20 июля во всех странах и континентах отмечается Международный день шахмат. Впервые его праздновать стали в 1966 году по инициативе всемирной шахматной федерации. Дата выбрана неслучайно: в этот день в 1924 году в Париже и была основана ФИДЕ. Интерес к шахматам не ослабевает на протяжении столетий так же, как и не прекращаются споры на понимание сути этого занятия. Интересные факты из мира шахмат читайте далее.

Что такое шахматы

Спорт, игра, наука, искусство? Все придерживаются разных мнений. Например, Михаил Ботвинник полагал, что это наука, основа которой логика. Шахматы, по его мнению, - торжество разума. А вот его тезка Михаил Таль своей игрой доказывал, что это великое искусство, способное дарить настоящее эстетическое удовольствие. Манера ведения игры у всех шахматистов своеобразная: одним нравится нападать, другим – выстраивать оборону, третьи – мастера комбинаций. Но в любом случае все известные шахматисты – виртуозы.

Праматерью этой игры считают индийскую чатурангу, возникшую примерно в I-II в. н.э.
В отличие от современных шахмат участвовали четыре игрока (то есть вдвое больше, чем сейчас), фигур тоже соответственно было в два раза больше с каждой стороны, цвет тоже не совпадал. Так, в чатуранге у игроков с одной стороны были красные и желтые фигуры, а у противников – черные и зеленые.
В игре отсутствовал ферзь, были только король, слон, колесница (сейчас это ладья), конь и несколько пешек. Расстановка фигур была совершенно иной. Правила тоже сильно отличались. Чатуранга в те времена считалась азартной и шла до полного поражения. Партия была слишком длительной – 100–200 ходов, которые определялись не поочередно и не путем выигрыша, а жеребьевкой. Бросались кости – действовал слепой случай.
В VII веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж (шатранг). От современных шахмат она отличилась позиционностью ходов, не было рокировки.

В IX в. игра проникла в страны Западной Европы, Скандинавию и на Русь и получила теперешнее название «шахматы». Оно происходит от слияния двух тюркских слов «шах» и «мат», что означает «правитель повержен».
Знаменитые врачи древности Гиппократ и Гален были убеждены, что шахматы оказывают целебное воздействие на организм. А в Средние века церковь запрещала эту игру, считая ее бесовской. Английский поэт конца XII-начала XIII в. советовал при игре в шахматы воздерживаться от насмешек в адрес слабого партнера (кто знает, может быть, он искусно владеет шпагой): «Просто ставь ему мат и ступай своей дорогой».

Полководец или королева?

Ферзь на шахматной доске появился гораздо позже, примерно в VI в., когда игра распространилась в Малой Азии, проникнув в Афганистан, Пакистан, Иран. До сих пор в разговорной среде он называется по-разному. О том, почему это происходит, существует несколько версий. Слово «ферзь» в персидском языке означает советник, полководец, а в английском, например, называется «королевой». Обоими словами пользуются и в русском языке. В разговорном часто можно услышать «королева», может быть, по ассоциации с шахматным королем. Другая версия связана с усилением монархии в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.

В отличие от современной игры, где ферзь волен ходить на любое число клеток в любом направлении (по диагонали, вертикали и горизонтали), в VI–VII в. эта фигура могла перемещаться только на одну клетку. Сегодняшний ферзь обладает силой ладьи и слона, древняя «королева» в старых русских шахматах ходила и как конь и называлась «ферзь всяческая». Ферзю принадлежит рекорд «съедения» фигур противника: во время одной игры он забрал 11 штук. Сначала он был советником или визирем короля, а в дальнейшем стал самой сильной фигурой в шахматах. Материальная ценность ферзя равна примерно 9 пешкам.

