27 лет назад Центральное телевидение показало четырехсерийный фильм "Секретный фарватер", снятый В. Костроменко по мотивам одноименного романа Леонида Платова.
По сей день эту скромную ленту регулярно демонстрируют на разных телеканалах, и уже новое поколение зрителей с удовольствием следит за приключениями командира советского торпедного катера Шубина, который сумел обезвредить грозную немецкую подлодку. Но мало кто знает, что в "Секретном фарватере" впервые в мировом кино снят проход настоящей подводной лодки под водой.

Лодки нет, а кино осталось
Действие фильма происходит в 1944 году на Балтийском море. Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на "Летучий голландец" и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего рейха, которая ее окружает.
Естественно, что в картине, где действует подводная лодка, трудно было обойтись без сцен под водой. Поначалу предполагалось, что погружение и всплытие подлодки снимут в знаменитом бассейне Одесской киностудии.
Этот бассейн был построен для съемки морских батальных сцен. Вода в бассейн наливалась так, чтобы она переливалась через край. В бассейн запускали макеты кораблей разных эпох, преимущественно парусного флота, и при помощи разных приспособлений их приводили в действие. На заднем плане открывалась панорама на Черное море, благодаря чему создавалась иллюзия морской дали.
Местные мастера комбинированных съемок умудрялись устраивать вполне правдоподобные морские сражения. Сегодня, пересматривая эти картины, трудно поверить, что в этих сценах на самом деле были задействованы не реальные корабли, а их совсем небольшие по размерам макеты.
Макет подлодки готовился и для "Секретного фарватера", но, когда режиссер увидел погружение реальной подлодки, он буквально заболел желанием снять эту сцену в натуре.

- Когда подводная лодка погружается, - поясняет свое решение Вадим Васильевич Костроменко, - возникает такой водоворот, такая потрясающая картина, что в бассейне создать подобный эффект просто невозможно.
Хотя по сюжету действие фильма происходило на Балтике, подводные сцены снимали в Крыму, в Балаклаве, тем более что вода в этих местах была удивительно прозрачной.
К кинематографистам в ту пору относились уважительно, тем более что фильм рассказывал о героизме советских моряков, так что все, что требовалось для съемочной группы, флотское командование выдавало без лишних слов и бесплатно. (В нынешних условиях подобные съемки стоили бы миллионы гривен, а то и долларов). Однако с этим эпизодом поначалу не складывалось.

Съемочной группе выдали водолазный борт, у которого жёсткий трап уходит глубоко под воду. Режиссер решил, что на конце этого трапа будет сидеть оператор, естественно, соответствующим образом экипированный, и со специальной камерой для подводной съёмки. А рядом с ним должна была пройти подводная лодка.

И вот наступил день съемки. Подводная лодка пришла, но...
- Я поставил перед командиром лодки задачу, - вспоминает В. В. Костроменко. - Он на меня посмотрел и говорит: "Вадим Васильевич, в тюрьму мы сядем оба. Вы думаете, что я по шоссе еду? Я же под водой буду плыть. Чуть-чуть не туда - и ваш оператор попадёт мне под винты. И всё - сядем. Нет, я этого делать не буду!"
Развернул свою лодку и ушел.
Пришлось режиссеру ехать в Севастополь к командующему флотом.
- Я его понимаю, - сказал командующий, выслушав рассказ режиссера. - Тут нужен человек рисковый.
И распорядился дать другую лодку, с другим командиром. Съемка прошла отлично, ожидаемый эффект получился. Во время нашей беседы Вадим Васильевич признался, что не запомнил фамилию лихого командира подлодки. Помнит только его уникальное имя-отчество - Африкан Африканович. Зато фамилию, как нам удалось установить, моряк носил самую простецкую - Попов.
А командовал капитан-лейтенант Попов А. А. дизель- электрической подводной лодкой С-296 проекта 613, заводской номер 152. Первый выход в море этой лодки помечен 1955 годом, а 1 октября 1990 года экипаж был расформирован. По всей видимости, в ходе последующих бурных лет лодка пошла на металлолом. Но в историю мирового кино она успела войти...


