Как проявляются чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви.

это может вам помочь Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом

Как проявляются чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви.

Чувства - величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства . Они украшают самого человека и приносят радость другим.

По мнению психологов, чувство - это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость - эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами , контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.

Наукой доказано, что положительные эмоции - радость, нежность, удовольствие и другие - являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются

чувствам

дружбы

любви бывает

чувства .

любви мы испытываем похожие эмоции и

Юношеские мечты о любви отражают

Противопоставление любви как высокого чувства

любви и представление об идеальной любви часто

чувства Любви можно

Чувства

В любви соединяются

Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине - сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся Наукой доказано, что положительные эмоции - радость, нежность, удовольствие и другие - являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.

Одно из прекрасных чувств - дружба -появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. "Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь" (К. С. Льюис).

Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.

Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (14-16 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру - чувствам , мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное "Я".

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы , но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что "настоящая дружба среди сверстников встречается часто".

Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.

Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.

Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему - это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.

Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.

Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.

Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства .

Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых "побед". Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их все-таки можно, и лучший советчик в этом - время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших "не спешить" не лишен здравого смысла.

"Тайна сия велика есть", - сказано еще в глубокой древности о любви.

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.

Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: "Существует ли чистая любовь?" - это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является "грязной". Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.

С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (13-15 лет) нередки "грязные" разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им "заземлить", "снизить" волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только "испорченным" мальчикам. На самом деле и "грязный" секс, и "возвышенный" идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).

Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение "запретных" вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом. Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет "грязные" разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и "заземлить" волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.

Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.

Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую "нить", которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений - бессмысленна.

Известна пословица: "Та и красавица, которую сердце полюбит". В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: "Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем".

В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви...

Первая любовь - прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.

Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.

Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.

Для нас привычно выражение: мужчины - это сильный пол, а женщины - слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.

В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь - мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.

Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).

Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.

В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.

Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.

Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине - сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни.

Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников Вачков Игорь Викторович

Эмоции и их проявления

Эмоции и их проявления

Эмоции – это пристрастные оценки, которые мы как бы выставляем тем или иным жизненным ситуациям, другим людям или самим себе в конкретный момент. Это временные, преходящие переживания, которые возникают в ответ на определенную ситуацию, они постоянные спутники нашей жизни. Ситуации разнообразны, и столь же разнообразны эмоции, которые мы можем испытывать. У любой эмоции есть определенный «знак», в каждой из них можно выделить положительные и отрицательные состояния.

Природа эмоций такова, что превращает внешние сигналы выражения эмоциональных состояний во всечеловеческий язык, понятный, прочитываемый каждым. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понять друг друга, не используя речевых средств, можем судить о состояниях друг друга, можем сопереживать друг другу.

Безусловно, удивительным и важным фактом является единство, общность языков внешнего выражения эмоций у всех людей Земли. Гипотетически можно представить встречу представителей двух народов, живущих на разных участках планеты и, возможно, даже не подозревавших о существовании соседей. Сумеют ли они, не зная языка друг друга, понять лицевую экспрессию, мимику, отражающую эмоциональные состояния? Представьте себе – да! В том случае, конечно, если речь идет о таких базовых эмоциях, как гнев, радость, страх, удивление.

В мимическом выражении эмоций все люди оказываются очень похожими. Но жесты и позы, являясь продуктами разных культур, а не генетически обусловленными проявлениями, могут сильно отличаться у разных народов.

Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения.

П. К. Анохин

Общаясь с людьми, мы всегда – осознанно или нет – читаем эмоции человека по его мимике и пантомимике, по особенностям жестикуляции. Чувства человека – и взрослого, и ребенка – легко понять, не только глядя на него, но и слушая; причем важно не столько то, что человек говорит, сколько то, как он говорит. Сигналами, несущими информацию о его эмоциональном состоянии, являются паузы, интонации, ударения и мелодика речи.

Впрочем, практически всегда эмоции отражаются на всех частях лица. Например, гневаясь, ребенок не только сжимает губы, но и морщит нос, хмурит брови, напрягает скулы, кожа его краснеет или бледнеет.

А можно ли по внешним признакам определить, когда человек говорит правду, а когда лжет? Пол Экман утверждает, что для наблюдательного человека это возможно: фальшивая улыбка, призванная демонстрировать несуществующую радость, отличается от искренней тем, что она создается другими группами мышц, а именно теми (у глаз и у губ), которые участвуют в создании на лице выражения отвращения.

Психологами давно замечено, что люди тогда тонко и правильно определяют эмоциональное состояние по лицу, когда сами уподобляют свою мимику увиденной. На этом основана специальная психологическая техника «пристройки к партнеру». Многие дети интуитивно ощущают это, придавая своему лицу выражение, сходное с выражением лица человека на картинке или фотографии.

Удается ли вам определять эмоциональное состояние своих партнеров по общению? Понаблюдайте за окружающими людьми в течение дня, обратите внимание на разные способы эмоционального реагирования у разных людей. Возможно ли выделить эмоциональные реакции, общие для всех?

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

Фаза проявления...Двойник становится Вами, замечать это Вы начинаете по совершенно конкретным признакам, порой и вовсе не предусмотренным в фазе «сборки». Если, например, Вы заикаетесь, а Двойник нет, то и Ваша речь имеет большие шансы улучшиться. Двойник может поразить

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем

Из книги Сила безмолвия автора Кастанеда Карлос

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Внешние проявления Худшие черты в облике мужчины: Рыхлая и бесформенная фигура: стереотип «красивый мужчина – спортивный мужчина» не является данью моде (в отличие от моды на ходячие скелеты в женском платье). То, что большинству психически здоровых женщин нравятся

Из книги 10 рецептов хорошего сна автора Курпатов Андрей Владимирович

Проявления бессонницы Однако же оставим классификации ученым, пусть они мучаются вопросами о том, в какую группу нас с нашими бессонницами определить, и перейдем к делам насущным. Как уже было сказано, причинами возникновения бессонницы могут быть нарушения режима сна,

