1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2.Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетаниюзнаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ( ).

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

Например:

1. Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

[сущ. + указ. сл.], (что – союз).

2. С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

[гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).

3. Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

[кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая, что просто дух захватывает (Гольцов).



2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что – значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы – целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

К придаточным предложениям, которые относятся к одному слову в главном предложении, относятся также:

придаточные определительные,
придаточные дополнительные (изъяснительные),
придаточные подлежащные,
придаточные сказуемные.

Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.

Придаточные сравнительные

1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложениюсоюзами : как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :

В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).

Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой , местоимённое наречие иначе :

Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением:

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (Пушкин).

3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

, (как – союз).

2. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

[ , (как будто – союз), ].

3. Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

(чем ), [тем ].

Обратите внимание!

1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как? . В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так . Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом.

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят .

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Ср.: как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото , тёмную, как дёготь , и зелёную (М. Горький).

3) Средства связи чем, чем... тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).

придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные места

1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами : где, куда, откуда . В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.

Например:

1. Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой).

[ указ. слово], (где – союз. слово).

2. [Куда?] Куда иголка, туда и нитка (пословица).

(куда – союз. слово), [указ. слово ].

3. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

[ указ. слово], (откуда – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.

2) Эти союзные слова (где, куда, откуда ) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.

Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал – придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал Я не знаю [чего?], где буду ночевать – придаточное изъяснительное.

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные времени

1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами :когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде как ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева).

(после того как – союз), .

2. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

[указ. сл., (как – союз), ].

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. [Когда?] Когда я был моложе, я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

(когда – союз), .

, (пока – союз).

Обратите внимание!

Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.

Ср.: [Когда?] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) – придаточное времени; когда – союз; Подошёл момент [какой?], когда надо прощаться – придаточное определительное; когда – союзное слово.

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные причины

1. Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?

2. Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами :так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.

Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

3. Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множествоиностранных понятий (Белинский).

, (потому что – союз).

2. [Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло, как в операционной (Полевой).

(оттого что – союз), .

3. Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).

[указ. сл.], (что – союз).

4. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самыеребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).

[указ. сл., (что – союз), ].

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные цели

1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами:чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы , союзами-частицамитолько бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы ) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлить течение своей души (Солоухин).

[указ. сл., (чтобы – союз), ].

2. Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения (Пушкин).

, (дабы – союз).

3. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов).

, (с тем чтобы – союз).

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные условия

1. Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами :если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так ) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль).

3. Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.

Например:

1. [При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).

(если – союз), .

2. [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).

(коли – союз), .

, (когда – союз).

4. [При каком условии?] Как душа черна, так и мылом не смоешь (пословица).

(как – союз), [так и ].

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные уступительные

1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:

  • союзов : хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай (в значении «хотя»), пусть (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и др.;
  • союзных слов : как, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни .

Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то ) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки:

Он выглядит опрятным, чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев).

3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).

, (хотя – союз).

2. [Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (Фадеев).

(как ни – союз. слово), .

3. У него ничего не клеилось [несмотря на что?], что бы он ни предпринимал (Фадеев).

, (что ни – союз. слово).

Обратите внимание!

1) В придаточных уступки с союзными словами как, сколько, что, где и др. всегда пишется частица ни , поскольку она имеет не отрицательное, а усилительное значение, причём усиливает утверждение.

Ср.: Сколько я ни прислушивался, я не мог различить ни одного звука (Паустовский). – Хотя я старательно прислушивался, я не мог различить ни одного звука.

2) Нужно отличать союз чтобы в придаточном цели от союзного слова что бы ни в придаточном уступительном. В придаточном уступительном что является членом предложения, а ни усиливает утверждение.

Ср.: [С какой целью?] Чтобы не было между нами личных счетов, я вынужден написать рапорт об отстранении меня от должности (Фурманов) – придаточное цели; союз цели чтобы пишется слитно; [Несмотря на что?] Что бы ни говорил он, я ручаюсь за него (Лесков) – придаточное уступки; союзное слово что пишется раздельно с частицей бы .

