ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Краткое содержание
Общая характеристика, свойства и функции представлений. Психологическая сущность представлений. Свойства наглядности, фрагментарности, неустойчивости и обобщенности представлений. Сигнальная, регулирующая и настроечная функции представления.
Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов.
Виды представлений и их характеристика. Основания для классификации представлений. Характеристика зрительных, слуховых, двигательных и пространственных представлений. Произвольные и непроизвольные представления. Представления памяти и воображения.
Индивидуальные особенности представлений. Понятие ведущего вида представления. Развитие представлений.
Общая характеристика, свойства и функции представлений
3.1.1 Сущность представлений
Представление - это психический процесс отражения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственнонаглядные образы которых сохранились благодаря егопредшествующему перцептивному опыту. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс. Оно, в частности:
позволяет обходиться без многократного непосредственного контакта (встречи) с объектом, когда в очередной раз его образ будет востребован для активных с ним действий;
обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;
формирует априорное (доопытное) отношение индивида к воспринимаемому объекту (по словам Леонардо да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представления»).
Представления есть продукт многофакторный, зависящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.
Представлениям присущи следующие основные свойства.
Наглядность. Человек представляет образ когда- то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с потерей ряда их опознавательных признаков, с «размытостью» очертаний. В этой связи наглядность представлений беднее наглядности восприятия, обеспечивающего отражение объектов в данный момент.
Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте оказывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.
Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его частей) можно удерживать в сознании лишь в течениекороткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо будут отражаться лишь детали.
Обобщенность. Какова бы ни была история предшествующего перцептивного опыта, воспроизведенный образ каждый раз включает в себя наиболее информативные (по каким-то критериям) признаки, составляющие сущность объекта. Именно поэтому возник термин обобщенные представления.
Как познавательному процессу представлению присущи следующие функции.
Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого объекта, которые могут быть использованы в реальной деятельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовыми качествами, возможностью практического использования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта дополнительная информация играет роль сигналов, влияющих на деятельность человека или ее структурные элементы.
По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность человека в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чиновник, опаздывающий на деловое совещание, почти автоматически ускорит шаг, если представит недовольное лицо своего начальника.
Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного выполнения каких-то действий. Так, если представление «рисует» картину преодоления какого-то препятствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек будет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т.п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной ценности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологической реакцией пациента, у которого в представлении формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.
В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать психическую напряженность, болевые ощущения, управлять сердечным ритмом. Все это основано на влиянии представления на органические процессы человека. Образы будущего желаемого состояния, возникающие в представлении, через подсознание управляют самочувствием.
Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизведенный двигательный образ подготавливает (настраивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-первых, выберет для этого топор или колун, но не молоток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «оживил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.
Влиянию представления непосредственно подвержены двигательные акты. Например, стоит представить себе, что груз, подвешенный на нитке и удерживаемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое время начнет совершать такие движения. Подобные явления носят название идеомоторных актов (греч. idea - идея, образ; лат. motor - движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Другими словами, сама мысль о конкретном движении сопровождается едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.
Ранее считалось, что идеомоторные акты являются исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых движений, сопровождающих процесс представления.
Физиологический механизм идеомоторики объясняют по-разному. Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, поступающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Бернштейном. В соответствии с этим положением ведущую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.
Феномен идеомоторных актов часто «эксплуатируют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чувствительностью к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, используются для оценки его эмоционального состояния.
Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов
Образы представлений следует отличать от «родственных» первичных им образов памяти и персеверирующих образов.
Первичные образы памяти - это образы объектов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерные особенности заключаются в том, что они:
появляются по принципу «только сейчас и здесь»;
кратковременны (их «продолжительность жизни» составляет секунды);
имеют большие наглядность, четкость и яркость, чем образы представления;
являются точными копиями воспринимаемого объекта, не содержащими обобщений;
зависят от степени концентрации внимания на воспринимаемый объект.
Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.
Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, потом закрыть глаза и представить его себе, то начальная четкость образа быстро угаснет.
Персеверируюгцие образы - это образы, возникающие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и сохраняющие яркость и четкость в течение многих часов или даже суток. Например, после посещения концерта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зрительные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образпостроенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).
Персеверирующие образы, в отличие от образов представления, являются как бы точной копией своих объектов без элементов обобщения. Это объясняется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, сопровождающих их отражение в сознании. Кроме того, они появляются непроизвольно, сами по себе.
Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, является тот факт, что в них находятся в единстве чувственное восприятие объекта и его смысловое содержание.
Виды представлений и их характеристика
В качестве оснований для классификации представлений выбирают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степень обобщенности образов; степень волевых усилий; степень знаний индивида воспроизводимого объекта (информированность индивида); продолжительность сохранения образов и др. (рис. 3.1).
Зрительные представления воспроизводят параметры объекта (форму, габариты, цвет). Вместе с тем в зрительных представлениях образ воспроизводимого объекта обычно отражает какой-нибудь один параметр объекта. В большей мере это определяется тем, какое отношение имеют воспроизводимые образы к постоянным занятиям индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры привлекают больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению.
Рис. 3.1. Классификация представлений по различным основаниям
Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.
Двигательные представления всегда сопровождаются своеобразным «эхо»: представление индивида о движении какой-либо части его тела вызывает сокращение соответствующей группы мышц. Экспериментально показано, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит представить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в полости рта. Все это подтверждает тесную взаимосвязь между различными видами представлений, ощущений и восприятия.
Единичные и общие представления различаются объемом наблюдений, позволивших их сформировать. Можно иметь общее представление о парке автомашин различных марок, имеющихся в стране, по материалам прессы, а можно иметь представление лишь об автомашине одной (наиболее привлекательной для данного человека) марки по целенаправленным наблюдениям.
Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся априорной информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча, и т.п. Эмоциональные переживания послужат непроизвольным стимулом для появления образа представлений состоявшейся встречи (например, при отходе к ночному сну помимо желания человека).
Представления памяти возникают на основе непосредственного восприятия объекта в прошлом и извлечения его образа из оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Так, образ друга детства, с которым человек не встречался два десятка лет, формируется на основе сохранившихся фрагментов образа, извлекаемого из долговременной зрительной памяти.
Представления воображения формируют образ объекта, который не встречался в жизненном опыте индивида, но может быть сформирован на основе привлечения косвенной информации и ее творческой переработки. Например, человек никогда не находился в космосе, но фильмы о полетах космонавтов, ихрассказы могут оказать помощь в формировании у него представления о невесомости.
Иногда выделяют представления по тому, к какому периоду времени представление относится - к прошлому, настоящему или будущему. Соответственно и представления делятся на ретроспективные, актуальные и направленные в будущее.
Индивидуальные особенности представлений
Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо вида представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объектов. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для взаимопонимания делового партнера и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:
слуховые, то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (при подготовке к экзамену по общей психологии «студенту-аудиалисту» существенную помощь окажут возникающие звуковые образы представлений, фрагментов лекций, воспроизводимых на основе голоса лектора);
зрительные, то при воспроизведении образа объекта к нему на помощь приходят наглядные картины (готовясь к ответу на зачете, студент представляет себе целые фрагменты страниц своего конспекта или учебника с текстом прочитанного ранее материала);
двигательные, то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двига
тельные акты: мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.
У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.
Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоящему времени накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:
в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске ответа на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);
к двум годам быстро развиваются слухо-двигатель- ные и речевые представления, обеспечивающие быстрое освоение речи;
к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).
Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми усилиями. Развитию представлений в какой-либо области должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной причине неисправности мотора автомашины, если человек никогда не изучал устройство и принцип действия двигателя.
Проверьте свои знания
Определение представления как психического познавательного процесса.
Основные свойства представлений, их сущность.
В чем сущность сигнальной функции представления?
Роль регулирующей и настроечной функций представлений в познавательных процессах.
Первичные образы памяти, чем они отличаются от представлений.
Персеверирующие образы, их соотношение с образами представлений.
Назовите основания для классификации представлений.
Дайте краткую характеристику зрительных, слуховых и двигательных представлений.
В чем отличия представлений памяти от представлений воображения?
Что означает понятие «ведущий» вид представления?
Можно ли развивать представления?
Ключевые понятия темы
Представление, наглядность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность, сигнальная функция, регулирующая функция, настроечная функция, первичный образ памяти, персеве- рирующий образ, виды представлений, слуховые, зрительные и двигательные представления, пространственные представления, единичные и общие представления, произвольные и непроизвольные представления, представления памяти, представления воображения, развитие представлений, ведущий вид представлений.