С весельем и отвагой

Вадим Васильевич вспоминает и о других интересных ситуациях во время крымских съемок. Предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.
- Но, как только я погрузился, вода заполнила маску , - вспоминает В. В. Костроменко. - Я вынырнул и говорю: "Ребята, что вы мне за маску дали, которая пропускает воду?" А мне отвечают: "Вадим Васильевич, маска не виновата, усы сбрить надо".
- Ну не могу я сбрить усы!
- улыбаясь, продолжает режиссер и рассказывает, что, когда однажды в молодости он совершил эту процедуру, то чувствовал себя так, как будто находится без штанов.

Тупиковую эту ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть.

Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. В. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.

Сейчас, конечно, рассказывать об этом весело, но то, что я тогда высказал "шутникам", я вам повторить не могу, - улыбается Вадим Васильевич.
Сам исполнитель главной роли вспоминал, что консультант картины - адмирал, увидев его на съемках, спросил: "Ты, наверное, на флоте служил? У тебя походка, выправка флотские" .
Между тем прежде артист к флоту не имел никакого отношения. Он служил в артиллерии, к тому же большую часть службы провел на сцене, поскольку уже имел начальное театральное образование. Помогли занятия спортом, которые пригодились и во время съемок "Секретного фарватера", где актеру пришлось прыгать с парашютом, плавать под водой и долго держаться на плаву в открытом море. Правда, признавался артист, под водой по большей части плавал один мой дублер, другой - прыгал с парашютом, а сам исполнитель в это время бегал в катакомбах, где с "немцем" - каскадером Петром Шерекиным - изображал драку. А вот в воде ему пришлось провести целую съемочную смену.

- Нашли длинный пирс, уходящий в море,
- рассказывал впоследствии артист, - с него и снимали на фоне моря. Я там плаваю, изображаю что-то, а с пирса кричат: "Толя! Побарахтайся немножко! Сейчас мы камеру перезарядим!" И вижу, как помощник оператора неуклюже карабкается в гору, к автобусу с аппаратурой. А я плаваю. Вот тогда я понял, что, пока камера работает, актер и в огонь пойдет, и в воду... да на все пойдет! И пока я слышал громкий треск камеры "Конвас", я самоотверженно барахтался в воде.

Но однажды А. Котеневу захотелось лично прыгнуть с парашютом, хотя снимали общий план и его вполне мог заменить дублер. Однако артист уговорил режиссера дать ему возможность прыгнуть, заверив, что имеет опыт целых пяти прыжков.
"Правда , - глядя честными глазами на постановщика, сказал актер, - документы об этом у меня остались дома" . Проблема заключалась в том, что во время войны использовались круглые парашюты, которых сорок лет спустя на складах уже не было. С огромным трудом нашли старый круглый парашют, тщательно его проверили и наконец дали согласие на съемку. Прозвучала команда, включили камеру, и из самолета вылетел комочек. Он летел подозрительно долго и лишь почти у самой земли раскрылся парашют.
"Толя, что случилось?" - подбежал к артисту обеспокоенный режиссер.
"Ничего особенного, - "на голубом глазу" ответил тот, - я просто хотел вам показать, что такое затяжной прыжок".

Еще один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: "Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов" . Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов.
И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф. Но в смете фильма такой статьи, естественно, не было. Пришлось провести с инспектором беседу на предмет того, что это за фильм. Кто в нем снимается и т. п. А моряки тем временем из оглушенной рыбы сварили прекрасную уху, от которой инспектор не смог отказаться...

