Из книги Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города. автора Цыпин Владимир

Часть 10. Гербы Мстиславля Так уж сложилось, что Мстиславль издавна находился на границе с российскими землями и поэтому им всегда пытались овладеть русские государи.Витебским и Мстиславским называл себя царь Алексей Михайлович в то время, когда Мстиславль ещё не входил

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Гербы и флаги Как бы мы ни относились нынче к рыцарству, но было то время, и в нем жили люди. Мы теперь можем, при желании, посмеяться над их нелепыми одеждами и прическами, перьями на шлемах, «технической отсталостью», суевериями и гербами. Но они относились совершенно

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Гербы Костюм не был единственным способом выразить собственную индивидуальность или продемонстрировать свою принадлежность к какой-то определенной социальной группе. Аналогичную функцию выполняли многочисленные аксессуары, знаки отличия и эмблемы. Среди последних

Из книги Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями] автора Жабинский Александр

Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар Николаевич

Дворянские девизы

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Девизы шведских правителей Густав Ваза:– Вся власть от Господа.– Если Господь с нами, то кто же против нас.– Блажен тот, кто боится Господа.– Земля принадлежит Господу.Эрик XIV: Господь дает, кому пожелает.Юхан III: Господь – наш защитник.Сигизмунд:– За право и народ.–

Из книги Войны роз. Йорки против Ланкастеров автора Устинов Вадим Георгиевич

Из книги Военный коммунизм в России: власть и массы автора Павлюченков Сергей Алексеевич

Военный социализм и военный коммунизм Как подчеркивалось, по проблемам военного коммунизма в России среди исследователей издавна существует множество разногласий, выразившихся в самых противоречивых оценках на страницах политических изданий и исторической

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

ДЕВИЗЫ, НАДПИСИ, ЭМБЛЕМЫ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ A genio lumenОт гения - светAliis inserviendo consumorСлужа другим, себя трачуAliis lucens urorСветя другим, сгораю(Предолжил в качестве девиза медицины Ван Тульпиус, голландский врач XVII в.)Alterius non sit qui - suus esse potestКто может принадлежать себе, тот да не

Из книги Загадки истории. Отечественная война 1812 года автора Коляда Игорь Анатольевич

«Достиг судорожный клич пределов мирной Украины»: украинцы в «войне за царя и Отечество» А как же император Александр I? Надеялся ли он использовать в борьбе с французами украинские владения своей империи? Мог ли рассчитывать на помощь «малороссийского

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история автора Тавровский Юрий Вадимович

Девизы правления – не только для императоров Реализуя стратегию сяокан, преемники Дэн Сяопина выдвигали в ее контексте собственные тактические программы. Традиция создания краткого лозунга, передающего главный смысл текущей политики, уходит корнями в глубины


Изучение надписей на средневековом оружии представляет интересную историю о ментальности и веровании как рыцарей, носящих это оружие, так и мастерах, изготавливавших их. Мистическое значение этих надписей было важно для рыцарей, участвующих в крестовых походах и в многочисленных войнах того неспокойного времени. Меч был символом справедливости, защиты христианских идеалов, мира и покоя граждан. На них молились, приносили присягу, давали обеты. Иногда в навершии рукояти находились святые мощи. Знаменитые мечи имели свои имена. Меч короля Артура имел имя Экскалибур, обладал магическими свойствами и мог заживлять раны.