Литература
Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.,
Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.
Каравдашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учеб. пособие. Мн., 1987.
Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.
Кремень М. А. Образ полета при обучении курсантов. М.,
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. Т. 1.
Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М., 1974.
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.
Психология: Курс лекций. В 2 ч. / Под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч. 1.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Образы представления классифицируются по нескольким основаниям: виду анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степени обобщенности образов; степени волевых усилий, необходимых для формирования образа; продолжительности сохранения образов и др.
По виду анализаторов , включенных в процесс формирования образа, выделяют зрительные, слуховые и двигательные представления.
Зрительные представления воспроизводят форму, габариты, цвет объекта. Вместе с тем в зрительных представлениях обычно выделяется какой-нибудь один параметр объекта, чаще всего связанный с постоянным занятием индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры будут привлекать больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению. Соответственно, все это отразится и на содержании образов представления этих людей. В образах представления у архитектора будут лучше и больше представлены детали, имеющие отношение к архитектуре.
Рисунок 8.1 – Классификация представлений
Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество и содержание этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.
Двигательные представления воспроизводят движение какой-либо части тела. Такие представления вызывают сокращения соответствующих
групп мышц. Экспериментально установлено, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит представить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в области гортани.
Единичные представления – это образы определенных конкретных объектов, в то время как общие представления – это обобщенный образ целой группы однородных объектов. Например, образ легкового автомобиля
– это обобщенный образ представление, образ своего собственного автомобиля – это единичный образ представления.
Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, что возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Например, направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся у него информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча и др. Сформированное в результате представление будет произвольным. А вот образ представления о состоявшейся встрече, возникший в сознании человека помимо его желания при отходе к ночному сну – это непроизвольное представление.
По продолжительности существования выделяют кратковременные и долговременные представления.
Кратковременные представления обеспечивают текущую деятельность, они существуют в течение долей секунд. Например, в процессе произнесения фразы возникает кратковременное представление, помогающее построить эту фразу.
Оперативные представления существуют до конца решения задачи.
Долговременные представления сохраняются в долговременной памяти, периодически используются. Они являются, как правило, профессиональными представлениями. Например, у специалиста по ITтехнологиям такими представлениями будут: программа, алгоритм, интерфейс, принтер, компьютер и др.
45. Индивидуальные особенности представлений .
Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объекта. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, в обеспечении взаимопонимания при деловом общении и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:
– слуховые представления , то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (например, при подготовке к экзамену студенту-аудиалисту существенную помощь окажут возникающие у него звуковые образы представления в виде фрагментов лекций, воспроизводимых голосом лектора);
– зрительные представления , то при воспроизведении материала предмета к нему на помощь приходят наглядные картины (фрагменты страниц конспекта или учебника);
– двигательные представления , то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двигательные акты (мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.).
У человека может быть и несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в процессе индивидуального развития
человека еще не изучена в достаточной степени. Накопленные к настоящему времени экспериментальные данные показывают, что:
- первые представления у человека появляются примерно в возрасте полутора лет;
- к двум годам быстро развивается слухо-двигательные и речевые представления. Обеспечивающее быстрое освоение речи;
К 5-6 годам должное развитие получают зрительные представления (ребенок познает мир больше через наглядные образы).
Представления можно развивать. Для этого необходимо накапливать перцептивную информацию в определенной области. Нельзя, к примеру, вызвать представление о возможной причине неисправности телевизора, если человек никогда не изучал его устройство и принцип действия.
46. Сущность речи и языка и их роль в жизнедеятельности человека.
Чаще всего, когда хотят подчеркнуть совершенство человека как представителя живого мира, называют его владение речью.
Как психический познавательный процесс речь позволяет человеку:
– взаимодействовать с другими людьми при решении различных проблем повседневной жизни:
– получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна процессам чувственного познания ощущению и восприятию (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики и др.);
– изучать историю жизни на планете;
– обогащать свои знания опытом предшествующих поколений;
– обмениваться информацией с другими людьми.
Речь – это процесс практического использования языка в целях общения человека с другими людьми. Речь и язык – это не одно и то же. Речь
– это процесс общения, а язык – средство общения. Речь реализуется с помощью языка. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает, «оживляет» языковые символы. Речь не может существовать без субъекта общения. Язык же может существовать и развиваться сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.
