Концерт, посвящённый С.Есенину в связи с его юбилеем, напомнил о страничке жизни Есенина, связанной с написанием стихотворения «Клён ты мой опавший». Эта история описана в книге Э.А. Хлысталова «Тайна гостиницы «Англетер».
28 ноября исполняется 90 лет со дня написания этого стихотворения.


Из кинофильма "По ту сторону волков". Влад Галкин, Чайф


Отрывок из книги Эдуарда Александровича Хлысталова
«Тайна гостиницы «Англетер»


…предстоял суд…
Решили использовать последнее средство — положить Есенина в психиатрическую больницу, мол, «психов не судят». Софья Толстая договорилась с профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой….
…В стороне от грохочущих магистралей, недалеко от Пироговской улицы, до наших дней чудом сохранился тенистый парк, когда-то огороженный трехметровой глухой кирпичной стеной. Город наступает на-парк, часть его уже вырублена и отдана под огромное здание глазного института. С одной стороны к парку примыкает Музей-усадьба Л. Н. Толстого, с другой — широкое двухэтажное здание, построенное в конце 19-го века на средства благотворителей в стиле классической русской архитектуры. В этом прекрасном здании, где все продумано от вешалки до великолепного актового зала, и разместилась психиатрическая клиника.
…Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П. Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина. П. Б. Ганнушкин не выдал на расправу своего земляка. Вместо поэта чекисты получили справку следующего содержания:
«Больной С. А. Есенин находится на излечении в психиатрической клинике с 26 ноября с/г по настоящее время, по состоянию своего здоровья не может быть допрошен в суде» (ГЛМ, 397/8).
Почувствовав себя в безопасности, поэт начал активно работать. Строгий режим, забота врачей, регулярное питание благоприятно сказались на его здоровье. Посещавшие Есенина в клинике друзья и знакомые отмечали отличный внешний вид поэта, остроумие и высокий душевный настрой.
С первого дня Есенина полюбили все сотрудники клиники. Известный по газетам пьяница, антисемит, хулиган и коварный соблазнитель женских сердец на самом деле оказался совсем другим: скромным, по-детски застенчивым, доброжелательным и постоянно улыбчивым. Никакого высокомерия, самолюбования на самом деле не было.


Ныне здравствующая дочь доктора Зиновьева, жена поэта Ивана Приблудного — Милонова Наталья Петровна, рассказывала мне о том периоде. У них в семье не было принято интересоваться работой отца. Но Есенин хорошо ее знал и часто через отца передавал ей приветы, поэтому она спрашивала о его состоянии здоровья. П. М. Зиновьев ей говорил, что поэт ничем не болен, просто отдыхает и ничем его в клинике не лечат.
В клинике Есенин написал пятнадцать стихотворений. Особое место среди них занимает «Клен ты мой опавший...» Какие проникновенные слова, сколько в них неподдельной грусти...

Исполняет трио "Реликт"


Клен ты мой опавший, клен заледенелый,


Словно за деревню погулять ты вышел...


В автографе стихотворения поэт поставил дату его сочинения — 28 ноября. Именно в этот день приходили в клинику чекисты... Возможно, Есенин в этот день только записал стихотворение, а сочинил его раньше? У него была такая практика. В этом стихотворении ни, строчки о городском пейзаже, все о зимней деревне...


Но это только кажется. Сергей Александрович последние несколько лет не был в деревне зимой, и потом слово «словно» не утверждает деревенского пейзажа. С. Толстая вспоминала, что поэт намеревался написать цикл стихотворений о русской зиме. «Клен» — одно из них. Если это стихотворение написано в клинике, то должен быть клен, вдохновивший его на эти великолепнейшие строки.
Решаю проверить свою догадку. Направляю запрос в Гидрометцентр СССР с просьбой сообщить погоду в центре Москвы 26—28 ноября 1925 года. Вот ответ:
«Сообщаю сведения о погоде в г. Москве по данным метеостанции ТСХА (обсерватория Михельсона): высота снежного покрова неизвестна, но снег лежал. 28 ноября снега выпало 9.4 миллиметра, ветер юго-западный, 8 метров в секунду, температура один градус мороза, дула низовая метель».
Я уже не сомневался, что у клиники должен быть клен, который 28 ноября «утонул в сугробе, приморозил ногу». Нашел клинику. Перед парадным входом шеренгой выстроились стройные красавцы клены. Им лет по тридцать — сорок. Нет, этих тогда еще не было на свете. Столетнего клена не вижу.
Захожу в клинику. Мне, юристу-криминалисту, было сделано исключение. В белом халате врача разрешили осмотреть мужское отделение. С трепетом поднялся на второй этаж. Вот здесь должна быть небольшая комната, в которой лежал Есенин. Из широченного окна в коридоре я увидел столетний клен.