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

105. Невербальные проявления лжи Невербальные средства общения в значительной степени восполняют часть информации, которая не может быть высказана вслух: либо собеседникам нежелательно ее доносить, либо они не обладают этой информацией осознанно, потому не могут ее

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Телесные проявления Самый распространенный способ распознавания лжи заключается в анализе языка тела собеседника.И снова я хочу повторить: отдельно друг от друга все индикаторы, о которых дальше пойдет речь, не могут быть достаточными признаками правдивости или лжи.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ: ПРОЯВЛЕНИЯ Демонстративность приводит к формированию Я-идеала, регулирующего впоследствии деятельность сознания и произвольное поведение демонстранта.Демонстративность становится помехой приспособлению, когда потребность в одобрении, сулящая

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

2. Проявления агрессивности Латинское слово «aggressio» означает «нападение». Это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

3. Проявления эгоизма Всевозможные проявления эгоизма – это конфликтогены, поскольку эгоист добивается чего-то лично для себя за счет других и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся

Из книги Истинная близость. Как меняется секс, когда отношения достигают духовной гармонии автора Троуб Амана

Поймите, как вы проявляете эмоции, и принимайте способ проявления эмоций своих друзей Славные люди так волнуются о том, что подумают или почувствуют другие, что им некогда следить за различиями в переживаниях у них самих и тех, с кем они общаются. Довольно часто происходят

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Проявления шока И хотя травма, заставившая вас в какой-то момент «застыть», случилась давно, нервная система все еще помнит, что это было и как вы себя чувствовали. Любая мелочь может спровоцировать в вас панику или шок.В своей бессознательной и скрытой форме шок чаще

Из книги Новые размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Проявления регрессии Процесс регрессии зависит от такого сложного конгломерата сил, что пока еще невозможно разобраться, какая из них самая важная. В ходе этого процесса человек подвергается воздействию определенного типа тревоги. Человек – эмоционально реагирующее

Из книги Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Проявления любви Есть книги о «языке любви», которые утверждают, что разные люди по-разному представляют себе ее выражение. Одни предпочитают прикосновения. Другие хотят проводить больше времени вместе, а кто-то ожидает проявления чувств в виде подарка.Мне кажется,

Из книги Очерки по психологии сексуальности автора Фрейд Зигмунд

4. Мастурбаторные сексуальные проявления Нас может только очень радовать, что нам уже не остается узнать много важного о сексуальных действиях ребенка, после того как мы поняли влечение одной только эрогенной зоны. Самое ясное различие относится к необходимым

Из книги автора

Мастурбационные сексуальные проявления Нас может только очень радовать, что нам уже не остается узнать много важного о сексуальных действиях ребенка, после того как мы поняли влечение одной только эрогенной зоны. Самое ясное различие относится к необходимым для

Эмоции человека: мир жестов и мимики

Эмоции человека – это субъективные, очень сильные переживания, касающиеся важных событий или ситуаций. Они проявляются в виде ярко выраженного неодобрения или одобрения происходящего, и отражаются в форме переживаний.

Одно и то же событие у разных людей может вызвать противоположные чувства. Все мы разные и отношение к происходящему зачастую кардинально отличается, именно его мы и выражаем с помощью эмоций.

В основе данной функции лежат потребности, взгляды, интересы, а значит то, что нам безразлично не сможет затронуть или вызвать каких-либо чувств и изменить наше настроение. До тех пор, пока люди будут чем-то интересоваться, их будут сопровождать эмоции. Удивительно, но для нормального существования человеку нужны как положительные, так и отрицательные эмоции, вызванные чувством отчаяния, обиды, злости, неудовлетворенности.

Эмоции – это вид психологического состояния людей, они могут проявляться в форме чувств, а также настроений и глубоких переживаний. Можно даже утверждать, что они сопровождают все процессы и состояния психологического характера. Основная роль эмоций заключается в налаживании определенной связи между реальным миром и тем, как он воспринимается человеком. Суть эмоций в возможности отражения окружающего мира не с помощью рациональных выводов и мыслей, а спонтанными ощущениями. Кому-то это мешает, а другим, наоборот, помогает принимать верные решения.

Если бы эмоций не было в природе, люди оставались бы безразличными ко всему происходящему вокруг, их бы ничто не волновало. А ведь ничего не может быть хуже равнодушия!

С помощью эмоций, человек может давать оценку происходящему. Даже не владея языком, на котором говорит собеседник, мы можем получить немало информации о нем, всего лишь наблюдая за мимикой, проявлением чувств, повадками, поведением. Все дело в том, что с рождения все мы наделены «талантом» считывания эмоций.

Суть эмоций в данном случае можно охарактеризовать фразой «контакт налажен”. Малыш еще в утробе матери чувствует ее настроение, а значит, он уже владеет техникой считывания.

Развитие эмоций

Развитие эмоций человека начинается с рождения. Главным условием для воспитания положительных чувств является забота и любовь взрослых. Зачастую дети, которые в детские годы были обделены лаской и любовью вырастают равнодушными и холодными. Также малышей необходимо приучать к чувству ответственности и заботе о близких. Если нет младших сестер и братьев, можно завести домашнего питомца и позволить крохе за ним ухаживать: кормить, купать, играть и т. д.

Еще одним важным условием для развития эмоций у детей является контроль над их волнениями и чувствами. Они не должны быть ограничены субъективными переживаниями. Подобные ощущения необходимо реализовывать в действиях, поступках, занятиях. Иначе ребенок может вырасти слишком сентиментальным, и ему придется с большим трудом воплощать свои мечты и желания в реальность.

К основным свойствам эмоций относят:

  • Динамичность.

Выражается в изменении фаз протекания: напряжение сначала нарастает, а затем разрешается и убывает.

  • Универсальность.

Эмоции абсолютно независимы: на них не влияет сфера деятельности или потребности людей.

  • Пластичность.

