Инструкция

Тщательно и ответственно подготовьте речь. Запишите ее на бумаге, чтобы не упустить самого важного. Лучше подготовить текст заранее, чтобы иметь возможность перечитать и скорректировать его. Речь должна быть простой, понятной и интересной. Старайтесь использовать яркие эпитеты и , чтобы заинтересовать людей.

Теперь начните борьбу со своим страхом. В первую очередь осознайте, даже если выступление провалится, с вами не случится ничего плохого. Вас не убьют, не покалечат, не уволят, не забросают яйцами. Следовательно, бояться абсолютно нечего.

Запомните, людям свойственно ошибаться. И даже если вы скажете что-нибудь не то, публика лояльно отнесется к этому. Чтобы избежать и этого мелкого конфуза, выучите речь наизусть.

Подумайте, сколько преимуществ даст вам это выступление. Поставьте перед собой конкретную цель. Например, вы будете выступать, чтобы победить на выборах. Или ваша речь поможет претворить в жизнь вашу идею. Если глобальных целей не найдено, подумайте о том, что это выступление поможет перебороть ваш страх.

Не думайте о том, что это публичное выступление. Пусть это будет просто очередной задачей, которую нужно выполнить. Относитесь ко всему проще.

Перед мероприятием не забудьте привести себя в порядок. Это сделает вас более уверенным в себе, а публику более лояльной. Причешитесь, поправьте макияж, погладьте одежду, удалите пыль с обуви.

Прорепетируйте свою речь перед зеркалом или перед родственниками. Сделать это лучше несколько раз. Вы должны понять, насколько это просто. Не только проговорите речь, но и продумайте позу, жестикуляцию, чтобы ваше выступление выглядело органично.

Когда вы будете находиться перед публикой, представьте, что вы спите и видите сон, которым можно управлять. Это решит большинство ваших проблем. Ведь вы начнете ощущать себя более спокойно и просто. Нет публики, нет сцены, есть просто сон, в котором вы главный. Как вы захотите, так и будет. Вы сможете блестяще выступить, убедить людей в своей правоте. Такой простой аутотренинг поможет вам раскрепоститься, стать более уверенным в своих силах.

Обратите внимание

Перед выступлением не употребляйте никаких успокоительных веществ, это может только ухудшить ситуацию.

Полезный совет

Во время выступления найдите одного человека. Представьте, что он ваш друг, и рассказываете ему свой текст.

Источники:

  • Как выступать уверенно и не бояться этого
  • как не боятся выступать перед публикой

Перед первым публичным выступлением человек неизбежно испытывает волнение. У одних людей это выражается в чувстве легкой тревоги, другие могут испытывать настоящую панику.

Инструкция

Успех выступления зависит от твердого знания материала, который вы собираетесь излагать. Выучите все и повторите несколько раз перед зеркалом, перед друзьями или членами семьи. Начните преодолевать страх на небольших аудиториях. После нескольких тренировок почувствуете определенную уверенность в том, что сможете успешно выступить и перед незнакомыми людьми .

Дайте себе право на ошибку. Люди несовершенны, и вы не исключение. Аудитория практически всегда положительно настроена на восприятие оратора. Поэтому даже если вы ошибетесь и что-то перепутаете, вас никто не выгонит и не осудит. Представьте, что вы убегаете из зала под свист и улюлюканье слушателей. Это смешно, нереально и совсем не страшно.

Не давайте страху парализовать ваше тело, особенно голосовые связки. Перед выступлением старайтесь расслабиться, а если не получается, подумайте о чем-нибудь смешном. Например, представьте слушателей, сидящих в зале в клоунских костюмах.

Софиты зажжены и направлены на сцену. Камеры включены. Микрофон проверен. Публика медленно затихает и устремляет взгляд на трибуну. Выходит ключевая личность мероприятия — оратор. Он — причина, из-за и ради которой собрались присутствующие, зачинщик всего действия. Невыносимая обстановка для того, кто не подготовлен быть центральной фигурой такого события. Публичные выступления — это большая ответственность и давление. Как же подготовиться к ним, о чем говорить, каких правил придерживаться?

