В этом году исполняется 500 лет начала Реформации. В 1517 году 95 тезисов немецкого богослова Мартина Лютера положили конец Средним векам и привели к образованию новой конфессии. Сам он считал Реформацию губительной, а свое учение непонятым.

Обещание

Мартин Лютер был выходцем из бедных крестьян, о чем сам всегда с гордостью говорил: «Я сын крестьянина, мой отец, дед и прадед были чистые крестьяне». Несмотря на происхождение, хорошие отношения с бюргерской семьей Котто позволили Лютеру получить философское образование в университете Эрфурта. Лютер был блестящим студентом, родители прочили ему карьеру юриста, но два события резко изменили не только жизнь Лютера, но и, как оказалось, ход мировой истории.

Во время студенчества Лютеру пришлось похоронить лучшего друга – в молодого человека ударила молния. Смерть друга сильно повлияла на Лютера. Он невольно стал задавать себе вопрос, что станется с ним, если его так же внезапно призовет Бог.
Вскоре после этого, возвращаясь в Эрфурт после летних каникул, Лютера также настигла неожиданная гроза. Оглушительный удар грома раздался вблизи, молния ударила в нескольких шагах от него. В ужасе он воскликнул: «Святая Анна, помоги мне! Я буду монахом!» Фраза вырвалась непроизвольно, но Лютер был не из тех, кто отступается от своего слова. Через две недели он исполнил свой обет.

«На сводах ада»

Одним из переломных моментов в жизни Лютера, который впервые зародил в нем сомнение в правоте католической церкви, это его поездка в Рим. Путешествие произвело на молодого монаха крайне негативное впечатление. Лютер был немцем от головы до пят, практичность, строгость и простота были национальными особенностями его натуры. Кроме того, он принадлежал к ордену Августинцев, члены которого проповедовали аскетический образ жизни. И тут немецкий монах попадает в Италию, в сам Вечный город Рим, где роскошная жизнь является неотъемлемым атрибутом жизни церкви. Лютер с ужасом потом вспоминал о нечестивости римлян, алчности духовенства, его вовлечении в светскую политику, передавая старинную пословицу: «Если есть ад под землей, то Рим построен на его сводах». В Риме Лютер слышал хвастливые речи монахов, утверждавших, что папский мизинец сильнее всех немецких властителей; слышал обидные клички, даваемые его соотечественникам. Для такого обожателя папства, каким был Лютер, это впечатление было убийственным. Впоследствии он говорил, что не взял бы и 100 тысяч тайлеров за эту поездку в Рим, которая открыла ему глаза.

Чудодейственный товар Тецеля

Главным камнем преткновения и последней каплей для Лютера стал вопрос об индульгенции. Как известно, «продажа» прощения грехов была достаточно распространенной практикой в Средние века. Разумеется, официально это не считалось коммерцией. Согласно катехизису, католическая церковь обладает бесконечным количеством божественной благодати и может даровать отпущение временной кары за грехи, то есть епитимьи. Но для этого человек должен отдать самое дорогое, эквивалентом «самого дорогого» охотно признавались деньги. Хотя сами «торговцы билетами в рай» часто извращали принятый канон, выставляя грамоту как стопроцентную гарантию за отпущение грехов. Именно так поступал доминиканец Тецель, человек с сомнительной репутацией, но ораторским дарованием. В пламенных выражениях он выхвалял народу чудодейственную силу своего товара. У него была особая цена для каждого преступления: 7 червонцев за простое убийство, 10 – за убийство родителей, 9 – за святотатство и так далее. Ему верили, люд сбегался к нему за грамотами, кто-то расставался с последними грошами, только бы избавить душу от мук чистилища. В 1517 году он появился в окраинах Виттенберга, где Лютер преподавал богословие. Возмущенный тем, что его паства предпочитает купить отпущение, нежели раскаяться, Лютер попытался разубедить народ. Когда это не помогло, он обратился к вышестоящим чинам – архиепископу Альбрехту, который получал свои барыши от продажи индульгенций. Он лаконично посоветовал навязчивому богослову не наживать себе врагов.

Канун Дня всех Святых

Ни увещевания к народу, ни обращения к своему «непосредственному начальству» не помогли Лютеру решить проблему. Недовольный результатом, он решил найти союзников в университете. В образованной среде Лютер встретил тех, кто был готов разделить его мнение. Его активно поддерживал викарий ордена августинцев Иоганн фон Штаупиц. Лютер долго колебался, но последней каплей для него стало заявление людей паствы, что они не собираются менять свою жизнь.

1 ноября 1517 года в День всех Святых около дворцовой церкви Виттенберга начала собираться толпа людей, ведь в церковном празднестве были обещаны широкие отпущения грехов. Но в этот раз все пошло «не по сценарию». К самой двери церкви ножом был прибит документ, который впоследствии вошел в историю как «95 тезисов».

Скрытые силы

Многие историки утверждают, что Лютер не видел в своем поступке ничего противозаконного и сожалел о своем разрыве с Папой. Но уже сам факт, что он приколол ножом документ к двери главной церкви города, не подразумевал дальнейшего примирения с Римом! Как же богослов решился на такой шаг, ведь после него Лютера могли ждать, в лучшем случае, потеря степени и положения, в худшем – анафема, гонения и костер. Этому может быть только два объяснения: либо этот человек был взбешен, и не понимал, что творит, либо за ним стояла некая влиятельная фигура, на поддержку которой он рассчитывал. И такая сила была.

