1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2.Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетаниюзнаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ( ).

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

Например:

1. Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

[сущ. + указ. сл.], (что – союз).

2. С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

[гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).

3. Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

[кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая, что просто дух захватывает (Гольцов).



2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что – значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы – целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

К придаточным предложениям, которые относятся к одному слову в главном предложении, относятся также:

придаточные определительные,
придаточные дополнительные (изъяснительные),
придаточные подлежащные,
придаточные сказуемные.

Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.

Придаточные сравнительные

1. Вопросы: придаточные сравнительные отвечают на вопросы: как? подобно чему? Однако не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы. Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи: придаточные сравнительные прикрепляются к главному предложениюсоюзами : как, словно, будто, как будто, подобно тому как, что (в значении «как»), как если бы, всё равно что, так же как, прямо как, чем, нежели, чем если бы, чем... тем и др.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени. В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие, в главном предложении которых есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели :

В твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал (Паустовский); Молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать (Пушкин); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов).

Вместо формы сравнительной степени употребляются также местоимения иной, другой , местоимённое наречие иначе :

Конечно, Крым оказался совсем другим, чем я о нём думал (Паустовский).

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особой структурой, но и особым значением. В ряде пособий такие конструкции выделяются в самостоятельные типы придаточных предложений.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением:

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (Пушкин).

3. Место в предложении: придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. Служите мне [как?], как вы ему служили (Пушкин).

, (как – союз).

2. С глухими звуками [подобно чему?], как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты (Первенцев).

[ , (как будто – союз), ].

3. Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн).

(чем ), [тем ].

Обратите внимание!

1) Как уже отмечалось, придаточные сравнительные близки по значению к придаточным образа действия и степени. К тем и другим иногда можно задать один и тот же вопрос как? . В главном предложении сложноподчинённых предложений с такими придаточными могут быть одни и те же указательные слова, прежде всего – указательное слово так . Поэтому для разграничения этих типов придаточных необходимо учитывать совокупность всех признаков. Обратите также внимание на то, что как в придаточном образа действия и степени является союзным словом, а в придаточном сравнительном – союзом.

2) Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу (Чехов) – опущено сказуемое ходят .

Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота. В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении (см. пример выше). Так как в придаточном предложении с опущенным сказуемым остаются подлежащее и второстепенные члены, грамматически зависящие от сказуемого (обстоятельство, дополнение), то сказуемое может быть без труда восстановлено.

Ср.: как яйцо в скорлупу (Чехов). – Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.

Если в сравнительной конструкции нет членов предложения, зависящих от сказуемого, то она превращается в сравнительный оборот.

Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото , тёмную, как дёготь , и зелёную (М. Горький).

3) Средства связи чем, чем... тем в сравнительных придаточных являются союзами, а не союзными словами (это не местоимения в творительном падеже!).

придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные места

1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами : где, куда, откуда . В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения.

Например:

1. Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой).

[ указ. слово], (где – союз. слово).

2. [Куда?] Куда иголка, туда и нитка (пословица).

(куда – союз. слово), [указ. слово ].

3. Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

[ указ. слово], (откуда – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.

2) Эти союзные слова (где, куда, откуда ) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.

Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал – придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал Я не знаю [чего?], где буду ночевать – придаточное изъяснительное.

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные времени

1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами :когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде как ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева).

(после того как – союз), .

2. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

[указ. сл., (как – союз), ].

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. [Когда?] Когда я был моложе, я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

(когда – союз), .

, (пока – союз).

Обратите внимание!

Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.

Ср.: [Когда?] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) – придаточное времени; когда – союз; Подошёл момент [какой?], когда надо прощаться – придаточное определительное; когда – союзное слово.

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные причины

1. Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?

2. Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами :так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др.

Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины: из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.; вторая часть составного союза (что ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

3. Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множествоиностранных понятий (Белинский).

, (потому что – союз).

2. [Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло, как в операционной (Полевой).

(оттого что – союз), .

3. Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар).

