И я вам это сейчас докажу.

Вообще, доказать это можно сразу несколькими путями. Даже не знаю, с какого начать. Все такое вкусное, как говорится...

Начнем с официальной части.

Что такое война в Донбассе?

Война в Донбассе - это та самая антитеррористическая операция, которую объявил Киев с целью - цитирую указ № 405/2014, подписанный и.о. президента А.Турчиновым 13 апреля 2014 года - "сохранения территориальной целостности Украины".

А войной эта операция стала потому, что Киев по сумме разных причин не смог и/или не счел целесообразным проводить АТО силами спецподразделений МВД и СБУ, а привлек к операции вооруженные силы, применил артиллерию, танки, авиацию и другие тяжелые вооружения.


Если бы Киев проводил АТО силами МВД и СБУ, это можно было бы считать спецоперацией, а не войной. Но поскольку к АТО были привлечены вооруженные силы с танками, артиллерией и авиацией, причем на раннем этапе конфликта, то между АТО и войной следует поставить жирный знак равно.

Таким образом, началом войны, вернее датой вступления Киева в войну следует считать дату объявления АТО.

И эта дата - 14 апреля 2014 года - день, когда на сайте президента Украины был размещён текст указа № 405/2014 о начале антитеррористической операции на востоке страны.

Сам же указ был подписан 13 апреля, но вступил в силу он в день опубликования на сайте президента, то есть 14-го.

Однако здесь нужно рассмотреть еще один вопрос: что было до того?

Была ли дата 14 апреля 2014 года самой первой в вооруженном конфликте или война началась еще раньше, какой-нибудь другой стороной?

Что было до 14 апреля 2014 года в Донбассе? Была ли там война еще до того как Киев в лице и.о. президента Александра Турчинова объявил АТО, ставшую впоследствии войной?

12 апреля город Славянск перешел под контроль ополчения Донбасса. В городе появились вооруженные люди, которыми командовал, как выяснилось в дальнейшем, Игорь Стрелков.

То, что вооруженный отряд представлял именно ополчение Донбасса, следует из слов мэра города Нели Штепа, которая заявила, что вооружённые люди представляют собой "ополчение Донбасса", выступают за референдум и она многих из них знает лично.

12 апреля боевых действий в Славянске не было, город был занят без боя, в рамках установления контроля над территорией провозглашенной Донецкой народной республики.

Собственно это не был акт войны, это был акт сепаратизма. Сторонники независимости ДНР объявили о создании республики на своей территории и принялись устанавливать контроль над ней.

Да, это сепаратизм. Но это не война. И до тех пор, пока сепаратисты действуют на своей территории, не начиная масштабных боевых действий, это не война.

И тот факт, что сепаратисты ходят по своей территории с оружием - не означает, что началась война. Так же, как не означает начало войны перемещение по территории своей страны вооруженных отрядов милиции, спецназа или даже регулярных войск.

Война - это столкновение вооруженных формирований.

Столкновения вооруженных формирований ДНР и украинских подразделений в Славянске 12 апреля не было.

И присутствие гражданина России Игоря Стрелкова на территории Донбасса тоже не является актом войны, даже если Стрелков был командиром вооруженного подразделения. Дело в том, что Игорь Стрелков взял под командование подразделение ДНР, а не перешел границу в составе подразделения, сформированного в России по приказу российских властей. Во всяком случае никем не доказано, что группа Стрелкова была сформирована в России по приказу Кремля. Если это будет доказано - тогда другой разговор. Но пока подобных доказательств нет. А участие иностранных граждан в вооруженных формированиях той или иной республики, даже если она непризнанная - это еще не акт войны.

Повторюсь: акт войны - это либо столкновение вооруженных формирований сторон, либо целенаправленное нарушение государственной границы вооруженным формированием иностранного государства.

А группа Стрелкова - не была российским вооруженным формированием. Это было вооруженное формирование ДНР. Сформированное на территории ДНР. И вооруженное на территории ДНР. И подчиняющееся ДНР.

Таким образом, 12 апреля в Славянске войны еще не было. Была установка контроля над городом со стороны самопровозглашенной Донецкой народной республики. Над своим городом. И это был акт сепаратизма, но не война.

Тогда на въезде в город возникла перестрелка то ли с группой СБУ, то ли с бойцами Правого сектора.

