Тема:

1. Буквы э или е в начале русских и заимствованных слов пишутся в соответствии с произношением, например: эге, экий, этот; эвкалипт, эллин, этика - еда, ель, ехать; евангелие, егерь, ересь.

2. Буква э сохраняется после приставок на согласную, в сложных словах, первая часть которых оканчивается на согласную, в сложносокращенных словах и аббревиатурах, например: разэтакий, сэкономить; бельэтаж, двухэтажный; политэкономия, нэп.

3. После гласных, кроме и, в соответствии с произношением пишется э; после и, как правило, пишется е, например: алоэ, дуэт, маэстро; гигиена, диета, реквием.

Исключения: проект, реестр, траектория, феерия и некоторые другие.

4. После согласных в русских и заимствованных словах пишется е, например: белеть, делитель; декольте, тендер.

Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрство и т. п.), пленэр (живопись или киносъемка на открытом воздухе), а также некоторые собственные имена: Бэла, Додэ, Сихотэ-Алинь и др.

5. Употребление буквы ё желательно в случаях, если необходимо предупредить неверное произношение или возможное вследствие этого ошибочное понимание слова, например: озеро Акгёль, город Белёв, желёзка (ср.: железка), познаёшь (ср.: познаешь).

6. В иноязычных словах (в начале слов и после гласных), если произносится ё, пишется сочетание йо: йод, йоркширский, майор, район и некоторые другие.

Упражнение 44. Объясните употребление гласных е и э.

Адекватный, бенефис, Бодуэн де Куртенэ, бромэтил, бекон, Бэкон, геенна, гейзер, гиена, декаэдр, декольте, денди, диез, диэлектрик, дуэт; Ева, еда, ералаш, каноэ, кашне, квинтэссенция, кеб, кекс, коттедж, леди, маэстро, метр, мэрия, октаэдр, отэкзаменовать, пенсне, пиетет, пируэт, полиомиелит, поэзия, поэтому, Рафаэль, силуэт, стенд, Суэц, Тэн, Улан-Удэ, Шопен, эй, эра, этажерка, это, эфир, эхо, эшелон.

Упражнение 45. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Все греческие эпические песни сложены г…кзам…тром. (Черн.) 2. Квартира состояла из шести прекрасных комнат в бель…таже. (Леек.) 3. Выслушав и выстукав паци…нта, доктор присел на угол письменного стола. (Купр.) 4. Вечер проектировался, однако же, запросто: ожидались одни только «друзья дома». (Дост.) 5. …ст…тика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем …ст…тика поведения. (Макар.) 6. У подножья каланчи находилось д…по од…сской пожарной команды. (Кат.) 7. Журавлев перелистал тонкие, хрупкие страницы, и мелкий синеватый т…кст, напечатанный на г…ктографе, как бы распахнул перед ним прошлое. (Лид.) 8. Кабель пробит - и могучая сила уходит в эту брешь. В какие-то доли секунды маленькие чуткие р…ле должны отозваться на случившееся и спасти от гибели г…н…раторы на станции. (Гран.) 9. Хоробрых издевался над казенной восточной …кзотикой. (Пауст.) 10. Был уже поздний вечер, когда Энгельс вернулся с несколькими представителями м…рии. (Серебр.) 11. В общей толчее скрипели колесами дрожки, повозки, фа…тоны. (Коч.) 12. В нетопленном фой… было холодно. (Сим.)

Упражнение 46. Объясните употребление буквы ё и сочетания йо.

1. Всё и все меня обманывают - на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных. (П.) 2. Бог дал вёдро, пора бы сено убрать. (П.) 3. У корыта лежала боком на земле громадная розовая йоркширская свинья. (Купр.) 4. Идеалисты, буддисты йогов изучают, «Вестник теософии» издают. (Горьк.) 5. Это - город, это - Нью-Йорк. (Горьк.) 6. Я люблю Машеньку, люблю страстно, больше жизни! Шесть лет разлуки ни на йоту не уменьшили моей любви к ней. (Ч.) 7. Уставшие глаза отдыхают в прохладной полутьме мечети, выложенной синей холодной майоликой. (С.-М.) 8. Конский падёж после выхода войска из Астрахани усилился еще пуще. (Злоб.) 9. На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоёмово. (Пауст.) 10. В лицо ударил воздух морского раздолья, смешанный с запахом копченой рыбы, йода, смолы. (Беляев)

Урок 22

Письмо заглавной буквы «Э »

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Э»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; совершенствовать умения анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять гигиенические навыки при письме; развивать внимание и память; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Игра «Доскажите словечко».