Интересные факты о фильме
- Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
- В фильме таинственной немецкой субмариной является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная лодка U-127 погибла ещё в 1941 году.
- В качестве торпедных катеров снимался речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 "Шмель". С нескольких "Шмелей" демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14- 17, установив на освободившееся место муляжи трубчатых торпедных аппаратов. После чего в своём новом виде 73-тонные "Шмели" в фильме исполнили роли 15-тонных торпедных катеров Г- 5.
- Имя командира "Летучего голландца" - Герхард фон Цвишен. В переводе с немецкого это означает "Герхард из между", то есть из ниоткуда, и является аллюзией на капитана Немо (Немо по- латыни значит "никто") из романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой".
- Диверсанта-аквалангиста, реально сыграл спецназовец Шерекин Пётр Павлович. Мастер спорта СССР по рукопашному бою. Первый командир Республиканского отряда специального назначения МВД Украинской ССР. Первый абсолютный чемпион Украины по каратэ-до.
Представитель тай-дзюцу в Украине от World Federation HOKU SHIN KO RYU BUDJUTSU. Пожизненный член в JU JUTSU INTERNATIONAL, член Академии черных поясов и Дома Самурая.

Секрет долголетия - искренность
Шутки шутками, но, как полагает режиссер, его картина в определённой мере оказалась пророческой. Ибо в последней сцене на подводной лодке фашистский командир произносит такой текст: "Это безумный, дурной Гитлер войну проиграл. И я хочу, чтобы вы поняли, как легко и свободно мы внедримся в послевоенный мир. Мы будем пользоваться покровительством важных людей, мы сохраним национал-социализм и будем заботливо его выращивать на новой почве".
- Мне горько от того, что кое-где, даже у нас, фашизм снова поднимает голову, - говорит В. В. Костроменко. - Наш фильм довольно часто показывают по телевидению, и хочется верить, что эти слова заставят кого-то задуматься...

"Секретный фарватер" принес популярность исполнителю главной роли Анатолию Котенёву. Сейчас он - один из ведущих артистов Белоруссии, снялся в 60 фильмах и сериалах и даже избран вице- президентом Белорусской гильдии актёров кино.
Нет надобности представлять и Ларису Гузееву, которая снималась в этой картине вскоре после оглушительного успеха "Жестокого романса". Ей было интересно сыграть роль в военной форме. Вот только некоторые зрители остались недовольными гибелью героини, и режиссер после выхода картины получил немало писем с гневным вопросом: "Почему вы убили такую красивую женщину?"
"Секретный фарватер" не назовешь шедевром мирового кинематографа. Честная, добротная работа, которая и четверть века спустя смотрится с неослабевающим вниманием. В чем секрет такого долголетия? На этот вопрос даже сам постановщик не знает ответа. Скорее всего, в искренности, чувстве личной причастности, с каким снимал фильм В. В. Костроменко - "дитя войны".

Американские же кинематографисты - при всей своей технической изощренности - только лишь через пять лет рискнули снять реальное погружение подводной лодки. Так что лавры первооткрывателей остались за нашими киношниками.

Тень холодной войны упала на землю 5 марта 1946 года, после исторической речи старика Уинстона Черчилля. "Коммунистические партии, - заявил в Фултоне этот вечно пьяный англичанин, - всюду представляют собой угрозу христианской цивилизации". И началась безумная гонка вооружений. НАТО и Варшавский Договор, войны в Корее, Вьетнаме и Афганистане, Че Гевара, Фидель Кастро и кубинская революция, Берлинская стена, Карибский кризис, Пражская весна, водородная и нейтронная бомбы, подземные бункеры, убежища и заводы...

Проект Иосифа Сталина

Среди многих и многих городов и городков, попавших в эту зловещую тень, оказалась и Балаклава. В начале пятидесятых Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены, работа. Что правда, вставший после смерти Хозяина у руля СССР Никита Хрущев отнесся к проекту куда сдержаннее. Осмотрев в 1961 году уже почти готовое сооружение собственными глазами, он махнул рукой и бросил: "Надо отдать все это виноделам!".

Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в строй под кодовым наименованием "Объект 825 ГТС". О масштабах этого сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время его строительства превысила 25 тысяч кубометров. Сверхсекретный "объект 825" мог выдержать ядерный взрыв огромной мощности и включал в себя сухой док, цеха, командные пункты и канал, позволявший субмаринам, зайдя в завод со стороны Балаклавской бухты, выходить прямо в открытое море, причем не только в надводном, но и в подводном положении.

Солнце стало выглядывать из-за холодных нейтронных туч в 1989-м, чуть не через полвека после фултонской речи сэра Черчилля. В феврале того года советские войска вышли из Афганистана, а в ноябре рухнула Берлинская стена. Холодная война завершилась. Еще через два года скончался "Союз нерушимый республик свободных", и демократическая Россия принялась делить Черноморский флот с незалежной Украиной. Кстати говоря, Балаклава тоже имела некоторое отношение к краху, наверное, самой великой империи ХХ века. В балаклавской гавани, совсем рядом с "объектом 825", базировались быстроходные яхты генеральных секретарей ЦК и председателей советского правительства. Во время августовского путча 1991 года правительственная яхта "Крым" вдруг срочно покинула бухту и на всех парах двинулась к месту заточения Михал Сергеича. Зачем, история пока умалчивает.

Объект 825 ГТС

В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма - Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов, овеянных поэтическими легендами. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атомных подводных лодок.

Секретный приказ для Берия.

Если бы у трансурановых элементов был запах, то можно было бы сказать, что в 50-е годы в мире запахло "оружейным" плутонием. На полигонах Невады и Новой Земли вовсю вздымались ядерные грибы. Назревал Карибский кризис как запал третьей мировой - термоядерной - и потому последней на планете войны.

Обе сверхдержавы - СССР и США - постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, ядерных боеголовок для ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое мест, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под скалы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом... Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты... В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения, - говорит заместитель директора Военно-морского музейного комплекса "Балаклава" Александр Шестопал. - Поскольку архивные документы до сих пор находятся у россиян, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Ситуация осложнялась тем, что у многих специалистов до сих пор не закончился срок подписки о неразглашении. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта. Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Защита от "пяти Хиросим"

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же ботопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной ботопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома...

Хрущев предпочел бы винные подвалы...

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания этого искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Куда уплыли миллиарды?

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом. Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривень.

Некоторое время в бывших помещениях для хранения секретной документации находились "списанные" купоно-карбованцы, которые впоследствии уничтожили. Нынче здесь развлекаются местные мальчишки, "бомбардируя" подземный канал ржавыми гайками.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2002 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса...

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины...

Крымские каникулы

За эти ворота мечтал попасть не один американский шпион. В глубь выдолбленного в горе туннеля уходят рельсы, на которых стоит пустая тачка с латунными колесами. Еще лет двадцать тому назад на ней перевозили атомные боеголовки, а сейчас она превратилась в музейный экспонат.

Мы в святая святых Краснознаменного Черноморского Флота СССР.

Этот подземный балаклавский арсенал, известный в нарде как "штольня-головастики" (головастиков народу напоминали боеголовки), снабжал ядерным оружием советские подводные лодки.

Колеса тачки недаром покрыты латунью. Будь они из другого материала, катясь по рельсам, тачка иногда высекала бы искры.

Боеприпасы доставляли сюда по частям, а собирали уже в подземелье, вход в которое перекрывался гигантской противоатомной заслонкой весом 150 тонн. Она открывалась только для того, чтобы впустить в чрево горы очередную порцию смертоносного груза.

В тени холодной войны

О масштабах сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время строительства превысила 200 тысяч кубометров — говорят, извлеченной породой запросто можно было бы заполнить пирамиду Хеопса.

Подземный зал, в котором когда-то хранились собранные ядерные боеголовки, ныне пуст и не радиоактивен — каких-то десять миллирентген при максимально допустимых четырнадцати.

