ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе "Шарль де Голль". Полное водоизмещение корабля - 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа "Триумфан", всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.


"Триумфаны" несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа "Рюби". Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.

5. Великобритания

Некогда Великобритания носила гордое звание "Владычица морей", флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.

HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com


Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа "Куин Элизабет", находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей .


Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок - по 16 на каждую. Теоретически же каждый "Вэнгард" может нести до 64 ракет, но это неэкономно.


Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа "Дэринг", подводные лодки типа "Трафальгар" и новейшие типа "Эстьют".

4. Китай

Китайский флот - один из самых многочисленных, в его составе - 495 кораблей различных классов. Самое большое судно - авианосец "Ляонин" водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).


Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы - атомные подводные лодки проекта 094 "Цзинь". Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.


Много и "свежих" кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа "Ланьчжоу", типа "Современный" и фрегаты типа "Цзянкай".

3. Япония

В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа "Хьюга" и два типа "Сиранэ"), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа "Атаго" могут похвастаться крейсерским водоизмещением - 10 тыс. тонн.


Но это не самые крупные корабли - в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа "Идзумо", еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на "Идзумо" могут базироваться истребители F-35B.


Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа "Сорю", одиннадцать типа "Оясио" и одну "Харусио".


Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля . Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.

2. Россия

Российский флот насчитывает 280 кораблей . Самые грозные - тяжелые крейсеры проекта 1144 "Орлан" водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.

Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".

1. США

ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей , в том числе 10 авианосцев типа "Нимиц", такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.


Вскоре дополнить "Нимицы" должны еще более совершенные корабли - авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" водоизмещением более 100 000 тонн.

Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.


Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа "Лос-Анджелес". Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.


Военные корабли и их предки, покоящиеся на дне, являются могущественными символами прошлых, настоящих и будущих конфликтов. Предлагаем познакомиться с самыми крупными военно-морскими флотами государств, которые сегодня чувствуют необходимость превосходства в силе на воде.

15. Королевский флот Нидерландов: 116 308 тонн


Самый могущественный флот 17 века принадлежал Голландии. Сегодня её флот выполняет миротворческие задачи от имени НАТО и может гордиться 23 кораблями. Противовоздушные фрегаты класса “De Zeven Provinciёn” стоимостью 800 миллионов долларов и транспортные корабли класса “Karel Doorman” стоимостью 400 миллионов долларов входят в состав голландского флота.

14. Военно-морской флот Индонезии: 142 094 тонн


В отличие от флота Нидерландов, индонезийский ВМФ состоит из 150 кораблей по данным 2009 года. На сегодня это самый многочисленный флот Юго-восточной Азии. На службе находятся торпедные подводные лодки современного класса “Chang Bogo”, катера и корветы. Кроме этого, Индонезия гордится своими фрегатами.

13. Турецкий военно-морской флот: 148 448 тонн


Турецкий морской флот гордится своей славной историей, которая началась в период существования Османской империи. Последний раз он проявил себя во время войны за независимость в 1920 году. В то время на службе флота находились линейные крейсеры и миноносцы, которые сейчас уже давно списаны. Фрегаты, патрульные катера и тральщики составляют основу современного флота Турции. Кроме этого, Турция обладает 14 подводными лодками.

12. Испанский военно-морской флот: 148 607 тонн


Флот, который привел Колумба к берегам Америки и совершивший в свое время кругосветное путешествие, сегодня насчитывает 42 корабля, включая, транспортные судна, десантные корабли, противолодочные корабли. Современные десантные корабли класса, например, “Juan Carlos I” , названный в честь короля Испании, стоят 600 миллиардов долларов и считаются самыми тяжелыми и мощными суднами в мире.

11. Военно-морской флот Республики Китай (Тайвань): 168 662 тонн


ССозданный в 1924 году флот Тайваня предназначался в основном для противостояния вторжению китайцев. Поэтому на их вооружении находятся фрегаты класса “Tian Dan” с современными противолодочными, противовоздушными торпедными системами и радарами. Всего насчитывается 50 кораблей.