К XVI веку правители германских княжеств и главы городов страдали от влияния Ватикана, который использовал их как источник финансов и всячески вмешивался во внутреннюю политику. Церковь имела на это право, согласно учению о «Константиновом даре». Якобы, император Константин передал верховную власть над всеми территориями Римской империи Папе. К 1517 году отношения между Римом и немецкими правителями настолько накалились, что нужен был только повод для начала войны.

Разочарование

«Я был один и лишь по неосторожности вовлечен в это дело» - писал потом о Реформации Лютер. Не прошло и двух лет, а декорация совершенно переменилась. Теперь он был не один в поле воин, за его спиной стояли многие ученые и богословы, Лютером орудовали политические силы. Есть мнение, что сам Мартин был разочарован в движении, он считал, что его учение было неправильно истолковано: «реформатор сам должен был признать, что во всем этом главным образом виновато его учение об оправдании одной верой, неверно понятое. Оно должно было бы служить исправлению людей, но выходит наоборот, люди теперь скупее, безжалостнее, развратнее, чем раньше при папстве». Но Лютер так и не отказался от своих тезисов, которые шли против Римской церкви. Он отрицал способность Папы отпускать грехи, его право на политическую деятельность, отвергал индульгенцию. В общем, наносил существенный удар Ватикану. Свою критику католичества он продолжал и в своих дальнейших сочинениях, а в одном даже благословил германских князей на реформирование церкви в памфлете «К христианскому дворянству немецкой нации».

Сожалел Лютер и о своем знаменитом переводе Библии на немецкий язык: «Простой народ не знает ни Молитвы Господней, ни Символа веры, ни десяти заповедей, живут как скоты бессмысленные, и, однако, не успело появиться Евангелие, уже мастерски научились употреблять во зло христианскую свободу».

Личная выгода

Но Лютер тоже получил некоторую выгоду от своего понимания «христианской свободы». Как известно, в своем учении он критиковал целибат, и первый же подал пример, женившись на сбежавшей из монастыря монахине Катарине фон Бора.

Даже самого Лютера пугали последствия его поступка. Осуждая разврат Ватикана, он был первым в истории церкви монахом, нарушившим вековые традиции целибата. Выступая против обмирщения церкви, он сам сделал шаг в сторону мирской жизни. Сам он признавался: «Мне не чужды желания, испытываемые мужчиной, я не каменный. Но я сознаю, что в любой день могу быть сожжен на костре как еретик».

Основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.

В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.

Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.

95 тезисов Лютера (кратко)

Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния. Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.

Сожжение Лютером папской буллы

Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен , окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга. От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.

Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.

Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург

В 1521 г. Мартин Лютер был потребован к ответу пред императором Карлом V и рейхстагом; явившись на имперский сейм в Вормсе , он перед лицом властей и многочисленного народа смело отстаивал свое учение и решительно отклонил предложение отречься от своих идей.

Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

На обратном пути, по инициативе покровителя его, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, на Лютера «напали» замаскированные «разбойники», привезшие его в Вартбург, где он, скрываясь под чужим именем, нашел безопасное убежище от всяких преследований и мог спокойно отдаться своей литературной и реформаторской деятельности. Здесь Лютер совершил один из капитальнейших трудов своей жизни – перевод Библии на немецкий язык.

Лютер в Вартбурге (где он жил под именем Йорга). Художник Лука Кранах Старший, 1521-1522

Реформация Мартина Лютера (кратко)

Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей , иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.

Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера , а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.

Личность Лютера

Пылкий, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, добродушными юмором, веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям. Внутренняя, душевная жизнь его представляла, однако, меньше спокойствия: не раз переживал он тяжелые, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание. К этому присоединялись еще частые телесные страдания, развившиеся в мучительную болезнь, которая свела его в могилу. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. Он умер 18 февраля 1546 г. в Эйслебене, в том самом городе, где родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Тело его похоронено в Виттенберге.

Значение Лютера

На памяти Мартина Лютера остается упрек в потворстве его высокопоставленным друзьям – князьям. Но эта слабость отчасти искупается его духовными и нравственными качествами. Не менее важны услуги, оказанные Лютером немецкой литературе. С ним начинается новый период в истории немецкого языка; слог его проповедей, брошюр, трактатов полон энергии, силы и выразительности, и потомки ценят Мартина Лютера не только, как церковного реформатора, но и как одного из популярнейших писателей Германии.

«У меня есть мечта» («Я мечтаю», «I have a dream») - название самой известной речи Мартина Лютера Кинга. Мартин Лютер Кинг произнес эту речь около полувека назад 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу. В этом выступлении Кинг на весь мир провозгласил свое видение будущего Соединенных Штатов Америки, где белое и черное население могли бы сосуществовать как равноправные граждане своей страны.


Смотреть видео «I have a dream»
на английском языке


Смотреть видео «У меня есть мечта»
на русском языке

Речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» и по настоящее время является общепризнанным шедевром ораторского мастерства. Наверное, многие знаменитые политики не раз пересматривали ее, шлифуя свои риторические навыки.

Ораторские приемы

Давайте и мы рассмотрим эту знаменитую речь с точки зрения использования Мартином Лютером Кингом специальных ораторских приемов , оформляющих тезисы его речи, превращающих его выступление в мощнейшее агитационное оружие.

Стиль и формат. Мартин Лютер Кинг, являясь баптистским священником, произнес настоящую речь-проповедь. Конечно, это не была проповедь в чистом виде, но выступление прошло именно в религиозном формате, на тот момент столь близком для 300 тысяч американцев, стоявших у подножья монумента Линкольну. Стилистика выступления в первую очередь продиктована отказом автора от стандартных политических лозунгов и обращением к такому личному рассказу о своей мечте.