3) Если придаточное уступки стоит перед главным предложением, то в начале главного может находиться сочинительный противительный союз: но, однако, да, зато .

Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда (М. Горький).

Такие сложные предложения занимают промежуточное положение между сложноподчинёнными и сложносочинёнными. Но всё же в основе это сложноподчинённые предложения.

4) В ряде пособий к придаточным уступительным не относят придаточные с союзными словами что ни, кто ни, где ни и др.; к уступительным придаточным относят лишь те, что прикрепляются к главному предложению перечисленными союзами и лишь двумя союзными словами – как ни, сколько ни .

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные следствия.

Придаточные следствия

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что .

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Например:

Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).

, (так что – союз).

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что ; Он оделся так , что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные :

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему .

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

Например:

1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел,сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

3. для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями:что это ; отчего оттого ; зачем затем .

Cр.: Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу. – Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для этого идёт по берегу ).

План разбора сложноподчинённого предложения

1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).

2. Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы).

3. Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении).

4. Определить тип придаточного предложения.

5. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении).

6. Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению.

7. Построить схему сложноподчинённого предложения.

Образец разбора

Молодые люди так потрясены этой встречей, что (Гинзбург).

Предложение сложноподчинённое, состоит из двух простых. Главное предложение: Молодые люди так потрясены этой встречей , грамматическая основа – молодые люди потрясены . Придаточное предложение: что некоторое время молчат, глядя на нас ; грамматическая основа – молчат , опущено подлежащее молодые люди . Придаточное относится к сказуемому потрясены , выраженному кратким причастием. Придаточное образа действия и степени. Средства связи – союз что и указательное слово так (в главном предложении). Придаточное предложение стоит после главного.

[кр. прич. + указ. сл.], (что – союз).
образа действия и степени

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные.

Придаточное предложение меры и степени

Придаточное предложение, отвечающее на вопросы насколько? в какой мере? до какой стене н и? и указывающее на степень качества или степень действия; прикрепляется к главному предложению при помощи союзов что, чтобы, словно, точно, союзных слов насколько, поскольку и др.; иногда имеет дополнительные оттенки значения следствия, сравнения. Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого- не заметить (Пушкин). Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует (Арсеньев). Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю (Шолохов). До сих пор думалось так же легко, как ехалосъ до узловой станции (Никулин).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "придаточное предложение меры и степени" в других словарях:

    Придаточное предложение это зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении. Пример: Петя убежал с урока, чтобы не пропустить концерт. По аналогии со второстепенными членами предложения (определениями, дополнениями и… … Википедия

    Придаточное предложение,поясняющее содержание главного предложения путем сравнения, основанного на каких либо ассоциациях; прикрепляется к главному предложению путем союзов как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как если бы и др …

    Предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Островский). Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть (Л. Толстой). Подчинительная связь… … Словарь лингвистических терминов

    Нареч., частица и союз. I. нареч. 1. вопросительное. Обозначает вопрос об обстоятельствах, образе, способе действия: каким образом? [Чацкий:] Ах! как игру судьбы постичь? Грибоедов, Горе от ума. Как эта замазка попала ему в карман? Чехов, Степь.… … Малый академический словарь

    - (указательные) слова. Указательные и определительные местоимения и наречия, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное предложение, которое конкретизирует их значение. Особенно страшно было то, что над огнем в дыму… … Словарь лингвистических терминов

    1) чего, чему, что, чем, о чём, мест. 1. вопросительное. Обозначает вопрос о предмете, явлении, признаке и т. п. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Лермонтов, Парус. Чего тебе: чаю или кофе? Эй, Афанасья, кофе доктору, да… … Малый академический словарь

· Сегодня мы продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными.

· Поговорим о придаточных образа действия, меры и степени, а также о придаточных сравнительных.

· И составим таблицы для запоминания.

Нам всегда хочется узнать подробнее о действиях, явлениях или состояниях – словом, обо всем, что происходит вокруг нас.

Раскрыть информацию в речи нам помогают в том числе и придаточные части в сложноподчиненных предложениях.

Помните – мы говорили, что придаточная часть похожа на любопытную девушку, которая постоянно уточняет: где, когда, почему, зачем что-то произошло?

Допустим, кто-то сообщает нам такую информацию: «Я рад» .

Как мы можем уточнить ее?

Есть несколько способов уточнить эту информацию при помощи придаточного предложения.

Например, мы можем поставить вопрос: как? То есть, как именно?

И собеседнику придется формулировать такой ответ: «Я так рад, что готов прыгать от счастья »!

В этом случае мы воспользовались придаточным образа действия .

Ну, а если нам хочется более конкретной информации? Мы можем задать вопрос: «Насколько ты рад?»

В таком случае ответ может прозвучать так: «Я рад настолько, насколько может радоваться человек ».

В данном случае в нашем предложении появляется придаточное меры и степени .

Наконец, мы можем попросить собеседника с чем-нибудь сравнить свои чувства или свои действия.

Ну, например: «Я рад, как бывает рад человек, увидевший колодец в пустыне».

В третьем случае мы воспользовались придаточным сравнительным .

Итак, сегодня мы будем рассматривать третью группу придаточных обстоятельственных, которая позволяет уточнить информацию, рассказать о том, как именно происходило действие.

Мы начинаем с придаточных образа действия .

Эти придаточные отвечают на вопросы, которые мы задаем себе, когда видим нечто удивительное или непонятное: как? каким образом?

Придаточные образа действия раскрывают способ совершения того действия , о котором говорится в главном предложении.

Виктор старался водить машину (как?), так чтобы не нарушать правила.

Он собрал прибор так (как?), как было написано в инструкции.

Виталий хотел ответить так (как?), чтобы ему не было стыдно.

Придаточные образа действия относятся к словосочетанию, в которое входит указательное слово. Если мы поясняем какое-то действие, то словосочетание также может включать глагол.

Придаточные меры и степени , в отличие от придаточных образа действия, стремятся получить более точные сведения. Поэтому они отвечают на вопросы сколько? насколько? в какой мере? в какой степени?

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, о котором говорится в главном предложении.

Кошка ступает настолько тихо (насколько?), что услышать ее шаги почти невозможно.

Эта шутка была до того смешной (насколько?), что все расхохотались.

Спортсмен прыгнул так высоко (насколько?), что сразу побил мировой рекорд.

Придаточные меры и степени, как и придаточные образа действия, относятся к словосочетанию, в которое входит указательное слово.

Придаточные образа действия, меры и степени во многом родственны друг другу. Поэтому их средства связи часто пересекаются.

Этими средствами связи могут являться союзы что, как, чтобы, будто, словно . И союзные слова насколько и как .

В главной части предложения очень часто присутствуют указательные слова так, такой, столько, настолько и так далее. Эти слова образуют с союзами и союзными словами пары.

Придаточные образа действия, меры и степени встречаются в пословицах и поговорках.

Думай так, чтобы после не передумывать.

Смейся так, чтобы и я смеялся.

Закрывайся, да так, чтобы открыть можно было.

Придаточные образа действия, меры и степени могут стоять перед главным предложением , но только в том случае, если средством связи является союзное слово. Обычно такие придаточные все же стоят после главного предложения .

Окружающие уважают нас настолько, насколько мы сами уважаем себя.

Насколько мы уважаем себя сами, настолько уважают нас окружающие.

Рассмотрим теперь придаточные сравнительные .

Эти придаточные отвечают на вопросы как? и подобно чему?

Придаточные сравнительные помогают сопоставить два действия, явления или признака .

Говорите со мной так (как?), как вы обычно общаетесь с людьми.

С громким звуком, как будто что-то взорвалось, открылась дверь. С чем сравнивается звук открытой двери? Чему он подобен?

Он погрузился в эту историю (как?), как ныряльщик погружается в воду.

Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи для придаточных сравнительных являются союзы как, будто, словно, точно, как бы, как будто, прямо как, точно как, как если бы, подобно тому как, всё равно что и т. д.

С этими союзами мы уже встречались, когда говорили о сравнительных оборотах. И поэтому очень важно не путать придаточные сравнительные со сравнительными оборотами.

Подсказкой обычно служит сказуемое, которое есть в придаточном сравнительном, или члены предложения, которые зависят от сказуемого.

Скрипка пела, как соловей . Как соловей – это сравнительный оборот. То есть, обособленное обстоятельство.

Скрипка пела, как поет соловей на закате дня. Кто – соловей, что делает – поет . Есть подлежащее и сказуемое. Значит, это уже не сравнительный оборот, а придаточное сравнительное. В нем есть даже обстоятельство, которое зависит от сказуемого. Поет когда? – поет на закате дня .

На это обстоятельство нужно обратить особенное внимание. Дело в том, что вам могут встретиться предложения такого типа: «Скрипка пела, как соловей на закате дня» . Легко ошибиться и сказать, что предложение осложнено сравнительным оборотом. Ведь сказуемого мы не видим. Но зато мы видим обстоятельство, которое зависит от сказуемого. А значит, это сложное предложение с придаточным сравнительным. Просто придаточное сравнительное является неполным, сказуемое пропущено, но его легко восстановить.

Итак, чтобы отличить сравнительный оборот от придаточного сравнительного, нужно обратить внимание на наличие сказуемого или зависимых от него членов .

Придаточные сравнительные могут также присоединяться при помощи сочетания чем… тем. При этом чем – это союз, а тем – указательное слово.

Примеры таких придаточных мы встречаем в поэзии, пословицах и поговорках.

Чем больше науки, тем умнее руки.

Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы.

Придаточные сравнительные в сложноподчиненном предложении могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.

Полюбите людей так, как любите себя.

Как любите себя, так полюбите и людей.

Так же, как любите себя, полюбите людей.

Что же нам требуется запомнить?

1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ().

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово - обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

    Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

    [сущ. + указ. сл.], (что - союз).

    С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

    [гл. + указ. сл.], (чтобы - союз).

    Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

    [кр. прил. + указ. сл.], (насколько - союз. слово).

Обратите внимание!

1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая , что просто дух захватывает (Гольцов).

2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что - значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы - целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

  • 2.2.5. Придаточные образа действия и степени

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Придаточными образа действия называются предложения, которые указывают на способ действия, названного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? Пример: [Человек этот вёл себя так], (как будто никого рядом не было).

Эти придаточные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов как, что, чтобы, словно, как будто, точно; иногда имеют дополнительные оттенки значения сравнения, следствия. Пример: [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда)

Таким придаточным в главной части часто соответствует указательное слово так, выполняющее функцию обстоятельства образа действия: Пример: Бьется насмерть парень бравый - так, как бьются на войне (А. Твардовский). Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, - выпуклым, сочным языком (К. Паустовский).

Придаточные меры и степени указывают на меру и степень проявления признака или действия в главном предложении и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько. Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными: Пример: [Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет). (А. Куприн).

Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака: Пример: [Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что, чтобы, будто, словно, точно, как будто и союзными словами как, сколько, насколько, поскольку: Пример: [Это было сказано так твердо и властно], (что Лунину оставалось только подчиниться). (Н.Чуковский). [Люди были интересны Самгину настолько], (насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них). (М. Горький).

Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос: Пример: Рукава и верхние полы рубашки засалились и залоснились до такой степени, что походили на юфть. (М. Горький). - засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?

Укажи СПП с придаточными образа действия Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, - выпуклым, сочным языком. Стрелки поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть. Поляна так пестреет, что рябит в глазах.

Укажи СПП с придаточными образа действия Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту. Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.

Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).

Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как если бы и др.: [Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).

Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом, к ним часто нельзя поставить вопрос. Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени. Ср.: Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин). - Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).

В первом примере придаточное сравнительное, во втором - образа и способа действия.

Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. [ Служите мне], (как вы ему служили). (А. Пушкин). [С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев). (Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением: (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).

Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов, в составе которых отсутствует сказуемое: Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению.

Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения: [Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).

Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном предложении в степи - обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет: /Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Данный урок имеет нравственно-патриотическую направленность, поскольку изучение лингвистической темы строится на текстах, посвященных победе в Великой Отечественной войне....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка(9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...