Эмоциональные переживания могут видоизменяться и приобретать различный окрас. К примеру, страх иногда вызывает не только негатив, но и удовольствие от острых ощущений.

  • Адаптация.

Проявляется в притуплении яркости переживаний, которые многократно повторяются и вызывают одни и те же чувства.

  • Суммация.

Выражается особенно сильными ощущениями при повторных воздействиях на психику человека. Выходит, что яркие эмоции суммируются, отчего их интенсивность возрастает.

  • Пристрастность, также можно охарактеризовать как субъективность.

Проявление чувств зависит от особенностей личности и темперамента. Одна и та же ситуация у разных людей может спровоцировать противоположные эмоции.

  • Иррадиация.

Эмоциональный фон человека оказывает влияние на восприятие окружающего мира. Если мы счастливы, нам все вокруг кажется радостным и красочным, и наоборот, испытывая чувство горести, мы все воспринимаем в темных тонах.

  • Двойственность.

Нередко одно и то же событие или человек может вызывать в нас разные эмоции. Отличным примером служит ненависть и любовь, которые иногда «находятся» так близко.

Функции эмоций

Чувства и эмоции играют важную роль в развитии и существовании людей, так как на них возлагается немало положительных функций.

  • Мотивационная функция.

Ее также можно назвать регулирующей или побуждающей, так как именно эмоции направляют и побуждают к действию, заменяя продуктивное мышление.

  • Сигнальная функция.

Согласно утверждениям Дарвина, эмоции зародились в процессе эволюции. Они помогали всему живому определять важность различных условий для удовлетворения насущных потребностей. На выразительные яркие движения: (пантомимику, мимику, жесты), возлагается роль сигналов. Они указывают на потребности людей.

  • Коммуникативная функция эмоций.

Выражается в ярком проявление внутреннего состояния, которое позволяет лучше понимать окружающих, а им давать оценку нашему настроению. Оценивая эмоциональные изменения, мы делаем выводы о психике человеке, его волнениях, чувствах. Люди, которые никогда не находились в прямых контактах, благодаря наблюдениям могут понять чувства друг друга.

  • Защитная функция эмоций.

Моментальная реакция на то, что произошло в данный момент, может защитить от беды и опасности.

Эмоции человека характеризуются специфическими телесными выражениями. Психическое состояние зачастую проявляется в мимике, изменение дыхания, интонации, сосудистых реакциях, жестах…

  • Изменения речи.

Трудно представить полноценное общение без речи. Ее существенная роль в жизни человека, а также его взаимоотношениях с окружающими, ведет к тому, что для выражения эмоций используется понижение, еле заметное ослабление, чрезмерное повышения голоса. Удивительно, но динамичность речи может противоречить содержанию сказанных слов. Огромное значение играет тембр голоса, темп, ритмичность, поставленные ударения.

  • Изменения кровообращения.

Данное выражение эмоций проявляется изменениями силы, а также частоты пульса, сужением или расширением сосудов, уровня кровяного давления. Данные факторы влекут за собой замедление и убыстрение кровяного тока, вследствие которого мы можем наблюдать отток крови от одних частей тела и прилив к другим.

  • Изменения дыхания.

Выражение эмоций проявляется изменениями дыхательных движений. На них возложено несколько функций: пропускание через голосовую щель достаточного количества воздуха и гарантирование вибрации связок; снабжение организма кислородом и усиление газообмена, которые способствуют повышению мускульной работы.

Под воздействием выраженных эмоций и чувств дыхательные движения меняют не только скорость, но и на амплитуду. Согласно данным американского психолога Р. Вудвортса при неудовольствии их значения уменьшаются, а при удовольствии – увеличиваются. Возбуждаясь, мы дышим глубоко и очень часто, а напрягаясь – слабо и медленно. При ощущениях сильной тревоги дыхание становится слабым и ускоренным, при страхе – заметно замедляется и т. д.

  • Изменения мимики.

Эмоциональные состояния, которые мы испытываем, зачастую сразу же отображаются на лице: на его сложную мускулатуру возложена функция мимических движений. Разнообразными движениями глаз, губ, лба, носа люди выражают даже самые волнительные и сильные внутренние состояния.

Эмоции очень трудно описать словами, так как их разнообразие поражает воображение. Их нужно чувствовать, проживать каждый миг, и только после этого приходит осознание того, что же они на самом деле означают. Несмотря на большое количество испытываемых человеком ощущений, все же психологи смогли выделить основные виды эмоций. Мы будем говорить о самых распространенных, так как их все, так же как и песчинки на берегу моря, невозможно пересчитать.

Пытаясь «прочитать» внутреннее состояние человека, учитывайте, что с помощью одних только эмоций у вас это вряд ли получится. Например, эмоция радости может быть пропитана упоением счастья, надеждой на лучшее будущее, или сладостными воспоминаниями. Условно их делят на отрицательные, положительные или нейтральные.

Нейтральные эмоции

  • Апатия – характеризуется полным равнодушием к событиям, происходящим вокруг.
  • Чрезмерное любопытство – мелочность, проявление повышенного интереса к чужим проблемам и делам, подробностям жизни других людей.
  • Удивление – чувство изумления от увиденного.

Положительные эмоции

  • Любовь – представляет собой безграничную привязанность к определенному человеку. Дарит ощущение крыльев за спиной, радости и счастья.
  • Нежность – рождает чувство привязанности, понимания и принятия. Она удивительным образом скрепляет отношения людей.
  • Восторг – чувство неимоверного подъема, когда положительные эмоции зашкаливают.
  • Гордость – одобрение, позитивная оценка действий окружающих или своих собственных заслуг.
  • Радость – эмоции, указывающие на чувство удовлетворенности.
  • Симпатия – чувство, испытываемое к человеку, основанное на общих интересах, взглядах на жизнь, ценностях.
  • Удовольствие – чувства, которые ощущают люди, при полном удовлетворении своих потребностей.
  • Благодарность – испытывается при сильном желании показать свою признательность от полученной пользы.

