Под псевдонимом Лев Шестов жил и работал Иегуда Лейб Шварцман , известный философ и писатель еврейского происхождения. Он появился на свет в Киеве 13 февраля (31 января по ст. ст.) 1866 г.; его отец был успешным коммерсантом. Мальчик рос в культурной состоятельной еврейской семье, окончил гимназию и в 1884 г. стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Оказался в числе студентов, исключенных за участие в политических мероприятиях. Переведясь в Киевский университет на юридический факультет, оканчивает его в 1889 г. Освещающая рабочие вопросы диссертация не была принята из-за цензурных соображений.

Побывав год на военной службе, Л. Шестов возвратился в Киев и помогал отцу, в то же время уделяя немало внимания занятиям философией и литературой. Совмещение этих двух ипостасей давалось ему с большим трудом. В 1895 г. написанные им три литературно-философские статьи настигла печальная участь: приняли в печать только одну из них и настолько основательно отредактировали, что от авторского содержания осталась лишь малая толика. Тем не менее Шестов не отказался от занятий философской эссеистикой и литературной критикой.

Напряженная интеллектуальная работа привела его к переутомлению и нервному расстройству, и, тяжело заболев в 1895 г., Шестов в 1896 г. уехал лечиться за границу - главным образом, в Швейцарии. За пределами родины он пробыл до 1914 г., лишь ненадолго возвращаясь домой. Ему придется в будущем не раз приезжать в Киев по делам фирмы, дела которой шли уже далеко не блестяще, и семейный бизнес принял для него характер тяжкого бремени. Из-за границы Шестов поддерживал связь с Н. Бердяевым , Д. Мережковским, Розановым и другими видными представителями религиозно-философской мысли. Еще одной причиной пребывания за границей стала его женитьба в 1896 г. на православной девушке. На протяжении многих лет Лев Исаакович хранил это обстоятельство в тайне от отца - ортодоксального иудея.

Первая книга Л.И. Шестова под названием «Шекспир и его критик Брандес» была опубликована в 1898 г. и наметила проблематику, позднее проходившую красной нитью через все его философские работы. Автор говорил о том, что научные знания в качестве ориентира в этом мире являются недостаточными и ограниченными; общие системы мировоззрения и правила мешают людям видеть все многообразие и красоту жизни; Шестов осуждает вечные нравственные нормы как слишком универсальные и формально-принудительные.

Вторая книга увидела свет в 1903 г. и была посвящена Достоевскому и Ф. Ницше. Еще через два года, в 1905 г., вышел своеобразный философский манифест Шестова, породивший полярные мнения и острейшую дискуссию – «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)». В 1910 г. Шестов читал в России лекции, посвященные Ибсену, а потом, снова оказавшись в Швейцарии, посвящал больше времени богословию и философии, нежели литературе.

Л. Шестов неизменно выступал против самодержавия, однако к Февральской революции отнесся без энтузиазма, а Октябрьскую назвал реакционной и деспотической, и в 1919 г. покинул Россию. В 1920 г. его семья обосновалась в Швейцарии, а с 1921 г. его биография оказалась связанной с Францией.

Эмиграционные годы стали весьма плодотворными в творческом отношении. На протяжении 1921 г. из-под пера Л. Шестова вышло большое количество статей, книги «Власть ключей», «Скованный Парменид». Он активно включился в европейский философский процесс 20-30-ых гг., поддерживал отношения с ведущими его представителями, читал в Сорбонне курсы лекций, в частности, посвященные Достоевскому, Толстому, русско-философской мысли в целом и др. Все его сочинения объединены общей идеей критики философского умозрения и разума. Кроме того, Шестов снискал известность как автор оригинальных афоризмов и философских парадоксов. Скончался мыслитель в Париже 20 ноября 1938 г.

Биография из Википедии

Лев Исаа́кович Шесто́в (при рождении Иегуда Лейб Шварцман ; 12 февраля 1866, Киев, Российская империя - 19 ноября 1938, Париж, Франция) - русский философ-экзистенциалист.

Лев Исаакович Шварцман родился 12 февраля 1866 года в Киеве, в семье крупного фабриканта и купца Исаака Моисеевича Шварцмана (1832-1914) и его жены Анны Григорьевны (урождённой Шрейбер, 25 декабря 1845, Херсон - 13 марта 1934, Париж). Это был второй брак отца. Располагавшееся на Подоле «Товарищество мануфактур Исаак Шварцман» с трёхмиллионным оборотом было известно качеством закупаемой им английской материи. Фирма была основана супругами Шварцман в 1865 году, с 1884 года владела крупнейшим в городе магазином, с 1892 года - филиалом в Кременчуге.

Отец был большим знатоком древнееврейской письменности, человеком свободомыслящим, обладал достаточно прогрессивными взглядами и широким кругозором. Он хотел, чтобы дети продолжили его дело, но никогда не настаивал на этом. У Льва были два младших брата и четыре сестры. Он учился в Киевской 3-й гимназии, но был вынужден перевестись в Москву.

Лев обучался на математическом факультете Московского университета, затем перевёлся на юридический факультет Киевского университета, который окончил в 1889 году со званием кандидата права. Диссертация «О положении рабочего класса в России» была запрещена к печати и реквизирована Московским цензурным комитетом, в силу чего Шестов так и не стал доктором права.

