Большая обзорная статья про обучение в Бразилии расскажет вам про университеты, стоимость обучения, уровни образования, финансирование, процесс поступления, языковые требования, программы обмена, студенческие визы и проживание в Бразилии.

Уровни обучения в Бразилии

В Бразилии существует три уровня обучения:

  1. Бакалавриат (Bacharelado);
  2. Магистратура (Mestrado);
  3. Докторантура/Аспирантура (Doutorado).

Данные три стадии соответствуют трем циклам Болонского процесса, Европейской системе высшего образования, несмотря на то, что Бразилия не имеет официальльного соглашения с Европейским Союзом.

Кроме того, степень лиценциата (Licenciatura) похожа на степень бакалавра, но она предназначена для студентов, желающих стать школьными учителями.

Получение степени бакалавра в Бразилии даст вам не только жизнь в студенческой среде, которая будет предметом для зависти ваших друзей, оно также даст вам отличное образование. Бразильские университеты повышают своё качество, все чаще и чаще оказываясь в мировом рейтинге ТОП-500 университетов. Также, экономика Бразилии является одной из наиболее динамично развивающихся в мире, это означает, что находчивые выпускники смогут стать частью будущего развития.

Если вы думаете о дальнейшей учебе в магистратуре и аспирантуре в Бразилии, вы обязательно обретете яркий опыт. Знаменитая своими карнавалами и разнообразнейшей культурой, Бразилия, также, имеет ряд вузов в рейтинге мировых университетов (QS World University Rankings 2014/15).

Согласно данным рейтинга, университет Сан-Паулу (Universidade de São Paulo (USP)) является лучшим университетом в Бразилии, в то время как государственный университет Кампинаса (Universidade Estadual de Campinas (UNICAMP)) занимает второе место и федеральный университет Рио-де-Жанейро (Universidade Federal do Rio de Janeiro) на третьем месте.

Магистратура в Бразилии составляет 2 года и является первой ступенью последипломного обучения. Курсы обычно состоят как из преподавательской, так и исследовательской деятельности, заканчивающейся написанием диссертации.

Университеты Бразилии

Существует более 2000 высших учебных заведений в Бразилии, где университеты подразделяются на следующие категории:

  • федеральные правительственные университеты;
  • государственные правительственные университеты;
  • муниципальные университеты;
  • частные университеты.

Общепризнано, что государственные вузы дают самое качественное образование в стране и, следовательно, конкуренция за место в университете высокая.

Для того, чтобы быть принятым в бразильские университеты, абитуриентам необходимо сдать вступительный, так называемый, вестибулярный экзамен. Экзамены обычно проходят раз в год (в декабре или январе), хотя некоторые университеты могут проводить экзамены чаще.

Академический учебный год в Бразилии обычно начинается в феврале.

Для дополнительной информации об институтах страны, и последипломных программах, узнайте на сайте CRUB: Conselho de retoires das universidades Brasileiras - Brazilian Universities .

Стоимость обучения в Бразилии

Стоимость обучения в Бразилии практически равна нулю. Федеральные и государственные университеты не взимают плату за обучение по программам бакалавриата или магистратуры. В данном случае, только иностранные студенты должны будут оплатить регистрационный взнос после зачисления на курс.

Муниципальные университеты, как правило, являются небольшими учреждениями и иногда могут взимать плату за обучение. Частные вузы являются всегда платными.

Стоимость обучения в частных вузах будет значительно варьироваться в зависимости от заведения и курса, так что следует проверить каждый вуз перед подачей документов.

Финансирование на обучение в Бразилии

Иностранные студенты имеют право на все образовательные стипендии, доступные для бразильских студентов, включая субсидии на проживание, книги, еду и транспорт.

Это значит, что будет легче обеспечить финансирование организацией, находящейся в стране проживания адресата, в то время, как вы все еще находитесь на родине, поэтому, если вам необходима финансовая поддержка, спланируйте это перед тем, как уехать.

Если вы планируете учиться в Бразилии один лишь семестр, вы можете иметь право на финансовую поддержку от отправляющего университета. Обсудите варианты финансирования в финансовом отделе вашего университета до самой поездки.

Возможен также поиск стипендий и грантов через посольство Бразилии или консульство вашей страны.

Как поступить в Бразилию

Вы можете подать заявку на последипломную программу на сайте определенного вуза, несмотря на то, что большинство из них написаны на португальском языке.