Ладья, или тура

Сильной фигурой в шахматах является и ладья, не уступающая ферзю. Ее оценивают в 5 пешек. Разговорное название «тура» означает крепостная башня. Эта фигура по форме и напоминает ее.
В то время, когда шахматы ассоциировались с военной стратегией, ладья выполняла и роль колесницы, и роль осадной башни, появляясь на поле боя в самый нужный момент и подчас решая исход игры. На Руси эта шахматная фигура выглядела в виде настоящей ладьи под парусами, и только в эпоху Петра Первого ее облик пришлось изменить на общепринятый.
Известно, что в конце XVIII в. только в одной Англии было 26 дворянских семей, родовой герб которых украшала фигура ладьи.
Именно эту фигуру спрятал в карман «гениальный гроссмейстер» Остап Бендер из «Двенадцати стульев».

Некоронованные короли

Виртуозом шахмат второй половины XVIII в. признан французский композитор Филидор: он не только был сильнейшим игроком, но и шахматным теоретиком. Его книга «Анализ шахматной игры» только при жизни автора была издана рекордное количество раз, она популярна и сегодня. В его честь назван шахматный дебют - «Защита Филидора».
В первой половине XIX в. шахматным королем по праву считали француза Луи Лабурдонне, который прославился и как издатель. Его журнал «Паламед» способствовал развитию периодической шахматной литературы в Европе.
В середине XIX в. сильнейшим игроком был англичанин Говард Стаунтон. Он также оставил много трудов по стратегии игры. Он основатель и главный редактор «Хроник шахматной игры». Автор дебютного руководства по шахматам. Именем Стаунтона назван гамбит в голландской защите.
Во второй половине XIX в. сильнейшим считали Пола Морфи, который оставил свое увлечение из-за тяжелого заболевания.
В 1920-х годах в печатных изданиях многих стран можно было увидеть фотографию мальчика в матроске, еле достававшего до стола с шахматными фигурами, когда тот давал сеанс одновременной игры. 8-летний Самуэль Решевский, освоивший шахматы в 4 года, с легкостью выигрывал у маститых игроков.
Однако ему пришлось прервать свое увлечение на период учебы в школе и колледже. Когда Самуэль вернулся в большой спорт, профессионал из него не получился, хотя в 1935 году он выиграл у самого экс-чемпиона мира Капабланки.
Первым русским гроссмейстером первой половины XIX в. был Александр Петров, а в конце этого столетия умы привлекала игра Михаила Чигорина, не только сильнейшего шахматиста, но и известного теоретика, издателя «Шахматного листка» и «Шахматного вестника».

Шахматный автомат и современный компьютер

Первую механическую машину в 1769 г. изобрел венгерский барон Вольфганг Кемпелен.
Она имела вид большого ящика с шахматной доской и игрока, стилизованного под турка. Всепобеждающий шахматист был всего лишь фикцией. На самом деле внутри скрывался сильнейший игрок-оператор, который и передвигал фигуры в нужном направлении. Его не было видно, а иллюзию реальности создавали зеркала. Этот автомат пользовался большой популярностью, с успехом гастролировал по Европе, Англии и России, и везде был аншлаг. Ему в 1808 году проиграл Наполеон и сдался Фридрих II. К сожалению, это чудо техники не дошло до наших дней. В 1836 году шахматный автомат перекочевал в музей Филадельфии, где сгорел в 1854-м.
Кто сильнее человек или компьютер – такой вопрос задавали на заре использования шахматных программ. Безусловно, машина превосходит нас по скорости обработки информации и расчетов, однако проигрывает в оценке позиции с точки зрения шансов. Шахматист это делает интуитивно. Современные программы, например Deep Blue и Deep Fritz, способны поразить даже самых именитых чемпионов. Так, сильнейший игрок, чемпион мира Гарри Каспаров проиграл компьютеру Deep Blue в 1997-м году, а в 2006-м чемпион мира Владимир Крамник был поражен Deep Fritz.
Сегодня шахматные программы, в памяти которых миллионы комбинаций и партий, часто используются игроками для анализа и улучшения игры.