Подготовка к выступлению. Стоит отметить, что речь эта не была спонтанной, к своему выступлению «У меня есть мечта» Мартин Лютер Кинг осознанно и очень серьезно. По ходу выступления автор изредка пользовался своими записями, которые помогли ему произнести великолепную эмоциональную речь, без оговорок и запинок. Его голос звучал настолько естественно и уверенно, что эта уверенность мгновенно передалась всем присутствующим. Без тщательной подготовки, произнести такую заразительную речь было бы просто невозможно.

Метафоры. «Мы сможем вырубить камень надежды из горы отчаяния», «мы сможем превратить нестройные голоса нашего народа в прекрасную симфонию братства». Метафоры сделали тезисы Кинга яснее, ярче, и смогли поистине придать его мыслям эмоциональные оттенки настоящей мечты, донести их до самых глубин сознания и сердец слушателей.

Цитаты. Речь Кинга изобилует аллюзиями на Ветхий и Новый Завет, Декларацию независимости США, Манифест об освобождении рабов и Конституцию Соединенных Штатов. Автор намеренно использует цитаты из тех источников, которые признаны, как среди его сторонников, так и среди противников, таким образом, адресуя свое выступление и тем, и другим, увеличивая свои шансы воздействия на слушателей.

Темп и паузы. Важнейшую роль в этой речи играет темп произнесения текста и логические паузы. Они выделяют каждую фразу речи, каждую законченную мысль. Основной темп речи плавный, с постепенной тенденцией к ускорению, усилению эмоциональной составляющей, которая подогревает толпу слушателей, срывая громкие овации и крики одобрения.

Аудитория. Вы, скорее всего, заметили на фоне выступления Кинга кивающие лица, которые отражают их доверие к оратору, настоящую веру в его идеи. Эти лица воздействуют на наше восприятие речи «I have a dream» подсознательно, используя человеческую склонность к конформизму, нежелание идти наперекор мнению большинства. Этот ораторский прием используется многими политиками, он и по сей день не потерял своей актуальности.

Цикличность речи. Речь Кинга нельзя назвать типичным последовательным изложением одной мысли. Обратите внимание на тот факт, что он не раз возвращается к определенным тезисам своего выступления. Общими местами являются неоднократные обращения оратора к своим товарищам из Колорадо, Миссисипи, Алабамы, которые перекликаются с идеями уже упомянутыми автором ранее, возвращают слушателей к этим мыслям, заставляют еще раз задуматься о главных для Кинга вещах.

Общие тезисы

Сама концепция речи построена так, что Мартин Лютер Кинг делится своей мечтой со своими товарищами. Он не заявляет, как должно быть и что следует делать, а говорит лишь о том, о чем мечтает. Тем не менее, форма изложения речи не умаляет силы воздействия его тезисов на аудиторию, ведь Кинг не просто декламирует, призывая к разуму, а затрагивает чувства слушателей и вселяет в их головы свои идеи, свою мечту. И эта мечта становится общей, и народ начинает верить в нее.

Кроме того, Мартин Лютер Кинг адресует свое выступление не только аудитории, собравшейся у Мемориала Линкольна, но и руководству страны, людям, принимающим важнейшие решения. Этим фактом продиктована особая логическая структура тезисов в речи оратора. Можно сказать, что некоторые высказывания и заявления Мартина Лютера Кинга в речи «I have a dream» были похожи на шантаж властей США: «Мы не успокоимся до тех пор, пока…», — говорит он, обращаясь и к своим товарищам, чтобы обозначить их чувство идентичности с протестным движением, с одной стороны, и обращаясь к своим противникам, чтобы вынудить их вступить в переговоры во избежание беспорядков, с другой стороны.

Цитаты речи

“I have a dream” – «У меня есть мечта»

“I say to you today, my friends, so even though we face the difficulties of today and tomorrow. I still have a dream. It is a dream deeply rooted in the American dream.” – “И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня всё же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.”

“I have a dream that one day down in Alabama, with its vicious racists, with its governor having his lips dripping with the words of interposition and nullification; one day right down in Alabama little black boys and black girls will be able to join hands with little white boys and white girls as sisters and brothers.” – “Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками.”

Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Девяносто пять тезисов сразу сделали имя Лютера необыкновенно популярным в Германии. До 1517 г. он был известен только в более тесном кругу своих виттенбергских почитателей, к которым принадлежал и сам курфюрст, его государь, и известность эта основывалась исключительно на его успешной деятельности проповедника. Лютер обладал счастливым даром убеждения, и искренность его обращений к слушателям, горячность, с какою он излагал им религиозное учение, убедительность его аргументов привлекали на его проповеди всегда большую толпу, теснившуюся у его кафедры и слушавшую его с напряженным вниманием. Девяносто пять тезисов появились как раз в то время, когда еще не успело улечься общественное возбуждение, произведенное гуманистическою борьбою с кельнскими богословами и их сторонниками, когда общество находилось еще под свежим впечатлением «Писем темных людей». В образованных кругах стали с большим интересом следить за полемикой между Лютером и его противниками. У Лютера явились и сторонники, взявшие на себя его защиту. Таков был, напр., виттенбергский же профессор, человек схоластического образования, Карльштадт, диспутировавший с Экком в Лейпциге; таков был гуманист Филипп Меланхтон (собственно Шварцерд), родственник и ученик Рейхлина, впоследствии помощник Лютера. Лейпцигский диспут сразу поднял Лютера на большую высоту в общественном мнении, а папская булла 1520 г. и страстные воззвания самого Лютера, выпущенные в том же году, делали его живым воплощением национальной и религиозной оппозиции Риму. Эти годы замечательны еще тем, что тогда происходило сближение между будущим реформатором, с одной стороны, и гуманистами и политиками с другой, сближение временное, не имевшее под собою прочной почвы, но весьма характерное для настроения, переживавшегося Германией перед самым началом революционного движения 1522–1525 г. В этом отношении особенно любопытно поведение Ульриха фон Гуттена, видевшего сначала в виттенбергских спорах монашескую грызню и возлагавшего надежду на то, что монахи во взаимной вражде уничтожат друг друга. Смелость, с какою Лютер выступил против папства, привлекла на его сторону Ульриха фон Гуттена. Мы уже упоминали об его памфлетах 1520–1521 гг., о его «Жалобе и увещании против непомерной и нехристианской власти римского папы». «Прежде, говорит он в этом памфлете, – я писал по‑латыни, которая не всякому знакома; теперь я взываю к отечеству, к немецкой нации на её языке – отмстить за эти дела» (zu bringen diesen Dingen Rach), Подобно Лютеру, который обращался к императору и христианскому дворянству немецкой нации, и Гуттен взывает к государям и правящим классам: «Надеюсь, говорит он, это сделают многие рыцари, многие графы и дворяне и многие граждане, также слишком много тяготящиеся этими делами в своих городах, чтобы мой призыв остался без ответа. Вперед, с нами Бог! Кто захочет остаться позади в таком деле? Я отважился – таков мой лозунг!» В другом памфлете («Оправдание») он писал, что всегда обращался к императору и государям с увещанием вступиться в дело, провести реформу, необходимость которой очевидна, ибо, доказывает он, должно опасаться, что если власти не вступятся, а бесчинства куртизанов и бездушных духовных лиц дойдут до крайности, то грубая толпа и бессмысленная чернь (gemeiner Hauf und das unsinnige Volk) восстанет и без смысла сокрушит все. Впоследствии Гуттен сам приглашал эту толпу и этот народ к действию, но пока он стоял на той же точке зрения, что и Лютер. Он тоже в послании к немецкому дворянству говорил, что когда реформы требуют светские государи, то церковь отвечает, будто светская власть не должна мешаться в церковные дела, – и выражал желание, чтобы Карл V занялся реформой. Только неудачный исход Вормсского сейма заставил Гуттена отказаться от надежды на проведение реформы сверху. В ту же зиму 1520–1521 г. Гуттен написал латинский диалог «Булла и буллоубийца», в котором драматически изображает борьбу буллы со свободою, влагая в уста последней такие слова: «На помощь, сограждане! Защитите угнетенную свободу! Неужели никто не решится вступиться за меня? Неужели здесь нет никого истинно свободного, никого стремящегося к добру, никого любящего право и справедливость, ненавидящего обман и преступление?» И Гуттен прибавляет, что «чей бы то ни был этот клич, он должен вступиться, раз он слышит призыв. Посмотрю, продолжает он, что там делается. Вижу, дело идет о свободе. Надо бежать. Что тут такое? Кто кличет? Свобода! Свободу угнетают, Гуттен! Это я, я зову!» В двух других диалогах («Предостерегатели») Гуттен выводит – в одном – Лютера, в другом – своего друга Зиккингена, разговаривающими с людьми, которые хоть и порицают злоупотребление римской церкви, но еще более порицают восстание против неё. Собеседник указывает Зиккингену, что все подымавшиеся против церкви кончали дурно. «А чех Жижка? спрашивает рыцарь. Он оставил после себя славу, что освободил свое отечество от ига, выгнал из всей Богемии недостойных тварей, ленивых попов и бесполезных монахов, имущества их частью возвратил наследникам жертвователей, частью обратил на пользу общественную и т. д.». На панегирик Жижке собеседник замечает, что Зиккинген, по-видимому, не прочь сам подражать Жижке, – и получает в ответ, что, «конечно, не прочь, если добром не удастся сладить». Памфлет этот писался, когда ход дел на Вормсском сейме не внушал нетерпеливому Гуттену особого доверия. Во время этого сейма, открывшегося 28 января 1521 г., Гуттен особенно волновался, издав, напр., еще две инвективы против бывших на сейме папских легатов. Лютера начинало смущать поведение его защитника, и он писал своему другу Спалатину, духовнику и старшему секретарю Фридриха Мудрого (бывшего одним из историков реформации): «Ты видишь, к чему стремится Гуттен, но я не хочу, чтобы евангелие отстаивали насилием и убийством; в этом смысле я и писал ему. Словом побежден мир, словом сохранялась церковь, словом же она и восстановится». Лютеру было также очень неприятно, когда под конец сейма в Вормсе явилось воззвание четырехсот рыцарей, соединившихся за Лютера. Он говорил, что тут действует хитрость его врагов, желающих его погубить, приписывая ему мятежные связи.