Чтобы учиться в Бразилии вам необходимо будет предоставить все ваши дипломы, полученные на родине от высшего учебного заведения, имеющего аккредитацию.

При подаче заявления для поступления в магистратуру вам необходимо будет удостоверить, что вы владеете степенью лиценциата (или степенью бакалавра), а также предоставить дополнительные документы, такие как:

  • анкета-заявление;
  • заверенные копии дипломов;
  • рекомендации;
  • тема исследования;
  • рекомендательное письмо от вашего научного руководителя или преподавателя;
  • фотографии личности.

Эти требования могут различаться в зависимости от направления подготовки и вуза, в который вы подаете заявление.

Бразильские языковые требования

Занятия в университете и экзамены, как правило, проходят на португальском языке, следовательно, для поступления на курсы вам необходимо доказать ваш уровень владения языком.

Вы можете предоставить сертификат владения португальским языком как иностранного (CELPE-Bras). Лишь экзамен по португальскому языку признается в Бразилии. Дополнительные сведения см. Embassy of Brazil in London - Certificate of Proficiency in Portuguese (CELPE - Bras) .

Немногие университеты предлагают международные программы, преподаваемые на английском языке, однако базовые знания португальского обязательны.

Студенческая виза в Бразилю

Если вы решили учиться в Бразилии, вам следует подать заявление на студенческую визу через Генеральное консульство Бразилии в вашей стране. Виза выдается на один год, но её можно продлить.

Вы можете заполнить анкету онлайн, но чтобы выполнить все требования, необходимо отправить заполненную и подписанную копию в бразильское консульство вашей страны, а также следующие документы:

  • паспорт сроком действия не меньше 6 месяцев после окончания учебы;
  • копия свидетельства о рождении;
  • две распечатанные и подписанные анкеты для визы;
  • две фотографии паспортного размера;
  • копия письма о зачислении от бразильского вуза;
  • справка о наличии денежных средств, достаточных на весь срок пребывания;
  • conviction history за последние три месяца;
  • медицинская справка.

По приезду в Бразилию вам необходимо в течение 30 дней зарегистрироваться в местном отделении Федеральной полиции, это необходимо для оформления вашего пребывания в Бразилии, а также для приобретения вами удостоверения личности иностранца. Если вы этого не сделаете, вы будете обязаны заплатить налог за каждый просроченный день после 30 дней пребывания. Это может повлиять на дальнейшую подачу документов на новую визу или для её продления.

Важно! Дважды проверьте всю информацию в посольстве Бразилии в вашей стране перед поездкой.

Программы обмена и стажировок в Бразилии

Существует ряд программ предлагаемых обменов и стажировок, которые позволяют студентам учиться в университетах Бразилии. Данные программы включают:

  • Обучение в Бразилии (Study in Brazil) - программа, направленная на поддержание образования в Бразилии для иностранных студентов и организаций по обмену студентами.
  • Федеральный университет международной мобильности студентов Рио-де-Жанейро (Universidade Federal do Rio de Janeiro (UFRJ) International Mobility Exchange Programme) - студенческая программа обмена, которая помогает студентам, желающим учиться в Бразилии.
  • IAESTE - студенты, занимающиеся наукой, технологиями и машиностроением, имеют возможность получить 12-недельную оплачиваемую стажировку в летнее время и в другое время года на длительный период.

Возможны бразильские обменные стажировки для последипломного периода в некоторых вузах России и за рубежом. Для большей информации, свяжитесь с вашим вузом.

Докторские программы в Бразилии

Докторские программы в Бразилии включают в себя в первую очередь степень кандидата наук PhD - это высшая степень обучения. Докторантура составляет 3-4 года.

Для поступления в докторантуру в Бразилии, вам необходимо иметь степень магистра (или его международный эквивалент).

Проживание и расходы на жизнь в Бразилии

Обычно, университеты Бразилии не предлагают жилья для своих студентов, поэтому, в отличие от других стран, большинство студентов живут в частном секторе.

Следует заранее обратиться в международный отдел выбранного вами вуза, чтобы узнать, могут ли они помочь с вопросом жилья. Возможно, стоит забронировать на первый месяц обучения место в хостеле, так как гораздо проще найти жилье, находясь уже в стране.

Расходы на проживание: В Бразилии относительно высокая стоимость жилья, по сравнению с другими странами Южной Америки. Питание и общественный транспорт дороже, чем в других южноамериканских странах.