На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два С,

Называется… (экспресс).

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это… (электричество).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? ... (Эскимо.)

Угукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось… (эхом).

Что обозначают все эти слова? Найдите одинаковый звук в данных словах.

Сегодня на уроке будем учиться писать заглавную букву «Э», которая нужна нам для обозначения гласного звука в первом слове предложения или в собственном имени.

III. Повторение звука [э], изученного на уроке чтения.

Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э] в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, эхо.

Дайте характеристику звуку [э].

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Э» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм букв «э»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «э».

На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву «Э». (п олоска в форме большого полуовала и полоска в форме плавной линии.)

Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Э».

Выполните конструирование заглавной буквы «Э» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 17 и 12, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 19 и 16 для дифференцирования размера и формы полуовала.

Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 1, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образа начертания заглавной буквы «Э» на доске мелом.

Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки (1). Ведем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (3). На верхней линейке пишем горизонтальную черточку, соединяем ее с полуовалом (4).

Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4).

2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Э » под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «Э » под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы «Э ».

Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

VII. Выполнение речеязыкового задания.

Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован?

Что делает мальчик?

Рассмотрите звукобуквенную схему слова, и вы узнаете, как зовут мальчика. (Эдик.)

Сколько звуков в этом слове?

Какой звук находится на первом месте?

Перекодируйте звук [э ] в печатную и письменную буквы «Э ».

Какую букву надо писать в именах людей? (Заглавную.)

Проанализируйте модель предложения.

Сколько слов в этом предложении?

Какие слова «живут» в этом предложении? (Только значащие слова.)

Составьте свои предложения по данной схеме.

Эдик читает интересную книгу.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

Какие буквы написал Почемучка?

Сравните буквы о – О. Чем они похожи? Чем отличаются?

Сравните буквы э Э . Чем они похожи? Чем отличаются?

Сравните буквы а – о. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по размеру и по форме элемент – малый овал. Отличие букв в том, что буква «а» содержит еще один элемент – полоску в форме прямой линии с закруглением внизу.)

Превратите строчную букву «о » в строчную букву «а » и наоборот, используя необходимые шаблоны на магнитной доске.

IX. Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Малый овал и полоска в форме большого полуовала.)

X. Итог урока.

Письмо точек.

Точки будем писать на одинаковом расстоянии друг от друга, не очень близко и не очень далеко. На верхней линии рабочей строки и на нижней.

Письмо короткой прямой наклонной линии.

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки и ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки.

Письмо длинной прямой наклонной линии.

1 вариант. Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки.

2 вариант. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию до середины междустрочного пространства.

Письмо короткой прямой наклонной линии с закруглением вниз (вправо).

Начинаем писать так же, как и короткую прямую наклонную линию. От верхней линии рабочей строки ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и ведем вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо короткой прямой наклонной линии с закруглением вверх (влево).

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз короткую прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки.

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вниз (вправо).

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и ведем вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вниз (влево).

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, снова закругляем влево чуть выше нижней линии рабочей строки.

Письмо длинной прямой наклонной линии с петлей.

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем прямую наклонную линию до середины междустрочного пространства, закругляем влево и, сделав петлю, ведем вверх -направо, пересекая написанную линию на нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать на середине рабочей строки.

Письмо длинной наклонной линии с закруглением вверх и внизу.

Начинаем писать чуть ниже междустрочного пространства, ведем вверх вправо,

Закругляя, доводим до междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и ведем вверх вправо до середины рабочей строки.