Одним из общих элементов речи и языка является слово. В языковом аспекте можно сказать, что слово – это минимальный элемент (единица) языка, который может быть использован автономно в устной или письменной речи. Язык устанавливает за каждым словом конкретную смысловую нагрузку – значение . Значение слова есть, то что думает человек услышав это слово или увидев его в письменном виде.
Взятое в отдельности, слово представляет человеку то, что за ним стоит в обобщенном виде. Так, за словом «театр» в сознании человека воспроизводятся образы театров, в которых он сам бывал, о которых слышал или которые видел по телевизору.
Употребленное в речи совместно с другими, слово приобретает смысловое значение в соответствии с контекстом.
Контекст – это те окружающие слова, фразы, предложения, фрагменты разговора или даже ситуации общения, которые придают данному слову конкретное значение. Возьмем, к примеру, такой вопрос:
«Каково твое впечатление об этом театре?». Если вопрос задает один любитель-театрал другому, то значение слова «театр» относит собеседников к конкретному театру, приехавшему на гастроли в их город. Если же этот вопрос относится к участнику межличностного конфликта в трудовом коллективе, то значение слова «театр» окрашивается негативным чувством, связанным с неприятным событием социально-психологического плана – скандалом.
Таким образом, значение слова, имеющееся в уме одного из собеседников, должно быть передано партнеру по диалогу без искажений. Это и обязывает участников разговора позаботиться о помещении слова в контекстные рамки, ограничивающие уровень обобщенности этого слова.
47. Структура языкаи речи .
Структура языка включает в себя три основных элемента: фонемы, морфемы и грамматику.
Фонемы – это звуки, последовательное произношение которых приводит к образованию слов. Нарушение последовательности фонем или их замена приводят, как правило, к изменению значений слов. Например, в слове «кот» имеется три фонемы – «к», «о» и «т». Поставив фонемы в обратном порядке, получаем слово «ток» с совершенно иным значением. Тот же эффект будет, если заменить в слове «кот» последнюю фонему на «д».
Морфемы – это наименьшие лингвистические единицы, которые присущи значения. Они могут использоваться в языке либо самостоятельно («ад», «я», «однако»), либо в совокупности с другой морфемой («при»- открылся, «над»-стройка»). Морфемы могут быть как однофонемные, так и многофонемные.
Грамматика – система правил, по которым на данном языке строятся предложения (фразы). Благодаря соблюдению этих правил люди могут общаться, понимая истинный смысл сказанного. Грамматика имеет два аспекта - синтаксический и семантический.
Синтаксический аспект обеспечивает язык правилами соединения слов в предложении таким образом, чтобы правильно воспринимать их содержательную сторону. Сравним предложения «Четырнадцатое февраля – день Святого Валентина» и «Святого Валентина – четырнадцатый день февраля».
Семантический аспект связан с изучением значений слов в любом из их проявлений. Так, присоединение к слову «нести» морфем «от», «под», «у» существенно изменят смысловое значение этого слова.
К элементам функциональной структуры речиотносятся речевые акты. Речевой акт – это выраженное словами сообщение, цель которого либо передача информации, либо стимулирование к действию. Наиболее распространенными речевыми актами являются декларативы, директивы, экспрессивы, репрезентативы, комиссивы.
Декларативный акт – это речевое действие, состоящее в сообщении (декларации) собеседнику информации с целью существенного изменения текущей ситуации. Например, взрослая дочь заявляет родителям: «Я выхожу замуж».
Директивный акт – это речевое распорядительное действие, вынуждающее собеседника выполнить то, что ему говорят. При этом распоряжение может быть выражено прямо или косвенно. Например,
заявление преподавателя нерадивому студенту: «Прошу вас больше не опаздывать на мои занятия» – это прямой директивный акт . Когда же сотрудник лаборатории говорит своему коллеге: «Сквозняк», имея при этом в виду не передачу информации, а скрытое требование прикрыть дверь или окно, – то это будеткосвенный директивный акт.
Экспрессивный акт – речевое действие, ориентирующее собеседника на свободное, раскрепощенное поведение в данной ситуации. Например, хозяин говорит гостям: «Чувствуйте себя как дома».
Репрезентативный акт – это речевое действие, выделяющее объект среди подобных. Например, слова учителя истории об известной личности: «Он один из тех, кто достиг своей цели».
