, написанием на чем-либо долговечном и надежном. Вот целая серия итальянских выражений, ведущих свое начало из глубокой античности: е scritto in cielo "написано в небе", е scritto nei fati "написано на судьбе", е scrito nel libro del destino "написано в книге судьбы". А вот и несколько французских: être écrit au ciel "быть написанным на небе", c"est écrit "это написано". Смысл их — тот же, что и у русского выражения на роду написано у кого-либо. На роду — это как бы на «родовой книге судьбы», на родовом «фатуме» или, говоря по-современному,—на нашем генетическом коде.


Написанное же на воде—в отличие от неумолимо надежной и долговечной «родовой» записи—зыбко, непостоянно и потому недостоверно, сомнительно. Уже сам материал для записи будущего дает повод для скепсиса. А если к тому же эта запись сделана столь громоздким и неприспособленным для писания орудием, как вилы, то веры такому прорицанию и предначертанию вообще нет.