Письмо заглавной буквы «А».

Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вниз и, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведем плавно вверх длинную наклонную линию; не доводя до следующей строки, останавливаемся и ведем вниз длинную прямую наклонную линию до нижней рабочей строки. Не отрывая руки, начинаем писать петлю: ведем немного вверх по написанному, закругляем влево и пересекаем первый элемент буквы, не доводя до верхней рабочей линии, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, заканчиваем немного ниже верхней линии рабочей строки.

Письмо строчной буквы «а».

Буква «а» состоит из двух элементов: овала и короткой прямой наклонной линии с закруглением внизу. Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, Ведем вверх, закругляя чуть влево, доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаем вверх вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент – прямую наклонную линию с закруглением вниз, которая соприкасается с овалом.

Письмо заглавной буквы «Б».

Начинаем писать немного выше середины межстрочного пространства. Ведем сверху вниз длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и закругляем влево, плавно переходя в петлю ведем до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, пишем полуовал. Следующий элемент пишем слева направо: в виде плавного закругления слева и переходящего на ровную прямую горизонтальную линию.

Письмо строчной буквы «а».

Начинаем писать так же, как и буквы «о» и «а». Дойдя до начала письма, начинаем писать второй элемент: пишем вверх прямую наклонную линию, не доходя до середины междустрочного пространства, делаем плавный поворот вправо.

Письмо заглавной буквы «В».

Начинаем писать немного выше середины междустрочного пространства. Ведем сверху вниз длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и пишем петлю до верхней линии рабочей строки, продолжаем линию вверх и на уровне первого элемента закругляем вправо вниз и пишем полуовал до верхней линии рабочей строки. Неотрывая руки пишем второй полуовал с верхней линии рабочей строки до нижней линии рабочей строки.

Письмо строчной буквы «в».

Начинаем писать с середины рабочей строки, ведем линию с наклоном вверх, делаем петлю, высотой до середины междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вниз и, касаясь нижней рабочей линии, пишем овал. (По (1-4) чуть не доводя до верхней рабочей линии, а по (1-3) касаясь верхней рабочей линии.)

Письмо заглавной буквы «Г».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, снова закругляем влево до середины рабочей строки. Следующий элемент пишем слева направо: в виде плавного закругления слева и переходящего на ровную прямую горизонтальную линию.

Письмо строчной буквы «г».

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и ведем вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо заглавной буквы «Д».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, плавное закругление вправо, переходящее в большой полуовал. Касаясь нижней линии рабочей строки, пишем петлю влево и ведем вверх большую прямую наклонную линию, не касаясь полуовала.

Письмо строчной буквы «д».

Первый элемент начинаем писать так же, как и букву «а». Второй элемент- прямая наклонная линия. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз, доводим до середины междустрочного пространства и делаем петлю, закругляя линию влево вверх.

Письмо заглавной буквы «Е».

По (1-3). Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем округлую линию влево чуть вверх, закругляя вниз и вправо, не доводя до верхней линии рабочей строки (по (1-4) доводя до верхней линии рабочей строки) начинаем писать второй элемент: ведем округлую линию чуть влево, затем вниз, не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо строчной буквы «е».

Начинаем писать чуть ниже середины рабочей строки. Ведем линию вверх с наклоном вправо, чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево вверх, коснувшись верхней линии рабочей строки, пишем полуовал до середины рабочей строки.

Письмо заглавной буквы «Ж».

Буквы «Ж» и «ж» одинаковые по писанию, отличаются лишь размером. Они состоят из трех элементов: двух полуовалов и наклонной линии. Начинаем писать ниже середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до середины междустрочного пространства, затем пишем наклонную линию и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до середины междустрочного пространства. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства, ведем вверх влево, доходим до середины междустрочного пространства, ведем вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.

Письмо заглавной буквы «З».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз, не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Письмо строчной буквы «з».

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, продолжаем закруглять, ведем вниз влево, не доходя до нижней линии рабочей строки. Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз до середины междустрочного пространства, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки). Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки.

