Типичный меч Средневековья произошёл от германской спаты – длинного одноручного меча. Впоследствии этот тип клинкового оружия был заимствован и соответственно модернизирован многими народами. Так у франков был широко распространен меч, названный по династии королей Меровингов, правивших в эпоху раннего Средневековья.

Франки начали завоевание Галлии с III века, и к VI веку окончательно сформировывается Франкское государство. Имя династии Меровингов дал Меровей, преемник второго по счету короля франков. Хоть основатель новой династии и правил всего около десяти лет, но он дал начало новой ветви королей, в наше время известных как короли-чудотворцы. С ними связывают много тайн и загадок, увлекательных исследований и магических возможностей. Это не были просто удачливые военные вожди, меровингские короли вели свое происхождение от родовой франкской знати, а их род воплощал в себе единство всего народа франков. Меровингская династия просуществовала с V века и до середины VIII, последний представитель этого могущественного рода Хильдерик III был свержен в 754 году.

Легендарный король Артур жил в эпоху меровингских мечей и владел самым лучшим мечом. Самый известный нам роскошный меч был найден в Саттон-Ху (Sutton Hoo). Его обнаружила в Эдит Мэри Притти в мае 1939 года в курганном некрополе восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк, где в 1938-1939 гг. были сделаны, возможно, самые значительные археологические находки в истории Великобритании, включая нетронутый погребальный корабль англосаксонского короля рубежа VI и VII вв.

Лицо, погребённое в Саттон-Ху, не установлено. Вероятнее всего, могила принадлежит восточно-английскому королю Редвальду (около 599-624). Легендарный король Артур (англ. и валл. Arthur, ирл. Art?r от кельтского «медведь») по преданиям, великий государь королевства Логрес, легендарный вождь бриттов V-VI века, разгромивший завоевателей-саксов жил примерно в то же время. До сих пор историки не нашли доказательств исторического существования Артура, хотя многие допускают существование его исторического прототипа. И уж точно король Артур владел таким же мечом, как найденный в кургане.

Меч меровингского типа, как и древнегерманская спата первоначально не имел острия. Окончание его клинка плоское (не граненое) или немного закругленное. В отличие от спаты меровингский меч выковывался из разных сортов стали и сначала в сечении напоминал ромбовидную форму, а позже появился дол. Рукоятка меча короткая и плоская, с массивным навершием. Плоский клинок шириной в 5-6 см имел двухстороннюю заточку и практически не сужался от рукояти к концу. Широкий и неглубокий дол идет с двух сторон и по всей длине меча, заканчиваясь примерно в 2-3 см от острия. Несмотря на кажущуюся массивность за счет наличия долов вес меча обычно не превышал 2 кг. С V по VIII век клинок меровингского меча удлиняется с 60 до 85 сантиметров. Крестовина была короткой, иногда чуть изогнутой в сторону острия. Навершие рукояти могло быть грибовидной, дисковидной формы или «бразильский орех».

У обнаруженного меча, есть рисунок стали, названный "дым Саттон-Ху". Сперва кузнец брал несколько железных прутьев и выжигал из них углерод. Затем складывал их вместе с другими прутьями, содержащими много углерода и проковывал между собой. В итоге, из-под его молота выходила длинная неровная пластина, которую он скручивал винтом, и снова плющил. Эта пластина становилась сердцевиной клинка. На нее, с помощью кузнечной сварки, наваривали металл похуже. Затем клинок зачищали и полировали. Такая кузнечная техника продержалась в Европе вплоть до конца Х века, когда на смену ей пришли более революционные технологии. Стоимость хорошего меча могла доходить до тысячи золотых динариев.

Вес 1000 динариев примерно 4,25 кг золота. А значит королевский меч стоит около десяти миллионов рублей, хотя статусный меч из Златоуста, весь раззолоченный редко стоит дороже полумиллиона. В среднем хорошо сделанный меч сейчас стоит от 1500 до 4000 Евро, но встречаются мечи (новоделы) просто заоблачной цены.