[указ. сл.], (что – союз).

4. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самыеребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой).

[указ. сл., (что – союз), ].

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные цели

1. Вопросы: придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

2. Средства связи: придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами:чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы , союзами-частицамитолько бы, лишь бы и др.

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы ) остается в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

3. Место в предложении: придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. Для того [с какой целью?], чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлить течение своей души (Солоухин).

[указ. сл., (чтобы – союз), ].

2. Он употребил свое красноречие [с какой целью?], дабы отвратить Акулину от её намерения (Пушкин).

, (дабы – союз).

3. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета [с какой целью?], с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов).

, (с тем чтобы – союз).

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные условия

1. Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами :если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так ) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль).

3. Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.

Например:

1. [При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).

(если – союз), .

2. [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).

(коли – союз), .

, (когда – союз).

4. [При каком условии?] Как душа черна, так и мылом не смоешь (пословица).

(как – союз), [так и ].

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Придаточные уступительные

1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:

  • союзов : хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай (в значении «хотя»), пусть (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и др.;
  • союзных слов : как, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни .

Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то ) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки:

Он выглядит опрятным, чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев).

3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Например:

1. Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).

, (хотя – союз).

2. [Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (Фадеев).

(как ни – союз. слово), .

3. У него ничего не клеилось [несмотря на что?], что бы он ни предпринимал (Фадеев).

, (что ни – союз. слово).

Обратите внимание!

1) В придаточных уступки с союзными словами как, сколько, что, где и др. всегда пишется частица ни , поскольку она имеет не отрицательное, а усилительное значение, причём усиливает утверждение.

Ср.: Сколько я ни прислушивался, я не мог различить ни одного звука (Паустовский). – Хотя я старательно прислушивался, я не мог различить ни одного звука.

2) Нужно отличать союз чтобы в придаточном цели от союзного слова что бы ни в придаточном уступительном. В придаточном уступительном что является членом предложения, а ни усиливает утверждение.

Ср.: [С какой целью?] Чтобы не было между нами личных счетов, я вынужден написать рапорт об отстранении меня от должности (Фурманов) – придаточное цели; союз цели чтобы пишется слитно; [Несмотря на что?] Что бы ни говорил он, я ручаюсь за него (Лесков) – придаточное уступки; союзное слово что пишется раздельно с частицей бы .

3) Если придаточное уступки стоит перед главным предложением, то в начале главного может находиться сочинительный противительный союз: но, однако, да, зато .

Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда (М. Горький).

Такие сложные предложения занимают промежуточное положение между сложноподчинёнными и сложносочинёнными. Но всё же в основе это сложноподчинённые предложения.

4) В ряде пособий к придаточным уступительным не относят придаточные с союзными словами что ни, кто ни, где ни и др.; к уступительным придаточным относят лишь те, что прикрепляются к главному предложению перечисленными союзами и лишь двумя союзными словами – как ни, сколько ни .

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные следствия.

Придаточные следствия

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что .

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Например:

Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).

, (так что – союз).

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что ; Он оделся так , что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные :

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему .

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

Например:

1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел,сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

3. для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями:что это ; отчего оттого ; зачем затем .

Cр.: Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу. – Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для этого идёт по берегу ).

План разбора сложноподчинённого предложения

1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).

2. Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы).

3. Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении).

4. Определить тип придаточного предложения.

5. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении).

6. Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению.

7. Построить схему сложноподчинённого предложения.

Образец разбора

Молодые люди так потрясены этой встречей, что (Гинзбург).

Предложение сложноподчинённое, состоит из двух простых. Главное предложение: Молодые люди так потрясены этой встречей , грамматическая основа – молодые люди потрясены . Придаточное предложение: что некоторое время молчат, глядя на нас ; грамматическая основа – молчат , опущено подлежащее молодые люди . Придаточное относится к сказуемому потрясены , выраженному кратким причастием. Придаточное образа действия и степени. Средства связи – союз что и указательное слово так (в главном предложении). Придаточное предложение стоит после главного.

[кр. прич. + указ. сл.], (что – союз).
образа действия и степени

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:

придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные причины, придаточные цели, придаточные условия, придаточные уступительные.

Придаточные меры и степени отвечают на вопросы "насколько?", "в какой мере?", "до какой степени?". Придаточные являются присловными и относятся к наречию меры и степени в главной части (слова "так", "столь", "достаточно") и к некоторым словосочетаниям с тем же значением. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ и союзными словами СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО. Могут также быть использованы сравнительные союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции. За световой день Дюймовочка успевала сделать столько, сколько многие девушки и за неделю сделать не могут. Она была слишком аккуратна, чтобы не пропустить в норке мышки ни одной соринки.

Последние два типа придаточных имеют много общего. Различия в том, что в придаточных сравнительных использование соотносительного слова необязательно, тогда как в придаточных меры и степени соотносительные слова обязательны.

СПП с придаточными образа действия

Придаточные образа действия отвечают на вопрос "как?", "каким образом?". Придаточные являются присловными и относятся к наречию "так" или сочетанию "таким образом" в главной части. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО и союзным словом КАК. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции и в интерпозиции. Дюймовочка старалась убираться так, чтобы хозяйка её похвалила. Дюймовочка плакала так, как будто смерть ласточки означала и её смерть. Осознав, что ласточка жива, она обрадовалась так, как никогда раньше не радовалась.

Главная часть может оказаться неполной, если соотносительное слово в ней пропущено, обычно это свойственно разговорной речи. "Ты сделаешь, как велю тебе я!" - закричала мышь.

1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ().

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово - обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

    Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

    [сущ. + указ. сл.], (что - союз).

    С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

    [гл. + указ. сл.], (чтобы - союз).

    Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

    [кр. прил. + указ. сл.], (насколько - союз. слово).

Обратите внимание!

1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая , что просто дух захватывает (Гольцов).

2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что - значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы - целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

  • 2.2.5. Придаточные образа действия и степени

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Придаточными образа действия называются предложения, которые указывают на способ действия, названного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? Пример: [Человек этот вёл себя так], (как будто никого рядом не было).

Эти придаточные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов как, что, чтобы, словно, как будто, точно; иногда имеют дополнительные оттенки значения сравнения, следствия. Пример: [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда)

Таким придаточным в главной части часто соответствует указательное слово так, выполняющее функцию обстоятельства образа действия: Пример: Бьется насмерть парень бравый - так, как бьются на войне (А. Твардовский). Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, - выпуклым, сочным языком (К. Паустовский).

Придаточные меры и степени указывают на меру и степень проявления признака или действия в главном предложении и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько. Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными: Пример: [Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет). (А. Куприн).

Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака: Пример: [Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что, чтобы, будто, словно, точно, как будто и союзными словами как, сколько, насколько, поскольку: Пример: [Это было сказано так твердо и властно], (что Лунину оставалось только подчиниться). (Н.Чуковский). [Люди были интересны Самгину настолько], (насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них). (М. Горький).

Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос: Пример: Рукава и верхние полы рубашки засалились и залоснились до такой степени, что походили на юфть. (М. Горький). - засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?

Укажи СПП с придаточными образа действия Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, - выпуклым, сочным языком. Стрелки поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть. Поляна так пестреет, что рябит в глазах.

Укажи СПП с придаточными образа действия Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту. Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.

Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).

Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как если бы и др.: [Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).

Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом, к ним часто нельзя поставить вопрос. Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени. Ср.: Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин). - Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).

В первом примере придаточное сравнительное, во втором - образа и способа действия.

Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. [ Служите мне], (как вы ему служили). (А. Пушкин). [С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев). (Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением: (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).

Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов, в составе которых отсутствует сказуемое: Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению.

Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения: [Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).

Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном предложении в степи - обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет: /Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Данный урок имеет нравственно-патриотическую направленность, поскольку изучение лингвистической темы строится на текстах, посвященных победе в Великой Отечественной войне....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка(9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...