Скульптурный пластилин пользуется широким спросом среди профессионалов и любителей. Его часто используют студенты факультетов скульптуры или ученики художественных школ на учебных занятиях. Пластические свойства этого пластилина дают большие возможности для творчества, самовыражения.

Дети могут открыть в себе талант к лепке и пробовать свои способности, упражняясь с этим пластилином, а взрослые с удовольствием совершенствуют навыки работы по созданию скульптуры. Материал незаменим в процессе обучения и тренировки на соответствующих факультетах.



Чем отличается от обычного?

Скульптурный пластилин отличается от обычного, в первую очередь, тем, что его пластические свойства выше. Цвета схожи с природными оттенками. Можно, например, слепить из него маску, по цвету схожую с естественным оттенком кожи, или фруктовые и овощные плоды. Результат будет выглядеть довольно реалистично.

Руки скульптора неплохо разогревают пластилин, он становится податливым, мягким, что позволяет прорабатывать даже самые мелкие детали.

Выпускается скульптурный пластилин брикетами: мягкий и более твердый.

Особенности

Структуру скульптурного пластилина составляют пчелиный воск, разные наполнители, в роли которых обыкновенно выступают сера, сухая глина, тальк. Добавляются пластификаторы, а чтобы придать мягкости используются технический вазелин или растительное масло. Этот пластилин имеет естественные природные цвета, но его можно красить какими угодно красками.

Выбирая скульптурный пластилин, следует обратить внимание на некоторые его свойства:

  • Он должен быть эластичным, податливым. Нужно, чтобы мягкость и твёрдость были в правильном соотношении.
  • При нагреве он должен становиться очень пластичным, практически таять.
  • Не должен оставлять после себя размазанных следов. Может легко раскатываться на твёрдой плоскости или в руках.
  • Пятна смыть не составляет труда. Специальными средствами выводить не нужно, достаточно воды и мыла.
  • После того как пластилину придали форму какой-то фигуры, он не застывает, не крошится, эластичность не пропадает.

Из скульптурного пластилина хорошо получаются модели небольшого формата: маленькие бюстики, статуэтки, мультипликационные герои, животные, овощи и фрукты и т. д.


Для эксплуатации этого пластилина потребуется особый инвентарь: пластиковые доски, маленькие ножички для резки (стеки), разные формочки, металлическая проволока для каркаса (необходима внутренняя поддержка). Медная не подойдёт. Некоторые вещества в составе пластилина могут разрушить её.

Перед началом работы с этим пластилином его необходимо нагреть с помощью воды или специальных приборов. Можно разогреть весь брикет и держать его горячим и мягким в продолжение всего процесса, а можно нагревать небольшими кусочками, которые понадобятся для работы в данный момент времени (для одной модели нагрели один кусочек, для другой – следующий и т. д.).



Перегретый пластилин теряет пластические свойства. Если несколько раз нагревать одну и ту же массу, компоненты, придающие мягкость и эластичность, постепенно испаряются. Масса становится твёрдой и хрупкой, а такой пластилин не пригоден для работы. Однако можно восстановить нужные свойства. Для этого материал переплавляется, и в жидкую массу добавляются вещества для повышения эластичности.

Чтобы сделать модель более реалистичной, нужно выполнять детали симметрично . Для этого необходимо найти ось симметрии. Также следует определить центр композиции и взять его за основу. В фигурке человека, например, это будет лицо. Эту часть необходимо выполнить максимально приближенно к исходнику.




Виды

Скульптурный пластилин выпускается двух типов: мягкий и более твёрдый:

  • Первый подойдёт для начинающих любителей лепки. Его можно использовать для моделирования несложных фигур. Продаётся в любом магазине для детского творчества, соответственно может применяться для развития мелкой моторики рук детей. Его использование будет развивать творческие способности ребенка, стимулировать воображение. Лепить можно сначала с картинок, фотографий, потом использовать модели, придуманные самостоятельно.
  • Более твёрдый тип пластилина больше подойдёт для профессиональных скульптур. Из него можно создавать миниатюры, рабочие макеты экстерьера сооружений, медали, наработки, образцы больших итоговых скульптур. Он может выступить в качестве формовочной моделирующей массы для изготовки гипсовых элементов под роспись потолков. Его структурный состав позволяет работать с мелкими элементами моделей.

Попробовать может и взрослый, неожиданно решивший, что лепка – это дело всей его жизни. Начинать никогда не поздно, а разные производители помогут.



Перед началом работы пластилин любого типа обязательно нужно разогреть. Для этого можно использовать тёплую воду (температура не выше восьмидесяти градусов, иначе масса потеряет пластические свойства) или строительный фен. От брикета стеком отрезается кусочек необходимого размера для изготовления фигуры (больше отрезать не стоит). Используйте дощечку из пластика для работы.