К VIII веку меровингский меч уже был широко распространенным в Европе и превращается в главное оружие средневекового феодала. Но пришло время и на смену кожаному доспеху приходит металлический. Еще больше возрастает роль кавалерии, бои часто ведутся в тесноте городских узких улочек, за стенами замков и домов. Также постепенно становятся популярными рыцарские турниры и дуэли. И в связи с этим клинковое оружие вновь модифицируется: рубящий меч эволюционирует в колюще-рубящий. Такое клинковое оружие как меч даже претерпевающее необходимые изменения еще долгое время будет использоваться воинами и окончательно сменится другими видами вооружения лишь в XVII веке.

Большинство мечей Европы и Британии в 6-8 веках выглядели как меч из Саттон-Ху. Оригинал датируется примерно 630 годом. Длина - 89 см, вес 1020 грамм.

Считается, что мечи с кольцами принадлежали вождям, принимавшим на них клятву верности. Кольцо, символ бесконечности - тоже считалось культовым предметом. Косвенно в пользу этой версии говорит малое количество мечей с кольцами. А поскольку, древнейшие их экземпляры встречаются на территории современной Англии, можно предположить, что придумали их именно там. На кольцо крепился кожаный ремешок, затруднявший выхватывание меча из ножен. Назывался он «ремешок добрых намерений», и применялся во время разного рода переговоров на высшем уровне. Хотя ни один ремешок не дошел до нашего времени, истлев в веках, в сагах о нем часто вспоминают:

На нем была шапка из Гардарики и серый плащ с золотой брошью на плече, а в руке он держал меч. К нему подошли два мальчика. Старший сказал: «Что за человек благородного вида сидит здесь? Я никогда не видел более красивого или более достойного мужа». Торкель ответил: «Ты прав, меня зовут Торкель». Тогда мальчик сказал: «Должно быть, меч, что в твоей руке, очень дорогой; могу я взглянуть на него?» Торкель ответил: «Это необычная просьба, но я позволю тебе это сделать». Мальчик взял меч, повернул, развязал ремешок добрых намерений и достал его. Когда Торкель это увидел, то заметил: «Я не сказал, что ты можешь достать меч». - «А я и не спрашивал позволения», - ответил мальчик; затем он взмахнул мечом, ударил Торкеля по шее и срубил ему голову».

Носили мечи, разумеется, в ножнах. Конструкция классическая - деревянный каркас, обтянутый кожей. Иногда ножны прокладывались изнутри мехом. Об этом рассказывают и саги, и сами мечи. Ворсинки просто запеклись в ржавчине, покрывшей клинки за столько лет отдыха. Мечи носили на поясе, и через плечо под мышкой, а не за спиной, как уверены в Голливуде. Зависело от случая - оружие на поясе удобно пешему, через плечо под мышкой - конному. К ремню они подвешивались с помощью специальной петли, вроде тренчика. Вариант, видимо, достаточно удобный. По крайней мере, древние китайцы, сарматы и кельты с удовольствием пользовались аналогичными приспособлениями. Еще ножны украшались металлическими накладками на кончике и возле устья. Что интересно, все мечи четвертого типа отличались весьма простыми накладками. Такое спартанство только подчеркивало блестящую красоту их рукоятей.

Помимо богатых украшений, мечи могли снабжаться кольцами и «камнями жизни». Одним из главных героев саги о конунге Хрольфе Краки стал меч, прозванный Скофнунг. «Он был лучшим из всех мечей, какие только встречались в северных землях», - говорит о нем сага. Когда Хрольф Краки был похоронен, вместе с ним в курган положили и его меч. Но на этом история меча не закончилась. Прошло приблизительно двести лет и в 9 веке могилу конунга разорил некто Скегги. Он «сошел на берег, ворвался в гробницу Хрольфа Краки и взял Скофнунг, меч конунга». Скофнунг встречается нам в нескольких сагах и мы видим, что он часто проявляет характер. Оказавшись в руках невежды, он обрекает его на поражение, а в руках внимательного и чуткого к магии воина - приносит победу. Как подобает мечу такого уровня, его наделяли магическими свойствами.

Так, например, рану, нанесенную Скофнунгом, можно было исцелить только одним способом – потереть «камнем жизни». Этот камень всегда был вместе с мечом, так что его хозяин становился очень значительной фигурой. Он мог убивать и лечить по своему усмотрению. Вообще «камень жизни» часто упоминается в сагах, но, видимо, это было совершено обыденное для людей того времени понятие. Поэтому найти описание того, как именно он выглядел и как крепился к мечу, пока не удалось.