Несколько лет Шварцман жил в Киеве, где работал в фирме отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 году Шварцман тяжело заболел (нервное расстройство), а в следующем году уехал за границу для лечения. В дальнейшем коммерческое предприятие отца станет для мыслителя своего рода семейным проклятием: он неоднократно ещё будет вынужден отрываться от семьи, друзей, любимой работы и мчаться в Киев, чтобы навести порядок в делах фирмы, расшатанных стареющим отцом и безалаберными младшими братьями.

В 1896 году в Риме Шварцман женился на Анне Елеазаровне Березовской, которая в это время изучала медицину; через два года они вместе переехали в Берн, а в 1898 году вернулись в Россию.

В 1898 году в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Лев Шестов. Рисунок Л. О. Пастернака

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей - Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал с его журналом «Мир искусства».

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова - «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)». По словам самого Шестова «... вся моя задача состояла именно в том, чтоб раз навсегда избавиться от всякого рода начал и концов, с таким непонятным упорством навязываемых нам всевозможными основателями великих и не великих философских систем» .

В 1915 году на фронте погиб внебрачный сын Льва Шестова Сергей Листопадов. Февральская революция 1917 года особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. Октябрьскую революцию он называл «реакционной и деспотической». В 1920 году Лев Шестов с семьёй покинул Советскую Россию, недолго побыл в Швейцарии и в 1921 году обосновался во Франции, где и жил до своей смерти.

Теперь предметом его философского интереса стало творчество Парменида и Плотина, Мартина Лютера и средневековых немецких мистиков, Блеза Паскаля и Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьёркегора, а также своего современника Эдмунда Гуссерля. Шестов входил в элиту западной мысли того времени: общался с Эдмундом Гуссерлем, Клодом Леви-Строссом, Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, Жоржем Батаем. Также он читал лекции в Сорбонне, многие из которых были посвящены Достоевскому, Толстому, а также русской философской мысли в целом.

Шестов оказывал содействие редакции в издании журнала «Вёрсты» (Париж, 1926-1928), в № 1 от 1926 года которого была опубликована статья по философии «Неистовые речи. (По поводу экстазов Плотина)».

Семья

  • Жена - Анна Елеазаровна Шварцман (урождённая Березовская; 1870-1962), врач-дерматовенеролог, выпускница Бернского университета; в эмиграции во Франции работала массажисткой.
    • Дочери - Татьяна (1897-1972) и Наталья (в замужестве Баранова, 1900-1993), автор мемуаров «Жизнь Льва Шестова» (1975), жена инженера-геофизика Владимира Николаевича Баранова (1897-1985), капитана Марковского артиллерийского дивизиона.
  • Сестра - Софья Исааковна Балаховская (1862-1941), была замужем за инженером и промышленником Даниилом Григорьевичем Балаховским (1862-1931), сахарозаводчиком и меценатом; в 1926-1929 годах Лев Шестов с семьёй жил в их парижской квартире. Их дочь (племянница Л. И. Шестова) Евгения (1890-1965) была замужем за виолончелистом Иосифом Прессом (1881-1924, англ.); сын - профессор Сергей Данилович Балаховский (1896-1957), доктор медицинских наук, заведующий кафедрой биохимии Третьего московского медицинского института и лабораторией Института биохимии им. А. Н. Баха АН СССР, лауреат Сталинской премии (1946), был женат на дочери основоположника советской биохимии, академика А. Н. Баха Ирине Алексеевне Бах-Балаховской (1901-1991), докторе исторических наук, сотруднице Института Маркса Энгельса Ленина; другой сын - инженер-изобретатель Жорж Балаховский (1892-1976), автор книг «Sur la dependance entre l"aimantation remanente, l"aimantation spontanee et la temperature» (1917) и «Dans le sillage de Mary Baker Eddy: introduction à l"étude de la science chrétienne» (1965).
  • Сестра (по отцу) - Дора Исааковна Шварцман, была замужем за инженером Денисом Николаевичем Поддергиным, инспектором Профессиональной строительной школы в Одессе и Нежинского ремесленного училища, в 1897-1900 годах директором Ивано-Вознесенского низшего механико-технического училища, в 1900-1915 годах директором Александровского механико-технического училища.
  • Сестра - Фаня Исааковна Шварцман (нем. Fanny Lowtzky, 1873-1965), философ и психоаналитик, была замужем за музыковедом, композитором и критиком Германом Леопольдовичем Ловцким (1871-1957, брат шахматиста Мойше Ловцкого).
  • Брат - Михаил Исаакович Шварцман (25 июля 1870 - 20 сентября 1937), с 1900 года управлял отцовским предприятием в Киеве.
  • Племянница - скульптор и график Сильвия Львовна Мандельберг (в замужестве Луцкая; 1894-1940), дочь сестры философа - пианистки Марии Исааковны Шварцман (1863-1948) и жена поэта Семёна Абрамовича Луцкого (1891-1977).
  • Двоюродный брат (сын сестры отца, Софьи Моисеевны Шварцман, 1850-1910) - Николай Яковлевич Прицкер (1871-1956), основал в Чикаго адвокатскую контору Pritzker & Pritzker , а также династию Прицкер, среди членов которой его внук - основатель гостиничной сети Hyatt Hotels Corporation и архитектурной Прицкеровской премии Джей Прицкер (1922-1999). Жена Н. Я. Прицкера Анна - также приходилась Льву Шестову двоюродной сестрой (племянница его матери Анны Григорьевны Шварцман).
  • Внучатый племянник (внук его сводного брата, кардиолога Григория Исааковича Шварцмана) - художник и педагог Михаил Матвеевич Шварцман.
  • У Л. И. Шестова были также сестра Елизавета Исааковна Мандельберг (1873-1943) - замужем за учредителем (с 1897 года) «Товарищества Ис. Шварцман», врачом Владимиром Евсеевичем Мандельбергом (с 1908 года - председатель правления), и брат Александр Исаакович Шварцман (1882-1970, с 1909 года член правления паевого товарищества Ис. Шварцмана).