10. Военно-морской флот Бразилии: 172 190 тонн


Самый могущественный флот Южной Америки принимал активное участие в Парагвайской войне в 19 веке, подводные лодки патрулировали океан во время двух мировых войн, также флот принимал участие в операции «Лобстер» в 1962 году. На снимке фрегат “Bosisio”, который открывает огонь по беспилотному кораблю во время учений с военно-морским флотом США. Но в сравнении с флагманом и авианосцем “NAe Sao Paulo” водоизмещением 32 800 тонн фрегат выглядит изящным.

9. Военно-морской флот Италии: 184 744 тонн


Реформированный после второй мировой войны итальянский военно-морской флот сегодня насчитывает 63 военных судна по данным августа текущего года, включая, флагманский авианосец “Cavour” (550) водоизмещением 27 000 тонн, торпедные фрегаты класса “Bergamini” и “Maestrale”, современные противовоздушные эсминцы класса “Horizon”, которые находятся и на вооружении Франции.

8. Военно-морской флот республики Корея: 195 910 тонн


Как и её северный сосед, Корея претендует на 1/3 всех спорных островов в Южно-китайском море. Сегодня военно-морской флот Кореи насчитывает 80 кораблей, включая подводные лодки класса “Son Wonil” и 20 новых фрегатов класса “Incheon” стоимостью 230 миллионов долларов и построенные компанией Hyundai.

7. Военно-морской флот Франции: 321 85 тонн


На фотографии подводные лодки класса “Rubis Amethyste” на рейде. Франция может гордиться подводным крейсером стратегического назначения класса “Triomphant”, флагманским авианосцем “R91 Charles de Gaulle” водоизмещением 37000 тонн, рядом современных фрегатов, миноносцев, амфибий и других суден.

6. Королевский флот Великобритании: 345 400 тонн


Ни одно государство в мире не имеет на вооружение такой прославленный в веках флот, как Великобритания. Со времен Второй мировой войны он считается одним из самых могущественных в мире. Во время Холодной войны на службе флота появились противолодочные корабли для противостояния Советскому Союзу. Сегодня флот оснащен суднами различного типа и класса, включая амфибию класса “Albion”, подводный крейсер класса “Vanguard”, эсминцы класса “Type 45” стоимостью 1,7 миллиардов долларов за единицу.

5. Военно-морской флот Индии: 381 375 тонн


Индийский флот с индонезийским имеют одну общую особенность – корабли с малым водоизмещением. На вооружении индийского флота находятся авианосцы класса «Киев» водоизмещением 45 400 тонн. Подводный флот Индии еще недостаточно развит, хотя за последние десятилетия были сделаны обновления арсенала.

4. Военно-морские силы Японии: 405 800 тонн


С количеством около 100 суден военно-морской флот Японии считается вторым по величине относительно наличия эсминцев, включая 10000-тонные класса “Atago” и вертолетоносец класса “Izumo” водоизмещением 27 000 тонн. Согласно требованию, выдвинутому к Японии, как союзнику Германии, сразу после Второй мировой войны, государство имеет право только на противолодочные подводные лодки и тральщики.

3. Военно-морской флот Китайской народной республики: 896 445 тонн


Китай решил превзойти всех если не качеством, то количеством. Из 377 кораблей, а это самый большой флот в мире, большинство было построено в период существования СССР. Китайский флот гордится своими кораблями отечественного производства, включая, авианосцы, эсминцы и подводные лодки. Кроме этого, в прошлом году Китай построил 15 корветов, маленьких быстрых боевых суден.

2. Военно-морской флот России: 927 120 тонн


Хотя официально началом военно-морского флота России принято считать 1991 год, государство получило в наследство могущественный флот Советского Союза. Самому современному российскому эсминцу класса «Современный» 20 лет, а самому старому представителю 50 лет. Подводный флот России представляют лодки «Дельта III», 1970-х годов, атомоход «Борей». Кроме этого, на вооружении находятся 20 дизель-электрических лодок класса Kilo и многие еще строятся с целью заменить устаревшие модели. Правительство запланировало обновление арсенала флота.

1. Военно-морской флот США: 3 378 758 тонн


Если посмотреть каталоги военно-морского флота США, то поразит классность и мощь боевых кораблей. На вооружении флота находятся 270 суден, самое старое 1970 года выпуска. Государство не лишено финансовых возможностей и естественно модернизация вооруженных сил имеет одну из первостепенных целей. Хотя по количеству США отстают от Северной Кореи.

Сможет ли российский флот бросить вызов НАТО?