Однако часто, при раскопках могил III-V веков, археологи находят рядом с мечом усопшего крупные бусины из камня, керамики, стекла или пенки. Иногда они бывают оправлены в золото. Бусины просверлены насквозь и видимо раньше крепились к оружию с помощью кожаного шнурка. Английский исследователь Эварт Окшотт считал, что эти бусины вполне могли быть теми самыми «камнями жизни».

Меровинги постепенно были вытеснены появившимися в VIII веку каролингами и к Х веку практически вышли из обращения, оставшись в истории мечом Великого переселения народов.

Экска́либур — меч короля Артура, которому часто приписывали удивительные и волшебные свойства. Сегодня мы расскажем легенду о нём словами Томаса Мэлори, автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».


одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.


Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.


Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).


Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.


О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.


По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:


Экска́либур — меч короля Артура, которому часто приписывали удивительные и волшебные свойства. Сегодня мы расскажем легенду о нём словами Томаса Мэлори, автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

Экскалибур

"Экскалибур - это меч легендарного короля Артура, воспетого трубадурами и менестрелями, правившего Англией в те славные времена, когда достойные рыцари восседали на своих местах за Круглым столом, поднимая чаши за здравие Его Величества и окончательную победу над злом."

Скорее всего, происхождение слова — кельтское. В рыцарских романах также упоминается под названиями Mirandoisa и Chastefol . Вероятно, первоначальное название Калибурн , а частица «Экс-» добавлена позднее. Археологические находки большого количества мечей Темных Веков в европейских водоёмах позволяют предположить существование обычая затопления оружия после смерти воина.

Этот меч король Артур добыл при содействии волшебника Мерлина - его держала над водами таинственная рука (рука Владычицы озера) - после того, как потерял свой меч в поединке с сэром Пелинором.

Однажды сестра Артура, фея Моргана, подговорила своего любовника сэра Акколона убить короля. Чтобы облегчить ему задачу, она выкрала Экскалибур, а также его ножны, которые были магическими и способствовали заживлению ран. Но Артур смог победить врага и обычным оружием.

После последней битвы Артура, когда король почувствовал, что умирает, он попросил последнего из оставшихся в живых рыцарей Круглого Стола, сэра Бедивера (или Грифлета), бросить меч в ближайший водоём - вернуть Владычице Озера. Лишь убедившись, что это выполнено, Артур умер спокойно.

Согласно одной из легенд, Экскалибур выковал бог-кузнец Велунд. Согласно другой, его выковали на Авалоне. В некоторых ранних текстах прежде, чем попасть в руки Артура, он принадлежал Гавейну.

В Уэльсе этот меч носит название Caledfwlch, которое составлено из двух слов called (battle - битва) и bwlch (breach - нарушать). Это вариант встречается в ранних уэльских преданиях, таких как Preiddeu Annwfn и Culhwch and Olwen (Килух и Олвен). Есть также мнение, что Caledfwlch произошло от названия легендарного меча из ирландской мифологии - Caladbolg.

Уже позже Гальфрид Монмутский использовал латинский вариант - Caliburnus или Caliburn. Есть мнение, что этот вариант названия происходит от латинского слова «chalybs» (сталь) и названия сарматского племени халибов (kalybes), основным занятием которого было кузнечное дело.

Когда же легенды о короле Артуре попали во французскую литературу появился сначала вариант Escalibor, потом Excalibor и, наконец, знакомое всем, Excalibur.

Сер Ноулес, в рассказе о битве короля Артура с восставшими против него рыцарями дает следующее описание меча: «...он поднял свой меч, Экскалибур, который он добыл при помощи Мерлина у Озерной Леди и который сиял ярко как свет тридцати факелов, ослепляя его врагов».

А в эпизоде с сэром Бэдивером, говорится, что эфес меча был украшен прекрасными дорогими камнями. Согласно иным источникам на эфесе были два дракона, глаза которых выпускали огонь или по другой версии обладали силой успокаивать врагов. Украшен он был гиацинтами (гранатами), топазами и бриллиантами. Так же помимо упоминаемой Томасом Булфинчем надписи в легендах упоминаются еще две, находившиеся на разных сторонах меча: «возьми меня» и «выбрось меня» или «одна сторона, чтобы побеждать» и «другая сторона, чтобы защищать».