Публикации

  • Собрание сочинений Т. 1-6. СПб, Шиповник, 1911
  • Сочинения в 2-х томах. Томск, Водолей, 1996
  • Сочинения. М., Раритет, 1995
  • Сочинения в 2-х томах. М., Наука, 1993
  • Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления) (СПб., 1905)
  • Апофеоз беспочвенности. Париж: Ymca-press, 1971. - 228 с.
  • Афины и Иерусалим (1938)
  • Афины и Иерусалим//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 316-664
  • Бескорыстие и диалектика//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 97-100
  • Богатыри духа//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 132-133
  • Вавилонское столпотворение//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 111-113
  • В. В. Розанов.// Путь. - 1930. - № 22. - C. 97-103
  • Великая хартия вольностей//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 96-97
  • Великие кануны
  • Власть ключей. Берлин, Скифы, 1923
  • Вопрос//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - 142 с.
  • В фаларийском быке (Знание и свобода воли)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 411-509
  • Вячеслав Великолепный //Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 243-277
  • Гегель или Иов (о Киргегарде).// Путь. - 1934. - № 42. - C. 88-93
  • Гефсиманская ночь. (Философия Паскаля)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 285-300
  • Дарвин и Библия//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 63-64
  • Дерзновения и покорности//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 143-231
  • Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь). СПб., 1900
  • Добро в учении графа Толстого и НицшеБерлин. Скифы, 1923
  • Добро в учении графа Толстого и Ницше. Paris, 1971
  • Добро зело
  • Достоевский и Ницше (философия трагедии). СПб., 1903
  • Достоевский и Нитше. Берлин, Скифы, 1922
  • Загадки жизни//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 100-102
  • Изъясненные и неизъясненные мысли//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 83-85
  • Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)
  • Киргегард - религиозный философ (1937)
  • Кирхегард и Достоевский.// Путь. - 1935. - № 48. - C. 20-37
  • Классический аргумент//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 49-51
  • Лабиринт//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 117-129
  • Леви-Брюль. Миф и истина (К метафизике познания).// Путь. - 1936. - № 50. - C. 58-65
  • Логика религиозного творчества (Памяти Уильяма Джемса)
  • Мартин Бубер.// Путь. - 1933. - № 39. - C. 67-77
  • Метафизическое утешение//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 113-114
  • Музыка и призраки//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 153-172
  • На весах Иова (Странствования по душам). Париж, 1929. - 371 с.
  • На весах Иова (Странствования по душам) pdf-факсимиле первого издания (1929)
  • На весах Иова. Харьков, Фолио, 2001
  • На Страшном Суде. (Последние произведения Л. Н. Толстого)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 94-139
  • Наука и свободное исследование//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 7-24
  • Начала и концы. СПб., 1908
  • Неистовые речи. (Об экстазах Плотина)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 301-336
  • Неопровержимость материализма//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 78-80
  • Неподвижные звезды//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 60-61
  • Николай Бердяев (Гнозис и экзистенциальная философия)
  • Об источниках метафизических истин (скованный Парменид)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 339-408
  • Об источниках познания//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 138-142
  • О богах//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - 106 с.
  • О всесовершенном существе//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 107-108
  • О втором измерении мышления (Борьба и умозрение)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 609-664
  • О корнях вещей//Современные записки. Париж, 1921. - № 5. - С. 104-142
  • О «перерождении убеждений» y Достоевского//Русские записки. Париж, 1937. - № 2. - С. 125-154
  • О средневековой философии (Concupiscentia irrestibilis)//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 513-606
  • Ответственность//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 129-131
  • Откровения смерти. (Последние произведения Л. Н. Толстого)//Современные записки. Париж, 1920. - № 1. - С. 81-123
  • Памяти великого философа. Эдмунд Гуссерль//Русские записки. Париж, 1938. - №12. - С. 127-145; 1939. - № 13. - С. 108-116
  • Платон//Мосты. München, 1962. - № 9. - С. 229-243; 1963. - № 10. - С. 341-356
  • Победы и поражения (Жизнь и творчество Генриха Ибсена)
  • Похвала глупости (По поводу книги Николая Бердяева)
  • Поэзия и проза Федора Сологуба
  • Поэзия и проза Федора Сологуба//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 420-431
  • Правила и исключения//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 85-91
  • Предпоследние слова
  • Преодоление самоочевидностей. (К столетию рождения Ф. М. Достоевского)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 27-93
  • Природа и люди//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - 94 с.
  • Пророческий дар (К 25-летию смерти Ф. М. Достоевского)
  • Разрушающий и созидающий миры (По поводу 80-летнего юбилея Толстого)
  • Разрушение и созидание//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 46-49
  • Разум//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 80-82
  • Сила добра у Платона//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 102-104
  • Синтез//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 82-83
  • Слова и дела//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 91-93
  • Сократ и Блаженный Августин //Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 172-184
  • Страшный суд//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 109-111
  • Сыновья и пасынки времени. (Исторический жребий Спинозы)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 235-257
  • Творчество из ничего (А. П. Чехов)
  • Тысяча и одна ночь//Современные записки. - Париж, 1921. - № 3. - С. 123-141
  • Умозрение и апокалипсис (Религиозная философия Вл. Соловьева) (26 сентября 1927)
  • Философия истории//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 66-73
  • Философия и теория познания
  • Что такое истина? (Об этике и онтологии)//На весах Иова. Париж, 1929. - С. 337-371
  • Шапка-невидимка//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 95-96
  • Шекспир и его критик Брандес. СПб., 1898
  • Эрос и идеи//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 61-63
  • Aurea mediocritas//Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М., 1993. - С. 104-106
  • Kroner. Van Kant bis Hegel и Die Selbstverwirklichung des Geistes.// Путь. - 1931. - № 27. - C. 95-100
  • Sine affusione sanguines.// Путь. - 1937. - № 54. - C. 23-51
  • Sola fide - только верою. Париж: Ymca-press, 1966. - 293 с.
  • Сократ// Вестник РСХД - 2000. - №180. - C. 116-129