Также к положительным эмоциям можно отнести блаженство, трепет, удивление и т.д.

  • Горе – отрицательные эмоции, которыми живет человек, потерявший близких или родных людей.
  • Страх – чувство, которое люди испытывают при ощущении опасности.
  • Тоска проявляется чувством опустошенности, непонимании и неприятии окружающей действительности, душевной тревогой, ощущением душевной внутренней тревожности.
  • Отчаянье – отрицательная эмоция, указывающая на состояние безысходности, потере веры в собственные силы и лучшее будущее.
  • Гнев – желание побороть существующую несправедливость.
  • Месть – надежда на скорую расплату за причиненное горе или обиды.
  • Злорадство – неспособность смириться с удачей и везением других людей. Радость, испытываемая при чужих неудачах.

Отрицательные эмоции – это также стыд, ярость, отвращение, гнев и т. д. Другими словами, все, что вызывает в нас чувство неудовлетворенности, недовольства и апатии.

И напоследок стоит упомянуть о таком виде эмоций как аффект. Люди, в данном случае, теряют контроль над своими чувствами и действиями. Именно в этом состоянии человек способен на необдуманные поступки.

Мир эмоций: круговорот чувств и мыслей

Мир эмоций – глубокая, интересная, неисчерпаемая, и достаточно сложная тема. Каждый из нас подвержен эмоциям, и порой так непросто с ними совладать. Получается, что в какой-то мере они управляют нами, нашими решениями и поведением.

Мы каждый день сталкиваемся с изменениями эмоционального фона. Привычные бытовые проблемы оказывают воздействие на наше настроение. Мы можем расстраиваться, кричать, возмущаться, восхищаться, радоваться и т. д. Все это происходит помимо нашей воли, и даже при большом желании так трудно скрыть свой внутренний настрой от глаз окружающих. Эмоции всегда находят выход, и зачастую в абсолютно неприемлемой для нас форме.

Какими бы ни были эмоции они нужны человеку. Если люди перестанут что-либо ощущать и выражать свои чувства, они начнут испытывать эмоциональное голодание. Данное состояние подобно пустоте: ничего не радует и ничто не вызывает интереса. Эмоциональное насыщение – это пожизненная врожденная потребность. С его помощью организм поддерживается в тонусе и осуществляется гормональный обмен.

Положительные хорошие эмоции люди называют по-разному. На самом же деле они все являются отголосками, оттенками одного чувства – радости. Это ощущение рождает в каждом из нас приятные переживания, дарит веру в свои силы, позволяет ощутить внутреннюю энергию и гармонию.

Позитив может быть активным и пассивным. В первом случае его можно охарактеризовать желанием творить и действовать, создавать и делиться идеями. Человек чувствует мощный прилив энергии и жизненных сил. Это ощущение зачастую испытывают активные люди, у которых энергия бьет ключом и требует выхода.

Пассивный позитив представляет собой полную гармонию, чувство ублаготворения. Подобное умиротворение позволяет ощутить истинное счастье и покой. Это настоящий отдых для тела и души.

Хорошие эмоции оказывают благотворное воздействие на организм человека, заряжая нас силой, энергией, здоровьем. Они необходимы для позитивного восприятия окружающего мира, способности бороться с трудностями и не обращать внимания на горести и невзгоды.

Негативные эмоции

С негативными эмоциями совладать совсем непросто. С ними нужно постоянно работать, развивая навыки управления негативом.

Мы постоянно куда-то спешим, нервничаем, ощущаем внутреннее беспокойство, попадаем в стрессовые ситуации. Но живя долгое время в режиме «нон-стоп» можно довести организм до морального истощения. И поэтому мы должны научиться управлять эмоциями или, по крайней мере, максимально их контролировать.

Среди всех известных негативных эмоций и пороков, которые на протяжении жизни испытывает человек, можно выделить жажду ярких переживаний, эгоизм, моральную слабость.

В христианстве грехом считают слабости, которые проявляются безвольностью, отсутствием собственного мнения, постоянной нервозностью, трусостью, ленью, пассивностью и др. Зависимость от острых ощущений заключается в жажде к физическому удовлетворению (чревоугодие, похоть). Также осуждается чрезмерная увлеченность компьютерными играми и просмотром телевизионных передач, участие в конфликтах, а тем более их создание. Никогда христианство не поощряло эгоизм: признание своего превосходства над остальными людьми. Это чувство является источником переживаний. К нему также можно отнести гордыню, зависть, честолюбие, злорадство.

Без эмоций жить невозможно, но в любом случае нужно стремиться держать их под контролем. Мудрым можно назвать только того человека, который выработал в себе способность не поддаваться порывам и противостоять соблазнам, не согласующимся с его разумом.

Во избежание проблем со здоровьем и нервных расстройств, нужно попытаться внести коррективы в свое поведение.

  • Занимайтесь самовнушением.

В любых неприятных конфликтных ситуациях разговаривайте с собой. Проговаривайте фразы: «Я абсолютно спокоен», «Я способен управлять своими чувствами» и т. д. Некоторым людям самовнушение помогает отрицательные эмоции сменить положительными. С его помощью подавляют страх, становятся смелее и выносливее.

  • Пытайтесь себя сдерживать.

Не обращайте внимания на мнение окружающих, не отвечайте на провокации. Даже при сильном желании рассказать обидчику все, что вы о нем думаете, сначала посчитайте в уме до десяти. Думайте и размышляйте, и только после этого говорите. Следите за тем, чтобы ваша речь была ровной, старайтесь дышать глубоко и спокойно.

  • Медитируйте.

С помощью техник концентрации можно успокоиться и расслабиться, а самое главное, научиться легко расставаться с негативными эмоциями, разбираться в себе и анализировать свой гнев и обиды.

  • Учитесь переключаться.

Не всегда и не у всех получается достойно ответить оппоненту. В данном случае можно отвлечь его внимание внезапным вопросом, сменить тему. Или же просто «включите» воображение и представьте, что с губ обидчика слетают не обидные слова, а льется забавная песня. Вообразите, что вокруг вас высокая стена, которая отделяет и защищает вас от реальности. Успокоившись, вы сможете дать достойный ответ, или ввести оппонента в тупик своим хладнокровием.

  • Занимайтесь спортом.

Физические упражнения помогают выплеснуть накопившийся негатив. Занятия в спортивных секциях или тренажерном зале, утренние или вечерние пробежки, помогут укрепить здоровье, и успокоить душу.

  • Занимайтесь йогой.

Особенно полезны дыхательные упражнения, которые помогают подавить негативные эмоции и достичь внутренней гармонии.

Любые, даже самые необычные методы контроля эмоций и чувств человека достойны вашего внимания и имеют право на существование.

Научиться сдерживаться и подавлять свои чувства не так сложно, как кажется. Советы психологов помогут достичь желаемого за короткое время. С первого взгляда вы можете не заметить связь между данными рекомендациями и вашим эмоциональным состоянием, но со временем поймете, что все перечисленное чрезвычайно важно для душевного спокойствия.

  • Ваше жилище должно быть уютным и комфортным.

Дом – это место, где вы восстанавливаете силы и заряжаетесь энергией. А значит в нем обязательно должна присутствовать зона, где вы сможете расслабиться, отдохнуть, предаться мыслям и мечтаньям.

  • Стремитесь к новым знакомствам и расширяйте круг интересов.

Общение, встречи, свидания, новые люди – не оставят места мрачным мыслям и негативу.

  • Старайтесь быть предельно аккуратными в вопросах финансов: не берите в долг и не взваливайте на свои плечи непосильные кредиты.

Как только вы начнете тратить, учитывая свои возможности, раздадите все долги, ваше эмоциональное состояние сразу же улучшится.

  • Учитесь, развивайтесь, занимайтесь самореализацией.

Стремление узнать как можно больше, продвинуться по карьерной лестнице увлечет вас с головой. Постоянная занятость и желание самосовершенствоваться занимает слишком много времени и сил, а если все задуманное сбывается, то внутренняя удовлетворенность и гармония помогают побороть все невзгоды.

Такие психические явления как эмоции и чувства человека представляют собой разные формы отражения окружающей реальности.

Эти два компонента делают людей уязвимыми или несокрушимыми, злыми или добрыми, счастливыми или несчастными. Они оба отражают действительность, которая нас окружает, переживаниями. С их помощью выражается субъективное отношение людей к явлениям и предметам. Давайте попробуем разобраться в чем же разницами между чувствами и эмоциями человека?

Эмоция представляет собой кратковременное явление, которое зарождается под влиянием различных факторов и ситуаций. Она как вспышка, мгновенно загорается, но быстро гаснет.

Чувства отличаются стабильностью, они долговременны и зачастую возникают под воздействием ярких эмоций. Они могут рассказать о характере человека, его взглядах, привычках, а не только об отношении к конкретной ситуации или личности.

Все мы зависимы от чувств и эмоций. Очень часто люди идут на поводу у них: получается, эмоции правят нами, а не наоборот.

Последствия неумения контролировать яркие эмоции

Часто не контролированные яркие эмоции приводят к необдуманным действиям с печальными последствиями. У каждого из нас эмоциональные переживания выражаются по-разному. Неумение остановиться вовремя может повлечь за собой:

  • Болезни сердечно-сосудистой системы.

Переживания нередко становятся причиной серьезных проблем со здоровьем, и чаще всего страдает сердце. Не стоит также забывать, что в состоянии стресса организм становится беззащитным перед любыми заболеваниями, так как снижаются его защитные силы (снижается иммунитет).

  • Депрессии.

Длительные моральные страдания ведут к депрессии. Выйти из нее не так просто: зачастую требуется серьезное медикаментозное лечение, беседы с психологом и большое желание вернуться к нормальной жизни.

  • Разрыв дружеских отношений.

Доверительные отношения строятся годами, а то и десятилетиями, а разрушить их можно за несколько минут, перестав контролировать ярко выраженные эмоции гнева.

Психологи уверены, что людям необходима психологическая разрядка. Самая глубокая депрессия ослабевает после того, как человек выплеснет наружу яркие негативные эмоции, сможет выплакаться, «выбросить» весь накопившийся негатив наружу.

Всплески сознания, которые не находят выхода накапливаются. А значит, у каждого из нас есть выбор, подавлять эмоции, или выплескивать, но при этом держать их под строгим контролем.

Если мы попробуем отключить чувства и прожить какое-то время без эмоций, то ощутим пустоту, которую трудно описать словами. Безразличие ко всему: вокруг пустынно, ничего не заботит и не беспокоит. Но мозг не спит, и, отключив чувства, он включает инстинкты. Люди живут, удовлетворяя свои земные потребности: ищут пищу, заботятся о самосохранении. Перестает волновать вопрос: «А что может произойти, если я поступлю именно так?». Минимум мыслей, максимум действий.

На первый план выходят инстинкты. Общение с людьми не приносит удовольствия, так как они не вызывают каких-либо чувств. А ведь жизнь – это в первую очередь способность получать наслаждение от каждого прожитого дня, каждой встречи. Жизнь без эмоций делает мир человека серым и бессмысленным.

Подавление негативных эмоций зачастую связано с игнорированием насущных проблем, по причине неспособности с ними справиться.

Но порой все же полезно отключать эмоции и предоставлять себе возможность отдохнуть от мрачных мыслей, глубоких размышлений или для того, чтобы легче и спокойнее пережить не самый приятный период своей жизни. Лучше всего справляется с задачей отключения разума медитация: освоить эту технику совсем несложно.

Можно сделать вывод, что жизнь без эмоций возможна. Но открытым остается вопрос: насколько изменится наше сознание, отношения с людьми и как долго человек сможет находиться в подобном состоянии?

Эмоции детей

Очень часто мы с трудом понимаем, что ощущают взрослые люди, а разобраться в ощущениях и эмоциях детей еще сложнее. Переживания мальчиков и девочек напрямую зависят от ситуации, они очень часто меняются, и обычно не оказывают влияние на настроение крошки.

Малыш может испытывать как положительные, так и негативные эмоции. Чувство негатива в нем вызывают громкий и строгий голос, угрозы, злое выражение лица взрослых, обвинения. Порой даже не очень приятная ситуация, происходящая на глазах малыша, может спровоцировать плач и обиду.

Положительные чувства и переживания ускоряют физиологические процессы, в то время как отрицательные их угнетают. Наверное, именно поэтому педиатры не советуют кормить малыша, который расстроен или плачет. Еда в данном случае плохо усваивается, ослаблено соковыделение и процессы обмена, а значит, у крохи может выработаться негативное отношение к пище.

Каждый человек начинает жизнь громким криком. Первый крик вырывается из груди новорожденного вследствие спазма голосовой щели. Что же это на самом деле – эмоциональное состояние или мышечная реакция? На этот вопрос сложно ответить, но в любом случае можно сделать вывод: с первых дней кроха уже ощущает и реагирует на то, что ему доставляет дискомфорт: он чувствует потребность в тепле, еде, сне. Негативные эмоции у детей вызываются мокрыми пеленками, холодом, усталостью, стеснением движений, голодом…

Первые пару месяцев эмоции детей являются всего лишь рефлекторными явлениями. На третьем месяце жизни они уже могут демонстрировать положительные чувства: машут руками, издают звуки радости, улыбаются. Крохи как будто «оживают» и родные должны постоянно стимулировать эти новые чувства, осознавая, что малыш обязательно начнет повторять их жесты и мимику.

Примерно с пяти месяцев ребенок уже начинает различать незнакомых и знакомых людей. При виде незнакомца кроха может насторожиться или даже заплакать. Эмоции становятся более разнообразными и ярко выраженными. Родители в этот период должны быть осторожными и внимательными, так как те установки, которые получит от них ребенок, окажут влияние на эмоции детей школьного и дошкольного возраста.

У малышей нужно развивать чувство симпатии и любви к людям, любовь к животным, учить восхищаться окружающим миром. Мама должна понимать, если она не будет никого подпускать к малышу, то он вырастет очень осторожным и недоверчивым. Будет запугивать собаками – чувство страха к четвероногим братьям у него останется и в старшем возрасте. Дети прислушиваются и присматриваются ко всему, что говорят и делают взрослые, и эти составляющие окажут большое влияние на формирование характера ребенка в будущем.

В шесть-семь месяцев кроха уже с удовольствием познает окружающий мир, играя с родными, повторяя их движения, и даже выполняя несложные просьбы. Веселые игры вызывают у него море хороших эмоций, он бурно реагирует на все, что происходит вокруг.

Также в этом возрасте мальчики и девочки начинают стесняться, расстраиваться, ревновать. Они радуются, когда видят родных и хорошо знакомых, и робеют в присутствии чужих людей.

Углубление и расширение эмоционального мира дает возможность родителям не только больше узнавать своего малыша, но и начинать понемногу заниматься развитием и воспитанием.

По мнению психологов, развитие эмоционального мира детей можно разделить на четыре этапа:

  • первый год жизни;
  • от года до трех лет;
  • от трех до четырех лет;
  • с четырех до двенадцати.

Первый этап включает в себя формирование основных (главных) эмоций. Затем дети учатся налаживать контакт с окружающими их людьми. Третий этап отличается тем, что эмоции детей перестают полностью зависеть от потребностей. И только после этого, происходит формирование выраженных эмоций, в основе которых лежат логические выводы, а также здравый смысл.

В разном возрасте реакция на одну и ту же ситуацию или проблему может кардинально отличаться.

Родители детей старшего возраста должны, в первую очередь, научить их одолевать негативные переживания. Сделать это совсем несложно: общение и разговоры по душам позволят понять чувства и ощущения ребенка. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда детям приходится сталкиваться с новыми эмоциями.

Ребятишки должны понять, что любые переживания носят временный характер, и главное, уметь переключаться на позитивную волну. Но в любом случае они будут учиться на примере родителей и чаще всего поступать, так как поступают мама и папа. Так что взрослые должны пытаться сдерживать свои негативные эмоции, контролировать чувства и не позволять себе грубых высказываний и криков в присутствии детей.

Одним из важных проявлений внутренней субъективной жизни человека являются эмоции и чувства. Любовь и ненависть, радость и горе, страх и ужас, грусть и тревога, удивление и восхищение, страдание и наслаждение, отвращение и презрение, возмущение и негодование, стыд и совесть - вот далеко неполный перечень эмоций и чувств свойственных человеку.
Наиболее характерная особенность этих психических явлений заключается в их непосредственной представленности человеку. Каждый из нас испытывает разнообразные эмоции и чувства и может дать отчет о том как они возникают, протекают и исчезают.
Они не только наполняют нашу душевную жизнь, но и определяют наши действия и поступки, стимулируют или угнетают нашу деятельность, побуждают нас осуществлять замыслы и желания, совершать благодеяния и злодеяния.
В эмоциях и чувствах проявляется пристрастное отношение человека к окружающему миру, к самому себе, к тому, что он совершает и делает. Эмоции и чувства представляют собой своеобразные психические состояния, в которых проявляется переживание человеком своего отношения к окружающему миру и к самому себе. Испытываемые человеком переживания возникают под влиянием удовлетворения или неудовлетворения потребностей, свойственных субъекту. По мнению С. Л. Рубинштейна эмоции являются субъективной формой проявления потребностей.
Переживания могут проявляться как в виде легкого душевного волнения, так и в форме устойчивого нравственного состояния личности, называемого чувством. Возникновение эмоций и чувств обусловлено не только наличием потребностей, но и действием предметов, посредством которых они удовлетворяются.
Таким образом, переживания человека связаны с теми впечат-лениями, которые мы получаем посредством органов чувств из внешнего мира и внутренних состояний и поэтому обозначаются нами как особые состояния - чувства. Связь переживаний с впечатлениями проявляется в виде импрессивной стороны эмоций и чувств. Благодаря этой связи эмоции и чувства становятся сигналами внешних воздействий и внутренних состояний личности. А.Н. Леонтьев полагал, что эмоции выполняют функции внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и результатами отвечающей им деятельности субъекта.
Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
1 Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 41, 42.
Поскольку выражение эмоций у человека и у животных во многом сходны, то Ч. Дарвин считал, что происхождение эмоций у человека есть результат эволюционного развития. Эмоции, по его мнению, есть не что иное как внутреннее отражение биологически целесообразных реакций организма. Очевидно, поэтому эмоции возникают на основе удовлетворения или неудовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих биологическое существование живых организмов.
Связь между эмоциями и телесными изменениями вызывала появление органической теории происхождения эмоций У Джемса и К. Ланге. По их теории причинами появления эмоций являются органические воздействия, которые, отражаясь в нервной системе, порождают переживания. Однако, такое упрощенное понимание причин происхождения эмоций было подвергнуто критике. У Кеннон установил, что искусственно вызванное прекращение сигналов органического происхождения не влияет на возникновение эмоций. Следовательно, органические изменения не являются причиной возникновения эмоций, а лишь сопровождают их появление. Дальнейшее исследование связи эмоций с органическими процессами показало, что те и другие возникают почти одновременно.
Факт существования связи между эмоциями и внешними воздействиями вызвал появление теории когнитивного происхождения эмоциональных переживаний. Согласно этой теории положительные или отрицательные эмоциональные переживания возникают у человека под влиянием результатов познавательной деятельности. Положительные переживания возникают тогда, когда результаты деятельности соответствуют ожиданиям, отрицательные имеют место в том случае, если между ними имеется расхождение или несоответствие (диссонанс).
Конечно, все эти теории являются правомерными, так как они представляют собой различные подходы к происхождению эмоций, и объяснению их связей с внешними воздействиями и органическими процессами.
Эмоциональные переживания характеризуются: качеством, интенсивностью, длительностью и устойчивостью.
Наиболее важной характеристикой эмоций и чувств является их качество. Каждое эмоциональное переживание имеет свое качество. Вместе с тем, все эмоции и чувства имеют два полярных качества: положительное и отрицательное.
Полярность качеств переживаний обусловлена их непосред-
ственной связью с удовлетворением и неудовлетворением потребностей. При удовлетворении потребности возникает положительное качество, которое проявляется в форме переживания удовольствия, в то время как при неудовлетворении возникает переживание неудовольствия.
Полярные качества могут иметь различную степень выраженности: сильную и слабую. Это зависит от уровня проявления потребностей. При наличии сильной потребности ее удовлетворение вызывает не просто удовольствие, а наслаждение, при неудовлетворении - страдание. Высшей формой отрицательного переживания является чувство отвращения (идиосинкразия), которое возникает к источнику его породившего.
Обычно человеку свойственно переживание одного из полярных качеств, но бывают случаи, когда он испытывает эмоции, включающие и положительное и отрицательное качество. Такие переживания называют двойственными или амбивалентными. Чаще всего одно из переживаний связано с прошлым, а другое с настоящим или будущим. Например, человек может одновременно переживать и радость и горе. Радуется потому, что случившаяся с ним беда миновала, горюет же потому, что она испортила жизнь в настоящее время и разрушила все надежды на лучшее будущее.
Наряду с чувствами, имеющими ярко выраженные полярные качества, могут иметь место и такие эмоциональные состояния, которые невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным переживаниям. Такие переживания являются часто нечеткими, смутными и неопределенными. Они возникают чаще всего в таких ситуациях, когда личность не может сразу сориентироваться в том, что происходит и испытывает чувство растерянности и беспокойства.
Интенсивность эмоций и чувств является также одной из важных их характеристик. Эта сторона эмоциональных переживаний зависит от силы их проявления. Иногда чувство бывает настолько сильным, что оно целиком и полностью овладевает человеком и он воспринимает окружающий мир и все, что в нем происходит через его призму. Чувство как бы ослепляет его глаза и он видит в объекте только то, что соответствует его переживанию. При слабой интенсивности чувства переживание имеет поверхностный характер, что является иногда причиной несерьезного отношения к действительности и порождает легкомысленные поступки.
Наиболее сильные и интенсивные чувства имеют место тогда, когда
они возникают впервые. Они также отличаются новизной и свежестью. В дальнейшем по мере их многократного проявления их интенсивность уменьшается и они притупляются. Тогда субъект, в погоне за свежими чувствами, стремится к новым объектам, отличающимися неординарностью и экзотичностью.
Еще одной важной особенностью эмоций и чувств является их длительность и устойчивость. От устойчивости эмоциональных переживаний часто зависит самочувствие человека в течение определенного периода времени. Иногда отрицательные переживания депрессивного характера сохраняются долгое время и накладывают отпечаток на психику и поведение человека. Выйти из такого состояния бывает очень трудно. Помогает в этом случае перемена обстановки, путешествие, знакомство с новыми людьми, интересные занятия и т.п.
Динамика возникновения и протекания эмоций и чувств имеет некоторые характерные особенности. В одном случае чувства возникают быстро почти мгновенно и проявляются в форме эмоциональной вспышки, другом случае они возникают медленно и постепенно. По мере нарастания эмоций и чувств увеличивается напряжение переживаний, которые достигнув пика вступают в фазу спада и разрядки. После этого наступает раз-решение от возникшего чувства и личность начинает испытывать успокоение.

Внутренний мир человека

Внутренний мир человека это набор жизненных взглядов, ценностей через которые формируется его система восприятия. Если выразится более научно, то внутренний мир человека это энергоинформационная матрица, которая формируется электрохимическими процессами взаимодействия нейронов головного мозга.

Чем каждый из нас отличается от других? Казалось бы, все мы имеем одинаковое количество хромосом, каждый из нас испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Так в чём же разница и за счёт чего между нами такими одинаковыми так часто возникают недопонимания, вот главный вопрос нашей статьи.

Внутренний мир личности - это психическая реальность человека, организованное содержание его психики, вмещающее в себе все аспекты сознательной духовной жизни индивида и его духовную энергию. Внутренний духовной мир - это первоначальное создание культурных ценностей и дальне их сохранение, распространение. Данное понятие является своего рода словестной метафорой определяющей виртуальную реальность, которая моделируется взаимодействием нейронов головного мозга.

Психология внутреннего мира человека

В современном мире душа - является синонимом внутреннего мира, хотя это не совсем так. Расширение и развитие духовного мира может происходить очень стремительно, в то время как душа может оставаться неизменной.

Структура душевного мира

Богатый внутренний мир личности формируется с помощью компонентов духовной структуры мира.

  1. Познание - нужда знать что - то о себе и о смысле своей жизни, своей роли в этом обществе и о том, что происходит вокруг нас. Именно это свойство нашего мышления и формирует нашу интеллектуальную платформу для дальнейшего развития, тренирует умение получать новую информацию на основе той, что уже была известна ранее.
  2. Эмоции - личностные переживания по поводу всего с нами происходящего, каких - то явлений или событий.
  3. Чувства - эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени. Также чувства имеют ярко выражений предметный характер, другими словами особую направленность на что или кого либо.
  4. Мировоззрение - ключевой аспект в изучении внутреннего мира человека. Это совокупность взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и моральных принципов как своих, так окружающих вас людей.

Мировоззрение играет значительную роль в судьбе человека, ведь именно благодаря ему мы имеем жизненные ориентиры и цели для практической деятельности. Оно также позволяет каждой женщине выделить для себя главные жизненные и культурные ценности. Развитие внутреннего мира происходит посредствам совершенствования всех его выше представленных составляющих. Не стоит также забывать, что развитие мировоззрения зависит от того жизненного пути который вы уже прошли, в то время как духовные аспекты познания можно формировать и расширять с момента осмысления себя как личности.

Виды интелекта

Интеллект человека, пожалуй, самая гибкая часть всего человеческого существа, которую каждый делает такой, какой хочет. Понятие интеллекта имеет структуру и виды, каждый из которых рекомендуется развивать для того, чтобы быть гармоничной личностью.

  1. Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.
  2. Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.
  3. Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.
  4. Физический интеллект. Это - ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.
  5. Музыкальный интеллект. Это - понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.
  6. Социальный интеллект. Это - способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.
  7. Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо анализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.
  8. Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.
  9. Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.

Все виды интеллекта можно тренировать и развивать в любой период жизни, а не только в юности. Люди с развитым интеллектом дольше сохраняют работоспособность и жизнелюбие.

Внутренний и внешний мир человека
Внешний мир человека это его социальная жизнь, его взаимодействие с другими людьми, его жизнь в обществе. Как известно, мы управляем нашей реальностью лишь в некоторой степени, ей управляют разные внешние силы, но мы можем управлять своей собственной энергией, направляя эти внешние силы в пользу либо во вред себе. Отсюда становится очевидным, что наибольшее влияние на окружающий мир сможет оказать тот, у кого больше развита способность, контролировать мир внутренний. Человек, который способен взять под контроль себя, постепенно сможет взять под контроль часть окружающей реальности. Почему это так, мы разберем далее.

Внутренний духовный мир человека
Понимание достигается путем развития своего внутреннего мира, и каждый раз, когда вы будете выходить на новый уровень осознанности, вы будете испытывать настоящее удовлетворение, так как эти процессы вызывают приток жизненной энергии, и повышают внутреннюю силу. Появившаяся внутри гармония постоянно увеличивается, и проецируется на внешний мир, благодаря этому человек начинает получать больше удовольствия от взаимодействия с окружающими, это дает новые силы и так продолжается вновь и вновь. Развитие внутреннего мира человека, напрямую ведет к усилению его взаимодействий с духом. У человека повышается способность чувствовать силу духа, и взаимодействовать с ней, и поэтому часто внутренний мир называют духовным миром человека.

Развитие внутреннего мира человека
Развитие внутреннего мира человека представляет собой осмысленный практический процесс, и целью этого развития должно стать повышение осознанности и увеличение внутренней силы. Повышение осознанности достигается путем самопознания. Осознанность без внутренней силы лишь приведет к тому, что к человеку будут относиться как к школьному отличнику, которого никто не принимает всерьез, поэтому необходимо развивать внутреннюю силу. Внутренняя сила нарабатывается путем реальных действий.

Внутренний мир человека план развития
По сути, развитие внутреннего мира, это есть саморазвитие, но с уклоном больше в сторону себя, поэтому можно использовать указанный ниже план. Замечу, что данный план является условным, и сделан лишь для удобства восприятия материала.

  • Самоанализ, выявление того что мы считаем своими проблемами (понимание себя)
  • Расстановка приоритетов, корректировка образа жизни (понимание ситуаций)
  • Избавление от вредных программ, ментальное очищение (внутренняя свобода)
  • Самопрограммирование, создание необходимых жизненных привычек (свой путь)
  • Наработка внутренних качеств путем движения по намеченному пути (действие)

Самоанализ помогает понять куда двигаться и откуда. Избавление от вредных программ позволяет иметь достаточно энергии и времени для более глубокого анализа и размышлений, это позволяет повысить качество мышления, так как избавляет от отвлекающих внешних программ и мыслей. Расстановка приоритетов даст четкий план действий, которые нужно внести в свою жизнь в соответствии со своими жизненными ценностями. Наработка внутренних качеств путем реальных действий, позволяет взять свою жизнь под контроль, и жить в согласии с духом. Это прямой путь к повышению внутренней силы, это повышение таких качеств как самоконтроль, дисциплина и сила воли. Этот пункт по сути и создает результат, создает образ жизни человека, его цельность.