Как сообщает Гальфрид Монмутский в своей «Истории бриттов», Экскалибур был изготовлен на острове Аваллон.

Томас Булфинч излагает следующую версию того, как король Артур получил в свои руки Экскалибур. Согласно ей, епископ Брайс в сочельник обратился с просьбой к знати, совершить молитву о ниспослании знака, через который Божественное провидение указало бы будущего суверена. После этого перед церковными дверями был обнаружен камень, в который был воткнут меч. На рукояти меча было написано: «Экскалибур, достоин я руки надежной короля».

Епископ Брайс поблагодарил Всевышнего и предложил считать королем бриттов того, кто вытащит меч из камня. Предложение встретило всеобщее одобрение. Многие попробовали свои силы, но никому вытащить меч не удалось. Тем временем наступила Троица и лучшие рыцари королевства собрались на турнир. Был там и сэр Кай, при котором служил сквайром Артур, его сводный брат. В одном из поединков сэр Кай сломал меч и отправил Артура к матери за новым, но ее не оказалось дома. Тогда Артур, увидев перед церковью меч, с легкостью вытащил его и отдал хозяину. Сэр Кай хотел было сам воспользоваться преимуществами чудесного оружия и занять место короля. Но тогда, для проверки, меч был повторно воткнут в камень и никто кроме Артура не смог его вытащить. После этого Артур был признан королем и была организована его коронация.

Несколько отличается в этом плане история изложенная сэром Ноулесом. Соласно ей, Мерлин пришел к Брайсу, епископу Кентерберийскому и посоветовал ему созвать к себе в Лондон перед Рождеством всех графов, баронов, рыцарей и мужей с оружием дабы они могли познать волю Небес о том, кто должен стать королем. Архиепископ согласился и вот накануне Рождества встретились все самые знатные принцы, лорды и бароны. Они молились долго в Церкви Св. Павла и епископ просил о знаке, который укажет на истинного короля. И пока они молились во дворе церкви, прямо перед входом появился огромный квадратный камень с мечом, воткнутым в его центр. На мече золотыми буквами было написано: «Тот, кто вытащит меч из этого камня, рожден законным королем Британии». Когда месса была окончена, все вышли посмотреть на камень, и были сильно удивлены. Многие пытались вытащить меч, но никому не удалось даже сдвинуть его. Когда все отчаялись, архиепископ заявил что того, кто способен вытащить меч, нет среди присутствующих, и что необходимо кинуть клич по всей стране, чтобы его найти. Десять рыцарей были избраны охранять камень, а по стране была разослано объявление, что каждый может придти и попробовать вытащить меч. Многие приходили, но никто и на волосок не вытащил меч. В канун Нового Года в Лондоне состоялся большой турнир. Его идея принадлежала архиепископу, который стремился этим сблизить дворян, чтобы они не отдалялись друг от друга и были едины перед лицом опасности и трудностей. На этот турнир в числе прочих прибыл и сэр Эктор, который имел большие владения в окрестностях Лондона. С ним был его сын сэр Кай, недавно посвященный в рыцари, и молодой Артур. Но когда пришло время поединков, Кай обнаружил, что у него нет меча, и попросил Артура съездить обратно в дом отца. Но когда Артур приехал туда, то нашел дом пустым и закрытым, ибо вес ушли на турнир. Тогда рассердившись, Артур сказал: «Я пойду в церковный двор и заберу с собой этот воткнутый в камень меч, потому что мой брат сегодня не должен быть без меча». Он приехал к церкви и вошел в павильон, построенный вокруг камня. Рыцарей, что должны были охранять его, не было - все были на турнире. Артур с легкостью вытащил меч и отдал брату. Но когда сэр Кай увидел его, он узнал меч из камня и тут же отправился к отцу и сказал ему, что теперь должен стать королем. Но для подтверждения этого они отправились в церковный двор, где сэра Кая попросили рассказать как именно он вытащил меч и сэр Кай покаялся во лжи и рассказал, что его брат принес ему меч. После этого Артур рассказал свою историю. Сэр Эктор, не веря, велел снова вонзить меч в камень. Артур сделал это, и никто кроме него не смог вытащить меч обратно. Тогда сэр Эктор и сэр Кай пали перед Артуром на колени и признали его королем. Артур протестовал, говоря, что его отец и брат не должны стоять перед ним на коленях и тогда сэр Эктор рассказал ему правду о его происхождении и о том что Артур не был его родным сыном.