Российский военно-морской флот бросит вызов НАТОвским кораблям. На его вооружение должны поступить новейшие авианосцы. Однако пока возможностей для перевооружения нашего флота нет. Состояние нашей "оборонки" таково, что мы зачастую не можем выполнить даже единичные иностранные заказы. В силу начавшейся гонки за ресурсы Арктики и возможного обострения обстановки в других районах мира ситуацию нужно срочно исправлять.

Российский военно-морской флот бросит вызов НАТОвским кораблям. Это следует из озвученных 4 апреля планов развития ВМФ России его главкомом адмиралом Владимиром Высоцким до 2050 года. К этому времени в состав нашего флота должны быть введены в строй 5-6 современных авианосцев.

Имеет ли смысл усиление нашей морской группировки? Имеет, ведь сам главком жаловался на то, что в наших территориальных водах без спроса "пасутся" корабли многих иностранных держав, начиная от американцев и кончая шведами, которые ведут разведывательную деятельность у наших берегов.

Однако дело даже не в этом. В 2007 г. разгорелись нешуточные страсти относительно того, кому достанутся богатства Арктики и северо-западной части Тихого океана. Разумеется, никто просто так уступать сотни миллиардов долларов, покоящихся "на дне", не желает. Даже Дания "засучила рукава" и встала в позу, стремясь доказать, что хребет Ломоносова является частью еe шельфа. Что уж говорить про куда более крупных во всех отношениях Канаду и США.

И, как показывает мировая практика, прав в таких спорах "не тот, кто прав, а у кого больше прав". И под этими правами, несмотря на миротворческие заявления, все подразумевают "грубую" военную силу. В данном случае, чтобы отстаивать свою правоту при разработке нефтяных, газовых и прочих богатств Арктического бассейна, ставших доступными для разработки в результате глобального потепления, нам надо держать в Северном Ледовитом океане мощный военный флот.

Однако возникает вопрос: нужно ли нам такое количество авианосцев? В своем интервью "Правде.Ру" эксперт ВМФ, капитан первого р анга, пожелавший остаться неизвестным, заявил: "Авианосцы нам нужны, если мы заявляем о себе как о серьезной державе. Они придают устойчивость политике в любой точке мира и в любом политическом споре. У тех же американцев - обидели где-то гражданина США - и в дело вступает авианосная армада и вопрос решается за короткие часы. С воздушными ли ударами или без них, с десантом морской пехоты или без него - но решается. Или недавний пример, когда сомалийские пираты захватили наш корабль. В этом случае всe можно было бы решить в свою пользу и поднять авторитет на мировой арене".

Правда, тут существует много спорных моментов. Наше руководство в последнее время отличали громкие слова и отсутствие реальных дел. Казалось бы, почему не использовать против захвативших у берегов Сомали пиратов российское судно вышедшую на учения эскадру и заодно продемонстрировать всему миру свою силу на практике? Однако под победные фанфары она взбудоражила Европу и торжественно вернулась домой, а захваченный корабль пришлось выкупать.

Сторонники "авианосного" развития российского военно-морского флота апеллируют тем, что даже в таких странах как Аргентина, Бразилия и Индия имеются или будут иметься свои авианосцы. Однако значит ли это, что мы должны слепо копировать военные заказы других стран? Ведь обладание авианосцами - слишком большая роскошь даже для очень богатого государства. Так, стоимость одного современного авианесущего корабля оценивается в среднем в два миллиарда долларов. И не станет ли этот проект тем "камнем", который "утопит" нашу экономику, как это было в советское время с той же ПРО? С другой стороны, авианосцы могут "съесть" бюджетные деньги, которые могли бы пойти на нужды тех же ракетных войск стратегического назначения и ПВО, роль которых в обороноспособности нашей страны год от года повышается.

Исходя из имеющихся сегодня задач нашего флота - обороны морских границ и контроля над арктическим бассейном, авианосцы просто не нужны, для этого нам хватит ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. В п ервую очередь корабли этого класса используются теми же США для ведения агрессивной политики в отдаленных уголках мира. Кому собираемся угрожать мы? Ведь наша военная доктрина не предусматривает ведение агрессивной политики, какую ведут США.