Аренда, а именно, что можно ожидать, снимая жилье в Бразилии:

  • Комната у владельца помещения -180-350 бразильских реалов в месяц
  • Пансионат -350-800 бразильских реалов в месяц (комната, питание включено)
  • Меблированная квартира -500-2000 бразильских реалов в месяц, в зависимости от города и места, где вы живете

В Бразилии и сеть общественных не государственных яслей и детских садов // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Дошкольное воспитание в Бразилии и сеть общественных не государственных яслей и детских садов

Бразилия, по сравнению со странами Европы, очень молодая страна. С того дня, когда на обитаемую индейцами землю приплыли на своих Каравеллах португальские покровители, прошло всего чуть больше 500 лет. В течении долгого времени наша страна была колонией Португалии и только 7 сентября 1822 года завоевала свою независимость. Поэтому история нашего общественного дошкольного воспитания как часть образовательной системы тоже очень коротка, так как практически до 1888 года наш государственный режим держался на порабощении местного населения (индейцев) и использовании негров из Африки для рабской работы на плантациях кофе и в обслуживании семей, принадлежащих к элите.

Сегодня население нашей страны состоит из выходцев различных стран, национальностей, культур. Здесь есть в определенных регионах колонии разных народностей, которые вынуждены были уехать из своих стран по разным причинам. Ещё существуют племена индейцев, но их с каждым годом все меньше и меньше, хотя именно они являются теми, кто здесь жил до колонизации.

Если говорить о самом начале нашего воспитательного процесса, то необходимо сказать несколько слов об иезуитском воспитании, которое было направлено особенно на местное население, в частности, на индейцев, то есть речь идёт об их катехизации или «цивилизации» представителями католистической церкви. Специфической мишенью «воспитательной деятельности иезуитов» из Португалии были дети и подростки, которых увозили из своих племен в населенные португальцами пункты, где их догматизировали и потом возвращали в племена для того, чтобы они воспроизводили «воспитательную деятельность» иезуитов в своих племенах. Важно отметить, что у каждого индейского народа своя культура и свой язык , а Воспитание и обучение иезуитов проводилось на португальском языке, поэтому, когда эти дети и подростки возвращались домой, то встречали огромный лингвистический барьер, так как умели говорить только на португальском.

Из-за этого и по другим разным причинам многие не уживались больше в своём племени, и племена тоже больше их не признавали как своих. Таким образом, дети, которые стали подростками, и подростки, которые стали взрослыми, возвращались в города, где их тоже не принимали как своих. Так начинается история беспризорных и бедных детей в Бразилии, и к ним потом присоединяются так называемые «сироты земли» – это дети, рожденные женщинами, которые имели отношения с белыми, неграми и индейцами. Обычно женщины бросали на произвол судьбы своих новорожденных детей и это происходило по разным причинам. Одна из них, например, это вера индейцев в то, что настоящее родство идет по линии отца и так как отец, в большинстве случаев, не был из племени, ребенок не признавался. А дети, рожденные от португальцев, например, обычно считались внебрачными, особенно те, которые рождались у негритянок (BAZILIO, 1998).

Эта ситуация приводит к появлению так называемых Casas de Muchachos, где, под предлогом заботы и воспитания уже огромного количества беспризорных детей и подростков, проводилась работа катехизации по католической вере. Важно отметить, что в то время, в середине и конце XVI века, в Бразилии государство и церковь представляли одну и ту же идеологию – «сохранение абсолютизма и силы Царя, который, в странах с монархическими режимами, считался представителем Бога среди людей» (BAZILIO, 1998, с. 21). Главной особенностью нашей истории заботы о воспитания детей в Бразилии является «сбор» детей и подростков в учреждения под администрацией католической церкви. Вместе с государственными органами устанавливались различные формы «сбора» брошенных детей, чтобы убрать их с виду, с улиц. Конечно, это касается только детей из бедного слоя населения, так как дети богатых семей главным образом воспитывались в домашних условиях или в учебных заведениях, предназначенных только для этого слоя.

В течении долгого времени эта политика «воспитания» бедных детей – «сбора» в определенных учреждениях, а также изъятие их из своих бедных семей – будет существовать в Бразилии как способ решения проблемы, сначала бедности, а потом детской преступности. И во главе этих «государственных организаций», практически до недавнего времени, будет стоять католическая церковь, которая ещё имеет огромную сеть «образовательных и учебных» учреждений, от яслей до университетов. Но так как целью этого текста не является углубления этой тематики, которая несомненно очень интересна по различным дополнительным деталям и которую невозможно обойти для обсуждения дошкольного воспитания в Бразилии, нами делается большой скачок в истории для обсуждения темы, поставленной в заголовок.

Важно отметить, что в Бразилии трудно говорить о каком-то единственном и определенном понятии детства. По нашей истории видно, что у нас разнообразие детства из-за специфичных социальных, культурных, политических аспектов.

Сеть общественных не государственных яслей и детских садов начала образоваться в Бразилии в начале 70-ых годов ХХ века и её организация тесно связана с процессом индустриализации страны и включением женщин в процесс производства. Конечно, имеются ввиду женщины бедных слоев населения, которые шли на работу на фабрики и заводы и им было не с кем оставить своих детей. Дети высших слоев населения посещали частные платные детские сады. В то время, особенно в больших городах поблизости мест работы этих семей начались появляться населенные районы, где рабочие построили свои дома, без электричества, без канализации и удовлетворительных санитарных условий. Это были места, где жили бедные слои населения. В разных городах этот процесс проходил по-разному, причем в некоторых местах они до сих пор находятся в районах, где очень дорог квадратный метр, а в некоторых, в соответствии с правилами городского порядка, их просто переселили в построенные за городом специальные районы.

Женское движение принимало большое участие в организации общественных не государственных яслей и садов и к нему подключились другие социальные и народные движения. Благодаря этому в бедных районах разных городов Бразилии, иногда при поддержке религиозных течений, появились заведения для детей бедных слоев населения и поблизости от места их жительства. Важно отметить, что они начали организовываться и работать без всякой поддержки со стороны государства и тем самым ставят целью своей работы Воспитание и обучение детей, хотя их относят к области филантропии, то есть к области социальной помощи.

В некоторых регионах различных городов эти учреждения появляются внутри уже существующих проектов для бедных слоев населения, но в других местах это изолированные инициативы. Со временем многие организуются в социальные движения с общей целью – Движение Борьба за Ясли, Центр Общественных не Государственных Яслей и Детских Садов городов Байшада Флуминенсе (в штате Рио-де-Жанейро) и Артикуляция Общественных не Государственных Яслей Сан Гонсало (тоже в штате Рио-де-Жанейро), и их главное требование – это финансовая поддержка их работы государством. Это требование связано с тем, что практически все работники в общественных не государственных яслях и детских садах – это добровольцы без всякой профессиональной педагогической подготовки.

Только в конце 70-х и начале 80-х годов ХХ века, под лозунгом демократизации страны и с обещанием народного участия в этом процессе, после почти 30 лет военной диктатуры, государственные органы начинают заключать договоры с этими учреждениями для финансовой поддержки их работы. Но эти денежные ресурсы находятся в бюджете области в ведомстве социальной помощи, а не образования и таким образом эти учреждения долгое время будут считаться как филантропические, такие, которые не занимаются воспитанием, а только уходом. Из-за этого до сих пор на них направлена критика тех, кто не знает или не хочет признать их роль в воспитании детей бедных слоев населения в Бразилии.

Необходимо отметить, что в течении последнего десятилетия прошлого века в Бразилии были приняты разные законы, направленные на регуляцию и организацию образования страны. В Законе о Директивах Национального Образования (1996 года) в первый раз говорится, что ясли и детские сады являются начальной ступенью начального общего образования и тем самым предъявляется требование ко всем работникам этих учреждений – наличие среднего или высшего педагогического образования. Нетрудно представить, как этот Закон использовался для того, чтобы оправдать отказы на заключение договоров о финансовой поддержке со стороны государства общественным государственным яслям и детским садам, так как Закон гласит об обязательном педагогическом образовании всех, кто работает с детьми в яслях и садах, а у большинства работников-добровольцев не было даже начального образования, причём некоторые даже не умели писать и читать. Они работали из-за чувства солидарности, а также потому, что у многих собственные дети посещали эти учреждения. И именно этот характер солидарности среди населения в районах, где появились общественные не государственные ясли и сады поставил их на ноги, дал им жизнь и не дает государству и правительствам уничтожить эту работу.

Одновременно, этот же вышеуказанный Закон подтвердил статью Конституции Бразилии о праве детей на дошкольное Воспитание . И так как сеть государственных яслей и детских садов была и ещё остается очень маленькой, общественные не государственные учреждения просто необходимы, тем более, что сейчас, в связи со значительным урезанием бюджета Министерства Образования на 9,2 миллиона реалов (а 37% этой суммы должно было идти на расширение сети общественных государственных яслей и детских садов), объявленное в 2015 году, встает вопрос: куда пойдут эти дети и дети будущих поколений этих населённых пунктов, если общественные не государственные учреждения закроются?

Изучая историю одного из этих учреждений в городе Сан Гонсало (в штате Рио-де-Жанейро) становится ясным, какую огромную роль оно сыграло в воспитании целых поколений детей. И эта роль только растет. Сегодня ещё возможно пронаблюдать, как в разных районах города Сан Гонсало, особенно, где есть хоть одно детское общественное не государственное дошкольное учреждение, нет ни одного государственного дошкольного учебного заведения. Причем, вопрос об их закрытии стоит как цель в Национальном Плане по Образованию Бразилии, принятый в 2014 году. Этот план ставит целью запретить государственное финансирование общественных не государственных дошкольных учреждений, но вместе с этим не гарантируется, чтобы детям, воспитывающимся в них, было обеспечено их право на развитие в государственных яслях и детских садах.

Литература

  1. BAZÍLIO, Luiz Cavalieri; SÁ EARP, Maria de Lourdes; NORONHA, Patrícia Anido. Infância tutelada e educação: história, política e legislação. Rio de Janeiro: Ravil Recursos Audio Visuais Ltda, 1998.
  2. BRASIL. Senado Federal. Lei de Diretrizes e Bases da Educação Nacional: nº 9394/96. Brasília: 1996.

Вас всегда привлекала неизведанность и необычность Бразилии? И Вам недостаточно тура, чтобы познакомится с ней, и узнать гораздо больше? Почему бы не получить образование в Бразилии? У Вас появится возможность прожить несколько лет в прекрасной стране, познакомится и подружиться с хорошими людьми, а в будущем получить гражданство и остаться работать и жить здесь.

Образование в Бразилии для иностранцев

Безусловно, высшие учебные заведения в Бразилии нельзя сравнивать с Оксфордом или Кембриджем, однако эта сфера активно развивается, благодаря поддержке правительства, которое заинтересовано в высококвалифицированных кадрах. Если Вы боитесь ехать надолго в незнакомую страну и уже получаете образование на родине, для Вас существуют различные программы по обмену, и Вы можете приехать в Бразилию на стажировку на полгода или на год.

Но если Вы твердо уверены поступать в бразильский ВУЗ с первого курса, Вы должны понимать, что диплом может не котироваться в других государствах.

Тем не менее, образование в Бразилии доступно для иностранцев, при этом никаких льгот при поступлении нет. А это значит, что у Вас такие же права и обязательства как у других. Если Вы успешно пройдете собеседование и сдадите тесты ENEM, то Вас обязательно зачислят в университет. Кстати, в государственных высших учебных заведениях обучение бесплатное. Далее, Вам останется оформить учебную визу и грызть гранит науки.

Чем отличается образование в Бразилии от европейского?

В Бразилии нет такой градации как бакалавр или магистр. Вначале необходимо пройти первый этап обучения, который называется «graduacao», далее второй этап – «pos- graduacao». И только после того как Вы успешно закончите этот этап, сможете получить научную квалификацию – «mestrado», а затем и «doutorado». Если Вы планируете заниматься преподавательской деятельностью, то придется дополнительно обучаться в течение года, и тогда Вы получите диплом лиценциата. Таким образом, срок обучения может составлять от четырех до шести лет.

Также, вместо высшего образования, можно окончить кратковременные курсы, которые направлены на быструю подготовку специалистов. Принцип обучения похож на наши колледжи или училища. Только преподаватели на таких курсах те же, что и в университете, а вместо диплома выдается сертификат. И самое главное, задача подобного обучения – повышение образованности населения.

Какие знания необходимы в первую очередь, чтобы претендовать на образование в Бразилии?

В первую очередь, безусловно, это отличное знание португальского языка , если Вы стремитесь поступить на бюджет. Кроме этого, от Вас потребуют доказать, что Вы ориентируетесь в школьной бразильской программе. Вы уверены, что знаете историю Бразилии, литературу, а также философские направления?