Письмо заглавной буквы «И».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением вниз вправо, доводим до высоты первого элемента не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу. Высота обоих элементов находится на одинаковом уровне. (и- раз – и – два).

Письмо строчной буквы «и».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую прямую наклонную линию с закруглением внизу. (раз-и-два-и).

Письмо заглавной буквы «К».

По (1-3). Начинаем писать от середины междустрочного пространства, ведем небольшую прямую наклонную линию вверх вправо, затем пишем вниз длинную прямую наклонную линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, пишем петлю, пересекая ее с написанным чуть выше верхней рабочей линии. Потом ведем вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением на уровне высоты первого элемента. Отрываем руку и начинаем писать следующий элемент немного выше верхней линии рабочей строки; ведем чуть по написанному, закругляем вверх вправо, ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу. (Можно начало не объяснять подробно, а сказать, что первый элемент пишем, так же как и у буквы «Н»).

По (1-4). Объясняем аналогично, только петля пересекает написанное на верхней линии рабочей строки, а третий элемент _ это короткая прямая наклонная линия с закруглением верхней и внизу.

Письмо строчной буквы «к».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки короткую прямую наклонную линию, возвращаем вверх по написанному до середины, затем ведем вверх вправо и на верхней линии рабочей строки чуть закругляем. Между первым и вторым элементом небольшой уголок. Далее начинаем писать с того же места, откуда начинали наклонную линию с закруглением вверх и внизу, только меньшего размера.

Письмо заглавной буквы «Л».

Буква «Л» пишется точно так же как и заглавная буква «А», только без последнего элемента.

Письмо строчной буквы «л».

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки, затем ведем вверх, отклоняя прямую линию вправо и доводим до верхней линии рабочей строки. От той точки, где закончили первый элемент, начинаем писать второй – линию с закруглением внизу. Сначала ведем вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок.

Письмо заглавной буквы «М».

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем вверх и отклоняя прямую линию вправо доводим до середины междустрочного пространства, затем пишем линию с закруглением внизу и следим за тем, чтобы образовался уголок. Не отрывая руки, ведем вверх и отклоняем вправо, доводим до середины междустрочного пространства, прописываем линию с закруглением внизу вправо.

Письмо строчной буквы «м».

Аналогично с написанием заглавной буквы «М», только размеры меньше.

Письмо заглавной буквы «Н».

(1-4) Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо небольшую прямую наклонную линию; затем пишем вниз длинную прямую наклонную линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, пишем петлю, пересекая написанное на верхней линии рабочей строки; ведем линию вправо вверх, над рабочей строки делаем петлю, закругляя влево, пересечение на верхней линии рабочей строки и ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу.

Письмо строчной буквы «н».

Пишем короткую пряную наклонную линию, возвращаемся по написанному вверх до середины, делаем маленькую петлю(завязываем узелок), ведем вправо плавно провисшую линию до верхней линии рабочей строки и пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу.(раз-и-два-и)

Письмо заглавной буквы «О».

Начинаем писать с середины рабочей строки, ведем округлую линию вниз вправо до нижней линии рабочей строки; закругляя вправо вверх, ведем округлую линию, не доходя до следующей строки, плавно закругляем влево вверх, затем ведем округлую линию вниз влево и доводим до начала письма.

Письмо строчной буквы «о».

При нижнем соединении с последующей буквой начинаем писать снизу, при верхнем соединении – сверху.

По (1-4) только нижнее соединение.

Нижнее соединение. Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вниз вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо вверх; не доходя до верхней линии рабочей строки, делаем закругление влево вверх;

Коснувшись верхней линии рабочей строки, закругляем влево вниз и доводим до начала письма.

Верхнее соединение. Начинаем писать букву немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх, закругляя влево; коснувшись верхней линии рабочей строки, делаем закругление влево вниз; ведем округлую линию до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо вверх, доводим до начала письма.