"D NE QVIA VIM PATIOR RESPONDE PRO ME" с латыни перевели так - "Господи! Чтобы я не терпел обиды, ответь за меня". Первая D - означает сокращённо DOMINE. Эта надпись производная от цитаты из Библии Libri Isaiae Capitis XXXVIII versum XIV
DOMINE VIM PATIOR RESPONDE PRO ME
Впрочем, часто надписи были сокращёнными, с начальными буквами религиозных изречений. Неграмотные рыцари, участвующие в крестовых походах заучивали слова молитв по первым буквам, выгравированных на их мечах. Таким образом они могли прочитать молитву перед боем. Допустим:
DIOLAGR читается так: "D(e)I O(mnipotentis) LA(us) G(enitricis) R(edemptoris)". В переводе с латыни это означает - "Бога всемогущего СЛАВА матери искупителя". Другая композиция ININININININ, несмотря на обилие знаков, значительно проще и означает: I(esu) N(omine), I(esu) N(omine), I(esu) N(omine) и еще три повторения. Текст переводится как "Во имя Иисуса, Во имя Иисуса, Во имя Иисуса…" и еще три раза. Тайнопись SNEMENTS означает: S(ankta) N(omin)E M(atris) E(nimo)N T(rinita)S - "Святая Во имя Богоматери во имя Троицы".
IHS (Jesus Homini Salvator) или употребляемые отдельно литеры S, О, X (Salvator - Спаситель, Omnipotentes - Всемогущий, Xristus -Христос).


IN NOMINE DOMINI (Во имя Господа)
SOLI DEO GLORIA (Только во славу Господа)
USSU TUO DOMINE (По приказу твоему, Господи)
IN TI DOMINI (Во имя твое, Господи)
IN DEO GLORIA (Во славу Божию)
PRO DEO ET RELIGIONE VERA (За Бога и истинную религию)
IVDICA DOMINE NOCENTES ME EXPUGNA IMPUGNATES ME, представляющие собой первую строфу 34 Псалма: «Суди, Господи, тяжущихся со мной, борись с борющимися со мной»
FIDE SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому веришь)
ELECTIS CANCIONATUR DEO GLORIA DATUR (Избранными воспевается и воздается слава Господу)
PAX PARTA TUENDA (Равный мир Должен быть сохранен)
ROMANIS SACRIFICATUR РАРАЕ GLORIA DATUR (Римлянами возносится молебен и славится Папа)


В дальнейшем, когда в обиход вошла шпага, как непременный атрибут знатного рода, который носился постоянно, и которая означала готовность в любую минуту защищать честь и достоинство появились другого рода надписи:
VINCERE AUT MORI (Победить или умереть)
INTER ARMA SILENT LEGES (Среди оружия молчат законы)
FIDE, SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому)

Некоторые латинские девизы можно отнести к разряду морально-этических наставлений. Допустим:
TEMERE NEC TIMIDE (Не оскорбляй и не бойся),
VIM SUPERAT RATIO (Разум одолевает силу)
HOCTANGI MORTI FERRUM (Касание этим железом смертельно)
RECTE FACIENDO NEMINEM TIMEAS (Ничего не бойся, правильно поступая)


Встречаются надписи на национальных европейских языках, часто имеющих значение девизов:
Ne те tire pas sans raison ne me remette point sans honneur (Нe обнажай меня без необходимости, не вкладывай в ножны без чести)
Honni soit qui mal у pense (Позор тому, кто дурно об этом подумает)
Dieu mon esperance, Iерёе pour та defence (Бог - моя надежда, шпага моя защита).

Часто надписи на оружии имеют смешанный характер, отражая новую идеологию абсолютистской монархии:
PRO GLORIA ЕТ PATRIA (За Славу и Отечество)
PRO DEO ЕТ PATRIA (За Бога и Отечество)
VIVAT REX (Да здравствует король)


Нередкими были и стихотворные надписи, характерные только для этих орудий казни: Die hersen Steiiren Demvnheil
Jch ExeQuire Jhr Vrtheil
Wandem sunder wirt abgesagt das leben
Sowirt er mir vnter meine handt gegeben
(Сердца правят несчастьем
Я исполняю ваш приговор
Грешник когда его лишают жизни
Тогда его передают мне в руки).

Другие надписи на клинках:
"Cuando esta vivora pica, No hay remedio en la botica" (от этой гадюки в аптеке нет лекарства). Надпись на навахе, подаренной Сталину испанскими республиканцами.

"Умри злодей от руки моей". Надпись на охотничьем кинжале. Златоуст, 1880-е годы.

