Один из самых героических эпизодов Афганской войны - восстание в лагере Бадабер. Горстка советских и афганских военнослужащих, заключенных в этом лагере, двое суток билась буквально с армадой афганских моджахедов и пакистанских войск.

На территории лагеря размещался большой склад с боеприпасами и вооружением. Восставшие его захватили, это дало им оружие. Наши бойцы отбили все атаки моджахедов. Но противник подключил тяжелую артиллерию и авиацию. Исход боя был предрешен. Наши ребята взорвали склад с боеприпасами. Почти все погибли. Прошло 33 года, но до сих пор о восстании в лагере Бадабер знают немногие. Завтра на Первом канале выходит многосерийный фильм, посвященный этому подвигу.

В августе 84-го муж Веры Духовченко был направлен в Афганистан. Сверхсрочник. Попросился сам. Спустя полгода пришло короткое извещение: пропал без вести.

«Около 5-6 лет мы не знали, где он, не знали о нем ничего. Говорили, что он предатель. В 91 году нас пригласили в Москву и там рассказывали: скоро появятся сведения о ребятах наших, вы о них услышите», - вспоминает Вера Духовченко.

Слово «подвиг» тогда не произносили. Да и сейчас, кажется, лишь украдкой. Виктор Духовченко был одним из участников восстания в апреле 85-го в Бадабере. Точное число восставших доподлинно не известно. Предположительно, 12-15 человек: русские, украинцы, татары, казахи, армяне, узбеки. Такой она была, советская армия. Таким он был, плавильный котел Бадабера.

Пленные работали на каменоломне. Рядом сотни моджахедов учились воевать под руководством американских наставников. По учебникам. 700 листов: виды вооружения, технические характеристики, тактика ведения боя.

Лагеря подготовки моджахедов в Пакистане располагались на границе. Было две точки захода в Афганистан: в районе Кветта (по ту сторону Кандагар) и Пешавара. Именно эта точка на карте не раз оказывалась в центре международных скандалов. Так, с пешаварского аэродрома в мае 60-го взлетел американский самолет-разведчик У-2. Летчик Фрэнсис Пауэрс выполнял задание ЦРУ. Операция провалилась. Самолет был сбит над Свердловской областью.

Перед вылетом последние инструкции Пауэрс получал в 10 километрах южнее Пешавара, на базе ЦРУ, которая располагалась в городе Бадабер. Появилась с началом «холодной войны». Сейчас здесь пакистанский военный гарнизон. В 80-е жили американские военные инструкторы. Тренировочные лагеря располагались в нескольких километрах от Бадабера. В одном из них и находились пленные советские солдаты и офицеры. После восстания именно этот лагерь и прозвали «крепость Бадабер».

«Вокруг пустынная территория, окружена забором. Было несколько сторожевых башен, с которых велось наблюдение», - вспоминает Евгений Логинов, участник войны в Афганистане.

Каля - так называются эти сооружения. В переводе - «крепость». Снимки тех мест. Где точно располагался лагерь Бадабер, сегодня сказать не берется никто. Историю лагеря все эти годы пытаются восстановить по крупицам. В том числе и полковник запаса Евгений Логинов.

Известно, что пленным было запрещено общаться на русском языке. Учили фарси, Коран. Настоящие имена друг друга могли и не знать. Моджахеды сразу давали шурави (новые имена): Абдурахмон, Абдулло, Исламутдин... Одни пленные жили в зинданах - вырытых ямах, другие - в глиняных мазанках. Американские спецслужбы на соседней военной базе работали с советскими пленными.

«Давали им документы, чтобы они подписали, что готовы принять гражданство другой страны, готовы покинуть Советский Союз и так далее. То есть принуждали их к предательству. Это не в полном смысле была тюрьма. Был такой фильтрационный лагерь», - рассказывает Евгений Логинов, участник войны в Афганистане.

Консультировал съемочную группу фильма бывший офицер ГРУ. В 85-м был в Кандагаре, курсантом на практике - оттачивал знание языков. Потом были другие командировки в Афганистан, другие задачи. А тогда в его обязанности входило слушать пакистанское радио. Вспоминает: 26 апреля, около 9 часов вечера, главная новость - стрельба в районе Бадабер. Сообщения были куцые, но сыпались одно за другим.

«Слухи о том, что там советские военнопленные, поползли, может, часа через 2-3. Восточная страна: кто-то из моджахедов за денюшку рассказал журналистам. Летчики, спецназ, вертолетчики, мотострелки, из командования. Они говорят: все мы соберемся, разнесем все, своих вытащим. И всю ночь ходили такие слухи, что мы готовы», - рассказывает Вадим Ферсович, бывший офицер ГРУ, консультант фильма «Крепость Бадабер».

Конечно, это было просто невозможно, говорит Вадим Ферсович. Необходимо было заходить вглубь страны. Прямое вторжение. На границе - пакистанские системы ПВО.

Что творилось той ночью в лагере, и попытались восстановить в фильме «Крепость Бадабер». После того как маджохеды ушли на молитву, пленным удалось обезоружить немногочисленную охрану. Захватили огромный склад с вооружением и боеприпасами: около 2000 ракет и снарядов различного типа, патроны, минометы и пулеметы. Вели бой.

Лагерь окружили как отряды афганских моджахедов, так и пакистанские подразделениями 11-го армейского корпуса. На переговоры приезжал лидер «Исламского общества Афганистана» Раббани. Предлагал сдаться, обещая оставить в живых. Восставшие требовали связаться с советским посольством, Красным крестом, ООН. Конечно, этого никто допустить не мог.

Они продержались около 15 часов. В полдень 27 апреля раздался взрыв. Что это было: самоподрыв, артудар моджахедов или пакистанской авиации - точно не ясно. Но известно другое: на месте взрыва осталась воронка до 80 метров в диаметре.

Американское консульство в Пешаваре доложило в Госдепартамент: «Территория лагеря площадью в квадратную милю была покрыта слоем осколков снарядов, ракет и мин, а человеческие останки местные жители находили на расстоянии до 4 миль от места взрыва. В лагере Бадабер содержалось 14-15 советских солдат, двоим из которых удалось остаться в живых после того, как восстание было подавлено».

Одним из советских солдат, выживших в Бадабере, был Насержон Рустамов. В восстании не участвовал. В тот день в лагере его не было. Он потом узнал по фотографиям некоторых из тех, кто был в плену. В то время его любили снимать западные журналисты. Но вовсе не из-за того, что он был в Бадабере, а просто потому, что пленный - советский воин-интернационалист.

«Говорили: давайте мы вас выкупим, зачем вам Родина? Там вас все равно посадят за то, что вы участвовали в агитации, КГБ вас будут мучить и так далее», - рассказывает Насержон Рустамов.

«С советской стороны поступил протест, как мы знаем. Протест был основан на свидетельствах третьих лиц. После этого президент Пакистана издал секретный указ, чтобы больше на территории Пакистана не содержать советских военнопленных», - говорит Вадим Ферсович, бывший офицер ГРУ, консультант фильма «Крепость Бадабер».

Само восстание, а точнее его последствия, оказались такими, что полностью утаить информацию о нем было просто невозможно. Кажется, эхо того взрыва по сей день доносится до нас. Фильм «Крепость Бадабер» о сломанных судьбах, но не сломленных людях, о предательстве и верности.

Те, кто ходил теми тропами, сегодня вглядываясь в этот пейзаж, лица афганцев и даже трещины на мазанках, нет-нет произносят: главное - не плен. И добавляют: у каждого выбор был под рукой.

«Я, например, и многие другие офицеры всегда с собой носили либо пистолет, либо гранату, для того чтобы не достаться "духам". Потому что тебя там все равно в живых не оставят. Либо предательство, либо смерть», - говорит Евгений Логинов, участник войны в Афганистане.

И этот выбор как единственный выход, потому что, как бы там ни было, обратного пути к дому, скорее всего, уже не будет.

В осстание в лагере возле границы с Пакистаном советских военнопленных и по сей день остается малоизвестным и малоизученным эпизодом войны в Афганистане (1979-1989 гг.). Попытка захвата лагеря советскими военнопленными ОКСВ потерпела поражение, лагерь был практически уничтожен артиллерией моджахедов и оказавшими поддержку регулярными частями Пакистана.

Свою историю лагерь Бадабер начал в 1983 году, когда в кишлаке с одноименным названием был организован центр подготовки моджахедов, в котором проходили военную подготовку моджахеды, после чего они возвращались в Афганистан, и участвовали в военных действиях направленных против ОКСВА в Афганистане. В лагерь были приглашены на работу военные инструкторы из Египта, Пакистана, США.

По оценкам специалистов, лагерь занимал площадь около 500 га. Начиная с 1983 года, в Бадабер начали доставлять советских военнопленных и военнопленных сил ДРА.

Воспоминания выживших

О пребывании военнопленных в лагере сохранилось мало информации. Насколько известно из воспоминаний выживших, условия пребывания военнопленных в лагере Бадабер были ужасными – плохое питание, телесные наказания за любой проступок, советских военнопленных часто пытались или обращали в ислам. Это все подтолкнуло советских военнопленных к мысли о восстании, цель которого была захват складов с оружием, и требование встретиться с советскими дипломатами в Исламабаде.

Начало восстания

Восстание началось в конце апреля 1985 г, во время вечернего намаза личного состава лагеря. Доподлинно не известно, кто же возглавил восстание военнопленных, но большинство специалистов склоняются ко мнению, что предводителем восстания стал выходец из Запорожья, Виктор Духовченко.