Прошло меньше двух месяцев после сожжения буллы, когда собрался в Вормсе сейм, на котором в первый раз присутствовал новый император. Лев X был, как это тогда же открылось, против избрания Карла V, и еще весной 1520 года поверенный императора Мануэль писал ему: «Ваше величество должны поехать в Германию и там оказать некоторую благосклонность некоему Мартину Лютеру, который находится при саксонском дворе и предметом своей проповеди внушает опасения римской курии». Но позднее, как было уже упомянуто, между Карлом V, и папой состоялась сделка: Лев Х должен был помогать императору против Франции, Карл же обязывался содействовать уничтожению ереси в Германии. Между тем борьба Лютера с папою продолжалась, и Лев X подтвердил проклятие смелого монаха новою буллою, которую последний издал с своими комментариями, могущими служить образчиком его полемики . «Лев, епископ, гласила булла (епископ, как волк, бывает пастухом, ибо епископ должен поучать по закону спасения, а не изрыгать проклятий), раб рабов Божиих (вечером, когда мы пьяны, а утром мы прозываемся «господин всех господ»). Римские епископы, наши предшественники, имели обычай в этот праздник (чистый четверг) употреблять оружие правосудия (которое, по‑твоему – отлучение и анафема, а по апостолу Павлу – терпение, кротость и милосердие). По праву и обязанностям апостольским и для поддержания чистоты христианской веры (т. е. светских владений папы) и единства её, состоящего в единении членов с главою Христом и его наместником (мало одного Христа – другой нужен еще), чтобы сохранить святое общение верных, мы следуем древнему обычаю и мы отлучаем и проклинаем во имя Всемогущего Бога Отца (о котором сказано: Бог не посылал Своего Сына в мир, дабы судить мир) и Сына, и Святого Духа и по власти апостолов Петра и Павла и нашей собственной (и я тут тоже, говорит волк пожирающий, будто могущество Бога без него слишком слабо). Мы проклинаем всех еретиков (ибо они хотели обладать Св. писанием и требовали, чтобы папа был воздержан и проповедовал слово Божие)... и Мартина Лютера, недавно осужденного нами за подобную ересь, и всех его приверженцев и всех, кто бы они ни были, которые окажут ему какое-либо расположение (Благодарю тебя, любезный первосвященник, за то, что ты меня осуждаешь со всеми этими христианами; для меня это честь, что имя мое провозглашено в Риме в праздник так торжественно и теперь обходит весь мир с именем всех этих смиренных исповедников Христа)».

Император Карл V в молодости. Художник Бернарт ван Орлей, 1519-1520

Когда Лютер был призван молодым императором и чинами империи на Вормсский сейм , многие сторонники будущего реформатора советовали ему ограничиться оппозициею против светской власти папы, не касаясь религии, и думали, что Лютер отречется от своих мнений. Но Лютер отвечал следующим образом Спалатину, ведшему с ним от имени Карла и Фридриха Мудрого переговоры о том, чтобы он отрекся от своего «Вавилонского пленения церкви»: «Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения. Я не убегу и не отрекусь от своего сочинения и от своего учения, которое буду признавать до последнего дня, хотя и уверен, что собаки не успокоятся, пока не покончат со мною». Когда Лютер уехал в Вормс, то ему устраивали на дороге торжественные встречи: собирался народ, и Лютер проповедовал. Друзья, опасаясь, как бы с ним не приключилась в Вормсе какая-либо беда, советовали ему не ехать туда, но он отвечал: «если бы на дороге к Вормсу стояли костры, и их огонь доходил до неба, и если бы в Вормсе было столько чертей, сколько черепиц на крышах домов, то я и тогда бы поехал». Карлу, действительно, предлагали не исполнять данного Лютеру охранною его грамотою обещания не причинять ему зла, но Карл не согласился на это.