Что такое публичное выступление

Публичное выступление - это общественное мероприятие, в котором оратор информирует аудиторию, побуждает или переубеждает ее в чем-то. Характерные особенности:

  • большое количество слушателей (как минимум группа);
  • явное преобладание монологических высказываний;
  • выстроенная структура речи;
  • наличие конкретной цели.

Многие убеждены: публичные выступления проводятся только политиками, культурными или общественными деятелями. Это мнение ошибочно, как и то, что подобные события обязательно сопровождаются видеосъемками или нашествием репортеров. В эту же категорию входят обычные родительские собрания, защита научных диссертаций, провозглашение тостов на свадьбах и подобные события.

Общение с публикой может быть спонтанным, но запланированные выступления практикуются чаще. В чем заключаются основные правила таких представлений?

Правила публичных выступлений

Взаимодействие с аудиторией

Несмотря на то, что в подобном мероприятии преобладают монологи, это общение нельзя назвать односторонним. Весь процесс организовывается ради аудитории, ведь именно она — инструмент для достижения ораторской цели. Поэтому обратная связь не менее важна.

Взаимодействие спикера со слушателями начинается уже с момента его выхода на сцену. Происходит оно сразу на нескольких уровнях:

  • визуальном — жесты, направленные в сторону зала, установка зрительного контакта;
  • вербальном — риторические или прямые вопросы, обращения к толпе;
  • эмоциональном — переживание ритором эмоций, которые ощущает публика, их зеркальное отражение;
  • смысловом — словесное вовлечение аудитории в тему, побуждение задуматься.

Установка контакта определяет дальнейший ход выступления. Поэтому, выйдя на сцену, лучше сначала поприветствовать зрителей, окинуть аудиторию взглядом, а затем уже приступать к речи. Это заставит слушателей почувствовать себя значимыми.

Раскрытие темы

Если спикер заранее огласил название или даже план предстоящей встречи, он полностью раскрывает тему выступления. В противном случае его ждут осуждение общества, испорченная репутация, а также разрушенная перспектива. Чтобы предмет обсуждения был рассмотрен всесторонне, а публика осталась довольной, к оратору и его речи выдвигаются требования:

  • убедительные аргументы (в идеале не только словесные, но также звуковые, визуальные и т. д.);
  • сохранение стилистики (например, научной — для защиты диплома);
  • доступная для аудитории лексика;
  • понятная дикция, правильное произношение;
  • рассмотр разных точек зрения, моделей, ситуаций;
  • структурированность текста — завязка, основная часть, кульминация, развязка (при необходимости — ретардации, авторские отступления, но в ограниченном количестве).

Оратор за счет общественного выступления хочет достичь конкретной цели. Однако и у собравшихся на мероприятии зрителей также есть ожидания. Они тратят на подобное собрание личное время, а порой и деньги. Поэтому затягивать речь, говорить общими фразами, избегать конкретики считается дурным тоном.

Динамика и статика

Это правило касается поз спикера, его интонации, мимики, тона, передвижений по сцене. Если выступающий будет все время стоять на одном месте и разговаривать монотонным голосом, зрители уснут. А если же он станет бегать по сцене и залу, активно размахивая руками, корча гримасы, то слушатели быстро устанут от его движений, потеряют интерес.

Чтобы удержать внимание публики, придется чередовать положение в пространстве, звучание голоса.

Делается это во время интригующих моментов, смысловых переходов, неожиданных поворотов в повествовании. Желательно изредка прохаживаться по сцене — так, чтобы зрители успевали следить за всеми движениями. Если аудитория при этом неотрывно следит за “путешествиями” ритора — значит, она увлечена им.

