На данном уроке учащимся предоставляется возможность познакомиться с еще одной единицей измерения площади, квадратным дециметром, научиться переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры, а также потренироваться в выполнении различных заданий на сравнение величин и решении задач по теме урока.

Прочитайте тему урока: «Единица площади - квадратный дециметр». На уроке мы познакомимся ещё с одной единицей площади, квадратным дециметром, научимся переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры и сравнивать величины.

Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см и обозначьте буквами его вершины (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к задаче

Найдём площадь прямоугольника. Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину прямоугольника.

Запишем решение.

5*3 = 15 (см 2)

Ответ: площадь прямоугольника - 15 см 2 .

Мы вычислили площадь данного прямоугольника в квадратных сантиметрах, но, иногда, в зависимости от решаемой задачи, единицы измерения площади могут быть другими: больше или меньше.

Площадь квадрата, сторона которого 1 дм, - это единица площади, квадратный дециметр (рис. 2).

Рис. 2. Квадратный дециметр

Слова «квадратный дециметр» при числах записывают так:

5 дм 2 , 17 дм 2

Установим соотношение между квадратным дециметром и квадратным сантиметром.

Поскольку квадрат со стороной 1 дм можно разбить на 10 полосок, в каждой из которых по 10 см 2 , то всего в квадратном дециметре десять десятков, или сто квадратных сантиметров (рис. 3).

Рис. 3. Сто квадратных сантиметров

Запомним.

1 дм 2 = 100 см 2

Выразите данные величины в квадратных сантиметрах.

5 дм 2 = … см 2

8 дм 2 = … см 2

3 дм 2 = … см 2

Рассуждаем так. Мы знаем, что в одном квадратном дециметре сто квадратных сантиметров, значит, в пяти квадратных дециметрах пятьсот квадратных сантиметров.

Проверьте себя.

5 дм 2 = 500 см 2

8 дм 2 = 800 см 2

3 дм 2 = 300 см 2

Выразите данные величины в квадратных дециметрах.

400 см 2 = … дм 2

200 см 2 = … дм 2

600 см 2 = … дм 2

Объясняем решение. В сто квадратных сантиметра составляют один квадратный дециметр, значит, в числе 400 см 2 четыре квадратных дециметра.

Проверьте себя.

400 см 2 = 4дм 2

200 см 2 = 2 дм 2

600 см 2 = 6 дм 2

Выполните действия.

23 см 2 + 14 см 2 = … см 2

84 дм 2 - 30 дм 2 =… дм 2

8 дм 2 + 42 дм 2 = … дм 2

36 см 2 - 6 см 2 = …см 2

Рассмотрим первое выражение.

23 см 2 + 14 см 2 = … см 2

Складываем числовые значения: 23 + 14 = 37 и приписываем наименование: см 2 . Продолжаем рассуждать аналогично.

Проверьте себя.

23 см 2 + 14 см 2 = 37 см 2

84дм 2 - 30 дм 2 = 54 дм 2

8дм 2 + 42 дм 2 = 50 дм 2

36 см 2 - 6 см 2 = 30 см 2

Прочитайте и решите задачу.

Высота зеркала прямоугольной формы - 10 дм, а ширина - 5 дм. Чему равна площадь зеркала (рис. 4)?

Рис. 4. Иллюстрация к задаче

Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину. Обратим внимание на то, что обе величины выражены в дециметрах, значит, наименование площади будет дм 2 .

Запишем решение.

5 * 10 = 50 (дм 2)

Ответ: площадь зеркала - 50 дм 2 .

Сравните величины.

20 см 2 … 1 дм 2

6 см 2 … 6 дм 2

95 см 2 …9 дм

Важно помнить: чтобы величины можно было сравнивать, у них должны быть одинаковые наименования.

Рассмотрим первую строку.

20 см 2 … 1 дм 2

Переведем квадратный дециметр в квадратный сантиметр. Помним, что в одном квадратном дециметре сто квадратных сантиметров.

20 см 2 … 1 дм 2

20 см 2 … 100 см 2

20 см 2 < 100 см 2

Рассмотрим вторую строку.