"Meine Ehre heißt Treue" (Моя честь называется верность). девиз на кинжалах SS (Schutz Staffeln)

"Mort aux boches" (Смерть немчуре). Boche - французское пренебрежительное/матершинное название немцев. Надписи на клинках французского сопротивления.
"Ложных друзей берегись сам, а от недругов спасу тебя я." латинская надпись на сабле польского короля Яна Собеского
"В правде сила" надпись на сабле хромого Тимура
Melius non incipient, quam desinent -
Лучше не начинать, чем останавливаться на полпути
Serva me - servabo te - сохрани меня - сохраню тебя
Mehr sein als scheinen - Будь лучше, чем кажешься
Oderint, dum metuant. - Пусть ненавидят - лишбы боялись.
"Без нужды не вынемай, без славы не вкладывай"
"Без веры не присягай, присягнувши веруй" одни из многочисленных девизов на казачьих шашках.
«In hostem omnia licita».- По отношению к врагу всё дозволено.(лат.)
In omnia paratus – готов ко всему
Ultima ratio – последний довод

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане - ворон;
  • саксы - льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Эпоха рыцарей воспета во многих произведениях их современников и в романах авторов последующих времен. Романтикой, а иногда мистикой, окутаны сам паладин, его рыцарский девиз, герб, образ жизни, служение прекрасной даме. Как правило, это были жестокие воины, но прекрасные произведения литературы сделали их образ неотразимым и нарицательным - когда хотят охарактеризовать настоящего мужчину, его называют рыцарем.

Девиз как кредо

И способствуют этому не только художественные произведения. Девизы рыцарей Средневековья, которые были важнейшим атрибутом всего образа, говорят сами за себя. Все они могут быть объединены под одним общим девизом - «Бог, женщина, король». Хотя существовало довольно много абстрактных и претенциозных девизов: «Другим не стану» или "Ни себе, ни людям" и так далее. Но в основном, рыцари Средневековья, как явление, символизируют благородство мыслей, чувств, поступков и декларируют то, что все силы и умения, сама их жизнь будут направлены на служение и защиту отечества, веры и любви.

Истоки рыцарского кодекса чести

Идеалы прекрасные, потому что в основе лежит легендарная речь наставляющего и напутствующего рыцарей короля Артура. Его прекрасные слова составили Кодекс чести рыцарства. Исходя из декларируемых, обязательных норм поведения, образ воина со временем стал весьма романтичным. Айвенго, Роланд, Сид, рыцари Круглого стола во главе с Тристан - перечислять эти замечательные образы можно долго. У каждого из них был свой рыцарский девиз, который, как правило, выбивался на гербе, но суть была одна - служение выбранному идеалу. Как любое явление, рыцарство появилось, достигло своего расцвета, исчезло за ненадобностью и даже впоследствии порицалось. Но оно сыграло свою историческую роль, особенно в деле распространения христианства.

Отдельная каста

И если мифические рыцари Круглого стола, или реальное окружение короля Ричарда Львиное Сердце, окутаны ореолом привлекательности, то мало чего хорошего можно сказать о тевтонских, ливонских и польских тяжеловооруженных конниках. Несмотря на весьма достойный рыцарский девиз последних - "Бог, честь, отчизна" - с ними больше связаны лицемерие, интриги и предательство.

Если вспомнить Ледовое побоище, то при слове «рыцари», перед глазами встают не прекрасные воины с а железяка, уходящая под воду. В средневековом рыцарстве привлекательным было и то, что это была отдельная каста людей, в которой все были равны, несмотря на происхождение. Ведь рыцарем мог стать только довольно обеспеченный человек, но доходы всех не были одинаковыми. В орден могли входить и крупные феодалы, и нищенствующие простолюдины. Но все они представляли собой братство.

Вечные идеалы

Как уже отмечалось, девизы рыцарей были разными, но изначально все воины присягали на верность какому-то идеалу, то есть цели, как правило, были благородными. Ведь мальчиков с детства отдавали сначала в пажи, затем в оруженосцы, и с юных лет они росли в атмосфере служения конкретным благородным целям. Идеология рыцарства формировалась столетиями, и основные ее постулаты не потеряют актуальности никогда. Собственно, идеал мужской добродетели присущ всем временам. Герои Древней Греции и Рима, русские богатыри, японские самураи, арабские воины - всем им присущ рыцарский девиз «честь и стыд». Емко и понятно. Краткими были и другие девизы, как например, «Я осилю». Более кратко, и главное - доходчиво, невозможно охарактеризовать человека, способного выполнить любое задание. Благородный и емкий девиз средневекового воина «Без лести предан» был так хорош, что император Павел I, присвоил его Аракчееву при пожаловании последнему графского титула. Это говорит о том, что идеалы рыцарства всегда современны.

Характерные черты

Рыцарство - эта особая прослойка средневекового общества. Оно имело свои атрибуты, неотъемлемые от образа - обеты, турниры, гербы и девизы рыцарей, военный клич, ритуалы, особенно посвящения, Кодекс чести, включающий в себя и нормы поведения в обществе. Внешний вид представителя этой касты тоже имеет свои, только ему присущие особенности, по которым безошибочно можно определить рыцаря. Разве можно представить себе паладина без коня, доспехов, меча и плаща? Без коня можно, когда он стоит на одном колене, склонив обнаженную голову перед Прекрасной дамой. Но как правило, если в одной руке у него шляпа, то в другой - поводья. Есть устоявшийся образ, и только ему присущие особенности.

Что такое девиз?

Как уже говорилось, девизы рыцарей Средневековья всегда были краткими и емкими. Иногда, если обладатель был оригиналом, девиз мог состоять из одной буквы. Братья по оружию были в курсе того, что она олицетворяет, а загадочность и мистика всегда были присущи этим воинам-романтикам без страха и упрека. По идее, в девизе выражалось кредо рыцаря, его жизненные принципы.
Например, "Блаженство в верности", «Ударом львиной лапы побеждаю», и так далее. Необходимо отметить, что сами девизы делились на три группы - фигурные, фигурно-словесные и собственно словесные, самые распространенные. Девизы были личные и родовые, передающиеся из поколения в поколение, и служащие нравственным и воспитательным символом для потомков. Бывают государственные девизы - в царской России это была фраза «С нами Бог», в Советском Союзе - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Много стран имеют и сейчас свои государственные девизы.

Необходимый атрибут

У рыцарей Средневековья девиз был начертан на гербе, например, в Англии - сверху, в Шотландии - в нижней части герба, который, в свою очередь, тоже является важнейшим атрибутом рыцаря. Первые рыцарские гербы Средневековья появились уже в X веке, а в XII они уже были на многих рыцарских щитах. Они служили и опознавательными знаками в бою, а затем и признаками знатного происхождения, заслуг перед отечеством и личного мужества. Геральдическая наука изучает тонкости образования гербов, все присущие им аллегорические знаки, историю создания и возникновения тех или иных фамильных атрибутов рыцарства. В гербе нет ничего лишнего, никакого украшательского элемента.

Значимость каждой детали

Абсолютно все: форма, фон, расположение фигур, любой завиток - несет в себе смысловую нагрузку. Изображение может поведать знающему человеку все о хозяине: к какому клану принадлежит, в какой стране, или даже городе, он родился и чем знаменит.

Рыцарские гербы Средневековья - это своеобразные паспорта обладателей. Все поле герба делится на две части - верхнюю (главу) и нижнюю (подножие). Современной геральдикой выделяется несколько классов гербов - уступные и по супружеству или по преемству, протекционные и коронованных особ. Самый первый рыцарский герб с девизом, о котором есть исторические данные, принадлежит графу Анжуйсуому, Жоффрею из рода Плантагенетов. Он относится к 1127 году.

Прекрасная куртуазная эпоха

Появление рыцарства, как и его упадок, обусловлено исторической необходимостью. Средневековье - это феодализм. Земельные собственники нуждались в охране своих владений. Рыцари возникают как воины-охранники собственности сюзерена. Зародились они в государстве франков, хотя корнями уходят в конницу Древнего Рима. Исчезает рыцарство с появлением регулярной армии с жесткой дисциплиной и согласованностью действий. Однако рыцари Средневековья в соответствующий период были единственной реальной силой, способной как защитить государство, так и завоевать новые земли, примером чего могут служить крестовые походы, предпринимаемые с целью защиты Гроба Господня от турок-сельджуков. Кроме того, рыцари были украшением и опорой обществу. У них была своя культура, свои менестрели, своя манера поведения - все то, что подразумевается под прекрасным словом «рыцарь».

Избранные места из многолетней истории крестовых походов. Кто надоумил рыцарей отправиться в поход на Иерусалим? Участвовали ли в походах женщины и дети? Чем сейчас заняты крестоносцы?

Идея Петра

Надоумили рыцарей нашивать себе на одежду кресты и воевать в жарких далеких землях за Гроб Господень два человека. Первым, кому эта гениальная идея пришла в голову был бывший военный, ставший монахом-отшельником, Петр Амьенский. Якобы он побывал в Иерусалиме, увидел, как там обижают братьев христиан, вернулся домой и забил тревогу. Ходил Петр по городам, собирал толпы народа и красиво доказывал им, что необходимо вернуть Гроб Господень, освободить христиан, а турок стереть в средневековый радиоактивный пепел. От неимения достойных развлечений, СМИ и интернета граждане слушали Петра, раскрыв рот. Образ юродивого нищего проповедника очень сильно действовал на окружающих и вскоре Петр стал настоящей "звездой". Люди толпами шли к нему, чтобы прикоснуться, взять на память кусочек его одежды или прядь волос, приписывали ему целебные свойства и были готовы выполнить , что он скажет.

За папу!

Дальше в игру вступил папа Урбан II, который сообразил, что Петра и его сторонников можно очень выгодно использовать. По другой версии, было наоборот, то есть сначала до походов додумался папа римский, а потом уже его поддержал Петр Амьенский и начал проводить работу с населением. Официально именно Урбан II считается главным вдохновителем крестовых походов. Прикинув сколько богатств можно будет вынести из Святой земли и поразмыслив над способами увеличения пошатнувшегося рейтинга, папа 27 ноября 1095 года произнес пламенную речь в городе Клермон во Франции о необходимости ввести войска на Святую Землю и силой вырвать ее из цепких лап неверных.

Так хочет Бог

Чтобы люди охотнее собирались в поход, папа пообещал всем участвующим немедленное отпущение всех обычных грехов, а также отпущение смертных грехов со значительной скидкой, прощение всех долгов, 100% гарантию попадания в рай, христианский аналог 72 девственниц, ну и посулил золото и бриллианты, которые можно добыть на Святой Земле. Народу, а также высокопоставленным священникам и государственным деятелям идея понравилась, толпа прокричала несколько раз "Deus vult" ("Так хочет Бог") и стали собираться в поход, который был назначен на 15 августа 1096 года.

Самый неудачный поход

Самые ярые последователи Петра никак не могли дождаться августа 1096 года, им не терпелось начать прорубать путь отцовским мечом к сокровищам Святой Земли и заодно освободить товарищей христиан. Самые бедные и самые грешные самоорганизовались и двинулись по направлению к Гробу Господню. У многих из низ не было ни оружия, ни доспехов. Говорят, что примерно 30 тысяч человек первыми двинулись в поход, большинство из них были нищими крестьянами. Новоявленные крестоносцы брали с собой свои семьи (то есть жены, дети и старики тоже пошли возвращать Гроб Господень), чтобы не тосковать в дороге по родным. Запастись достаточным количеством еды удалось далеко не всем. Дело в том, что в крестоносной суматохе цены на необходимое для похода взлетело до небес, поэтому даже средневековой версией доширака закупиться было очень не просто. Местные жители стран, которые встречали на пути крестьян-крестоносцы, неохотно делились едой, из-за чего происходили вооруженные конфликты. Первое же крупное сражение с противником стоило жизни половине отряда, детей и женщин захватывали в плен и продавали в рабство на азиатских базарах. До места добрались буквально несколько десятков человек. Петр, возглавлявший "крестьянский поход", выжил и присоединился к первому официальному крестовому походу. Кстати, когда крестоносцы шли на Святую землю, то крест у них был нашит на грудь, а когда возвращались, то нашивали на спину.

Детский крестовый поход

Дети не остались в стороне от папской пропаганды, и по всей Европе стали появляться посланцы Бога. Мальчишкам якобы Бог нашептал, что им выпала честь возглавить своих ровесников и отправиться отвоевывать Иерусалим. Слухи о о чудесах, творимых избранными, делали свое дело, и ровесники новоявленных чудотворцев сбегали из дома и собирались в отряды. Истинными вдохновителями этих малолетних крестоносцев были работорговцы, которые надеялись продать большую партию европейских деток на восточных базарах. Собственно, тех, кто не погиб в дороге, погрузили в корабли работорговцев. Многотысячные отряды, которые вел мальчик Николай (ему было не больше 10 лет), обещавший "по морю аки по суху" дойти до Святой земли, растеряв половину в дороге, дошли до итальянского порта Бриндизи, но дальше их не пустил на верную смерть один адекватный местный епископ. Тогда фанатичные детки пошли к папе римскому с просьбой их благословить на священную резню. Папа посоветовал им дождаться совершеннолетия. Даже по меркам средневековья детские крестовые походы были дичью. Кстати, полагают, что участниками похода были не совсем дети, а юноши и подростки, но меньшей дичью факт от этого не становится.

Голод не тетка

Первый крестовый поход, осада сирийской крепости Маары, крестоносцы осаждают ее из последних сил, еда давно закончилась, куда не глянь повсюду пустыня. и вот мусульмане сдаются, правда при условии, что рыцари оставят жителей города в живых. Крестоносцы входят в город в надежде плотно поесть, но, оказывается, что сирийцы тоже давно сидят без припасов. Христиане вконец обезумев от голода и разочарования начинают отлавливать и жарить врагов, которых совсем недавно пообещали пощадить. Хронисты первого крестового похода описывают ужасные сцены каннибализма, а Альберт Аахенский пишет, что в расход пустили даже собак: "Крестоносцы не ограничивались поеданием только убитых турок и сарацин, они ели даже собак".

Тот от меча и погибнет

Пытались крестоносцы пролить свет своей истинной религии не только на мусульман, но и на всех, кто попадался под руку. Папа римский вообще довольно размыто говорил в своей знаменитой речи по поводу врагов. Например, он намекнул на то, что хорошо бы мечом насадить католичество в землях, где исповедуют любую другую религию, а заодно ликвидировать язычников, иудеев, православных. Дескать, Бог это дело одобряет. Так вот в 1096 году крестоносцы отклонились от маршрута и устроили массовые убийства евреев в городах Германии. А с 1198 по 1411 год крестоносцы ходили на языческие славянские и финские племена. В 1240 году рыцари-крестоносцы Ливонского ордена двинулись на Псков и Новгород, однако подчинить Русь папе римскому им, как известно, помешал Александр Невский, разгромив их на Чудском озере в 1242 году.

Современные крестоносцы

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского до сих пор существует. То есть крестоносцы бродят среди нас. Орден ведет свою историю с 1099 года. Основная цель ордена - поддержка католиков на Святой земле. Например, на средства ордена там строят католические церкви, школы, больницы. В свое время членом ордена был венгерский композитор Лист, первый канцлер ФРГ Адэнауэр, короли и королевы многих европейских стран. У крестоносцев даже есть свой сайт, а штаб-квартира в Риме в дворце Палаццо делла Ровере. Чтобы стать крестоносцем надо получить орден Заслуг перед Иерусалимским орденом Гроба Господня. Он вручается людям с безупречным моральным обликом, занимающимся благотворительностью. Девиз Ордена "Deus vult".