Время Вормсского сейма было самым блестящим моментом в жизни Лютера. Он не был еще основателем новой церкви, а отстаивал просто право человеческой личности, свободу совести, и его истинное величие на этом сейме заключалось в том, что он торжественно, пред лицом всего света, заявлял, что в жизни человека есть сторона, на которую не может посягать никакая земная власть. В Вормс на сейм съехалось много народа. По улицам не было почти прохода. Лютер пошел в ратушу, где происходили заседания, и солдаты должны были силою расталкивать толпящийся народ. Сначала (17 апреля) Лютер смутился было перед блестящим собранием и говорил нерешительно. Ему представили его сочинения, спрашивая, признает ли он их за свои. Оправившись от смущения, он отвечал, что от своих сочинений догматического содержания он не может отказаться, так как не находит в них ничего дурного, и самая булла папы находит в них много хорошего; что отречься от сочинений, в которых он восставал против злоупотреблений духовенства, значило бы с его стороны предать Германию грабежу, и что наконец, он не может отказаться также и от своих полемических сочинений, ибо это значило бы предоставить торжество своим врагам. Затем Лютер начал говорить против непогрешимости папы и соборов, но его прервали такими словами: «Ты не ответил на сделанный тебе вопрос. Ты здесь не для того, чтобы подвергать сомнению то, что было решено соборами. У тебя требуют прямого и ясного ответа, хочешь ли ты или нет отказаться?» И на это Лютер сказал: «Так как ваше светлейшее величество и ваши высокие власти требуете от меня простого, точного и ясного ответа, то я его вам дам без сучка и задоринки (dabo illud neque dentatum, neque cornutum). Вот он: я не могу подчинить своей веры ни папе, ни соборам, ибо ясно как день, что они часто впадали в заблуждения и даже в противоречия с самими собою. Значит, если меня не убедят свидетельствами из писания или очевидными доводами разума, если меня не убедят теми самыми местами, которые я привел, и если таким образом мою совесть не свяжут Словом Божиим, я не могу и не хочу отказываться ни от чего, ибо не подобает христианину говорить против своей совести». И затем, обращаясь к собранию, он произнес: «Hier stehe ich. Ich kann nicht anders. Gott helfe mir. Amen». Этот твердый ответ произвел впечатление на собрание, но только не на холодного Карла V, сказавшего, что его «этот монах не увлек бы в ересь». Во время речи Лютера слышались громкие одобрения. Ландграф Филипп Гессенский пришел к нему потом на квартиру и сказал: «Если ты считаешь, что дело твоё – Божие, стой твердо на своем». Имперские чины и общественное мнение были на стороне Лютера, и в виду этого Карл должен был его отпустить, дав ему приказ уехать домой. На возвратном пути устраивались Лютеру многочисленные овации, а сам он написал записку к другу своему, известному живописцу Луке Кранаху, в которой высказал свой взгляд на то, что случилось на Вормсском сейме: «Слуга твой, любезный кум, Лука! Я думал, что его величество соберет в Вормсе человек пятьдесят докторов богословия, чтобы убедить, как следует, монаха. Совсем нет. Твои эти книги? – Да. – Отказываешься ты от них? – Нет. – Так убирайся. Вот и вся история». Около того же времени он написал к Карлу V письмо, в котором проводил границу между повиновением Богу и повиновением государю. Мало-помалу из Вормса разъехались и князья, особенно расположенные к Лютеру, и никто не ожидал каких бы то ни было новых постановлений по его делу, как вдруг император предложил оставшимся еще князьям написанный папским нунцием Алеандром эдикт, помеченный задним числом, дававший Лютеру двадцатидневный срок для отречения, а в случае его отказа налагавший на него опалу вместе с его последователями, друзьями и покровителями, сочинения же его обрекались на сожжение. 26 мая эдикт этот был подписан Карлом . Еще ранее того покровитель Лютера Фридрих Мудрый, понимая, что жизнь реформатора находилась в опасности, задумал укрыть его на время. Когда Лютер возвращался домой, его схватили люди курфюрста и отвезли его в Вартбург. Разнесся слух, что Лютера похитили враги его, а он между тем проживал в вартбургском замке под именем рыцаря Георга. Здесь начал он свой перевод Библии на немецкий язык. Это дело не было совершенною новостью в Германии, так как переводы Библии, хотя и уступавшие лютерову по своим достоинствам, существовали уже раньше и были весьма распространены в народе. Предприятие Лютера, оконченное только через двенадцать лет, имело тем не менее большое значение для развития немецкого «литературного языка, не говоря о значении его для религиозной реформации, так как Библия стала теперь доступною для всех в прекрасном переводе. Здесь же начал он переводить на немецкий язык и еврейские псалмы, чем сильно двинул вперед развитие богослужебной лирики. Между тем религиозное движение, возбужденное проповедью и сочинениями Лютера, не только не улеглось, но даже стало принимать все более широкие размеры. Сторонники Лютера издавали полемические сочинения против его врагов; рыцари собирались для защиты дела оппозиции Риму; в городах происходили демонстрации в честь Лютера; сами князья уже начинали понимать, какие выгоды для усиления своей власти могут извлечь из борьбы с курией; даже некоторые духовные лица читали сочинения Лютера «ohne Verdruss», как выразился о себе базельский епископ, а другой говорил даже: «мы все лютеране», указывая этим на сходство собственных воззрений с учением Лютера. Но собственно для большинства немцев весь вопрос заключался в определении отношений нации к Риму, для Лютера же – в догматах веры, в силу чего Лютер и многие его приверженцы понимали дело реформации неодинаково. Основною чертою характера Лютера был своего рода консерватизм: он отделился от церкви медленно и постепенно: его приверженцы были решительнее, и они сразу порывали с католической церковью. Лютер пробыл в Вартбурге до весны 1522 г., а в его отсутствие в Виттенберге и других местах началось насильственное ниспровержение католицизма, заставившее его выступить уже умерителем начатой без него реформации.


Для истории общественного возбуждения в Германии около 1521 года см. August Baur. Deutschland in den Jahren 1517–1525 betrachtet im Lichte gleichzeitiger anonymer und pseudonymer deutscher Volks- und Flugschriften. – Jord. Deutschland in der Revolutionsperiode (1521–26). Сторонники Лютера: Jäger. Andreas Bodenstein von Karlstadt, – Schmidt. Melanchlon"s Leben. – Hartfelder. Philipp Melanchton, als Praeceptor Germaniae. В 1897 r. no случаю четырехсотлетнего юбилея Меланхтона вышли соч. о нем Wilson"а, Deane (оба англ.). Kauffmann" a, Haupt"а, Sell"а и др. Более новый труд (1902 г.) о Меланхтоне написан Ellinherfswb. Cp. Kawerau. Die Versuche Melanchthon"s zur katholischen Kirche zuruckzufuhren.

Hausrath. Aleander und Luther auf dem Reichstage zu Worms. – Pasquier. L"humanisme et la réforme: Jerome Aleandre.

В этом году исполняется 500 лет с того момента, как немецкий теолог Мартин Лютер 31 октября 1517 году представил свои 95 тезисов, проложивших дорогу Реформации и евангелическо-лютеранской церкви, которая обосновалась во многих странах северной Европы.

В юбилейные дни вспоминают Мартина Лютера как мужественного теолога, который с риском для собственной жизни восставал против злоупотребления властью Папой и защищал право простого человека на спасение и чтение Библии на собственном языке.

С темными сторонами Мартина Лютера церковь сегодня неохотно имеет дело. Не только евреев Лютер считал отбросами общества. Крестьяне, которые поднимали восстания, тоже вызывали отвращение Лютера. Ведь хотя Лютер и защищал маленького человека, он проповедовал уважение и смирение перед властью.