Стены и потолок арсенала укреплены двухметровым слоем бетона и выложены асбестовым шифером. Штольня могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в пять Хиросим. А асбестовый шифер понадобился для того, чтобы улучшить акустику подземелья.

Тяжеленные двадцатичетырехтонные противоатомные двери из обитого железом бетона открыты, но при желании их может закрыть даже ребенок — так легко они двигаются. Толщина дверей — шестьдесят сантиметров. Именно на грандиозном фоне противоатомных дверей больше всего любят фотографироваться иностранные туристы, с некоторых пор посещающие эти места.

То ли дело было прежде

Дорогу к арсеналу, в котором работали только офицеры, давшие подписку о неразглашении государственной тайны, преграждали три контрольно-пропускных пункта. Документы, рассказывающие о деятельности арсенала и завода по ремонту подводных лодок, предположительно хранятся ныне в Санкт-Петербурге и до сих пор не рассекречены.

После развала СССР балаклавский подземно-подводный комплекс по инерции продолжал функционировать до мая 1994 года, когда из его недр ушла под прощальные гудки последняя российская субмарина. Подземная база подлодок перешла под юрисдикцию Украины и "утратила военное значение". Тем более, что и у Черноморского Флота России, и особенно у Военно-Морских Сил Украины субмарин нынче осталось негусто.

Уникальный подземный комплекс уничтожили не межконтинентальные ракеты потенциального врага, а сами бывшие граждане СССР. Причем, как рассказывают местные жители, во время разграбления контрольно-пропускные пункты еще работали, и посторонних в штольни не допускали. Однако КАМАЗы с порезанными на металлолом станками преодолевали эти преграды так, как не снилось никаким шпионам. Ну а затем, когда подземный комплекс остался вообще без охраны, дело довершили мародеры-любители.

Черная дыра Балаклавы

Арсеналу еще повезло. Он пострадал немного меньше, чем находящийся на другой стороне подземного канала завод по ремонту подводных лодок.

Перед нами зияет мокрая черная пасть.

Вход в канал и сегодня преграждает огромный стапятидесятипятитонный ботапорт. В прошлые годы тут поджидали зевак-туристов двенадцати-тринадцатилетние "сталкеры". За почти символическую плату они проводили каждого желающего по подземным коридорам и рассказывали пару-тройку местных легенд. Теперь "сталкеров" сменили экскурсоводы. Как утверждают старожилы, в советские годы подводные лодки заходили в завод только по ночам, и в это время Балаклава непременно погружалась в кромешную тьму — во всем городке выключали свет. Войдя в завод из Балаклавской бухты, подводные лодки ремонтировались в ныне затопленном сухом доке, оснащались боеприпасами и, отправляясь в боевой поход, покидали подземный канал с другой стороны горы.

Кого интересуют параметры, длина подземного канала для подводных лодок - 505 метров, ширина от 12 до 24 метров, глубина — 8,5—9 метров. Одновременно внутри завода могли находиться от семи до девяти субмарин разных проектов.

Музей и фестивальная площадка

С первого июня 2003 года в балаклавских штольнях работает военно-морской музейный комплекс "Балаклава".

Пока все это достаточно скромно, но, как говорят, лиха беда начало. Среди прочего, у музейщиков есть даже задумка купить у России подводную лодку легендарного 641 проекта и доставить ее с Северного флота в Балаклаву. А пока суд да дело в экспозиции музейного комплекса вместо настоящей подводной лодки появились действующие модели боевых кораблей Черноморского флота — уменьшенные копии подводной лодки "Варшавянка", ракетного крейсера на воздушной подушке "Бора", двух сторожевых кораблей, а также модель авианосного крейсера "Киев", проданного Китаю в начале 90-х годов прошлого века. Музей приобрел их у автора и изготовителя — знаменитого севастопольского мастера, капитана I ранга в запасе Владимира Гурова.