Однако здесь важен следующий момент: попавшая под обстрел группа ехала в Славянск, а не являлась местным подразделением. Если это была группа СБУ, значит она действовала в рамках объявленной АТО, указ о которой на тот момент уже был подписан. Если же это были бойцы Правого сектора, то они сами не являлись на тот момент законным формированием.

Напомню, что война - это столкновение вооруженных формирований. А если мы не знаем достоверно, какие формирования 13 апреля попали под обстрел и при каких обстоятельствах, то это еще не война, это просто инцидент с применением огнестрельного оружия.

Итого: ничего кроме инцидента с одним или двумя погибшими и факта присутствия гражданина России Игоря Стрелкова, до 14 апреля на территории Славянска не зафиксировано. В Донецке и Луганске административные здания были заняты еще раньше, но это тоже не были акты войны, это были акты сепаратизма.

Таким образом, вооруженный конфликт (столкновение вооруженных формирований двух сторон) начался уже после объявления АТО и начался он в рамках АТО.

А это значит, что датой начала войны (или датой начала операции, превратившейся впоследствии в войну) следует считать 14 апреля. Во всяком случае формально.

И эту операцию, которая впоследствии превратится в войну, объявила именно украинская сторона. Киев в лице и.о. президента Украины Александра Турчинова. Указ № 405/2014 от 13 апреля 2014 года.

Теперь другой вопрос:

Кто в этой войне является сторонами конфликта?

С одной стороной все ясно - это Киев (Украина). Со второй стороной в принципе тоже - это ДНР и ЛНР, самопровозглашенные республики, иногда именуемые совместно как Новороссия.

Насчет участия в конфликте России - вопрос непростой. Явная поддержка ДНР и ЛНР с российской стороны началась в августе. Была ли поддержка ДНР и ЛНР в мае-июне - прямых доказательств нет. В апреле такой поддержки тем более не фиксировалось.

Во-первых, никто пока не смог доказать, что Игорь Стрелков действовал по приказу Креиля. Наоборот, есть масса фактов, указывающих на то, что Стрелков прибыл в Донбасс по частному приглашению своих старых знакомых (Бородай, Губарев).

Во-вторых, если бы Россия решила поддержать ДНР и ЛНР, тогда очень странно, что отправлена была только группа Стрелкова. Непохоже на Россию. Масштаб поддержки не тот.

Что бывает, когда Россия вступает в конфликт - мы знаем по событиям 08.08.08 в Южной Осетии и по истории с Крымом. Россия вступает и добивается поставленных задач в короткий срок. Ничего подобного в Донбассе не произошло.

Единственное, что можно предъявить России в апреле 2014 года - то, что она не уследила за своим гражданином Игорем Стрелковым. Еще можно приписать России провокацию. Но это если очень захотеть. Правда если приписывать России провокацию, тогда надо еще ответить на вопрос - а России это зачем?

И в любом случае, провокация либо отсутствие должного контроля за такими гражданами как Стрелков - это еще не война.

Вот про участие России в событиях августа 2014 - можно говорить вполне определенно. Участвовала. Но это было уже вступление в вооруженный конфликт, который к тому моменту шел не первый месяц.

Но в апреле 2014 года Россия не была прямым участником событий в Донбассе, строго говоря.

Косвенным инициатором, учитывая присоединения Крыма и речь президента - да, была. Но прямым участником войны на ранней стадии Россия не являлась.

Есть еще один участник конфликта - Вашингтон (США). Но Вашингтон действовал опосредованно, через Киев. Поэтому США тоже не являются прямым участником войны.

А это значит, что на ранней стадии в вооруженном столкновении приняли участие две стороны - ополчение ДНР/ЛНР и силы АТО Украины.

Именно среди этих двух сторон и нужно выяснять, кто начал вооруженный конфликт. И не нужно углубляться в персоналии и выяснять, как звали полевых командиров, отдававших приказы в первом бою - Стрелков, Моторола, Безлер, Мозговой или как-то еще.

Войны начинают не командиры передовых подразделений, они лишь выполняют приказ или служебное задание.

Войны начинают стороны конфликта.

Если вы не согласны с этим, тогда Вторую мировую начала не Германия, а какой-нибудь командир роты - первой, которая пересекла границу с Францией, Польшей или СССР.

Нет, войны начинают не полевые командиры. Войны начинают главнокомандующие, императоры, диктаторы, президенты в конце концов.

И с украинской стороны такой человек был - это Александр Турчинов, подписавший указ о начале АТО - антитеррористической операции, в ходе которой были применены войска и тяжелое вооружение, что и превратило операцию в войну.