ШЕСТОВ Лев

(настоящие имя и фамилия: Иегуда Лейба (Лев) Исаакович Шварцман) (1866-1938), русский философ, один из основоположников экзистенциальной философии, оказавший значительное влияние на творчество Булгакова. Наиболее отчетливо это влияние проявилось в романе «Мастер и Маргарита». Ш. родился 24 января (5 февраля) (по другим данным - 31 января(12 февраля)) 1866 г. в Киеве в семье крупного коммерсанта. В 1874 г. поступил в Третью киевскую гимназию, которую окончил в 1883 г. В том же году поступил на математический факультет Киевского университета. В 1884 г. перешел на юридический факультет, который окончил в 1889 г. Его дипломная работа называлась «Фабричное законодательство в России». В конце 1880-х годов Ш. увлекается марксизмом, участвует в организации первых марксистских кружков в Киеве. В 1890-1891 гг., Ш. служит в армии, а с конца 1891 г. короткое время работает помощником присяжного поверенного в Москве. В 1892 г. Ш. возвращается в Киев и работает на предприятии отца. Публикует несколько статей по экономическим и финансовым вопросам, В 1893-1894 гг., постепенно отходя от марксизма, обращается к вере. В 1895 г. Ш. опубликовал в Киеве свои первые статьи по философии и литературоведению - «Вопрос совести (О Владимире Соловьеве)» и «Георг Брандес о Гамлете». В 1896 г. Ш. уехал в Швейцарию в связи с тяжелым нервным расстройством, вызванным переутомлением. В 1899 г. вернулся в Россию. В 1898 г. вышла первая книга Ш. «Шекспир и его критик Брандес», не имевшая успеха. В 1899 г. выходит книга Ш. «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше», замеченная критикой и вызвавшая публичный диспут в Киеве. С 1901 г. Ш. сотрудничает в журнале «Мир искусства», где в 1902 г. публикуется его новая книга «Достоевский и Ницше». В 1902 г. Ш. знакомится в Киеве с философами Н. А. Бердяевым и С. Н. Булгаковым. В 1905 г. выпускает книгу «Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления», вызвавшую бурную дискуссию в ведущих журналах страны. В 1909 г. уезжает в Швейцарию в г. Коппе, где пишет книгу статей «Начала и концы». Работает над книгой «Sola fide - Только верою (Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь)», однако из-за начала в 1914 г. Первой мировой войны Ш. вынужден был оставить незавершенную рукопись вместе с обширной библиотекой трудов Мартина Лютера (1483-1546), средневековых мистиков и схоластов, а также современных немецких богословов, и вернуться в Москву. В 1915 г. становится членом Московского психологического общества. В июне 1918 г. Ш. приехал в Киев, где начал читать в университете введение в философию права. В июне 1919 г. становится приват-доцентом философского отделения историко-филологического факультета Киевского университета, предполагая читать курс по истории древней философии. В отзыве на труды Ш. в связи с получением им приват-доцентуры известный историк философии Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) (в то время - экстраординарный профессор по кафедре философии) отмечал: «Шестов с любовью и настойчивостью разыскивает повсюду иррациональное, алогическое, неукладывающееся в схемы разума; отсюда неизбежная близость его философии к скептицизму или по крайней мере к агностицизму. Однако было бы ошибочно причислять Л. И. Шестова к скептикам; положительный пафос его творчества определяется стремлением охранить своеобразие тех сторон действительности, которые часто трактуются слишком узко в духе рационализма». В ноябре 1919 г. вместе с родителями и женой Н. Л. Барановой-Шестовой Ш. переезжает из Киева в Ялту. По ходатайству С. Н. Булгакова и профессора Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова Ш. зачисляется в штат Таврического университета в Симферополе приват-доцентом. В январе 1920 г. вместе с семьей отбывает из Севастополя в Константинополь, откуда в феврале 1920 г. через Геную прибывает в Женеву. В 1920 г. во французском журнале «Меркур де франс» Ш. опубликовал статью «Что такое русский большевизм?» В 1921 г. Ш. переехал в Париж и получил профессуру на Русском отделении Парижского университета (Сорбонны). Он читает там курс по философии, курс, посвященный философским идеям Федора Достоевского (1821-1881) и Блеза Паскаля (1623-1662), Достоевского и Сирена Кьеркегора (Киркегора, Киргегарда) (1813-1855), Владимира Соловьева (1853-1900), средневековой европейской философии и др. В 1923 г. в Берлине в издательстве «Скифы» выходит книга Ш. «Potestas Clavium» («Власть ключей»), привлекшая внимание Булгакова. В 1929 г. в Амстердаме Ш. знакомится с основателем феноменологии немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859-1938), оказавшим большое влияние на Ш. и в свою очередь испытавшего воздействие шестовских идей (несмотря на противоположность их взглядов). В том же году Ш. встретился с одним из наиболее известных немецких экзистенциалистов Мартином Хайдеггером (1889-1976), с которым, как и с Гуссерлем, подружился. В 1929 г. в парижском издательстве «Современные записки» вышла книга Ш. «На весах Иова», в 1932 г. в парижском же «ИМКА-Пресс» - сборник статей «Скованный Парменид», а в 1936 г. на французском - исследование «Киргегард и экзистенциальная философия (на русском оно появилось уже посмертно в Париже в 1939 г. тиражом 400 экземпляров). Проблемам истории духовности посвящена книга Ш. «Афины и Иерусалим», изданная в 1938 г. на французском и немецком языках (на русском ее выпустили только в 1951 г.). В 1937 г. десять лекций Ш. о современной философии были переданы по французскому радио. В последние годы жизни он увлекся индуистской философией. В конце 1937 г. из-за кровоизлияния в кишечник Ш. оставляет чтение лекций в Сорбонне. В связи с кончиной Э. Гуссерля во Фрейбурге в апреле 1938 г. Ш. пишет и публикует в «Русских записках» в Париже одну из последних своих статей «Памяти великого философа. Эдмунд Гуссерль». 20 ноября 1938 г. Ш. скончался в Париже от бронхита и открывшегося туберкулеза. Похоронен на Новом кладбище в Булони.

