Советские дети готовились к лету заблаговременно. Проверялась упругость камер для купания, выкатывался велик с трещотками, из двух линеек мастерился бумеранг, и ежедневно придумывались все новые и новые затеи.

Альтернатива пейнтболу

Летом одним из любимых развлечений становились водные баталии. В качестве «оружия» выступала самодельная альтернатива водным пистолетам – «брызгалки». Смастерить устройство было просто, главное – подкараулить, когда в ванной закончится шампунь в пластиковом флаконе или проследить, чтобы мать не выбросила бутылку от «Белизны».

Раскаленным на плите гвоздем делалось отверстие, куда вставлялась шариковая ручка без стержня. Чтобы ничего не протекало, в месте соединения лепился пластилин. Всё! «Оружие» к бою готово! Первая партия воды обычно набиралась дома, а затем на колонках или в реке. Чем больший объем воды вмещался в «брызгалку», тем она была ценнее. Кстати, у «оружия» была и еще одна функция: с ее помощью можно отлично утолить жажду в момент затишья «боя». А затем наступила эра одноразовых шприцов и водных пистолетов, но с их доступностью ушло все очарование водных забав.

Пластилиновые войны

Менее эстетичным устройством для нанесения морального вреда повсеместно становились «харкалки». Существовало два варианта этого нехитрого приспособления: крутой и обычный. Для первого требовалась стальная трубочка – достать ее было не просто, поэтому такая «харкалка» считалась особенно ценным приобретением. Прямо на нее налепливался пластилин – чем больше, тем лучше. Принцип действия нехитрого девайса был примитивен. Маленькие кусочки пластилина заправляли в трубку и «выстреливали» во всё подряд: в девчонок, в зазевавшихся ворон, самые отчаянные стреляли в прохожих. Почти всегда позволяющий «злоумышленнику» оставаться незамеченным, более компактный и доступный был второй вариант «харкалки». Он стал неизменным атрибутом любого мальчишки с моментом появления в продаже гелиевых ручек. Вместо пластилина обычно использовались различные крупы, чаще гречка.

Без чиркаша, как без рук

Чиркаш на ботинке долгое время оставался одним из обязательных атрибутов дворового стиля. Оснастить собственную обувь чиркашом можно было в считанные минуты. Всё, что требовалось, - фильтр от сигареты, спичечный коробок и отсутствие родителей дома. Сигаретный фильтр обычно размещался на внутренней стороне торца подошвы. Затем его поджигали, и в тот момент, когда он становился темным, быстро прикладывали ребро спичечного коробка с серой, которая удивительным образом оставалась на ботинке. Подойти к компании, сидящей на спинке скамейки, закинуть ногу на сиденье и эффектно поджечь спичку о ботинок, - подобными умениями обладали почти все мальчишки во дворе. Главное, чтобы дождя на улице не было. Младшие использовали чиркаш для «запаливания кострика», более взрослые – для прикуривания сигарет.

Тяжелый металл

Гаражи или сараи, особенно если их было много, заменяли во многих дворах детские площадки. В узких проходах между металлическими (или деревянными) постройками дни напролет гонялись друг за другом на великах или демонстрировали скоростное прохождение этапов. А еще именно рядом с гаражами можно было найти аккумуляторы. В любую металлическую посуду, а чаще просто консервную банку, из аккумулятора выколачивали пластинки свинца. Затем емкость нагревали на костре и с восторгом смотрели, как плавится и сверкает серебристая тяжелая жидкость. Из нее можно было сделать всё, что угодно. Достаточно было сделать в глине или плотной земле углубление нужной формы.

«Волшебный» карбид

Узнаваемый запах и «волшебные» качества – находка карбида становилась настоящим событием во дворе. Если рядом работают газосварщики, шансы стать героем дня увеличивались многократно. Главное – улучить момент, когда работяги вытряхнут карбид из баллона, и оказаться на месте сразу после их ухода. В куче грязновато-белого порошка почти всегда удавалось найти несколько камушков, с которыми можно было проделывать разные «фокусы».

Можно было поджечь лужу или согреть руки, сжав карбид и погрузив его в воду (чаще обычную лужу). А еще помещали его в бутылку с водой, затыкали пробкой и долго наблюдали за происходящей внутри реакцией. Но с наибольшей эффективностью карбид использовался в самодельных пушках, которые мастерили из пустых баллонов «Дихлофоса». Срезали горлышко, на дне делали отверстие, внутрь клали карбид, слегка смачивали его водой, замазывали все отверстия, кроме донного, трясли минут пять, а затем подносили к дырке на дне зажженную спичку. Эффект от взрыва пару дней обсуждал весь двор, снова и снова пересказывая историю с новыми «всплывающими в памяти» подробностями подобных ужасающих экспериментов с карбидом и реальными жертвами.

А город подумал: ученья идут

Игры с карбидом были весьма опасным развлечением, но это придавало затее остроты. То же самое касается и незатейливых игр с шифером. Материал был очень распространен, и найти его фрагменты, а, если повезет, и целые листы, не составляло большого труда. Развлечение состояло в том, чтобы закинуть шифер в костер, а затем «залечь в укрытии» и дождаться, когда шифер начнет «стрелять».

Зачастую к концу «забавы» от костра мало что оставалось: «взрывающийся» шифер просто раскидывал его в разные стороны. Чтобы округа сотряслась от резкого взрыва, можно было использовать и пустой флакон от любого аэрозоля, на котором написано «Осторожно! Огнеопасно! Не подвергать нагреванию». В детстве многие поступали с точностью наоборот. В лучшем случае игры заканчивались приводом в комнату милиции и беседой с участковым, в худшем – трагедией.

Каждый уважающий себя пацан должен был подготовить к лету минимальный арсенал из самострела, «бомбочек» и дротиков, на крайний случай, - запастись пистонами от игрушечного револьвера. Проще всего было сделать дротики, которые по своим качествам иногда превосходили магазинные аналоги.

Для изготовления древнейшего метательного оружия требовался небольшой лист бумаги (страницы из школьного дневника отлично подходили), спички, иголка, клей и нитки. Умельцы мастерили дротики из сварочного электрода, заточенного об асфальт. Для большего шика такое оружие украшалось птичьими перьями. Стать обладателем самого примитивного самострела было еще легче. На один конец подходящей рейки приматывалась прищепка, на другой – прикреплялся жгут (или любой другой эластичный материал). Стрельба велась горящими спичками.

Единственный минус – «оружие» было однозарядным. Послушные отпрыски, помнившие о родительских наставлениях, что спички детям не игрушка, мастерили из бумаги водные метательные снаряды – «бомбочки», которыми швырялись с балконов в любые движущиеся мишени. Если мастерить «бомбочки» было лень, сбрасывали обычные пакеты, наполненные водой. Весело было всем, кроме тех, рядом с кем «разрывался» «снаряд».

Кто такой Дворовой , Дворничий? Думаете, что это дворник, танцующий с метлой по двору? Нет, речь пойдет о младшем брате Домового, это ещё один легендарный герой славянской мифологии. Этот дух имеет несколько названий, и все будут правильными — его называют также Хлевником, Стайником, Дворовушкой. Дворовой редко попадается на глаза человеку, всё чаще его присутствие замечают по поступкам, шалостям. А когда всё мирно, да гладко во дворе у крестьянина, так вроде бы и ни при чём наш сегодняшний персонаж.

Где живёт Дворовой и чем он занимается?

Младший брат Домового никогда не заходит в дом, живёт в хлеву вместе со скотом. И служба у него простая (а может, и не очень простая)- следить за порядком во дворе и в загоне для домашних животных.

Дворового не слышно и не видно до тех пор, пока хозяева дома ведут себя прилично (по мнению хозяина двора). Но, как только что-то придётся не по нраву, тут он себя проявит на полную катушку. В итоге всех его безобразий пострадает в первую очередь скотина: чахнуть начнёт, расти плохо, коровы доиться перестанут, куры плохо нестись. Дело может дойти до гибели животного. Тогда крестьянину придется продать животное.

Что может разозлить духа двора?

Почему Дворовой может навести порчу на скот ? А всё дело в самих хозяевах. Своим поведением Хлевник хочет показать своё неуважение к хозяину дома, если он ленив и неопрятен, если долго спит с утра, а работу по двору и в хлеву доделывает поздно вечером. Так же Дворовой не любит нечёсаных женщин, с непокрытой головой.

А самое страшное наказание Дворовой может учинить за брань между супругами. Особенно, если они начинают скандалить прямо в стойле для животных.

Тут уж Дворовушка покажет, на что способен: перевернёт кормушки, разбросает зерно по хлеву, накидает в кормушки навоза. Во дворе подымет пыль, развалит поленницу дров, сломит забор, ещё и нечисть всякую соберёт во дворе, так что даже куры с котами попрячутся.

Дело в том, что Дворовой питает особую симпатию и собакам, их он не обижает. Так же он не трогает козлов, а куры ему просто неподвластны — у них есть свой куриный бог.

В общем, от взбалмошности Дворовушки могут перепугаться все вокруг.

Как утихомирить взбесившегося Хлевника?

Простой способ использовали предки, чтобы поставить на место распоясывавшегося духа: подвязывали за лапку дохлую сороку, подвешивали её посредине хлева, под потолком вниз головой. При виде дохлой сороки Дворовой утихал и забивался в углу.

Чтобы впредь такого не случалось, хозяева должны себя вести подобающим образом, и Дворового вовремя задабривать и благодарить за то, что он их животинку бережёт от разной нечисти.

Как задобрить дворового духа?

  • Хозяева должны вовремя чистить хлев, прибирать двор.
  • Перед тем, как войти в хлев, хозяйка должна кашлянуть или ещё как-то дать понять, что она сейчас войдёт.
  • После того, как покормят скотину, нужно и Дворового угостить — оставить краюшку хлеба, кусочек сахара или каши лужку, положить всё это в уголке со словами: «Вот и тебе гостинчик, батюшка дворовой. Угощайся, не побрезгуй, мы к тебе со всей душой».
  • Иногда хозяева, обеспокоенные поведением домашних животных, привязывают в хлеву под потолком мешочек с монетками. Говорят, что если подойти тихонько к дверям и прислушиваться, можно уловить звон монеток — это Дворовой забавляется.
  • Ещё рекомендуется в хлеву подвесить большую метлу из пышных еловых или сосновых веток.

Все эти нехитрые мероприятия подружат хозяев дома с дворовым духом.

На ласку и добро и капризный дух ответит добром

Дворовой любит, когда с ним советуются, если надумают привести новое животное в дом. Заранее нужно приготовить коробку с монетками и разноцветными лоскутами, тарелочку с едой и обратиться к Дворовому:

«Батюшка Дворовой, всей скотинки смотровой. Любим тебя и почитаем, всех зверушек тебе доверяем. Прими и ещё одну зверушку под свой надзор».

После такой просьбы-обращения можно во двор новое животное заводить.
Этот же обряд можно проводить и в тех случаях, когда домашнее животное приболело, стало вялым или буйным.

А чтоб не доводить дело до крайности, дворового духа, Хлевника, нужно почитать постоянно. Вот такой загадочный – добрый смотритель за двором , и строгий «воспитатель» для нерадивых хозяев дома.

). Накануне реформы 1861 г. составляли около 7% крепостных. Земли при освобождении не получили.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ДВОРОВЫЕ ЛЮДИ" в других словарях:

    ДВОРОВЫЕ ЛЮДИ, 1) в Древней Руси придворный штат великих князей. 2) В конце 17 1 й половине 19 вв. категория крепостных (см. ДВОРОВЫЕ). Накануне реформы 1861 составляли ок. 7% крепостных. Земли при освобождении не получили. Источник: Энциклопедия … Русская история

    Дворовые люди понятие, имевшее в разные периоды разное значение: Дворовые люди (придворные) Дворовые люди (крепостные) … Википедия

    1) в Древней Руси придворный штат великих князей.2) В кон. 17 1 й пол. 19 вв. категория крепостных (см. Дворовые крестьяне). Накануне реформы 1861 составляли ок. 7% крепостных. Земли при освобождении не получили … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    1) в Древней Руси придворный штат великих князей. 2) В конце XVII первой половине XIX вв. категория крепостных (см. Дворовые крестьяне). Накануне реформы 1861 составляли около 7% крепостных. Земли при освобождении не получили. * * * ДВОРОВЫЕ… … Энциклопедический словарь

    I лица, составлявшие в древней Руси придворный штат русских князей, великих и удельных, сильно разросшийся при московском великом князе и достигший наивысшего расцвета при государе, царе и великом князе московском и всея Русии. Это княж двор,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    дворовые люди - 1) в Древней Руси придворный штат великих князей; 2) в конце XVII первой половине XIX вв. категория крепостных (см. дворовые крестьяне). Накануне реформы 1861 г. составляли около 7% крепостных. Земли при освобождении не получили … Большой юридический словарь

    1) в Древней Руси лица, входившие в число придворных великих и удельных князей (бояре, окольничьи и др.). 2) Категория крепостного населения в России с конца 17 в. до отмены крепостного права (1861). Д. л. крепостные крестьяне, лишённые… … Большая советская энциклопедия

    Категория крепостного населения в России с кон. 17 в. до отмены крепостного права (1861). Д. л. крепостные крестьяне, лишенные зем. наделов. Большинство их жило в господских дворах, находилось почти в рабском положении. Выполняли работы по… … Советская историческая энциклопедия

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

«Стрелялки» и переписки в соцсетях, кажется, совсем заменили подросткам настоящее живое общение. В этом году в некоторых детских лагерях даже ввели специальное занятие, которое называется игротехника, где детей обучают правилам игр и рассказывают об их истории. «АиФ в Омске» решил составить топ самых популярных дворовых игр, чтобы напомнить их правила нашим читателям.