Письмо заглавной буквы «П».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вниз влево, доводим до середины рабочей строки. Отрываем руку, начинаем писать второй элемент – прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо. Ведем прямую наклонную линию с середины междустрочного пространства, чуть не доводя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо, доводим до середины рабочей строки. При написании первых двух элементов необходимо обратить внимание на одинаковую высоту, наклон и расстояние между ними. Верхний элемент пишется слева направо. Начинаем с небольшого закругления, затем ведем вправо прямую линию.

Письмо строчной буквы «п».

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до нижней линии рабочей строки. Не отрывая руки ведем вверх по написанному до середины рабочей строки, затем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо заглавной буквы «Р».

Начинаем писать немного выше середины междустрочного пространства. Ведем сверху вниз длинную прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки и закругляем влево. Второй элемент пишем слева направо в виде округлой линии.

Письмо строчной буквы «р».

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до середины междустрочного пространства, не отрывая руки ведем вверх по написанному, доводим до середины рабочей строки и пишем второй элемент – ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо заглавной буквы «С».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства. Ведем округлую линию влево, затем вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, спускаемся вниз, чуть закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо и заканчиваем письмо на середины рабочей строки.

Письмо строчной буквы «с».

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляем влево, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз округлую линию до нижней линии рабочей строки. Поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Письмо заглавной буквы «Т».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, снова закругляем влево чуть выше нижней линии рабочей строки. Отрываем руку, пишем второй элемент – прямую наклонную линию. Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки. Третий элемент начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вниз прямую наклонную линию. Немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и закругляем вверх вправо до середины рабочей строки. Следует обратить внимание на одинаковую высоту, наклон и расстояние между тремя элементами. Верхний элемент пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, затем ведем вправо прямую линию.

Письмо строчной буквы «т».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведем вверх по написанному до середины рабочей строки и начинаем писать второй элемент. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведем вверх по написанному до середины рабочей строки и начинаем писать третий элемент. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо заглавной буквы «У».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо; коснувшись верхней линии рабочей строки, ведем вправо вверх до высоты первого элемента и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу влево.

Письмо строчной буквы «у».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с петлей внизу.

Письмо заглавной буквы «Ф».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства первый овал, который касается верхней линии рабочей строки. Затем пишем прямую наклонную линию с закруглением внизу влево, которая начинается с середины междустрочного пространства и заканчиваем на нижней линии рабочей строки, и касается первого овала. Второй овал начинаем писать от прямой наклонной линии чуть ниже линии рабочей строки.

Письмо строчной буквы «ф».

Буква состоит из двух овалов и прямой наклонной линии. Первый овал начинаем писать так, как писали букву «о», затем пишем прямую наклонную линию до середины междустрочного пространства, которая касается овала. Второй овал начинаем писать от наклонной линии чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем округлую линию вниз, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево и доводим до наклонной линии.

Письмо заглавной буквы «Х».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, доводим до середины междустрочного пространства, закругляем вниз влево, ведем вниз, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки и закругляем влево вверх, не отрывая руки, ведем вверх по написанному до середины полуовала и начинаем писать второй элемент. Ведем вверх, закругляем вправо, затем возвращаемся по написанному до середины полуовала, касаемся его, ведем вниз, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки закругляем вправо вверх.

Письмо строчной буквы «х».

Написание аналогично с написанием заглавной буквы «Х», они отличаются лишь размером.

Письмо заглавной буквы «Ц».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вправо вверх, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, доводим до высоты первого элемента и не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу, закругление заканчиваем чуть выше нижней линии рабочей строки и начинаем писать петлю: ведем вниз прямую линию, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.

Письмо строчной буквы «ц».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу, доводим до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем вторую короткую прямую линию с закруглением внизу, закругление заканчиваем чуть выше нижней линии рабочей строки и начинаем писать петлю.

Письмо заглавной буквы «Ч».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, закругляем, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо; коснувшись верхней линии рабочей строки, ведем вправо вверх до высоты первого элемента и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо строчной буквы «ч».

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх до верхней линии рабочей строки, затем ведем плавную провисшую линию слева направо опять до верхней линии рабочей строки, потом пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо заглавной буквы «Ш».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, закругляем и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, доводим до высоты первого элемента и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, доводим до высоты первого элемента и пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо строчной буквы «ш».

Написание строчной буквы «ш» аналогично с написанием заглавной буквы «Ш».

Письмо заглавной буквы «Щ».

Начинаем писать аналогично с буквой «Ш» первые три элемента. Четвертый элемент – закругление заканчиваем чуть выше нижней линии рабочей строки и начинаем писать петлю (смотри букву «Ц»).

Письмо строчной буквы «щ».

Написание аналогично с написанием заглавной буквой «Щ».

Письмо буквы «ъ».

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх до верхней линии рабочей строки, затем ведем плавную провисшую линию слева направо до верхней линии рабочей строки, потом пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо; не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево до середины наклонной линии.

Письмо буквы «ы».

По (1-4). Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо; не доводя до середины рабочей строки, закругляем до середины прямой наклонной линии; и не отрывая руки, ведем вниз и вправо по написанному овалу до его середины, затем ведем линию вправо вверх до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

По (1-3). Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо; не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево и, не касаясь написанной прямой линии, делаем маленькую петлю, ведем линию вправо вверх до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо буквы «ь».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево до середины наклонной линии, прописываем маленький овал.

Письмо заглавной буквы «Э».

Начинаем писать чуть ниже середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо, доводим до середины междустрочного пространства, пишем округлую линию, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево. На середине рабочей строки пишем второй элемент – прямую черту.

Письмо строчной буквы «э».

Строчная буква «э» аналогична в написании с заглавной буквой «Э».

Письмо заглавной буквы «Ю».

Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх вправо небольшую прямую линию, затем пишем вниз длинную прямую наклонную линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, пишем петлю, пересекая написанное на верхней линии рабочей строки, затем пишем овал.

Письмо строчной буквы «ю».

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки; не отрывая руки, поднимаемся вверх по написанному до середины, делаем плавно провисшую линию и ведем вниз, пишем овал.

Письмо заглавной буквы «Я».

Начинаем писать немного выше линии рабочей строки, закругляем вправо вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведем плавно вверх длинную прямую наклонную линию; не доходя до середины междустрочного пространства, закругляем влево и пишем овал, который касается верхней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведем вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.

Письмо строчной буквы «я».

Строчная буква «я» аналогична в написании с заглавной буквой «Я».

В русском языке буква э встречается в основном в заимствованных словах, русских слов же мало.

Правописание буквы Э в начале слова и после согласных

Буква э употребляется, как правило, в иноязычных словах и пишется в из начале, например: э ра, э пос, э кспресс . В отдельных словах в таких случаях пишется е: é герь, é ресь .

Буква э пишется также после гласных, кроме буквы и , например: поэ зия, дуэ т, статуэ тка . В некоторых словах пишется буква е , например: прое кт, рее стр .

Русских слов с буквой э всего несколько, например: э тот, э такий, э х .

Правописание буквы е

Буква е пишется после согласных и после ц , например: кашнé , кафé , партé р, шедé вр, гигие на, дие та . Исключения: слова мэ р, сэ р, пэ р и образованные от них родственные (например мэ рия ), а также некоторые собственные имена: Бэ ла, Улан-Удэ .

Примечание

Если слово начинается с буквы э , то она сохраняется также после приставки и в составе сложного слова, например: отэ кзаменовать, антиэ лектрон, двухэ лементный .

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Цель : Формирование в памяти детей ясного, чёткого образа строчной буквы э.

Задачи:

Образовательные:

1. Отработать начертание строчной буквы э.

2. Учить списыванию.

3. Формировать навык грамотного письма.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся.

2. Развивать фонематический слух учащихся, мелкую моторику руки.

3. Учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательные:

1. Воспитывать потребность в знаниях, умение работать в коллективе, в парах.

2.Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Ход урока:

Организационный момент. (слайд 1)

Психологический настрой.

Ребята, сегодня к нам за помощью обратились сказочные герои (слайд 2). У них рассыпалась пирамидка и они не могут поставить кольца в нужном порядке. Поможем им?