Ш. наряду с Н. А. Бердяевым считается основателем русского экзистенциализма, хотя в России и в мире в целом известен менее Бердяева. Однако, по мнению В. В. Зеньковского (о. Василия), высказанному в «Истории русской философии» (1948-1950), Ш. являет нам тип философа, «во многом очень близкого к Бердяеву, но гораздо более глубокого и значительного, чем Бердяев». Вероятно, подобному суждению способствовал парадоксально-афористический и остроумный стиль изложения у Ш., во многом воспринятый им у Фридриха Ницше. Ш. пытался отвергнуть этический рационализм европейской философской традиции и заменить ее мистической этикой Божественного Откровения, утвердить примат судьбы над разумом. В этом он был едва ли не самым последовательным из мыслителей XX в., что и привлекло к Ш. особые симпатии религиозных философов, вроде Зеньковского, поставившего его даже выше более секуляризованного Бердяева. Ш. очень убедительно и логично доказывает ограниченность человеческого разума, неспособного объяснить мир чувств. Сам Булгаков, в отличие от Ш., мистиком не был (см.: Христианство), однако, судя по тому, какая судьба постигла в «Мастере и Маргарите» «голого» рационалиста Михаила Александровича Берлиоза, мысль философа об ограниченности возможностей человеческого познания и предвидения разделял.

Наибольшие параллели в булгаковском творчестве обнаруживаются с «Властью ключей». Отметим, что в 1917 г. фрагмент этой работы был опубликован в ежегоднике «Мысль и слово», который редактировал известный философ и филолог Густав Густавович Шпет (1879-1937). Со Шпетом Ш. близко сошелся в Москве в 1914 г., а Шпет с Булгаковым подружились в 1925 г. в связи с женитьбой писателя на Л. Е. Белозерской и вступлением его в круг интеллигенции, связанной с Государственной Академией Художественных Наук. Г. Г. Шпет был вице-президентом ГАХН с 1926 г. и до закрытия в 1930 г. (возникла академия в 1921 г.). Членами ГАХН были многие друзья Булгакова - филологи. Н. Н. Лямин, философ и филолог П. С. Попов, писатель Сергей Заяицкий (1893-1930), в квартире которого в Долгом переулке, скорее всего, и произошло знакомство Шпета с Булгаковым. Шпет мог выступить посредником в знакомстве автора «Мастера и Маргариты» с работами Ш. Дополнительным психологическим основанием для особого внимания Булгакова к творчеству Ш. могло послужить то обстоятельство, что автор «Власти ключей», как и Шпет, был земляком писателя.

Ш. «Власть ключей» строит на противопоставлении судьбы и разума, стремясь доказать невозможность охвата живого многообразия жизни одним только рациональным мышлением. Основную часть своего труда он начинает с высказывания древнегреческого историка Геродота о том, что «и Богу невозможно избежать предопределения судьбы», подчеркивая различия фигурирующей здесь «мойре», «судьбы», и «логоса», «разума», тогда как в позднейшей философской традиции, по мнению Ш., «мойре» постепенно стала превращаться в «логос». И именно этой фразой в редакции «Мастера и Маргариты», создававшейся в 1929-1930 гг., Воланд провожал Берлиоза, которому через несколько мгновений суждено было погибнуть под колесами трамвая. «Князь тьмы» предупреждал самоуверенного литератора: «Даже богам невозможно милого им человека избавить!..» Эти слова являются измененной цитатой стихов 236 и 237 из гомеровской «Одиссеи» в переводе В. А. Жуковского: «Но и богам невозможно от общего смертного часа милого им человека избавить, когда он уже предан навек усыпляющей смерти судьбиною будет». Булгаков, несомненно, обратил внимание, что Геродот, на которого ссылается Шестов, в соответствующем месте (История, I, 91) фактически цитирует Гомера.

Булгаковский Воланд не только предупреждает Берлиоза о невозможность уйти от судьбы, от смерти. Сатана предсказывает незадачливому литератору-богоборцу скорую смерть. Воланд предупреждает, что «дочь ночи Мойра (древнегреческая богиня судьбы.- Б. С.) допряла свою нить», прямо намекая на скорую гибель председателя МАССОЛИТа, но тот намека не улавливает. На примере Берлиоза «князь тьмы» демонстрировал бессилие разума перед судьбой, и в этом Булгаков следовал Ш. А предложение дать о предстоящей смерти телеграмму в Киев дяде можно понять и как указание на родину Ш. Автор «Власти ключей» шел дальше. Он утверждал, что «отдельная человеческая душа... рвется на простор, прочь от домашних пенатов, изготовленных искусными руками знаменитых философов... Она не умеет дать себе отчета в том, что разум, превративший свой бедный опыт в учение о жизни, обманул ее. Ей вдруг дары разума - покой, тишина, приятства - становятся противны. Она хочет того, чего разуму и не снилось. По общему, выработанному для всех шаблону, она жить уже не может. Всякое знание ее тяготит - именно потому, что оно есть знание, т. е. обобщенная скудость». Булгаковский Мастер в «Мастере и Маргарите» в своем романе о Понтии Пилате исторически точно, т. е. рационально, воссоздал события девятнадцативековой давности, но сломлен неблагоприятными жизненными обстоятельствами и мечтает лишь о «дарах разума» - тишине и покое. Ш. различает высший, сверхъестественный свет Божественного Откровения, доступный принявшим это Откровение, свет, ниспадающий с Божьих высот, и низший, естественный свет, свет разума, выше которого не поднимутся те, кто все надежды возлагают только на рациональное познание действительности. В лучах этого низшего лунного света и являются Маргарита и Мастер во сне Ивану Бездомному. Высшего, сверхъестественного света в финале удостоился только прощенный Понтий Пилат, встретившийся, наконец, с Иешуа Га-Ноцри на серебристой лунной дорожке. Для него главное - облегчить свою совесть. Прокуратор Иудеи хотел бы поверить, что Иешуа остался жив и «казни не было». Эту фразу постоянно твердит Понтий Пилат, пытаясь сделать бывшее не бывшим. Здесь он полностью повторяет мысль Ш., который во «Власти ключей» и других своих работах, развивал тезис средневекового итальянского философа и богослова кардинала Петра Дамиани (1007-1072). По словам Ш., Дамиани «утверждал, что для Бога возможно даже бывшее сделать никогда не бывшим», и, как полагал автор «Власти ключей», «вовсе не мешает вставить такую палку в колеса быстро мчащейся колеснице философии». По мнению Ш., Божий промысел может влиять не только на настоящее и будущее, но и на прошлое, например, сделать так, чтобы Сократу не пришлось пить чашу с ядом. Как отмечал Н. А. Бердяев в «Русской идее» (1946): «Тема Шестова - религиозная. Это тема о неограниченных возможностях для Бога. Бог может сделать однажды бывшее небывшим, может сделать, что Сократ не был отравлен. Бог не подчинен ни добру, ни разуму, не подчинен никакой необходимости». Булгаковский Понтий Пилат, подобно Ш., верит в силу Бога сделать так, чтобы случившейся по вине прокуратора казни не было, и за это он в конце концов награждается светом Божественного Откровения. Однако автор «Мастера и Маргариты» в финале романа специально подчеркивает, что Пилат и Иешуа - только персонажи. Воланд демонстрирует Мастеру выдуманного тем героя - Понтия Пилата - и предлагает кончить роман одной фразой. Мастер отпускает прокуратора навстречу Иешуа, с которым Пилат мечтает закончить беседу. Это звучит как пародия по отношению к философии Ш. Сам Булгаков явно не верил во всемогущую силу Божественного Откровения.

С помощью идей Ш. можно понять и проповедь добра, с которой выступает Иешуа Га-Ноцри. Во «Власти ключей» рассказывается о Мелите и Сократе. На ложный обвинительный приговор, которого добился первый, второй ответил только тем, что назвал своего противника «злым». Ш. отвергает здесь широко распространенную в философской традиции мысль о моральной победе Сократа: «В случае Сократа победила история, а не добро: добро только случайно восторжествовало. А Платону и его читателям кажется уже, что добро всегда по своей природе должно побеждать. Нет, «по природе» дано побеждать чему угодно - грубой силе, таланту, уму, знанию, только не добру...» Проповедь добра, с которой пришел Иешуа, его теория о том, что «злых людей нет на свете», попытки разбудить в людях их изначально добрую природу не приносят успеха. Понтий Пилат, вроде поддавшийся ей, все равно отправляет Га-Ноцри на мучительную смерть, а для того, чтобы исправить свою малодушную ошибку, не находит ничего лучше, как организовать убийство «доброго человека» Иуды из Кириафа, Т. е., согласно проповеди Иешуа, свершить зло, а не добро. Убить Иуду собирается и Левий Матвей, также испытавший воздействие Иешуа. Булгаков, как и Ш., идею «заражения добром» отрицает.

Возможно, что один афоризм Ш., сформулированный им в четвертой части книги «Афины и Иерусалим», повлиял на замысел «Мастера и Маргариты». Отметим, что этот афоризм был опубликован в 1930 г. в Париже в первой книге сборника «Числа» и в № 43 журнала «Современные записки». Он имеет порядковый номер XVII и название «Смысл истории». Вот текст данного афоризма: «От копеечной свечи Москва сгорела, а Распутин и Ленин - тоже копеечные свечи - сожгли всю Россию». По сохранившимся фрагментам редакции 1929 г. нельзя судить, предусматривался ли в финале пожар Дома Грибоедова (или «Шалаша Грибоедова», как именовался тогда писательский ресторан). Зато в одном из вариантов второй редакции, написанном в 1931 или в начале 1932 г., Иван Бездомный, называвшийся тогда то Покинутым, то Безродным, оказался после дебоша в ресторане в психиатрической лечебнице и, получив успокаивающий укол, «пророчески громко сказал:

Ну, пусть погибнет красная столица, я в лето от Рождества Христова 1943-е все сделал, чтобы спасти ее! Но... но победил ты меня, сын гибели, и заточил меня, спасителя... - Он поднялся и вытянул руки, и глаза его стали мутны и неземной красоты.

И увижу ее в огне пожаров, - продолжал Иван, - в дыму увижу безумных, бегущих по Бульварному кольцу...». В позднейших вариантах этой редакции были изображены грандиозные московские пожары с немалым числом жертв.

Только в окончательном тексте масштаб пожаров был уменьшен, и обошлись они без гибели людей. 1943 г. из варианта 1931 г. становится понятен в свете сохранившейся в булгаковском архиве записи:

«Нострадамус Михаил, род. 1503 г. Конец света 1943 г.» Иван Бездомный как бы повторял пророчество М. Нострадамуса (1503-1566), знаменитого французского астролога и врача. Однако и суждение Ш. не было, очевидно, забыто. При появлении в «Шалаше Грибоедова» в этой, как и в последующей редакции романа, «Иванушка имел в руке зажженную церковную свечку». Большие пожары в Москве в ранних редакциях «Мастера и Маргариты», возможно, иллюстрировали уподобление Ш. революций вселенским пожарам. Г. Е. Распутин (Новых) (1872-1916), по мнению философа, во многом спровоцировал Февральскую революцию, а В. И. Ленин организовал Октябрьскую. У Булгакова Москву поджигают подручные Воланда, который одним из своих прототипов имеет Ленина.

Ш. в своих работах полемизировал с голландским философом Б. Спинозой (1632-1677), утверждавшим в «Богословско-политическом трактате» (1670), что тот, кто подвергает критике возможности человеческого разума, свершает Laesio majestatis, «оскорбление величества» разума. У Булгакова это латинское название сохранилось среди подготовительных материалов к «Мастеру и Маргарите». Понтий Пилат, инкриминирующий Иешуа Га-Ноцри нарушение закона «об оскорблении величества», может быть пародийно уподоблен Спинозе, не допускавшему никаких сомнений в величии разума. Прокуратор чувствует надрациональную, нравственную правоту Га-Ноцри, но боится принять ее, опасаясь доноса Иосифа Каифы и возмездия императора Тиберия (43 или 42 до н. э. - 37 н. э.), т. е. исходя из вполне рациональных оснований.


Булгаковская энциклопедия. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ШЕСТОВ Лев" в других словарях:

    - (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938) философ экзистенциалист, лит. критик. В 1884 поступил на мат., а год спустя на юрид. ф т Моск. ун та; один семестр учился в Берлине; получил диплом кандидата прав в Киеве (1889). В 1895 1914 живет в осн … Энциклопедия культурологии

    - (наст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман) (1866 1938) российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной пародоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума… … Большой Энциклопедический словарь

    Шестов, Лев - ШЕСТОВ Лев (настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866 1938), российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восстал против… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана; род. 1866) философствующий литератор и критик. В философских взглядах Ш., излагавшихся им в ряде литературно критических работ ("Шекспир и его критик Брандес", "Достоевский и Ницше",… … Большая биографическая энциклопедия

ШЕСТОВ, ЛЕВ (1866–1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января (12 февраля) 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века – с Д.С.Мережковским , С.Н.Булгаковым , В.В.Розановым , М.О.Гершензоном , Вяч.Ивановым и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым .

В 1898 выходит первая книга Шестова – Шекспир и его критик Брандес . Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше: Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьскую революцию Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как «деспотическую» и «реакционную». В 1919 он эмигрировал из России: в 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни – во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы: Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы: Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide – Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920–1930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем , А.Мальро , Л. Леви-Брюлем , А.Жидом , М.Бубером , К.Бартом , Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова.

Уже в первой большой работе Шестова – Шекспир и его критик Брандес (1898) – основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и «научное» мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла. Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника – философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность «объективных обстоятельств», унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании «разумной необходимости» (Спиноза, Гегель, Маркс).

Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил «союзников» (Ницше, Достоевский) и даже «двойников» (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, «несотворенной» свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.

Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что «неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями». Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: «Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность». Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение («чего нибудь да стоит»), только если он признает, «что она безусловно не может быть ни для кого обязательной». Шестов отрицал «оправданность» любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, «становления абсолютного всеединства» Вл.С.Соловьева или «творчества богочеловечности» Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История – «простое повествование». Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может «только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения».

Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически доказать, что «бывшее станет небывшим» и волею Абсурда «железная» логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. «Для Бога нет ничего невозможного – это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора – а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной».

Лев Шестов - создатель совершенно поразительной концепции "философии трагедии", во многом базирующейся на европейском средневековом мистицизме, в остальном же - смело предвосхищающей теорию экзистенциализма. В своих произведениях неизменно противопоставлял философскому умозрению даруемое Богом иррациональное откровение и выступал против "диктата разума" - как совокупности общезначимых истин, подавляющих личностное начало в...