6 см 2 … 6 дм 2

Нам известно, что квадратные дециметры больше, чем квадратные сантиметры, а числа при данных наименованиях одинаковые, значит, ставим знак «<».

6 см 2 < 6 дм 2

Рассмотрим третью строку.

95см 2 …9 дм

Обратим внимание, что слева записаны единицы площади, а справа - линейные единицы. Такие величины сравнивать нельзя (рис. 5).

Рис. 5. Разные величины

Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной единицей площади, квадратным дециметром, научились переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры и сравнивать величины.

На этом урок наш закончен.

Список литературы

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
  3. М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
  5. «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
  6. С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  7. В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Prosv.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

1. Длина прямоугольника - 7 дм, ширина - 3 дм. Чему равна площадь прямоугольника?

2. Выразите данные величины в квадратных сантиметрах.

2 дм 2 = … см 2

4 дм 2 = … см 2

6 дм 2 = … см 2

8 дм 2 = … см 2

9 дм 2 = … см 2

3. Выразите данные величины в квадратных дециметрах.

100 см 2 = …дм 2

300 см 2 = … дм 2

500 см 2 = … дм 2

700 см 2 = … дм 2

900 см 2 = … дм 2

4. Сравните величины.

30 см 2 … 1 дм 2

7 см 2 … 7 дм 2

81 см 2 …81 дм

5. Составьте задание для своих товарищей по теме урока.

(учитель начальных классов, МОУ СОШ № 17)

Чувашова Нина Александровна

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

«КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР»
по математике в 3 классе
Учитель начальных классов

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 17» город Серпухов

Сценарий урока математики
с использованием медиапродукта.

Класс. Третий.
Тема. : Квадратный дециметр. Объяснение нового.
Учебно-методическое обеспечение. Традиционная школа. Математика Моро.
Необходимое оборудование и материалы для занятия. Компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран, ручка, карандаш, тетрадь, линейка, квадраты.
Время реализации занятия. 40 минут.
Медиапродукт. Наглядная презентация учебного материала.
(среда: Windows XP SP2 Pro , редактор: POWER POINT)
Технологический сценарий. (последовательная модель)

Цели урока:
1.Познакомить учащихся с новой для них единицей измерения площади- квадратным дециметром.
2.Зкрепить умение нахождения площади прямоугольника и квадрата
3. Совершенствовать навыки устного счёта, знание таблицы умножения, умение решать простые и составные задачи.
4.Развивать внимание, сообразительность, смекалку.
5.Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока СЛАЙД 2

I-й этап урока. Cамоопределение к деятельности (орг.момент).
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
Формы, приёмы, методы. Цель применения.
1. Психологический настрой детей на урок
Начинается урок математики.
Ребята, покажите какое настроение у вас перед уроком?
(На столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи.)
И у меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!
Сопровождать нас в путешествии будет Знайка.
Знайка и я, мы рады встрече, друзья!
И думаем, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать, рассуждать.
Знайка предлагает провести разминку
«ГИМНАСТИКУ ДЛЯ УМА»
Какое сегодня число?
Увеличьте его на 17.
Сколько дм в 1 м?
Какое число следует за числом 59,88,99?
Увеличьте 9 в 6 раз
Увеличьте 9 на 6
Уменьшить 42 на 7
Уменьшить 42 в 7 раз
Сколько см в 1 м?
Сколько см в 1д м? Активизация мыслительной деятельности учащихся.

II -й этап урока. Актуализация знаний.
Цель этапа: развитие умений группировать фигуры, обосновывать свое мнение

Следующее задание Знайки. Слайд 3

На доске и на парте у детей геометрические фигуры.

Какие фигуры здесь лишние? (1 и 3)
Почему?

(У фигур 2,4,5- прямые углы, стороны противоположные, попарно равны, они прямоугольники).

Найдите его площадь прямоугольника 2.

Что для этого нужно знать?

Среди прямоугольников есть квадрат? (да).

Назовите его (5).

Какое главное свойство квадрат вы знаете? (все стороны равны).
Измерьте сторону квадрата, который перед вами.

Какая у него площадь? (1 см2)

Кто думает также?

Развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и
анализировать

III -й этап урока. Постановка и решение проблемной ситуации.
Цель этапа: повторить материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Знайка приготовил вам фигуру, она у вас на партах. Слайд 4

Измерьте стороны этой фигуры (10 см) щелчок
Что можно сказать? (это квадрат, со стороной 10 см)
- 10 см – это линейная единица, единица измерения длины.

Заменим ее наибольшей линейной единицей.

10 см = 1 дм щелчок запись в тетради
- Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.
- как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину)
щелчок

S=1 дм * 1 дм = 1 дм2 запись в тетради
-
это новая единица измерения площади-1 ДМ щелчок
КВАДРАТНЫЙ ДЕЦИМЕТР

Мы нашли площадь квадрата в дециметрах.

Переверните свой квадрат. Что увидели? (разделен на см2)
Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм2
А как найти площадь этого квадрата?
(Пересчитать все квадратики, посчитать квадратики по длина и ширине и их перемножить)

Как это записать?
S = 10 см 10см = 100 см2 запись в тетради

Какой путь короче?

В каких единицах измеряется площадь?

Сколько в 1 дм2 квадратных сантиметров? ЩЕЛЧОК
.
- в 1 дм2 = 100 см2 - запись в тетради

Кому что не понятно? Развитие познавательной активности.

Развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний.

Физминутка.
Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.

«Успокоение»

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов.

Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!

IV-й этап. Первичное закрепление
Цель этапа: повторить алгоритм нахождения площади.
Знайка приготовил вам следующее задание.
Откройте учебник с.60, №3 слайд 8
Нахождение площади зеркала
- Длина зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?

Прочитайте задачу.
-Что будем измерять?
В каких единицах измеряется длина и ширина зеркала? (В дм)
Что известно?
Какая длина?
Что известно?
Какая Ширина?
Что надо найти?
Как это сделать?
По мере разбора задачи по щелчку выводятся данные на экран.
Запишите решение самостоятельно,
1 ученик на доске с обратной стороны
S = 10 5 = 50 (дм 2)
Ответ: 50 дм 2.

V-й этап урока. Самостоятельная работа c самопроверкой
Цель этапа: закрепление изученного материала..
Знайка приготовил вам задачу. Слайд 9
Прочитайте задачу.
Начертить прямоугольник со сторонами 1 дм и 3см.
Найти площадь.
-Что надо сделать?
-Что известно?
- Какая длина? Ширина?
-В каких единицах измеряется длина и ширина?
(В разных: дм и см)
-Что надо найти? (найти площадь)
Можно сделать сразу? (нет)
Что надо сделать сначала? (Перевести дм в см)
Составьте план решения задачи.
1. Перевести в дм в см
2. Найти площадь
3. Записать ответ
Решите самостоятельно по плану.
самопроверка со слайда

Кто не сделал ни одной ошибки?
Формирование практических навыков нахождения площади

VI-й этап урока. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.
Знайка приготовил вам краткую запись.
Составьте по ней задачу.

Длина 8 дм
Ширина-? в 2 раза меньше
Найти S.

Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Кто сможет объяснить ее решение?
(1 ребенок у доски объясняет решение задачи и записывает ее.)

самостоятельно по карточкам
(Решение примеров по вариантам,
с последующей самопроверкой

(лист контроля на слайде)

8 7 + 5 6
9 9-28: 7
63: 7 + 54: 6

9 (38-30)
65-(49-19)
28 + 45: 5

8 8
56: 8
49: 7

Кто не сделал ни одной ошибки?

Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.
Применение раннее полученных знаний на практике.
Актуализация полученных знаний.

VII-й этап урока. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель этапа: Обобщение всей работы. Само оценивание.

Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке.
-Наш урок подошел к концу.
-Над кокой темой работали?
В каких единицах измеряется площадь?
-Сколько в 1 квадратном ДМ квадратных СМ?
-Что вам больше всего удалось?
-За что вы можете себя похвалить?
-Что не удалось?
- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока,
то какое настроение у вас?
Домашнее задание: с.60, № 2. Слайд 11
Слайд 12
Знайка и я хотим вам сказать
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились

Спасибо вам за урок!
Метод стимулирования и мотивации

Цели урока: познакомить учащихся с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром.

Задачи:

  • Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; Вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
  • Воспитывать умение работать в паре, усидчивость, аккуратность.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока

– Чтобы узнать, чем мы сегодня будем работать выполнить задания разминки. Найти лишнее в каждой группе и выбрать соответствующую букву.

П ) 3, 5, 7
Р) 16, 20, 24
С) 28, 32, 36

К) 5 + 5 + 5
Л ) 5 + 23 + 8
М) 23 + 23 + 8

3) Выберите решение задачи: «К кормушке прилетело 36 синичек, поползней в 9 раз меньше. Сколько прилетело поползней?»

О ) 36: 9
П) 36 – 9
Р) 36 + 9

Ч) ПРЯМОУГОЛЬНИК
Ш) КВАДРАТ
Щ ) ТРЕУГОЛЬНИК

А ) КГ
Б) ММ
В) СМ

Г) (5 + 3) 2
Д ) (5 – 3) 2
Е) 5 2 + 3 2

Ь ) ВО? РАЗ БОЛЬШЕ (х)
Э) ВО? РАЗ БОЛЬШЕ (:)
Я) ВО? РАЗ МЕНЬШЕ (:)

– Прочитайте, какое слово у вас получилось. (Площадь)
– Как вы думаете, почему? (На предыдущих уроках мы учились вычислять площадь фигур)
– Продолжим эту работу и познакомимся с новой единице измерения площади.
– Площадь какой фигуры мы уже умеем вычислять?
– Назовите единицу измерения площади.

II. Актуализация знаний

1) Математический диктант

  1. Вычислите произведение чисел 4 и 8
  2. Увеличьте число 8 в 6 раз
  3. Уменьшите число 40 в 4 раза
  4. Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм?
  5. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15.
  6. Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см?
  7. Сколько см в 1 дм?
  8. Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили?

Ответы : 32, 48, 10, , 5, 8 см , 10см, 12 кг.

– На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? (Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные)
– Подчеркните именованные числа. Среди именованных назовите лишнее. (12 кг)

2) Преобразование величин

(Индивидуальную работу у доски выполняют 2 ученика)

– А сейчас проверим, как ученики выполнили преобразование именованных величин

1 см = … мм
1 дм = … см
1 м = … дм
65 см = … дм … см
27 мм = … см … мм
8 м 9 дм = … дм

– Что измеряют в этих единицах? (Длину)
– А какие еще единицы измерений вы знаете? (Единицы измерения площади)

3) Решение задач на нахождение площади прямоугольника и квадрата.

На доске фигуры (прямоугольники и квадраты).

– Давайте вспомним формулы нахождения площадей этих фигур.

(Один из учеников выходит и из множества формул нахождения периметра и площади для прямоугольников и квадратов выбирает необходимые).

S прямоугольника = а х в

S квадрата = а х а

P квадрата = а х 4

P прямоугольника = (а + в) х 2

– Какая единица измерения площади вам известна? (см 2)

– Что из себя представляет квадратный сантиметр? (Это квадрат, сторона которого равна 1 см.)

– Какая у него площадь? (1 см 2)

III. Актуализация .

1) – Сегодня мы продолжим говорить о площади прямоугольника и познакомимся с новой единицей измерения площади, новой меркой.

Разделите числа на 2 группы:

3 см
2 дм
46
4 мм
100
18 см 2
2 дм 2
18

(Числа можно разделить на именованные числа и обычные числа, числа обозначающие длину, площадь)

– Прочитайте единицы площади? (18 квадратных сантиметров, 2 квадратных дециметра)
– Какие могут быть стороны прямоугольника с площадью 18 кв.см? (2 см и 9 см, 6 см и 3 см, 18 см и 1 см)
– С какой единицей площади мы уже знакомы? (Квадратный сантиметр).
– А о какой единице площади из названных мы еще подробно не говорили? (дм2)
– Попробуйте сформулировать тему урока? (Познакомимся с квадратным дециметром)
– Мы познакомимся с квадратным дециметром, узнаем, как он связан с квадратным сантиметром, будем учиться решать задачи с использованием новой единицы площади
– Но давайте вспомним, какими способами можно измерить площадь прямоугольника? (Разделить на квадратные сантиметры с помощью палетки; наложением фигур; приложением мерки; измерить длину и ширину и перемножить данные).

2) Работа в парах

– Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столе конверт с фигурами. Достаньте из конверта зеленый прямоугольник и самостоятельно найдите его площадь.
– Давайте вспомним, что нужно для этого сделать? (Измерить длину и ширину, умножить длину на ширину)

3 х 4 =12 кв. см.

– Мы узнали площадь прямоугольника. Она равна 12 кв.см. В каких единицах мы измерили площадь данного прямоугольника? (В кв.см).

IV. Новая тема

1) Знакомство с квадратным дециметром

– Положите перед собой желтый прямоугольник и достаньте из конверта маленький квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это мерка – 1 квадратный сантиметр)
– Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик)
– Какова площадь этого прямоугольника? (Не успели узнать)
– Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать)
– В конверте есть еще одна мерка, большая, попробуйте измерить с помощью этой мерки. (Мерка поместилась 2 раза)
– А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)
– А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см)
– Как по другому записать 10 см? (1 дм)

– Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. Посмотрите в тетрадь на начерченный вами маленький квадрат. Сравните с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).

2) Работа с учебником

– Чтение объяснения на странице 14.
– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
– Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм 2 ? (Площадь учебника, тетради, стола, доски).

3) Связь квадратного дм и квадратного см.

– А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм. Как это можно сделать? (Разделить большой квадрат на кв. см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).
– Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.
– Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (Перемножить 10 на 10)
– Посчитайте. (100 кв. см)

1 кв. дм = 100 кв.см

– Итак, что мы сейчас узнали? (Как кв. дм связан с кв. см)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

– Сейчас мы будем учиться решать задачи, используя новую единицу площади.

1) Задача С. 14, № 3

– Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?
– В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)
– Почему? (Зеркало большое)

Ученик у доски решает с объяснением.

2) Задача с.14, № 4 (Два ученика у доски)

3) Решение примеров (Устно по цепочке)

Л – 9 х (38 – 30) = М – 8 х 7 + 5 х 2 =
О – 65 – (49 – 19) = Ц – 9 х 9 + 28: 7 =
Д – 28 + 45: 5 = Ы – 7 х (100 – 91) =

VII. Итог урока

– Наш урок подошел к концу.
– Над какой темой работали?
– В каких единицах измеряется площадь?
– Сколько в 1 квадратном ДМ квадратных СМ?
– Что нового вы для себя узнали?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– А в чем были трудности?

VIII. Домашнее задание

– Повторите новый материал, и закрепить умение находить площадь прямоугольников – с.14, № 2.

На данном уроке учащимся предоставляется возможность познакомиться с еще одной единицей измерения площади, квадратным дециметром, научиться переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры, а также потренироваться в выполнении различных заданий на сравнение величин и решении задач по теме урока.

Прочитайте тему урока: «Единица площади - квадратный дециметр». На уроке мы познакомимся ещё с одной единицей площади, квадратным дециметром, научимся переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры и сравнивать величины.

Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см и обозначьте буквами его вершины (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к задаче

Найдём площадь прямоугольника. Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину прямоугольника.

Запишем решение.

5*3 = 15 (см 2)

Ответ: площадь прямоугольника - 15 см 2 .

Мы вычислили площадь данного прямоугольника в квадратных сантиметрах, но, иногда, в зависимости от решаемой задачи, единицы измерения площади могут быть другими: больше или меньше.

Площадь квадрата, сторона которого 1 дм, - это единица площади, квадратный дециметр (рис. 2).

Рис. 2. Квадратный дециметр

Слова «квадратный дециметр» при числах записывают так:

5 дм 2 , 17 дм 2

Установим соотношение между квадратным дециметром и квадратным сантиметром.

Поскольку квадрат со стороной 1 дм можно разбить на 10 полосок, в каждой из которых по 10 см 2 , то всего в квадратном дециметре десять десятков, или сто квадратных сантиметров (рис. 3).

Рис. 3. Сто квадратных сантиметров

Запомним.

1 дм 2 = 100 см 2

Выразите данные величины в квадратных сантиметрах.

5 дм 2 = … см 2

8 дм 2 = … см 2

3 дм 2 = … см 2

Рассуждаем так. Мы знаем, что в одном квадратном дециметре сто квадратных сантиметров, значит, в пяти квадратных дециметрах пятьсот квадратных сантиметров.

Проверьте себя.

5 дм 2 = 500 см 2

8 дм 2 = 800 см 2

3 дм 2 = 300 см 2

Выразите данные величины в квадратных дециметрах.

400 см 2 = … дм 2

200 см 2 = … дм 2

600 см 2 = … дм 2

Объясняем решение. В сто квадратных сантиметра составляют один квадратный дециметр, значит, в числе 400 см 2 четыре квадратных дециметра.

Проверьте себя.

400 см 2 = 4дм 2

200 см 2 = 2 дм 2

600 см 2 = 6 дм 2

Выполните действия.

23 см 2 + 14 см 2 = … см 2

84 дм 2 - 30 дм 2 =… дм 2

8 дм 2 + 42 дм 2 = … дм 2

36 см 2 - 6 см 2 = …см 2

Рассмотрим первое выражение.

23 см 2 + 14 см 2 = … см 2

Складываем числовые значения: 23 + 14 = 37 и приписываем наименование: см 2 . Продолжаем рассуждать аналогично.

Проверьте себя.

23 см 2 + 14 см 2 = 37 см 2

84дм 2 - 30 дм 2 = 54 дм 2

8дм 2 + 42 дм 2 = 50 дм 2

36 см 2 - 6 см 2 = 30 см 2

Прочитайте и решите задачу.

Высота зеркала прямоугольной формы - 10 дм, а ширина - 5 дм. Чему равна площадь зеркала (рис. 4)?

Рис. 4. Иллюстрация к задаче

Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину. Обратим внимание на то, что обе величины выражены в дециметрах, значит, наименование площади будет дм 2 .

Запишем решение.

5 * 10 = 50 (дм 2)

Ответ: площадь зеркала - 50 дм 2 .

Сравните величины.

20 см 2 … 1 дм 2

6 см 2 … 6 дм 2

95 см 2 …9 дм

Важно помнить: чтобы величины можно было сравнивать, у них должны быть одинаковые наименования.

Рассмотрим первую строку.

20 см 2 … 1 дм 2

Переведем квадратный дециметр в квадратный сантиметр. Помним, что в одном квадратном дециметре сто квадратных сантиметров.

20 см 2 … 1 дм 2

20 см 2 … 100 см 2

20 см 2 < 100 см 2

Рассмотрим вторую строку.

6 см 2 … 6 дм 2

Нам известно, что квадратные дециметры больше, чем квадратные сантиметры, а числа при данных наименованиях одинаковые, значит, ставим знак «<».

6 см 2 < 6 дм 2

Рассмотрим третью строку.

95см 2 …9 дм

Обратим внимание, что слева записаны единицы площади, а справа - линейные единицы. Такие величины сравнивать нельзя (рис. 5).

Рис. 5. Разные величины

Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной единицей площади, квадратным дециметром, научились переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры и сравнивать величины.

На этом урок наш закончен.

Список литературы

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
  3. М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
  5. «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
  6. С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  7. В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Prosv.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

1. Длина прямоугольника - 7 дм, ширина - 3 дм. Чему равна площадь прямоугольника?

2. Выразите данные величины в квадратных сантиметрах.

2 дм 2 = … см 2

4 дм 2 = … см 2

6 дм 2 = … см 2

8 дм 2 = … см 2

9 дм 2 = … см 2

3. Выразите данные величины в квадратных дециметрах.

100 см 2 = …дм 2

300 см 2 = … дм 2

500 см 2 = … дм 2

700 см 2 = … дм 2

900 см 2 = … дм 2

4. Сравните величины.

30 см 2 … 1 дм 2

7 см 2 … 7 дм 2

81 см 2 …81 дм

5. Составьте задание для своих товарищей по теме урока.

Цель: способствовать развитию умения находить площадь геометрических фигур, используя квадратный дециметр

Задачи:

Образовательные:

определить наглядный образ новой единицы площади – квадратный дециметр;

Развивающие:

установить соотношение между квадратным санитиметром и квадратным дециметром как единицами площади

Воспитательные:

научиться вычислять площадь прямоугольных фигур с помощью квадратного дециметра

Планируемые результаты:

Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Евгеньевна, сегодня у нас с вами будет проходить урок математики.

И для начала давайте с Вами ответим на вопросы:

· Каким образом можно сравнить фигуры по площади?

(на «глаз» и наложив одну фигуру на другую)

· Что значит измерить площадь фигуры?

(измерить, сколько квадратов в ней помещается)

· Какую общепринятую единицу площади вы знаете?

· Площади, каких фигур вы умеете находить по значению длин?

(Квадрат, прямоугольник)

Вы очень хорошо ответили на все вопросы, - Мы не случайно вспомнили с вами про именованные числа, единицы измерения длины и площади, эти знания нам пригодятся на уроке.

а сейчас расскажу историю. Но сначала скажите, ребята, какой праздник у нас будет уже на этой неделе? А вы уже готовите подарки своим мама?

В школе все ученики готовились к предстоящему празднику, Дню Матери. Ученики 3 А класса решили изготовить для мам пригласительные билеты. Для этого им понадобился цветной картон со сторонами 6 и 9 сантиметров. Какова площадь пригласительного билета? (54 см)

А ученики 3 Б класса решили приготовить объявление прямоугольной формы со сторонами равными ширине и высоте парты, 30 сантиметров и 4 дециметра. Чему будет равна ее площадь? и какого размера им понадобится лист цветного картона?

Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается? В чём затруднение? (не знаем, как сосчитать, долго).

Получается? В чём проблема?

Возникает проблемная ситуация – как умножить 30 см на 4 дм – дети не знают приемы внетабличного умножения (только выучили таблицу до 9).

Можем мы узнать площадь фигуры в см 2 ?

Что делать?

Нужна другая единица измерения площади.

Какая? Дети догадаются, что это будет дм 2 .

Ребята, также подготовили вам фигуру, достаньте под №1

Измерьте стороны этой фигуры (10 см)

Что можно сказать о ней? (это квадрат, со стороной 10 см)

10 см – это линейная единица, единица измерения длины.

Заменим ее наибольшей линейной единицей.

10 см = 1 дм запись в тетради

Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.

Итак, на ваших столах квадрат со стороной 1 дм. Это новая единица измерения площади. Кто догадался, как она называется? (кв. дм)

Как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину)

S =1 дм * 1 дм = 1 дм 2 запись в тетради

Чему равна его площадь?

Какое открытие мы сейчас сделали? (Мы нашли площадь квадрата в дециметрах)

Сформулируйте тему и задачи урока.

Вернёмся к искомой задаче, и решим ее. Сделаем вывод согласно поставленной задачи.

Для этого они могут предложить выразить 30 см как 3 дм. И найти площадь фигуры.

Возьмите второй квадрат №2. Что увидели? (разделен на см 2)

Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм 2

А как найти площадь этого квадрата?

Как это записать?

S = 10 см · 10см = 100 см 2 запись в тетради

Какой путь короче?

В каких единицах измеряется площадь? (В дм 2)

Сколько в 1 дм 2 квадратных сантиметров? (щелчок)

В 1 дм 2 = 100 см 2

Закрасьте один квадратный сантиметр зеленым цветом.


- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см?

Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы (поверхность парты, стола, книги, тетради и др.)

Мы с вами сделали еще одно открытие.

А теперь откроем учебник на стр.144 и выполним задания № 351

У какого отрезка длину можно указать по-другому? Докажи свой ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: способствовать развитию умения находить площадь геометрических фигур, используя квадратный дециметр

Задачи:

Образовательные:

определить наглядный образ новой единицы площади – квадратный дециметр;

Развивающие:

установить соотношение между квадратным санитиметром и квадратным дециметром как единицами площади

Воспитательные:

научиться вычислять площадь прямоугольных фигур с помощью квадратного дециметра

Планируемые результаты:

Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Евгеньевна, сегодня у нас с вами будет проходить урок математики.

Актуализация знаний учащихся. Мотивация к деятельности.

И для начала давайте с Вами ответим на вопросы:

  • Каким образом можно сравнить фигуры по площади?

(на «глаз» и наложив одну фигуру на другую)

  • Что значит измерить площадь фигуры?

(измерить, сколько квадратов в ней помещается)

  • Какую общепринятую единицу площади вы знаете?

(см 2 )

  • Площади, каких фигур вы умеете находить по значению длин?

(Квадрат, прямоугольник)

Вы очень хорошо ответили на все вопросы, - Мы не случайно вспомнили с вами про именованные числа, единицы измерения длины и площади, эти знания нам пригодятся на уроке.

а сейчас расскажу историю. Но сначала скажите, ребята, какой праздник у нас будет уже на этой неделе? А вы уже готовите подарки своим мама?

В школе все ученики готовились к предстоящему празднику, Дню Матери. Ученики 3 А класса решили изготовить для мам пригласительные билеты. Для этого им понадобился цветной картон со сторонами 6 и 9 сантиметров. Какова площадь пригласительного билета? (54 см)

А ученики 3 Б класса решили приготовить объявление прямоугольной формы со сторонами равными ширине и высоте парты, 30 сантиметров и 4 дециметра . Чему будет равна ее площадь? и какого размера им понадобится лист цветного картона?

Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается? В чём затруднение? (не знаем, как сосчитать, долго).

Вы хотели бы узнать, как выполнить это задание?

Получается? В чём проблема?

Возникает проблемная ситуация – как умножить 30 см на 4 дм – дети не знают приемы внетабличного умножения (только выучили таблицу до 9).

Можем мы узнать площадь фигуры в см 2 ?

Нет?

Что делать?

Нужна другая единица измерения площади.

Какая? Дети догадаются, что это будет дм 2 .

Ребята, также подготовили вам фигуру, достаньте под №1

Измерьте стороны этой фигуры (10 см)

Что можно сказать о ней? (это квадрат, со стороной 10 см)

10 см – это линейная единица, единица измерения длины.

Заменим ее наибольшей линейной единицей.

10 см = 1 дм запись в тетради

Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.

Итак, на ваших столах квадрат со стороной 1 дм. Это новая единица измерения площади. Кто догадался, как она называется? (кв. дм)

Как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину)

S=1 дм * 1 дм = 1 дм 2 запись в тетради

Чему равна его площадь?

Какое открытие мы сейчас сделали? (Мы нашли площадь квадрата в дециметрах)

Сформулируйте тему и задачи урока.

Вернёмся к искомой задаче, и решим ее. Сделаем вывод согласно поставленной задачи.

Для этого они могут предложить выразить 30 см как 3 дм. И найти площадь фигуры.

Возьмите второй квадрат №2. Что увидели? (разделен на см 2 )

Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм 2

А как найти площадь этого квадрата?

Как это записать?

S = 10 см · 10см = 100 см 2 запись в тетради

Какой путь короче?

В каких единицах измеряется площадь? (В дм 2 )

Сколько в 1 дм 2 квадратных сантиметров? (щелчок)

В 1 дм 2 = 100 см 2

Закрасьте один квадратный сантиметр зеленым цветом.

Сравните мерки между собой. Что можете сказать?
- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см?

Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы (поверхность парты, стола, книги, тетради и др.)

Мы с вами сделали еще одно открытие.

А теперь откроем учебник на стр.144 и выполним задания № 351

У какого отрезка длину можно указать по-другому? Докажи свой ответ.