Весной 1969 года из порта Сафи, Марокко, вышла папирусная лодка «Ра» под командованием норвежского путешественника Тура Хейердала. Перед экипажем, состоящим из 7 человек, в числе которых был и наш соотечественник Юрий Сенкевич, стояла задача переплыть Антлантический океан.

Юрий Сенкевич и Тур Хейердал во время путешествия на папирусной лодке "Ра", 1969 год

Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.

В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван "Ра"

В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: "А почему бы вам не взять с собой русского?" И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции "Восток" после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.
Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)

25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки "Ра". На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.

Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что "Ра" за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула

По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и "Ра" буквально превращалась в подводную лодку.

Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
"4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно."
"29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что "Ра" будет затоплен по палубу - это точно."
"9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас."

Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал "SOS".

Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: "Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни." 16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.

А уже через год в мае состоялся старт "Ра-2"

Весной 1969 папирусный корабль "Ра" с международной командой из семи человек, которые были гражданами различных стран начал свое плавание из финикийского порта Сафи, который находится в Марокко с целью пересечь Атлантический океан. Командовал экипажем норвежский путешественник Тур Хейердал

Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.


Экспедиция на лодке "Ра", 1969 год. Тур Хейердал во время плавания. Фото Юрия Сенкевича /Фотохроника ТАСС/

В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван "Ра"


Тур Хейердал руководит оснащением лодки "Ра". Фото Н. Кислова /Фотохроника ТАСС/

В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: "А почему бы вам не взять с собой русского?" И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции "Восток" после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.

Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)

25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки "Ра". На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.


Тур Хейердал на палубе судна. Фото Юрия Сенкевича /Фотохроника ТАСС/

Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что "Ра" за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула


Тур Хейердал управляет лодкой. Фото Юрия Сенкевича. Репродукция Фотохроники ТАСС, 1969 год

По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и "Ра" буквально превращалась в подводную лодку.


Экспедиция Тура Хейердала на лодке "Ра". Тур Хейердал и Абдалла Джибрин на капитанском мостике. Фото Юрия Сенкевича /Фотохроника ТАСС/

Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
"4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно."
"29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что "Ра" будет затоплен по палубу - это точно."
"9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас."


Члены команды "Ра" Дженовес и Тур Хейердал за завтраком. 1969 год. Фото Юрия Сенкевича. Репродукция Фотохроники ТАСС

Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал "SOS".


Штурман Норман Бейкер и руководитель экспедиции Тур Хейердал. Фото Юрий Сенкевич /Фотохроника ТАСС

Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: "Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни." 16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.


Экспедиция Тура Хейердала на лодке "Ра". На снимке: Юрий Сенкевич (справа) и Тур Хейердал (третий справа) с членами экипажа лодки. Фотохроника ТАСС

А уже через год в мае состоялся старт "Ра-2"


Экспедиция Тура Хейердала на папирусной лодке "Ра-2" начинает свой путь к берегам Центральной Америки из марокканского порта Сафи. 17.05.1970 года. Фото Юрий Сенкевич /РИА Новости

Источники

www.globalfolio.net/uroboros/Articles/ra.h tm
www.terra-z.ru/archives/30463
www.m24.ru/galleries/2666
www.sportstories.rsport.ru/ss_person/201 41006/778033574.html

Предлагаем сегодня поближе познакомиться с одним из самых известных людей XX века - Туром Хейердалом. Этот норвежский ученый-антрополог прославился на весь мир благодаря своим экспедициям в экзотические места и многочисленным книгам, посвященным его путешествиям и научным исследованиям. И если большинству наших соотечественников известен ответ на вопрос о том, кто такой Тур Хейердал, то о деталях его личной жизни и профессиональной деятельности осведомлены немногие. Поэтому познакомимся с этим великим человеком поближе.

Хейердал Тур: фото, детские годы

Будущий всемирно известный ученый и путешественник появился на свет 6 октября 1914 года в небольшом норвежского городке под названием Ларвик. Интересно, что в семье Хейердалов было принято называть сыновей именем Тур. Однако, несмотря на то, что как для главы семейства - владельца пивоварни, так и для матери - работницы антропологического музея, их брак оказался третьим по счету, и они уже воспитывали семерых детей, именно младшего сына было решено назвать фамильным именем Тур. Отец, будучи уже немолодым человеком (на момент рождения сына ему исполнилось 50 лет), располагал достаточными средствами и с большим удовольствием путешествовал по Европе. В свои поездки он непременно брал и мальчика. Мать также очень любила Тура и не только осыпала его лаской и вниманием, но и занималась его образованием. Именно благодаря ей у мальчика очень рано проснулся интерес к зоологии. Подобное увлечение и поощрение со стороны родителей привели к тому, что Хейердал Тур создал дома небольшой зоологический музей, самым эффектным экспонатом которого было чучело гадюки. Было здесь и много интересных вещиц, привезенных из дальних стран. Так что совсем неудивительно, что гости приходили к семейству Хейердалов не только на чашку чая, но и на небольшую экскурсию.