Комиссивный акт – это речевое действие, состоящее в принятии говорящим на себя каких-то обязательств. Например, в известном мультфильме мыши в очередной раз заявляют коту Леопольду: «Мы больше так не будем».
Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна
83. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Все представления также различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.
Единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета.
Общие представления – это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.
Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.
Необходимо также отличать представления (их отдельные виды) от первичных образов памяти и пер-северирующих образов.
Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.
Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.
Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как человек услышит какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.
Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений.
Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек АаронРазвитие психоаналитических представлений Термин «нарциссизм» восходит к классическому греческому мифу о Нарциссе, молодом человеке, который влюбился в свое отражение в воде. Его судьба сложилась так, что он угас от неудовлетворенного желания и превратился в цветок
Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло РФрейд: развитие представлений о тревоге Великий Зигмунд Фрейд стал, подобно Марксу и Эйнштейну, символом новой эпохи. Являемся ли мы «фрейдистами» или нет (себя, например, я не мог бы назвать фрейдистом), мы все живем в постфрейдовскую эпоху. Он задал тон для глобальных
Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер ДэйвОснова неверных представлений В основе приведенных выше неверных представлений лежит глубокое непонимание истинной природы человека и Бога. Библия учит, что каждая личность имеет и сильные, и слабые стороны, и всех людей рано или поздно постигают неудачи. Писание ясно
Из книги Сверхъестественное в первобытном мышлении автора Леви-Брюль Люсьен3. Разрозненность представлений о невидимых силах Одна особенность этих представлений стоит того, чтобы на ней специально остановиться. Тесно связанная с направленностью и навыками первобытного мышления, она позволяет нам лучше понять его установку по отношению к
Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо4. Эмоциональная основа представлений о сверхъестественном В этих представлениях интенсивность эмоции обычно зависит от отчетливости объекта. Австралиец арунта, например, под влиянием ритма пения и пляски, усталости и коллективного возбуждения во время церемонии
Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр ВладимировичИзбавьтесь от ненужных представлений Как избавиться от ограничивающих представлений? Это очень важная часть фильма «Секрет», всей концепции Закона притяжения и моей книги «Секрет притяжения». По сути, нужно очистить от них свое подсознание.Сделав это, вы получите
Из книги Психология веры автора Грановская Рада МихайловнаИстория представлений о внушении Погружаясь в глубины истории, мы как будто переселяемся в другой удивительный мир, пытаясь представить, как жилось в те годы человеку, о чем он думал, мечтал, как объяснял окружающий мир. На виртуальной машине времени перенесемся через
Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия МихайловнаЭволюция представлений о Боге Религия полагает существование Бога. Появление представления о Боге меняет все мировосприятие человека, центрирует его модель мира и выстраивает соответствующим образом иерархию его целей и ценностей. Его образ вбирает в себя все
Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович81. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится
Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.82. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ДВИГАТЕЛЬНОЕ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ По характеру возникновения двигательные представления отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными
Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.Ассоциации представлений Как общее правило, представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями.Существенное место среди этих связей занимают связи ассоциативные. Они создаются прежде всего в силу пространственной или временной
Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк§43. Преобразование представлений в воображении Деятельность воображения, как уже указывалось, всегда является переработкой, преобразованием тех данных, которые доставляются восприятием. Познакомимся теперь с тем, как осуществляется это преобразование. Примеры будем
Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор ИвановичОсвобождение от ошибочных представлений Я приведу вам очень простой пример того, как мы сами загоняем себя в ловушку. Много лет назад, когда моему сыну было три года, я приготовила на ужин брокколи, и мы сели за стол. Гэб заявил, что не любит брокколи, хотя никогда их не
Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан Из книги автора Из книги автораО значении представлений Вот реальный пример, который наглядно показывает, как по-разному могут представляться положительные и отрицательные моменты одной и той же конкретной ситуации: менеджер просит младшего сотрудника приготовить ему кофе. Для менеджера это
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Все представления также различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.
Единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета.
Общие представления – это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.
Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.
Необходимо также отличать представления (их отдельные виды) от первичных образов памяти и пер-северирующих образов.
Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.
Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.
Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как человек услышит какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.
Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений.