Военнопленным было предложено сдаться, пакистанская сторона обещала при этом сохранить восставшим жизнь. Советские военнопленные ответили отказом. Они потребовали встречи с советскими и афганскими дипломатами в Пакистане, и вызвать в лагерь представителей Красного креста. В противном случае было дано общение взорвать склад боеприпасов. Выполнить требования восставших сторона отказалась, и вскоре началась штурмовка, которая продолжалась всю ночь.

Утром начался артобстрел лагеря, и склад боеприпасов был взорван. Исследователи так и не пришли к единому выводу – взорвался склад боеприпасов по причине обстрела или же его взорвали сами военнопленные, и лагерь Бадабер был уничтожен.

Доподлинно неизвестно, сколько военнопленных находилось в лагере и сколько погибло в результате восстания, так как канцелярия лагеря пострадала во время восстания, и списки заключенных погибли.

Последствиями восстания в Бадабере стало то, что вышел приказ, не брать в плен «шурави», уничтожать на месте.

О восстании известно мало, но о нем упоминается в фильмах «Афганец» и «Пешаварский вальс».

В горах под Пешаваром в Пакистане
Желая кровью смыть позор
В ночь, группа пленных подняла восстание,
Чтобы хоть день свободными прожить...

(С) песня "Голубых беретов"

26 апреля 1985 года, советские военнопленные подняли восстание в пакистанском лагере Бадабер.
Данный бой - один из самых легендарных в Афганской войне. Лагерь военнопленных находился в 35 км от Пешавара. Это восстание советских военнопленных было засечено даже из космоса. Американские и советские спутники зафиксировали серию мощных взрывов в районе кишлака Бадабер.

В случае с советскими военнопленными плен означал воплощение настоящего ада, который только мог существовать. Поначалу взятых на поле боя советских солдат и офицеров просто изуверски добивали, порой отрезая органы и обливая еще живых людей бензином. Где-то с 1983 года моджахеды начали обменивать пленных советских военнослужащих на своих земляков. Также привлекали они пленных для выполнения различных бытовых работ. Положение советских военнопленных усложнял тот факт, что официально СССР не находился в состоянии войны с Афганистаном.

Условия содержания «шурави» не соответствовали никаким Женевским конвенциям — солдат использовали на тяжёлых работах, порой содержали в сараях вместе со скотом, периодически избивали. Велась и идеологическая обработка — пленных склоняли к приятию ислама, обещая послабления в содержании. Иногда появлялись и американцы, предлагавшие в обмен на разоблачения «преступлений Советской армии в Афганистане» выезд на Запад. Такой возможностью воспользовались несколько пленных советских солдат.

Лагерь находился в кишлаке Бадабер, в 24 км от границы с Афганистаном, под видом лагеря для беженцев, находился Центр подготовки боевиков святого Халида ибн Валида, принадлежащий партии "Исламское общество Афганистана". Там под руковождством инструкторов с США и Европы проходили обучение маджахеды.
Каждые 6 месяцев центр выпускал 600 бойцов и отправлял их через границу.
Естественно, там находились и склады вооружения. Перед восстанием туда его как раз завезли на следующую партию маджахедов.

План советских военнопленных, которых наверняка использовали для разгрузки вооружения был прост. Попытаться захватить радиостанцию и сообщить свои координаты и потребовать от властей Пакистана встречи с представителями советского посольства и представителями ООН. В противном случае угрожали взорвать себя вместе со складами боеприпасов.

Днем начала восстания выбрали пятницу - святой для мусульман день, когда в крепости оставалась только охрана, а все боевики уходили в мечети.

Вечером, когда принесли пищу, был обезврежен один из охранников. Предположительно начал восстание Виктор Васильевич Духовенко. Он сумел открыть камеры и выпустить своих товарищей. Вскоре пленные уже контролировали тюрьму, были вооружены и заблокировали ворота.

Вспоминает Мухаммед Шах, один из немногих пленных афганцев, кому удалось убежать из лагеря:

"Внезапно в тюремном коридоре послышался шум, топот бегущих людей. Через мгновение мы были на ногах — в камере сон чуткий. Под ударами наша дверь слетела с петель. К нам заглянули два «шурави» и афганец с горящими глазами и автоматом в руках. Век помнить буду эти сверкающие, полные гнева и решимости взгляды русских:
— Мы перебили охрану, завладели оружием, — закричал нам высокий вихрастый парень.
— Вы свободны, бегите — добавил афганец. — Быстрее уходите в горы.
Выбежав во двор, мы увидели, как советские и некоторые афганские пленные вытаскивают на крыши складов тяжелое оружие, минометы, китайские пулеметы. Я тогда не понял, для чего это они делают, что задумали. Вместе с несколькими афганцами кинулся в приоткрытые тюремные ворота. Не помню, куда, сколько бежал. Только на рассвете начал приходить в себя, понял, что удалось скрыться в горах живым. Меня всего трясло. Оттуда я еще долго слышал пальбу в стороне лагеря, глухие взрывы. Только вернувшись в Кабул, из рассказов военных узнал, чем закончилось восстание военнопленных в Бадабере. Не знаю конкретных имен русских, но Аллах свидетель — светлую память о них буду хранить, пока жив буду...»

Моджахеды окружили тюрьму и склады тройным кольцом, и привлекли и артиллерию и бронетехнику. А затем грянул бой, который длился всю ночь.

28 апреля 1985 г. Центр аэрокосмической службы ССР сообщил:
«Согласно данным аэрокосмической службы, в СЗПП Пакистана взрывом большой силы разрушен лагерь подготовки моджахедов Бадабера. Размер воронки на снимке, полученном со спутника связи, достигает 80 метров».

Из передачи радиостанции Исламской партии Афганистана (ИПА), 28 апреля 1985 года:
«10 русских, находившихся в плену в Бадабере, захватили оружие полка, в том числе ракеты типа «Земля-Земля», и напали на моджахедов. Несколько человек погибло. Если вы захватите русских или представителей народной власти, будьте с ними предельно внимательны, не ослабляйте охрану».

Из сообщений американского консульства в Пешаваре в госдепартамент США от 28 и 29 апреля 1985 года:
"Территория лагеря площадью в квадратную милю была покрыта слоем осколков снарядов, ракет и мин, а человеческие останки местные жители находили на расстоянии до 4 миль от места взрыва... В лагере Бадабер содержалось 14-15 советских солдат, двоим из которых удалось остаться в живых после того, как восстание было подавлено..."

27 мая агентство печати “Новости” выпустило сообщение:
“Кабул. По всей стране продолжаются митинги протеста общественности в связи с гибелью в неравной схватке с отрядами контрреволюционеров и регулярной пакистанской армии советских и афганских солдат, захваченных душманами на территории ДРА и тайно переправленных в Пакистан. Крестьяне, рабочие, представители племен гневно осуждают варварскую акцию Исламабада, который, стремясь уйти от ответственности, неуклюже извращает факты".

Примерная хронология событий

26 апреля в 21:00, когда весь личный состав учебного центра (Бадабер - П.А.) был выстроен на плацу для совершения намаза, бывшие советские военнослужащие сняли шесть часовых у складов артвооружения (АВ) на сторожевой вышке и освободили всех пленных. Полностью реализовать свой замысел им не удалось, так как из числа советских военнослужащих по кличке Мухаммад Ислам в момент восстания перебежал к мятежникам. В распоряжении военнопленных были пулеметы ДШК, стрелковое оружие, минометы. Советские воины заняли ключевые точки крепости: несколько угловых башен и здание арсенала».

В 23:00 по приказу Б. Раббани (будущий президент на фото) был поднят полк мятежников Халеда-ибн-Валида, позиции пленных окружены.

Лидер ИОА предложил им сдаться, на что восставшие ответили категорическим отказом. Они потребовали выдачи сбежавшего солдата, вызвать в Бадаберу представителей советского или афганского посольств. Тогда их попытались уничтожить, отбив здание складов, но тщетно. В штурме, участвовали артиллерийские подразделения и боевые вертолеты пакистанских ВС. В бою моджахеды потеряли 97 бойцов.

Утром Раббани и его советники приняли решение взорвать склады АВ и уничтожить таким образом восставших. В 8:00 27 апреля Раббани приказал открыть огонь.

После нескольких артиллерийских залпов склады АВ взорвались (это по версии Пакистана), скорее всего советские военнопленные сами взорвали себя. В результате взрыва (по версии Пакистана) погибли: 12 бывших советских военнослужащих (имена, звания не установлены); около 40 бывших военнослужащих ВС Афганистана (имена не установлены); более 120 мятежников и беженцев; 6 иностранных советников; 13 представителей пакистанских властей.

По данным Генерального штаба и разведки СССР погибло около 200 моджахедов, в том числе 8 офицеров пакистанской армии, 6 военных инструкторов США, три установки Град. Взрывом было уничтожено более 2000 ракет и боеприпасов различного назначения, 40 артиллерийских орудий и минометов.

Долгое время не было известно ни фамилий, ни званий тех, кто участвовал в мятеже. Правительство Пакистана максимально засекретило информацию о событиях в Бадабере, ведь получалось, что Пакистан на своей территории разместил лагеря пленных, а это грозило серьезным международным скандалом с Советским Союзом и обострением международных отношений.

В 1992 году по линии МИД удалось установить фамилии 7 узников лагеря Бадабер. Однако никакой информации относительно того, как они вели себя в плену не было. Не было информации и о ходе самого восстания, так как предполагалось, что все его участники погибли, обрывочные показания свидетелей восстания со стороны моджахедов противоречили один другому.

В 1994 году на экраны вышел фильм Т.Бекмамбетова "Пешеварский вальс", в котором рассказывалось о восстании советских солдат в афганском плену с явной отсылкой к событиям в Бадабере. Казалось, эта история так и останется легендой...