Юность

После окончания школы в 1933 году Хейердал Тур поступил в Университет Осло на зоологический факультет, что никого из его близких не удивило. Во время учебы в университете он много времени уделял любимой зоологии, однако стал постепенно увлекаться и древними культурами и цивилизациями. Именно в этот период он пришел к выводу, что современный человек напрочь забыл о вековых традициях и заповедях, что в итоге привело к ряду братоубийственных войн. К слову, Тур сохранил уверенность в этом до самых последних минут своей жизни.

Тяга к странствиям

По окончании семи семестров Хейердалу становится скучно в университете. Ведь на тот момент он уже обладал поистине энциклопедическими знаниями, часть из которых получил от родителей, а часть постиг, благодаря самостоятельному изучению тех или иных вопросов. Он мечтает заняться собственными исследованиями и отправиться в путешествие к далеким экзотическим островам. Тем более что его друзья и покровители Яльмар Брох и Кристин Бонневи, с которыми он познакомился во время поездки в Берлин, готовы были помочь в организации экспедиции к Полинезийским островам с целью выяснить, как там могли оказаться представители фауны, населяющие эти места в наши дни. Интересно, что эта поездка стала для молодого ученого не только захватывающим приключением, но и Ведь перед отплытием Хейердал Тур женился на студентке экономического факультета - красавице Лив Кушерон-Торп. Лив оказалась такой же авантюристкой, как и ее муж. При этом она не только сопровождала Тура в его экспедиции, но и была ему верной помощницей, так как предварительно проштудировала множество книг, посвященных зоологии и Полинезии.

Путешествие на Фату-Хива

В итоге в 1937 году Хейердал Тур со своей супругой Лив отправились к далеким берегам полинезийского острова Фату-Хива. Здесь они учились выживать в дикой природе, познакомились с местными жителями и занимались научными изысканиями. Однако спустя год паре пришлось прервать свою экспедицию. Дело в том, что Тур подхватил довольно опасную болезнь, а Лив забеременела. Поэтому в 1938 году молодые исследователи вернулись в Норвегию. Так завершилось первое путешествие легендарного Хейердала. Об этой экспедиции он рассказал в своей книге «В поисках рая», выпущенной в 1938 году. В 1974 году Тур издал расширенный вариант этого труда, который получил название «Фату-Хива».

Путешествие в Канаду

Через несколько месяцев после возвращения с Фату-Хивы Лив родила сына, которому по семейной традиции дали имя Тур. Спустя еще один год у супругов появился на свет второй сын - Бьерн. Глава семейства продолжал свою научную деятельность, однако постепенно его стали занимать больше люди, а не животные. Таким образом, уехавший в Полинезию ученый-зоолог вернулся на родину антропологом. Его новой целью стал поиск ответа на вопрос о том, как могли древние инки добраться из Америки в Полинезию. А может быть, все было совсем наоборот? Так, Хейердал решает отправиться в Канаду, в места, где раньше проживали индейцы. Он рассчитывал, что здесь могли сохраниться старинные предания о мореплавателях. Однако, несмотря на то что Тур объездил весь запад Канады, ему так и не удалось отыскать необходимые сведения.

Вторая мировая война

Во время экспедиции Хейердала в Канаде началась Вторая мировая война. Будучи истинным патриотом, Тур хотел защищать свою Родину от врага. Для этого он перебрался в Соединенные Штаты и завербовался на армейскую службу. Во время войны семья Хейердала жила сначала в США, а затем переехала в Великобританию.

Путешествия Тура Хейердала: экспедиция «Кон-Тики»

В 1946 году ученый увлекается новой идеей: он полагает, что в глубокой древности американские индейцы могли доплыть до островов в Тихом океане на плотах. Невзирая на негативную реакцию со стороны историков, Тур организует экспедицию под названием «Кон-Тики» и доказывает свою правоту. Ведь он со своей командой смог добраться на плоту от Перу до островов архипелага Таумоту. Интересно, что многие ученые вообще отказывались верить в сам факт этого путешествия до тех пор, пока не увидели снятый в ходе экспедиции документальный фильм. Вернувшись домой, Хейердал развелся со своей женой Лив, которая вскоре вышла замуж за богатого американца. Тур же через несколько месяцев вступает в брак с Ивонной Дедекам-Симонсен, которая впоследствии родила ему троих дочерей.