Разумеется, для решения "дальних задач", которые могут возникнуть в будущем, авианосцы нужны. Например, чтобы урвать кусок "пирога" при грядущем дележе богатств Антарктиды. Но в том ли количестве, какое назвал Высоцкий? Например, для оказания "помощи дружественному государству" вполне хватит по одному авианосцу на Северном и Тихоокеанском флотах. О других, зажатых в балтийской и черноморской "бутылках", говорить не приходится. Во-первых, они вряд ли смогут добраться до цели в случае конфликта и в силу географического положения будут изначально уязвимы для удара.

Самое интересное, что к 2050 г. из-за эволюции вооруженных сил и идущего семимильными шагами научно-технического прогресса надобность в такого вида кораблях скорее всего вообще отпадет в условиях бурного развития ракетного оружия и дальней авиации. Однако это еще далеко не вся проблема. В России просто не осталось верфей для строительства кораблей большого водоизмещения. В советское время они располагались на Украине. Однако со времени распада СССР для реконструкции имеющихся и строительства новых стапелей ничего сделано не было, хотя потребность в них, как показывает практика, возникла не сегодня.

Показательна в этом отношении судьба контракта с индийской стороной по строительству атомной подводной лодки и модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". И хотя в последнем случае речь идет лишь об усовершенствовании, а не о строительстве, Москва сильно затянула выполнение обоих контрактов. При этом стоимость контракта по одной только модернизации авианесущего крейсера для индусов перевалит за два миллиарда долларов, что превышает мировые расценки на строительство более затратного авианосца. И подобные факты должны стать предметом самого пристального расследования со стороны соответствующих ор ганов. Иначе стоимость строительства авианосцев для отечественного флота может просто разорить наш бюджет.

И не попадем ли мы в ловушку, если пойдем по пути развития, фактически с нуля, авианосных сил? Ведь с одной стороны, за американцами, имеющими 12 ударных авианосцев и столько же вспомогательных, не угонишься. Если же приплюсовать к этому авианесущие корабли других стран НАТО, то даже в лучшем случае, если у нас будет шесть своих кораблей подобного класса, превосходство противника будет в разы.

И вместо того, чтобы ввязываться в ненужную, затратную и разорительную для нас гонку вооружений по всем направлениям сразу, нам стоило бы сконцентрироваться на развитии подводных ракетоносцев и их вооружении, а также на разработке средств поражения авианосцев противника, включая крылатые и противокорабельные ракеты. А проблемы здесь существуют и довольно большие. Российские адмиралы торжественно рапортуют о спуске на воду новейших атомных субмарин типа "Борей", однако те до сих пор не имеют своего главного оружия - баллистических ракет морского базирования. Предназначавшаяся для них "Булава-М", к сожалению, еще слишком "сырая".

Это доказывают проведенные учения: из семи запусков удачными являются только два и пока грозный "Борей" беспомощно болтается у причала. Между тем, в ближайшее время на воду будут спущены два других атомных крейсера этого класса, которые постигнет судьба первенца "Юрия Долгорукого". И возможно, эта картина будет наблюдаться до 2012 г., когда доведенные до ума "Булавы" будут загружены на эти ракетоносцы. Именно эту дату называл ранее начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. И потому все силы сегодня должны быть брошены на устранение этой несуразности, из-за которой мы лишены возможности задействовать готовые новинки нашего подводного флота.

И один факт постоянного присутствия в Мировом океане современных атомных субмарин, постоянно меняющих свое положение и способных превратить города вероятного противника в груду радиоактивных развалин, как раз и будет сдерживающи м фактором, который не позволит внешним силам диктовать нам свою волю.

Всe это вместе взятое поднимает одну большую проблему: состояния до сих пор еле сводящего концы с концами ВПК. Без качественного обновления нашей "оборонки" мы не в состоянии не только обновить свой флот, но и даже справиться с выполнением единичных зарубежных контрактов. А они все еще дают нам многомиллиардную прибыль.

Но с другой стороны, этим проблема не исчерпывается: чтобы поднять "оборонку" и вдохнуть в нее новую жизнь, нам необходимо подготовить для неe квалифицированные рабочие и инженерные кадры. Сделать это можно только одним способом: как минимум троекратным увеличением зарплаты. В противном случае, все амбициозные проекты по увеличению флотской мощи станут пустым фанфаронством. А без этого выиграть гонку за арктические ресурсы невозможно.