Но уж совсем необычное предназначение нашли для бывшей подземной базы подводных лодок российский режиссер Роман Мархолиа и его немецкий коллега Себастьян Кайзер. Их усилиями в августе 2006 года в балаклавских штольнях прошел фестиваль современного искусства "Балаклавская Одиссея", который собрал режиссеров, художников, фотографов, композиторов, хореографов и певцов из России, Украины, Германии, Австрии, Швейцарии, Венгрии и других стран.

В России строится самая большая атомная подводная лодка в мире. Как сообщают «Известия», речь идет о субмарине проекта 09852 «Белгород», разработанной в КБ «Рубин-Север» - северодвинском филиале питерского ЦКБ «Рубин». Правда, рекорд будет установлен не по водоизмещению, а по длине лодки. Самой длинной ПЛА в мире является «Акула» проекта 941, чья длина 172,5 м. У «Белгорода» почти на 12 метров больше - 184.

«Белгород» - это достроенная по обновленному проекту лодка «Антей» (проект подводных лодок с крылатыми ракетами 949А), строительство которой было заморожено в Северодвинске в 2006 году. Лодка была готова на 76%.

Церемония закладки новой лодки с использованием корпуса недостроенной состоялась в декабре 2012 года. В официальных источниках «Белгород» называют большой исследовательской атомной подводной лодкой, являющейся носителем обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. Ее заказчиком считается Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России.

Предполагается, что «Белгород» будет заниматься изучением дна российского арктического шельфа, искать на больших глубинах полезные ископаемые, а также прокладывать подводные коммуникации. В частности, при помощи глубоководных аппаратов на морском дне будут устанавливаться атомные подводные модули, предназначенные для зарядки необитаемых подводных аппаратов. Субмарина обеспечит развертывание глобальной системы контроля подводной обстановки, которую военные строят на дне арктических морей.

Весь этот функционал представители ВМФ перечисляют с непременными оговорками: «по некоторым данным», «есть основания предположить», «вероятно»… Проистекает это из-за того, что «Белгород», а также еще одна строящаяся в Северодвинске субмарина проекта 09851 «Хабаровск», являются самыми засекреченными лодками ВМФ России.

И Главное управление глубоководных исследований не имеет к ним никакого отношения. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на торжественной закладке этих двух лодок не присутствовал ни один представитель ГУГИ. Есть основание предположить, довольно веское, опирающееся на факты, что эти лодки станут носителями стратегической беспилотной торпеды с ядерным реактором в качестве силовой установки, с уникальной дальностью, искусственным интеллектом и 100-мегатонным боезарядом. Эта торпеда получила название «Статус-6».

Существуют два основных свидетельства, позволяющие говорить о реальности существования «Статуса-6». В конце ноября прошлого года обозреватель Washington Free Beacon Билл Герц опубликовал статью со ссылкой на высказывание источника в американских спецслужбах, в которой говорится о том, что российские моряки провели успешное испытание «беспилотной атомной подводной лодки, способной нести многомегатонный ядерный заряд». В испытаниях принимала участие подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Герц называет это оружие революционным, поскольку конструкторы США и других технологически развитых стран мира к этой идее еще и не подступались.

Герц лишь подтвердил факт существования «Статуса-6». А впервые о нем стало известно в конце 2015 года, когда во время телевизионной трансляции совещания у Владимира Путина произошла «утечка совсекретной информации». Несомненно, она была запланированной: с ее помощью был послан сигнал через Атлантический океан о том, что новое оружие способно гарантированной пробить брешь в обороне Северной Америке и произвести разрушения, масштаб которых превосходит атаку несколькими известными межконтинентальными баллистическими ракетами. То есть, это не просто асимметричный ответ на строительство ЕвроПРО, а решение, многократно перекрывающее и ПРО, и натовские батальоны в Польше и Прибалтике, и прочие потенциально агрессивные по отношению к России действия Вашингтона.