Сомнений не было. Это он, скромно отступивший с тропы в больничном парке. Он ровесник Есенина.
В ту зябкую и нелегкую пору упал на него взгляд поэта. Набросив на плечи меховое пальто, униженный и оскорбленный национальный поэт России печально смотрел на облетевшие деревья. На улице холодно, ветрено, за двойными рамами гудит метель. Несколько золотых листьев крепко держатся за родные ветки. Ледяной ветер пытается их.сорвать. У Есенина перехватывает дыхание, он не может сдержать слез... Губы зашептали слова….

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку.

Поет Гелена Великанова

Анализ стихотворения - Клен ты мой опавший, клен заледенелый.

Сергей Есенин редко ставил на рукописях даты, а на этом поставил: 28 ноября 1925 года. За месяц до своей трагической гибели. В этот день он находился в клинике нервнобольных, куда госпитализировался по собственному желанию и с единственной целью: скрыться от судебного преследования.

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой.

Это стихотворение о сельской природе, одиноком клене, потерявшемся в снежной равнине, о подвыпившем поэте, который не может дойти до дома. Большей частью стихи Есенина автобиографичны. Обращаюсь в Гидрометеоцентр, где больше века регистрируется погода в Москве. Прошу дать справку о погоде 26, 27, 28 ноября 1925 года. Ответ пришел, словно списан со стихотворения: в городе лежал снег, дула низовая метель. было холодно и зябко.

Теперь я не сомневался в своей версии. Разыскиваю клинику. Узнав о цели визита, работники клиники встретили удивительно приветливо. Здесь помнят, что в отдельной палате на втором этаже лечился великий поэт. Здесь лечились и другие выдающиеся личности. 28 ноября сюда приходили арестовывать поэта чекисты, профессор Ганушкин, земляк и почитатель таланта Есенина, не выдал его. Знал ли об этом поэт? Откуда же появились такие грустные строки? Поднимаюсь в бывшую палату Есенина. Выглядываю в окно. Вот он, столетний клен, ровесник Есенина, чуть отступивший с больничной дорожки и утонувший в сугробе. И сторож был, он с деревянной колотушкой охранял покой больных.

Мне показалось, что я сейчас увижу поэта в накинутом на плечи меховом пальто. У поэта перехватывает дыхание, он видит вцепившийся в ветку последний позолоченный лист клена, который яростно пытается оторвать ледяной ветер. Он не может сдержать слез: "Клен ты мой опавший. " Нет, он еще поборется, он живет на своей родине, правда будет на его стороне! Все его враги и преследователи – враги его народа! Но. через месяц поэта не стало.

Незадолго до своей трагической гибели великий поэт горько говорил:

– Вот я сжигаю себя, пишу стихи, а что мне от этого достанется?

Сергею Есенина досталось самое дорогое, о чем только может мечтать человек: любовь народа. Выше этой награды ничего нет.

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший…»

Стихотворение «Клен ты мой опавший…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Клен ты мой опавший…» было написано С.А. Есениным в 1925 году, в период, когда он находился в пси­хиатрической клинике I Московского университета. Он лежал там по настоянию близких, скрывался от возможного ареста. Поэту была предоставлена большая, светлая комната на втором этаже, с окнами в сад. Под окнами рос клен. Очевидно, он и вдохновил Есенина на создание стихотворения. Впервые оно было опубликовано в 1926 году в ленинградской «Красной газе­те» и в журнале «Красная нива».

Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, с элементами пейзажа, размышления о себе и о жизни. Оно бук­вально завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедаль­ными, грустными интонациями, искренностью чувств. Созда­ется впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным. Разговорные интонации переданы соответствую­щей лексикой, поэт использует просторечия («чтой-то», «нын­че», «одуревши в доску»). За природными образами угадываются

размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимо­проникновение человеческого и природного миров. Обращаясь к клену, поэт использует прием олицетворения:

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только «не опавшим, а вовсю зеленым». Этот образ зеленого кле­на, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ус­ловные части. Первая часть — это обращение героя к образу кле­на, своеобразный разговор с ним. Вторая часть — это размышле­ние о себе и своей жизни. Композиция стихотворения основана на уподоблении образа человека образу клена.

Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт ис­пользует двусложную рифму с ударением на первом слоге. Му­зыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной вырази­тельности: эпитетов («клен заледенелый», «под метелью белой»), сравнений («как жену чужую, обнимал березку»), инверсий («сам себе казался я таким же кленом»), аллитераций («там вон встре­тил вербу»), ассонансов («Утонул в сугробе, приморозил ногу»). Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным композитором. Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В. Н. Липатов.

Здесь искали:
  • клен ты мой опавший анализ
  • анализ стихотворения клён ты мой опавший
  • клен ты мой опавший художественные средства

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

Сергей Есенин один из наиболее мелодичных поэтов. Многие его стихотворения были переложены на музыку. Наиболее известное из всех «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». Многие именитые композиторы пытались воссоздать тонкую лирику этого стихотворения, но наиболее удачным остается вариант неизвестного композитора, который смог почувствовать интимную мощь этого произведения.

Есенин писал это стихотворение в трудный для себя период. Он лежал в психиатрической клинике в Москве, где его прятали от возможного ареста. Из окон его палаты на втором этаже был виден клен, по-видимому, именно к нему и обращался автор. Наиболее трагичным считают и то, что стихотворение написано всего за месяц перед гибелью поэта.

Стихотворение особенное по своей форме, оно состоит не из четверостиший, а из двустиший. Оно посвящено любимой теме поэта- природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. На первый план выходит олицетворение. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним. Стихотворение написано хореем, рифма парная. Риторические вопросы к клену говорят о крайней степени потерянности лирического героя. Он пытается понять кто он, что сделал в этой жизни? Автор приходит к выводу о бесполезности существования, ведь он всю жизнь считал себя «вовсю зеленым», а на самом деле он давно «опавший».

Эмоциональность стихотворения подтверждается восклицательным междометием ах. Также используются устаревшие слова и просторечия: чтой-то, нынче, до дома. В стихотворении много глаголов и перечислении, что говорит о повышенной динамике событий. Большое количество деепричастных оборотов: нагнувшись, выйдя на дорогу, утратив скромность, одуревши в доску. Кроме скрытых сравнений в произведении есть и явное: как жену чужую

Лирический герой понимает всю тщетность попыток понять для чего он пришел в этот мир. Его мучает вопрос, почему он растрачивает отведенное ему время впустую. Герой только недавно понял, что его сердце «заледенело», как и клен зимой. Он пытается найти выход, но не видит его, ведь долгие годы не понимал, что ему нужно.

Из анализа стихотворения видно, что Сергей Есенин, также как и его лирический герой, запутался в своих чувствах и поступках. Но несмотря на пронзающую грусть это произведение нашло множество почитателей и до сих пор трогает сердца людей.

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» С.Есенин

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» Сергей Есенин

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Анализ стихотворения Есенина «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»

Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми . И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни. Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся . Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки». Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.

Сергей
Есенин

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Клён ты мой опавший»

Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью - практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания этого стихотворения с теми событиями, которые происходили в жизни поэта. Оказывается, 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки, ставшие впоследствии замечательным романсом, поэт покинул московскую клинику, в которой лечился от очередного запоя. И, естественно, первым же делом отправился в кабак, чтобы поправить здоровье. Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней. Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен - исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни. Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся. Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки». Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Тени прошлого»
  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Труд»
  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «У себя»
  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Умершим мир!»
  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Умирающий костер»

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Послушайте стихотворение Есенина Клен ты мой опавший

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Клен ты мой опавший

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Анализ стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Есенина

Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» было написано Есениным в ноябре 1925 г., когда поэт находился в состоянии глубочайшего душевного кризиса. Есенин мучительно искал выход из создавшейся непростой ситуации. Его угнетало усиливающееся давление власти. Личная жизнь поэта была окончательно разрушена, любовь для него стала лишь многочисленными встречами на одну ночь. Есениным все больше овладевала алкогольная зависимость. Он это прекрасно осознавал, но практически перестал сопротивляться. Алкоголь способен создавать иллюзию расширения сознания, поэтому можно предположить, что Есенин боялся окончательно порвать с пьянством, так как считал, что оно помогает ему в творчестве.

Неизвестно, в каком состоянии Есенин писал стихотворение. Несмотря на поведение главного героя, оно стало настоящим шедевром поэта. Кажется, что невероятно трогательные и пронзительные строки исходят из самой измученной души. Есенин уже давно распрощался с родным селом, но в трудную минуту обращается за помощью именно к образам русской природы. Не находя отклика в людях, он выбирает в собеседники «клен заледенелый». Поэт находится в городе, но клен в его сознании – сельский гость («за деревню… ты вышел»). Поэтому автор чувствует свое кровное родство с деревом, оно напоминает ему о милой родине, до которой очень далеко.

Есенин ведет с кленом душевный разговор, как будто с давним и близким человеком. Он искренне признается ему, что очень пьян и боится не дойти до дома. Если это реальное описание возвращения поэта домой, то становится странно, почему знакомые, видя его состояние, не смогли проводить человека. В таком случае понятно ощущение невероятного одиночества Есенина, в котором он решился начать разговор с простым деревом.

Поэт рассказывает клену, что на пути встретил разные деревья. Несомненно, попадались ему и люди, но они даже не заслуживают упоминания. Зато вербе и сосне он читал свои произведения, ободрял их, напоминая о жарком лете. Сменив надоевшее человеческое окружение на общество деревьев, Есенин представлял сам себя «зеленым кленом». На него вновь нахлынула тоска по ушедшей молодости. Последней выходкой поэта, которую он сам со стыдом характеризует, как «одуревши в доску», стали объятия с березой.

Есенин совершил множество ошибок в жизни: разрушал женское счастье, устраивал пьяные скандалы и драки. Но в народной памяти он навсегда останется великим поэтом. Только настоящий гений мог создать произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», которое стало популярным романсом.