«Современные дети не любят подвижные игры, к предложению оставить гаджеты и погонять мячик, попрыгать, побегать относятся с сарказмом и недовольством. Более-менее терпимо воспринимают квесты и футбол, то есть групповые игры. Небольшими компаниями по три-четыре человека сегодня подростки не играют, - говоритВалерия Коробова, вожатая городского пришкольного лагеря . - Да и честно говоря, не знают они этих игр. На днях в лагере специально проводили занятие - обучали играм 80-х. Девочкам, например, показывали, как прыгать в «резиночки» и на скакалке – когда двое крутят, а третий перепрыгивает».

Так дела обстоят в мегаполисе, а вот в сельских районах, по словам местных жителей, дети любят играть на улице. И их по-прежнему, что называется, в дом не заманишь.

«Компьютеры, конечно, у всех есть, но общаться компаниями-то интереснее, - делится сельчанин. – Мой младший брат, племянница, соседские дети от 6 до 14 лет с увлечением играют в «резиночку», вышибалы, рисуют мелками».

И в самом деле, дворовых игр, которые могут увлечь даже взрослого, существует превеликое множество. Вот некоторые из них, в которые хотя бы раз, но играл любой ребёнок в нашей стране.

Прятки

Играть в прятки могут даже самые маленькие дети. Фото: pixabay.com

Очень простая игра – можно играть как в помещении, так и на улице.

С помощью считалки выбирают водящего - тот, кто будет искать прячущихся. Водящий поворачивается к остальным игрокам спиной и считает вслух до 20, 50, 100 – согласно уговору. Кодовая фраза: «Кто не спрятался, я не виноват». Задача игроков спрятаться так, чтобы водящий не нашёл, соответственно, задача водящего - найти спрятавшихся.

Когда водящий находит игрока, ему нужно как можно быстрее добежать к стене, чтобы «застукать» его. Если найденному игроку удается опередить водящего, то со словами «стук-стук, это я» он выводит себя из игры. Первый «застуканный» становится ведущим в следующем раунде. Чем больше людей участвует в игре, тем интереснее.

Казаки - разбойники

Очень весёлая игра, сочетающая в себе элементы салок и пряток. Есть мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

По правилам игроки делятся на две команды - «казаки» и «разбойники». Выбираются «атаманы» и определяется границы поля боя, за пределами которого не играют. Казаки организуют штаб, а разбойники придумывают пароли. Один из них должен быть правильным, все остальные – нет.

Задача разбойников - захватить штаб казаков. Задача казаков – поймать всех разбойников и «выпытать» у них правильный пароль.

По определённому сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте подсказки в виде стрелок, чтобы казаки могли искать. В игре должно участвовать не меньше шести человек, иначе она становится неинтересной.

Догонялки или салки

У этой игры очень много разных названий, но смысл один – водящий догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Первый, кого водящий сумел догнать и коснуться рукой, становится водящим. Участников может быть сколько угодно.

Вышибалы


Поиграть в игру можно даже со своим любимым питомцем. Фото: pixabay.com

Двое детей - водящие, встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. Вышибаемые участники встают в центре между ними. Задача водящих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. А те должны пытаться увернуться от мяча. Игрок, которого вышибли, выбывает из игры. Однако его могут спасти товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли - выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок, поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру.

Классики


Игры со скакалкой - то, что нужно для непосед! Фото: pixabay.com

Очень древняя игра, в средние века в неё играли мальчики. В Россию классики пришли в конце ХIX века.

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом. Существуют разные варианты прыжков и разметки площадки. Но обычно игроки по очереди кидают камушек или кусочек пластмассы (битку) в первый квадрат. Первый игрок, перепрыгивая из квадрата в квадрат, толкает за собой битку. Затем игрок разворачивается на 180% и обратно допрыгивает точно так же. Если наступил на черту или на неё попала битка, встал на обе ноги, то ход переходит к следующему игроку. Кто дольше всех продержится, тот и победил!

Резиночка

Культовая дворовая игра. Невозможно найти девочку эпохи СССР, которая бы не прыгала в резиночку. Обладательница новой резиночки – обыкновенной бельевой, нередко связанной из нескольких кусков (в те годы это был дефицит) во дворе считалась счастливицей. Резиночку «запрыгивали» буквально до состояния верёвки. Сегодня резиночку можно купить в магазине детских товаров.

Существовало несколько уровней резиночки, чем выше она была натянута - тем сложнее было выполнить определённый набор упражнений: конвертик, кораблик и т. д. Часто девочки дома натягивали резиночку на стулья и тренировались в прыжках, чтобы утереть нос подружкам на улице.