А со стороны ДНР и ЛНР командующим стал Стрелков, но случилось это позже, когда украинская артиллерия уже обстреливала Славянск. И только 13 мая Стрелков издал приказ о начале КТО.

Получается, что и здесь, с точки зрения сторон конфликта, войну начала Украина. Руководство Украины объявило АТО раньше, чем ДНР и ЛНР объявили КТО.

И тяжелое вооружение было примнено с украинской стороны раньше, чем со стороны ДНР и ЛНР. И украинские войска выдвинулись из мест постоянной дислокации и прибыли в Донбасс для проведения АТО (то есть для войны), а не наоборот.

Вооруженные формирования ДНР и ЛНР по существу находились в местах своего формирования, в местах своей дислокации. Они не выдвигались на территорию Украины (в соответствии с декларацией о независимости ДНР и ЛНР они перестали являться частью Украины), это украинские войска выдвинулись в Донбасс.

ДНР и ЛНР не начинали войну, они просто объявили о своей независимости.

А войну начала Украина с целью ликвидировать ДНР и ЛНР и сохранить целостность государства.

Оправдано это было или нет - другой вопрос. Но войну начала именно Украина. Именно с целью сохранения целостности страны.

Точно так же, чеченскую войну начала Россия, а не чеченские боевики. Боевики устроили террор на территории Чечни, объявили о создании Ичкерии, а войну против них начала именно Россия - в тот момент, когда было принято такое решение в Москве и когда на территорию Чечни вошли войска.

А Украина начала войну против ДНР и ЛНР. Тоже приняв соответствующее решение и направив войска в зону АТО.

Если вы не согласны, что войну в Донбассе начала Украина - тогда получается, что чеченскую войну тоже начала не Россия, а тот чеченский боевик, который первым кого-то убил на территории Чечни.

Войны начинают не солдаты и не террористы, которые произвели первый выстрел. И даже не полевые командиры вроде Стрелкова, которые первыми со своим подразделением заняли те или иные позиции.

Войны начинает руководство вооруженных формирований конфликтующих государств, признанных или непризнанных.

Решение о начале АТО в Киеве было принято 13 апреля, решение о назначении Стрелкова командующим было принято в Донецке 13 мая, после подведения итогов референдума.

Формально Донбасс вступил в войну на месяц позже того как Киев объявил АТО.

Однако есть формальное, а есть фактическое начало войны.

Если считать началом войны первый выстрел, тогда первые выстрелы прозвучали задолго до появления Стрелкова в Славянске. Выстрелы были в Донецке, выстрелы были в Харькове. Выстрелы были на майдане. Выстрелы были даже в Крыму.

Кстати, мы же не говорим о начале войны Украины против России только потому, что какой-то снайпер убил в Крыму местного жителя после того, как Крым вошел в состав РФ.

Один выстрел - это еще не война.

В Южной Осетии перестрелки случались на протяжении многих лет. Но война началась 08.08.08 с применения грузинской стороной РСЗО Град по городу Цхинвал.

Отдельные перестрелки - это конфликт, возможно бандитизм, возможно терроризм, возможно провокации, но еще не война.

Война - это столкновение вооруженных формирований двух сторон. Это применение вооруженными формированиями тяжелого вооружения. Война - это когда в столкновение вовлечены существенные силы двух сторон, а не отдельные солдаты или малочисленные отряды.

Если два солдата стреляют друг в друга - это еще не война. Война - это когда в бой вступают батальоны и бригады. Когда применяются танки, артиллерия и авиация.

И с этой точки зрения войну тоже начала Украина. Ополчение (в том числе в Славянске) в апреле 2014 года просто не располагало сколько-нибудь существенным количеством тяжелых вооружений. Да и численность личного состава позволяла только сидеть в обороне и отстреливаться от украинских войск.

Поэтому и здесь получается, что войну начала украинская сторона.

Но есть и еще одна неотъемлемая часть войны - это цель.

Всякая война преследует ту или иную цель.

А какие цели у участников войны в Донбассе?

Цель украинской стороны - ликвидация ДНР и ЛНР как государственных образований, ликвидация ополчения, ликвидация сепаратизма, восстановление территориальной целостности страны.

Цель ДНР и ЛНР - защита провозглашенной независимости. Защита территории и населения, гражданских объектов. Защита прав населения, нарушения которых и спровоцировали движение за независимость.

Украина воюет за восстановление территории.
Донбасс воюет за независимость.