США увеличивает свое присутствие в Черном море. В частности, 17 февраля в эту акваторию вошел американский авианосец Carney. По словам представителей американского военного ведомства, на которые ссылается CNN , наращивание количества военных судов в черноморских водах США проводят для того, чтобы «уменьшить чувствительность Москвы к активности американских военных сил в регионе».

Это, конечно очень странный метод «понижения чувствительности», и, скорее, данный ход принесет прямо противоположный результат, тем более, что «замглавы комитета Госдумы по обороне и безопасности Юрий Швыткин уже заявил, что прибытие второго эсминца ВМС США в Черное море является провокацией».

Тем не менее, в морском министерстве и в Вашингтоне в целом, считают, что подобное увеличение военного контингента впредь будет восприниматься Россией как некая «норма». И более того, столь близкое присутствие военных флотов двух держав позволит «выработать более четкую стратегию взаимного поведения».

Все эти разговоры о «снижении чувствительности» и «выработке привычки» к американскому военному присутствию ведутся уже довольно давно. Еще в начале сентября 2016 года разведка Минобороны США , что Россия должна привыкнуть к самолетам-разведчикам у своих границ. Мы, правда, тогда «привыкать» не стали, и в итоге российский истребитель Су-27 перехватил самолеты-разведчики ВМС США Р-8.

Применительно к нынешним морским маневрам США, что чуть ранее Carney в черноморской акватории показался ракетный эсминец USS Ross. Он уже как-то пытался совершать маневры недалеко от российских морских границ в Черном море. Тогда, в 2015 году ему навстречу были подняты Су-24, и после уже российских воздушных маневров, американское судно спешно отошло в глубину нейтральных вод.

Совершенно очевидно, что такое наращивание военных сил в регионе со стороны США никоим образом Россию не успокоит Тем более что некоторые из этих кораблей, принимали участие в том числе и в «ошибочных» обстрелах Сирии. С другой стороны, вот именно поэтому такие бюджеты и идут на российскую оборону. На сегодняшний день, в акватории Крыма необходим максимально надежный оборонный морской щит и Россия его там установила. И, судя по активности США, наша страна в ответ будет только наращивать там свое военное присутствие. Ну, тоже, для «успокоения и умиротворения» западных «партнеров». И для всестороннего и уникального взаимодействия тоже, конечно же

Странно, кстати, что, когда наша авиация «отпугивает» или перехватывает корабли и беспилотники США из Пентагона раздаётся возмущенный хор по поводу того, что это «неспортивно», и вообще американцы «ничего такого не имели в виду».

В принципе, у нашей страны есть и богатый исторический опыт «плотного взаимодействия» с американскими кораблями на Черном море. К примеру, в восьмидесятых годах прошлого века, а точнее в 1988 году 6 американских военных кораблей нарушили морские границы СССР все в том же Черном море и были незамедлительно окружены и вытеснены с территории. В ходе этого противостояния одно из американских судов вообще было протаранено . К счастью, тогда обошлось без жертв со стороны экипажей, но один из крейсеров США получил весьма существенные повреждения.

В общем, у Черноморского флот богатые традиции общения с американскими коллегами из флота 6-го. Потому, в общем, понятно, что никакого теплого приема суда ВИС США у берегов Крыма и у границ российской акватории не ждёт.

С другой стороны, важен тут и политический аспект всего происходящего. А точнее, очень просто вопрос и очевидный на него ответ: а что было бы, если бы Крым был «не наш»? Вот это всё американское «великолепие» плавало бы уже совсем впритык к российским границам, и, есть мнение, что как раз с черноморских морских баз.

Кстати, за такую ясность позиции и намерений Пентагону большое спасибо. Теперь даже самые скептически настроенные по отношению к «потенциальной американской агрессии» россияне видят всё просто замечательно, и делают вполне очевидные выводы.

Что же до вещей более приземленных, то, как и говорилось выше наращивание мощи и обеспечение новейшими кораблями с новейшим вооружением Черноморского флота РФ идет в дежурном, потоковом режиме. И нынешних сил ЧФ РФ для обороны этого участка границы страны достаточно. Даже при наращивании «успокоительной мощи» американцами.