Для этого придётся выполнить несколько заданий.

Да, поможем.

Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные:

    Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

    Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

    Актуализация знаний.

С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке обучения грамоте?

Что вы уже знаете об этом звуке? (составление кластера на доске)

Чем звук отличается от буквы?

Вывод: - О чём мы сейчас говорили?

Вы всё правильно сказали. Мы можем надеть первое кольцо пирамидки. (Слайд 3)

А чего вы ещё не знаете или не умеете?

А хотите узнать?

Мы познакомились со звуком «э»

Звуки слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

Мы говорили о звуках и буквах.

Мы не знаем как пишется строчная и заглавная буква э.

Да, хотим.

Познавательные:

    Структурирование знания;

    Рефлексия, контроль и оценка процесса результатов деятельности;

    Анализ объектов с целью выделения признаков;

    Синтез как составление целого из частей;

    Сообщение темы и целей урока.

Кто уже догадался, какая будет тема урока?

(появляется тема на доске)

А какую цель вы поставите перед собой?

А зачем вам это нужно?

Письмо строчной буквы э.

Научиться писать строчную букву э, соединять её с другими буквами, писать в слогах, словах и предложениях.

Красиво и грамотно писать, это пригодится в жизни.

Коммуникативные:

    Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Владение монологической и диалогической формами речи.

    Открытие нового знания.

    Сравнение печатной и письменной строчной буквы «э» (на доске образец печатной и письменной буквы «э»)

Посмотрите ещё раз на эти буквы. Они похожи?

Что у них общего? Из каких элементов они состоят?

В написании каких букв встречается полуовал?

Вы уже умеете писать эти буквы?

Значит, научиться писать строчную букву э вам не составит большого труда. (Слайд 4)

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Средство есть наверняка,

Только нету языка.

    Комментированный показ учителем на доске буквы э.

Начинаем писать букву э немного ниже верхней линии рабочей строки, закругляем, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала. Пишется букв э с одним отрывом.

5. Пробное действие.

Напишите букву э в воздухе, на ладони, на ладони соседа и на спине соседа так, чтобы он почувствовал, узнал и запомнил эту букву.

6. Первичное закрепление.

1) Отработка написания новой буквы в прописи.

Откройте прописи, положите их наклонно. Сделайте массаж пальчикам. Сядьте прямо и возьмите правильно ручку.

Откуда надо начинать писать букву э?

Как узнали?

Обведите на табло сначала элементы, а потом всю букву э строчную.

2) Письмо буквы э в рабочей строке.

Ещё раз посмотрите как пишется буква э в рабочей строке. (Слайд 5)

Пропишите эту букву, помните о правилах письма:

    Посадка и наклон букв;

    Расстояние между буквами;

    Высота букв.

Подчеркните самую красивую букву. Покажите её соседу по парте. (Самоанализ)

Прочитайте ниже в прописи слоги.

Как соединяется буква э с другими буквами?

Обведите только те слоги, которые заканчиваются на согласный, твёрдый, глухой звук.

Проверьте друг у друга, правильно ли вы сделали? (Взаимопроверка)

Проверьте, у вас также? У кого не так? Почему? (Слайд 6)

3) – Кто нас сегодня встречал на странице букваря?

Кто помнит, кто такие эскимосы? (Слайд 7)

А как называется их жилище?

А что было в руках у эскимоса?

Что такое эскимо?

Где стоит звук э в слове эскимо?

Найдите это слово в прописи, прочитайте и запишите его. Сделайте разбор этого слова (1 человек выполняет разбор у доски, остальные в прописях).

Давайте сделаем вывод: - Из каких же частей состоят слова? (Слайд 8). Надеваем второе кольцо на пирамидку.

Физкультминутка.

Мы красиво написали,

А теперь все дружно встали.

Я называю слова. Если услышите звук э, приседаете, если нет, то хлопните 1 раз в ладоши.

Слова: этот, ёлка, этажи, юбка, ива, экскурсия, ели, эхо.

    Работа над предложением.

Отгадайте загадку:

Живёт без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

Что такое эхо?

Слайд 9. Поиграемвэхо

Что можно сказать об этой записи?

Какое задание вы могли бы предложить?

Как назовём эту запись?

Значит, как его нужно писать?

Учитель исправляет маркером.

Запишите это предложение в тетрадь письменными буквами самостоятельно. Но сначала подготовьте пальчики.

Пальчиковая гимнастика. (1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять и т. д.)

У кого получилось?

Кого не получилось?

Проверьте, так ли у вас?

(Слайд 10)

- Давайте сделаем вывод:

Из чего состоит предложение?

Надеваем третье кольцо пирамидки.

(Слайд 11)

    Работа со словами.

Прочитайте следующую запись. (Слайд 12)

Слова на слайде: это этажи этот эти

Какое слово лишнее? Почему?

Сколько предметов оно обозначает?

Прочитайте остальные слова.

Что можете сказать об этих словах?

Подберите слова к словам это, эти, этот.

    Работа с деформированным предложением. (Работа в парах)

Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах. Прочитайте. (Слайд 13)

Можно ли эту запись назвать предложением?

Почему?

Подумайте вместе в парах и обсудите как надо поменять местами слова, чтобы получить предложение?

Проверка. (Дети зачитывают варианты ответов).

Какие надо помнить правила записи предложения?

Запишите в тетрадь это предложение с комментированием.

Проверьте, у вас так получилось? Если нет, то найдите ошибки и исправьте. (Слайд 14)

В этом доме два этажа.

Сколько букв э встретилось в этом предложении?

А сколько звуков э?

Почему?

Давайте сделаем вывод: - Что можно составить из слов?

Надеваем четвёртое кольцо пирамидки.

(Слайд 15) Предложение.

- Как называется всё то, что мы сейчас произносили?

Какая бывает речь?

Надеваем пятое кольцо пирамидки.

(Слайд 16) Речь.

7. Рефлексия.

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

Посмотрите, какую пирамидку мы помогли собрать сказочным героям.

Давайте прочитаем ещё раз порядок колец.

Какую цель ставили в начале урока?

Достигли этой цели?

Что понравилось на уроке?

Кому было трудно?

Почему? Что для этого нужно?

Если вам всё понятно сегодня на уроке и нет никаких трудностей, то поставьте себе зелёный кружок.

Если есть ещё над чем поработать, то поставьте жёлтый.

Если многое осталось непонятным, то поставьте красный.

Спасибо всем за хорошую и дружную работу. И сказочные герои вас тоже благодарят. Урок окончен.

Да, похожи.

Они состоят из левого полуовала и маленькой горизонтальной линии.

В буквах «Х», «Ж», «С».

Да

Обучающиеся тренируются в написании буквы э в воздухе, на ладонях, на спине соседа.

Сверху.

Показывают стрелки в прописи.

Нижним соединением.

Эскимос

Жители крайнего севера.

Хижина.

Эскимо.

Сливочное мороженое в шоколадной глазури.

Вначале слова.

Слова состоят из слогов.

Эхо.

Отражённый звук.

С ошибками.

Исправить ошибки и записать письменными буквами.

Предложение.

Предложение пишется с заглавной буквы, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка.

Ученики записывают предложение в тетрадь.

Дети поднимают руки.

Предложение состоит из слов.

Этажи, в нём 3 слога.

Много, это мн.ч.

Этот, это, эти.

Это местоимения. Они не называют предмет, а только указывают на него.

Дети придумывают слова, например: дерево, цветы, мальчик, стол и т. д.

В, доме, два, этом, этажа

Нет, нельзя.

Непонятно.

Дети работают в парах, обсуждают.

Записывают предложение и проверяют.

Два.

Три.

В букве е звук э.

Из слов можно составить предложение.

Речь.

Устная и письменная.

1. Всё, что мы произносим – это речь.

2. Она состоит из предложений.

3. Предложения состоят из слов.

4. Слова состоят из слогов.

5. Слоги состоят звуков и букв.

Дети оценивают себя цветовыми кружочками.