Какой университет лучше выбрать?

Самое качественное образование предоставляют государственные вузы, в том числе и с федеральным финансированием. Из-за того, что эти учебные заведения самые престижные и образование бесплатное, конкурс очень большой. На одно место претендуют сразу более пятидесяти человек, а на некоторых факультетах более ста пятидесяти абитуриентов. Так же, чаще всего студентами этих ВУЗов становятся зажиточные люди, которые получили хорошее школьное образование. Но это не значит, что Вам не стоит попытать счастья. Главное упорство и трудолюбие. Обратите внимание на лучшие университеты Бразилии, и сделайте свой выбор:

1. Государственный университет Сан-Паулу. Это одно из самых крупных учебных заведений страны. Был создан 80 лет назад. Неудивительно, но чтобы стать студентом этого университета, необходим самый высокий бал (98,78%)

2. Проходной бал немного ниже в федеральном университете Минас-Жерайс. Абитуриенту необходимо набрать 91,76%.

3. Если Вам важно иметь право выбора среди большого количества специальностей, то Вам открыта дорога в самый старейший ВУЗ Бразилии – в Рио-де-Жанейро. Ему скоро исполнится 95 лет. Ваш общий бал для поступления – 91%.

4. И больше шансов поступить в университеты Рио-Гранде-ду-Сул (88,73%), и в Кампинасский университет (86, 28%).

Одно из самых уникальных и нетронутых мест на нашей планете, подробнее: .

Также за качеством обучения пристально следят контролирующие органы. Это и специальные комиссии, которые раз в несколько лет осуществляют оценку учебных программ, и национальный совет, который занимается вопросами научно-технического развития, и федеральный совет по образованию. Кроме того, существует координационная система, которая занимается отбором кадров в преподавательский состав. Не зря государство выделяет крупные суммы на подготовку специалистов, сначала оно инвестирует, а затем получает с лихвой.

Стоит ли обучатся на языковых курсах в Бразилии?

Если Вы еще не готовы поступать в ВУЗ, так как не знаете язык, но в Бразилию все равно хотите приехать, у Вас есть шанс окончить языковые курсы при университете, например, на базе Федерального учебного заведения в Рио-де-Жанейро. Обучение длится примерно в течение года. Вы можете записаться на курсы при наличии любой визы, кроме туристической. Однако места достаются не всем желающим, Вам нужно аргументировать свой посыл, и не просто написать, я хочу, так как секретарь, который производит отбор, не обратит внимания на заявление или посчитает, что таких причин для приема на курсы уже достаточно. Будьте оригинальными. Также важно, эти курсы не бесплатные. Каждый модуль стоит около 500 реалов, а всего 4 модуля. И если Вы успешно окончите курсы, то тогда пробуйте поступать в университет.

Главное, стучитесь в двери и Вам обязательно откроют. Образование в Бразилии получить реально.

Водопад Игуасу отдых в Бразилии, видео:

Польский хлопок имеет целый ряд преимуществ перед российским. Он намного мягче и приятнее на ощупь, в тоже время имеет большую плотность на квадратный метр. В нашем интернет-магазине вы можете приобрести ткани для пэчворка недорого с доставкой по Москве и московской области, а также почтой России по всей стране. Широкий выбор тканей, расцветок и постоянные скидки до 20% не оставят Вас равнодушными.


Для меня всегда было загадкой, почему некоторые ученые с удовольствием уезжают в Бразилию работать и возвращаться обратно, по большому счету, не очень-то и желают. Один знакомый почти год провел в Бразилии, рассказывал и много страшилок, однако все локальные минусы исправлялись хорошими условиями труда.
Что ж, попробуем поговорить об образовании в Бразилии.

Бразилии включает в себя как государственные (на уровне федерации, штата и муниципальных округов), так и частные учебные заведения, которые тоже могут получать государственные ассигнования. Государственное образование бесплатно на всех уровнях обучения.
Система образования в Бразилии строится на сотрудничестве федерального правительства, штатов, Федерального округа и муниципальных округов. Федеральное правительство в лице Министерства образования отвечает за организацию и финансирование федеральной системы образования, оказывает техническое и финансовое содействие штатам, Федеральному округу и муниципальным округам в деле развития соответствующих систем образования, уделяя приоритетное внимание системе неполного среднего восьмилетнего образования. Федеральная система образования включает университеты, отдельные вузы, федеральные центры среднего технического образования, а также сеть сельскохозяйственных и промышленных техникумов. Помимо системы высшего образования федеральное правительство отвечает также за национальную программу поддержки аспирантов.
Современная система образования Бразилии начала складываться несколько позже, чем в большинстве стран Латинской Америки.
Еще в 70-х годах прошлого столетия около 20 процентов населения старше пятнадцати лет было неграмотно. Но к концу ХХ века в области просвещения были достигнуты существенные результаты.

Систему образования Бразилии условно можно разделить на следующие ступени:
1. Дошкольное образование;
2. Школьное образование;
3. Послешколькое образование (высшая и профессионально-техническая школа)

Дошкольное образование
Дошкольное образование для детей в возрасте до 6 годов является необязательным, но достаточно популярным, и включает все базовые элементы, необходимые для развития ребенка: моторные, когнитивные и социальные навыки.

Школьное образование
Фундаментальное (школьное) образование является обязательным для детей возрастом 6-14 лет и состоит из 9 классов, которые имеют минимум 200 дней или 800 часов уроков на год. Обязательная для всех школ программа состоит из португальского языка, истории, географии, физики, биологии и математики, другие предметы могут быть добавлены в зависимости от школы.
Начальная школа (4 и 6-летняя) бесплатная и формально обязательная для всех детей от 7 до14 лет, но из-за нехватки учебных помещений, учителей, а также трудного финансового положения родителей многие дети не имеют возможности кончить полный курс обучения. Но в то же время сегодня 97% детей ходят в школу. Принята программа “стипендия-школа”, которая распространяется на 10,7 млн. учащихся в возрасте от 6 до 15 лет.

Высшее образование
После окончания средней школы желающие продолжить образование в университете должны сдать вступительный экзамен. Шансы на поступление в один из престижных государственных университетов зависят не только от результатов вступительного экзамена, но и от качества средней школы, которую оканчивает тот или иной абитуриент. Одним из главных новшеств в бразильской системе образования, установленных законом от 1996 года, является отмена вступительного экзамена как единственной формы оценки знаний абитуриентов. Несмотря на это, вступительный экзамен все еще широко используется при отборе кандидатов. Альтернативой вступительному экзамену является экспериментальная программа серийной оценки, которая на протяжении последних четырех лет используется в Университете Бразилиа. Отбор кандидатов производится по оценкам, полученным по итогам каждой из трех серий средней школы.
Высшее образование делится на две части. Первая заканчивается получением бакалаврской степени и обычно длится 4 года. Для будущих преподавателей необходимо прослушать однолетний курс лисенсиатуры. 5-летние «профессиональные дипломы» выдаются в инженерных, юридических специальностях и ветеринарной медицине. В медицине учеба длится 6 лет и может быть дополнено необязательной резидентурой. В аспирантуре можно получить диплом магистра, для чего необходимо прослушать 2 года курсов и написать магистерскую диссертацию. Для получения докторской степени необходимо прослушать 4 года курсов, пройти квалификационный экзамен, и написать докторскую диссертацию. Обычно также требуется публикация результатов диссертации.
Основу высшей школы составляют университеты, составляющие 15,7% от всего количества вузов. Более 1000 курсов по послеуниверситетской подготовке располагают факультетами с высоким качеством обучения, сравнимым с аналогичным качеством в высокоразвитых странах.
Автономия университетов по законодательству страны закрепляется, но ограничивается только ресурсами, которыми они располагают. Ни правительство, ни политические партии, ни религиозные авторитеты, никакая группа, облеченная властью, не может диктовать, каким образом университеты должны достигать поставленных целей. Университеты решают все свои проблемы interna corporis.
В Бразилии одновременно функционируют несколько типов университетов: государственный и частный; государственные университеты уровней федерации, штата и муниципалитета; университеты, специализированные по областям знания.
В настоящее время в университетах на первом этапе высшего образования - graduacao - учатся около 69% студентов. Их обучают более 72% бразильских преподавателей.
В число крупнейших вузов Бразилии можно включить университет в Сан-Паулу, основанный в 1934 году, где молодые люди получают юридическое, медицинское, философское, литературное, фармацевтическое, зоотехническое, экономическое, архитектурное и педагогическое образование.
Университет имеет филиал медицинского факультета в Рибейран-Прету. Наряду с филиалами факультетов в различных районах страны находятся инженерные школы и другие учебные институты.
Еще один из крупнейших университетов Бразилии - Федеральный университет Минас-Жерайс в г. Белу-Оризонти, основанный в 1927 году. Там студенты проходят обучение на факультете экономических наук, юридическом, философском, изобразительных искусств, музыкальном, литературном. Университет объединяет ряд учебных и научно-исследовательских институтов.
Наиболее престижным и старейшим вузом страны считается университет в Рио-де-Жанейро, основанный в 1920 году. В университете имеется более широкий выбор специальностей, чем в других учебных заведениях.В рамках этого университета функционируют школы изобразительных искусств, физического воспитания и спорта, а также несколько учебных институтов, в частности, физики, химии, математики, биофизики, микробиологии и т.п.
Католический университет в г. Кампинас основан в 1941 году. Он имеет 16 факультетов и институтов.