Расшифровка западными специалистами слайда, мелькнувшего на двух центральных телеканалах, дала достаточно много информации, чтобы понять, что же собой представляет необитаемый подводный аппарат (НПА) «Статус-6», разработанный в ЦКБМТ «Рубин». Были прочитаны такие слова: «Назначение - поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

Идея ядерной суперторпеды не нова. В 60-е годы в Советском Союзе начались разработки Т-15 со 100-мегатонным боезарядом. Однако на тот момент не существовало компонентов и технологий, позволявших довести идею до конкретного продукта. Электродвигатели на аккумуляторах ограниченной емкости позволяли доставлять 40-тонную махину длиной в 24 метра не дальше чем на 30 километров. То есть лодка-носитель Т-15 должна была преодолеть массированную противолодочную оборону побережья США, что было крайне сложно. Да и подрыв такого заряда на удалении в 30 километров - это для лодки было гарантированным самоубийством.

С тех пор технологии ушли далеко вперед. На НПА, как это следует из расшифрованного слайда, установлен ядерный реактор мощностью 8 МВт, который обеспечивает практически неограниченную дальность хода. То есть для «Статуса-6» расстояние между Европой и Америкой - это не проблема. Реактор имеет жидкометаллический теплоноситель, благодаря чему удается повысить КПД, а также существенно снизить шумы. Подсчитано, что такого рода аппарат можно обнаружить при помощи самых чувствительных сонаров не дальше, чем на расстоянии в 2−3 километра. То есть «Статус-6» издает более слабые акустические шумы, чем самая бесшумная в мире подводная лодка «Варшавянка».

Водометные движители позволяют развивать максимальную скорость в пределах от 100 км/ч до 185 км/ч. Рабочая глубина - 1000 метров. И еще одно достоинство «Статуса-6» состоит в том, что это, по сути, подводный робот, обладающий искусственным интеллектом и способный действовать самостоятельно в зависимости от сложившейся ситуации.

Благодаря прекрасным характеристикам по скорости хода, малозаметности и глубинности, «Статус-6» обладает повышенной способностью преодолевать противолодочную оборону США. Даже в случае его обнаружения гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует побережье США на предмет подводного вторжения, НПА с легкостью уйдет от любой торпеды НАТО на максимальной скорости. К тому же, обладая интеллектом, «Статус-6» способен совершать сложное маневрирование.

Самая быстроходная американская торпеда Mark 54 имеет скорость 74 км/ч, то есть по минимальным прикидкам меньше на 26 км/ч. Самая глубоководная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.

Стратегия использования «Статуса-6» может быть различной. Аппарат может выступать и как ударное оружие, и как оружие гарантированного сдерживания. Во втором случае НПА может прийти в точку назначения и залечь на дно, дожидаясь сигнала на подрыв боевой части. Сигнал может подаваться по сверхдлинноволновому каналу, поскольку только сверхдлинные волны проникают в толщу воды. Получается оружие сдерживания, готовое сработать мгновенно. Без затрачивания времени на подлет и «подплыв».

И это будет очень мощный сдерживающий фактор, с которым невозможно не считаться. Потому что боеголовка «Статуса-6», имеющая кобальтовую секцию, рассчитана на максимальное радиоактивное загрязнение громадной территории. Подсчитано, что при скорости ветра в 26 км/ч радиоактивное облако отравит прямоугольник побережья размерами 1700×300 км.

«Статус-6» способен уничтожать базы ВМС, авианосные ударные группы, наземные авиационные базы. Все это экспериментально проверено самими американцами. В 1946 году ВМС США провели испытания подводного атомного взрыва мощностью 23 килотонны. В результате был потерян совсем новый авианосец «Индепенденс», спущенный на воду в 1942 году. После четырех лет безуспешных попыток дезактивации он был затоплен. Но боеголовка «Статуса» содержит радиоактивных продуктов деления кобальта на несколько порядков больше.

Севастополь, как утверждают местные жители, - один из самых солнечных городов юга России. Две тысячи часов в год здесь жарит солнце. Сейчас, конечно, на носу зима - но и воспоминания о лете согревают.