Но в 2007 году исследователей Бадаберского восстания ждала удача. Внимательно изучая списки отпущенных в 1992 году на свободу бывших военнослужащих Советской Армии, они обратили внимание на фамилию личность Насержона Рустамова, коренного узбека, бывшего рядового в/ч 51932 - 181-й мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии.

Носиржон Рустамов едва ли не единственный, кто может рассказать всю правду о событиях 26-27 апреля 1985 года в лагере в районе города Пешевар.

Н.Рустамов подробно рассказал про восстание, однако в его рассказе была одна существенная загвоздка. Дело в том, что советским солдатам и офицерам, попавшим в плен, душманы давали мусульманские имена. Солдат славянского происхождения держали в отдельных бараках от узбеков, таджиков и кавказцев.

В лагере Бадабер они выполняли различные работы. Также некоторых насильственно принуждали принять ислам и читать Коран. Периодически моджахеды издевались над военнопленными.

Неофициальным лидером среди славянских военнопленных был Абдурахмон. Рустамов предпологал, что он был украинец по национальности. Принимал участие и электромонтер Абдулло (помимо солдат и офицеров в Афганистане также находились советские служащие различных специальностей) и армянин Исламутдин, который тесно контактировал с администрацией лагеря.

Еще был в лагере вместе с Рустамовым казах Кенет, который сошел с ума от издевательств и постоянно выл на окружающих, находясь в прострации.


Рустамов в 2006 году.

Абдурахмон, по мнению Рустамова, и был главным инициатором восстания. Поводом к мятежу стал неудачный побег Абдулло, который хотел в Исламабаде прийти в советское посольство. Однако он был остановлен пакистанской полицией для дачи показаний. Пакистанцы, приехав к месту лагеря, взяли деньги за беспокойство и вернули Абдулло обратно. В наказание моджахеды публично надругались над ним. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения узников. "Или смерть или свобода" - таков был лозунг намечавшегося мятежа...

Про ход восстания, вы уже читали выше, а 29 апреля 1985 года руководитель Исламской партии Афганистана Г. Хекматияр издал приказ, в котором было дано указание «впредь русских в плен не брать», не переправлять их в Пакистан, а «уничтожать на месте захвата».

Президент Пакистана Мухаммед Зия-уль-Хак был в ярости. Президент опасался, что советское руководство, уличив Пакистан в нахождении на его территории советских военнопленных, может применить против него силу.

Однако новое советское руководство во главе с Михаилом Горбачёвым на происшедшее отреагировало крайне сдержанно, ограничившись лишь выражением официального протеста. В советской печати о «гибели советских военнослужащих на территории Пакистана» было сообщено лишь в середине мая, и сообщение это не содержало никаких героических подробностей событий.

Извещение, которое получили родители рядового Левчишикна - участника восстания.

На сегодняшний день известны следующие имена узников Бадабера, поднявших восстание в лагере:

1. Белекчи Иван Евгеньевич, 1962 г.р., Молдавия, рядовой,
2. Васильев Владимир Петрович, 1960 г.р., г. Чебоксары, сержант
3. Васьков Игорь Николаевич,1963 г. р., Костромская область, рядовой;
4. Дудкин Николай Иосифович, 1961 г. р., Алтайский край, ефрейтор;
5. Духовченко Виктор Васильевич, 1954 г.р., Запорожская область, моторист-сверхсрочник;
6. Зверкович Александр Николаевич, 1964 г.р., Витебская область, рядовой;
7. Кашлаков Геннадий Анатольевич, 1958 г.р., Ростовская область, младший лейтенант;
8. Коршенко Сергей Васильевич, 1964 г.р., г. Белая Церковь, младший сержант;
9. Левчишин Сергей Николаевич, 1964 г.р., Самарская область, рядовой;
10. Матвеев Александр Алексеевич, 1963 г.р.. Алтайский край, ефрейтор;
11. Рахинкулов Радик Раисович, 1961 г.р., Башкирия, рядовой;
12. Сабуров Сергей Васильевич, 1960 г.р., Хакасия, лейтенант;
13. Шевченко Николай Иванович, 1956 г.р., Сумская область, вольнонаемный водитель;
14. Шипеев Владимир Иванович. 1963 г.р.. г. Чебоксары, рядовой.


Доподлинно неизвестно, в какой мере каждый из них участвовал в восстании. Неизвестно кто, как и при каких обстоятельствах попал в плен. Но ясно, что все эти люди погибли с оружием в руках, предпочтя смерть существованию узников. Они не приняли ислам, они не подняли оружие против своих, иначе просто не были бы пленными. У них изначально не было шансов на благоприятный исход, но они предприняли дерзкую попытку и уничтожили порядка сотни осаждавших...

На снимке: орден Мужества и Указ Путина о посмертном награждении Сергея Левчишина. Его имя носит школа.

В репертуаре созданного в 1985 году ансамбля ВДВ «Голубые береты» есть песня «В горах под Пешаваром», посвящённая восстанию в Бадабере.

Это одна из самых пронзительных песен о солдатах Афганской войны:

Ведем сраженье, но уходят силы,
Живых всё меньше, шансы не равны,
Знай, Родина, тебе не изменили
Твои в беду попавшие сыны...

Вечная память героям - афганцам!

Инфа и фото (С) интернет. Последнее фото мое- памятник афганцам в Санкт-Петербурге

Фото: Памятник воинам-«афганцам» в Киеве. Открыт в 1999 году. На пьедестале высечены строки стихотворения Сергея Говорухина

ОНИ ПРЕДПОЧЛИ СМЕРТЬ РАБСКОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ

Тридцать лет назад, весной 1985 года, в лагере Бадабер, что на пакистанской территории, громыхнуло — в самом прямом смысле — вооруженное восстание горстки советских военнослужащих, попавших в плен к «моджахедам». Все они героически погибли в том жестоком и неравном бою. Было их, вероятно, двенадцать, один оказался Иудой.

КТО ОН, ВОЖАК ВОССТАНИЯ?

Вечером 26 апреля 1985 года, когда почти все моджахеды, находившиеся в лагере «Святого Халеда ибн Валида» в местечке Зангали (Бадабер) собрались на плацу для совершения намаза, советские военнопленные пошли в свой последний бой.

Незадолго до восстания, ночью, в лагерь, как перевалочную базу, завезли большое количество оружия — двадцать восемь грузовиков с ракетами для реактивных минометов и гранатами для гранатометов, а также автоматами Калашникова, пулеметами, пистолетами. Как свидетельствует Гулям Расул Карлук, преподававший в Бадабере артиллерийское дело, «русские помогали нам их разгружать».

Значительная часть поступившего оружия должна была вскоре уйти в Панджшерское ущелье — в отряды моджахедов под командованием Ахмад Шаха Масуда.


Как вспоминал позднее бывший лидер Исламского общества Афганистана (ИОА) Раббани, восстание начал высокий парень, сумевший обезоружить охранника, принесшего вечернюю похлебку. Он открыл камеры и выпустил на свободу других пленных.

«Среди русских был один упрямец — Виктор, родом с Украины, — рассказывал Раббани. — Однажды вечером, когда все ушли на молитву, он убил нашего часового, завладел его автоматом. Несколько человек последовали его примеру. Затем они поднялись на крышу складов, где хранились снаряды к РПГ, и начали оттуда стрелять по нашим братьям. С плаца все разбежались. Мы попросили их сложить оружие и сдаться…

В тревоге прошла ночь. Наступило утро, Виктор с сообщниками не сдавался. Они убили не одного моджахеда, многие из наших братьев были ранены. «Шурави» вели огонь даже из миномета. Мы снова попросили их через мегафон не стрелять — это могло привести к катастрофе: взорвутся боеприпасы на складах…

Но и это не помогло. Стрельба с обеих сторон продолжалась. Один из снарядов попал в склад. Произошел мощный взрыв, стали гореть помещения. Все русские погибли».

Раббани также жаловался, что история с восставшими русскими испортила его отношения с пакистанцами.

Предполагается, что одним из организаторов восстания был уроженец Запорожья Виктор Васильевич Духовченко, работавший дизелистом в Баграмской КЭЧ.

Вот что говорил на камеру тот же Раббани: «Да, были пленные из разных провинций Афганистана — из Хоста, из северных провинций, из Кабула. Особенно себя проявил украинец, который был лидером среди остальных пленников. Если у них возникали вопросы, то он обращался к нам и решал их…

Другие не создавали никаких проблем. И только молодой украинский парень, охранники мне говорили, иногда ведет себя подозрительно. Так оно и вышло, в конце концов. Он и создал нам проблемы».

Кто же этот незаурядный человек, лидер?

Из документов МГБ Афганистана: «По данным агентуры, в подземной тюрьме лагеря Бадабера в Пакистане тайно находятся 12 советских и 40 афганских военнопленных, захваченных в ходе боевых действий в Панджшере и Карабаге в 1982-1984 гг. Содержание военнопленных тщательно скрывается от пакистанских властей. Советские военнопленные имеют такие мусульманские имена-клички: Абдул Рахман, Рахимхуда, Ибрагим, Фазлихуда, Касым, Мухаммад Азиз-старший, Мухаммад Азиз-младший, Кананд, Рустам, Мухаммад Ислам, Исламеддин, Юнус, он же Виктор.

Пленный по имени Кананд, узбек по национальности, не выдержав побоев в феврале с. г. сошел с ума. Все указанные лица содержатся в подземных камерах, общение между ними категорически запрещено. За малейшее нарушение режима комендант тюрьмы Абдурахман жестоко избивает плетью. Февраль 1985 г.»