Ключевые слова: Система образования в Бразилии, Система образования Бразилии, Образование в Бразилии, Школьное образование в Бразилии, Высшее образование в Бразилии, Бразилия, Высшие учебные заведения Бразилии
Key Words: Brazil, Education, The education system in Brazil


































Официальный образовательный цикл в Бразилии:

  • - восемь лет основного (начального) образования;
  • - три года среднего образования;
  • - четыре-шесть лет высшего образования;
  • -дополнительное образование.

В законодательстве Бразилии теме образования посвящена частьКонституции Бразилии (статьи 205 - 214).

Дошкольное образование (детский сад и пр.) в Бразилии не обязательно. Термин «детское воспитание» включает, начиная с яслей, все типы дошкольных учреждений. Ранее «детское воспитание» в Бразилии относилось к различным ведомствам: органам здравоохранения, когда это считалось делом защиты здоровья детей от высокой детской смертности; органам охраны труда, когда считалось делом охраны женской рабочей силы; органам социального обеспечения, когда это стало делом социальным. До сих пор существуют детские учреждения, которые находятся в ведомстве органов социального развития. Большое число детей до трех лет воспитываются именно в негосударственных яслях, которые называются как во Франции, «креше». Последние два десятилетия XX в. стали

знаменательными для детского воспитания в Бразилии. В 1996 г. был принят Закон направлений и основ образования, в котором ясли и детские сады стали называться учреждениями детского воспитания, и перешли в ведомство органов образования. К тому же высшее образование стало обязательным для всех, кто работает в дошкольных учреждениях. Установили срок до 2007 г., к которому все, кто работает с детьми в яслях и детских садах, должны получить специальное образование. К сожалению, законы не исполняются, как хотелось бы. Так органы образования, не считая воспитание маленьких приоритетным делом, не хотят ими заниматься.

В течение трех лет в Бразилии получают начальное образование. Этот уровень образования в Бразилии является бесплатным, а также обязательным для всех граждан страны. Эта норма записана в конституции и за ее исполнением следит государственный аппарат на всех его уровнях.

В Бразилии среднее образование (ensino medio) не является обязательным. Но согласно второго пункта 208 статьи Конституции, правительство должно находить пути для расширения бесплатного среднего образования. В Конституции не указывается, когда этот путь обобщения среднего образования будет осуществлен. Муниципалитеты и штаты осуществляют финансирование многих средних школ. От инвестиционных вложений властей зависит качество образования в средних школах. Большая часть средних школ не может дать профессиональное среднее образование. Кроме того, в Бразилии есть и технические школы (escolas tecnicas), в которых можно получить наряду с системным образованием,

профессиональные навыки. Развитие таких школ поддерживает федеральное правительство, и они в стране являются лучшими. Такие организации, как SESI и SENAI, также финансируют технические школы. Эти организации финансируются различными отраслями промышленности, и поэтому обучение в школах происходит в соответствии с программами этих отраслей. Однако в Бразилии у большинства дипломированных специалистов нет технической специальности. Многие бразильцы для получения диплома пытаются поступить в различные университеты. Вступительные экзамены в университеты, в основном, проходят как собеседование (vestibular). Большинство бразильцев после окончания среднего образования пользуются услугами репетиторов, для того, чтобы поступить в университет. После прохождения полного курса таких частных уроков не выдается официальный диплом об их окончании. Но, тем не менее, они представляют важное звено в полной цепи образования в Бразилии. Бразильские семьи, которые относятся