В иные летние дни на солнцепёке западной набережной Балаклавской бухты долго не выдержишь. Казалось бы, а что здесь делать: яхты и рыбные ресторанчики на другой, прогулочной стороне. Зато на этой - можно попасть в музей, который так и называется - «Балаклава». Туда идут не только чтобы познакомиться с историей подводных лодок и рассмотреть макеты кораблей - летом там спасаются от зноя.

Недалеко от Балаклавы, в другом севастопольском пригороде с романтическим иноземным названием Голландия, сейчас находятся корпуса Севастопольского политехнического института. Стела, установленная здесь, сообщает, что полвека назад в этих зданиях работали знаменитые совет-ские учёные Курчатов и Александров . Для всех, кто знаком с историей советской науки, здесь сразу очевидно, над чем могли работать два выдающихся совет-ских физика-ядерщика в 1940-1950-х гг.

Много лет в совет-ские времена Севастополь был закрытым городом, о чём горожане вспоминают с ностальгией и сочиняют об этом чуть ли не мифы. Так вот, город объявлялся закрытой территорией, пожалуй, даже не столько из-за базирования Черноморского флота, сколько из-за размещения здесь ядерного оружия и проводившихся исследований в этой области.

После взрывов американских атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки одним из ответов на исследования США в области ядерного оружия стало строительство совет-ского подводного флота с ядерным оружием на борту. Был приказ Сталина : найти место, где можно спрятать подводные лодки с ядерными ракетами. С водными и сухими доками, хранилищем торпедного арсенала. Искали несколько лет. А решение лежало чуть ли не на поверхности. Балаклавская база стала этим уникальным гидросооружением.

Вход на секретную базу подводных лодок. Фото: / Андрей Дорофеев

Что спрятали в горе Таврос?

Много веков Балаклава была не просто рыбацким посёлком, но и военным портом. Сначала его облюбовали генуэзцы, построив неприступную крепость Чембало. Было время, стоял здесь и турецкий гарнизон. В годы Крымской войны в Балаклаве был английский лагерь. Недалеко отсюда элитная «Лёгкая бригада» британской кавалерии пыталась совершить свою знаменитую, но обречённую на провал атаку - и была разбита защитниками Севастополя.

Балаклавская бухта действительно не видна с моря. У моряков есть даже поговорка: «Берег слева, берег справа - по-средине Балаклава». Так вот, сюда в 1953 г. для осуществления директивы о создании парка подводных лодок на Чёрном море и выдвинулись военные строители.

Главный водный канал внутри комплекса. В случае ядерного удара здесь могли укрыться от 7 до 9 подлодок. Фото: / Андрей Дорофеев

Внутри горы Таврос построили секретную военную базу, в которой могли укрыться от неприятельских глаз до полутора десятков подводных лодок. При необходимости их здесь же ремонтировали и дополнительно загружали торпедами.

В любое время года внутри горы прохладно (не выше 10-15 градусов тепла) и сыро. База подлодок, созданная на глубине нескольких десятков метров, - один из самых секретных военных объектов СССР, спроектированный ещё под руководством Лаврентия Берии , когда тот курировал атомную программу страны. База способна выдержать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы, в 5-6 раз мощнее тех, что сброшены на Японию. Считалось, что она практически не поддаётся разрушению.

Макет торпедного отсека подлодки. Фото: / Андрей Дорофеев

База была сразу же засекречена и получила ничего не говорящее название «Объект 825 ГТС». Её строили 8 лет. Горная порода оказалась настолько труднопроходимой, что обратились к московским метростроевцам. С их помощью вырезали и удалили 120 тонн породы. В пустотах сформировали огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.

Объект 825 ГТС (или К-825; иногда называется «Музей холодной войны») - подземная база подводных лодок в Балаклаве, секретный военный объект времен холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте.
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.
В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.
Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.
В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.
Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той - без выстрелов - воистину холодной войне в океанских глубинах.
Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников