Тамплиерский крест, значение которого на данный момент представляет собой обширную тему для научных дискуссий, вероятно, появился задолго до того, как на земле появилось само понятие «христианства». Конструктивно Тамплиерский крест (фото ниже) представляет собой обыкновенный равнолучевой крест. При этом у символа, разумеется, еще в Средние века существовало множество вариантов стилизации.

К примеру, Тамплиерский крест на рыцарской котте очевидно несколько отличался от Тамплиерского креста на официальной печати ордена. Так или иначе, но каноническое изображение креста не вызывает сомнений, а вот что действительно интересно, так это цветовая гамма знака.

Считается, что Тамплиерский крест (значение цветового тона, разумеется, также весьма важно) исконно был красным. Собственно, все картинки Тамплиерского креста, дошедшие до нас благодаря средневековым гравюрам и полотнам художников более поздних эпох, изображают рыцарей ордена Храма как раз в белых коттах с ярко-красными равнолучевыми крестами. В данном контексте семантика красного цвета очевидна, это готовность пролить кровь во имя своей веры. Ведь нужно отметить, что орден Тамплиеров до сих пор является одной из наиболее спорных духовно-рыцарских организаций средневековой Европы. Тамплиеры к началу XIV века сосредоточили в своих руках власть, с которой не смог бы (даже при большом желании) поспорить даже сам Папа Римский. Кроме того, трудно переоценить военные заслуги ордена. Но это, как говорится, тема другого разговора.

Тамплиерский крест, значение которого может быть рассмотрено с принципиально разных точек зрения, по некоторым версиям мог иметь черный цвет (на подобие креста Тевтонских рыцарей), но эта гипотеза все же выглядит менее вероятной. Нужно отметить, что аксессуары с Тамплиерским крестом (в оригинале – Tatzenkreuz) использовались рыцарями повсеместно, начиная с гравировки на навершиях клинков и заканчивая характерными формами литых элементов на боевых поясах. Иными словами, Тамплиерский крест не зря именуется именно так, широкое распространение этому знаку придали именно члены данного ордена, который за каких-то три века своей славной истории сосредоточил в своих руках поистине чудовищное влияние и власть.

Тамплиерский крест (значение знака не трактуется однозначно) у самих Тамплиеров, вероятно, являлся образом распятия, при этом красный цвет мог олицетворять кровь, пролитую Христом за народы всего мира. Также, как уже было сказано, красный цвет мог указывать на готовность до последней капли крови защищать свои идеалы. Стоит сказать, что в некоторых средневековых источниках красные кресты (в частности – интересующий нас Тамплиерский крест) называются «огненными крестами». Что в этом контексте может означать Тамплиерский крест? Значение символа здесь весьма размыто, ведь огонь – символ, имеющий достаточно много вариантов толкования. Это и символ очищения, и символ разрушения, и символ хаоса. При этом не будем забывать, что в соответствии с некоторыми апокрифическими текстами (в частности – Книга Еноха) Небесный Престол Бога состоит из чистого огня (в противовес логову Дьявола в девятом круге ада, где властвует вечный холод). В тоже время огонь – символ Солнца, апофеоз его испепеляющей силы, мощи, которая не только питает все живое, но (при необходимости) легко может обратиться карающим мечом.

Так или иначе, но Тамплиерский крест, значение которого действительно могло разниться в зависимости от конкретной культуры или религиозно-этической системы, представляет собой достаточно универсальный знак. Подобные изображения мы обнаруживаем на всех континентах, и зачастую история этих символов насчитывает тысячи лет. И в этом нет ничего удивительно, ведь четыре луча креста – универсальный символ гармонии, который также может рассматриваться как указание на единство четырех стихий природы (Огонь, Вода, Воздух и Земля). В нумерологии число 4 – символ земного базиса, основания, трехмерного мира, от которого мы отталкиваемся в процессе своего развития, не только конкретно физического, но и духовного.

Вообще, Тамплиерский крест в этом смысле представляет собой достаточно спорный символ. Таковым был и сам орден, именем которого сегодня мы называем данный символ. Тамплиеры являлись католической организацией, однако лидеры ордена являлись людьми в высшей степени просвещенными, и для них, вероятно, религия была скорее ограничивающим фактором. Существует множество легенд о том, что Тамплиеры нашли Святой Грааль, Копье Судьбы, Книгу Тота (которую впоследствии зашифровали в картах Старшего аркана Таро) и множество других артефактов древности, далеко не все из которых, скажем так, относились к христианскому миру. Некоторые из этих мифов наши свое подтверждение, другие были опровергнуты, насчет третьих споры ведутся по сей день. Данный материал не ставит своей целью изучение подлинной истории ордена Рыцарей Храма. Но этот момент, а именно – связь ордена с тайными эзотерическими доктринами, пришедшими из «дохристианских» времен, очень важен в проекции на значение Тамплиерского креста.

Сегодня аксессуары с Тамплиерским крестом представляют собой норму, хотя почти никто не знает исконной семантики этого сакрального знака, хотя бы приблизительно. Тамплиерский крест (фото и древние изображения этого знака не трудно найти в сети) действительно обладает определенной, скажем так, энергетикой. «Пламенеющий крест» выглядит по-настоящему красиво, благородно, он внушает уважение, говорит о силе и вере своего обладателя. Как минимум, так его себе представляли тамплиеры. Хотя, конечно, существуют чисто канонические трактовки. Например, можно предположить, что четыре луча Тамплиерского креста – указание на высшие христианские добродетели (благоразумие, справедливость, воздержания и духовная сила). Так или иначе, но этот символ (а точнее – те, кто сделал его своим отличительным знаком) действительно изменил мировую историю. Хотя… много ли мы знаем? Пожалуй, немного, но порой понимание лежит вовсе не в области знаний, а в области интуитивных, быть может даже подсознательных эмоций, глубинных образов. И в этом смысле Тамплиерский крест (значение которого мы все же представляем себе весьма относительно), вероятно, будет будоражить фантазию еще многих и многих поколений.

С символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена. Издавна истории об ордене тесно пересекаются с историей грааля . Об этом и других символах читайте далее.

Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель , из которого раздавалась милостыня, и булла (печать ). На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них — магистрской печати изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес. Интерпретировать данный сюжет можно с разных точек зрения.

По одной версии изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади представляло их клятву бедности . Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек — это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.

Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма , которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году.

По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне — это не символ клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта , который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображение Христа .

Пятиконечная звезда (пентаграмма)

Пентаграмма — правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией, которая в природе встречается только в живых организмах. Это простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу не пройдя дважды по одной линии. Символ известен большинству народов планеты. Имеется предположение, что первыми о нём стали говорить пифагорейцы . Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Воды , Воздуха , Огня, Земли и Эфира ) и избрали пентакль тайным символом принадлежности к своему обществу. Но известны также гораздо более ранние упоминания примитивных пентаграмм, которые датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука .

Перевёрнутая пентаграмма в начале истории христианства трактовалась как символ Преображения, Христа. Известно, что она стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего христианство государственной религией.

Первое упоминание пентаграммы в качестве символа зла относится к печально знаменитому тамплиерскому процессу . В документах допросов она упоминается рыцарями как символ, висевший на нее идола по имени Бафомет . Согласно этим документам, Бафомет — золотой. с рубиновыми глазами идол не то демона, не то самого Сатаны , которому впавшие в ересь тамплиеры поклонялись во время «чёрных месс» .

В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви .

Однако тот «символ бафомета» (перевёрнутая пентаграмма с вписанной в неё мордой козла), который большинство людей считает знаком Сатаны, была предложена и распространена Антоном Лавеем в 1966 году.

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа : от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы ».

«Пять» в мистицизме катаров и тамплиеров — знак распыления, диффузии материи.

Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Пчела

Это символ возрождения, бессмертия, порядка, чистоты души, трудолюбия. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Предполагается, что пчёлы партеногеничны, поэтому ассоциируются с девственностью и целомудрием. Это символ прилежания, стремления к порядку. Недаром христиане часто сравнивают себя пчёлами, а храм — с ульем. Сущность их небесная, а мёд — приношение. Выгравированная на гробнице пчела символизирует бессмертие. Летающая в воздухе — душу, вступающую в Царство Небесное.

Роза

Пожалуй, самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность. Белая роза — символ невинности , чистоты , целомудрия .

Роза также символ тайны и молчания . В древности роза рисовалась и изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что всё, сказанное sub rosa («под розой»), является конфиденциальным.

Помимо отождествления с радостью и любовью символ розы был связан с похоронами и смертью в Греции, Риме, Китае, позже в ряде германоязычных стран. Нередко её превращали в цветок загробного царства . С другой стороны, роза на могилах мучеников отсылает к идее воскресения .

Роза символизирует число 5 , эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий». «Розарий» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни Девы Марии , которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом. В католицизме роза является также атрибутом Христа , Святого Георгия , многих святых, часто символизируя церковь вообще. Роза на кресте — смерть Христа. Шип розы — страдание, смерть, христианский символ греха. Роза без шипов — неблагодарность. венок из роз — небесная радость, награда за добродетель. Также символизирует божественную гармонию мироздания.

Своё мистическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью. шипы — с печалью, сам цветок — со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте .

С XII века Роза вводится в геральдику , став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи XVII века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.

Помимо всего прочего, роза стала символом целой войны — Алой и Белой розы . Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными знаками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно.

Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.

Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III - белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Крест

Само название «крест » происходит от общеиндоевропейского корня cru со значением «искривлённый «. Этот корень также прослеживается в русских словах круг, кривой , в латинском — crux — крест. С древних времён индоевропейцы пользовались этим символом, и означал он жизнь , небо и вечность . Равноконечный крест по мнению многих учёных отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал — женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Лапчатый крест - прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами). Как таковой строгой формы креста не существовало. Кресты часто изображали на щитах и знамёнах, а также на окрашенных в чёрно-белые цвета шлемах, однако не приходится говорить о какой-либо каноничности.

Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый . Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:

  • две горизонтальные полосы - чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства;
  • несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
  • чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).

Красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли, а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки и не только.

Считается, что равносторонний крес т с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре : четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста — крест пате . Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Символика Грааля

Меч Грааля

Гнев Божий на колдунов, чародеев, змеев и прочую нечисть, с которой ведут борьбу рыцари Грааля .

Замок Грааля

Замок Грааля назывался «Корбенуа» - «Рог изобилия» — символ Брачного Чертога означающий преизобильную благодать будущего века. Первые хранители Грааля построили замок на высокой горе, а в нём трапезную. Неподалёку стоял дивный колокол, который издавал звук божественных вибраций и звонил сам, когда кого-то невинно обижали. Согласно преданию, рыцари Грааля всегда появлялись там, где творила несправедливость, гонения, клевета.

Копьё Грааля

Символ, означающий кадуцей в руках Премудрости. От удара копья пробивается сердце и изливается кровь. Копьё даёт искупительную силу и наивысшее помазание на земле — агнца, умирающего от любви.

Герб Святого Грааля

В лазоревых, зелёно-синих тонах — знак соединения земли и неба .

Белый лев

Был исключительно распространен в тайных учениях тамплиеров и других рыцарских орденов средневековья. Это символ царского, девственного великодушия. Белый лев – символ небесной власти, данной воину Христову. Белый цвет – знак преображенного нового человечества, в котором действует Христово начало.

Белый голубь

Белый голубь с трепещущими крыльями — знак Святого Духа.

Белая голубица держит в лапах золотую кадильницу, исполненную ароматами всех земных и небесных благоуханий. Когда белая голубица впереди шествия Грааля парит и курит золотой кадильницей, все кругом исполняется благоуханий райского сада.

Каждение есть символ небесной молитвы. Голубица летит впереди шествия, что означает предвосхищенную молитву о Граале .

Белая лебедь

Белая лебедь — символ вечного детства. Она ведёт золотую ладью — церковь пренебесных добродетелей мессианистической династии.

Лоэнгрин приплыл из Грааля на золотой ладье. Есть тайна выплывания из Царствия в этот мир.

В лебедь является символом второй стадии алхимического процесса - albedo (белое делание). Это стадия очищения: душа освобождается от шлака презренной материи и предстает во всей своей чистоте.

Белый орёл

Важный символ противопоставлявшийся всевозможным монархическим двуглавым орлам.

Белый орел – знак мессианистической божественной монархии или истинной теократии. Знак того, что к власти в стране пришел не король, благословленный батюшкой (так называемый царь-батюшка), а король, в котором Кровь Христа. Левое крыло белого орла крест . Белый крест белого орла восхищает на небеса. Помазанники знают, что единственный способ восхититься на небо — взять крест на земле. Правое крыло — девство как условие взятия креста. Крылья взаимодействуют одно с другим, воспаряя к небесам. Белый орел — могущество Грааля , сила девства.

Кость перламутровая

Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля . В духовном смысле – Грааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно – от блюда до человека-хранителя Грааля – отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др.

В целом, мир тамплиеров по сей день окутан мраком. Что из преданий вымысел, что правда, говорить трудно. Но неоспоримым остаётся тот факт, что орден пыцарей Храма Соломона сыграл важную роль в становлении и средневекового, и современного общества.

Больше интересного

История рождения, расцвета и падения рыцарей Ордена тамплиеров, или «рыцарей-храмовников», является, пожалуй, одной из самых романтичных легенд мира, в котором мы живем.

Сколько бы ни прошло времени, сколько бы веков не покрыло седой пылью барельефы на могилах мучеников Ордена, сколько бы не было прочитано книг и сколько бы раз любители истории не произносили имя великого Жака де Молэ – все равно, по-прежнему, романтики и фантазеры, ученые и мистификаторы в разных странах все так же собирают рюкзаки, чтобы отправиться в поход за «золотом тамплиеров». Кто-то всерьез изучает карты рудников и приисков, обыскивает руины замков и расчерчивает пути тамплиеров в Европе, кто-то ищет свое «сокровище» на страницах бестселлеров, стремясь его обрести путем литературной славы.

И никому из нас – ни фантазерам, ни ученым, не дано узнать, «как это было» - на самом деле. Нам остаются лишь исторические хроники и воспоминания современников, документы Инквизиции и по сею пору иногда всплывающие письма и старинные свитки из личных архивов благородных семей Европы.

Кто-то придает истории тамплиеров религиозную окраску, кто-то светскую. Мы же попробуем для себя открыть правду – настолько, насколько это возможно сквозь гущу веков.

Франсуа Мариус Гранье. «Папа Гонорий II, предоставляющий официальное признание ордену тамплиеров».

«Рыцари храма»

Вскоре после удачного исхода Первого Крестового Похода и утверждения на земле Палестины Христианского Иерусалимского Королевства – первого военного государства, населенного, в основном, европейскими рыцарями, на Святую Землю хлынул поток паломников, привлеченных утопической идеей безопасной жизни среди христианских святынь. Орды народа, странствующие «по земле Иисуса», естественно, привлекали к себе не только внимание мусульман, разгневанных захватом исконно своих территорий и городов, но и их месть – страшную и бескомпромиссную. Местность, по которой проходили маршруты паломников, была наводнена грабителями и убийцами. Дорога к Священному городу стала смертельно опасной для пилигримов.

Европейские монархи были довольны исходом Крестового Похода – миссия выполнена, Святая Земля практически очищена. Оставшиеся мусульманские поселения они считали всего лишь досадной помехой на пути светлого христианского мира, и надеялись на то, что рыцари, которым были обещаны щедрые земельные наделы, постепенно эту помеху устранят. А тем временем, Иерусалимское королевство начало потихоньку пустеть – рыцари стремились домой, к своим семьям и родовым гнездам, и никакие награды не могли остановить большинство из них. Как же быть в таком случае с паломниками, ежедневно подвергающимся насилию, разграблению, убийствам?.. Они нуждались в охране.

Первый, в истории Ордена Тамплиеров, Великий Магистр - Гуго де Пейен Вот что пишет об этом в 1119 году епископ Вильгельм Тирский, некоторое время возглавлявший Церковь Иерусалимского Государства: «Некоторые знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников». Несколько рыцарей высокого происхождения, испросив благословения у Короля и Церкви, вызвались принять на себя заботы по охране паломников и всех христиан, которые в больших количествах передвигались по Святой Земле. Для этого, ими был основан духовно-рыцарский орден «Нищих Рыцарей», светская основа которого была уравнена и гармонизирована с основами церковными. То есть, братья-храмовники, вступая в орден, не принимали на себя монашеского сана, но духовно и физически, по сути, ими становились.

Возглавил Орден один из его основателей, знатный шампанский рыцарь Гуго де Пейен, ставший первым в истории Ордена Великим Магистром. И вот, перед королем и Патриархом Иерусалимским, Гуго и восемь его преданных командиров - Готфрид де Сен-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Годфрон, Рораль, Жоффруа Битоль, Нивар де Мондезир, и Аршамбо де Сен-Эньян принесли клятву защищать христиан, странствующих или нуждающихся в помощи, до последней капли крови, а так же принесли три монашеских обета.

Ради абсолютной исторической справедливости, автору статьи хотелось бы отметить, что, по сути, основание подобного ордена стало явлением Печать Ордена Тамплиеровабсолютно беспрецедентным, на многие века опережавшим свое время. В данном случае, это объединение рыцарей не было еще одним монашеским орденом, не было некой духовной организацией - в сущности, они организовывали первую из знакомых нам сегодня «неправительственных некоммерческих организаций», ради пропаганды идеи и сбора средств. Пропаганда идеи - необходимости существования подобного ордена – состояла в уже осуществляющейся успешной защите паломников, а сбор средств – а как же без этого?.. Ведь сами тамплиеры были необыкновенно бедны – вплоть до того, что на двух рыцарей приходилась одна лошадь. В последствие, когда влияние храмовников распространилось весьма обширно, они создали печать, в память о былых днях Ордена – печать эта изображает двух всадников на одном коне.

В течение долгих десяти лет храмовники вели совершенно нищенское существование, соблюдая устав ордена Святого Августина Блаженного, за неимением собственного. Так бы и продолжалось, если бы Король Иерусалимский Балдуин II «Прокаженный», в некоторой степени, оскорбленный лично таким бедственным положением дел подопечного ему ордена, не отправил бы Гуго де Пейена к Папе Гонорию II с требованием инициировать Второй Крестовый поход, мотивируя его необходимость наглостью мусульманских воинов, продолжавших совершать вылазки на территорию вновь образованного государства.

Балдуин вообще был весьма благосклонно настроен к ордену «бедных рыцарей» - он даже предоставил им, не имевшим никакого собственного имущества, церковь в своем дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву. Именно этот факт послужил точкой отсчета формирования того ордена, который знаком нам по описаниям сегодня: «Храм» (фр.temple), дал людям повод называть рыцарей «те, что у Храма», «храмовники». Об официальном имени – «Нищие рыцари» никто и никогда больше не вспоминал.

Де Пейен, в сопровождении небольшого количества товарищей, объехал практически всю Европу, не только уговорив государей собрать войска для Крестового Похода, но и попутно взымая немногочисленные и неохотные пожертвования. Кульминацией этой поездки стало присутствие Гуго де Пейена и рыцарей-тамплиеров на Великом Церковном Соборе во французском городе Труа – и присутствие это было обусловлено личной просьбой Папы Римского.

Это было полезно, и Де Пейен, как глава Ордена, понимал всю важность выступления на Соборе – хорошее выступление могло обеспечить поддержку Церкви, а поддержка Церкви – поддержку глав разных стран. Де Пейен говорил долго и красноречиво, завораживая эту избалованную и зашоренную церковную аудиторию картинами прекрасного нового, христианского мира, который возьмет свой исток у трона Иерусалима. Отцы Собора, покоренные его выступлением, обратились к присутсвующему там же Бернарду Клервосскому, который не стал скрывать своих явных симпатий к тамплиерам, с просьбой написать для нового ордена Устав, которым все бы были довольны. Так же отцы Церкви так же оказали рыцарям великую честь, повелев носить всегда белые с черным одежды, украшенные красным крестом. Тогда же, был создан и прототип первого боевого знамени тамплиеров, названного Боссеан.
Аббат из Клерво, принадлежащий к ордену Цистерцианцев, привнес этот воинственный дух и в Устав Храмовников, впоследствии названный Латинским. Бернард писал: «Солдаты Христа ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно».

В 1139 году Папа Иннокентий II издает буллу, по которой тамплиерам, к тому времени, уже превратившимся в довольно многочисленный, небедный орден, давала им значительные привилегии, такие как учреждение должности капеллана, освобождение от уплаты десятины и разрешение строить часовни и иметь свои кладбища. Но самое главное – желая иметь собственных защитников, Папа подчинил Орден единственному лицу, себе, возложив на магистра и его капитул полную ответственность за политику и управление орденом. Это означало абсолютную свободу для тамплиеров. А абсолютная свобода приносит абсолютную власть.

Это событие открыло перед Нищими Рыцарями все пути мира и стало новой главой в их истории – главой невиданного расцвета.

Золотой век Ордена

Манашеская одежда Ордена ТамплиеровИзначально, вся братия Ордена, делилась, согласно Уставу, на две категории: «рыцари» - или «братья-шевалье», и «служители» - или «братья-сержанты». Сами эти звания говорят о том, что в первую категорию принимались только рыцари благородного происхождения, во вторую же мог поступить любой мужчина не благородного происхождения, без всякой надежды со временем стать «братом-шевалье». Великому Магистру, который не являлся выборной фигурой – каждый Магистр еще при жизни должен был выбрать своего преемника – обладал практически неограниченной властью управления Орденом, которая была дарована Папой. Изначально, тамплиеры были категорически против вступления в ряды братьев священников, но, тем не менее, спустя некоторое количество десятилетий, с момента его образования, в рядах храмовников появился даже некий особый класс братьев-монахов, что было весьма удобно и даже целесообразно: монахи не могли проливать крови, к тому же, отправляли службы в собственных церквях Ордена.

Поскольку к членству в Ордене не допускались женщины, женатых рыцарей в Орден так же принимали неохотно, ограничивая их в выборе цветов для одежды. Так, например, женатые рыцари были лишены права носить белые одежды, как символ физической чистоты и «безгреховности».

Семьи женатых тамплиеров, после вступления ее главы в Орден, ждала незавидная участь по линии наследования. В том случае, если женатый брат отходил в иной мир, все его имущество, согласно «Договору о вступлении», поступало в общее орденское владение, а жена должна была в короткий срок покинуть имение, чтобы не искушать своим видом рыцарей и послушников Ордена. Но поскольку тамплиеры были известными благотворителями, то вдова и близкие члены семьи усопшего, всегда получали полную финансовою поддержку от казначеев Ордена (как правило, светских, «наемных» фигур) до конца жизни.

Благодаря такой политике членства, в скором времени Орден тамплиеров уже обладал огромными владениями не только в Святой Земле, но и в странах Европы: Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, Италии, Австрии, Германии, Венгрии.

Справка: Средневековый замок Тампль (Tour du Temple) сохранился до нашего времени только на страницах исторических документов, на старинных картинах и гравюрах. Парижский «храм» рыцарского ордена был разрушен согласно указу Наполеона I в 1810 году.

Католический орден Бедных Рыцарей Христа в 1119 г. был основан на Святой земле Палестины. После захвата Иерусалима египтянами религиозные члены ордена покинули Палестину. К тому времени они обладали огромными богатствами и обширными землями в Европе. Значительная часть монахов-рыцарей происходила из французских дворянских родов.

В 1222 г. был построен парижский Тампль. Замок, окружённый глубоким рвом, считался неприступным. Внутри крепостных стен возвышались семь башен, стояла готическая церковь с двумя апсидами и стрельчатыми проёмами. Вдоль стен просторного клуатра находились казармы и конюшни.

Весной 1306 г. в Париж прибыл Великий Магистр тамплиеров – убелённый сединами Жак де Моле. Его сопровождали шестьдесят рыцарей Ордена. Процессия въехала в столицу на лошадях и мулах. Священники везли прах магистра-предшественника Моле – Гийома де Боже. Была перевезена в Париж и казна тамплиеров.

Резиденцией Магистра ордена стала Главная башня Тампля. В это мощное сооружение можно было добраться только по подъёмному мосту с крыши казармы. Мост приводился в движение сложными механизмами. В считанные мгновения он поднимался, опускались тяжёлые ворота, падали кованые решётки, и Главная башня становилась недосягаемой с земли. В башне жил Великий Магистр, подотчётный только Капитулу.

Капитул Ордена тамплиеров заседал в замковой церкви. Посреди главного коридора храма была установлена винтовая лестница, ведущая в крипту. Каменные плиты крипты скрывали усыпальницу Магистров; на одном из уровней тайного подземелья хранилась казна Ордена.

Так же, именно тамплиеров принято считать родоначальниками банковского дела – именно казначеям Ордена принадлежит идея обычных и «дорожных» чеков. Самое интересное состоит в том, что такая схема до сих пор является, можно сказать, «классикой» современного банкинга. Оцените ее красоту, простоту и практичность: наличие подобных чеков избавляло путешественников от необходимости перевозить золото и драгоценные камни с собой, ежеминутно опасаясь нападения разбойников и гибели. Вместо этого, обладатель ценностей мог явиться в любую «комтурию» Ордена и внести в ее казну все эти вещи, получив взамен чек, за подписью Главного Казначея (!!!) и отпечатком … собственного пальца(!!!), чтобы после этого со спокойной душой отправиться в путь с небольшим кусочком кожи. Так же, за операции с чеком, Орден брал небольшой налог – при обналичивании ценностей, указанных в чеке!.. Задумайтесь на одну минуту, не напоминает ли это Вам современные банковские операции?.. Если же обладатель чека мог исчерпать свой лимит, но нуждаться в деньгах, Орден выдавал ему таковые, в счет последующего погашения. Существовала и высокоразвитая система того, что сегодня мы бы назвали «бухгалтерским учетом»: два раза в год все чеки отсылались в главную комтурию Ордена, где их детально подсчитывали, подводили казенный баланс и архивировали. Не гнушались рыцари и ростовщичеством, или, если угодно, «банковским кредитованием» - любой обеспеченный человек мог получить ссуду под десять процентов, в то время как евреи-ростовщики или государственные кассы давали под сорок процентов.

Обладая настолько развитой банковской структурой, в скорости, тамплиеры стали необходимы и Двору. Так, например, в течение двадцати пяти лет, два казначея Ордена – Гаймар и де Милли – надзирали за казной французской монархии, исполняя при этом, по просьбе Филиппа II Августа, функции министра финансов, то есть, практически управляя страной. Когда на престол взошел Людовик IX Святой, Французская казна полностью была перенесена в Тампль, оставаясь там так же и при его преемнике.

Таким образом, «нищие рыцари» в сравнительно короткое время приобрели статус крупнейших финансистов Европы и Стран Востока. В числе их должников ходили абсолютно все слои населения – от простых горожан до августейших особ и отцов Церкви.
Благотворительность

Особенное место в списке дел Ордена занимают так же рационализаторская и благотворительная деятельность.

Поскольку тамплиеры были не только самым богатым из всех существующих орденов, но и самым привлекательным для новых братьев в плане возможностей, под его покровительством работало много выдающихся умов и талантов своего времени.

Тамплиеры, не скупясь, тратили огромные суммы на развитие наук и искусств, на меценатскую поддержку художников, музыкантов, поэтов. Но все же, солдаты остаются солдатами, и основной сферой интересов храмовников было развитие таких областей, как геодезия, картография, математика, физические науки, строительные науки, мореплавание. К тому времени, Орден уже давно располагал собственными, не подконтрольными власти королей верфями, портами, собственным современным и сверх-оснащенным флотом – довольно упомянуть, что на всех его кораблях были магнитные (!!!) компасы. «Морские тамплиеры» активно занимались коммерческими грузо - и пассажироперевозками, перевозя паломников из Европы в Иерусалимское Королевство. За это они получали щедрое вознаграждение и церковную поддержку.

Не менее активно, тамплиеры занимались и строительством дорог и церквей. Качество проезда в Средние века, можно было бы охарактеризовать, как «сплошной грабеж, помноженный на отсутствие дорог» - если Вы паломник, будьте уверены, что Вас ограбят не только разбойники, но и государственные сборщики налогов, имеющие пост у каждого моста, на каждой дороге. И тамплиеры, к неудовольствию властей, эту проблему решили – они занялись активным строительством прекрасных дорог и крепких мостов, которые охраняли их собственные отряды. С этим строительством связан так же и один «финансовый феномен», являющийся, по серкам Средник веков, и вовсе нонсенсом – за проезд рыцари не взимали налогов, ни одной монеты!.. Так же, менее чем за сто лет, Орденом по всей Европе были построены не менее 80 больших соборов и не менее 70 церквей, монахи же, населявшие эти церкви и соборы, полностью состояли на обеспечении тамплиеров.

Простой народ не просто был расположен к храмовникам – люди глубоко ценили благородство этих воинов. В самые тяжелые времена, когда случался голод и цены на меру пшеницы составляла гигантскую сумму в тридцать три су, тамплиеры кормили в одном только месте до тысячи человек, не считая ежедневных трапез для нуждающихся.

Моле, Жак де. Последний Великий магистр ордена

Начало конца

Сцена крестового похода рыцарей Ордена ТамплиеровИ все же, основным призванием тамплиеров, по-прежнему оставалось рыцарство, в особенности – войны с мусульманами, которые продолжались на Святой Земле. На эти войны и уходили основные средства и ресурсы Ордена. В этих войнах, храмовники преуспевали – известно, что тамплиеров и госпитальеров мусульманские воины боялись настолько, что султан Саллах ад Дин даже принес клятву «Очистить свою землю от этих поганых орденов».

Французский монарх Людовик VII, который возглавлял со своим войском Второй Крестовый поход, позже писал в своих заметках, что тамплиеры оказали ему огромную поддержку, и он даже не может представить, что бы ждало его войска, не будь с ними храмовников.

Однако не все европейские монархи были такого высокого мнения о надежности и преданности тамплиеров. Так, например, многие царственные персоны настаивали на том, что с сарацинами должен быть заключен мир, и вот, в 1228 году, Фридрих II Барбаросса этот договор заключил.

Тамплиеры были в ярости – согласно этому договору, сарацины обязывались передать Иерусалим христианам. Великий Магистр Ордена посчитал это огромной стратегической ошибкой – ведь Иерусалим находился практически в блокаже, окруженный мусульманскими территориями. Но Фридрих, который тамплиеров не любил – по многим причинам, и богатство Ордена была не последней из них – предпочел пойти на открытый конфликт, обвинив рыцарей в измене. Тамплиеры ответили ему угрозами, после которых Фридрих пришел в такой испуг, что в ближайшее же время свернул свои войска и покинул Святую Землю. Но отбытие Барбароссы не отменило заключенного договора, и ситуация из плохой прекратилась в бедственную.

Можно сказать, что Седьмой поход, под предводительством неопытного в тактических и политических вопросах короля Франции Людовика Святого, вбил последний гвоздь в крышку гроба христианского Королевства. Людовик, не имеющий опыта в восточном регламенте, со своей стороны расторг договор, который с трудом был заключен Великим Магистром Тамплиеров с султаном Дамаска – основного оплота сарацинов. Последствия этого необдуманного шага тут же стали весьма ощутимы – мусульманская армия, не удержимая ничем, одерживала одну победу за другой, и потери среди иерусалимских рыцарей были огромны. Христиане теряли город за городом, и даже были вынуждены с позором сдать Иерусалим – после длительной осады и жестокого боя.

Весной 1291 года сарацинский султан Килавун со своими войсками осадил город Агра, который являлся на тот момент последний оплот рыцарства в Палестине. По воспоминаниям современников, бой был воистину страшен, а численное превосходство – на стороне мусульман. Сарацины смели защиту и ворвались в город, учинив зверскую резню, в которой погиб Великий Магистр тамплиеров.

Оставшиеся в живых тамплиеры и госпитальеры скрылись в башне своей резиденции, где им удавалось некоторое время оказывать сопротивление врагу, но мусульмане, которые не могли их оттуда «достать», придумали способ решить все разом. Они начали одновременно подкапывать и разбирать башню, что и привело к ее обрушению. Она упала, погребя под собой и рыцарей, и сарацинов.

Все эти события в один момент закрыли эту главу истории христианского рыцарства, поставив точку в повести об Иерусалимском Королевстве.

Филипп IV Красивый (король Франции)

Падение ордена

С падением Святого Королевства, положение тамплиеров стал незавидным. Обладая все той же мощью – и численной, и финансовой, они потеряли главную цель, в которой и была заключена суть его существования: охрана и защита Иерусалима.

Европейские монахи и Церковь, для которых необходимость в Ордене более не была насущной, возлагали на них ответственность за падение христианского королевства – и это не смотря на то, что именно благодаря тамплиерам ему удалось просуществовать столь долго. Храмовников начали обвинять в ереси и предательстве, в том, что они собственноручно отдали Гроб Господень сарацинам и отреклись от Бога, и не смогли сохранить главную ценность христианского мира – землю, по которой ступали ноги Иисуса.

Особенно положение Ордена не устраивало французского монарха Филиппа IV Красивого, который правил страной, как абсолютный тиран и не намерен был терпеть чьего-то вмешательства в дела короны. К тому же, Филипп был обременен огромным количеством долгов Ордену. Вместе с этим, Филипп был умен, и прекрасно осознавал то, что тамплиеры – мощнейшая, богатая военная организация, не подотчетная никому, кроме Папы Римского.

Тогда Филипп решил действовать не силой, но хитростью. Он от своего имени написал прошение Великому Магистру Жаку де Мола, в котором просил принять его в почетные рыцари. Де Мола, считавшийся одним из мудрейших политиков и стратегов своего времени, это прошение отклонил, понимая, что Филипп стремится со временем занять пост Великого Магистра, чтобы сделать казну Ордена своей собственной.

Филипп был взбешен отказом, поклялся любым способом прекратить существование Ордена, раз уж ему не удается его завоевать. И такая возможность ему в скором времени представилась.

Последний Великий Магистр Ордена Тамплиеров Жак де Мола.

Бывший тамплиер, «брат-шевалье», изгнанный тамплиерами за убийство своего же брата, находясь в государственной тюрьме за другие преступления, в расчете на снисхождение, сознался в грехах против веры, которые якобы совершал, будучи в Ордене, вместе с другими братьями.

Король немедленно начал следствие против Ордена, оказывая как можно более агрессивное давление на Папу Римского с требованием отказать тамплиерам во всех привилегиях. Он издал самостоятельный указ, разосланный во все провинции с указанием «тамплиеров всех хватать, подвергать их аресту и отнимать их имущество в казну».

13 октября 1307 года, практически все члены Ордена, не успевшие укрыться или обремененные семьями, были застигнуты войсками Филиппа и подвергнуты арестам, имущество было конфисковано.

Согласно доступным сегодня протоколам допросов Инквизиции, тамплиеров обвиняли в отречении от Господа, оскорблении Креста, ереси, мужеложстве, поклонении некой «Бородатой Голове», являющейся одной из ипостасей демона Бафомета. Подвергнутые страшным пыткам, многие рыцари признались практически во всем, и вот, Папа издал буллу о том, что все европейские монархи должны начать аресты тамплиеров по всем странам, а так же изымать в пользу казны и Церкви имущество – и их собственное, и имущество Ордена, а так же земель. Эта булла положила начало судебным процессам в Германии, Италии, Англии, на Пиренейском полуострове и на Кипре, где находилась вторая по величине после парижской, резиденция Великого Магистра.
После длительного, всеевропейского следствия, пыток и унижений, в 1310 году возле монастыря святого Антония под Парижем, на костер взошли 54 рыцаря, которые нашли в себе силы отказаться от показаний, данных ими под пытками. Филипп Красивый праздновал победу – папской буллой от 5 апреля 1312 года, Орден Храма был официально упразднен и прекратил свое существование.

Приговор Великому Магистру Ордена, Жаку де Молэ, был вынесен лишь в 1314 году – Филипп хотел в полной мере насладиться унижением человека, некогда могущественного настолько, что мог смело игнорировать его пожелания. Перед судом, Великий Магистр, а так же приор Нормандии Жоффруа де Шарне, визитатор Франции Гуго де Пейро и приор Аквитании Годфруа де Гонвиль полностью признали обвинения и покаялись в совершенных злодеяниях, вследствие чего, церковный суд по инициативе Папы, заменил смертную казнь для них на тюремное заключение. Историки считают, что со стороны Магистра это был политический ход – суд над тамплиерами проходил публично. Выслушав приговор, де Молэ и де Шарнэ публично отреклись от предыдущих признаний, вырванных под пытками. Великий Магистр Жак де Молэ заявил, что предпочтет смерть заключению, унижающему его достоинство и гордость воина. В тот же вечер, костер поглотил и их.

И вот так, в кострах и пытках, унижении и клевете, закончилась уникальная история великого Ордена нищих рыцарей Христовых – элефанта, побежденного мышью. Так пал гигант, который не могли сломить войны и поражения, но сломила алчность.

Церковь Ордена Тамплиеров (Темпл), Лондон, Великобритания

Рыцари тамплиеры и их деятельность до сих пор являются не до конца изученной и даже загадочной главой истории. Им посвящены десятки исторических трудов, тамплиеры так или иначе фигурируют и в художественной литературе.

Говоря о загадочных рыцарях, непременно вспоминают и их символ – красный Tамплиерский крест. Давайте же разберемся в значении символа «крест Тамплиеров», истории его появления и способах использования современным поколением.

Орден Тамплиеров – загадочное общество, образовавшееся в начале XII-го века и просуществовавшее около 200 лет. Этот союз рыцарей был основан после первого крестового похода, и первоначально они называли себя «Орден бедных рыцарей Христа». Впоследствии у них было много названий:

  • орден Храмовников;
  • орден бедных братьев Иерусалимского Храма;
  • орден Храма;
  • орден рыцарей Иисуса из Храма Соломона.

Первоначальная цель тамплиеров заключалась в защите паломников, которые направлялись на святую иерусалимскую землю.

Как и любому другому ордену рыцарям Храма полагалось иметь отличительные знаки: герб, флаг, а также девиз. Так появилось знамя Тамплиеров в виде красного креста на белом фоне. Крест был выбран не случайно, ведь члены ордена были крестоносцами.

Почему же «бедные рыцари»? Этому есть несколько объяснений. Во-первых, бедность в христианстве считается большой добродетелью, а крестоносцы, которые боролись за свою веру на святой земле таким образом подчеркивали свою «святость».

По некоторым данным первые рыцари ордена действительно были бедны. Настолько, что не каждый из них мог позволить себе приобрести лошадь. Так, или иначе, но спустя какое-то время орден стал невероятно богатым и обзавелся обширными землями. А за правую цель и деяния во имя господа Папа Римский наградил всех членов союза особыми привилегиями.

Первоначальная цель тамплиеров заключалась в защите паломников, которые направлялись на святую иерусалимскую землю. Спустя некоторое время орден стал принимать участие в военных походах государств, на территориях которых располагались отдельные части братства.

К концу своего существования рыцари увлеклись торговлей, ведь эта деятельность приносила хорошую прибыль. Им также приписывают создание одного из первых банков: купцы, путешественники или паломники могли отдать ценности в одном представительстве ордена, и получить их в другой стране, предъявив соответствующий документ-расписку.

Желание обогатится не вызвало восторга у правителей разных стран. Поэтому рыцарей стали изгонять из территорий государств, а затем арестовывать и предавать казни. Стоит ли говорить, что богатства ордена конфисковались в пользу государства. Папа Климент V в 20-х годах XIII-го века объявил орден Тамплиеров незаконным, а его последователей – еретиками.

История возникновения креста Тамплиеров

О появлении классического изображения герба средневекового движения есть одна легенда: когда папа Римский благословлял рыцарей на первый поход, во время молитвы он разодрал свою алую мантию на кусочки и раздал каждому воину. А они в свою очередь пришили эти кусочки на свои белые одежды.

Позже нашивка стала выполняться в форме равностороннего креста, но цвета остались те же – красный и белый. В данном случае красный цвет символизирует кровь, которую рыцари-тамплиеры готовы добровольно пролить за освобождение священных земель от неверных. Воины носили знак на своих доспехах и военной атрибутике.

Почему орден выбрал в качестве собственного отличительного символа именно крест доподлинно не известно. Существует несколько версий, как появилась основная символика тамплиеров:

  1. Равносторонний крест взят из культуры кельтов. Из-за раздвоенности лучей его еще называют «Лапчатый крест». В кельтской культуре знак был заключен в окружность и сегодня известен как .
  2. Именно известный на сегодня вид тамплиерского знака был придуман специально для этого движения. Основой для создания послужили языческие символы. В язычестве знак означал безграничную любовь и почитание бога-создателя.
  3. Символ является чем-то средним между знаками язычества и христианским православным крестом. Некоторые историки утверждают, что знак был придуман как переходной для облегчения привыкания народа к новой вере.

В любом случае тамплиерский крест до сих пор используется не только в магии и оккультных науках, но и простыми людьми.

Значение креста Тамплиеров

Множество столетий назад индоевропейцы использовали знак двух пересеченных линий как символ жизни, неба и вечности. Современные ученые трактуют значение символа тамплиеров как союз и взаимодействие противоположностей: женского и мужского начала, добра и зла, света и тьмы. Считается, что никакая крайность не может существовать сама по себе.

Тамплиерский крест защитит его обладателя от негативной энергии недоброжелателей и завистников.

Основная задача знамени Тамплиеров – защита своего владельца от зла. Сегодня символ известен как преобразователь отрицательной энергии в положительную. По этой причине обычные люди обращаются к амулету с крестом тамплиеров для:

  • защиты от сглаза и недоброжелателей, завистников;
  • отвода порчи;
  • отвода сплетен и дурных слухов;
  • преобразования направленного на владельца негатива в положительную силу и присоединения ее к собственной энергетике.

Форма креста обладает не только способностью улавливать отрицательное и превращать его в положительное. Добрая энергия не уходит бесследно в пространство, талисман направляет ее на подпитку естественного энергетического ресурса своего обладателя. Благодаря этой способности знак часто используется магами в ритуалах, которые требуют больших энергетических затрат.

Символ нужно носить так, чтобы его не видели посторонние люди. Первое время лучше носить амулет под одеждой, чтобы он тесно контактировал с телом человека – так амулет налаживает связь с хозяином.

Виды крестов

В исторических книгах, на картинах с изображением тамплиеров и прочих произведениях искусства, связанных с историей этого ордена встречаются самые разнообразные символы. Интересно, что крест на них не всегда окрашен красным цветом – иногда он был черным, и некоторые приверженцы движения Тамплиеров и сейчас утверждают, что истинное сочетание было именно черно-белым.

На сохраненных до наших дней знаках лучи были раздвоенными, на других были нанесены дополнительные символы. Расположение нашивки на одежде тамплиеров также менялось в течение того времени, что существовал орден. Так появилось несколько разнообразных видов герба тамплиеров:

  1. Лотарингский крест. Имеет две горизонтальные перекладины. По легенде был создан из обломков деревянного распятия, на котором был казнен Иисус Христос.
  2. Кельтский крест. Знак в виде креста, заключенного в круг.
  3. Крест восьми блаженств. У данного символа очень необычная форма, она редко использовалась – к центру соединялись 4 стрелки.

Сегодня тамплиерский знак имеет следующий внешний вид: равносторонний крест заключен в окружность:

  • крест – единство четырех стихий;
  • круг – значение Солнца.

Для своего обладателя он несет значение духовной силы, воздержания от греховных искушений, благоразумие, чувство справедливости и обладание христианскими добродетелями.

Тамплиерский крест с пятиконечной звездой.

