Характеризующееся неполнотой грамматической структуры или неполнотой состава, вследствие того что в нем отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), ясных из контекста или из ситуации.

Контекстуально-неполное предложение.

Неполное предложение, в котором отсутствует член, названный в предшествующем тексте;

обычно это наблюдается во второй части сложного предложения и в присоединительной конструкции. Правда правдой остается, а молва себе - молвой (Твардовский) (отсутствует глагольная связка во второй части сложносочиненного предложения).

Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (Пушкин) (отсутствует подлежащее в постпозитивном придаточном предложении). На балконах лежали пациенты, кое-кто уже не в мешках, а под одеялами (Федин) (отсутствует сказуемое во второй части бессоюзного сложного предложения). Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне? (Б. Полевой) (отсутствуют подлежащее и сказуемое в присоединительной конструкции).

Ситуативно-неполное предложение.

Неполное предложение, в котором не назван член, ясный из ситуации. Я надену это синее (Федин) (обстановка показывает, что речь идет о платье). Ср. также предложение Вот идет, произнесенное кем-либо из ожидающих на станции при виде приближающегося поезда.

Эллиптическое предложение.

Неполное по составу предложение, в котором отсутствие глагола-сказуемого является нормой. Для понимания такого предложения нет необходимости ни в контексте, ни в ситуации, так как полнота содержания достаточно выражена собственными лексико-грамматическими средствами данного предложения. На столе - стопочка книг и даже какой-то цветок в полубутылке из-под сливок (А. Н. Толстой). В углу старый кожаный диван (Симонов). Теркин- дальше, автор - вслед (Твардовский). К барьеру! (Чехов), Счастливого плавания! С Новым годом!

Диалогические неполные -предложения.

Предложения-реплики (предложения-вопросы, предложения-ответы, предложения-высказывания), тесно связанные между собой контекстуально и ситуативно, служащие по своей структуре продолжением одни других, дополняемые внеречевыми средствами (жестами, мимикой,пластическими движениями), что делает их особым типом неполных предложений. В них могут отсутствовать вообще члены предложения, и ответная реплика может быть представлена какой-нибудь частицей или междометием.- Вы очень изменились.-Разве? Или: -Ну как?-Бр-р! Нормой вопросо-ответных предложений диалогической речи является неполнота их состава. [Несчастливцев:] К у да и откуда? [Счастливцев:] Из Вологды в Керчь-с... А вы-с? [Несчастливцев:] Из Керчи в Вологду (А. Островский).

По значению и строению предложения делятся на полные и неполные предложения.

Полные предложения

Полное предложение – это предложение со всеми членами, которые необходимые для полноты строения и значения. Например: Я читаю интересную статью. Марья Ивановна торжественно вручила первоклассникам яркие азбуки. Лес открывал перед людьми свои темно-зеленые, поросшие густыми мхами, рощи.

Сказуемое в этом предложении согласуется с подлежащим, а также управляет дополнением. В результате получается непрерывная цепочка, которая связывает все члены предложения логическим смыслом.

Неполные предложения

Неполными предложениями являются предложения, члены в которых, необходимые для полноты и строения, отсутствуют. Пропущенные члены предложения в неполных предложениях зачастую восстанавливаются из контекста. Чаще всего неполные предложения встречаются в диалогах. Например:

Утром девочка подбежала к маме и спросила:

А что же Зубная фея? Она приходила?

Приходила, – ответила мама…

А она красивая?

Конечно.

Мы видим, что каждая последующая реплика данного диалога добавляет заданную в самом диалоге тему. Очень часто неполными предложениями являются односоставные предложения.

Петя, в каком классе ты учишься?

В девятом.

Неполные предложения могут входить в состав сложных предложений. Например: Землю солнышко согревает, а человека – труд.
К числу неполным предложениям относятся также предложения с пропущенным сказуемым. Например: Наша сила – в сплоченности.

Неполные предложения, так же как и полные предложения делятся на двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные. Следует отметить, что неполное двусоставное предложения, сказуемое либо подлежащее в котором пропущенное остается двусоставным, несмотря на то, что представленный только один главный член.

Использование полных и неполных предложений

Из-за того, что пропущенные члены предложения в неполных предложениях значительно упрощают процесс общения, такие предложения широко используются в разговорной речи, а также в художественных произведениях. В научной литературе, а также в деловом языке используются преимущественно полные предложения.

Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

Обратите внимание!

Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

(Песков).

Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Обратите внимание!

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

    в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

    За ночным окном - туман (Блок);

    в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

    в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

    Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

    в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

    Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

План разбора неполного предложения

  1. Указать тип предложения (полное - неполное).
  2. Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .

Как отличить неполные предложения от полных? Попробуем разобраться!

Изучая тему «Полные и неполные предложения», мои ученики просят пояснить на примерах отличия между неполными двусоставными предложениями и неполными односоставными.

Если вы умеете находить грамматическую основу, можете научиться определять тип простого предложения по составу главных членов.

Двусоставные: Она не вернулась домой. Односоставные: Полдень. Иду по дороге. Хочется пить. Никого не видно.

Примем во внимание аксиому, что двусоставные предложения встречаются чаще в книжной речи, а в разговорной речи предпочтительнее неполные двусоставные предложения. Их следует отличать от односоставных предложений с одним главным членом – подлежащим или сказуемым.

Приведём примеры полных и неполных двусоставных предложений, чтобы пояснить наше утверждение.

Сюда давно никто не приходил. Подлежащее НИКТО, сказуемое НЕ ПРИХОДИЛ. Это двусоставное предложение.

– Сюда кто-нибудь приходил?

– Приходил, – ответил я.

– Не видел…

В первом предложении есть оба главных члена. Но уже во втором двусоставном предложении пропущено подлежащее КТО-НИБУДЬ. Предложение стало неполным, хотя смысл его и так ясен. В третьем предложении можно найти обстоятельство ДАВНО и восстановить остальные пропущенные слова: КТО-НИБУДЬ ПРИХОДИЛ. И, наконец, в последнем предложении подставляем подлежащее Я.

Что же получается? В коротком диалоге, кроме первого предложения, все остальные являются двусоставными неполными предложениями.

Разберёмся теперь с односоставными предложениями. Вы спросите: «Разве могут быть они неполными, если уже состоят из одного главного члена предложения? В чём выражается их неполнота?» В том-то и дело, что пропускается самый необходимый и единственный главный член предложения!

Проверим наш вывод с помощью примеров.

– Что несёшь?

– Продукты.

– Ничего!

В этом диалоге полное предложение является опять первым. Оно односоставное определённо-личное. Остальные – односоставные неполные! Восстановим сказуемое из второго предложения – НЕСУ (что?) продукты (тоже определённо-личное). Дополним третье: Ого! ХОРОШО (безличное). Четвёртое выглядит так: Ничего НЕТ ХОРОШЕГО В ЭТОМ! (безличное предложение).

Легко найти предложения-реплики, они, как правило, добавляют новое, не повторяя уже известное, и являются более полными по составу, чем все последующие. Предложения-ответы зависят от характера вопроса и чаще всего несут на себе дополнительную ситуативную нагрузку, сопровождаясь определёнными жестами и мимикой.

Из контекста можно восстановить пропущенные как главные, так и второстепенные члены предложения, которые и без называния понятны. Но есть особый тип предложений, которые не требуют контекста, – эллиптические. Например: Смирно! Все наверх! Что с вами, Михаил? Тёркин – дальше, автор – вслед.

В приведённых примерах-диалогах нам встретились слова-предложения. Например: Ого! Ничего! Первая фраза содержит междометие, выражающее определённую оценку, вторая представляет собой ответ, неясный по содержанию, что-то среднее между утверждением и отрицанием.

Они выражают утверждение или отрицание, дают эмоциональную оценку или побуждают к действию. Различают несколько групп таких слов-предложений:

Утвердительные (Да. Правда. Хорошо. Ладно. Конечно!);

Отрицательные (Нет. Неправда!);

Вопросительные (А? Ну? Да? Хорошо?);

Оценочные (Тьфу! Ай-ай-ай! Господи!);

Побудительные (Тсс… Ау! Цыц! Баста!).

Фигура умолчания передаёт какую-либо недосказанность, она используется для прерывания по той или иной причине высказывания: Стой, погоди, а что, если… Разве я… Говорят, что она…

Не путайте их с неполными предложениями!

А встречаются ли неполные сложные предложения? Да, естественно.

Первый пример:

– Что «где»? Тут!

– Где же тут?

– Где мы идём!

В этом диалоге представлены сложноподчинённые предложения с пропуском главной и придаточной частей.

Второй пример: В одной руке я держал удочки, а в другой – садок с карасями.

Здесь сложносочинённое предложение, вторая часть неполная.

Третий пример: Двигались по-разному: по ровному месту – на повозке, в гору – пешком, под гору – трусцой.

Это сложное бессоюзное предложение, поэтому вторая, третья и четвёртая части неполные.

Подробно описано отличие неполного предложения от односоставных предложений. Дано определение эллиптических предложений. Перечислены условия постановки тире в неполном предложении. Упражение по теме с последующей проверкой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОК Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения, который легко восстановить по предыдущему контексту или из ситуации

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении. Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: « Идёт! » , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах. Например: – Ваша рота завтра назначена в лес? – спросил князь Полторацкого. – Моя. (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес).

ОК Из ситуации. На автобусной остановке: -Идёт? (Автобус идёт?) Из предыдущего контекста. -Как тебя зовут? -Саша. (Меня зовут Саша.)

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях: Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему).

Обратите внимание! Неполные предложения и односоставные предложения – это разные явления. В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение. Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали). В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же – ничему).

ОК неполные односоставные 1. Отсутствует один из главных ЧП 1. Может отсутствовать любой ЧП 2. Смысл предложения понятен и без отсутствующего ЧП 2. Вне контекста и ситуации смысл такого предложения не понятен.

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации: За спиной – лес. Справа и слева – болота (Песков). Это так называемые « эллиптические предложения ». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено. Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес. И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

ОК Эллиптические предложения Это вид неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации: За спиной – лес. Справа и слева – болота

ОК Обратите внимание! Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес) и б) от двусоставных – с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее: 1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения. Весенний лес; Вход в зал; 2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние. Ср.: Все деревья в серебре. – Все деревья серебряные.

ОК Знаки препинания в неполном предложении Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире: За спиной – лес. Справа и слева – болота (Песков); Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин).

ОК Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях: в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи: За ночным окном – туман (Блок); в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей: Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня (Федин);

в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части: Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы; в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы: Ночи стали чернее, дни – пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали).

Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо. Наше дело повиноваться, а не критиковать. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море.

Проверим 1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я – довольно плохо (неполное предложение, опущено сказуемое; параллелизм конструкций). 2. Наше дело – повиноваться, а не критиковать (подлежащее – сущ. в И. п., сказуемое – инфинитив, связка нулевая). 3. Земля внизу казалась морем, а горы – громадными окаменевшими волнами (неполное предложение, опущена связка СИС; параллелизм конструкций). 4. Дело художника – противостоять страданию всеми силами, всем талантом (подлежащее – сущ. в И. п., сказуемое – инфинитив, связка нулевая). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше – море (вторая часть сложного бессоюзного предложения – неполное предложение с опущенным сказуемым люблю).

6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки. 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды. 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? 9. Речушка стала синей, а небо голубым. 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий.

Проверим 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (главная часть сложноподчинённого предложения – неполное предложение с опущенным подлежащим я). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц – серебряные звёзды (неполное предложение с опущенным сказуемым видны). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (вторая часть сложного предложения – неполное предложение с опущенным подлежащим он; паузы нет, поэтому тире не ставится). 9. Речушка стала синей, а небо – голубым (во втором предложении опущена связка стало; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром – один, вечером – другой, в полдень – третий (в сложном предложении вторая, третья и четвертая части – неполные, эллиптические (подлежащее и обстоятельство времени); опущена также часть подлежащего – цвет; параллелизм конструкций неполных предложений).

11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки. 12. Дерево дорого плодами, а человек делами. 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство. 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже. 15. Тёркин дальше. Автор вслед.

Проверим 11. Кто чего ищет, а мать – всегда ласки (во второй части сложного предложения опущено сказуемое ищет). 12. Дерево дорого плодами, а человек – делами (вторая часть сложного предложения неполная, опущено сказуемое дорог; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких – собственное достоинство (вторая часть сложного предложения неполная; опущены сказуемое люблю и дополнение в людях; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои – всё хуже (вторая часть сложного предложения неполная; опущены подлежащее дела и сказуемое шли; параллелизм конструкций полного и неполного предложений). 15. Тёркин – дальше. Автор – вслед (неполные эллиптические предложения, состоящие из подлежащих и обстоятельств; в устной речи между обстоятельством и подлежащим есть пауза, на письме – тире).