Путешествие на остров Пасхи

Хейердал никогда не мог длительное время усидеть на одном месте. Так, в 1955 году он организовал археологическую экспедицию на остров Пасхи. В ее состав входили профессиональные археологи из Норвегии. В ходе экспедиции Тур и его коллеги провели на острове несколько месяцев, исследуя важные археологические объекты. Основное внимание в их работе уделялось экспериментам по высеканию, передвижению и установке знаменитых статуй моаи. Кроме того, исследователи занимались раскопками на возвышенностях Поике и Оронго. По результатам своей работы члены экспедиции опубликовали целый ряд научных статей, которые положили начало изучению острова Пасхи, что продолжается и по сей день. А Тур Хейердал, книги которого всегда пользовались большим успехом, написал очередной бестселлер под названием «Аку-Аку».

«Ра» и «Ра II»

В конце 60-х годов Тур Хейердал увлекся идеей о морском путешествии на лодке из папируса. В 1969 году неугомонный исследователь отправился в плавание на спроектированной по древнеегипетским рисункам лодке под названием «Ра» в плавание через Атлантический океан. Однако из-за того, что плавсредство было сделано из эфиопского камыша, оно довольно быстро размокло, в результате чего членам экспедиции пришлось вернуться назад.

В следующем году на воду спустили вторую лодку, названную «Ра II». Ее доработали с учетом предыдущих ошибок. Тур Хейердал в очередной раз добился успеха, доплыв из Марокко до Барбадоса. Тем самым он смог доказать всеми мировому научному сообществу, что древние мореплаватели могли переплывать через океан под парусами, воспользовавшись Канарским течением. Экспедиция «Ра II» включала в себя представителей разных стран, среди которых был и известный советский путешественник

«Тигрис»

Известной является и еще одна лодка Тура Хейердала под названием «Тигрис». Исследователь построил это плавсредство из тростника 1977 году. Маршрут экспедиции пролегал от Ирака к берегам Пакистана, а затем в Красное море. Благодаря этому Тур Хейердал доказал возможность существования торговых и миграционных контактов между Месопотамией и Индийской цивилизацией. По завершении экспедиции исследователь сжег свою лодку в знак протеста против военных действий.

Неутомимый исследователь

Тур Хейердал всегда жаждал приключений. Не изменил он себе и в 80-летнем возрасте. Так, в 1997 году на встречу к старому другу отправился наш соотечественник и участник экспедиции «Ра II» - Юрий Сенкевич. В рамках своей передачи «Клуб путешественников» он показал зрителю, где живет Тур Хейердал. Герой же рассказа поведал о своих многочисленных планах, среди которых была еще одна поездка на остров Пасхи.

Последние годы

Тур Хейердал, биография которого была очень богата самыми разнообразными событиями, оставался активным и жизнелюбивым даже в весьма преклонном возрасте. Это касается и его личной жизни. Так, в 1996 году, в возрасте 82 лет, известный ученый и исследователь разводится со своей второй женой и сочетается браком с французской актрисой Жаклин Бир. Вместе с супругой он перебрался на Тенерифе, где купил огромный особняк, построенный более трех веков назад. Здесь он с удовольствием занимался садоводством и даже уверял, что из него мог получиться и неплохой биолог.

Умер великий Тур Хейердал в 2002 году в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга. В последние моменты жизни он находился в окружении третьей жены и своих пятерых детей.

В небольшом городке Ларвик на юге Норвегии.

С детских лет Тур интересовался зоологией, любовь к которой привила ему мать, биолог по образованию.

В 1933-1936 годах Хейердал изучал зоологию и географию в университете Осло. В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии. Во время учебы в университете Тур познакомился с берлинскими учеными Кристиной Бонневи и Яльмаром Брохом, которые разработали и организовали проект, предусматривающий посещение удаленных островов Полинезии и изучение того, каким путем туда могли попасть животные, населяющие острова.

В 1950 году по инициативе Тура Хейердала в Осло был открыт музей "Кон-Тики". В музее выставлен не только оригинал знаменитого плота, но и плавсредства и предметы из других экспедиций Хейердала : папирусная лодка " Ра-II ", на которой в течение двух месяцев путешественник преодолел расстояние в несколько тысяч миль; модель тростниковой лодки "Тигрис" , скульптуры с острова Пасхи и предметы древних народов Латинской Америки.

Тур Хейердал был трижды женат. В первом браке с Лив Кушерон-Торп у него родились два сына Тур и Бьерн. Во втором браке с Ивонной Дедекам-Симонсен у Хейердала родились три дочери — Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. В 1996 году Хейердал развелся со своей второй супругой и женился на актрисе Жаклин Бир.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«Учёные прячутся за термин,
чтобы скрыть от людей, что не знают ответа…»

Тур Хейердал

Норвежский географ (по образованию), путешественник и антрополог.

Его мать работала в антропологическом музее, а юный Тур создал в доме небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка…

В 30-х годах Тур Хейердал вместе с женой провёл более года почти в в первобытных условиях на Маркизских островах.

В 1947 году Тур Хейердал и ещё 5 его коллег, проверяя научную гипотезу о возможности покорения древними мореплавателями океанских пространств, проплыли 6920 километров по Тихому океану на плоту «Кон-Тики». Таким образом, были получены косвенные доказательства о возможности древних контактов между Южной Америкой и Полинезией…

В 1955-1956 годах Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи для проведения экспериментов по изучению технологии изготовления и установки знаменитых статуй моаи.

«Затем Хейердал, верный идее важной роли дальних миграций, задумал доказать, что египтяне могли достичь Южной Америки и принять участие в формировании доколумбовых цивилизаций Америки - инков и ацтеков. Он решил пересечь Атлантику на папирусной лодке «Ра» (с техникой древних египтян) из Северной Африки. Первая попытка в 1969 г. после преодоления 4500 км закончилась крушением, вторая на следующий год удалась - «Ра II» после 57 дней пути приплыл к Барбадосу в Вест-Индии. Так что и Хейердал приложил руку к оживлению идеи Эллиота Смита. В это время Хейердал заинтересовался историей Старого Света. В 1969 г. он с половиной своей команды «Ра», между обоими путешествиями на «Ра», побывал у меня в экспедиции под Новочеркасском, где я раскапывал курганы с ямными погребениями, а их ведь Гимбутас тогда объявляла праиндоевропейскими. Тур хотел собственными глазами поглядеть на праиндоевропейцев. По моим представлениям, он увидел только ариев (праиндоиранцев). Но встречало его местное начальство с помпой, глава области очень волновался и начал приветственную речь словами: «Дорогой господин Хер Туйердал!» Такие ошибки заразительны. Все последующие ораторы делали заминку перед именем и произносили его с повышенной отчётливостью: «Тур!!! Хейердал!!!». В 1970-е гг. на тростниковой лодке «Тигрис» Хейердал пустился в 9980-километровый путь по рекам из Ирака в Индийский океан, чтобы доказать, что шумеры могли 5000 лет тому назад проходить этот путь. Война в Эфиопии воспрепятствовала завершению этой экспедиции. Все публикации Тура Хейердала чрезвычайно романтичны, читаются взахлёб и с восхищением. Но, доказывая самим своим осуществлением, что такие путешествия были возможны, они не доказывают одного - что эти экспедиции реально совершались. Считать, что констатация возможности является достаточным историческим объяснением и обоснованием - это поссибилизм, который большинство историков отвергает, считая логически ошибочным. Только одна книга Хейердала, выпущенная в 1952 г., представляет на 821 странице собранные им доказательства. Это «Американские индейцы в Тихом Океане. Теория за экспедицией Кон-Тики». Отзывы учёных об этой книге столь же отрезвляюще критичны, сколь отклики на другие его книги полны восхищения. Критики находят в ней лишь случайные совпадения слов, отдельные сходства вещей при полном расхождении всей культуры, предания, которые можно толковать по-разному. Противоречащие факты опущены, материал слабо организован, масса повторов. Всё производит впечатление черновых заметок, сваленных в кучу и опубликованных. Что же до содержания книги (и критики), то течения позволяют легче плавать с азиатского материка на восток, чем из Америки на запад, и действительно, из Азии проникли в Океанию пищевые растения таро, кокосовый орех, банан, хлебное дерево, как и животные - домашняя свинья. Сладкий картофель и тыква действительно могут свидетельствовать о контактах между Полинезией и Америкой, но для таких контактов не обязательно предполагать миграции».

Клейн Л.С. , История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 572-573.

«На тихоокеанском острове Пасхи имеются циклопические статуи, которые, казалось бы, не могли быть воздвигнуты примитивным племенем, населяющим остров в наши дни. Можем ли мы высказать гипотезу, что статуи эти поставлены пришельцами с другой планеты? Конечно, можем. Однако, находясь в рамках рационального подхода, мы вправе принять подобное объяснение лишь после того, как будут исчерпаны все более простые - «земные» - гипотезы. Тур Хейердал , сделавший успешную попытку установить пасхианскую статую с помощью лишь тех средств, что есть в наши дни в распоряжении тамошних аборигенов, действовал строго в рамках «бритвы Оккама» , хотя наверняка не задумывался над этим».

Еськов К.Ю., Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней, Изд-во НЦ ЭНАС, 2007 г., с. 20.