Реакция на непредвиденность

Оратор не застрахован от конфузов. Ситуации, когда во время выступления сильно скрипел микрофон или не включалась презентация, — многочисленны. Спикеры роняли листы с текстом речи, подскальзывались, смешно оговаривались. Даже неожиданные аплодисменты порой здорово сбивали с настроя. Рассказчики при этом начинали запинаться, глупо улыбаться или пытаться перекричать поднявшийся шум. И это был провал.

В любой ситуации важно сохранять спокойствие. Только с ним можно быстро придумать, как выкрутиться из неприятности. Если неловкость все же произошла, есть несколько способов достойно из нее выйти:

  • деликатно пошутить — только юмор, никаких насмешек или сарказма;
  • извиниться за происшествие, продолжить как ни в чем не бывало (если не зацикливаться на проблеме, зрители тоже забудут о ней);
  • перенаправить внимание публики на что-то другое;
  • попросить помочь людей из первых рядов;
  • преподнести произошедшее как запланированных ход (по возможности, иначе все будет выглядеть жалким оправданием).

Завершение речи

Речь закончена. Зрители аплодируют. Камеры выключены. Что дальше? Стоять? Спуститься в зал? Уйти? Сбежать?

Но и после этого нельзя спешить сразу же покидать сцену. У участников встречи могут остаться вопросы. Ответив на них, выступающий еще лучше зарекомендует себя.

Только после этого можно будет сойти со сцены. Когда же присутствующие полностью отвлекутся на свои дела, ритор получит право покинуть помещение.

Как подобрать для себя тему

Тема может стать основой успешной речи, только если она будет соответствовать пяти требованиям:

  1. актуальность. Никому не интересно слушать об устаревших вещах, которые никак не влияют на нынешнее (или хотя бы будущее) положение;
  2. перспектива. Если предложенные идеи не решают проблем, в них нет смысла;
  3. знания. Без должной осведомленности в теме нельзя построить логических суждений, тем более — объяснить их другим людям;
  4. заинтересованность спикера. Запал, воодушевление рассказчика передается слушателям. Чем сильнее автор увлечен тематикой — тем легче зрителям перенимать этот азарт;
  5. интерес публики. Важно заранее определять целевую аудиторию. Доклад “Особенности разборки и чистки автомата” вряд ли придется по душе гуманитариям.

Выполнение этих условий поможет подобрать хорошую тему и обеспечить успех речи.

Процесс подготовки к выступлению

Репетиции. Они помогут хорошо запомнить текст, исключить ошибки, отточить дикцию. Репетировать лучше перед зеркалом или знакомыми.

План . Само пребывание перед толпой — уже стресс. Поэтому лучше подстраховаться и написать (нарисовать) на одном листе подсказки, напоминания или план рассказа. Если же во время выступления допустимо использование полного текста (защита диссертации, неформальное выступление), желательно положить его в сумку еще накануне важного дня.

Внешность. Все детали внешнего вида продумываются за несколько дней до события. К ним относятся:

  • запись на стрижку, укладку, маникюр;
  • подбор, покупка наряда, обуви, аксессуаров;
  • тестирование всего нового — цвета волос, формы бороды, фасона одежды;
  • поход к стоматологу, косметологу или дерматологу;
  • примерка готового образа.

Если все это делать за один день до своего дебюта, можно наткнуться на кучу проблем. Парикмахер уйдет отпуск, лак не успеет высохнуть, а прошлогодний костюм вдруг не подойдет по размеру.

Канун и утро дня “икс”. Стоит ли говорить, как важно хорошо выспаться? Бодрость, здоровый цвет лица, уверенность станут дополнительными плюсами. Еще одна деталь — питание. Лучше не есть на ночь, но плотно позавтракать. Также желательно не переедать за час до выступления. Если проснулся аппетит, достаточно будет перекусить сладким батончиком с орехами.

Нервозность. Алкоголь или успокоительные препараты перед выступлением — это табу. Они тормозят мыслительные процессы, все реакции, заметно ухудшают речь. Вместо них, перед самым выходом на сцену можно провести несколько упражнений для релаксации:

  • глубоко и ровно дышать, вдыхая воздух в течение как минимум 3-х секунд, а выдыхая — 5-и;
  • представить, что все присутствующие в зале — давние знакомые;
  • сделать короткую легкую разминку;
  • медленно жевать жвачку (процесс жевания ассоциируется со спокойной обстановкой);
  • подуть на подушечку большого пальца (замедляет пульс).

Публичные выступления не относятся к категории событий, которые легко проводить без подготовки. Это мероприятия, требующие силы воли, уверенности, настойчивости. Только следуя описанным правилам, грамотно подбирая темы, усердно готовясь к представлению, можно рассчитывать на достоверный успех.

Мне много лет, у меня есть любимая работа, предпоследний айфон и все, что полагается иметь состоявшимся людям в сегодняшнем обществе. При этом я не самый уверенный в себе человек, однако, встретив меня на улице, вы решите, что я циничный счастливчик, которому подмигивают лайки и сама жизнь.

– «Ему уж точно жаловаться просто не на что!»

Не отрицайте, слишком многие из нас думают так о других.

ЭТО БАНАЛЬНО

Все достаточно банально. В юности, при выборе будущей профессии я пытался исходить из собственных проблем, решение которых, по моему мнению, было бы качественным способом стать или хотя бы приблизиться к образу того человека, которым я всегда хотел быть.

На втором курсе медицинского я понял три вещи:

  1. Я не хочу быть врачом.
  2. Глупо пытаться быть не тем, кто ты есть на самом деле.
  3. Первые две вещи – не так банальны, как кажутся на первый взгляд.

ЗАВЯЗКА

По роду деятельности мне приходится часто ездить в командировки, выступать с докладами и презентациями перед разными аудиториями. Как любой человек, каждый день я рискую ошибиться или выступить недостаточно убедительно, что в конце концов может погубить будущую сделку.

Я не могу позволить себе провалиться, явиться на встречу или конференцию помятым. Не могу заболеть или обидеться на толкнувшую меня в кафе даму, с сумочкой, утыканной металлическими шипами. Я рискую не только собой, но и людьми, которые ждут от меня результатов, поэтому я создал философию, которой придерживаюсь не только по будням с 9 до 18, но и на протяжении всей жизни.

1. ЮМОР

Мы все помним, что сначала было Слово, но вопреки классической интерпретации первоисточника это слово ЮМОР. Важно лишь помнить, что у каждого из нас он свой, но это не значит, что следует подстраиваться под каждого.

Не шутите на острые политические темы и лучше не переходите на личности. Лучший способ расположить к себе - открыть свою человечность. Смейтесь над самим собой, люди это обожают.

Сложные вещи я всегда объясняю «на пальцах». Очень нравится ассоциация про тесто, из которого могут получаться сладкие пирожки, которые мне очень нравятся, а могут чебуреки, от которых у меня изжога.

2. НЕ ВЫПЕНДРИВАЙТЕСЬ

Нет, правда, не стоит. Делитесь своими знаниями не в форме «вы что идиот?», а так, будто вы беседуете с другом. Поверьте, если вместо сухого факта в режиме «какие же все тупые» вы примите дружелюбную обеспокоенность и скажете что-то вроде: «Недавно я узнал, что...», то с вами захотят продолжить разговор и не только о работе. Вам захотят доверять, а это уже следующий пункт.

У меня в голове отчетливо прописался образ Стива Джобса. Простота, лаконичность и правильно выстроенная открытость – потенциально успешный кейс.

3. ДРУЖИТЕ ЗАРАНЕЕ

В какой-то момент в бизнесе возникла мода не сдерживать обещаний, казаться лучше, чем ты есть и врать всем подряд, лишь бы зарабатывать больше, чем твой сосед. Сегодня это кажется каменным веком или фантастикой из фильмов про «братков».

В бизнесе важно не столько дружить в общепринятом понимании этого слова, сколько иметь возможность доверять. Когда вы выступаете на публике, основная задача - доказать, что вы стали другом для слушателей еще до того, как вышли на сцену.

Поприветствуйте всех и добавьте в свое вступление слова, говорящие о вашей близости к зрителям, например: «С кем-то из вас мы уже знакомы, с кем-то посчастливилось поработать...». А в конце обязательно пожелайте хорошего дня - банально, но работает на «ура».

4. ПРИЗНАЙТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ

Погуглил (чтобы казаться умнее), что в разное время классики говорили об ошибках, и нашел простую и гениальную фразу, на мой взгляд: «Ошибаться - человечно, прощать - божественно» (Александр Поуп).

Если по каким-то причинам вам не удалось избежать ошибки, то признайте ее, обещайте исправить, немедленно исправьте и возвращайтесь, сказав спасибо. Будет стыдно, но всем известно, что ничего так не закаляет от неприятностей, как прошлые ошибки.

Со мной это случалось. Однажды я допустил неточность в подсчетах статистики, в которой был абсолютно уверен. Один из оппонентов моментально указал мне на это. Я попросил прощения и взял двухминутный таймаут после выступления, чтобы разобраться. Мои коллеги получили небольшой нагоняй, а я признал факт, что не застрахован от нелепых случайностей.

5. СТЕСНЯТЬСЯ МОЖНО, НЕРВНИЧАТЬ НЕЛЬЗЯ

Стеснение – это мило. Оно может работать на вас, становясь фишкой, а вот нервозность никогда. Пейте любые успокоительные перед выступлением, но не ждите, что вы мгновенно станете супергероем.

Большинство из нас боится не незнакомой публики, а выглядеть идиотом в собственных глазах. Признайтесь публике, что стесняетесь, и всем станет легче.

Я несколько лет преподавал в институте, затем много выступал на публике и могу заверить вас, что стеснение никогда не проходит. Каждый раз вы все лучше будете разбираться в теме и немножко лучше в людях, но способов просто взять и перестать волноваться нет.

6. ССЫЛАЙТЕСЬ НА ВЫСТУПЛЕНИЯ ДРУГИХ

Публичные мероприятия очень изматывают как зрителей, так и выступающих. Полтора - два часа монотонных выступлений спикеров в галстуках, которые, предположим: не выспались, не ораторы, не готовились, расстроены помолвкой дочери и так далее. Выберите один-два интересных доклада предыдущих спикеров и найдите способ сослаться на них в своем сообщении.

«…Мне понравилось, как Мистер Х в своем докладе говорил о повышении урожайности муравьиных ферм в контексте роста технологического импортозамещения…».

МЕССЕДЖ

За столько лет я прочитал 100500 миллионов книг, типа «Как стать обаятельной и привлекательной, если тебе за 80, ты социопат, и у тебя дислексия» и так далее в таком духе, но ни одна книга не стала настольной.

Будьте собой и старайтесь выглядеть и чувствовать себя гармонично, это действительно важно.

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Сильно колотится сердце, потеют ладони, путаются мысли, еще чуть-чуть и у вас начнется истерика. Наверняка, эти чувства испытывали все, кто хоть раз готовился к выступлению перед большой аудиторией. Однако, проблема не в том, что вы слишком эмоциональный человек, или у вас глоссофобия, все дело в опыте и правильном настрое.

Чтобы увереннее чувствовать себя в роли оратора, само собой, вы должны в совершенстве владеть темой вашего выступления. Хотите предложить инновационный проект потенциальному инвестору? Знайте о проекте все, и даже больше. Ваш конек - интересные мысли и четкие факты.

Если опустить профессиональный моменты, и представить, что вы эксперт в вашем вопросе, то первое, с чем вам придется работать, так это с эмоциями. Причем не только со своими, но и с эмоциями тех, кто будет вас слушать.

Наверное, вы уже слышали от более опытных ораторов, такую рекомендацию, как «расположи к себе аудиторию». Отлично! Вроде бы, цель ясна: всего-то нужно сделать так, чтобы вас внимательно слушали. Но не все так просто! В этом случае мастера ораторского искусства советуют следующее.

Изучите ваших слушателей

Попытайтесь понять, чего хотят присутствующие в данный момент, какое у них настроение. Исходя из этого можно выбрать своеобразное амплуа, после исполнив его на сцене или у трибуны, словно актер. Но главное - не переиграть. Определиться с ролью поможет сама аудитория, точнее ее интересы. Вы можете выступить в позиции: эксперта, учителя, исследователя, человека, который будет убеждать, ну или вдохновителя. Чувствуя аудиторию, вам будет легче предугадать ее реакцию на любое ваше высказывание.

Контролируйте себя

Выход к трибуне - это хоть и не выход в открытый космос, но и здесь могут быть непредвиденные ситуации, независящие от вас. Например, среди слушающих может найтись скандалист, который целенаправленно пришел сорвать ваше выступление. И в этот критический момент вам потребуется железная выдержка, чтобы отразить атаку. Также аудитория может быть просто настроена критично либо к вашей персоне, либо к теме вашего спитча. Здесь нужно понять, что ваша публика вам не враг, она здесь с целью узнать что-то интересное и полезное. Поэтому оратор должен продемонстрировать не только свой профессионализм, но и психологическую устойчивость. Тогда к вам прислушаются.

Пофантазируйте

Представьте, что до вашего выступления остался час. Обычно психологии советуют незадолго до своего выхода мысленно погрузиться в ту обстановку, которая, возможно, будет царить в зале во время вашей речи. Желательно проявить фантазию и детально смоделировать ситуацию, начиная с того, откуда вы выходите, что на вас надето, с каких слов начинаете общение с аудиторией. Далее представляете реакцию людей на сказанное вами, после обратите внимание на личные ощущения. Вы довольны собой? Значит у вас все получится! Удачное погружение будет то, которое вызвало положительные эмоции. Такое проигрывание сценария помогает человеку провести своего рода репетицию, получив тем самым пусть виртуальный, но опыт.

Будьте увереннее

Всем известно, что неуверенность порождает страх, а страх - самый главный противник неопытного оратора. Наверное, вы сами замечали, слушая очередного спикера по телевизору, что человек в своем выступлении допускает явные фактологические и даже логические ошибки. Его речь не совсем правильная и не всегда понятная, но аудитория слушает его внимательно. Все дело в том, как он говорит. Уверенная речь всегда звучит убедительно, согласитесь. Запомните, если вдруг во время выступления вы усомнились в своих словах, слушатели мгновенно это заметят. После этого вернуть доверие аудитории будет очень сложно.

Контактируйте со слушателем

Контакт с аудиторией может быть установлен напрямую вербальными средствами, такими, как речь (в ходе своего выступления вы можете вступать с людьми в диалог, задавать вопросы, также отвечать на вопросы), также косвенными, например, взгляд и мимика. Именно взгляду следует уделить особое внимание, потому что зрительный контакт - один из самых мощных природных рефлексов. Грех им не воспользоваться! По глазам можно легко определить заинтересованность или отчужденность слушателей. Конечно, нам нужны только добрые глаза, так как именно они будут вселять в нас уверенность. Если вам попался взгляд с насмешкой, оценивающий или же гневный, не стоит волноваться, лучше переключитесь на другого человека. Ваш же взгляд должен быть в первую очередь уверенным. Как правило, в начале выступления психологи советуют устанавливать зрительное общение с небольшим количеством людей, не более десяти.

Итог

Если ваше выступление получилось провальным, следует всегда делать работу над ошибками, чтобы четко выявить причину неудачи. Не следует расслабляться, если со сцены вас провожали громкими аплодисментами, в этом случае необходимо проанализировать свое выступление и закрепить успех в следующий раз. Секрет успеха мастеров красноречия - один: больше практики и тщательная подготовка.