Те крестьяне, которые, отчасти вдохновленные и Мартином Лютером, поднимали восстание и требовали более справедливого деления земли и имущества, могли не ждать какого-то понимания со стороны лидера Реформации. Напротив, Лютер считал, что бунтовщики заслуживали того, чтобы быть убитыми:

«Пусть все, кто может, рубят, убивают и закалывают их, открыто или тайно, ведь никто не может быть более отвратительным, разлагающим или более дьявольским, чем тот, кто поднимает восстания. Это подобно тому, как необходимо убивать взбесившуюся собаку: если ты не убьешь ее, то будешь убит сам, и вся страна вместе с тобой. Не думаю, что сейчас хоть один дьявол остался в преисподней, все они вселились в крестьян. Их безумие переходит всякие границы».

Так в 1525 году Лютер в семистраничном письме открестился от требующих справедливости крестьян. Тогда крестьянское восстание переросло в настоящий набег. Крепости, замки и монастыри грабились и сжигались, знать и землевладельцев убивали. По подсчетам, было убито до 100 тысяч крестьян, прежде чем в королевстве Германия вновь восстановился порядок.

Выбрал монастырь

Прежде чем Мартин Лютер ополчился против крестьян и евреев, он бесчисленное количество часов сидел и размышлял о своей вере и роли католической церкви. У Мартина Лютера не сходилось то, что Папа говорил в Риме, и то, что он сам читал в Библии.

Если бы все было так, как хотел его отец Ганс Лютер, маленький Мартин никогда бы так излишне много не размышлял над вечными вопросами, а стал бы, согласно воле родителя, адвокатом. Мартин Лютер родился в 1483 году и был отправлен в школу в Айзенахе и Магдебурге. Школьный период Лютер потом сравнивал с адом и чистилищем.

В семнадцатилетнем возрасте Лютер начал учиться в Эрфуртском университете, который он называл пивной и публичным домом. Четырьмя годами позже он сдал магистерский экзамен и должен был продолжить изучение юриспруденции, но она быстро ему надоела. Страстью Мартина Лютера были теология и философия. После поездки домой, когда 2 июля 1505 года он скакал обратно в Эрфурт, посреди леса его внезапно застигла гроза. Молния ударила рядом с его лошадью, и смертельно напуганный Лютер закричал: «Святая Анна, помоги, стану монахом!»

Это была клятва, которую он не посчитал возможным нарушить. Несмотря на яростные протесты отца, Мартин Лютер за ненадобностью продал все свои учебники, попрощался с родственниками и 7 июля 1505 года записался в августинский монастырь в Эрфурте.

Теперь события развивались стремительно. Через два года Мартин Лютер был рукоположен, еще через несколько лет он посетил Папу Римского и стал доктором теологии в университете Виттенберга.

Спасение на продажу

Начало протестам Мартина Лютера положило решение папы Leo X профинансировать возведение Собора святого Петра в Риме за счет продажи индульгенций. Тому, кто покупал эти папские письма, гарантировалось прощение грехов и спасение.

Монах доминиканец Йоханн Тетцель с успехом продавал индульгенции по всей Германии. Его аргумент при продаже звучал, например, так: «Как только денежки в сундучок, душа из чистилища сразу скок». Продажами занимались немецкие банковские фирмы, половина выручки уходила в Рим, другую же половину между собой делили немецкие банкиры и архиепископ Альбрехт Бранденбургский.

Мартин Лютер не мог смириться с идеей, что спасение можно купить за деньги. Он написал архиепископу письмо с 95 тезисами и выразил протест против индульгенций. Возможно, Лютер также прибил свои тезисы к двери церкви в Виттенберге, как гласит одна история, но эксперты в этом сомневаются.

Благодаря искусству книгопечатания Гуттенберга тезисы быстро распространились. За две недели их можно было прочитать по всей Германии, а двумя месяцами позже они разошли по остальной Европе. Хотя Лютер вначале не хотел разрывать отношения с Папой, тезис номер 86 можно расценить как открытое объявление войны: «Почему Папа, который богаче Креза, повелел построить Собор святого Петра на деньги бедных верующих, а не на свои собственные?»

Контекст

Мартин Лютер был антисемитом

Yle 22.04.2017

Без религии нам было бы плохо

Die Welt 06.05.2017

Норвегия будет светской - лютеранская церковь теряет статус государственной религии

National Post 05.06.2012 Мартин Лютер стал героем всех, кто сомневался в Папе. Теологи собрались в Виттенберге, чтобы развивать протест дальше. Реформация получила очень мощное начало.

Папа был привычен к критике от сторонников реформ и к тому, что существует бесчисленное количество теологов всех мастей, которые ему противоречат, и обычно не обращал на них внимания. Умеренного устрашения, как правило, хватало, чтобы призвать самого упрямого священника к порядку. Но Лютер был из другого теста. Он, напротив, лишь ужесточал свою критику и утверждал, что у Папы нет эксклюзивного права толковать Библию, и что ни Папа, ни католическая церковь вовсе не непогрешимы.

Папа в 1521 году ответил анафемой. Лютера объявили вне закона, его книги и памфлеты попали в черный список, кроме того, его приказали арестовать. Давать Лютеру еду или приют также стало преступлением.

Тут на выручку пришел князь Фридрих III Гессенский. Замок Вартбург в Айзенахе целый год был убежищем Лютера.

Монахиня стала фру Лютер

Мартин Лютер перевел Новый завет на немецкий язык и еще углубил свою критику в адрес церкви: например, он заверял монахов и монахинь, что те не совершали греха, если нарушали целомудрие и другие обеты.

В то же время часть сторонников Реформации радикализировались, им уже недостаточно было, что их объявляли равными перед Богом, теперь они требовали равенства и в жизни на земле. Мартин Лютер вернулся в Виттенберг, где он на Пасху 1522 года резко открестился от возможности применять насилие, чтобы совершать изменения. Он подчеркивал, что христианские послания сводились к любви, терпению, благотворительности и свободе. Лучшего мира нужно было добиваться, полагаясь на слово Божье и мирские власти, а не противопоставляя себя им.