Живые шахматы

Это изобретение не плод фантазии писательницы Джоан Роулинг, автора книг о Гарри Поттере.
Еще во времена испанской инквизиции существовал такой вид казни: два слепых монаха играли в шахматы, где фигурами были приговорённые. Когда один из игроков «съедал» фигуру, соответствующего человека убивали на шахматном поле.

Шахматы вслепую

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску.
При этом результаты ему объявляются устно. Если оба игрока действуют вслепую, то им помогает посредник, который перемещает фигуры. Медики не одобряют этот вид шахмат, потому что такая игра негативно сказывается на психике. Одним из рекордсменов шахмат вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, сыгравший одновременно с 52 противниками и выигравший 32 игры.

Сила и разум

Гарри Каспаров считает, что «шахматы – это муки разума». Нашлись те, кто решил объединить шахматы с физическими испытаниями. Так появился шахбокс. Считается, что идея сочетать силу и разум пришла в голову голландскому художнику Ипе Рубингу.
Бои по шахбоксу официально проводятся с 2003 года. В этой игре чередуются раунды шахмат и бокса. Девиз игры: «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

До 60-х годов XIX века в шахматных турнирах не было ограничения по времени. Игры порой длились 20 часов, обдумывание ходов составляло 2,5 часа. Бывали случаи, когда игроки засыпали и выбивались из сил.
Такие изматывающие игры ничего хорошего не сулили, и в 1852 году на международном турнире для контроля времени стали использовать песочные часы. Превышение 10-минутного лимита на обдумывание хода каралось денежным штрафом. В 1883-м британец Томас Уилсон сконструировал первые механические шахматные часы.

Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память и тренировать логическое мышление. Это увлечение позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать как профилактику болезни Альцгеймера. Высокоинтеллектуальная игра улучшает творческие способности, способствует концентрации внимания и аналитическому складу ума.

Популярные истории и байки про шахматы и шахматистов

* Самое большое количество фигур, которое можно «съесть» на одной и той же клетке – 15. Эту клетку даже прозвали «черной дырой». Оказывается, в шахматы можно играть и без захвата фигур. Известна партия, которая была сыграна без «поедания» фигур на протяжении 94 ходов. Самая длинная зарегистрированная серия последовательных шахов состояла из 74 нападений. Самое высокое зарегистрированное число шахов в одной игре – 114, причем 98 из них принадлежали одному игроку. Самая короткая партия составляет три хода - это официально зарегистрированный рекорд профессионального шахматного турнира.

* Дурацкий мат состоит из двух ходов. Ничья или проигрыш может также произойти и до начала игры: или в случае определенного сценария в турнирной таблице, или из-за того, что игрок не явился на мероприятие.

* Самая длинная партия в шахматы была сыграна в Белграде в 1989 году между И. Николичем и Г. Арсовичем. Она длилась более 20 часов и закончилась ничьей на 269 ходу.

* Шахматам посвящено больше литературы, чем всем остальным играм, вместе взятым.

* Существует 318.979.564.000 различных вариаций первых четырёх ходов шахматной партии.

* В Европе шахматная доска с привычным чередованием тёмных и светлых клеток впервые появилась в 1090 году.

* В 1851 году чемпионом мира по шахматам был A. Андерсен, в то время как чемпионом мира по шашкам был A. Андерсон.

* Нияз Муршед из Бангладеша выиграл первенство страны по шахматам в 12 лет и стал самым молодым чемпионом. В 20 лет он стал первым и единственным гроссмейстером в своей стране.

* Первые карманные шахматы были созданы в 1845 году. Их выпустил Питер Марк Роджет, автор известных на Западе головоломок.

* В 1939 году Уивер Эдамс написал книгу "Белые начинают и выигрывают". На следующем шахматном турнире он проиграл все партии белыми и выиграл все чёрными.

* Все выдающиеся английские шахматисты периода Второй Мировой войны работали дешифровщиками в Британской разведке.

* Более 200.000.000 жителей Китая серьёзно увлечены шахматами. В России и на Украине, вместе взятых, живёт примерно столько же людей.

* Первая шахматная партия, сыгранная по телефону, состоялась между двумя джентльменами в 1878 году в графстве Дербишир, Англия.

* В 1958-59 годах Алекс Бернштейн из Массачусетского Технологического Института написал первую компьютерную программу, которая могла играть в шахматы.

* Первый шахматный турнир прошёл в 1575 году в Мадриде. Хулио Полерио в паре с Джованни Леонардо разбили Руи Лопеса и Альфонсо Серона в серии матчей, устроенной королём Филиппом II.

* Хосе-Рауль Капабланка, чемпион мира с 1921 по 1927 годы, начал играть в шахматы в четыре года и уже в таком юном возрасте он обыгрывал своего отца.

* Дольше всех думал (2 часа 20 минут) Франсиско Р. Торрес Троис, выбирая между двумя возможными ходами в игре против Луиса Сантоса в Виго, Испания 1980 год.

* Картина "Шахматисты", нарисованная в 1490 году, являете первым известным произведением искусства на шахматную тему.

* Самым молодой чемпион мира по шахматам - Майя Чибурданидзе из Грузии, СССР. Ей было семнадцать лет, когда она в 1978 году завоевала этот титул среди женщин.

* Гарри Каспарову было 22 года, когда он стал чемпионом мира по шахматам, победив Анатолия Карпова. Он самый молодой чемпион среди мужчин.

* Первые шахматные автоматы могли только имитировать игру в шахматы. Они назывались, соответственно, "Тюрк" (1769 год), затем "Аджиб" (1868) и "Мефисто" (1878).

* Шашки появились раньше, чем шахматы.

* Юдит Полгар, Венгрия, в 12 лет стала мастером спорта международного класса среди женщин, а тремя годами позже в 1991 завоевала звание международного гроссмейстера.

* В 1914 году шахматы дебютировали на киноэкране в фильме "Звонок желания".

* В 1974 году в Стокгольме прошел первый чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. Первое место заняла советская программа "Каисса".

* Солисты группы ABBA Бьерн и Бенни вместе с Тимом Райсом (автором текстов рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда") написали мюзикл, посвященный шахматам. В 1986 песня "One night in Bangkok" из мюзикла попала в верхние строчки хит-парадов.

* Однажды Эмануэлю Ласкеру довелось сыграть в алкогольные шахматы с венгерским гроссмейстером Гезой Мароци на приз мецената. Условия игры сводились к следующему: захваченная фигура противника, представляющая емкость со спиртным, должна быть выпита. Вид, крепость и объем жидкости под градусом зависел от силы фигуры. Надо отдать должное смекалке Ласкера, который, пожертвовав на третьем ходу ферзя в виде 200-граммовой бутылки виски, лишил противника способности трезво мыслить и легко обыграл его.

* Русский гроссмейстер Алехин, выиграв матч у самонадеянного Боголюбова, решил проучить его, рассказав такой анекдот:
- Приснилось мне, что я умер и прибыл к вратам рая. Путь мне преградил святой Петр, спросив, кем я был на земле. «Шахматным маэстро», - ответил я. «Таких мы в рай не пускаем», - услышал я. Удрученный, я уж было хотел пойти прочь, как увидел за облаками Боголюбова. «А что делает этот господин здесь? Ведь он тоже играет в шахматы». – «Нет, что вы, это ему только кажется».

* В начале 90-х годов, когда из-за Каспарова произошел раскол в международном шахматном движении, Борис Спасский назвал Гарри «большевиком», охарактеризовав три его «революционные установки»: 1. Кто не с нами – тот против нас. 2. Если враг не сдается – его уничтожают. 3. Не знаем что, но доведем до конца.

* После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций.
Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10 79 , а число уникальных шахматных партий составляет 10 120 .


Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу.

Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

Предлагаю вашему вниманию подборку интересных фактов о шахматах.

1. Происхождение названия.

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го векачатуранга, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского - «король умер»).

2. Шахматный автомат, который всех надул.

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

4. Шахбокс.

Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы - это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.

5. Динамический ферзь.

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

6 . Шахматы вслепую.

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматистЯнош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

7. Бесконечные возможности.

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

8. Сила шахматных компьютеров.

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

9. Шахматные часы - чтобы не заснуть.

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

10. Шахматы и наш мозг.

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.


  1. Родоначальником шахмат считается Индия . Согласно наиболее распространенной версии, чатуранга - игра-прародитель шахмат - появилась там в VI веке. Нынешнее название шахматы получили уже в Персии, куда пришли в VII веке - «шах мат» на персидском языке означает «король мертв». Впрочем, правила классических шахмат окончательно сформировалось только в XV веке в Европе.
  2. Шахматные правила неоднократно менялись . Скажем, ферзь когда-то умел ходить только по одной клетке по диагонали. Потом ему позволили передвигаться на два поля, а потом позволяли все больше и больше. Аналогичные изменения касались всех фигур на доске - и даже их количества.
  3. Самая короткая партия из возможных - так называемый дурацкий мат . Вся партия состоит из двух ходов: в первом белая пешка идет на f3, а черная на e5, во втором - пешка встает на g4, а ферзь, перемещаясь на h4, матует короля.
  4. Самая продолжительная партия (из записанных в новейшей истории) насчитывала 269 ходов. Игра проходила между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989-м, длилась 20 часов, закончилась ничьей. В настоящий момент в ФИДЕ (Международной шахматной федерации) действует правило, ограничивающее игру каждого шахматиста 50 ходами.
  5. Ты можешь считать шахматы спортом для ботаников - и напрасно . Существует вид спорта на стыке шахмат и бокса - шахбокс. Придуманные голландцем Ипе Рубинсталом, правила шахбокса чередуют раунд в шахматах и раунд на боксерском ринге. В настоящий момент существует даже Всемирная организация шахбокса.
  6. Большинство гроссмейстеров могут играть в шахматы вслепую - они держат в голове все сделанные ходы. Венгр Янош Флэш как-то играл одновременно с 52 противниками с завязанными глазами - и выиграл 32 игры.
  7. Сегодня есть множество модификаций классических шахмат . Обрати внимание на национальные варианты - сянци (Китай), сеги (Япония), чанги (Корея), макрук (Таиланд). Они не так уж сильно напоминают знакомые тебе шахматы, но требуют не меньших мыслительных усилий. Также весьма популярны игры с досками другой формы (для нескольких игроков), меньшим или большим количеством фигур и их типов.
  8. Лучшим игроком в шахматы в 2015 году является компьютер . С ростом вычислительных мощностей противостояние человека и машины за шахматной доской перестало кого-либо удивлять. Так, в 1997-м чемпион мира Гарри Каспаров проиграл компьютеру Deep Blue, а система Deep Fritz в 2006-м обыграла чемпиона Владимира Крамника. И хотя противостояние компьютера и человека в шахматах еще не окончено, ясно, что полная победа искусственного интеллекта - дело ближайших лет.
  9. Для программирования компьютера для игры в шахматы американский математик Клод Шеннон в 1950-м вывел число Шеннона - минимальное количество неповторяющихся шахматных партий. Оно составило приблизительно десять в сто восемнадцатой степени!
  10. Согласно исследованиям, шахматы - эффективный способ прокачать память . Кроме того, эта игра учит продумывать вероятности и планировать. Некоторые ученые даже рекомендуют эту игру как средство против болезни Альцгеймера. Также исследователи утверждают, что шахматы улучшают творческие способности и концентрацию.