А что это означает?

Это означает, что нападающий в этой войне - именно Украина, по-другому просто не может быть. Донбассу не нужно нападать, Донбассу нужно защищаться.

Если Украина не будет нападать - не будет войны. Но тогда Донбасс останется независимым и вряд ли вернется в состав Украины в обозримом будущем. Цель не будет достигнута.

Если Донбасс не будет защищаться - ДНР и ЛНР исчезнут, ополчение будет ликвидировано, участники движения за независимость будут арестованы.

Донбассу не нужно нападать на Украину, у него нет такой задачи. Ему нужно чтобы Киев просто оставил провозглашенные республики в покое и позволил жить самостоятельно. Чтобы Киев строил свою республику, а Донецк и Луганск будут строить свои.

Нападать нужно именно Украине, иначе цель войны (АТО) не будет достигнута и Донбасс останется независимым.

Именно поэтому Украина нападает на Донбасс, а не наоборот.

Именно поэтому Украина начала войну против Донбасса, а не Донбасс против Украины.

И в тех ситуациях, когда регион провозглашает свою независимость, по-другому просто не может быть.

Ответ можно разделить на две части.

Первая - общая. Современная Украина является государством, которое отчаянно пытается быть мононациональным и унитарным. Проблема заключается в том, что оно является многонациональным. Украина, в своих даже нынешних границах обречена быть федерацией (назовите это как угодно - хоть "унитарным государством с автономными регионами"), но от этого самого украинское общество бегает как черт от ладана.

Парадоксальным образом на этот вопрос ответил комментатор Богдан Хапицкий. Почему "парадоксальным"? Потому что надо смотреть не то, что он пишет, а то, КАК он это пишет.

" .Местные элиты,защищая собственные интересы и активы в нужный момент смогли (и причем довольно легко) манипулировать населением этих районов (именно населением,не народом,хочу подчеркнуть) путем воздействия средствами массовой информации и просто наглым обманом"

Таким образом, нам демонстрируется, что в общем-то неглупый, наверное, человек не может даже предположить, что кто-то может иметь отличную от его (единственно правильной, угу) точку зрения. Если точка зрения есть - то это "быдло", которое оболванили вражеские телеканалы. Мнения у него нету и считаться с ним не надо. Такой подход украинское общество, его "западоориентированная" часть, проявляло как минимум трижды: в 2004-м ("Оранжевая революция") в 2013-2014-м ("Евромайдан") и в 2014-м ("Русская весна"/война на Донбассе).

И только в 2014-м украинское западноориентированное общество получило понятный ему ответ. Не через скучные и, видимо, сложные для западноориентированного украинца выборы и правовые процедуры, а через веселый и понятный мордобой с "Градами". И, самое смешное, если ЛДНР/ОРДиЛО таки реинтегрируются в Украину на праве автономий - они это всем окончательно докажут. Была ли оказана помощь и поддержка со стороны РФ? Скорее была. Означает ли это, что все неправда и население Донбасса спит и видит едину Украину? Нет не означает. Многие сепаратистские движения получали поддержку из-за рубежа. Достаточно вспомнить войну за Независимость США - есть вполне обоснованное мнение, что войну с англичанами выиграли Франция Испания и Голландия. Что не отменяет нелюбви североамериканских колонистов к метрополии.

Любые легальные цивилизованные средства конкуренции были скомпроментированы. Ну кому нужны выборы, когда можно с воплем "Пандугеть!" вывалиться на улицы, забросать полицию коктейлями Молотова и выгнать законно избранного президента к чёртовой бабушке?

Собственно где-то с Майдана Украина четким строевым шагом выдвинулась в направлении черной Африки, где выборы часто сопровождаются этническими чистками, а иностранные державы могут оказывать на политику страны неприлично большое влияние. Ну а Африка без войн невозможна. Такие дела (с) Хоть Порошенко еще может попытаться развернуть ее в не менее светлую сторону КНДР. Предпосылки (перманентное военное положение и военная же пропаганда) уже есть. Правда это будет ухудшенная версия КНДР - для стандартной версии не хватает корейцев.

Ну а народ, кк обычно воюет за что-то - за Великую Россию/Великую Украину; за право помародерствовать в домах жителей Донбасса (укровоены этим прославлены)/деньги (информация о российских наемниках, хоть и неподтверждена, но присутствует), в конце концов, потому что хлопец неспортивный, курил много и не смог убежать от военкома, который и привел его в ряд ВСУ/Нацгвардии.

ТАСС-ДОСЬЕ /Надежда Белялова/. 6 апреля 2014 года жители юго-востока Украины, несогласные с политикой новых властей (22 февраля в результате острого политического кризиса в стране произошел госпереворот) захватили несколько административных зданий в Донецкой, Луганской и Харьковской областях. Так, в частности, были блокированы здания Донецкой областной госадминистрации и управления Службы безопасности Украины в Луганске. Массовые митинги противников "евромайдана" в восточных регионах Украины - Днепропетровске, Донецке, Луганске, Харькове и др. - начались еще в марте того же года. Участники требовали решения вопроса о статусе русского языка и проведения конституционной реформы с децентрализацией регионов вплоть до федерализации.

7 апреля 2014 года и.о. президента страны Александр Турчинов объявил о создании антикризисного штаба и заявил, что против всех, кто взял оружие в руки на востоке Украины, "будут проводиться антитеррористические мероприятия". В тот же день в Донецке был создан Республиканский народный совет, который объявил о суверенитете Донецкой народной республики (ДНР) и принял решение о проведении 11 мая референдума о статусе региона.

12 апреля 2014 года отряд народного ополчения, возглавляемый Игорем Стрелковым (с 16 мая по 14 августа - министр обороны ДНР), занял административные здания в городе Славянске Донецкой области. Затем были захвачены административные здания в Краматорске, Горловке и других населенных пунктах области.

15 апреля 2014 года Александр Турчинов объявил о начале "силовой фазы" операции на востоке Украины. В апреле в Донбассе начались первые вооруженные столкновения между отрядами ополченцев с одной стороны, и подразделениями украинской армии и Национальной гвардии - с другой.

27 апреля 2014 года на митинге в Луганске была провозглашена Луганская народная республика (ЛНР), а также принято решение провести референдум о самоопределении.

11 мая 2014 года в Донецкой и Луганской областях состоялись референдумы, на которых "за" самоопределение регионов в Донецкой области проголосовали 89,7%, в Луганской - 96,2%. 12 мая 2014 года был провозглашен государственный суверенитет Донецкой и Луганской народных республик. 14 мая принята Конституция ДНР, 18 мая - ЛНР. 24 мая 2014 года премьер- министр ДНР Александр Бородай и глава парламента ЛНР Алексей Карякин подписали соглашение об объединении регионов в Союз народных республик - Новороссию.

20 июня 2014 года в ходе поездки на Донбасс президент Украины Петр Порошенко представил план мирного урегулировании ситуации в восточных регионах. Однако уже через 10 дней боевые действия возобновились.

Летом интенсивность конфликта на юго-востоке Украины постоянно возрастала. Украинские силовые структуры перешли от полицейских операций к полномасштабным боевым действиям с использованием тяжелой бронетехники и авиации. 17 июля 2014 года над Донецкой областью был сбит пассажирский самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, погибли 298 человек. Это вызвало бурную международную реакцию. 21 июля 2014 года Совет безопасности ООН единогласно принял резолюцию, потребовав провести всестороннее и независимое расследование трагедии. Стороны конфликта обвинили в случившемся друг друга.

К середине августа 2014 года украинским военным удалось установить контроль над Славянском, Артемовском, Краматорском, Мариуполем и побережьем Азовского моря, взять в частичное окружение Луганск и Донецк. Однако в августе вооруженные формирования ЛНР и ДНР предприняли контрнаступление и смогли потеснить правительственные войска, которые при этом понесли существенные потери в живой силе и технике.

Договоренность о прекращении огня была достигнута 5 сентября 2014 года в Минске на заседании контактной группы по урегулированию ситуации на Украине. В нем приняли участие представители Украины, России, ОБСЕ а также лидеры ДНР и ЛНР. 7 сентября ОБСЕ опубликовала протокол 12-ти совместных шагов по урегулированию кризиса. Отдельным пунктом было прописано обязательство киевских властей провести децентрализацию власти. В том числе путем принятия закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", известного впоследствии как "закон об особом статусе Донбасса". Режим прекращения огня вступил в силу 5 сентября - с 18:00 по местному времени (меры по его осуществлению были зафиксированы в Минском меморандуме от 19 сентября).

16 сентября 2014 года парламент Украины принял закон об особом статусе Донбасса (подписан президентом Петром Порошенко 16 октября 2014 года). Согласно документу, указанным территориям предоставляется "особый статус" сроком на 3 года (включая право "свободного пользования русским языком" и создания отрядов "народной милиции"). Власти Украины гарантировали недопущение уголовного и административного преследования и наказания лиц - участников конфликта на востоке страны. Тем же документом предусматривалось проведение выборов в местные органы самоуправления 7 декабря 2014 года.

Однако власти ДНР и ЛНР посчитали большинство положений данного закона неприемлемыми и назначили выборы глав республик и депутатов республиканских парламентов на 2 ноября. По результатам голосования главой ДНР был избран Александр Захарченко (77,51%), а главой ЛНР - Игорь Плотницкий (63,04%).

Несмотря на минские соглашения от 5 сентября, режим прекращения огня многократно нарушался, перестрелки на линии соприкосновения вооруженных формирований сторон продолжались, в том числе с применением артиллерии.

В январе 2015 года после нескольких месяцев относительного спокойствия ситуация вновь серьезно обострилась (бои за Донецкий аэропорт, обстрелы жилых кварталов Мариуполя, угроза окружения большой группировки украинских войск в районе городе Дебальцево). С целью немедленного прекращения огня и урегулирования кризиса на юго-востоке Украины 12 февраля 2015 года в Минске вновь состоялась встреча лидеров стран "нормандской четверки" (РФ, Украины, Франции, ФРГ).

По итогам многочасовых переговоров, а также встречи контактной группы был принят Комплекс мер по выполнению минских соглашений. Документ предусматривал прекращение огня с 00:00 часов 15 февраля, отвод тяжелых вооружений от линии разграничения, обмен пленных на основе принципа "всех на всех", а также другие меры по долгосрочному политическому урегулированию ситуации в Донбассе, в том числе введение в действие принятого ранее особого статуса ДНР и ЛНР.

15 февраля 2015 года режим прекращения огня вступил в силу. Стороны также должны отвести свои тяжелые вооружения на равные расстояния, при этом Киев - от текущей линии соприкосновения, а ДНР и ЛНР - от линии, зафиксированной минским меморандумом от 19 сентября. В настоящее время ОБСЕ пока не подтвердила, что отвод вооружений на востоке Украине завершен. Также фиксируются случаи нарушения режима прекращения огня.

До 14 марта 2015 года Верховная рада должна была принять постановления с указанием территорий с особым статусом, согласно минскими соглашениям от 12 февраля. Перечень районов Донбасса, на которые распространяется особый порядок местного самоуправления, украинский парламент одобрил лишь 17 марта, обусловив его введение проведением там выборов по украинским законам. Также было принято постановление, которым провозглашенные ДНР и ЛНР признаны "временно оккупированными территориями". Этот статус будет действовать "до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований и военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и возобновления полного контроля Украины над государственной границей".

Последствия военных действий в Донбассе

По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов на 30 марта 2015 года, с середины апреля 2014 года по 27 марта 2015 года в результате вооруженного противостояния на востоке Украины погибли 6083 человека и 15397 получили ранения. Число внутренне перемещенных лиц на Украине достигло 1 млн 177 тыс. 748 человек, еще свыше 652 тыс. беженцев с Украины зарегистрировались в России, а около 81 тыс. уехали в Белоруссию.

Несмотря на все оглашаемые на публику заявления о введении на Донбасс различных миротворческих контингентов и о желании решить дело с "мятежным" регионом без применения военной силы, киевская хунта явно работает над совершенно другим сценарием. Слова - словами, а вот конкретные дела укронацистов совершенно однозначно свидетельствуют о том, что новая широкомасштабная агрессия против Донбасса может начаться со дня на день.

Киев ничего не предпринимает для продления действия закона об особом статусе Донбасса, подрывая тем самым основы минских договорённостей. Об этом на брифинге в Луганске заявил Владислав Дейнего, уполномоченный представитель ЛНР на минских переговорах, и.о. министра иностранных дел республики.

Напомним, что три года назад, в октябре 2014-го, Пётр Порошенко подписал закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». И хотя на практике закон этот Украина не применяла, но именно он лёг в основу минских договорённостей. Время идёт, и вот уже меньше трёх недель осталось до окончания его действия. А что потом?

«Время окончания действия закона об особом статусе приближается, меньше трёх недель осталось до прекращения действия этого закона. Глава делегации Украины (в контактной группе. – Ред.) Кучма Леонид Данилович на предшествующей встрече в Минске пообещал, что Украина предоставит свою позицию по данному вопросу. Позиции этой как не было, так и нет», − рассказал Дейнего. По его словам, «в украинской законодательной практике не предусмотрено возобновления действия закона, поэтому особый статус в той части, в которой он регулируется этим законом, исчезает».

А если закон прекратит действие, исчезнут и «политические основы той ситуации, которая сейчас сложилась на линии разграничения». И тогда говорить «о стабилизации в военной плоскости уже будет невозможно, поэтому ситуация усложняется тем, что подрыв политических основ минских соглашений, безусловно, отразится на всех аспектах, в том числе и на военном», уверен уполномоченный представитель ЛНР.

Украина довела ситуацию с законом об особом статусе Донбасса до критической точки, когда срочно нужно что-то предпринимать, но ничего не делается.

Рассказал Дейнего и о практически неразрешимой ситуации по вопросам безопасности. Вся проблема в том, что Украина будто бы соглашается с необходимостью завершить разведение сил в Станице Луганской, но ничего конкретного не делает, в то время как обстрелы населённых пунктов ЛНР продолжаются с возрастающей интенсивностью.

«На прошлом заседании обсуждался вопрос компромиссного варианта разведения сил и средств. Нами были внесены конкретные предложения в соответствии с той моделью, которую предложили нам на «нормандском» уровне, − это разведение в два этапа. На прошлой встрече мы предоставили свои предложения с картами, с координатами, всё очень конкретно. И что же в ответ? Украинская сторона пошла на то, чтобы просто заблокировать проведение заседания рабочей группы, видимо, потому, что в этом вопросе они не могут показать европейским партнерам своё явное нежелание, а иного сказать они не могут» , − сообщил уполномоченный представитель ЛНР.

Мало того, украинская сторона обвинила во лжи Специальную мониторинговую миссию (СММ) ОБСЕ. Дейнего рассказал, что на стороне ЛНР по линии разграничения была установлена камера видеонаблюдения, чтобы фиксировать все нарушения со стороны республики. СММ ОБСЕ докладывает, что эта камера работает и никаких нарушений не фиксирует. В свою очередь, Киев обвиняет СММ ОБСЕ в искажении фактов, уверяя, что камера не работает. К тому же Украина не соглашается с мнением ОБСЕ не только в вопросах видеонаблюдений. Так, заместитель руководителя СММ ОБСЕ Александр Хуг огласил четыре участка для разведения сил, которые он считает согласованными. Украинская сторона в ответ заявила, что никакого согласования с их стороны не было и они вообще категорически против этого решения.

«Скорее всего, проблема в том, что представители Украины в подгруппе по безопасности просто не владеют информацией» , – пояснил Дейнего и добавил, что республики настаивают, чтобы к этим четырём участкам был добавлен район села Широкино.

Рассказал Дейнего и об открытии пункта пропуска через линию соприкосновения в районе городка Счастье. Украинской стороне давно уже были направлены предложения по открытию нового КПП. В настоящее время республика ждёт рассмотрения этого предложения украинской стороной, хотя «открытие пункта пропуска в районе Счастья поддерживается всеми гуманитарными организациями, которые ведут деятельность на территории ЛНР». Этот проект поначалу получил поддержку и военно-гражданской администрации Луганской области, поэтому есть надежда на скорое решение этого вопроса.

Впрочем, в ЛНР зря надеются на встречные шаги Украины: пресс-служба Луганской военно-гражданской администрации уже успела опровергнуть его заявление. По словам заместителя губернатора Луганской области Юрия Клименко, «украинская сторона не собирается открывать КПП в этом городе из-за стратегического значения – в нём находится ТЭС, обеспечивающая электричеством практически всю подконтрольную территорию Луганской области».

Итак, Киев упорно саботирует разведение сил, не желает облегчить пересечение линии разграничения для местных жителей и откровенно игнорирует продление закона об особом статусе Донбасса. Вероятнее всего, киевский режим ставит целью через три недели объявить минские договорённости недействительными, поскольку закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», на котором они основаны, прекращает действие.

Украинское руководство давно не скрывает желания выйти из существующих минских договорённостей, чтобы заняться изобретением более удобных для себя вариантов «возвращения Донбасса». Если украинский парламент и президент в ближайшие дни не решат проблему закона, утверждающего особый статус мятежных территорий, урегулирование вооружённого конфликта будет отброшено в состояние 2014 года. Это грозит тяжелейшими последствиями, военная ситуация тоже может вернуться в 2014 год.