В возрасте 42-х лет Лютер женился на Катарине фон Боре. Она была монахиней, которой он помог бежать из монастыря. Протестантские священники женились и раньше, но с женитьбой Лютера католическое требование целибата было окончательно уничтожено в этой части мира.

У супругов Лютер было шесть детей, из которых четверо дожили до взрослого возраста. Семья жила непритязательно, так как глава дома никогда не получал каких-то гонораров за все те бесчисленные книги, которые он писал и которые распространялись по всему миру. Вместо него богатство наживали издатели.

В Саксонии Лютер образовал новую церковь с новыми богослужениями. Например, псалмы должны были петься по-немецки. Лютер написал Большой катехизис, который стал руководством для священников, и Малый катехизис, в котором понятным языком разъяснял основы христианской веры простому народу.

Никакого посредничества

Всего через восемь лет после анафемы Мартина Лютера Реформация отвоевала территорию в таком количестве немецких и швейцарских королевств, что ведущие протестантские теологи собрались в Марбурге в Гессене, чтобы договориться об общих правилах для новой церкви.

Нужно было прийти к согласию насчет пятнадцати тезисов. Четырнадцать из них не вызывали проблем, но вот вопрос о Вечере Господней вызывал ожесточенные споры. Присутствовал ли Иисус действительно своей плотью и кровью, или это имеет лишь символическое значение — об этом теологи могли пререкаться месяцами. Как Иисус мог присутствовать сразу в нескольких местах одновременно, спрашивал один из лагерей, на что Лютер отвечал, что Иисус повсюду.

Гармонии достичь так и не смогли, тем не менее, большинство подписало соглашение, которое в 1530 году объединило протестантские страны. Швейцарцы воздержались от подписания, а взгляд на Вечерю Господню до сих пор остается причиной разногласия разных протестантских церквей.

Одновременно с тем, как реформаторы обсуждали Вечерю Господню в Марбурге, католическому миру угрожали турки, которые продвинулись на север и стояли уже под Веной. Император Священной Римской империи хотел быстро положить конец религиозным распрям, чтобы пойти против турок единым фронтом. Поэтому лидеры реформации были призваны в Аугсбург для переговоров.

Мартин Лютер участвовать в них не мог, в отношении него по-прежнему действовал смертный приговор. Но его ближайшие соратники поехали в Аугсбург и зачитали соглашение, заключенное в Марбурге, которое в связи с этим потом стало называться «аугсбурским признанием».

Католическая церковь не была готова идти на уступки, а лишь дала протестантам несколько месяцев отсрочки, чтобы те оставили свою ересь и подчинились Папе. Иначе она угрожала войной.

Это стало последней попыткой объединить церковь. Мартин Лютер констатировал, что дальнейшие переговоры бессмысленны. Протестантские князья образовали собственный военный альянс, чтобы защититься от возможной католической агрессии.

Погромы

Поэтому призывы изгонять и убивать евреев стали выполняться, что привело к погромам во многих немецких городах, они происходили в течение всей второй половины 16 века и позднее. Но молодой Мартин Лютер изначально был вовсе не враждебно настроен по отношению к евреям, напротив.

Лютер знал, что евреи, конечно, отрицали Иисуса и распяли его, но вначале он думал, что их действия можно объяснить тем, что им не была дана истинная вера. Когда случился прорыв реформации, тогда и евреи, наконец-то, должны были услышать правду об Иисусе Христе, осознать, что он был Спасителем и глубоко раскаяться в том, как они встретили сына Божьего полторы тысячи лет назад, полагал Лютер.

Он ошибался. Как Лютер и другие ведущие священники ни проповедовали христианские послания евреям, те продолжали придерживаться убеждений своих предков о том, что Иисус вовсе был не божество, а обыкновенный смутьян, который получил то, что заслужил.

То, что евреи отрицали Иисуса по незнанию, Мартин Лютер мог понять. Но то, что они продолжали отрицать Спасителя и после того, как познакомились со священными писаниями, когда им на блюдечке поднесли все евангелическое христианство — это было уже слишком.

Такую неблагодарность Мартин Лютер простить не мог и потому в 1543 году написал памфлет «О евреях и их лжи». Книге суждено было много раз переиздаваться, особенно в 1930-е годы.

Следует помнить, что преследование евреев продолжалось по всей Европе многие сотни лет. То есть, Мартин Лютер совершенно не оригинален в этом вопросе.

Уникален же Мартин Лютер потому, что ему удалось восстать против Папы и создать целую новую евангелическую церковь, которая превратилась в народную церковь Северной Европы.

Факты


Мартин Лютер


1483 — родился в Айслебене.


1505 — прекращает изучение юриспруденции и уходит в монастырь.


1512 — становится доктором теологии и профессором университета в Виттенберге.


1517 — нападает Папу и католическую церковь в своих 95 тезисах, которые он представляет в Виттенберге.


1521 — объявлен Папой вне закона, бежит в замок Вартбург, где переводит Новый завет на немецкий язык и пишет постиллу, которая становится основой евангелических проповедей.


1525 — женится на бывшей монахине Катарине фон Бора.


1529 — Лютер издает Большой катехизис для священников и Малый катехизис для простого народа.


1530 — в Аугсбургском признании протестантские королевства приходят к согласию насчет нового церковного порядка.


1546 — Лютер умирает в Айслебене 62 лет от роду. Похоронен в Виттенберге.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.