В том же труде Томаса Булфинча мы находим историю о втором мече Артура, который также принято считать Экскалибуром. Однажды, после сражения с преградившим ему путь рыцарем, Король Артур остался без меча, который был сломан в этом поединке. После этого король обратился к Мерлину и сказал, что у него теперь нет оружия. На это Мерлин ответил, что неподалеку есть меч, который станет мечом Артура. Они доехали до широкого и полноводного озера, посередине которого Артур заметил руку в белой парче, сжимавшую в ладони прекрасный меч. Мерлин сказал, что это и есть тот самый меч и что принадлежит он Озерной Леди. Если она позволит, то Артур сможет его взять, если нет, то никакими силами этим мечом завладеть не удастся. После это они сошли с лошадей, сели в лодку и выехали на середину озера. Артур взялся за рукоять и потянул меч к себе, а рука его державшая тут же ушла под воду.

Сэр Ноулес рассказывает эту история иначе. По его версии рыцари и бароны которые желали отлучить Артура от короны встретились вместе и пошли на праздник в честь коронации в Карлеоне, как бы воздать Артуру почести и они сидели вместе со всеми на королевском пиру.

Но когда после банкета, Артур согласно старой королевской традиции начал раздавать земли тому, кому он желал, они встали и с презрением отвергли его дары, крича, что они ничего не примут от сопливого мальчишки неизвестного происхождения, но готовы сами принести ему подношение в виде ударов меча между шеей и плечами. В зале поднялось смятение, и каждый был готов к сражению. Но Артур вскочил с места, словно пламя огня против них и все его рыцари и бароны обнажили мечи. Началось битва, в которой мятежники были вытеснены сначала из дворца, а потом и из города. Ворота были закрыты за бунтовщиками, а король Артур в своем рвении и ярости сломан о них свой меч...

После этого бунтовщики основали лагерь недалеко от Карлеона. Мерлин пытался образумить их, рассказав о королевском происхождении Артура. Некоторые его послушали, другие нет... Артур и архиепископ также разговаривали с восставшими королями, но напрасно.

После всего Артур сказал Мерлину: «Мне необходим меч, который сможет сурово наказать этих мятежников». «Идем со мной, - ответил Мерлин. - Здесь есть неподалеку меч который я смогу достать для тебя». И они отправились ночью в путь и ехали, пока не достигли прекрасного и широкого озера, в середине которого Артур увидел руку в белой парче, держащую огромный меч. «Вон! Вон там меч, о котором я тебе говорил!» - сказал Мерлин. Затем они увидели плывущую в лунном свете по озеру девицу. «Что это за девица?» - спросил Артур. Мерлин рассказал, что это Озерная Леди, которая живет в прекрасном замке на горе и чтобы взять меч, потребуется ее разрешение. Тем временем девица подплыла к королю Артуру и приветствовала его, а он ее. Артур сказал, что хотел бы, чтобы меч, который держит рука посреди озера, стал его, так как у него нет меча. На что Озерная Леди сказала, что если король Артур подарит, что она попросит, то меч будет его. Король согласился, говоря что даст все, что угодно. Озерная Леди согласилась и велела Артуру сесть в лодку и взять меч и добавила, что попросит свой подарок, когда придет время. Артур и Мерлин подплыли к мечу, Артур взял меч, а рука державшая его опустилась под воду. После этого Артур и Мерлин вернулись в Карлеон....

Позже во дворце Артура появилась дева в богато отделанной накидке. Когда она скинула ее, то все увидели благородный меч, которым она была препоясана. На вопрос о том откуда у нее взялся этот меч, она ответила, что меч этот - знак и она не сможет снять его пока не найдет рыцаря полного веры, непорочного, правдивого, сильного телом и совершившего героические поступки, неспособно на хитрость и предательство, только он сможет вытащить его из ножен. Баллин, что был при дворе Артура, оказался в итоге именно тем рыцарем.

Тем временем ко двору Артура прибыла верхом богато одетая дама, приветствовала Артура и попросила у него дар, который он обещал ей взамен Экскалибура. Артур пообещал дать все, на что хватит его власти. Тогда она попросила голову Баллина или голову девы, которая пришла с мечом, или головы их обоих, потому что Баллин убил ее брата, а дева стала причиной смерти ее отца. Но Артур отказался и предложил ее попросить другой дар. Озерная Леди настаивала на своем. И тогда в зале появился Баллин. Увидев Озерную Леди Баллин признал в ней убийцу своей матери, которую он безуспешно искал три года. И когда ему сказали, что Озерная Леди требует его головы Баллин выхватил меч и обезглавил ее. Артур был в гневе и потребовал объяснений. Ведь он многим был обязан Озерной Леди и как его гостья, она находилась под его королевской защитой. На это Баллин ответил, что эта леди была колдуньей погубившей многих, в том числе и его мать. Артур не покарал Баллина за совершенное при его дворе преступление, но велел уезжать. Баллин уехал, и велел своему сквайру отвезти голову колдуньи в Нортумберлент, а сам отправился на поиски Короля Рейнса, чтобы умереть, убить его или привести пленным к Артуру и заслужить, таким образом, его прощение. Забегая вперед, скажем - король простил. Но это уже другая история...

После битвы с Мордредом Король Артур долго лежал без сознания, а когда пришел в себя то увидел сэра Лукана мертвым и сэра Бэдивера, плачущего над телом своего брата. И сказал король сэру Бэдиверу: «Хватит плакать... Братство Круглого Стола разрушено навеки, и королевство мое которое я так любил опустошено войной. Время мое уходит быстро, возьми Экскалибур, мой добрый меч, иди вон к тому берегу и брось его в воду. И дай мне слово что так и сделаешь». Бэдивер не сразу решился расстаться с мечом и несколько раз возвращался к Артуру, ибо не видел пользы выбрасывать такой хороший и богато украшенный меч. Меч же он спрятал в тростнике. И каждый раз Артур спрашивал, что он видел. Бэдивер отвечал, что ничего кроме ветра и волн. И Артур понимал, что тот лжет, и отправлял его обратно. И вот в последний раз сэр Бэдивер подошел к краю воды и кинул меч как можно дальше. И тогда высунулась из воды рука и поймала меч, взмахнула им трижды и исчезла. Бэдивер вернулся и рассказал все королю.

Этот эпизод перекликается с существующими традициями затопления оружия у кельтов. Однако в таких французских произведениях как Chrétien de Troyes" Perceval, Story of the Grail и Vulgate Lancelot Proper section, упоминается, что Экскалибуром также владел племянник Артура и один из лучших его рыцарей - сэр Гавейн.

Кроме того, в легендах говорится что умирающий Артур был увезен на лодке в сопровождении трех королев на остров Аваллон, где он среди эльфов надеялся излечить свои раны. И более того Артур обещал вернуться.

В связи с этим очень любопытна одна старая валлийская сказка, в которой говорится о наполненной сокровищами пещере Короля Артура, где за столом препоясанные мечами и в доспехах сидели рыцари. А во главе их был король. Они лишь спали, ожидая своего часа... Кто знает, быть может Артур вернул себе свой меч, а может кто-то когда-нибудь обнаружит его в числе доставаемых в наши дни со дна европейских озер клинков.

Экскалибуру приписывают магические силы, а также ассоциируют с законным суверенитетом Британии. Caladbolg от которого как считается он произошел, был мечом-молнией легендарного ирландского героя Фергуса мак Ройха и славился своей необыкновенной силой. Те же свойства приписываются и Экскалибуру - меч Артура сиял, ослеплял врагов своим светом. Гальфрид Монмутский пишет, что Артур поражал врагов с одного удара, а во время битвы с саксами единолично уничтожил мечом Калибурном 470 неприятельских воинов. Так же Артур одним ударом пробил шлем и рассек надвое голову Флоллона.

Ножны Экскалибура по преданию обладают собственной силой. Так, например, они оберегали владельца от смерти от потери крови. В некоторых сказаниях раны и вовсе переставали кровоточить, если ножны оставались на теле.

Следует отметить, что в легендах о Короле Артуре и его рыцарях языческие верования смешиваются с христианской религией. Так король никогда не шел в бой, не призвав на помощь Богородицу, и часть могущественной силы его оружия даровалась ему посредством молитв ко Всевышнему.

Меч - не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Экскалибур

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» - сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» - твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.