Первоначально считалось, что вождем восстания был Духовченко Виктор Васильевич («Юнус»). Родился 21 марта 1954 года в городе Запорожье. Окончил восемь классов средней школы города Запорожье и профессионально-техническое училище №14 города Запорожье.


Проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР. По окончании службы работал на Запорожском электровозоремонтном заводе, водителем в детской больнице № 3 города Запорожье, водолазом на станции службы спасения на Днепре.

15 августа 1984 года Духовченко в добровольном порядке через Запорожский областной военный комиссариат был направлен для работы по найму в советские войска, находившиеся в Республике Афганистан.

Виктор работал машинистом котельной на 573-м складе материально-технического снабжения 249-й квартирно-эксплуатационной части. Был захвачен в плен в новогоднюю ночь 1985 года группой Мослави Садаши в районе города Седукан, провинция Парван.

Военкор «Красной звезды» Александр Олийник: «Отзывы его друга и земляка, прапорщика Сергея Чепурнова, рассказы матери Духовченко — Веры Павловны, с которой я встречался, позволяют мне сказать, что Виктор — человек непреклонного характера, смелый, физически выносливый. Именно Виктор, скорее всего, мог стать одним из активных участников восстания, считает подполковник Е. Веселов, который долгое время занимался освобождением наших пленных из душманских застенков».

Однако в Бадабере Виктор провел несколько месяцев, а потому не мог успеть освоить язык (даже если стал это делать с момента своего приезда в Афганистан в конце лета 1984 года) и завоевать авторитет в глазах администрации лагеря.

Позднее руководителем восстания стали называть Николая Ивановича Шевченко, 1956 года рождения, из Сумской области. По свидетельским показаниям и донесениям афганской агентуры — «Абдул Рахман», «Абдурахмон».

Николай Шевченко окончил восемь классов средней школы в селе Братеница Великописаревского района, профессионально-техническое училище №35 в поселке Хотень Сумского района Сумской области по специальности «тракторист-машинист» и курсы водителей при ДОСААФ в поселке городского типа Великая Писаревка. Работал трактористом в колхозе имени Ленина в родном селе Дмитровка.

С ноября 1974-го по ноябрь 1976 года проходил срочную службу: водитель в 283-м Гвардейском артиллерийском полку 35-й мотострелковой дивизии (город Олимпишесдорф, Группа советских войск в ГДР), воинское звание «ефрейтор».

С 1977 года Шевченко работал водителем участка ремонта и строительства жилищ в городе Грайворон Белгородской области, прессовщиком филиала Харьковского релейного завода, водителем стройуправления №30 треста «Киевгорстрой-1» в Киеве.

В добровольном порядке через Киевский городской военкомат в январе 1981 года был направлен по найму в ДРА. Работал водителем и продавцом автолавки военторга 5-й Гвардейской мотострелковой дивизии (город Шинданд, провинция Герат). Неоднократно совершал на автомобиле рейсы, доставляя промышленные и продовольственные товары в воинские части и военные городки по всему Афганистану (Кандагар, Шинданд, Герат и другие).

Шевченко был захвачен в плен 10 сентября 1982 года в районе города Герат. Среди узников Бадабера он был не только самым взрослым, но и выделялся рассудительностью, жизненным опытом, какой-то особой взрослостью. Отличало его и обостренное чувство собственного достоинства. Даже охранники старались вести себя с ним без грубости.

«Среди двадцатилетних мальчишек он, тридцатилетний, казался почти стариком, — написал о нем Сергей Герман в книге «Однажды в Бадабере». — Был он высок ростом, широк в кости. Серые глаза недоверчиво и зверовато смотрели из-под бровей.

Широкие скулы, густая борода делали его вид еще более угрюмым. Он производил впечатление человека сурового и жестокого.

Его повадки напоминали поведение человека тертого, битого и опасного. Так ведут себя старые, опытные арестанты, таежники-охотники или хорошо подготовленные диверсанты».

Но ведь Раббани говорил о «молодом парне»?..

Однако и Духовченко, и Шевченко было за тридцать. К тому же, плен — особенно такой! — сильно старит… Однако надо учитывать психологический фактор: на момент интервью Раббани был уже стариком, потому события в Бадабере он воспринимал через призму прожитых лет. Так что руководитель восстания был для него «молодым парнем».

Что касается того, кто был руководителем восстания, то таковых вполне могло быть и двое — что, кстати, будет видно из дальнейшего рассказа. Оба с Украины. Раббани врезалось в память имя одного из них — Виктор. Хотя говорить он мог вполне о Николае, видя его перед глазами.

«ВОТ КОГДА ОН ПРИШЁЛ, ТОГДА И НАЧАЛОСЬ!»

Единственное, по сути, свидетельство с нашей стороны принадлежит узбеку Носиржону Рустамову. Он служил в Афганистане, попал в плен к моджахедам и оказался в Бадабере. В восстании не участвовал. Его освободили и передали узбекским властям из Пакистана только в 1992 году.

Рассматривая фото, показанное ему режиссером Радиком Кудояровым, Рустамов уверено опознал в «Абдурахмоне» Николая Шевченко: «Вот когда он пришел, тогда и началось! Из Ирана пришел (попал в плен на границе с Ираном — Ред.). Камазист. Шофер. Челюсти широкие. Точно! И глаза такие… страшные глаза».

О том, как развивались события 26 апреля, есть две версии. Вот что Рустамов рассказал в 2006 году бывшему сотруднику КГБ Таджикской ССР полковнику Муззафару Худоярову.

По роду службы того переводили в Душанбе, потом в узбекский город Навои, потом в Фергану. Туда в мае 2006 года Худоярову позвонил из Москвы начальник международного отдела Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ Рашид Каримов. Он рассказал, что где-то в Узбекистане проживает Рустамов Носиржон Умматкулович — можно ли его разыскать?..

Активисты Ферганского совета ветеранов спецслужб выяснили точное место рождения Рустамова. Как оказалось, после возвращения из плена он работал, завел семью. Пользовался уважением у местного духовенства за фундаментальные знания основ религии. Одно время даже сам был священнослужителем. Но потом жизнь разладилась. Развелся с женой, лишился дома, скитается по съемным квартирам, перебивается случайными заработками. О том, что пережил в плену, предпочитает не распространяться.

Полковник Худояров опасался, что Рустамов не пойдет на откровенный разговор. Однако Носиржон оказался добродушным, улыбчивым человеком. Тем не менее, беседа с ним могла окончиться, так и не начавшись. Потому что на вопрос, был ли он в лагере Бадабер, Рустамов ответил отрицательно.


Как выяснилось, он бывал в лагерях в Зангали, в Пешаваре и под Джалалабадом. А название «Бадабер» ему ни о чем не говорило. Худояров все-таки спросил, известно ли ему что-нибудь о восстании советских пленных в Пакистане? И тогда Рустамов неожиданно стал рассказывать о восстании в Зангали в 1985 году.

Позднее выяснилось, что Зангали (или Джангали) — это название местности, где и находился лагерь Бадабер. Но местные жители почему-то чаще именуют это место именно Зангали.

«В лагере, кроме меня и пленных, закованных в цепи, было еще 11 советских солдат, принявших ислам (насильственно — Ред.). Их содержали не в подвале, а в верхнем казарменном помещении. Среди тех одиннадцати оказались русские, украинцы и один татарин. Они имели более свободный режим передвижения. Эти парни говорили, что не вернутся в Советский Союз. Но я тогда не догадывался, что это была их тактика. Чтобы при удобном случае завладеть оружием и вырваться на свободу.

Лидером среди этих 11 пленных был украинец с исламским именем «Абдурахмон». Крепкого телосложения и высокого роста. Возможно — десантник или спецназовец, потому что отлично владел приемами рукопашного боя. Иногда афганцы устраивали соревнования по борьбе. «Абдурахмон» всегда выходил в них победителем.

Поводом для восстания послужило надругательство, совершенное двумя моджахедами над советским солдатом по имени «Абдулло». Думаю, что «Абдулло» был татарином.

Воспользовавшись пятничной молитвой, когда почти все моджахеды были в мечети, «Абдурахмон» обезоружил охранника склада боеприпасов. Он и его товарищи быстро вытащили на крышу здания пулеметы, автоматы и боеприпасы.

Сначала восставшие дали очередь в воздух, чтобы привлечь внимание моджахедов и выставить им свои требования. Первым делом велели наказать моджахедов, надругавшихся над русским солдатом. В противном случае грозили взорвать склад боеприпасов, что привело бы к уничтожению всего лагеря.

В тот момент я и закованные пленные еще находились в подвале. Моджахеды спешно вывезли нас подальше от арсенала. Повалили в окоп, приставили к голове каждого по автомату. Держали так, пока все не кончилось», — вспоминает Рустамов.

Однако в фильме Радика Кудоярова «Тайна лагеря Бадабер. Афганский капкан» (снимался в 2006-2008 гг.) Рустамов называет другое число пленников — четырнадцать советских и трое афганских.

Там же он под другим углом рассказывает о событии, которое предшествовало восстанию — надругательством над монтером «Абдулло», который, будучи хорошим специалистом, использовался только по профилю своей деятельности и имел большую свободу передвижения.

Оказывается, в один из дней «Абдулло» незаметно ускользнул из лагеря и направился в советское посольство в Пакистане. Он был практически у цели, когда в Исламабаде его остановила полиция и повезла назад.

«Нас перепрятали в другое место, — говорит Рустамов на камеру. — Приехала пакистанская полиция, все проверила, но пленных не нашла. Они спросили: «Ну, где эти пленные, о которых ты говорил? Никого ведь нет». И тут моджахеды им говорят: «Да это не русский, это человек Бабрака Кармаля. Он просто хотел от нас сбежать. Вот, возьмите за ваши хлопоты…» Таким образом пакистанцы фактически продали «Абдулло» моджахедам, забрали деньги и уехали.

Как только пакистанцы уехали, нас вернули обратно. И нам сказали: «Вот смотрите, если кто-то из вас еще что-нибудь подобное надумает сделать, наказание будет таким…» И «Абдулло» изнасиловали. После этого он к нам вернулся, сидел и плакал возле нас.

Среди нас был «Абдурахмон» — рослый, здоровый парень. Он сказал: «Давайте поднимем восстание! Так дальше дело не пойдет. Завтра с любым из нас так могут поступить. Веры этим никакой нет».


Именно этот парень все и начал. До этого о восстании никто и не помышлял. Он сказал: «Если у вас духу не хватает, я сам начну. На какой день наметим? Давайте на ближайшую пятницу, когда оружие вынесут со склада для чистки». «Исломудин» (т. е. Михаил Варварян — Ред.) был тогда среди нас…»

И тут произошло непредвиденное — вместо чистки оружия, объявили моджахеды, будет футбольный матч. Есть версия, что кто-то из пленных предупредил душманов. Так что пришлось действовать по обстановке.

«Абдурахмон» и еще один русский сказали, что у одного болит живот, у другого — нога, и играть они не будут. Они остались, а другие пошли играть. Во время футбольного матча мы сидели в подвале, нас было шесть человек: «Исломудин», я и еще один наш пленный — казах. В плену его звали «Кенет» (или узбек, он же «Кананд», «Канат» — Ред.). У него с головой было плохо. Он был сумасшедший — все время сидел на одном месте. С нами еще были три пленника — афганцы из армии Бабрака Кармаля.

В окошко мы отлично видели стадион. Наши ребята выигрывали 3:0. Моджахедов это сильно раздражало. И они стали кричать: «Шурави — вы ишаки!» Завязалась потасовка.

Склад с оружием охранял один старик. Он сидел рядом с дверью. К нему подошел «Абдурахмон» и попросил прикурить. Старик полез за спичками. И тут «Абдурахмон» вырубил охранника, снял с него автомат и выстрелил в замок склада. Они ворвались на склад, взяли оружие и забрались на крышу. Начали стрелять в воздух и закричали остальным пленным: «Давайте, бегите сюда!»

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ ВОССТАНИЯ

Теперь вторая версия от того же Рустамова. Ее приводит в своих публикациях Евгений Кириченко (газеты «Труд», «Совершенно секретно»).

Обычно караул несли двое душманов: один дежурил у ворот, другой — на крыше склада с оружием. Но в тот момент остался только один. И вдруг пропало электричество в мечети — перестал работать бензиновый генератор на первом этаже, где содержались «шурави».

Охранник спустился с крыши. Подошел к генератору, и был тут же оглушен «Абдурахмоном», который завладел его автоматом. Потом он запустил генератор и дал ток в мечеть, чтобы «духи» не догадались, что происходит в лагере.

«Абдурахмон» сбил замок с дверей арсенала. Восставшие стали затаскивать на крышу оружие и ящики с боеприпасами. Руководитель восстания предупредил — кто побежит, того он лично пристрелит. Из камер выпустили офицеров афганской армии.

Среди восставших не было только «Абдулло». С утра его вызвали к начальнику лагеря. «Исломудин», помогавший таскать ящики с патронами на крышу, выбрал удобный момент и улизнул к моджахедам: «Русские восстали!»

В это время «Абдурахмон» начал стрелять из ДШК, целясь над мечетью и требуя отпустить «Абдулло».

— Тра-та-та, «Абдулло»! — воспроизводит очереди пулемета и крики Носиржон Рустамов. — Тра-та-та, «Абдулло»!

«Абурахмон» долго так кричал, и «Абдулло» отпустили. Вернувшись к своим, он сел на крыше набивать патронами магазин.

Тем временем пробравшись с тыльной стороны в крепость, «духи» вытащили Рустамова и еще двух афганцев, находившихся в подвале, и погнали в поле, где была приготовлена глубокая яма. Там же оказался и предатель «Исломудин». Потерявший рассудок казах «Канат» остался в подвале, где его придавило обрушившейся балкой.


— Мы сидели в яме и слушали звуки выстрелов, — говорит Рустамов. — Я сидел молча, а «Исломудин» ныл, что его расстреляют.

Получается, что Рустамов озвучил две версии начала восстания: одна связывает выступление со вторым футбольным матчем между пленными и моджахедами, другая — с пятничной молитвой.

Когда же Носиржон говорит правду?..

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Любой, кто занимается темой восстания в Бадабере, подтвердит разноголосицу источников. К примеру, в интервью на камеру Рустамов утверждает, что они до конца сидели в подвале, где их и застал взрыв арсенала. В газетном же репортаже сообщается, что его «выкрали» из подвала «духи» и бросили в яму.

Вероятно, никакие «духи» Рустамова не «выкрадывали». Неточности, разночтения в его показаниях объясняются, как представляется, стремлением Носиржона оправдать, закамуфлировать факт его неучастия в восстании.

В словесных портретах наших пленных в Бадабере, составленных по воспоминаниям афганцев Мохаммад Шаха, Голь Мохаммада и других, о нем сказано так: «Рустам — родом из Узбекистана. Волосы черные, глаза темно-карие. Речь быстрая. На руке татуировка. Есть мать, отец, брат, сестра, невеста. Возраст 19 лет. До призыва в армию учащийся. По его словам, сдался в плен мятежникам добровольно, о чем после сожалел. В лагерь прибыл в 1984 году».

Приходится учитывать и то, что рассказ Рустамова — это все-таки «взгляд из подвала». Очевидно, Носиржон не мог видеть ход боя, поскольку укрывался от пуль и осколков. Что-то он потом слышал из обрывочных разговоров моджахедов. И то недолго, поскольку из разрушенного лагеря его и Варваряна быстро убрали, переместив в другое место.

Существует, быть может, и еще одна причина — о ней тот же Рустамов эмоционально рассказал Радику Кудоярову. Этот фрагмент не вошел в фильм «Тайна лагеря Бадабер»…

«И тогда уж я вам все хочу рассказать! Когда Женя с людьми приехал, это было в гостинице в Фергане — это когда я отказался говорить на камеру. Но ведь я сам знаю, что со мной происходило в течение восьми лет, что именно я видел своими глазами и слышал. А он меня спрашивал о вещах, которые я не видел и не знаю. И я Жене сказал: «Женя, больше я вам интервью не даю». И ушел из гостиницы.

Два милиционера пришли с Муззафар-ака (очевидно, это полковник Худояров — Ред.) и вернули меня обратно, посадили. Я нервничаю. И Муззафар-ака сказал Жене: «Извините, имейте терпение, но пусть он говорит только о том, что видел сам, не смешивайте то, что он видел и то, что вы ему говорите. Он же не может говорить о том, чего он не видел». Именно поэтому я много чего Жене не рассказал».


Тут может быть только два толкования: или журналист Евгений Кириченко хотел услышать дополнительно нечто еще, привнесенное им, или некоторые его вопросы вывели Рустамова из себя, растревожили и вызвали столь бурную реакцию.

Однако и это, читатели, не все!

Оказывается, у Рустамова есть претензии не только к Кириченко, но и к Кудоярову. В марте 2015 года Виктор Боголюбов выехал в Фергану, где встретился с Носиржоном.

«Вместе с ним просматриваем фильм «Тайна лагеря Бадабер». Рустамов во время просмотра буквально содрогнулся: «Как?! Ведь мне он не говорил, что снимает для фильма! Летом 2009 года ко мне домой в Ферганскую область приехал человек из Андижана по имени Козим и попросил, чтобы я поехал в Андижан, где меня ждут гости из России, которые хотят расспросить об одном из бывших пленных, которого я, возможно, знаю. Я приехал в указанный адрес, где находился этот Радик. Он сказал, что приехал по просьбе матери пропавшего без вести солдата, чтобы показать мне фото и узнать, не видел ли я его в плену. Я не опознал эту фотографию.

Потом Радик попросил, чтобы я рассказал перед камерой все, что говорил раньше Худоярову Музаффару и Евгению Кириченко о Бадабере. Я рассказал о восстании. Радик показывал мне те же фотографии «Абдурахмона» и «Исломуддина» с европейской журналисткой, которые за 2-3 года до него показывали мне Худояров и Кириченко, я повторил все, о чем говорил раньше. Радик знал все это, в том числе и об «Ахмаде», которого не было в Бадабере. Я не понимаю, почему Радик перевернул мои слова и показал в фильме, что «Ахмад» (пленный Николай Саминь — Ред.) погиб.

Радик настойчиво просил меня вспомнить то, чего я не рассказывал раньше, но ничего нового я сказать не мог. Никаких открытий во время беседы со мной Радик не сделал, все было известно до него, теперь я понимаю, что он просто решил снять сенсационное кино и заработать денег. Я очень сожалею, что согласился на съемки, меня просто обманули. Я подтвержу эти свои слова на любом уровне и на любом расследовании» (военно-патриотическое издание «Аргументы времени» от 3 июня 2015 года)

Мы специально позволили себе это отступление, чтобы читателям было понятно, насколько сложна эта тема и как тщательно нужно «фильтровать» источники.

ПЕРЕГОВОРЫ С ВОССТАВШИМИ

Отмотаем «ленту» назад. Узнав о происходящем, дежурный по учебному центру Хаист Голь поднял тревогу и принял все возможные меры по недопущению побега военнопленных. По приказу Раббани лагерь плотным кольцом окружили отряды моджахедов. В стороне за происходящим наблюдали пакистанские военные.

Гулям Расул Карлук, в 1985 году — командир учебной роты в лагере Бадабера: «Поскольку у меня с ними были хорошие, дружеские отношения (ха! — Ред.), я хотел решить проблему путем мирного диалога. Мы уговаривали их сдаться, и я спросил: «Зачем они это сделали?» Они ответили, что «на 99 % готовы к смерти и на 1 % к жизни». «И здесь мы находимся в плену, жизнь для нас очень тяжелая. И мы либо умрем, либо освободимся».

По словам Карлука, восставшие потребовали приезда «инженера Аюба», крупного функционера «Исламского общества Афганистан», или самого главу ИОА Раббани.

Слово Рустамову, который рассказывает на камеру: «Приехал Раббани, спросил: «Что случилось? Чего вы похватали оружие? Давайте, бросайте». — «Нет, не бросим!» — был ответ. Его позвали подойти поближе. Телохранители Раббани предупреждали, что его могут застрелить. Но он ответил: «Нет, я подойду!»


Раббани один, вопреки предостережениям телохранителей, подошел вплотную к восставшим. Он спросил: «Ну, что случилось?» На крыше появился «Абдулло». Он спросил: «Почему твои командиры не наказали меня камчой и не застрелили меня, если я так сильно провинился, — почему они со мной так поступили?» Раббани спросил его: «Кто из командиров сделал это? Имя знаешь? Узнаешь его?» — «Узнаю», — ответил «Абдулло».

Раббани позвал этого командира и спросил, почему он так поступил? Почему по-другому не наказал? Это противоречит исламским законам… И обратился к восставшим: «Чтобы вы хотите, чтобы я сделал — чтобы вы сложили оружие? Как вы скажите, так я и сделаю». — «Если вы говорите правду, тогда застрелите его, — последовал ответ. — Пусть таким будет ему наказание».

И Раббани застрелил этого командира. Второго не успел… Потому что сразу со стороны моджахедов начали стрелять по крыше. Восставшие открыли ответный огонь. После перестрелки пленные заявили следующее: «Раббани, твои солдаты начали стрелять, а не мы! Теперь, пока ты не вызовешь представителей советского посольства, мы оружия не сложим».

ВЗРЫВ БАДАБЕРСКОГО АРСЕНАЛА

Бой сменялся переговорами, но восставшие стояли на своем: они требовали прибытия советских дипломатов, представителей пакистанских властей и международных общественных организаций.

Во время штурма Раббани, по его словам, чуть было не погиб от разрыва мины или выстрела гранатомета, при этом серьезные осколочные ранения получил его телохранитель. По некоторым данным, он скончался.

Начался артобстрел Бадабера тяжелой ствольной артиллерией, после чего склад вооружения и боеприпасов взлетел на воздух. Восставшие, конечно, предусматривали такой вариант развития событий, но все же сознательно пошли на смерть. И только одно это дает им право называться героями.

Имеются различные версии о причинах этого взрыва. Согласно одним источникам, это произошло из-за удара артиллерии. Последовавшая затем серия взрывов уничтожила лагерь Бадабера. По другим источникам, восставшие сами взорвали склад, когда исход боя стал уже ясен.

По версии Раббани склад взорвался из-за попадания выстрела РПГ. Вот его слова: «Один из моджахедов без команды, вероятно случайно, выстрелил и попал в арсенал. Люди находились на крыше, а он попал в нижнюю часть здания. Там все взорвалось, от дома ничего не осталось. Погибли и те люди, которых русские захватили, и многие из тех, кто был в оцеплении… Около двадцати человек погибло с нашей стороны в итоге».

Очевидно, бывший президент Афганистана выгораживал себя — что, впрочем, понятно!

Иная версия у Гуляма Расула Карлука. Он считает, что восставшие, понимая безвыходность положения, сами подорвали арсенал.

Рустамов же на камеру так описывает то, что происходило: «Раббани куда-то уехал, и некоторое время спустя появилась пушка. Он (Раббани) отдал приказ стрелять. Когда орудие выстрелило, снаряд угодил прямо в склад, и произошел мощный взрыв. Все взлетело на воздух — ни людей, ни здания, ничего не осталось. Все сравнялось с землей, и повалил черный дым. А в нашем подвале буквально произошло землетрясение».

В печатном интервью Евгению Кириченко Рустамов так описывал случившееся: «Там, на горе, они пушку поставили большую, и один снаряд точно попал в помещение, где мы чистили оружие — и раздался очень сильный взрыв. Все кругом летело, взрывалось. Мы в подвале спрятались, чем могли накрылись, а «Кенет», казах — он раньше еще сошел с ума от издевательств — не понимал, что нужно прятаться, и его убило прямо балкой по голове».

Из показаний «Зомира»: «Душманы подтянули несколько реактивных установок БМ-13, и во время боя одна ракета попала в склад с боеприпасами, произошел мощный взрыв» (источник документально не подтвержден).

ДОКУМЕНТ (СЕКРЕТНО)

О восстании советских и афганских военнопленных в Пакистане 26 апреля 1985 года

В 18:00 местного времени группа советских и афганских военнопленных в составе около 24 человек, содержавшихся в течение трех лет в специальной тюрьме Исламского общества Афганистана при центре военной подготовки афганских мятежников в районе Бадабера (24 км южнее Пешавара), совершила вооруженное выступление с целью освободиться из плена. Выбрав удобный момент, когда из 70 охранников осталось только двое (остальные ушли на молитву), военнопленные напали на охрану тюрьмы и находившегося на ее территории склада оружия и боеприпасов ИОА. Завладели оружием, заняли оборону и потребовали от прибывшего к месту событий Б. Раббани встречи с представителями советского и афганского посольств в Пакистане или представителем ООН.

Переговоры с Б. Раббани велись с использованием средств громкоговорящей связи и по телефону. Место происшествия было блокировано отрядами афганских мятежников и пакистанских малишей, а также пехотными, танковыми и артиллерийскими подразделениями 11 армейского корпуса Пакистана. После непродолжительных переговоров с восставшими лидер ИОА Б. Раббани, по согласованию с пакистанскими войсками, отдал приказ о штурме тюрьмы, в котором наряду с отрядами афганских контрреволюционеров приняли участие и пакистанские подразделения. Против обороняющихся были применены артиллерия, танки и боевые вертолеты. Сопротивление восставших прекратилось к исходу 27 апреля в результате взрыва боеприпасов, находившихся на складе.

Все принявшие участие в вооруженном выступлении советские и афганские военнопленные погибли. В результате взрыва и возникшего пожара был уничтожен ряд объектов, в том числе и канцелярия тюрьмы, в которой, по имеющимся данным, хранились документы со списками узников. В ходе операции по захвату тюрьмы погибло до 100 афганских мятежников. Имелись потери и среди пакистанцев […]

К сожалению, выяснить точные фамилии участников вооруженного выступления не представилось возможным, ввиду уничтожения списков пленных во время взрыва склада с боеприпасами и пожара, а также принятых пакистанскими властями и руководством афганской контрреволюцией мер по изоляции свидетелей событий в Бадабере…

Источники информации: штаб 40-й армии, посольство СССР в Пакистане, ГРУ ГШ ВС СССР, май 1985 г.

Мы специально процитировали сводный документ, а не имеющее хождение донесение полковника Ю. Тарасова главному военному советнику в Афганистане генералу армии Г. И. Саламанову от 25 мая 1985 года. В нем содержатся приукрашенные, местами фантастические сведения. Так, к примеру, утверждалось, что восставшие сняли шесть часовых, погибли шесть иностранных советников, тринадцать представителей пакистанских властей и двадцать восемь офицеров ВС Пакистана. Что были уничтожены три РСЗО «Град», примерно два миллиона (!) ракет и снарядов различного типа, около сорока артиллерийских орудий, минометов и пулеметов.

Все эти явно нереальные пассажи в итоговом сообщении в Москву были убраны, равно как и то, что «из числа советских военнослужащих один по кличке Мухаммад Ислам в момент восстания перебежал к мятежникам».

Впервые этот документ был опубликован в 1995 году в фундаментальной книге «Пламя Афгана» генерал-майора Александра Ляховского. Ее автор служил в Генштабе ВС СССР и являлся ближайшим помощником руководителя Оперативной группы МО СССР в ДРА генерала армии В. И. Варенникова. Также он неоднократно, начиная с конца 1990-х, публиковался в газете «Спецназ России».


Огромную силу взрыва подтверждают свидетельские показания. Кефаятолла, бывший инструктор радиодела в лагере подготовки моджахедов в Бадабере: «Разрушения были очень сильные, в арсенале взорвались ракеты. Они начали сами взлетать, а потом взрываться. Почти весь кишлак Бадабера был уничтожен. Я сам чудом спасся, спрятался с другими под мостом».

Из показаний Хидоятулло, сына Атамамада: «…Как погибли советские солдаты, для всех осталось загадкой, мы лишь увидели большой взрыв, после которого от этого запасного района ничего не осталось. Рядом находилось 26 наших человек, жили в казарме, и они тоже погибли, никого в живых не осталось. Может быть, пакистанцы стреляли в солдат, а попали в склад? Также могли ваши солдаты, опасаясь того, что их захватят американцы, подорвать себя».

Гулям Расул Карлук: «Произошел мощный взрыв. Ракеты взрывались и разлетались в разные стороны… Погибли и местные пакистанцы. Что я увидел на месте взрыва… это были пальцы в одной стороне, рука — в другом месте, уши — в третьем. Мы смогли найти в целости лишь тело «Кенета» и половину тела еще одного пленного, которую оторвало и отбросило в сторону. Все остальное было разорвано на куски, и ничего целого мы больше не нашли».

Из показаний активного члена Исламского общества Афганистана (ИОА) Мухаммеда Насера: «…Утром 27 апреля, после того как Раббани убедился, что восставшие не сдадутся, он отдал команду артиллерии на открытие огня. Пленные тоже отчаянно стреляли из всех видов оружия. Раббани стал связываться с командованием армейского корпуса, просить усилить помощь. Район Бадабера был окружен пакистанскими машинами. Они заполнили все улицы, где располагались лагерь и центр подготовки моджахедов нашей партии.

Вскоре над крепостью появился пакистанский вертолет. Восставшие обстреляли его из ЗПУ и ДШК. Затем прилетел другой вертолет. Огонь по крепости усилился, в том числе и из орудий. Один из вертолетов сбросил бомбу. В результате этого на складе боеприпасов произошел сильный взрыв. Все долго взрывалось и горело. Все восставшие погибли. Моджахеды потеряли около сотни человек, имелись жертвы среди пакистанских военных и мирных жителей. Погибли также шесть военных советников из США» (источник документально не подтвержден).

Раббани приказал, чтобы пленные собрали останки погибших. «Кенет» был к тому времени мертв, стало быть, в живых остались Рустамов и Варварян. Плюс пленные афганцы.

«Раббани сказал, выгоните всех из подвала, пусть они сюда подойдут, — вспоминает Рустамов. — И он нам сказал: «Давайте, соберите всех. То, что осталось от ваших земляков». А останки здорово разбросало. Мы их приносили по кускам и складывали в яму. Нам сказали, что скоро сюда прибудут пакистанцы с проверкой. Моджахеды с автоматами стоят: «Давай-давай, быстрее-быстрее!» Мы ходим, собираем, плачем».

На схеме показано место, где были зарыты останки погибших. Однако найти их, скорее всего, не представляется возможным — ребят похоронили за лагерем, где была свалка пищевых отходов. «Если, к примеру, там закапывали труп лошади или ишака, — поясняет Рустамов, — то на следующий день от него ничего не оставалось. Приходили шакалы, все раскапывали и съедали».

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ ВОССТАНИЯ

Бывший офицер армии ДРА Голь Мохаммад (или Мохаммед) провел в тюрьме Бадабера одиннадцать месяцев. Именно он находился в камере вместе с Рустамовым и опознал того на фотографии, которую журналист Евгений Кириченко привез ему в Кабул. Рустамов, в свою очередь, опознал в Голь Мохаммаде офицера-«бабраковца», сидевшего с ним в одной камере.

Бывший офицер армии ДРА считает, что если бы не подвиг пленных «шурави», его бы бросили на съедение собакам. Афганцев, воевавших на стороне правительственных войск, моджахеды убивали со звериной жестокостью.

«Русских было 11 человек. Двое — самые молодые — были заключены в одной камере с афганцами, а остальные девять находились в соседней. Им всем дали мусульманские имена. Но я могу утверждать, что одного из них звали Виктор, он был с Украины, второго — Рустам из Узбекистана, третий был казахом по имени Канат, а четвертого из России звали Александром. Пятый пленный носил афганское имя Исломуддин.

Советских и афганских военнопленных держали в разных комнатах, а самое большое помещение тюрьмы было отведено под склад боеприпасов.

Когда началось восстание, мы находились снаружи тюрьмы. И видели, как русские, обезоружив охранника, стали выносить на крышу ящики с боеприпасами и занимать круговую оборону. В это время один из них сбежал к моджахедам. Те заблокировали выход из крепости, и начался бой, продолжавшийся до утра. Восставшим предлагали сдаться, но они подорвали себя вместе с арсеналом, когда стало ясно, что сопротивляться дальше бессмысленно.

Двое из советских пленных — Рустам и Виктор — остались в живых, потому что в момент восстания находились в другой камере, и моджахеды их вывели из крепости, чтобы они не присоединились к восставшим».

Голь Мохаммад утверждает, что этих двоих вместе с пленными афганцами все-таки потом расстреляли за крепостной стеной, а перебежавшему к моджахедам сохранили жизнь.

Тут явно что-то не сходится. И узбек «Рустам» (т. е. Рустамов) остался в живых, и восставшие освободили всех своих товарищей. Не участвовали в восстании трое — Рустамов и Варварян, а также помутившийся в рассудке «Кенет».

По словам Голь Мохаммада, руководителем восстания был «Файзулло». В фотоальбоме, который привез Евгений Кириченко, он указал на фото сержанта Сергея Боканова, пропавшего в провинции Парван в апреле 1981 года. Однако его не было в списке, переданном российскому МИДу пакистанской стороной в 1992 году.

Один из русских, тяжело раненный в ногу, как рассказал Голь Мохаммад, стал уговаривать «Файзулло» принять условия Раббани. Тогда «Файзулло» застрелил его на глазах у всех.

В решающий момент «Файзулло» подозвал к себе афганцев и объявил им, что те могут уходить. Он дал несколько минут, чтобы они успели отойти на безопасное расстояние…

Первым из советских журналистов о Голь Мохаммаде написал на страницах «Красной звезды» подполковник Александр Олийник. Несмотря на все усилия, найти бывшего пленника в Кабуле автору так и не удалось. Зато в МГБ Афганистана сохранился подробный рассказ Голь Мохаммада о восстании в лагере Бадабер.

По данным Олийника, афганский офицер пробыл в Бадабере три с половиной года. Вот некоторые выдержки из зафиксированных показаний очевидца.


«В начале марта 1985 года советские пленные на тайном собрании решили организовать массовый побег из тюрьмы крепости, — свидетельствует Голь Мохаммад. — Сначала нас, пленных афганцев, не посвятили в эту тайну. Впервые об этом я узнал от Виктора, моего друга, который в короткие моменты встреч обучал русскому языку. За честность, доброту его любили все пленные афганцы. По словам Виктора, в обсуждении плана побега принимали участие советские солдаты во главе с Абдул Рахманом.

Виктор передал Абдул Рахману разговор со мной, сказал, что я готов принять участие в побеге и на машине могу показать дорогу, довести всех до афганской границы. Вскоре я встретился с Абдул Рахманом и подтвердил свое согласие, назвал имена тех афганцев, на которых можно было положиться. Офицер предупредил, что побег должен состояться в конце апреля.

Утром 25 апреля к складам подъехала колонна грузовиков с боеприпасами. Вместе с русскими мы весь день их разгружали. Часть ящиков с ракетами выгрузили прямо на тюремном дворе. Вечером 26 апреля, имитируя подготовку к молитве, по команде Абдул Рахмана советские пленные и афганцы сняли охрану. Причем Абдул обезоружил и убил первого часового. Вскоре завязалась стрельба, несколько раз переходящая в страшную рукопашную схватку. Советские солдаты и те из афганцев, кто не успел убежать, отразили первую атаку, заняли оборону на крышах складов, сторожевых вышках.

Мне чудом удалось спастись в суматохе после взрыва складов боеприпасов, где погибли и русские братья. Думаю, что по фотографиям смогу опознать погибших советских друзей… 16 октября 1985 года».

Не вызывает сомнений, что вожак восстания «Абдурахмон» (по Рустамову) и «Абдул Рахман» (по афганским агентурным данным) — это одно и тоже лицо.

Военкор «Красной звезды» уточняет, что по рассказам сотрудников МГБ Афганистана, Голь Мохаммаду были предоставлены фотоснимки около двадцати военнослужащих ОКСВ из числа пропавших без вести в тех районах Афганистана, которые контролировались мятежниками ИОА. Он опознал по фотоснимкам лишь двоих узников Бадабера — «среди них нет того нашего офицера, кого мы знаем под кличкой Абдул Рахман».

О Николае Шевченко тогда еще не было сведений в контексте восстания в Бадабере. Да и сам Олийник уточняет, что Голь Мохаммаду показывали фотографии наших военных, пропавших в районах, контролируемых Исламским обществом Афганистана. Между тем, провинция Герат, где был взят в плен Шевченко, была зоной влияния полевого командира Исмаил-хана, более известного как Туран Исмаил («Капитан Исмаил»).

С Раббани у этого полевого командира были нормальные отношения, он состоял в Исламском обществе Афганистана — так что вполне мог передать ему захваченного в плен Николая Шевченко.

Далее Олийник сообщает очень важную вещь: «Другим среди тех, кого опознал по фотографиям Голь Мохаммад, был Мухаммад Ислам. Тот самый пленный, который в разгар восстания струсил, ценой предательства решил спасти свою шкуру. Не знаю всех подробностей, не хочу быть ему судьей. Пока нет документальных и абсолютно точных подтверждений этого предательства, не могу назвать его настоящую фамилию».

Кто этот человек? Вопрос до сих пор открытый…

Впрочем, предатель мог бы не участвовать в восстании с самого начала, и если бы заранее предупредил моджахедов, то восстание не началось бы вовсе. Однако «Мухаммад Ислам» перебежал, когда все восставшие были на своих позициях на крыше арсенала, поэтому на ход восстания его бегство не оказало уже никакого влияния.

И еще. В приведенном отрывке из публикации в «Красной звезде» ничего не сообщается о руководителе восстания «Файзулло» (о чем афганец Голь Мохаммад сообщает в публикациях Евгения Кириченко).

Окончание в следующем номере.

Восстание военнопленных в лагере Бадабер — один из самых загадочных эпизодов . Что произошло в апреле 85-го в этом пакистанском кишлаке, сколько советских военнопленных находилось в лагере, их судьбы и имена — на эти вопросы до сих пор нет ответов. О таинственном Бадабере, работе по линии вызволения пленных в годы войны и в наши дни «Защищать Россию» рассказал зампредседателя Комитета по делам воинов-интернационалистов Александр Лаврентьев.

В 80-е годы в кишлаке Бадабер (Пакистан), расположенном в двух десятках километров от границы с Афганистаном, находился лагерь афганских беженцев. На деле под гуманитарным прикрытием была развернута база по подготовке моджахедов, принадлежавшая партии «Исламское общество Афганистана». В «Центре подготовки боевиков Святого Халида ибн Валида» — так назывался лагерь — работали военные инструкторы из США, Египта, Пакистана и Китая.

Общая площадь базы — полтысячи гектаров, она включала, кроме палаточного лагеря, еще несколько складов с оружием и тюрьмы, в которых содержали советских и афганских военнопленных. Точное количество узников Бадабера не установлено. По разным данным, весной 1985 года там находилось около 40 афганских и более 10 советских военнопленных.

По основной версии, 26 апреля 1985 года в лагере Бадабер произошло восстание, которое было подавлено моджахедами и поддерживавшими их частями регулярной пакистанской армии.

В ходе штурма лагеря афганцами произошел взрыв склада вооружения, в результате все узники Бадабера погибли. Версий о причине взрыва две. Согласно первой из них, боеприпасы сдетонировали от попадания реактивного снаряда при артобстреле, согласно второй — пленники совершили самоподрыв, когда исход боя был ясен.

Точное количество и имена советских военнопленных лагеря Бадабер неизвестны по сей день.

ЗР: Расскажите, что известно о восстании в лагере Бадабер?

А.Л.: Известен факт, что 26 апреля 85-го года произошел мощнейший взрыв в лагере Бадабер, на пакистанской территории. Значительно позднее появились определенные данные и свидетельские показания о том, что в лагере находились наши пленные, и, скорее всего, произошло восстание.

Мы с тех пор неоднократно обращались по официальным и неофициальным каналам к Пакистану с просьбой сообщить какие-то данные, но Пакистан всегда отвечал одинаково — мы не участвовали ни в каких конфликтах, мы ничего не знаем, никаких лагерей на нашей территории не было.

Хотя общеизвестно, что в Пакистане были и лагеря, и пленных туда уводили, и афганцы огромными отрядами уходили туда отдыхать (отдыхать от войны - прим. ред.).

Взрыв в лагере Бадабер.

ЗР: Что известно о количестве и судьбах пленников на сегодняшний день?

А.Л.: Проводился обмен документами по дипломатическим каналам, но вопрос был как-то спущен на тормозах. Я знаком с материалами афганской разведки, нашей агентурной разведки. В свое время нашли сотрудников лагеря, которые подтверждали, что там было 10-12 советских военнослужащих — точное количество они назвать не могут, потому что строгих учетов никто не вел.

Беда еще и в том, что имена и фамилии наших ребят моджахедов не интересовали, в плену им давали новые имена. Т. е. когда мы пытаемся выяснить, как звали пленных, нам говорят — Абдула, Файзулла и т.д. Тупик.

Периодически в СМИ появляются публикации об узбеке, который якобы был пленником Бадабера и очевидцем восстания, — Носиржоне Рустамове. Но факт таков: в этом конкретном месте его не было. Хотя он и в документальных фильмах снимался. Причем в одном из фильмов он рассказывает, как во время восстания где-то на крыше с пулеметом стоял. Но его там не было, он находился неподалеку от лагеря, его в яме держали. Уже после его вместе с другими пленными выгнали разбирать завалы и закапывать останки погибших в лагере.

Я знаком с одним из командиров отрядов, который был там после взрыва. Он говорит: «Понимаешь, если сильно постараться, хотя это очень сложно — война, власти по-прежнему нет — мы найдем то место, где закапывали пленных. Там десятки человек лежат. Если вы их ДНК определять собираетесь, как вы себе это представляете? — тела после взрыва — это тысячи костных фрагментов».

Поэтому боюсь, что Бадабер — это одна из тех страниц истории, правда о которой не будет известна.

ЗР: Имел ли место приказ, отданный после инцидента полевыми командирами, предписывающий моджахедам не брать в плен советских бойцов, а уничтожать их на месте?

А.Л.: Даже если такие слова были кем-то из командиров сказаны, это не совсем соответствует действительности. У моджахедов не было какого-то единого фронта, группировки и между собой воевали, поэтому у каждой из 6-8 основных воюющих бандформирований была своя позиция.

Например, Ахмад Шах Масуд запрещал расстреливать. Он жестоко наказывал, если просто так брали и расстреливали пленных. А вот группировка Саяфа — те в основном расстреливали.

З.Р.: Как вообще советское и афганское командование работало по линии вызволения пленных?

А.Л.: Ситуация неоднозначная. В большинстве случаев все решалось не на уровне больших генералов и прочее, а на уровне конкретных подразделений. Ходили в кишлаки, спрашивали, мол, давайте, узнайте о пленных. Афганистан — удивительная страна, там даже при отсутствии мобильной связи — сегодня сказали в Кабуле, а завтра в Джелалабаде об этом знают. Поэтому вот так и договаривались.

Меняли пленных на пленных, на продукты или, как сейчас ребята рассказывают, даже оружие за своих отдавали.

Работа активная велась. Таким способом десятки или даже сотни человек из плена вытащили. Или хотя бы тела убитых забирали.

Контрразведка, конечно, тоже работала. У меня есть знакомый, он два или три ордена получил именно за вызволение наших ребят.

С афганской стороны речь шла уже о личной заинтересованности в конкретном пленнике. Нужно также понимать, что у мусульман иное отношение к смерти, чем у нас.

З.Р.: Сколько советских военнослужащих осталось в плену на момент вывода войск из Афганистана?

А.Л.: Учет был жесткий, по каждому факту пропажи солдат заводилось уголовное дело. По данным Минобороны, на момент вывода войск в списках значилось около 400 человек. Потом начали уточнять, согласовывать в КГБ, в МИДе, и пришли к выводу, что на тот момент их оставалось около 300.

З.Р.: Делалось ли что-то в 1990-е годы для их вызволения?

А.Л.: К сожалению, у нас по закону государство не ведет поиск пропавших без вести. Фактически все эти годы единственная организация, которая неустанно вела поиск по Афганистану, это комитет по делам воинов-интернационалистов. Комитет находится на самофинансировании, т. е. никаких бюджетных денег мы никогда не получали, и эта работа велась благодаря личности председателя — до прошлого года он был единственный, неизменный — Руслан Султанович Аушев. Человек известный, генерал, герой Советского Союза. Все эти годы Аушев находил деньги, чтобы содержать комитет, организовывать экспедиции в Афганистан. Менялись люди, но нацеленность была одна — надо искать, искать и искать.

За эти годы наш комитет нашел 30 человек живыми: 22 вернулись домой, семеро остались в Афганистане, а одного мы нашли в Западной Европе.

З.Р.: Как ведутся поиски? Помогает ли афганская сторона?

Метод работы один — работать с людьми на месте, а иначе никак. Власти в Афганистане не было, нет, и не предвидится, поэтому перед тем, как приступить к работе, выясняешь, кто же в каждом отдельном районе поисков главный. В абсолютном большинстве случаев, это не местная власть — это или мулла, или старейшина, или командир крупного отряда. Сначала узнаем, кто главный, а потом с ним договариваемся, чтобы разрешил раскопки вести и т. д. Иначе ничего не получится — тебе просто не дадут работать.

Большая проблема в том, что афганцы, как я упоминал, не знают настоящих имен наших военнослужащих. Столько раз мы находили следы, и только путем сложного анализа — по времени пропажи солдата, по месту — мы могли определить, кого же мы нашли.

Сейчас установление имен, распознавание останков ведется современными методами — это экспертиза ДНК. Мы создали базу данных генетических материалов и примерно 80% генетических материалов родственников солдат — комитет по всему бывшему СССР работает — мы заложили в эту базу. По этим материалам за последние годы мы троих солдат опознали. Одного в Питере похоронили, еще двоих в Казахстане. Мы, к сожалению, поздно спохватились, потому что для опознания нужны кровные родственники, а многих уже нет в живых.

Афганская сторона помогает в поисках, и это поначалу было настолько для меня удивительно, даже шокирующе.

Ведь суть поисков в том, что нужно найти людей, которые были свидетелями. Нужны те, которые брали в плен, которые расстреливали. Только они могут что-то показать и рассказать.

Абсолютное большинство готово с нами сотрудничать. У них ностальгия.

Сейчас, когда на их территории войска НАТО, им есть, с чем сравнивать.

Приведу слова Фатимы Гайлани, женщины очень образованной, из знатного рода, она говорит: «Понимаете, прошло достаточно много лет, теперь я могу сравнить и сделать вывод, кто хотел и хочет добра моему народу, а кто нет». Хотя в те годы воевали против нас все, вся ее семья. Она сама собирала деньги, закупала оружие. Неграмотные люди говорят примерно то же самое.

З.Р.: Как работают военные НАТО по линии вызволения пленных?

А.Л.: Они сразу торгуются с афганцами и за большие суммы денег своих солдат вытаскивают. У них эти вопросы решаются на государственном уровне, этим занимается целая структура в вооруженных силах. Есть поисковые отделы, на Гавайских островах расположен огромный центр генетики.

Уровень обеспечения — несопоставим: у нас это любительство, а у них — огромная структура с государственным бюджетом.

Александр Владимирович Лаврентьев — кандидат политических наук, поисковик, заместитель председателя комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников СНГ. За семь лет работы в комитете совершил более двух десятков поисковых экспедиций в Афганистан.