Современный тамплиерский символ нередко можно увидеть в сочетании с пентаграммой – пересеченными двумя треугольниками, образующие пятиконечную звезду. Пентаграмма – это сильнейший талисман против преград на жизненном пути. Знатоки древних символов утверждают, что пентаграмма способствует достижению жизненных целей, ограждая человека от тех трудностей, которые могут помешать ему.

Как используют средневековый символ сегодня

На сегодняшний день во многих странах мира появились небольшие движения последователей необычного средневекового ордена, история которого окутана тайнами.

Желающие получить защиту средневекового рыцарского знака наносят Тамплиерский крест на амулеты. Они могут иметь разные формы:

  • медальон с тиснением;
  • печатка;
  • изящная подвеска.

Иногда древний символ используют как элемент сложной татуировки или наносят на кожу как самостоятельный рисунок. Оберег используют для собственной духовной и физической защиты, а также укрепления веры.

В средневековье тамплиерский крест вышивали на одежде и наносили на предметы быта, но сегодня такое использование большая редкость. Иногда его наносят на поверхность порога у входной двери – он дарует жильцам защиту от недоброжелателей, а само жилье защитит от пожара и ограбления.

Чтобы усилить действие средневекового магического знака тамплиеров, можно использовать другие символы, которые использовались орденом: печать с особым знаком Тамплиеров (полумесяц, всадник, лотос, священный грааль или чаша), дополнительные кельтские символы на обратной стороне амулета.

Оберег с крестом Тамплиеров используют для духовной и физической защиты, а также укрепления веры.

Перед тем, как решиться на приобретение амулета, рекомендуется ознакомиться с общими правилами его использования:

  1. Оберег, приобретенный для личного использования, в первое время нужно носить постоянно – примерно две недели. Затем его можно снимать, но ненадолго, чтобы связь священного знака и энергетики человека не ослабевала.
  2. Талисман рекомендуется носить на груди: рыцари ордена для защиты и покровительства высших сил носили нашивку на груди и спине.
  3. Амулет лучше выбирать из сплавов качественных износостойких металлов. Чаще всего используют обереги, оформленные в средневековом стиле.
  4. Талисман лучше всего приобретать для личного пользования.
  5. Крест Тамплиеров можно носить и женщинам, и мужчинам. Но детям такой амулет ни к чему – неокрепшая энергетика ребенка не справится с действием рыцарского знака.

Если же вы решили сделать тату, наносите его на грудь, предплечье или верхнюю часть спины. Стоит отметить, что крест Тамплиеров в виде рисунка на коже активизируется сразу после нанесения, даруя своему обладателю сильнейшую защиту до конца жизни. Некоторые обладатели такого тату отмечают, что после его нанесения стали чувствовать себя увереннее, стали успешнее в карьерном продвижении и реже подвергаются заболеваниям.

Тамплиеры, реально существовавший в XII-XIV веках европейский рыцарский орден, в наше время благодаря журналистам и плодовитым на сенсационные книги писателям превратились в некий символ тайного оккультного общества, хранителя неких мистических знаний. Следовательно, в том же направлении двигается и нынешнее восприятие символики тамплиеров (определённая символика в Средние века была обязательной составной частью любой организации, начиная от рыцарских орденов и заканчивая ремесленными цехами). Теперь в символах тамплиеров стараются найти некий сокровенный оккультный смысл, при этом учёные предлагают более традиционные толкования, полагая, что ничего особенного в тамплиерских символах не было.

Основные символы тамплиеров

В настоящее время специалистам достаточно хорошо известны основные, наиболее важные и часто употреблявшиеся, символы Ордена Храма – тем более, что существует достаточно средневековых источников, объясняющих значение этих символов и рассказывающих историю их появления. Следует обратить особенное внимание на то обстоятельство, что в последнее время можно встретить немало символов, которые приписываются тамплиерам, но к реально существовавшим тамплиерам не имевшие никакого отношения. Из дошедших до нас достоверных символов тамплиеров наиболее существенны следующие:

Так называемый лотарингский крест тамплиеров – считается, что использовать этот символ имели право только храмовники, так как он был легендой связан с Иерусалимским Храмом и Храмом Гроба Господня, а тамплиеры появились именно в Иерусалиме;

Красный крест – тамплиеры нашивали красный крест самой простой конфигурации на левую сторону груди. В середине XII века ордену на это дал специальное разрешение Папа Римский с одной стороны, красный крест должен был символизировать готовность претерпеть страдания во имя христианской веры, с другой, он должен был выступать своего рода божественным щитом, защищавшим сердце рыцарей в борьбе с иноверцами;

Белый плащ – по уставу ордена тамплиеры могли носить одеяния лишь двух цветов, чёрного и белого, причём плащ должен был быть обязательно белый. Он символизировал чистоту помыслов и веры, целомудрие помыслов и поступков, необходимое для борьбы за святое дело. Белые плащи были отличительной чертой Ордена Храма, только его члены могли носить такое одеяние;

Два всадника на одном коне – символ, часто использовавшийся в иллюстрациях текстов, связанных с тамплиерами, а также ставший официальной печатью Ордена. По интерпретации самих тамплиеров, он означал одновременно и практические особенности ведения боевых действий на Святой земле (когда всадник вёз также и пехотинца), и особые братские отношения внутри ордена, где его члены готовы были разделить друг с другом всё и при этом всегда защитить один другого. Примечательно, что во время судебного преследования тамплиеров обвинителями этот символ зачастую трактовался как признак извращённых порядков внутри Ордена, гомосексуальных связей между тамплиерами.

Тамплиеры – сатанисты?

Между тем учёные признают, что в ряде построенных тамплиерами храмов и зданий присутствуют разнообразные символы: однако исследования не показали наличия каких-то особенных, присущих только тамплиерам символов. Эксперты вообще полагают, что слухи о некоей таинственности Ордена Храма сильно преувеличены: в действительности же его деятельность и внутренняя жизнь были достаточно открыты. Было лишь два исключения: тамплиеры исповедовались лишь собственному капеллану Ордена, а также не допускали посторонних на совещания своего руководства. Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Наибольшие кривотолки и споры вызывает приписываемый именно тамплиерам символ Бафомета – по одному мнению, некоего древнего языческого божества, по другому, одного из воплощений дьявола. В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. Самого Бафомета ныне представляют как восседающее на кубе андрогинное существо (то есть сочетающее в себе признаки обоих полов или бесполое) с крыльями и головой козла – якобы именно отсюда пошёл оккультный символ перевёрнутой пятиконечной звезды, ассоциирующийся чаще всего с сатанизмом. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви.