В главном герое романа «Отцы и дети» Тургенева критик Писарев увидел то, что ему самому пришлось по душе. Это некое воплощение его собственного идеала. Статья Писарева «Базаров», краткое содержание которой будет представлено ниже, вышла в марте 1862 года. В ней автор определяет и детализирует характер героя романа. Он изобразил его провозгласителем эгоизма и самоосвобожденной личностью. Писарев и потом продолжал писать о Базарове. В 1864 году в статье «Реалисты» он указывает на то, что этот герой с первых минут своего появления в романе стал его любимцем. И потом еще долгое время он продолжал им оставаться.

Статья Писарева «Базаров»: краткое содержание по главам

Писарев в главе первой писал, что Базаров не признает никакого авторитета, регулятора, никаких нравственных законов и принципов, потому что он живет сам по себе: как умеет, как знает, как хочется и невзирая на лица.

Люди типа Базарова действительно ведут себя очень резко, иногда нагло и бесстрашно. Их характер проявляется в поступках, привычках и образе жизни. Таких людей совершено не интересует, пойдет ли за ними народ и примет ли их общество. До этого им нет никакого дела.

Статья Писарева «Базаров»: содержание и анализ

Базаровы наполнены своей собственной жизнью и никого не хотят впускать в нее. Но продолжим дальше развивать тему, рассмотрим, о чем еще говорит нам статья Писарева «Базаров». Краткое содержание произведения известного критика указывает и на то, что сначала, возможно, главный герой чувствовал себя вполне уверенно и комфортно, но потом, как показало время, не находил счастливым себя он в своем нигилистическом образе, разве только что для «внутренней жизни».

Писарев пишет, что Базарову с его принципами и идеями жить на свете не так уж и хорошо. Ведь там, где нет деятельности, нет любви, нет и наслаждений. Что делать тогда? На этот вопрос Писарев, который не разделял революционных взглядов, дает интересный ответ. Он пишет, что в таком случае надо «жить, пока живется, если нет ростбифу, кушать и быть с женщинами, раз уж нельзя любить женщину». В общем, не мечтать о чем-то типа и пальм, а реалистично довольствоваться снежными сугробами и холодными тундрами, не желая большего.

Что делать?

Краткая статья Писарева «Базаров» рассказывает о том, что критик сам отлично понимает, что все представители современного ему молодого поколения в своих взглядах и стремлениях абсолютно точно могут узнать в образе героя Тургенева себя. Но это касается не только их. В Базарове могли себя узнать и те, кто шел за Писаревым. А вот те, кто следовал за таким вождем революции, как Чернышевский, вряд ли. У них Базаров был бы выразителем идей, но не больше. Все дело в том, что революционная демократия к народу и политической борьбе подходила абсолютно противоположным образом.

Именно поэтому критика «Современника» очень резко отнеслась и к роману «Отцы и дети», и к интерпретации Писаревым образа героя Базарова. Те образы, в которых узнавала себя тогдашняя революционная демократия, были в романе Чернышевского «Что делать?». Именно в этом произведении был дан иной ответ на главный вопрос, отличный от того, который предлагал в конце своей статьи Писарев. Ведь критик и в дальнейшем много внимания уделял Базарову в других статьях: «Реалисты» (1864 г.), «Мыслящий пролетариат» (1865 г.), «Посмотрим!» (1865 г.).

Кроме всего того материала, который преподнесла статья Писарева «Базаров», краткое содержание ее дальше продолжается мыслью о появлении в обществе новых людей с простительной и понятной крайностью.

Новые люди

Писарев о Базарове говорит как о новом типе человека, но, правда, дальше, со временем, трактовка его уже стала меняться, в соответствии с изменениями социально-политических взглядов автора. В статье «Реалисты» он уже по-иному рассматривает базаровский эгоизм. Он говорит, что такие последовательные реалисты живут «высшей руководящей идеей». Она и дает им огромные силы в борьбе. Такие эгоисты имеют свой «личный расчет», не препятствующий их борьбе за высокие цели. А они в ту пору заключались в уничтожении нищенства трудящихся. Критик уже пишет и о том, что именно этот эгоизм и находит в себе удовлетворение этой деятельности, ведущей к осуществлению поставленной цели.

Чем же заканчивается статья Писарева «Базаров»? Краткое содержание ее рассказывает, что сам Тургенев не очень симпатизирует своему герою. Ранимую и любящую натуру его коробит и разъедает реализм, а тонкое эстетическое чутье оскорбляют малейшие проявления цинизма. Не показывая нам, как он жил, автор очень ярко рисует картину того, как умирает его герой. Этого вполне достаточно, для того чтобы понять, какой силой обладал этот человек. Однако, к сожалению, не нашла она своего применения для полезной и достойной жизни.

Герои Лермонтова и Тургенева – Григорий Александрович Печорин и Павел Петрович Кирсанов – люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: “…перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы…” Это сказано не обо всех молодых и зрелых – о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об очень интересном человеке. Таким показывает его М. Ю. Лермонтов, когда рисует необычный портрет Печорина, рассказывает о его поступках, о дружбе с доктором Вернером, о единственной любви Печорина к Вере Литовской, о стремлении героя найти свое место в жизни. Печорин может нравиться или не нравиться, но к нему нельзя остаться равнодушным. Кого-то герой располагает своей прямолинейностью, а кого-то коробит; одним нравится его искренность, другие же видят в ней жестокость. Два-три эпизода из жизни героя М. Ю. Лермонтова остаются в памяти читателя как пример честности, порядочности героя, например, объяснение с княжной Мери, и дуэль с Грушницким, когда Печорин дает шанс человеку признать свои ошибки и избежать дуэли. А вот в сцене прощания с Максимом Максимычем – холодным, жестоким, – похоже, Печорин никому не нравится, и это справедливо.

О Павле Петровиче Кирсанове по существу сказать нечего… Поза – это очень коротко о его поведении. Но есть моменты, заслуживающие внимания читателя. В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически выращенными формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: “Что ж, коли он заслуживает презрения!” Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!” и т. д. Но если Павел Петрович приходит к умалению человеческой личности перед принятыми на веру принципами, то Базаров утверждает собственную личность ценой разрушения авторитетов.

Юность Павла Петровича прошла в 1830-е годы в атмосфере глухой реакции, зрелые годы совпали с периодом “мрачного семилетия”. Он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. Как писал Тургенев: “Вглядитесь в лица “отцов”, – слабость и вялость или ограниченность”. Павел Петрович считает себя либералом и любящим прогресс. Он много толкует об общественном благе, но прав Базаров, когда говорит ему: “…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?” Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый порядок.

Есть ли что-то общее у этих людей – Печорина и Павла Петровича? Что позволило Д. И. Писареву сравнить Павла Петровича Кирсанова с Печориным “маленького размера”? Прежде всего, думаю, черты характера: эгоизм, самомнение, непререкаемость в суждениях, манера одеваться, держаться в обществе… В принципиальных же вопросах не следует, просто нельзя сравнивать Павла Петровича с Печориным.

В конце романа И. С. Тургенев, рассказав о пребывании П. П. Кирсанова в Дрездене, словно ставит точку в таком сравнении: “…между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти… изящно одетого… Это Павел Петрович. Здесь он знается больше с англичанами и с приезжими русскими, в разговоре с которыми он дает волю своей желчи… Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Он все еще шумит…”

Вот и все. В предисловии к роману “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов предложил читателю такое наблюдение: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Это можно отнести к Печорину, но не к Павлу Петровичу Кирсанову, мне он не интересен. Вот и судите: похож ли старший Кирсанов на “маленького Печорина”? Нет, конечно, нет! При всем уважении к суждениям Дмитрия Ивановича Писарева…


(No Ratings Yet)


  1. “Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов… Иные ужасно обиделись… что им ставят в пример такого безнравственного человека,...
  2. 1 “Что, Петр? Не видать еще?”, – спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора… барин лет сорока с небольшим,...
  3. О герое: публика восприняла его с раздражением. Одни потому, что им в пример ставят столь безнравственного человека, другие потому, что автор якобы нарисовал свой не...
  4. Над романом “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов работал в 1838-1840 гг. Идея его родилась еще во время ссылки писателя на Кавказ в 1838 году....
  5. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  6. I Николай Петрович Кирсанов, сидя на крыльце, ожидает на постоялом дворе приезда сына Аркадия. Николай Петрович владел имением, его отец был боевым генералом, а сам...
  7. Самые замечательные произведения русской литературы ХIХ века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для...
  8. Бэла Автор едет из Тифлиса на перекладных и по дороге знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Мужчины останавливаются в ауле, чтобы переночевать, и между ними завязывается...
  9. Материал статьи взят из книги Б. И. Турьянской и Л. Н. Гороховской “Русская литература XIX В. Материалы для подготовки к экзаменам” М., “Русское слово”. 2002....
  10. Роман Тургенева “Отцы и дети” был написан в 1861 году. Ему сразу же было суждено стать символом эпохи. Автор особенно четко выразил проблему взаимоотношения двух...
  11. 1 вариант Замечательным даром видеть и чувствовать происходящее в русской общественной жизни обладал И. С. Тургенев. Свое понимание назревающего главного общественного конфликта 60-х годов XIX...
  12. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанъя и сомненья, В бездействии состарится оно. М....
  13. Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживет и заговорит в книгах. В большой...

Можно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов - герой печоринского типа?

Произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» было закон­чено в 1830 г. Время окончания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - 1841 г.

Таким образом, главные герои произведений Пушкина и Лермонтова разделены во времени всего десятью годами: Онегин из эпохи двадцатых годов, Печорин является «героем… времени» годов тридцатых.

В своей статье «Базаров» литературный критик Д.И. Писарев отмечает в них черты «лишних людей», которые «не вписались» в привычные формы жизни, не нашли своего призвания, не определили для себя главный, подлинный интерес, который мог бы составить смысл их существования.

«Во всякое время, - пишет критик, - жили на свете люди, недовольные жизнью вообще или некоторыми формами жизни в особенности».

К разряду таких людей принадлежат Онегин и Печорин.

«…бездеятельность и пошлость жизни душат Онегина». Он не может довольствоваться тем, «чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». (В. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина».)

Именно, как считает критик Белинский, «свет пустой» - это та среда, которая загубила лучшие качества души Онегина.

Григорий Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой на­шего времени» - натура противоречивая. «Силы необъятные» никак не проявились в жизни этого человека, одарённого от природы. Поэтому герой несчастлив, поэтому «бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду». Печорин стремится воплотить в дела своё «назначение высокое», он ищет подлинные ценности в жизни. Однако оказывается, что силы его тратятся впустую, а события и люди, встреченные на пути, для него слишком про­сты и незамысловаты.

Да и что может составить счастье Печорина?

Он мечтает о том, чтобы его «все любили», но преданной, самоотверженной, любящей души, как ему кажется, нет рядом. Григория Александровича любят Мери, Вера, Бэла, дружбой с ним дорожит Максим Максимыч, но он быстро их «разгады­вает» и теряет к ним интерес. Сам же он «увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Натура Печорина очень глубока. Придёт время, и Печорин, пережив страсти и сомнения, станет иным - человеком, силь­ным духом, умным и жизнестойким. Это мнение критика Бе­линского.

Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» нельзя назвать героем печоринского типа, хотя в чём-то эти два человека схожи. Его воспитание, светскость, аристокра­тизм, богатство рождают в нём чувство превосходства над другими людьми. Он, по сути ровесник Печорина, тоже ис­пытывает на себе влияние своего сложного времени, эпохи «безвременья». Но метания Печорина ему несвойственны. Он считает, что неотразим. Как светский лев, человек редкой судьбы, он уверен, что его удачливость, успехи в карьере даны ему по праву.

Несчастная любовь сломала его, отняла у него лучшие годы жизни.

При этом Павел Петрович всегда был человеком самовлю­блённым, и для него важнее было казаться, нежели быть.

Печорин же при его пылком нраве и желании «дурить» (вы­ражение Писарева) - человек гораздо более искренний и от­крытый для людей, чем Кирсанов.

Печорина критика оценивает как «лишнего человека», пере­живающего конфликт со своим временем, средой.

Герои Лермонтова и Тургенева - Григорий Александрович и Павел Петрович - люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: "...перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы..." Это сказано не обо всех молодых и зрелых - о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об очень интересном человеке. Таким показывает его М. Ю. Лермонтов, когда рисует необычный портрет Печорина, рассказывает о его поступках (похищение Белы, дуэль с Грушницким), о дружбе с доктором Вернером, о единственной любви Печорина к Вере Литовской, о стремлении героя найти свое место в жизни. Печорин может нравиться или не нравиться, но к нему нельзя остаться равнодушным. Кого-то герой располагает своей прямолинейностью, а кого-то коробит; одним нравится его искренность, другие же видят в ней жестокость. Два-три эпизода из жизни героя М. Ю. Лермонтова остаются в памяти читателя как пример честности, порядочности героя, например, объяснение с княжной Мери, и дуэль с Грушницким, когда Печорин дает шанс человеку признать свои ошибки и избежать дуэли. А вот в сцене прощания с Максимом Максимычем - холодным, жестоким, - похоже, Печорин никому не нравится, и это справедливо.

О Павле Петровиче Кирсанове по существу сказать нечего... Поза - это очень коротко о его поведении. Но есть моменты, заслуживающие внимания читателя. В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически выращенными формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: "Что ж, коли он заслуживает презрения!" Кирсанов говорит о Шиллере и Гёте, восклицает: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!" и т. д. Но если Павел Петрович приходит к умалению человеческой личности перед принятыми на веру принципами, то Базаров утверждает собственную личность ценой разрушения авторитетов.

Юность Павла Петровича прошла в 1830-е годы в атмосфере глухой реакции, зрелые годы совпали с периодом "мрачного семилетия". Он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. Как писал Тургенев: "Вглядитесь в лица "отцов", - слабость и вялость или ограниченность". Павел Петрович считает себя либералом и любящим прогресс. Он много толкует об общественном благе, но прав Базаров, когда говорит ему: "...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?" Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый .

Есть ли что-то общее у этих людей - Печорина и Павла Петровича? Что позволило Д. И. Писареву сравнить Павла Петровича Кирсанова с Печориным "маленького размера"? Прежде всего, думаю, черты характера: эгоизм, самомнение, непререкаемость в суждениях, манера одеваться, держаться в обществе... В принципиальных же вопросах не следует, просто нельзя сравнивать Павла Петровича с Печориным.

В конце романа И. С. Тургенев, рассказав о пребывании П. П. Кирсанова в Дрездене, словно ставит точку в таком сравнении: "...между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти... изящно одетого... Это Павел Петрович. Здесь он знается больше с англичанами и с приезжими русскими, в разговоре с которыми он дает волю своей желчи... Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Он все еще шумит..."

Вот и все. В предисловии к роману "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтов предложил читателю такое наблюдение: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа". Это можно отнести к Печорину, но не к Павлу Петровичу Кирсанову, мне он не интересен. Вот и судите: похож ли старший Кирсанов на "маленького Печорина"? Нет, конечно, нет! При всем уважении к суждениям Дмитрия Ивановича Писарева...

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Павел Петрович – «Печорин маленьких размеров». Согласны ли вы с этим утверждением Д. И. Писарева? (по романам «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева») уже в твоих закладках.
> > Павел Петрович – «Печорин маленьких размеров». Согласны ли вы с этим утверждением Д. И. Писарева? (по романам «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева»)
Дополнительные сочинения по данной теме

    Герои Лермонтова и Тургенева - Григорий Александрович Печорин и Павел Петрович Кирсанов - люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: "...перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы..." Это сказано не обо всех молодых и зрелых - о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об
    И. С. Тургенев работал над романом "Отцы и дети" в начале 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение процессы, происходящие в России в это время: борьба общественно-политических сил либералов и революционеров-демократов. Героями романа и являются представители двух идейных лагерей: либерал Павел Петрович Кирсанов и революционер-демократ Евгений Базаров. Евгений Базаров молод, энергичен, деловит. Он ничего не принимает на веру и отрицает любые принципы. По своему мировоззрению он материалист, человек, прошедший школу
    Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направления: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении. Роман (бессмертное произведение) имеет особую композицию: он построен в форме диалога, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем последняя глава выполняет роль эпилога, а все главы следуют одна за другой по принципу "за" и
    Кирилла Петрович Троекуров - один из главных героев романа А. С. Пушкина "Дубровский". Это старый русский барин. Благодаря своему богатству и известности он чувствовал себя выше всех соседей по губернии. Кирилла Петрович любил устраивать пышные вечера с буйным весельем. Никто и никогда не мог осмелиться отказаться от предложения барина, боясь разгневать его. Он же, в свою очередь, был доволен лестью, которую расточали его гости. Барин никогда не упускал случая похвастаться своими
    И. С. Тургенев, по словам его современников, владел особенным чутьем угадывать нарождающееся в обществе движение. В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века - конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Основной принцип построения романа - антитеза; и это видно уже из названия романа, в котором как бы противопоставляются два поколения: старшее и младшее. Но в самом романе конфликт носит не возрастной, а идейный характер, т. е. это
    Они лучшие из дворян - и именно Потому выбраны мною, чтобы Доказать их несостоятельность. И. С. Тургенев В тревожное, полное драматических событий время появилось лучшее произведение И. С. Тургенева - роман "Отцы и дети". Мир раскалывался. Как истинный художник Тургенев был верен правде жизни, показав противостояние отжившего и нового, нарождающегося. Кирсановы - не худшие представители дворян. Их отец - боевой генерал, участник войны 1812 года. Полуграмотный сам, он дал лучшее по тому времени воспитание детям.

Герои Лермонтова и Тургенева — Григорий Александрович Печорин и Павел Петрович Кирсанов — люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: «...перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы...» Это сказано не обо всех молодых и зрелых — о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об очень интересном человеке. Таким показывает его М. Ю. Лермонтов, когда рисует необычный портрет Печорина, рассказывает о его поступках (похищение Белы, дуэль с Грушницким), о дружбе с доктором Вернером, о единственной любви Печорина к Вере Литовской, о стремлении героя найти свое место в жизни. Печорин может нравиться или не нравиться, но к нему нельзя остаться равнодушным. Кого-то герой располагает своей прямолинейностью, а кого-то коробит; одним нравится его искренность, другие же видят в ней жестокость. Два-три эпизода из жизни героя М. Ю. Лермонтова остаются в памяти читателя как пример честности, порядочности героя, например, объяснение с княжной Мери, и дуэль с Грушницким, когда Печорин дает шанс человеку признать свои ошибки и избежать дуэли. А вот в сцене прощания с Максимом Максимычем — холодным, жестоким, — похоже, Печорин никому не нравится, и это справедливо.

О Павле Петровиче Кирсанове по существу сказать нечего... Поза — это очень коротко о его поведении. Но есть моменты, заслуживающие внимания читателя. В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически выращенными формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Кирсанов говорит о Шиллере и Гёте, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» и т. д. Но если Павел Петрович приходит к умалению человеческой личности перед принятыми на веру принципами, то Базаров утверждает собственную личность ценой разрушения авторитетов.

Юность Павла Петровича прошла в 1830-е годы в атмосфере глухой реакции, зрелые годы совпали с периодом «мрачного семилетия». Он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. Как писал Тургенев: «Вглядитесь в лица «отцов», — слабость и вялость или ограниченность». Павел Петрович считает себя либералом и любящим прогресс. Он много толкует об общественном благе, но прав Базаров, когда говорит ему: «...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?» Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый порядок.

Есть ли что-то общее у этих людей — Печорина и Павла Петровича? Что позволило Д. И. Писареву сравнить Павла Петровича Кирсанова с Печориным «маленького размера»? Прежде всего, думаю, черты характера: эгоизм, самомнение, непререкаемость в суждениях, манера одеваться, держаться в обществе... В принципиальных же вопросах не следует, просто нельзя сравнивать Павла Петровича с Печориным.

В конце романа И. С. Тургенев, рассказав о пребывании П. П. Кирсанова в Дрездене, словно ставит точку в таком сравнении: «...между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти... изящно одетого... Это Павел Петрович. Здесь он знается больше с англичанами и с приезжими русскими, в разговоре с которыми он дает волю своей желчи... Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Он все еще шумит...»

Вот и все. В предисловии к роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов предложил читателю такое наблюдение: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Это можно отнести к Печорину, но не к Павлу Петровичу Кирсанову, мне он не интересен. Вот и судите: похож ли старший Кирсанов на «маленького Печорина»? Нет, конечно, нет! При всем уважении к суждениям Дмитрия Ивановича Писарева...