МИРНЯК. ЛЮДИ, САМЫЕ ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ.

Тогда нас называли "мирняком". Мы не взяли оружие в руки. Но мы и не уехали из своего города, рискуя получить ранение осколком или просто быть убитыми. Причину как первого, так и второго решения трудно объяснить. Не пошли служить из-за трусости? Тогда почему остались под снарядами? А если не пополнили ряды военных, то почему не уехали? Скажете - жалко было покидать свое имущество. Тогда вы, наверное, не были в обстреливаемом городе. Никакое движимое и недвижимое барахло не стоит собственной жизни и жизни твоих близких. Но другим людям непременно нужны причины. А их не так-то и просто найти.

Конечно, есть такое слово "Родина". Быть с Родиной. Но не слишком ли громко для "мирняка"? Не слишком ли затерто колесами агитпропа, чтобы спускать его до народных масс? Мы были и остаемся в прифронтовом городе, потому считаем это правильным. Где-то на уровне межреберного очага любви и ненависти. Там, где отказывают законы физиологии, политического анализа, да и просто логики. Именно мы сидели по полгода без зарплат, выходя на улицы под канонаду геополитических интересов, чтобы город жил, двигался, хоть и на аппарате искусственного кровообращения.

Когда теперь нас называют героями, то мы стараемся пропустить это слово мимо ушей, делая неловкую паузу в разговоре. Не было никакого геройства, было бессмысленное упрямство оставаться в городе-под-огнём. Пусть даже не всегда трезвыми, пусть сидящими в подвалах, пусть боящимися "запусков" и не готовыми взять в руки оружие. Мы верили в город, во все то, что нас с ним связывало и продолжает настойчиво держать за руку. Наивная и самоубийственная уверенность, что "всё наладится". Так какие же мы герои? Нет, самые обыкновенные люди, которым хочется простых человеческих вещей - мира, хлеба и растить детей. Рабочих мест, где мы честно могли бы трудиться. Достойных заработных плат без слова "оптимизация". Обеспеченной старости, доступной качественной медицины и хорошего образования для детей. Да, всё так банально. Мечты маленьких камней, сумевших выжить под катком Нового времени.

И вот эти работники РЭСа, привезенные на пятнистых внедорожниках военными, чтобы в два часа ночи под непрекращающимся огнем восстановить электроснабжение половине города. С выпрыгивающим сердцем из-под спецовки, дрожащими руками и опустевшей головой, на полном автоматизме восстанавливающие трансформатор на подстанции. И владелец минимаркета, везущий через пристальный досмотр на блокпостах колбасы, тушёнку и макароны своему маленькому кварталу, где к вечеру его ждут полуголодные пенсионеры из подвалов. Не задирающий цены и работающий в долг. И медсестра в больнице без окон, сжимающая уже пятый холодеющий взгляд, пока врач перевязывает оторванные конечности и собирает раскрошенные черепа. Ей еще получать гуманитарку с грузовика, если что-то останется. И бабушка, размачивающая хлеб с молоком у подъезда для целой оравы котов, которых оставили на улице выехавшие хозяева. А кроме этого молока и хлеба ей и самой нечего есть. И заместитель директора по персоналу крупного завода, оставшийся с людьми и лично вытаскивающий куски снарядов из земли возле цехов с вредным производством. Когда вернулось руководство он слег с микроинфарктом, полностью поседев. Какие же они герои? Люди, самые обычные люди, считающие все это правильным и... не знающие кто будет это делать вместо них.

Да, мы были и остаемся "мирняком". Может быть, не самые лучшие из ныне живущих, но верящие в мир. Принимающие презрение людей с оружием и тех, кто вовремя уехал. Мы растворились в ожившем городе. Мы, как и все, стоим в очередях и требуем хороших дорог. Мы не стремимся к привилегиям и наградам. И лучшая из привилегий - знать, что наши пережитые тяготы были во имя жизни. Во имя "мирняцкого" времени, а не нового этапа "коридоров/подвалов/страха". Наши "окопы" всегда готовы - запас воды под столом, заряженные мобильные, тревожная сумка в прихожей и макаронно-тушеночный запас. Таковы мы, "мирняки". Мы не прячемся за спины, мы сами спины, фундамент мира-который-так-ждем. Быть может, в Военной Игре наша роль не столь заметна, как держащих автомат. Но тогда ради чего эти автоматы? Не ради ли всех тех, кто будет дышать под будущим чистым небом? Рано или поздно мы все будем "мирняком".