Лев Шестов - Sola Fide - только верою

Среди бумаг, оставшихся после смерти Льва Шестова, оказалась неоконченная рукопись, озаглавленная Sola Fide, написанная в Швейцарии между 1911 и 1914 г., которая не была в то время напечатана.

"Апофеоз беспочвенности" - основополагающая работа Шестова, вызвавшая в свое время бурную и неоднозначную реакцию. Необычно в этом произведении ВСЕ - и его насыщенность парадоксами, и афористическая, смелая манера изложения, и - прежде всего - сама основная идея абсурдности человеческого существования и приоритета свободы человеческой личности над общественными нормами.

Лев Шестов - создатель совершенно поразительной; концепции "философии трагедии", во многом базирующейся на европейском средневековом мистицизме, в остальном же - смело предвосхищающей теорию экзистенциализма. В своих произведениях неизменно противопоставлял философскому умозрению даруемое Богом иррациональное откровение и выступал против "диктата разума" - как совокупности общезначимых истин, подавляющих личностное начало в человеке.

В главе VII этой книги читатель найдет следующий отрывок из одного частного письма Белинского: "Если бы мне и удалось взлезть на верхнюю ступень лестницы развития - я и там бы попросил вас отдать мне отчет во жертвах условий жизни и истории, жертвах случайностей, суеверия, инквизиции Филиппа II-го и пр. и пр.; иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен на счет из моих братьев по крови.

Первая публикация - Изд-во "Современные записки", Париж, 1929. Печатается по изданию: YMCA-PRESS, Париж, 1975.
"Преодоление самоочевидностей" было опубликовано в журнале "Современные записки" (№ 8, 1921 г., № 9, 1922 г.). "Дерзновения и покорности" было опубликовано в журнале "Современные записки" (№ 13, 1922 г., № 15, 1923 г.).

Лев Шестов - Николай Бердяев (Гнозис и экзистенциальная философия)

Бердяев является несомненно первым из русских мыслителей, умевших заставить себя слушать не только у себя на родине, но и в Европе. Его сочинения переведены на многие языки и везде встречали к себе самое сочувственное, даже восторженное отношение. Не будет преувеличением, если мы поставим его имя наряду с именами наиболее сейчас известных и значительных философов - таких, как Ясперс, Макс Шеллер, Николай Гартман, Гейдеггер. И Вл.

Лев Шестов - Победы и поражения (Жизнь и творчество Генриха Ибсена)

Дарование Ибсена зрело очень медленно. Он дебютировал в 1849 году драмою "Катилина", которую впоследствии в дополненном и исправленном виде включил в полное собрание своих сочинений, затем написал еще целых четыре пьесы ("Богатырский курган", "Фру Ингер из Эстрота", "Пир в Сольгаузе" и "Олаф Лилиенкранц"), которые тоже отчасти потребовали для нового издания переработки, но даже и в переработанном...

Лев Шестов - Предпоследние слова

. Теперь уже среди философов осталось мало правоверных гегельянцев, но Гегель все еще продолжает владеть умами наших современников. Некоторые идеи его и теперь, пожалуй, пустили более глубокие корни, чем в эпоху расцвета гегельянства. Например, мысль, что история есть раскрытие идеи в действительности или, выражаясь кратко и в терминах, более близких современному уму, идея прогресса.

ШЕСТОВ Лев Исаакович - (наст. фамилия Шварцман; 1866 1938) рус. релит, философ и публицист. С 1920 в эмиграции. Ш. критикует рационализм в философии, этике и даже теологии. Наука и разум, полезные в обыденной жизни, исследуют, по его мнению, только общее, менее всего… … Атеистический словарь

Л. И. Шестов, 1927 Лев Исаакович Шестов (урожд. Иегуда Лейб (Лев Исаакович) Шварцман) (31 января (13 февраля) 1866, Киев 19 ноября 1938, Париж) русский философ экзистенциалист. Биография Родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье… … Википедия

Л. И. Шестов, 1927 Лев Исаакович Шестов (урожд. Иегуда Лейб (Лев Исаакович) Шварцман) (31 января (13 февраля) 1866, Киев 19 ноября 1938, Париж) русский философ экзистенциалист. Биография Родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье… … Википедия

Л. И. Шестов, 1927 Лев Исаакович Шестов (урожд. Иегуда Лейб (Лев Исаакович) Шварцман) (31 января (13 февраля) 1866, Киев 19 ноября 1938, Париж) русский философ экзистенциалист. Биография Родился 31 января (13 февраля) 1866 г. в Киеве, в семье… … Википедия

- (Лев Исаакович Шварцман, 1866 1938) философ экзистенциалист, лит. критик. В 1884 поступил на мат., а год спустя на юрид. ф т Моск. ун та; один семестр учился в Берлине; получил диплом кандидата прав в Киеве (1889). В 1895 1914 живет в осн … Энциклопедия культурологии

- (наст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман) (1866 1938) российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной пародоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума… … Большой Энциклопедический словарь

Шестов, Лев - ШЕСТОВ Лев (настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866 1938), российский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восстал против… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана; род. 1866) философствующий литератор и критик. В философских взглядах Ш., излагавшихся им в ряде литературно критических работ ("Шекспир и его критик Брандес", "Достоевский и Ницше",… … Большая биографическая энциклопедия

- (псевд.; наст. имя и фам. ‒ Лев Исаакович Шварцман) , русский философ экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895‒1914 жил преимущественно в… … Большая советская энциклопедия