Можно не беспокоиться о том, что бесформенная масса, если её долго не трогать, вдруг станет отвердевающей пастой. Под воздействием высокой температуры скульптурный пластилин смягчается, становится эластичнее. Чтобы он стал чуть податливее, достаточно будет тепла рук мастера.

Цвета

Цветовая палитра скульптурного пластилина не выделяется разнообразием. Он выпускается брикетами белого, телесного, серого, оливкового, чёрного цветов:

  • Белый цвет подойдёт для изготовления профессиональных изделий. Они будут схожи с гипсовыми по внешнему виду. Можно использовать для создания макетов и эскизов. Белый цвет также хорош тем, что модель можно окрасить в любой подходящий цвет. Следовательно, можно смело делать из белого скульптурного пластилина фигурки, которые должны быть разноцветными.

Это очень хорошо для детей. Сначала ребёнок вылепит модель, потом окрасит в нужный цвет. Развивается мелкомоторная функция, воображение, интеллект.


  • Телесный – естественный цвет. Отлично подходит классической лепке. Из пластилина телесного цвета можно лепить маски, бюсты, фигурки людей.
  • Серому, оливковому и чёрному оттенкам также можно найти соответствующее применение. Или же окрасить изделие в нужный цвет.

В любом случае скульптурный пластилин чаще всего используется для создания образцов или как учебный материал. И цвет часто не важен, важна форма изделия, мелкие детали.



Как сделать своими руками?

Для того чтобы изготовить скульптурный пластилин необходимо для начала расплавить воск. Сухая промолотая глина или сера добавляется в воск, сюда же добавляется сухой краситель, и вся масса хорошо размешивается. Затем всё это разливается небольшим слоем на толстую плёнку. Даётся время остыть. Холодную пасту измельчают, например, в мясорубке.

Полученную смесь плавят, добавляют для придания пластичности технический вазелин или масло, для твёрдости примешивают тальк или муку. Всё старательно размешивается, выливается и остывает.


Такой пластилин можно изготовить и дома. Для этого есть несколько способов:

  • Берём муку (два стакана) и соль «Экстра» (три четверти стакана). Соединяем, мешаем. Добавляем пищевой пигмент. Далее, в сухую смесь нужно добавить стакан воды и мешать, пока полностью не растворится соль. Потом добавляем одну столовую ложку крахмала и следом ложку ПВА и растительного масла. Получившееся месиво мешаем примерно 20 минут. Готовый пластилин лучше поместить в упаковку, куда не проникнут газы, жидкости, пары и держать в холодильнике. Обратите внимание, что пластилин, приготовленный по этой рецептуре, хранится недолго, высыхая через несколько дней.





  • Вскипятить полстакана воды . В кипящую жидкость добавлять, постепенно помешивая, стакан муки. Насыпать соль «Экстра» (50 г), краситель, добавить ложку растительного масла. Помешивать. 20 минут держать смесь на слабом огне, пока не загустеет. При необходимости можно добавить ещё муки. Готовый продукт нужно переложить в небольшую ёмкость, хранить в холодном сухом месте. Не расстраивайтесь, если нужная консистенция не получается сразу. Это в порядке вещей для данного способа приготовления.

Многократно использовать один и тот же кусочек такого пластилина не получится. Можно сделать лишь одну модель.


  • Берем те же продукты, что и в предшествующем рецепте. Засыпаем, заливаем их в ёмкость, подходящую для СВЧ-печи, перемешиваем, пока не получится однородная масса. Закрываем сверху плёнкой или крышкой и помещаем в микроволновую печь. Ставим на среднюю мощность, устанавливаем время 5 минут и включаем. Далее, вынимаем ёмкость и остужаем. Перемешиваем смесь до однородной массы. Этот пластилин также нужно герметично упаковать. Хранить в холодильнике не дольше месяца.

Следует отметить, что при собственном приготовлении продукта вы будете точно уверены в натуральности, нетоксичности веществ, сможете сами придать нужный оттенок (бледный или насыщенный). Все ингредиенты находятся в открытом доступе и стоят недорого.

Рассмотрим примерный сценарий работы над скульптурным портретом. Поможет нам в этом художник, скульптор Олег Торопыгин.

Статья ориентирована на начинающих скульпторов.

Для начала нам нужен каркас.

Вот перед нами простейший вариант каркаса для лепки головы. Как видите, его не сложно изготовить самостоятельно.

Центральная опора в данном каркасе установлен строго вертикально, это предохраняет крепление этого элемента от разбалтывания и заваливания.

Существуют варианты каркасов, когда брусок устанавливается наклонно. Это оправдано, так как шея человека слегка наклонена вперед. Однако, следует иметь ввиду, что от долгого соприкосновения с влажной глиной, место крепления бруска к основанию может подгнить и разболтаться. Поэтому оно требует отдельного внимания, об этом мы поговорим позже.

Начало лепки. Набираем общую массу головы, работаем со всех сторон, смотрим на пропорции.

Можно вспомнить, что голова человека в целом похожа на яйцо с острым кончиком на подбородке и тупым в районе макушки, поэтому можно отталкиваться от этого, но учитывая общую форму и пропорции головы модели.

Набираем массу параллельно со всех сторон, сравнивая особенно внимательно в начале с четырех основных точек – анфас (вид спереди), два профиля (виды сбоку) и сзади. Для этого через короткие промежутки времени (от 3 до 5 минут) поворачиваем к себе соответствующими сторонами нашу работу и позирующую нам натуру. Для этой цели работу мы ведем на скульптурном станке, а модель сидит в кресле, установленном на вращающемся подиуме (низком и широком скульптурном станке).

Спереди сразу набираем достаточный объем, так чтобы в яремной ямке (в основании шеи спереди) не торчал каркас. Для этого на маске (лицевой части) массу глины проще взять с небольшим запасом.

Если представить себе расположение каркаса внутри нашего портрета, то оно таково, чтобы поверхность шеи сзади в верхней части и спереди в нижней части не подходила слишком близко к каркасу.

Начав работу с четырех сторон (анфас, два профиля и сзади), постепенно добавляем к ним четыре промежуточных “трех-четвертных” (угловых) разворота. таки образом, ведем работу с восьми сторон.

С самого начала работы нужно верно взять самые основные пропорции – соотношение ширины головы к высоте как спереди (анфас),

так и сбоку (вид в профиль)

Если это более-менее удается, сразу нужно взять основные пропорции по высоте, и среди них, в первую очередь, высоту на которой расположен глаз .

Согласно классическим пропорциям, “слезник” (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. Однако в реальной жизни все может быть не совсем так, поэтому нужно внимательно смотреть на натуру. Важно не допускать неосознанного увеличения лицевой части (маски) с одновременным преуменьшением верхней (макушечной) части головы и затылка. Обычно начинающие имеют склонность слишком высоко располагать надбровные дуги и глаза, что сразу же приводит к невозможности дальше верно взять все остальные пропорции головы. Данная ошибка является самой распространенной при работе над головой, среди начинающих скульпторов и художников вообще.

Таким образом, эта пропорция является очень важной при работе над портретом, ее нужно обеспечить с самого начала и не забывать о ней в процессе работы.

Также, при работе анфас, нужно взять следующие пропорции:

Верно поделить высоту головы между следующими точками: макушка – надбровные дуги – кончик носа – низ подбородка.

Определить расстояние по высоте от макушки до лобных бугров.

Между кончиком носа и краем подбородка определить место, на котором расположен рот, иными словами, поделить расстояние от кончика носа до низа головы на участки: верхняя губа, нижняя губа, подбородок.

Параллельно с этим, мы обращаем внимание на общий характер формы и архитектонику головы анфас. На иллюстрации подчеркнуты основные, бросающиеся в глаза линии или направления, которыми образован общий силуэт головы в данном случае и самые основные направления, по которым поворачивается форма головы.

Также, нужно взять основные линии, которыми образован силуэт головы и основные направления, по которым поворачивается форма при виде сбоку (в профиль).

Постепенно, в процессе работы, мы передаем архитектонику головы более внимательно и подробно.

Форма головы неоднородна, она условно делится на более прямые участки, условно называемые “планами” или “плоскостями” и участки, где форма поворачивается, меняет свое направление. Такие участки мы будем условно называть “поворотами формы” или “переломами формы”.

Условно, систему “планов”(плоскостей) и “поворотов формы” в данном случае можно представить в виде следующей схемы (полосами обозначены “переломы формы”) :

Однако следует учитывать, что “планы” или “плоскости” вовсе не плоские, они выпуклые или слегка вогнутые, а “повороты” или “переломы” формы как правило очень мягкие, плавные.

Исходя из этого, работу над архитектоникой и пластикой (проще говоря – формой) головы, можно условно отобразить более мягко, в виде следующих иллюстраций, на самой начальной и последующей стадиях соответственно:

При лепке в группе неизбежно модель поворачивается к нам (и к нашим коллегам) поровну разными сторонами, а не только теми, где бы нам хотелось поработать в данный момент.

Очевидный положительный эффект здесь в том, что это как раз приучает нас вести работу параллельно со всех сторон, а не заниматься только лицевой частью, как это стремятся делать начинающие.

Часто у начинающих возникает мысль, что вся основная работа в портрете может происходить в районе глаз, носа и губ, а во всей остальной зоне и делать-то особенно нечего. Представление о голове у начинающего на этом этапе можно сформулировать как “голова = лицо + нечто неопределенное”. Вследствие этого, общая форма головы берется весьма приблизительно, аморфно, вяло. Планы и повороты форм могут быть либо вовсе не взяты, либо взяты весьма приблизительно.

На самом же деле, нам с первых шагов следует осознать, что учимся мы лепить именно голову – объект имеющий со всех сторон свою интересную, характерную форму, всякий раз индивидуальную. Верно взятая общая форма головы и является залогом дальнейшей успешной работы.

В качестве аналогии можно сравнить общий объем головы с домиком, а глаза, нос и рот – с балкончиками, козырьками или наличниками. Никто ведь не занимается отделкой деталей, когда общий объем дома не выстроен.

Кроме того если угол, которым к нам повернулась модель нас не совсем устраивает, мы всегда можем его слегка изменить, делая полшага вправо-влево.

И в тот момент, когда модель к вам затылком, общую форму которого, как вам кажется вы взяли, не стоит повторять ошибку многих начинающих – не дождавшись, когда модель повернется к нам лицом, они разворачивают лицом к себе свою работу и находят в ней какие-то недостатки, которые пытаются устранить не глядя на модель. В результате, и форма затылка не уточняется и лицевая часть без сравнения с моделью, на самом деле, не улучшается. Лучше в такой ситуации отойти на противоположную сторону, откуда и модель обращенную к вам лицом и работу вы сможете лишний раз сравнить с расстояния.

В целом также полезно много отходить сравнивая с разных точек и модель, и свою работу и работы ваших коллег.

Постепенно, по мере уточнения пропорций и пластики, голова неизбежно становится более похожей и подробной. В то же время, как видите, мы не занимаемся моделировкой, лепкой деталей, а по прежнему стараемся уточнять пропорции, характер формы, архитектонику.

При взгляде спереди и сзади не забываем о симметрии парных точек: скулы, углы нижней челюсти, выступающие точки в районе рта, крылья носа, углы надбровных дуг, общие объемы глаз, лобные бугры и так далее. На практике это означает, что работая с этих сторон мы смотрим на элементы слева и справа и действуем с двух сторон параллельно. В упрощенном виде, алгоритм звучит как “действие слева – действие справа”. Изолированная работа только над одной из сторон у начинающих часто проводит к асимметрии.

На последующих сеансах детали неизбежно конкретизируются, но мы ими отдельно, как-то специально, не занимаемся, а продолжаем уточнять пластику головы и пропорции.

Как и с самого начала, работаем со всех точек поочередно.

Постепенно, по мере того, как общая пластика и пластика отдельных кусков уточняется, уточняются и детали.

При работе над деталями, всегда вначале уточняем общую форму куска, намечаем основные части, снова смотрим общую форму, уточняем основные части, проверяем общую форму, добавляем подробности и снова смотрим общую форму и так далее.

Уточнение деталей позволяет вернее разобраться с архитектоникой головы.

И в то же время, верно взятые соотношения позволяют добиться сходства и передачи настроения, внутреннего состояния модели.

Когда работа движется к завершению, можно уточнить отдельные детали мелким инструментом. Однако же, специально вылизыванием мелочей и тем более выглаживанием поверхности лучше не увлекаться, т.к. подобные действия легко могут убить всю вашу пластику.

Если созданная работа вас удовлетворяет и вы хотите ее сохранить, вам предстоит формовка и отливка. Эти процессы сами по себе заслуживают отдельных статей, поэтому просто проговорим вкратце, как была переведена в гипс данная работа…

Место, в котором вам предстоит формовать, можно завесить полиэтиленовой пленкой. Такой же пленкой желательно застелить пол и поверхность скульптурного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы собираетесь формовать. Эти полезные действия существенно уменьшат масштабы последующей уборки.

В данном случае, нам вполне удобно провести формовку “на три куска” – одна часть формы спереди и две сзади-по бокам. Соответственно, швы (стыки между формами) у нас пройдут следующим образом – два спереди-сбоку и один сзади-посредине.

Данный вариант удобен нам еще и потому, что уши на этом портрете прикрыты, а значит, не создадут дополнительных зацепов.

Часто первая, так называемая “черновая” формовка производится “в расколотку”, то есть чтобы освободить готовую отливку, форму требуется разбить, но в данном случае, при делении на три куска, у нас есть все шансы в конце форму просто раскрыть, не прибегая или почти не прибегая к расколачиванию.

Итак, в начале необходимо выставить бортики по границам будущей передней части формы.

В данном случае, мы пользуемся для этого пластинками, нарезанными из тонкой листовой меди.

Готовим гипс.

Гипс разводим в пропорции 1,5-1,75 частей гипса на 1 часть воды по объему. Обычно для этих целей используется гипс высоких марок, из российских лучше всего Г-16, так называемый “скульптурный”. Воду берем холодную. Наливаем ее, например, в пластиковое ведро, и туда же засыпаем гипс. Даем немного пропитаться и тщательно перемешиваем. Даем гипсу подзагустеть до вязкости кефира.

На такой густоте обрызгиваем поверхность лица.

Затем заполняем немного более густым гипсом ограниченную пластинами полость. Толщина в данном случае удобна от 1,5 до 2,5 см посредине и до 5-6 по бокам – там нужен запас прочности от нагрузок при раскрытии формы.

Затем снимаем бортики, на открывшемся крае гипсовой формы вырезаем лунки для лучшей фиксации частей формы друг к другу.

Смазываем край гипсовой формы жидко разведенной глиной и налепляем глиняные “клинышки” – они понадобятся нам для раскрытия формы.

Если на краю формы обнаружились раковины, пузырьки воздуха – их тоже залепляем глиной.

Последние две иллюстрации были взяты от формовки другого портрета, но суть остается той же.

Снимаем пластинки, на открывшемся крае гипсовой формы тоже вырезаем лунки, смазываем жидко разведенной глиной край формы и налепляем “клинышки”.

Заполняем гипсом оставшуюся треть.

Через полчаса или позже можно начинать раскрывать форму. Для этого заготавливаем деревянные клинышки и и осторожно начинаем забивать их в места, где на стыках формы торчат “клинышки” из глины.

Забиваем понемногу и все параллельно, затем поливаем колышки водой, они разбухают и начинают открывать форму. Когда образуется щель, аккуратно, без резких движений, разнимаем части формы.

Затем, если в частях формы осталась глина, ее удаляем деревянным стеком и промываем части формы водой и кисточкой.

Один из традиционных вариантов разделительного состава:

Поверхность формы покрывается жидким мылом несколько раз, пока не перестанет впитываться. Затем тонким слоем покрывается растительным маслом либо вазелином.

Части формы соединяются, связываются веревкой, если на стыках есть щели, они закладываются глиной. Либо можно их скрепить просто гипсом, наложив его снаружи на стыки, шириной 5-8 см.

Затем форма переворачивается, устанавливается прочно и заливается гипсом.

Если нужно получить пустотелую отливку, гипс заливается понемногу и форма кладется практически на бок и поворачивается, чтобы гипс постепенно оседал на стенках.

Через полчаса после заливки или позже, можно аккуратно разбирать форму.

Готовую отливку можно при желании подтонировать в любой гамме.

Если произведение для вас является ценным и удачным, его нужно беречь, используя в качестве модели и для дальнейшей продажи, подарков и т.д. использовать снятые с него гипсовые, либо переведенные в другой материал копии .

Инструкция

Планируя свою работу, заготовьте больше, чем необходимо для задуманной вами скульптуры. Готовится она просто. В ящик (или в другую емкость, например, кастрюлю) насыпаете сухую глину. Разравнивать ее надо. Потом заливаете ее водой так, чтобы из воды выступали отдельные бугорки. Через три-четыре дня можно глину использовать для . Извлекая ее, оставляйте неровный рельеф - чтобы в некоторых углублениях оставалась вода - тогда будет иметь разную консистенцию, что необходимо для работы.

Определитесь с размерами скульптуры, и материалом. Для начинающего подойдет пластилин. В отличие от глины пластилин не высыхает и не твердеет и работу можно длительное . Высота подойдет где-то 30 сантиметров.

Отпилить лист фанеры 15 на 15 сантиметров. Это будет постамент вашей скульптуры.

Обходите скульптуру вокруг, смотрите сверху и снизу. Скульптура должна смотреться со всех точек. В отличие от рисунка скульптура трехмерна. Не забывайте это. Постоянно проверяйте деталь, которую лепите со всех сторон.

Внимательно посмотрите на скульптуру. Ее части должны быть уравновешенны. Она де должна заваливаться не вперед не назад ни набок. Проследите за опорными точками скульптуры.

Найдите ось симметрии. Проверьте, симметрична ли ваша скульптура. Доверяйте своему глазомеру, но не забывайте проверять измерения циркулем, или стекой.

Найдите композиционный центр скульптуры. Если вы делаете фигуру то, скорее всего это будет лицо.

Проработайте композиционный центр более тщательно. Прилепить детали. Также, но и меньшими подробностями прилепить детали во всей скульптуре. Это могут быть складки одежды, пуговицы, ремень, или шерсть у .

Посмотрите, не разбили ли детали основную форму . Если где-то вы увидите, что чересчур увлеклись деталями, перестарались, обобщите их слегка пальцем или стекой.

Если скульптура удалась, и она вам очень нравиться, вы можете подумать над тем чтобы ее увековечить. Пластилин не надежный материал. Проще всего отлить ее в гипсе или бронзе. Ну а самый и сложный изваять в мраморе.

Удачи и успехов в работе!

Видео по теме

Конечно, чтобы быть настоящим скульптором, нужно иметь художественный вкус и долго учиться, но простейшие поделки из пластилина сможет выполнить каждый при желании. Взрослые должны помочь детям в такой работе. Очень часто перед юными творцами стоит задача создания головы человека из пластилина. Кажется, что черты лица воспроизвести сложнее всего. Но работа эта не такая уж и сложная. В данном уроке лепки приведена подробная инструкция по созданию головы человека из пластилина.

1. Подберите правильный цвет для создания лица. Это может быть белый, бежевый или нежно-розовый пластилин. Разомните его в руках, а затем скатайте шарик.

2. Вытяните одну сторону, чтобы обозначить овал лица. Внизу будет подбородок, вверху – лоб.

3. С помощью стеки обозначьте центральную часть, места расположения глаз, носа и рта.

4. Сделайте ямки в местах дислокации глазных яблок. Область переносицы разгладьте.

5. Из того же бежевого пластилина сделайте бугорки, вместо бровей. Заполните глазные впадины белым пластилином.

6. Еще немного бежевого пластилина налепите в качестве носа, разгладьте его и пластилин вокруг, зубочисткой проткните ноздри.

7. Капельку пластилина потратьте также на формирование пухлых губ человека.

8. Теперь пришло время подобрать пластилин для создания прически. Подойдет белый, черный, коричневый или желтый цвет. В зависимости от этого получится седой человек, брюнет, шатен или блондин. Прикрепите выбранный кусочек на заднюю часть головы и макушку, прорисуйте волосинки инструментом.

9. Наконец, прикрепите два уха, чтобы закончить голову человека.

Итоговый вид поделки. Фото 1.

Итоговый вид поделки. Фото 2.

Естественно, это не единственный вариант подобной поделки. При необходимости можно менять цвет кожи, оттенок глаз, длину волос, форму носа и прочие отличия.

Прекрасным материалом для создания фигур и бюстов является пластилин для лепки скульптур. Он подойдет для профессионалов и начинающих любителей. С ним легко обращаться, при этом поделки получаются реалистичными из-за натуральной, природной цветовой гаммы. Благодаря эластичности и податливости материала можно легко создавать из него фигуры, для этого только нужно слегка размять брусок.

Что такое скульптурный пластилин

Профессионалы, создающие скульптуры для себя или в коммерческих целях, используют для работы разные материалы. Самой ходовой считается специальная глина, но мастера применяют и пластилин для скульптур. Этот материал используется и в художественных школах, есть даже специальные кружки, например, лепка из скульптурного пластилина для начинающих.

Чем отличается от обычного

Скульптурный пластилин отличается от обычного тем, что он очень пластичный. Этот материал представлен множеством цветов, которые приближены к натуральным оттенкам. Школьный вариант этого вещества приходится некоторое время растирать в руках, чтобы добиться мягкости и получить возможность вылепить какую-нибудь фигуру. Профессиональный же быстро разогревается от тепла рук, без дополнительных усилий. Благодаря податливости материала, из него можно вылепить даже маленькие предметы с множеством микроэлементов.

Как работать со скульптурным пластилином

Техника лепки из пластилина для скульптурных работ схожа с той, которая используется в детских садах и школах. Есть небольшие отличия в дополнительных используемых инструментах. Процесс лепки состоит из следующих этапов:

  1. Создать эскиз будущего изделия.
  2. Отмерить нужное количество материала и отрезать от большого куска.
  3. Чтобы лучше размягчить кусок пластины, можно положить его в горячую воду или к другому источнику тепла. Затем размять руками, делая мягким и податливым.
  4. Начать создавать форму будущей скульптуры из пластилина.
  5. Взять дополнительные инструменты, чтобы создать более реалистичную модель, выделить детали. Для этого могут использоваться, например: разного размера и формы стеки, проволока, вазелин, подогретая вода.
  6. Чтобы большая поделка не разваливалась и не меняла форму, специалисты используют технический прием: вставляют в изделие каркас из металлической проволоки. Медь использовать нельзя, потому что элементы, которые есть в составе пластилина, вступают с ней в реакцию. Вреда человеку это не принесет, но качество поделки ухудшится.
  7. Перед использованием инструментов их нужно смочить в воде, чтобы пластилин не налипал. Руки тоже необходимо периодически увлажнять.
  8. Мягкие сорта часто используются для больших поделочных изделий, а твердые – для миниатюр.

Что можно сделать из скульптурного пластилина

Лепить из скульптурного пластилина можно практически все: от разных видов животных, человеческого лица до любой миниатюры с мелкими деталями. Например, можно сделать маску для лица на карнавал, при этом дать волю фантазии и создать что-то яркое и необычное. Для этих целей при создании изделий компонуются разные цвета. Часто такой материал используют для изготовления натюрмортов из овощей или фруктов. Хорошо получаются небольшие фигурки животных или предметов быта.

Виды­

Существует два основных сорта вещества: мягкий и твердый. Первый вариант не потребует дополнительных усилий при работе, а твердый придется разогревать дольше, но фигуры из него будут лучше сохранять форму. Выпускается пластилин для лепки разных изделий бруском, вес которого составляет 300, 500 или 1000 г. Чтобы купить товар дешево, можно заказать его по акции в интернет-магазине. В Москве и Санкт-Петербурге есть множество мест, где продажа осуществляется дистанционно, часто бывают скидки или распродажи, предлагается доставка по почте или курьером.

Гамма увлечений

Недорогой и качественный материал предлагает фирма «Гамма увлечений». Из него можно делать любые поделки. Мягкий сорт материала позволяет без лишних усилий приступить к моделированию предметов:

  • название модели: Гамма увлечений, мягкий;
  • цена: 110 рублей;
  • плюсы: не липнет к рукам и инструментам, не окрашивает руки, не имеет запаха, устойчив к перепадам температуры; скульптура хорошо держит форму;
  • минусы: легко повредить полученную фигурку, потому что масса не застывает до конца.

Готовые изделия из твердого сорта материала получаются крепкими, почти не повреждаются впоследствии. На таком веществе легко вычерчивать мелкие детали, работать с помощью стеков. Его рекомендуют неопытным скульпторам, которые только начинают создавать первые творения:

  • название модели: Гамма увлечений, твердый;
  • цена: 105 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – серый;
  • плюсы: не прилипает к рукам и инструментам; не окрашивает руки; не имеет запаха; устойчив к перепадам температуры; скульптура хорошо держит форму;
  • минусы: нужно разогреть заранее, чтобы было удобно создавать изделия; работа занимает более длительное время по сравнению с мягким сортом того же производителя.

Луч

Пластилин для скульптурного моделирования «Луч» предлагается в двух вариантах: твердый и мягкий. Оба вида есть в нескольких цветовых решениях, каждый оттенок приближен к естественным тонам. Работать с таким материалом непросто из-за излишней мягкости, легко случайно нажать и повредить полученную форму:

  • название модели: Луч de luxe, мягкий;
  • цена: 115 рублей;
  • плюсы: неограниченный срок годности; не прилипает к рукам, одежде и инструментам; долго не застывает, благодаря чему можно спустя много времени вносить изменения в созданную скульптуру;
  • минусы: легко повредить фигурку после завершения процесса; необходимо ждать некоторое время, чтобы изделие слегка остыло и затвердело, хотя до конца оно не засохнет.

Твердый вариант материала делает процесс лепки возможным в любой момент: нет опасения, что поделка будет испорчена. Работать с ним можно длительное время, потому что срок годности неограничен. Этот материал – один из самых качественных, хотя цена низкая:

  • название модели: Луч de luxe, твердый;
  • цена: 73 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 300 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – серый;
  • плюсы: подходит для создания картин, аппликаций; устойчив к перепадам температуры; не имеет запаха; не токсичен; без срока годности; не прилипает к рукам, одежде и инструментам;
  • минусы: твердый сорт необходимо дополнительно разогревать или руками, или с помощью подручных средств, чтобы иметь возможность полноценно с ним работать.

Прекрасный материал для лепки и моделирования макетов будущей скульптуры – Greenwich Line. Мягкий сорт не липнет к рукам, по свойствам похож на глину, только не застывает до конца, поэтому из готового изделия можно позже смастерить что-то другое. Ознакомьтесь с характеристиками материала:

  • название модели: Greenwich Line, мягкий;
  • цена: 82 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – оливковый;
  • плюсы: предназначен для лепки и моделирования; не прилипает к рукам; не имеет запаха; эластичный и пластичный в согретом виде; хорошо сохраняет форму;
  • минусы: не подходит для создания скульптур и бюстов.

Твердые сорта часто используются для создания аппликаций и картин. Такой материал хорошо держит форму после затвердевания. Он устойчив к перепадам температуры, поэтому в процессе лепки можно не бояться сквозняков и резкого похолодания. Остальные характеристики материала:

  • название модели: Greenwich Line, твердый;
  • цена: 91 рубль;
  • плюсы: подходит для картин и аппликаций; без запаха; не токсичен; не оставляет пятен; не прилипает к рукам;
  • минусы: не стоит из него делать макеты, потому что он не обладает такой гибкостью, как мягкий сорт того же производителя.

Гамма

Пластилин «Лицей» производителя «Гамма» представляет собой элитный материал, что выражается в стоимости товара. Благодаря наличию в составе минеральных пигментов, материал экологически чистый и приятный в работе:

  • название модели: Гамма «Лицей», мягкий;
  • цена: 169 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – телесный;
  • плюсы: похож по плотности на масло; в составе есть минеральные пигменты и наполнители; хорошо держит форму;
  • минусы: высокая цена.

Твердый сорт пластилина «Студия» этой же компании тоже является материалом высшего класса. У продукта нет срока годности, отсутствует неприятный запах, а форму поделки из скульптурного пластилина сохраняют хорошо:

  • название модели: Гамма «Студия», твердый;
  • цена: 344 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 1 кг; производство – Россия; тип – твердый; цвет – оливковый;
  • плюсы: не сохнет; сохраняет пластические свойства; хорошо держит форму, поэтому подходит для скульптурных миниатюр; устойчив к температурным изменениям; не оставляет пятен; не прилипает; имеет неограниченный срок годности;
  • минусы: высокая цена.

Глобус

Чтобы сделать скульптуру или макет будущего изделия, лучше использовать мягкий сорт пластилина компании Глобус. Он недорогой, удобный в работе, легко поддается любым изменениям:

  • название модели: Глобус, мягкий;
  • цена: 69 рублей;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – мягкий; цвет – серый;
  • плюсы: высокие пластические свойства; имеет в составе воск; легко размягчается; подходит для создания скульптур и макетов; держит форму; устойчив к температурным изменениям; не оставляет пятен; не токсичен; не прилипает к рукам; низкая цена;
  • минусы: не обнаружены.

Из твердых сортов пластилина «Глобус» часто делают макеты для будущих больших скульптур или даже сами итоговые работы небольшого размера. Материал недорогой, качественный, обладает оптимальной эластичностью и пластичностью:

  • название модели: Глобус, твердый;
  • цена: 74 рубля;
  • характеристики: в упаковке – 500 г; производство – Россия; тип – твердый; цвет – терракотовый;
  • плюсы: пластилин для моделирования пластичный; эластичный; быстро не застывает, поэтому все детали можно в любой момент исправить;
  • минусы: не обнаружены.

Как выбрать скульптурный пластилин

Если вы раньше работали с глиной, то в отличие от нее, пластилин для лепки скульптур сохраняет пластические свойства, не сохнет. При выборе производителя и серии этого материала обратите внимание на следующие моменты:

  • Товар должен быть средней пластичности, чтобы легко разогревался в руках.
  • Лучше брать вещество без запаха, хотя слабо и не едко оно может пахнуть. Часто встречается запах канифоли, к которому легко привыкнуть.
  • Цвет должен быть однородным. Часто встречается серый и другие естественные оттенки. Возможен вариант цветного модельного материала.
  • Отечественные марки дешевле, чем импортные, хотя по своим качествам они одинаковы. У зарубежного материала цветовая гамма шире за счет добавления красителей.
  • Твердые сорта подходят для ювелирных и медальерных работ, с их помощью легко сделать четкие линии, соблюсти точность деталей.
  • Мягкие сорта подойдут для создания небольших фигурок, статуэток, памятников.

Если вы уже купили товар и хотите убедиться, насколько он качественный, можете его дома проверить. Отметьте для себя, все ли нюансы из списка ниже у вас присутствуют:

  • в составе на этикетке нет вредных синтетических добавок;
  • компоненты только растительного происхождения;
  • материал не крошится и не высыхает;
  • вещество быстро согревается в руках и становится эластичным;
  • после работы с материалом на поверхности не остается жирных пятен и пленки;
  • кусочки вещества с легкостью соединяются в один комок;
  • остатки материала легко смыть с рук с помощью теплой воды и мыла.

Видео