84. Индивидуальные особенности представления и его развитие
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений. В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы:
1) люди с преобладанием зрительных представлений;
2) люди с преобладанием слуховых представлений;
3) люди с преобладанием двигательных представлений;
4) люди с представлениями смешанного типа.
К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.
зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.
Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.
Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.
Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко.
У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д.
Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь – это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь – путь развитиятипических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.
Представления в жизни каждого человека играют свою роль – у одних людей преобладают зрительные представления, у других – слуховые, у третьих – двигательные представления. По той роли, которую играют представления, люди, отличаются друг от друга. В зависимости от преобладающего типа представлений они разделены на 4 группы. Помимо названных выше трех групп, есть группа лиц с представлениями смешанного типа.
Если прошлый перцептивный опыт лежит в основе представлений, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Исходя из этого, выделяют такие виды представлений:
- Зрительные представления;
- Слуховые представления;
- Двигательные представления;
- Осязательные представления;
- Обонятельные представления;
- Вкусовые представления;
- Температурные представления;
- Органические представления.
Это не единичный подход к классификации представлений, так, например, Б.М. Теплов считает, что классификацию представлений можно представить по таким признакам:
- По содержанию. В этом плане можно выделить представления математические, географические, технические, музыкальные и др.
- По степени обобщенности. Здесь можно говорить о частных и общих представлениях;
- По степени проявления волевых усилий – непроизвольные и произвольные представления. Классификация представлений по Б.М. Теплову показана на схеме.
Зрительные представления
В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.
Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.
Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.
Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.
Слуховые представления
К слуховым представлениям относятся речевые представления и музыкальные. Речевые представления включают фонетические и темброво-интонационные. Представления какого-либо слова без привязки к интонации, к звуковой окраске являются фонетическими представлениями. Здесь речь идет о представлении «слова вообще».
Представления темброво-интонационные, связаны с тембром голоса, с особенностями интонации какого-то конкретного человека. Представления этого рода очень важны для целого ряда профессий – актеры, учителя и др.
Такие слуховые представления, как музыкальные – это представление последовательности звуков, их соотношение между собой по высоте и длительности, по ритму. Безусловно, что музыкальное представление очень хорошо будет развито у композиторов и музыкантов, которые способны представить звучание целого оркестра инструментов.
Двигательные представления
К двигательным представлениям относятся образы движений разной степени сложности. Они всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Любое двигательное представление, как показали эксперименты, сопровождается сокращением мышц. Если, например, представить, что сгибаешь в локте руку, то приборы регистрируют сокращение, происходящее в бицепсах. Более того, даже мысленно произнесенное слово, приводит к сокращению в мышцах языка, губ, гортани. Получается, таким образом, что все тело человека является моделью самого себя.
Материальной основой двигательных представлений выступают слабые двигательные ощущения.
Двигательные представления можно разделить на группы:
- Представления о движении всего тела;
- Представления о движении отдельных частей. Как правило, эти представления являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами;
- Речевые двигательные представления. Эти представления есть результат слияния рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.
Два первых вида по-другому называют зрительно-двигательными, третий вид – слухо-двигательным. Более сложными являются представления о движении всего тела, в сравнении с отдельными частями тела.
Все основные типы представлений в какой-то мере связаны друг с другом, поэтому деление их на классы и типы очень условно.
Пространственно-временные представления
В отдельную группу были выделены пространственно-временные представления. Это объясняется тем, что в них ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения формы и размещения во времени. При этом представлении объекты могут быть представлены схематично и бесцветно, поэтому понятие «зрительный образ» к ним неприменим. Назвать их можно «схематичные представления».
В основном эти представления являются зрительно-двигательными, в основе которых лежат зрительные и двигательные представления. Пространственно-временные представления характерны для шахматистов, которые просчитывают разные варианты развития партии. Характерны они также для тренеров футбольных команд, представляющих схемы атак и защиты при игре, водителей, оценивающих дорожную ситуацию.
При изучении физико-технических дисциплин пространственно-временные представления тоже очень важны. Физики-теоретики оперируют именно пространственно-временными представлениями. Различают плоские и трехмерные пространственные представления.
По степени обобщенности выделяют представления общие, отражающие свойства ряда сходных предметов и единичные, основанные на наблюдении одного предмета. По волевым усилиям они могут быть непроизвольные и произвольные. Классификация основных видов представлений показана на схеме.