Наконец-то окончательно проясняется замысел широкой подготовки мирового общественного мнения к саммиту НАТО в Варшаве 8-9 июля. Из разрозненных пропагандистских кубиков складывается цельная картина дальнейшего продвижения западного военного блока на восток: предстоящий саммит утвердит планы создания черноморской военно-морской флотилии НАТО. И делается это спешно – флотилия должна появиться уже к июлю сего года. Как говорят в Одессе, «картина маслом»!

Ранее с идеей создания такой флотилии выступал румынский президент Клаус Йоханнис, стремящийся, видимо, оставить свой след в истории. Черноморская военно-морская группировка альянса, по его мнению, должна состоять из военных кораблей Германии, Италии, Турции и США. Сейчас корабли стран НАТО заходят в акваторию Черного моря, но делают это только на время учений.

Пока неясно, какую конфигурацию обретёт новая флотилия. Возможно, в нее войдут не только ВМС названных стран, но и корабли Румынии, Болгарии, Украины, Грузии. Ведь в конце концов надувные резиновые катера, которые США уже подарили Украине, могут составить и гордость ВМС Грузии.

Одно международно-правовое препятствие к осуществлению этих планов существует. Согласно Конвенции о режиме Черноморских проливов 1936 года, известной как Конвенция Монтрё, военные корабли США, Германии, Италии и других неприбрежных государств не могут находиться в Черном море дольше 21 дня. Однако, учитывая то состояние международного права, в котором оно находится сегодня, всё это решаемые проблемы. Главное в другом: каков практический смысл в постоянном присутствии флотилии НАТО в Черном море?

Здесь можно вспомнить, что ещё немногим более двух лет назад в Вашингтоне и Брюсселе рассматривались планы превращения Севастополя в военно-морскую базу НАТО. Хотя, если быть точным, это не база в обычном понимании слова. В Севастополе веками создавался оборонительный район, распространявшийся и на прилежащее побережье, и вглубь территории полуострова. После возвращения Крыма в состав Российской Федерации здесь были обновлены и модернизированы замкнутые в один комплекс разведывательные и боевые системы, способные контролировать и подавлять противника по всей черноморской акватории и в воздушном пространстве над ней.

Не было для генералов в штаб-квартире НАТО большего удара, чем расставание с иллюзиями о том, что Севастополь уже находится у них в кармане. Как сладко было представлять стоящую на рейде Севастополя авианосную группировку США! Какими волшебными были мечты о «проекции силы» на территорию России вплоть до ее глубинных районов! Как завораживала картина настильного полета гиперзвуковых крылатых ракет над среднерусской равниной вплоть до пусковых шахт в Саратовской и Ивановской областях! И вот в одночасье эти иллюзии рухнули, разлетелись в прах. Как тут не сорваться на крик, как не обвинить Москву в агрессии и не начать готовить «стратегический ответ»!

И вот первые контуры «стратегического ответа» НАТО проявились. Конечно, об авианосной группировке пока мечтать рано, но лиха беда начало. Пусть пока в Черном море хотя бы потешная флотилия поплавает. В сравнении с мощью севастопольской базы натовская флотилия на самом деле выглядит потешной. Ни американские фрегаты, ни румынские корветы, ни немецкие дизельные подлодки, ни даже украинский «Гетман Сагайдачный» в сопровождении надувных катеров Севастополю не страшны. Но это только пока. Сейчас речь идёт об обозначении военного присутствия. Затем надо будет ещё поработать с мировой общественностью, «подправить» Конвенцию Монтрё (или открыто на нее наплевать), пробить в демократических парламентах очень дорогое финансирование постоянной дислокации больших кораблей и только потом двинуть армаду в направлении... Одессы.

Порт приписки новой натовской военно-морской махины уже известен. Не за горами его обустройство.

Вот тогда всё станет серьёзно. Настолько серьезно, что все суждения о новой холодной войне из разряда предположительных перейдут в разряд остро актуальных.

А у президента Порошенко появится совсем другое тыловое обеспечение. Конечно, если он к тому времени останется на своем посту, а «Гетман Сагайдачный» окончательно не утратит плавучесть. Поэтому украинский президент очень ждет июльского саммита НАТО и очень ему радуется. Этот саммит и вправду может окончательно стереть остаточные следы всех попыток «разрядки», «перезагрузки» и т.п., вернув мир к эпохе бескомпромиссного взаимного устрашения.